О Программе профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2003-2004 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1430. Утратило силу постановлением Правительства РК от 7 июля 2006 года N 646

Утратил силу

      Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1430 утратило силу постановлением Правительства РК от 7 июля 2006 года N  646.

        В целях реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 марта 2002 года N 827, Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2003-2004 годы (далее - Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам (по согласованию):
      1) обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой;
      2) ежегодно к 30 июня и 30 декабря представлять в Министерство внутренних дел Республики Казахстан информацию по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.

      3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан ежегодно к 10 января и 10 июля представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Программы.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Пункт 4 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 651.

      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан     
от 29 декабря 2002 года N 1430

Программа
профилактики правонарушений и борьбы с преступностью
в Республике Казахстан на 2003-2004 годы

  1. Паспорт Программы

Наименование        Программа профилактики правонарушений
Программы           и борьбы с преступностью в Республике
                    Казахстан на 2003-2004 годы

Основание для       Программа Правительства Республики
разработки          Казахстан на 2002-2004 годы

Разработчики        Министерство внутренних дел, Генеральная
и исполнители       прокуратура, Комитет национальной безопасности,
                    Министерство юстиции, Министерство
                    здравоохранения, Министерство иностранных дел,
                    Министерство информации, Министерство 
                    культуры, Министерство образования и науки, 
                    Министерство экономики и
                    бюджетного планирования, Агентство Республики 
                    Казахстан по борьбе с экономической и 
                    коррупционной преступностью (финансовая 
                    полиция), Агентство таможенного контроля,
                    Агентство по чрезвычайным ситуациям,
                    Национальный Банк, акимы областей, городов
                    Астаны и Алматы

Основная цель       формирование системы профилактики
                    правонарушений, укрепление общественного
                    порядка и общественной безопасности,
                    вовлечение в эту деятельность всех
                    государственных органов, общественных
                    формирований и населения, повышение роли и
                    ответственности местных исполнительных
                    органов в обеспечении профилактики
                    правонарушений и борьбы с преступностью

Основные задачи     осуществление целенаправленной социально-
                    правовой профилактики правонарушений;
                    повышение заинтересованности граждан в
                    борьбе с преступностью, повышение уровня
                    правовой культуры населения; создание
                    надежной системы противодействия
                    организованной преступности, наркобизнесу,
                    терроризму и иным проявлениям экстремизма,
                    незаконной иммиграции, экономической
                    преступности и коррупции

Основные            будет заложена основа для создания системы
ожидаемые           социальной профилактики правонарушений;
результаты          усилится борьба с преступностью; повысится
                    уровень правосознания населения, его доверия к
                    государству и правоохранительным органам

Источники           Предполагаемые расходы на реализацию  финансирования      мероприятий Программы составят 2288,966 
                    млн.тенге, в т.ч. за счет средств 
                    республиканского бюджета - 1036,295
                    млн. тенге (2003 год - 564,0 млн.тенге, 2004 
                    год - 472,295 млн.тенге), местных бюджетов - 
                    1252,671 млн.тенге (2003 год - 597,66 
                    млн.тенге, 2004 год - 655,011 млн.тенге)
 
Сроки и этапы       1 этап - 2003 год
реализации          2 этап - 2004 год  <*>
 
     Сноска. Раздел 1 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 651.

  2. Введение

      Предупреждение правонарушений и борьба с преступностью, обеспечение общественной безопасности являются конституционным условием стабильного существования и поступательного развития общества, создания достойных условий и уровня жизни казахстанских граждан.
      Решение всего этого комплекса задач невозможно без постоянной государственной поддержки, объединения и координации усилий республиканских и местных органов власти и управления, активного привлечения негосударственных структур, общественных объединений и населения.
      Этим обусловливается необходимость разработки Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на 2003-2004 годы.
      Программа подготовлена в рамках реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года, Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы,  Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы и других программных документов с соблюдением принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим программам в сфере борьбы с преступностью.
      Программа содержит в основном положения принципиального характера, требующие решения на межведомственном и правительственном уровнях. Предполагается, что мероприятия узковедомственного и регионального характера будут включены в соответствующие ведомственные планы и региональные программы.

  3. Анализ состояния правопорядка и законности

      Несмотря на меры, принимаемые правоохранительными и местными исполнительными органами, коренного перелома в борьбе с преступностью в последние годы не происходит.
      Если в 1999 году в стране было зарегистрировано свыше 139 тысяч общеуголовных преступлений, то в 2001 году - 152 тысячи (+9,1%). За этот период криминогенная ситуация осложнялась ростом тяжких и особо тяжких видов преступлений, количество которых в 2001 году возросло на 19 процентов и достигло около 81 тысячи преступлений. Не сокращалось количество причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, краж чужого имущества, грабежей и разбойных нападений.
      Не на должном уровне правоохранительными органами обеспечивается неотвратимость наказания.
      Не адекватны принимаемые меры по борьбе с организованной преступностью. Нередко преступные группы используют коррумпированные связи в органах власти и управления. Деятельность правоохранительных органов носит еще разобщенный и бессистемный характер.
      Распространенный характер носят экономические преступления, в большинстве случаев связанные с проявлениями коррупции. Осуществляемые в рамках Государственной программы борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы мероприятия позволили несколько активизировать антикоррупционную деятельность. Вместе с тем, борьба с коррупцией в основном сведена к выявлению мелких взяточников и расхитителей.
      Проблема незаконного оборота наркотиков и распространения наркомании в стране все более обостряется. Заметно расширяется спрос на наркотики, увеличивается доля "тяжелых" наркотиков. Все чаще к употреблению наркотиков приобщаются несовершеннолетние и молодежь. Во многих регионах остаются нереализованными региональные программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
      В условиях возрастания вблизи границ Казахстана угроз религиозного экстремизма и терроризма требуют дальнейшего усиления принимаемые меры по повышению боеготовности личного состава правоохранительных органов, внутренних войск и обеспечению безопасности функционирования систем жизнеобеспечения и других важных объектов инфраструктуры.
      Не менее серьезной проблемой, затрагивающей интересы безопасности страны, продолжает оставаться незаконная иммиграция. Распространены попытки незаконного транзита через Казахстан граждан Афганистана, Шри-Ланки и других стран с нестабильной военно-политической обстановкой. Усилия Министерства внутренних дел и других государственных органов по перекрытию каналов и пресечению незаконной иммиграции остаются пока еще малоэффективными. Прежде всего, это обусловлено разобщенностью действий ведомств в этой сфере.
      Низка еще роль органов государственной власти, общественных организаций в обеспечении социальной профилактики правонарушений.
      Не решаются вопросы обеспечения занятости молодежи, растет детская безнадзорность. Более половины несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, не учатся либо не обеспечены какими-либо видами занятости. Не снижается число детей и подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния до достижения возраста наступления ответственности.
      На профилактических учетах органов внутренних дел состоит более 160 тысяч лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма, 47 тысяч наркоманов. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения совершается каждое второе убийство, каждое третье разбойное нападение.
      На общем фоне снижения числа зарегистрированных административных правонарушений (с 5 миллионов 423 тысяч в 1999 году до 4 миллионов 387 тысяч в 2001 году) в последние годы наблюдается тенденция роста правонарушений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений. Если в 1999 году их количество в указанной сфере составляло 195 тысяч, то в 2000 году оно достигло 203 тысяч, а в 2001 году - 234 тысяч.
      Вместе с тем, крайне низок уровень профилактической работы, малочислены лечебно-профилактические учреждения для лечения больных алкоголизмом и наркоманией, отсутствует целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни.
      Не снижается уровень рецидивной преступности в стране. Однако вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и не имеющих определенного места жительства, решаются неудовлетворительно.

  4. Цели и задачи Программы

      Цели Программы:
      формирование системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность всех государственных органов, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности местных исполнительных органов в обеспечении профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;
      повышение эффективности принимаемых мер по противодействию преступности, усиление борьбы с ее организованными формами, наркобизнесом, терроризмом, экстремизмом, незаконной иммиграцией, экономической преступностью и коррупцией;
      дальнейшее укрепление законности и правопорядка, обеспечение защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
      Задачи Программы:
      осуществление целенаправленной социально-правовой профилактики правонарушений, в т.ч. среди несовершеннолетних и молодежи, социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и лиц, не имеющих места жительства, предупреждение преступных посягательств на чужое имущество;
      повышение роли и ответственности местных исполнительных органов в обеспечении общественной безопасности, правопорядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;
      повышение заинтересованности граждан в борьбе с преступностью, недопущение криминализации общественного сознания, формирование правовой культуры населения;
      создание надежной системы противодействия организованной преступности, наркобизнесу, терроризму и иным проявлениям экстремизма, незаконной иммиграции, экономической преступности и коррупции;
      осуществление технического перевооружения и информационного обеспечения деятельности правоохранительных и специальных органов;
      совершенствование кадровой политики правоохранительных и специальных органов, повышение квалификации и профессионализма их сотрудников;
      дальнейшее развитие правовой базы борьбы с преступностью;
      расширение сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств, а также представителями международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и терроризмом.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы

Профилактика правонарушений, укрепление правопорядка

        5.1. Профилактика правонарушений и обеспечение
            общественного порядка

      В современных условиях важнейшей составной частью государственной политики борьбы с преступностью в Казахстане должно стать предупреждение преступности. Сложившаяся за последнее десятилетие ориентация только на силовые меры борьбы с преступностью не дает желаемых результатов.
      Стабилизация и последующее ослабление криминальной ситуации в стране немыслимы без создания эффективной системы профилактики правонарушений как на местном, так и на республиканском уровнях, без активного развития связей правоохранительных и других государственных органов с населением. Предупредительная работа требует восстановления оправдавших себя прежних, традиционных форм таких связей, а также поиска и внедрения в практику новых форм взаимодействия, соответствующих изменившимся социально-экономическим условиям страны.
      Задача сокращения уровня правонарушений на улицах и в общественных местах предполагает совершенствование форм и методов несения службы, развитие систем технического наблюдения и связи, активное использование при патрулировании транспортных средств повышенной маневренности и служебных животных, увеличение численности сил, повседневно осуществляющих охрану общественного порядка в населенных пунктах, в т.ч. за счет более активного привлечения общественных объединений и населения, разработки действенной системы моральных и материальных стимулов, обеспечение правовой и социальной защиты лиц, участвующих в поддержании правопорядка.

        5.2. Профилактика безнадзорности и правонарушений
            среди несовершеннолетних

      С учетом будущего влияния на все параметры криминогенной ситуации в стране особого внимания требует профилактика преступности несовершеннолетних. За последние годы сложилась устойчивая тенденция нарастания криминализации подростковой среды, 75 процентов совершенных ими преступлений относятся к тяжким и особо тяжким (в том числе убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения). Актуальной остается проблема предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. Почти половина несовершеннолетних участников преступных посягательств являются учащимися и студентами. Многие подростки на момент совершения противоправного действия находились в состоянии алкогольного опьянения либо имели криминальное прошлое.
      Вследствие различных причин обостряется проблема социального сиротства и детского бродяжничества.
      В таких условиях становится актуальной задача расширения в стране сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации. Однако в большинстве регионов страны таких учреждений нет.
      Отсутствие должного количества учреждений такого типа неизбежно приводит к тому, что, не получив своевременной помощи со стороны государства, безнадзорные дети пополняют ряды правонарушителей.
      Нет в стране и специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков, совершивших общественно опасные действия до достижения возраста уголовной ответственности. Ежегодно в таком возрасте совершают преступления около 3 тысяч несовершеннолетних, которые, не подвергаясь мерам наказания и перевоспитания, оказывают негативное влияние на подростковую среду.
      В настоящее время в республике функционирует только одна специализированная общеобразовательная школа закрытого типа в г. Таразе, наполняемостью 150 человек. Несмотря на острую нехватку таких учреждений, их сеть не развивается. Создание специальных образовательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних в каждом регионе способствовало бы повышению эффективности профилактической работы с несовершеннолетними и стабилизации криминогенной обстановки в подростковой среде.
      Не снижается уровень вовлеченности несовершеннолетних в употребление наркотических средств. На учетах в учреждениях Министерства здравоохранения состоит 3,5 тыс. несовершеннолетних, из них свыше 400 с диагнозом "наркомания". По мнению экспертов, истинное число больных наркоманией превышает официальные данные в несколько раз.
      Необходимо обобщить результаты проведенного в городе Алматы и Алматинской области эксперимента по внедрению системы ювенальной юстиции, направленного на осуществление специализации отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и ориентированного, в первую очередь, на выявление причин и условий, способствующих совершению подростковых преступлений, а также применение к ним мер наказания, не связанных с лишением свободы.

        5.3. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании

      Не уменьшается общественная опасность пьянства, алкоголизма и наркомании. Бытовое пьянство наносит непоправимый вред семье, здоровью населения и ущерб экономике государства. Пьянство, особенно в подростковом возрасте, зачастую предшествует злоупотреблению наркотическими средствами. Алкогольная деградация личности является одной из основных причин, приводящих к утрате социальных связей, имущества и жилья.
      Ситуацию с распространенностью этого явления усугубляет отсутствие государственной политики противодействия распространению алкогольной продукции и алкоголизма. Практически свернута работа по разъяснению вредных последствий пьянства в средствах массовой информации, недостаточно осуществляется антиалкогольное воспитание в учебных заведениях. Доступность спиртного, широкая реклама, призывающая к его употреблению, наряду с низкой эффективностью ограничений на продажу спиртных напитков и табачных изделий несовершеннолетним, создают благоприятные условия для наркотизации подрастающего поколения.
      Деятельность правоохранительных органов является одним из факторов, сдерживающих распространение наркотиков, однако путем уголовных репрессий проблему наркомании решить невозможно.
      Немаловажное значение в профилактике пьянства и наркомании среди детей и подростков имеет правильная организация учебного и воспитательного процесса в школе и других учреждениях образования.
      Из-за отсутствия кабинетов медицинской профилактики в учебных заведениях не осуществляется регулярное обследование учащихся на предмет выявления детей и подростков, потребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Дети, страдающие наркологическими расстройствами, проходят лечение в обычных медицинских наркологических учреждениях вместе с взрослыми наркоманами и алкоголиками, общение с которыми вызывает негативные последствия.
      Эффективная борьба с пьянством и наркоманией возможна при консолидации всех здоровых сил общества, скоординированной деятельности центральных и местных исполнительных органов.
      Приоритетными направлениями в профилактике пьянства, алкоголизма и наркомании должны стать пропаганда здорового образа жизни, формирование устойчивого антиалкогольного и антинаркотического иммунитета, прежде всего у подрастающего поколения.
      Следует продолжать работу по увеличению числа наркологических организаций для принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, специализированных центров медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, в т.ч. несовершеннолетних, открытию в общеобразовательных школах и других учебных заведениях медицинских кабинетов по регулярному проведению обследования учащихся на предмет употребления психоактивных веществ.
      Принять меры по совершенствованию учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных школах, повышению роли и статуса учителя, расширить сеть внешкольных организаций образования, обеспечить функционирование детских музыкальных, художественных, детско-юношеских спортивных школ. Необходимо также создание механизма адресного финансирования возможности посещать такие школы для детей из малообеспеченных семей.

        5.4. Профилактика рецидивной преступности

      Гуманизация уголовно-исполнительной системы и меры по социальной адаптации, осуществляемые в последнее время, в сочетании с ужесточением контроля и усилением ответственности при совершении повторных преступлений, привели к определенной стабилизации криминогенной ситуации среди ранее судимых.
      В 2001 году зарегистрировано около 18 тысяч преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, что является минимальным за последние семь лет.
      В то же время меры, осуществляемые правоохранительными и иными центральными и местными исполнительными органами по профилактике рецидивной преступности, недостаточны. Не решаются должным образом вопросы трудового и бытового устройства этой категории граждан.
      Необходимо продолжить работу по созданию в крупных городах центров социальной адаптации для лиц, не имеющих места жительства, и увеличению числа мест в действующих центрах.
      Важное значение в вопросах обеспечения контроля за состоянием рецидивной преступности должно отводиться организации индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми.

        5.5. Повышение уровня правовой культуры общества

      Развитие правового государства и гражданского общества невозможно без проведения постоянной целенаправленной работы по повышению правовой культуры общества, которая также является основой формирования правомерного поведения личности и в то же время его критерием.
      Наличие необходимого уровня юридических знаний о своих правах и обязанностях должно стать обязательным условием развития каждой личности, а стремление обладать ими должно быть ее внутренней убежденностью, следование нормам закона должно определяться не страхом наказания, а активной гражданско-правовой позицией. Необходимо повысить уровень осознания обществом проблем насилия в отношении женщин.
      Реализация этих задач предполагает создание целостной системы информационно-правового обеспечения общества, направленной в первую очередь на изменение стереотипов правового мышления, когда знание норм права, умение ими пользоваться, должно стать обязательным для каждого, а уважение к правосудию определяет отказ от использования силовых методов для разрешения любых конфликтных ситуаций.
      Наряду с правовым просвещением и повышением правовой грамотности населения требуется на государственном уровне разнопланово, осмысленно и объективно оценивать область укрепления правопорядка и борьбы с преступностью.
      Необходимо продолжить работу по расширению и углублению связи с общественностью, вовлечению в эту работу всех без исключения правоохранительных и иных государственных органов, а также организации целенаправленной работы с населением областных и районных центров, сельскими жителями, кооперативами собственников квартир, педагогическими коллективами и учащимися учебных заведений.

Меры по противодействию преступности

        5.6. Борьба с организованной преступностью. Раскрытие
            и расследование преступлений

      Борьба с организованной преступностью не может быть успешной без повышения уровня взаимодействия правоохранительных, фискальных и специальных органов, повышения профессионализма их сотрудников.
      Только в результате скоординированных, согласованных и профессиональных действий правоохранительных и специальных органов возможна реализация комплексных мер по выявлению и ликвидации экономической основы организованных преступных групп, источников их финансирования и каналов легализации денежных средств, добытых преступным путем, а также более эффективная защита предпринимателей от преступных посягательств со стороны криминальных структур.
      Не снижающийся рост преступности и качественная ее трансформация за последние годы требуют совершенствования деятельности оперативно-следственных подразделений, улучшения качества их взаимодействия, адекватного реагирования на противоправные проявления.

        5.7. Борьба с незаконным оборотом наркотиков

      В целях усиления борьбы с наркоманией и наркобизнесом важно адекватно оценивать глубину, масштабы и тенденции происходящих процессов, ошибки и слабость предпринимаемых усилий. Комплекс сбалансированных мер, наиболее эффективных и наименее затратных, учитывающих возможности и потребности государства и общества в этой сфере, необходимо осуществить в рамках реализации Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы.
      Правоохранительными и специальными органами продолжится практика проведения комплексных оперативно-профилактических операций "Мак", "Допинг", "Канал", "Арна" и иных мероприятий, направленных на обнаружение незаконных посевов наркокультур, уничтожение дикорастущей конопли, эфедры, выявление правонарушений в системе легального оборота наркотиков, перекрытие каналов их утечки, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий, а также пресечения незаконного перемещения наркотиков через границу.
      Будет проработан вопрос о создании в приграничных регионах межведомственных центров по взаимодействию в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

        5.8. Борьба с терроризмом, иными проявлениями
            экстремизма и незаконной иммиграцией

      Основной составляющей борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма являются меры предупредительного характера, совершенствование единой системы противодействия терроризму в стране, обеспечение должной степени готовности и координации на государственном уровне деятельности правоохранительных и других государственных органов по предупреждению и пресечению этих видов преступной деятельности.
      "Прозрачность" государственной границы Республики Казахстан с государствами, входящими в СНГ, создает благоприятные условия для неупорядоченных миграционных процессов, влекущих растущую незаконную иммиграцию в Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также проникновения из-за рубежа криминогенного элемента, оружия, наркотиков.

        5.9. Борьба с экономической преступностью и коррупцией

      Экономика республики продолжает оставаться слабо защищенной от проникновения криминальных отношений и возникновения криминальных сфер в различных отраслях хозяйствования. Значительная часть экономических и коррупционных преступлений является латентной, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности.
      Действия отдельных преступных групп, приобретая все более организованный характер, представляют повышенную опасность для всей системы социально-экономических отношений в стране.
      Основными задачами в этой связи являются совершенствование системы государственного контроля в сфере финансово-хозяйственной деятельности с целью недопущения злоупотреблений, повышение результативности работы правоохранительных органов, форм и методов противодействия экономической преступности и коррупции, в том числе и путем объединения усилий правоохранительных, фискальных, финансовых и других государственных структур.
      Приоритетным направлением их деятельности является реализация положений, содержащихся в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года, Концепции борьбы с правонарушениями в сфере экономики на 2001-2003 годы, Государственной программе борьбы с коррупцией в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.

        5.10. Информационно-техническое обеспечение борьбы 
             с преступностью

      Реализация задач по внедрению в органах внутренних дел программного обеспечения Интегрированного банка данных, сопровождению информационных систем позволит создать и использовать централизованный интегрированный банк данных оперативно-розыскного и справочного характера (розыск лиц, оружия и автотранспорта; "некриминальное" оружие и автотранспорт; лица, представляющие оперативный интерес для полиции, др.) в борьбе с преступностью всеми правоохранительными органами.
      Создастся предпосылка формирования единого информационного пространства правоохранительных органов Республики Казахстан.
      Для этого необходимо также реализовать проект по созданию единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы органов финансовой полиции, завершить работу по созданию единой автоматизированной системы контроля за въездом-выездом иностранцев на территорию республики, осуществить комплекс мер по оперативному истребованию органами внутренних дел сведений из центрального банка данных пофамильной картотеки Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре (г. Алматы), внедрить в органах внутренних дел систему удаленного доступа к базам данных единой унифицированной статистической системы органов прокуратуры (без права корректировки).
      Предполагается создание центрального комплекса, а также создание сети удаленных комплексов единой дактилоскопической системы органов внутренних дел на базе АДИС "Папилон".
      В перспективе необходимо реализовать стыковку единой дактилоскопической системы органов внутренних дел с дактилоскопической картотекой органов прокуратуры.
      Ввод в эксплуатацию центров оперативного управления (ЦОУ) в городах Астана и Алматы подтвердил эффективность создания информационных систем в различных звеньях управления органами внутренних дел посредством использования современных достижений в области информационных технологий, связи и телекоммуникаций.
      В рамках Программы предполагается построение ЦОУ в городах Усть-Каменогорске и Костанае.

        5.11. Укрепление законности в деятельности
             правоохранительных органов

      Отступления от соблюдения норм закона в деятельности правоохранительных органов представляют собой фактор, дестабилизирующий не только позитивные правоохранительные тенденции, но и процессы демократизации общества, становления новой Казахстанской государственности, усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
      В качестве приоритетной концептуальной задачи правоохранительных органов Глава государства определил защиту законопослушных граждан, их прав и законных интересов. Это вытекает из требований Конституции Республики Казахстан.
      Обеспечение конституционных гарантий по защите прав, свобод и законных интересов граждан в деятельности правоохранительных, специальных органов, судов, органов местного самоуправления требует реализации комплекса взаимосвязанных мер, включающих в себя внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, направленных на обеспечение права получения квалифицированной юридической помощи, усиление ответственности адвокатов за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, полное обеспечение граждан возможностями производства всех видов экспертиз на альтернативной основе.
      Необходимо разработать четкий механизм реализации Закона  Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе".
      Упорядочение порядка хранения и уничтожения наркотических средств в правоохранительных органах и судах сократит возможности двойного оборота наркотиков, использование их для фальсификации доказательств и другие незаконные действия.
      Своевременная осведомленность граждан о погибших, пострадавших, доставленных в медицинские учреждения и создание "Бюро несчастных случаев" послужит профилактической мерой, а также предупредит бесцельные обращения граждан в правоохранительные органы и медицинские учреждения.
      Требования об укреплении законности, соблюдении конституционных прав и свобод граждан должны быть подкреплены высокой организационной и нравственно-воспитательной работой в коллективах правоохранительных органов.

        5.12. Совершенствование кадровой политики
             правоохранительных органов

      Актуальными остаются проблемы кадрового обеспечения деятельности правоохранительных органов страны. Не отвечает требованиям времени профессиональный уровень сотрудников правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, где велика еще текучесть кадров. Сохраняется высоким уровень нарушений законности, ущемления конституционных прав граждан со стороны сотрудников правоохранительных органов.
      Одним из основных направлений деятельности является осуществление последовательной кадровой политики, отвечающей интересам гражданина, общества, государства.
      Приоритетным направлением кадровой политики должно стать воспитание у сотрудников правоохранительных органов уважения к конституционным правам граждан, их чести и достоинству, формирование благожелательного отношения к гражданам.
      Предстоит пересмотреть систему подбора, подготовки и переподготовки кадров правоохранительных органов, осуществить комплекс мер по обеспечению социальных и правовых гарантий для их сотрудников, формированию и укреплению стабильного профессионального кадрового ядра.
      Требует повышения уровень подготовки специалистов в ведомственных учебных заведениях, с ориентацией на максимальную связь с потребностями практики по конкретным направлениям деятельности.
      Нуждается в совершенствовании система специальной, боевой, физической подготовки, повышения квалификации личного состава, необходимо укрепление ее материально-технической базы.
      Важнейшей составной частью комплекса мер по реформированию правоохранительных и фискальных органов должна стать работа по укреплению законности и дисциплины сотрудников, наращиванию усилий по противодействию проявлениям коррупции в собственных рядах.

        5.13. Дальнейшее развитие правовой базы борьбы 
             с преступностью

      В настоящее время происходит очищение правовой системы от карательно-репрессивной направленности деятельности правоохранительных органов и обвинительного уклона в судопроизводстве. Несмотря на всю важность принятых законодательных актов нельзя не признать, что имеющаяся правовая база борьбы с преступностью в этом направлении требует дальнейшего развития и совершенствования в целях усиления защиты прав и свобод человека и гражданина.
      В уголовном законодательстве следует исходить из признания первичности и неотъемлемости прав и свобод человека как высших социальных ценностей, охраняемых законом.
      В связи с этим уголовная политика должна развиваться в направлении гуманизации и декриминализации, в то же время усиления ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
      Приоритетными направлениями должны стать предупреждение и профилактика преступлений, совершенствование оперативно-розыскной деятельности, формирование законопослушного правосознания граждан.
      Необходимо восполнить пробелы в правовом регулировании в сфере борьбы с преступностью. Требуется разработать более четкий механизм реализации Закона Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией", дать определение понятию "организованная преступность". Назрела необходимость конкретизации норм законодательства, связанных с розыском различных категорий лиц, которая позволит обозначить роль и участие всех государственных органов в розыске уголовных преступников; лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда; уклоняющихся от уплаты алиментов; без вести пропавших; ответчиков и должников по гражданским делам; иных лиц, разыскиваемых государственными органами.
      В целях реализации принятых законов требуются своевременная разработка и принятие подзаконных актов.
      Целесообразно также разработать единые правила расчета (тарифа) по оплате труда переводчиков, оказывающих услуги гражданам в ходе их уголовного преследования, рассмотрения дел в суде.
      Учитывая угрозы международному сообществу, особое внимание необходимо уделить совершенствованию законодательства в сфере предупреждения и пресечения транснациональной организованной преступности и ее особо опасных проявлений - терроризма, религиозного экстремизма, наркобизнеса, торговли людьми, незаконного изготовления и оборота оружия и боеприпасов к нему, преступлений коррупционного характера, в том числе относящихся к сфере отмывания денег.

        5.14. Международное сотрудничество в борьбе
             с преступностью

      Развитие международного сотрудничества Республики Казахстан в сфере борьбы с преступностью на 2003-2004 годы будет направлено на укрепление практического взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств, которое должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами.
      Необходимо продолжить работу по созданию договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области борьбы с преступностью,  регламентирующей наиболее прогрессивные формы взаимодействия между правоохранительными органами иностранных государств. В том числе следует активизировать диалог в двустороннем формате с правоохранительными органами государств-участников СНГ и в особенности с соответствующими структурами государств Евразийского экономического сообщества и Центральноазиатского сообщества.
      Пристального внимания требует установление профессиональных связей с правоохранительными органами государств Европейского Союза. 
      Необходимо активизировать участие правоохранительных органов Республики Казахстан в проектах и программах Организации Объединенных Наций в правоохранительной сфере.
      Конкретные шаги должны быть направлены на укрепление взаимоотношений с правоохранительными органами государств, образующих региональные организации. В этой связи главный акцент должен ставиться на обеспечение многостороннего взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в рамках Совета министров внутренних дел, Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета генеральных прокуроров, Совета таможенных органов и др. Необходимо принять меры по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью и Программы  государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
      Приоритетным должно стать приграничное сотрудничество с органами внутренних дел сопредельных государств.
      Особую значимость имеют меры, направленные на укрепление взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС.
      Правоохранительные и специальные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции будут принимать меры по упрочению имеющихся и расширению партнерских отношений с соответствующими структурами иностранных государств, прежде всего по вопросам выдачи лиц, совершивших преступления, оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, осуществлению совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также специальных операций.
      Будет продолжена практика заключения типовых международных договоров о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, терроризмом и иными видами преступлений, договоров в многостороннем и двустороннем формате на межведомственном уровне.
      Необходимо способствовать шагам, направленным на обеспечение участия государства в международных Конвенциях в сфере борьбы с преступностью.

Мониторинг реализации Программы

      Исполнители мероприятий, указанные первыми в графе "Ответственные за исполнение" раздела 8 "Плана мероприятий" могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки.
      Ответственные исполнители совместно с соисполнителями несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
      При необходимости центральные и местные государственные органы, участвующие в реализации Программы, а также соответствующие бюджетные комиссии в установленном законодательством порядке могут вносить предложения по корректировке Программы и Плана мероприятий по ее реализации.
      Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Председателя Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан могут быть рассмотрены на заседании Совета с заслушиванием отчетов руководителей центральных и местных государственных органов - исполнителей Программы.

  6. Ресурсное обеспечение Программы

      Реализация мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, предусмотрена за счет средств республиканского и местных бюджетов.
      Предполагаемые расходы на реализацию мероприятий Программы составят 2288,966 млн.тенге, в т.ч. за счет средств республиканского бюджета - 1036,295 млн.тенге (2003 год - 564,0 млн. тенге, 2004 год - 472,295 млн. тенге), местных бюджетов - 1252,671 млн. тенге (2003 год - 597,66 млн. тенге, 2004 год - 655,011 млн. тенге).  <*>
     Сноска. Раздел 6 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 651.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      В результате осуществления Программы:
      будет заложена основа для создания системы социальной профилактики правонарушений, усилится контроль за гражданами, склонными к противоправной деятельности;
      произойдет в целом улучшение криминальной ситуации в стране, усилится борьба с преступностью, наметится тенденция снижения тяжких преступлений (зарегистрированное количество которых не превысит ежегодного порогового уровня - 70 преступлений на 10 тысяч населения), повысится раскрываемость преступлений;
      будет обеспечено оптимальное реагирование на угрозы общественной безопасности;
      улучшится обстановка на улицах и в других общественных местах;
      снизится уровень криминализации экономики, возрастет сбор налоговых и иных обязательных платежей в бюджет;
      повысится уровень правосознания населения, его доверия к государству и правоохранительным органам, улучшится взаимодействие граждан с правоохранительными органами.

  8. План мероприятий по реализации Программы  <*>

      Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 ноября 2003 г. N 1216; от 15 июня 2004 года N 651; от 13 августа 2004 г. N 861

-------------------------------------------------------------------
N  !               Мероприятие                 !      Форма
п/п!                                           !    завершения
-------------------------------------------------------------------
 1 !                    2                      !         3
-------------------------------------------------------------------
          Профилактика правонарушений и обеспечение 
                   общественного порядка
 
  1   Предусматривать средства на поощрение        Решение акимов
    граждан, участвующих в охране общественного  областей,
    порядка, при формировании местных бюджетов   гг. Астаны, Алматы
    областей, городов Астаны и Алматы

2   Продолжить работу по расширению сети         Решение акимов
    уличных таксофонов, освещению улиц, дворов   областей,
    и подъездов городов и других крупных         гг. Астаны, Алматы
    населенных пунктов

3   Принять меры к повышению эффективности       Решение акимов
    деятельности участковых пунктов (отделений)  областей,
    полиции и укреплению службы участковых       гг. Астаны, Алматы
    инспекторов полиции путем поэтапного
    обеспечения их потребности:
    а) служебным автотранспортом (модификации
    ВАЗ);
    б) средствами телефонной связи;
    в) служебной мебелью;
    г) служебными квартирами.

4   Принять меры к поэтапному доведению штатной  Решения акимов
    численности участковых инспекторов полиции   областей,
    до существующих норм положенности            гг. Астаны, Алматы

5   Продолжить работу по модернизации и          Решения акимов
    оснащению постов "Рубеж" техническими        областей,
    средствами автоматизированного наблюдения и  гг. Астаны, Алматы
    выявления в потоке транспорта разыскиваемых
    транспортных средств (аппаратно-программные
    комплексы "Поток"), а также современными
    средствами связи (КВ-радиостанции)

6   В целях предупреждения и раскрытия           Решения акимов
    имущественных видов преступлений в сельской  областей,
    местности и дачных массивах решить вопрос о  гг. Астаны, Алматы
    создании подразделений конной полиции и
    выделении средств на их финансирование
    за счет местных бюджетов

7   В целях предупреждения и пресечения краж из  Предложения акимам
    квартир распространить положительный         областей, гг.
    опыт городов Павлодара и Кызылорды по        Астаны, Алматы
    охране подъездов многоэтажных жилых домов

      Профилактика безнадзорности и правонарушений среди
                       несовершеннолетних

8   Продолжить практику проведения комплексных   Специальные планы
    оперативно-профилактических мероприятий
    "Подросток", "Урок" и др.

9   Регулярно проводить мероприятия по выявлению Совместный план
    детей и подростков, не посещающих учебные
    заведения, принимать меры к устранению
    причин и условий, способствующих уклонению
    их от учебы

10  Разработать и реализовать комплекс мер по    Планы мероприятий
    вовлечению несовершеннолетних из
    неблагополучных и малообеспеченных семей в
    занятия спортом и охвату культурно-
    развлекательными мероприятиями

11  Осуществить проверки состояния               Предложения
    профилактической работы и организации        Правительству
    лечения несовершеннолетних от алкоголизма,
    наркомании и токсикомании в регионах с
    низкими показателями заболеваемости и
    болезненности.
    Внести предложения о целесообразности
    разработки нормативного правового акта,
    предусматривающего и регламентирующего
    принудительное лечение несовершеннолетних,
    имеющих наркотическую, токсическую и
    алкогольную зависимость

12  Обеспечить защиту законных прав и интересов  Решения Комиссий
    несовершеннолетних при разводах, лишении     по защите прав
    родительских прав и в других случаях,        несовершеннолетних
    касающихся их, обратив особое внимание на
    деятельность в этой части органов опеки и
    попечительства при местных исполнительных
    органах

13  Разработать и реализовать комплекс мер,      Решения акимов
    предусматривающих содействие трудовому и     областей,
    бытовому устройству несовершеннолетних,      гг. Астаны, Алматы
    вернувшихся из воспитательных колоний и
    утративших родственные связи, либо
    иных подростков, оставшихся без попечения
    родителей

14  Обеспечить специальные организации           Решения
    образования и Центры временной изоляции,     соответствующих
    адаптации и реабилитации несовершеннолетних  акимов областей,
    игровым, спортивным оборудованием и          г. Алматы
    инвентарем

15  Принять меры по открытию специальных         Решения
    общеобразовательных школ-интернатов для      соответствующих
    несовершеннолетних с девиантным поведением   акимов областей
    в Западно-Казахстанской (наполняемостью 120
    мест) и Костанайской (на 50 мест) областях

16  Изучить вопрос и внести предложения о        Предложения
    целесообразности открытия специальных        Правительству
    общеобразовательных учебных заведений для
    детей с девиантным поведением в тех
    регионах, где они отсутствуют

17  В целях организации досуга детей и           Решения акимов
    подростков в период школьных каникул принять областей,
    меры к созданию спортивных и оздоровительных гг. Астаны, Алматы
    лагерей

18  Продолжить практику введения в регионах со   Решения акимов
    сложной криминогенной обстановкой "школьных" областей,
    инспекторов полиции по делам                 г. Алматы
    несовершеннолетних

19  Обеспечить освещение телерадиоканалами,      Телерадиопередачи
    в рамках госзаказа, проблем правонарушений и 
    безнадзорности несовершеннолетних

20  Организовать в отдельных вузах, имеющих      Приказ
    педагогические факультеты, подготовку
    педагогов для работы с несовершеннолетними
    с девиантным поведением

21  Обеспечить создание в вузах и колледжах      Приказ
    Советов по профилактике правонарушений среди
    учащейся и студенческой молодежи

22  Регулярно проводить в общеобразовательных,   Проведение акций
    профессиональных школах, колледжах и вузах
    акции "Жизнь без наркотиков"

23  Обобщить результаты эксперимента по          Предложения
    внедрению системы ювенальной юстиции в       Правительству
    г. Алматы и Алматинской области, внести
    предложения о целесообразности его
    дальнейшего распространения

      Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании

24  Принять меры к расширению коечной мощности   Решения акимов
    действующих специализированных лечебно-      областей,
    профилактических учреждений для              гг. Астаны, Алматы
    принудительного лечения лиц, страдающих
    алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией,
    в зависимости от потребности в регионах

25  Изучить работу медицинских вытрезвителей в   Предложения
    регионах с высоким удельным весом            акимам областей,
    преступлений, совершенных в состоянии        гг. Астаны,
    алкогольного опьянения. Внести предложения   Алматы, информация
    по активизации борьбы с пьянством и          Правительству
    алкоголизмом, профилактики преступлений,
    совершаемых лицами в нетрезвом состоянии,
    повышению эффективности деятельности
    спецучреждений органов внутренних дел в
    этом направлении
 
              Профилактика рецидивной преступности

26  Разработать механизм контроля за прибытием   Совместный приказ
    лиц, освобожденных из мест лишения свободы
    к месту назначения

27  Усилить контроль за образом жизни и          Совместный приказ
    поведением лиц, осужденных к мерам
    наказания без изоляции от общества.
    Обеспечить эффективное взаимодействие в
    этих вопросах органов уголовно-
    исполнительной системы Министерства юстиции
    и органов внутренних дел

28  Обеспечить эффективную деятельность          Решения акимов
    центров социальной адаптации для лиц,        областей,
    не имеющих определенного места жительства,   гг. Астаны, Алматы
    увеличение количества мест до необходимой
    потребности, принятие мер по трудовому и
    бытовому устройству граждан, утративших
    социальные связи

         Повышения уровня правовой культуры общества

29  В целях изучения общественного мнения о      Аналитический
    правовых и нравственных аспектах             доклад
    современной преступности провести            Правительству
    специальное социологическое исследование

30  Обеспечить освещение результатов борьбы с    Публикации,
    преступностью и вопросов формирования        видеоматериалы
    правовой культуры в средствах массовой
    информации

31  Издать и распространить тематический         Сборник-
    сборник-справочник по проблемам права и      справочник
    гендерного равенства

32  Организовать проведение республиканской      Конференция,
    конференции и семинара по проблемам          семинар
    организованной преступности в сфере
    экономической деятельности

           Борьба с организованной преступностью.
           Раскрытие и расследование преступлений

33  Проводить совместные целенаправленные        Специальные планы
    оперативные мероприятия по выявлению и
    ликвидации организованных преступных
    групп, источников их финансирования, а
    также каналов легализации денежных
    средств, добытых преступным путем

34  Для выявления и расследования                Совместный приказ
    преступлений, совершаемых организованными
    преступными группами, практиковать создание
    совместных следственно-оперативных бригад
    (групп) из числа сотрудников, имеющих опыт
    уголовно-процессуальной деятельности в
    данной сфере

35  В целях дальнейшей интеграции                Соответствующий
    сотрудничества в рамках СНГ по борьбе с      банк данных
    организованной преступностью, криминальным
    терроризмом и религиозным экстремизмом
    создать банк данных на участников
    организованных преступных групп,
    склонных к совершению террористических
    актов, а также религиозных экстремистов

36  Провести анализ эффективности борьбы с       Информация
    организованной преступностью в сфере         Правительству
    экономической деятельности

37  Внести в Правительство предложения по        Предложения
    Временному положению "О порядке и            Правительству
    правилах регистрации лиц, занимающихся
    миссионерской деятельностью"

38  Разработать единый для правоохранительных,   Предложения
    специальных органов и судов порядок          Правительству
    расчета тарифа по оплате услуг
    переводчиков, занятых в уголовном процессе

39  Разработать новые Правила производства       Нормативный
    судебно-медицинских и судебно-               правовой акт
    психиатрических экспертиз

40  Определить порядок, основания вскрытия       Совместный приказ
    трупов лиц, умерших от болезни, травм,
    старости и т.п.

          Борьба с незаконным оборотом наркотиков

41  Продолжить практику проведения               Специальный план
    оперативно-профилактических мероприятий
    "Мак", "Допинг", "Канал", "Арна"

42  В целях перекрытия каналов контрабанды       Предложения
    наркотиков в Казахстан изучить вопрос о      Правительству
    создании в приграничных регионах
    межведомственных центров по
    взаимодействию в сфере борьбы с
    незаконным оборотом наркотических средств,
    психотропных веществ и прекурсоров

43  Организовать проведение республиканских      Семинары
    семинаров по проблемам борьбы с
    наркобизнесом
 
             Борьба с терроризмом, иными проявлениями 
            экстремизма и незаконной иммиграцией

44  Проводить совместные тактические учения      Специальные планы
    в условиях горной и пустынной местности
    приграничных регионов Казахстана в целях
    отработки навыков проведения
    антитеррористических операций

45  Проводить совместные оперативно-             Специальные планы
    профилактические и специальные мероприятия
    по предупреждению, выявлению и пресечению
    преступлений террористической и
    экстремистской направленности

46  (исключен - N 1216 от 29.11.2003 г.)

      
47  Ежегодно проводить республиканское           Специальный план
    оперативно-профилактическое мероприятие
    "Мигрант"

48  В целях пресечения незаконной иммиграции     Решения акимов
    иностранных граждан предусмотреть в          областей,
    местных бюджетах средства на их депортацию   гг. Астаны, Алматы
    за пределы Республики Казахстан

49  Совершенствовать систему пограничного и      Нормативные 
    паспортного контроля в соответствии с        правовые акты
    международными стандартами

      Борьба с экономической преступностью и коррупцией

50  Ввести в практику проведение проверок        Специальные планы
    отдельных хозяйствующих субъектов
    совместными группами сотрудников органов
    прокуратуры и других правоохранительных
    органов

51  Осуществлять согласованные оперативно-       Специальные планы
    розыскные мероприятия и специальные
    операции по выявлению фактов
    экономической контрабанды, хищений зерна,
    нефтепродуктов и других сырьевых ресурсов,
    выявлению и пресечению деятельности
    организованных преступных групп, связанных
    с коррумпированными должностными лицами

52  Разработать и реализовать комплекс мер по    Специальные планы
    усилению защиты государственных закупок
    товаров и услуг от посягательств со
    стороны криминальных структур

53  Разработать и утвердить порядок передачи     Совместный приказ
    и перечень обязательных документов о
    налоговых правонарушениях, передаваемых
    в органы финансовой полиции для принятия
    процессуального решения

                  Информационно-техническое 
              обеспечение борьбы с преступностью

54  Доработать и внедрить программное            Ввод в
    обеспечение Интегрированного банка данных    эксплуатацию
    органов внутренних дел

55  Создать центральный комплекс единой          Ввод в
    дактилоскопической системы органов           эксплуатацию
    внутренних дел

56  Создать сеть удаленных комплексов единой     Ввод в
    дактилоскопической системы органов           эксплуатацию
    внутренних дел

57  Обеспечить сопровождение информационных      Ввод в
    систем органов внутренних дел                эксплуатацию

58  Продолжить техническое развитие Центра       Ввод в
    оперативного управления (ЦОУ)                эксплуатацию
    комплексными силами и средствами
    полиции в г. Караганде, а также
    построение ЦОУ и создание ведомственной
    сети телефонной связи в городах:
    Усть-Каменогорск;
    Костанай

59  Внедрить систему удаленного доступа          Ввод в
    органов внутренних дел к базам данных        эксплуатацию
    Единой унифицированной статистической
    системы органов прокуратуры (без
    права корректировки)

60  Реализовать проект по созданию               Ввод в
    единой автоматизированной                    эксплуатацию
    информационно-телекоммуникационной
    системы органов финансовой полиции

            Укрепление законности в деятельности
                 правоохранительных органов

61  Обеспечить систематический контроль за       Акты
    состоянием соблюдения законности,            прокурорского и
    учетно-регистрационной дисциплины и          ведомственного
    конституционных прав граждан при             контроля
    осуществлении уголовного преследования,
    рассмотрения дел в суде посредством
    проведения прокурорских и ведомственных
    проверок на постоянной основе

62  Внести изменения в Инструкцию "О             Совместный приказ
    порядке изъятия, учета, хранения,
    передачи и уничтожения вещественных
    доказательств, документов по уголовным,
    гражданским делам и делам об
    административных нарушениях судом,
    органами прокуратуры, предварительного
    следствия, дознания, судебной
    экспертизы" в части порядка хранения и
    уничтожения наркотических средств,
    психотропных веществ и прекурсоров

63  Для оперативного информирования населения    Решение акима
    о погибших, пострадавших, доставленных в     Алматинской
    медицинские учреждения, задержании граждан   области
    и т.п., создать в г. Талдыкоргане
    специализированную справочно-
    информационную службу "Бюро несчастных
    случаев".
    Рекомендовать акимам других областей,        Предложения акимам
    г. Астаны создание аналогичных служб         областей, г.Астаны

              Совершенствование кадровой политики
                  правоохранительных органов

64  Определить статус службы в                   Предложения
    правоохранительных и иных соответствующих    Правительству
    органах как особый вид государственной
    службы с учетом повышенных требований к
    моральным, деловым, профессиональным
    качествам кандидатов на службу

65  Разработать Концепцию воспитательной         Соответствующие
    работы в правоохранительных и иных           приказы
    соответствующих органах, направленную на
    воспитание у сотрудников уважения к чести
    и достоинству граждан, защиту их
    конституционных прав.
    Переработать существующую нормативно-
    инструктивную и учебно-методическую базу
    для дальнейшего совершенствования
    воспитательного процесса среди личного
    состава

66  Разработать Концепцию ведомственного         Проект Концепции
    образования правоохранительных и иных
    органов

67  На базе учебных заведений Министерства       Нормативный
    внутренних дел создать факультеты            правовой акт
    подготовки сотрудников воспитательных
    аппаратов для органов внутренних дел

68  (исключена - N 861 от 13.08.2004 г.)

      
69  Внести предложения в Правительство           Предложения
    об увеличении денежного содержания           Правительству
    профессорско-преподавательского состава
    в ведомственных учебных заведениях
    правоохранительных и иных
    соответствующих органах

70  В целях укрепления социальной защищенности   Предложения
    сотрудников правоохранительных и иных        Правительству
    соответствующих органов, инициировать
    внесение предложений в Правительство о
    введении системы льготного кредитования
    работников этой категории, независимо от
    источников содержания

              Дальнейшее развитие правовой базы
                   борьбы с преступностью

71  Разработать проект Закона                    Проект Закона
    "О противодействии легализации (отмывании)
    доходов, полученных незаконным путем"

72  Внести изменения и дополнения в уголовно-    Проект Закона
    процессуальное законодательство в части:
    упрощения производства предварительного
    следствия и дознания, а также расширения
    дознания;
    введения единого процессуального документа
    "протокол показаний" при производстве
    предварительного следствия и дознания;
    определения процессуальных действий,
    при которых участие понятых обязательно;
    дополнения ст. 37 УПК РК основанием отказа
    в возбуждении уголовных дел "за примирением
    сторон" (в случае примирения с потерпевшим,
    и если виновное лицо загладило причиненный
    ущерб);
    сокращения и конкретизации истребуемых
    документов по ч. 2 ст. 286 УПК РК для
    установления обстоятельств дела;
    изменения сроков содержания лиц,
    арестованных в порядке ст. 150 УПК РК, в
    условиях ИВС;
    закрепления результатов одорологических
    исследований и расширения применения
    материалов оперативных разработок в
    качестве доказательств;
    детализации механизма применения мер
    пресечения, альтернативных аресту;
    установления предельных сроков во время
    главного судебного разбирательства и
    ограничения срока содержания под стражей
    при судебном производстве - до года,
    в том числе по делам о преступлениях особой
    тяжести;
    расширения перечня лиц, которые могут
    осуществлять защиту прав и интересов
    подозреваемых (обвиняемых), оказывать им
    юридическую помощь;
    сокращения срока замены адвоката в случае
    невозможности участия в деле

73  Разработать методические рекомендации        Методические
    "Современные возможности использования       рекомендации
    специальных познаний в расследовании
    экономических преступлений"

74  Разработать для использования в практической Методические
    деятельности правоохранительных органов      рекомендации
    типовые методические рекомендации по
    выявлению, раскрытию и расследованию
    преступлений, связанных с отмыванием доходов
    путем незаконного обналичивания средств

    Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

75  Обеспечить представительство                 Участие в
    правоохранительных органов Республики        заседаниях
    Казахстан в заседаниях Координационного
    совета генеральных прокуроров, 
    Координационного совета органов 
    налоговых расследований, Совета
    министров внутренних дел, Совета
    руководителей безопасности и спецслужб,
    Совета командующих Пограничными войсками
    и Совета руководителей таможенных служб
    государств-участников СНГ

76  Принять участие в разработке Программ        Программа СНГ
    государств-участников СНГ в сфере борьбы
    с организованной преступностью,
    терроризмом и иными проявлениями
    экстремизма

77  Совместно с заинтересованными                Международные
    государствами ближнего и дальнего            договоры,
    зарубежья проводить оперативно-              специальные
    профилактические мероприятия и специальные   планы
    операции по предупреждению и пресечению
    организованных и иных видов преступлений

78  Принять участие в проводимых в рамках СНГ    Совместные планы
    в совместных командно-штабных и
    оперативно-тактических антитеррористических
    учениях

79  Доработать и внести совместно с              Международный
    правоохранительными и специальными органами  договор
    Республики Узбекистан на рассмотрение
    Совета глав правительств государств СНГ
    проект Соглашения о сотрудничестве в сфере
    борьбы с незаконным оборотом оружия,
    боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
    устройств

80  Подготовить к заключению договоры о          Международный
    сотрудничестве в борьбе с организованной     договор
    преступностью, незаконным оборотом
    наркотических средств, терроризмом и
    иными видами преступлений, а также о
    выдаче преступников, с рядом государств
    дальнего зарубежья

81  Обеспечить активное участие                  Разработка
    правоохранительных органов Казахстана        документов
    в организационном и практическом
    становлении Региональной
    антитеррористической структуры
    Шанхайской организации сотрудничества

82  Обеспечить дальнейшее участие сотрудников    Совместные планы
    правоохранительных органов и спецслужб       и соглашения
    Казахстана в международных семинарах и
    курсах по обучению и подготовке кадров,
    обмену опытом и повышению квалификации

83  Продолжить работу с Советом Европы по        Информация
    присоединению Казахстана к Страсбургской     Правительству
    Конвенции от 8 ноября 1990 года
    "Об отмывании, выявлении, изъятии и
    конфискации доходов от преступной
    деятельности"

84  Разработать и инициировать подписание        Международное
    Соглашения между Министерством внутренних    соглашение
    дел Республики Казахстан и Министерством
    общественной безопасности Китайской
    Народной Республики о сотрудничестве и
    взаимодействии в приграничных регионах

85  Продолжить сотрудничество с                  Информация
    правоохранительными органами и               Правительству
    спецслужбами зарубежных стран по
    вопросам борьбы с преступностью в сфере
    экономической деятельности
-------------------------------------------------------------------

Всего
в том числе
по республиканскому бюджету
по местным бюджетам
-------------------------------------------------------------------

       Продолжение таблицы

-------------------------------------------------------------------
N !Ответственные за  !  Срок  !      Предполагаемые       !Источни-
п/!  исполнение      !исполне-!    расходы (млн.тенге)    !ки фи-
п ! (реализацию)     !ния     !---------------------------!нансиро-
  !                  !(реали- !    2003 г.   !   2004 г.  !вания
  !                  !зации)  !              !            !
-------------------------------------------------------------------
 1!         4        !    5   !              6            !   7
-------------------------------------------------------------------
1  Акимы областей,    Ежегодно
   г. Астаны в том
   числе:
   Акмолинской,                 2,1            3,6          Местный
   Актюбинской,                 0,25           0,25         бюджет
   Атырауской,                  0,251          0,251        _"_"_"
   Восточно-Казахстан-          1,003          1,062        _"_"_"
   ской,
   Жамбылской,                  0,5            0,5          _"_"_"
   Западно-Казахстан-           0,5            0,523        _"_"_"
   ской,
   Карагандинской,              0,805          0,805        _"_"_"
   Кызылординской,              2,0            2,0          _"_"_"
   Костанайской,                0,25           0,25         _"_"_"
   Мангистауской                0,3            0,3          _"_"_"
   областей,
   г. Алматы                    0,4            0,4          _"_"_"
   МВД                           -              -

2  Акимы областей,    Ежегодно
   гг. Астаны,
   Алматы в том
   числе:
   Актюбинской,                0,5             0,5          Местный
   Восточно-                   2,5             2,5          бюджет
   Казахстанской,
   Западно-                    80,0            80,0         _"_"_"
   Казахстанской
   областей,
   МВД                          -               -

3  Акимы областей,    Ежегодно
   г. Астаны в том
   числе:
   Акмолинской,                72,1            131,796
                               а) 57,706       а) 115,991   Местный
                               б) 8,594        б) 9,0       бюджет
                               в) 1,3          в) 1,36
                                г) 4,5            г) 5,445
   Актюбинской,                10,7               -
                                а) 10,7             -         _"_"_"
   Карагандинской,             27,0            25,0
                               б) 2,0          б) -         _"_"_"
                                в) 25,0           в) 25,0
   Южно-                       5,795           5,795
   Казахстанской               а) 2,0          а) 2,0       _"_"_"
   областей,                   б) 0,2          б) 0,2
                               в) 3,195        в) 3,195
                                г) 0,4            г) 0,4
   г. Алматы,                  56,7            56,7
                               а) 33,223       а) 33,223    _"_"_"
                               б) 0,1          б) 0,1
                               в) 0,7          в) 0,7
                               г) 22,677       г) 22,677
   МВД                            -                -

4  Акимы областей,    Ежегодно
   г. Астаны в том
   числе:
   Акмолинской,                 -              27,304       Местный
   Атырауской,                  0,809          0,808        бюджет
   Восточно-Казахстан-          12,0           40,0         _"_"_"
   ской,
   Жамбылской,                  7,8            11,4         _"_"_"
   Карагандинской,              9,395          9,395        _"_"_"
   Павлодарской                 64,0           -            _"_"_"
   областей,
   г. Алматы                    21,571         21,57        _"_"_"
   МВД                           -              -

5  Акимы              Ежегодно
   Акмолинской,                 -              14,0         Местный
   Актюбинской,                 2,0            -            бюджет
   Восточно-Казахстан-          2,85           2,85         _"_"_"
   ской,
   Карагандинской,              5,508          5,508        _"_"_"
   Костанайской                 1,5            1,458        _"_"_"
   областей,
   г. Алматы                    13,0           13,0         _"_"_"
   МВД                           -              -

6  Акимы областей,    Ежегодно
   г. Астаны,
   Алматы в том
   числе:
   Акмолинской,                 0,9            4,7          Местный
   Жамбылской                   1,5            -            бюджет
   областей,
   МВД                           -              -

7  МВД                2 квар-
                      тал
                      2003 г.
 

  8  МВД, МОН,          1 раз в
   акимы областей,    полугодие
   гг. Астаны,
   Алматы

9  МОН, МВД           1 раз в
                      полугодие

10 Акимы областей,    1 раз в
   гг. Астаны,        полугодие
   Алматы, МОН,
   Минкультуры, МВД

11 МЗ, МВД, МОН       1 квар-
                      тал
                      2003 г.

12 Акимы областей,    2003-2004
   гг. Астаны,        гг.
   Алматы, МВД, ГП
   (по согласова-
   нию)

13 Акимы областей,    Ежегодно  В пределах     В пределах   Местные
   гг. Астаны,                  средств,       средств,     бюджеты
   Алматы, МТСЗ,                предусмотрен-  предусмот-
   МОН, МВД                     ных бюджетом   ренных
                                               бюджетом

14 Акимы              Ежегодно
   Акмолинской,                 -              3,5          Местный
   Атырауской,                  -              0,16         бюджет
   Восточно-Казах-              0,75           0,75         _"_"_"
   станской,
   Западно-Казахстан-           4,0            -            _"_"_"
   ской,
   Карагандинской               0,2            -            _"_"_"
   областей,
   г. Алматы,                   1,5            1,5          _"_"_"
   МВД                           -              -

15 Акимы
   Западно-Казахстан- 3 квар-   21,7           -            Местный
   ской,              тал                                   бюджет
                       2003 г.
   Костанайской       3 квар-   -              8,0           _"_"_"
   областей,          тал
                      2004 г.
   МОН,                         -              -
   МВД                          -              -

16 МОН, акимы         2 квар-
   областей, МОН,     тал
   МВД                2003 г.

17 Акимы областей,    1 раз в
   гг. Астаны,        полугодие
   Алматы в том
   числе:
   Жамбылской,                  0,89           0,89         Местный
   Костанайской                 1,0            2,602        бюджет
   областей,
   МОН, МВД, МЗ                  -               -

18 Акимы              1 раз в
   областей в том     полугодие
   числе:
   Акмолинской,                 -              19,89        Местный
   Восточно-Казах-              5,188          5,188        бюджет
   станской,                                                _"_"_"
   Южно-Казахстан-              5,5            5,5          _"_"_"
   ской областей,
   г. Алматы,                   19,656         19,656       _"_"_"
   МВД                           -              -

19 Мининформ, МОН,    1 раз в
   МВД                полугодие

20 МОН                2 квар-
                      тал
                      2003 г.

21 МОН                1 квар-
                      тал
                      2003 г.

22 МОН, МЗ,           1 раз в
   МВД                полугодие

23 МВД, МЮ, ГП (по    2 квар-
   согласованию)      тал
                      2004 г.
 

  24 Акимы областей,    1 раз в
   гг. Астаны,        полугодие
   Алматы в том
   числе:
   Восточно-                    8,0            8,0          Местный
   Казахстанской                                            бюджет
   области,
   МВД                          -              -

25 МВД, МЗ            1 квар-
                      тал
                      2004 г.

26 МВД, МЮ            1 квар-
                      тал
                      2003 г.

27 МЮ, МВД            1 квар-
                      тал
                      2003 г.

28 Акимы областей,    Ежегодно  В пределах     В пределах   Местные
   гг. Астаны,                  средств,       средств,     бюджеты
   Алматы, МЗ, МВД              предусмотрен-  предусмот-
                                ных бюджетом   ренных
                                               бюджетом

29 Мининформ,МВД,ГП   3 квар-   -              0,929        Респуб-
   (по согласованию)  тал                                   ликан-
                      2004 г.                               ский
                                                            бюджет

30 Мининформ,МЮ,МВД,  1 раз в
   КНБ (по согла-     полугодие
   сованию), АБЭКП,
   АТК, ГП (по
   согласованию)

31 МЮ,                3 квар-   -                          Респуб-
   Мининформ,         тал       -              -            ликан-
   НКДСЖ              2004 г.   -              -            ский
                                                            бюджет

32 АФП, МВД, ГП       Март
   (по согласованию)  2003 г.

33 МВД,АБЭКП,АТК,ГП   1 раз в
   (по согласованию)  полугодие

34 МВД, АФП, КНБ      1 квартал
   (по согласованию)  2003 г.

35 МВД, КНБ           4 квартал
   (по согласованию)  2004 г.

36 АБЭКП, МВД, КНБ    Ежегодно
   (по согласованию),
   ГП (по согласова-
   нию)

37 МВД, МЮ, КНБ       4 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   ГП (по согласова-
   нию), ССРО

38 МВД, АФП, КНБ      4 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   ГП (по согласо-
   ванию)

39 МЗ, МВД, КНБ       1 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   АФП, ГП (по
   согласованию)

40 МЗ, МВД, ГП        1 квартал
   (по согласованию)  2003 г.

41 МВД, АТК, МЗ, КНБ  1 раз в
   (по согласованию), полугодие
   МЮ, акимы облас-
   тей, гг. Астаны,
   Алматы

42 МЮ, МВД, АТК, КНБ  4 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   акимы приграничных
   областей

43 МЮ, МВД, АТК,      Ежегодно  В пределах     В пределах   Респуб-
   АБЭКП, КНБ                   средств,       средств,     ликан-
   (по согласованию)            предусмотрен-  предусмот-   ский
                                ных бюджетом   ренных       бюджет
                                               бюджетом

44 МО, МВД, КНБ       1 раз в
   (по согласованию), полугодие
   АЧС

45 КНБ (по согласо-   Ежегодно
   ванию), МВД

46 МКИОС, МВД, МЮ,    1 квартал
   КНБ (по согласо-   2003 г.
   ванию), МОН, ССРО

47 МВД, акимы         Ежегодно
   областей,
   гг. Астаны, Алматы

48 Акимы областей,    Ежегодно
   г. Астаны в том
   числе: 
   Акмолинской,                 -              3,2          Местный
   Восточно-Казах-              4,95           4,95         бюджет
   станской,
   Западно-Казахстан-           0,5            0,5          _"_"_"
   ской,
   Павлодарской                 0,6            -            _"_"_"
   областей,
   г. Алматы,                   1,711          2,0          _"_"_"
   МВД                           -              -

49 КНБ (по согласо-   2 квартал
   ванию), МВД, МИД   2003 г.


50 ГП (по согласова-  2003-2004
   нию), МВД, АБЭКП   гг.

51 АБЭКП,МВД,ГП       1 раз в
   (по согласованию), полугодие
   КНБ (по согласо-
   ванию)

52 МВД, АБЭКП, ГП     1 раз в
   (по согласованию), полугодие
   АГЗ

53 МФ, АФП            1 квартал
                      2003 г.

54 МВД                2003 г.   20,0           -            Респуб-
                                                            ликан-
                                                            ский
                                                            бюджет

55 МВД                2003-2004 95,345         20,649       Респуб-
                      гг.                                   ликан-
                                                            ский
                                                            бюджет

56 МВД                2004 г.   -              19,415       Респуб-
                                                            ликан-
                                                            ский
                                                            бюджет

57 МВД                2003-2004 23,655         23,655       Респуб-
                      гг.                                   ликан-
                                                            ский
                                                            бюджет

58 Аким               2003-2004 114,5          104,5        Респуб-
   Карагандинской     гг.                                   ликан-
   области                                                  ский
                                                            бюджет
   МВД                 2003 г.    400,0            -          Респуб-
                      2004 г.     -            327,0        ликан-
                                                            ский
                                                            бюджет

59 ГП (по согласова-  2 квартал В пределах     В пределах   Респуб-
   нию), МВД          2003 г.   средств,       средств,     ликан-
                                предусмотрен-  предусмот-   ский
                                ных бюджетом   ренных       бюджет
                                               бюджетом

60 АБЭКП              2003-2004 25,0           80,647       Респуб-
                      гг.                                   ликан-
                                                            ский
                                                            бюджет

61 ГП (по согласова-  2003-2004
   нию), МВД, КНБ     гг.
   (по согласованию),
   АБЭКП

62 ГП (по согласова-  4 квартал
   нию), МВД, КНБ     2003 г.
   (по согласованию),
   АФП, АТК, МЮ

63 Аким               4 квартал 0,528          -            Местный
   Алматинской        2003 г.                               бюджет
   области

   МВД                2 квартал
                      2003 г.

64 МВД, АФП, КНБ      2 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   ГП (по согласова-
   нию), АТК, МЮ,
   АЧС

65 МВД, АФП, КНБ      2 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   ГП (по согласова-
   нию), АТК, МЮ,
   АЧС, МОН

66 МВД, АФП, КНБ      4 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   МЮ, АЧС, МОН

67 МВД, МОН           3 квартал
                      2003 г.

68 МВД, АБЭКП, КНБ    2 квартал
   (по согласованию), 2004 г.
   МЮ, АЧС

69 МВД, АБЭКП, КНБ    3 квартал
   (по согласованию), 2004 г.
   МЮ, АЧС

70 МВД, АБЭКП, КНБ    2 квартал
   (по согласованию), 2004 г.
   ГП (по согласо-
   ванию), АТК, АЧС,
   МТСЗ, МЮ

71 АБЭКП, НБ (по сог- 3 квартал
   ласованию), МВД,   2004 г.
   ГП (по согласова-
   нию), КНБ (по
   согласованию)

72 МВД, МЮ, КНБ       1 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   АФП, ГП (по сог-
   ласованию)

73 МЮ, АФП, МВД, КНБ  2 квартал
   (по согласованию)  2003 г.

74 АФП, МВД, ГП       4 квартал
   (по согласованию)  2003 г.

75 ГП (по согласова-  1 раз в
   нию), МВД, КНБ     полугодие
   (по согласованию),
   АТК, МИД, АБЭКП

76 МВД, МИД, КНБ      2003-2004
   (по согласованию),  гг.
   ГП (по согласо-
   ванию), МЮ, АТК, 
   АБЭКП

77 МВД, КНБ (по сог-  2003-2004
   ласованию), ГП     гг.
   (по согласованию),
   АБЭКП, АТК

78 КНБ (по согласо-   2003-2004
   ванию), МВД        гг.

79 МВД, КНБ (по       2003 г.
   согласованию), ГП
   (по согласованию),
   АТК, МИД

80 МВД, КНБ (по       2003-2004
   согласованию), ГП  гг.
   (по согласованию),
   МЮ, МИД

81 МВД, КНБ (по       2003-2004
   согласованию), ГП  гг.
   (по согласованию),
   МЮ, АБЭКП, АТК, МИД

82 МВД, КНБ (по       2003-2004
   согласованию), ГП  гг.
   (по согласованию),
   МЮ, МИД, АБЭКП

83 МИД, АФП, НБ       4 квартал
   (по согласованию), 2003 г.
   заинтересованные
   государственные
   органы

84 МВД, МИД           2003 г.

85 АБЭКП, МВД, КНБ    2003-2004
   (по согласованию), гг.
   ГП (по согласова-
   нию), МИД
-------------------------------------------------------------------
Всего                        1161,66       1127,306
в том числе
по республиканскому бюджету     564,0          472,295
по местным бюджетам             597,66*        655,011*
-------------------------------------------------------------------

      * Расходы на мероприятия, финансируемые из местных бюджетов, рекомендуются акимам областей, городов Астаны и Алматы изыскать при формировании и уточнении местных бюджетов на 2003-2004 годы.
      ** Суммы расходов по республиканскому бюджету на 2004 год являются предварительными и будут определяться бюджетной комиссией по формированию республиканского бюджета на 2004 год в соответствии с  Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года "О бюджетной системе".

      Примечание.
      Расшифровка буквенных аббревиатур:
      ГП - Генеральная прокуратура
      НБ - Национальный Банк
      КНБ - Комитет национальной безопасности
      СОП - Служба охраны Президента Республики Казахстан
      МЗ - Министерство здравоохранения
      МИД - Министерство иностранных дел
      МЮ - Министерство юстиции
      МВД - Министерство внутренних дел
      Мининформ - Министерство информации
      Минкультуры - Министерство культуры
      МОН - Министерство образования и науки
      МФ - Министерство финансов
      МТСЗ - Министерство труда и социальной защиты населения
      МО - Министерство обороны
      АДГС - Агентство по делам государственной службы
      АТК - Агентство таможенного контроля
      АФП - Агентство финансовой полиции
      АГЗ - Агентство по государственным закупкам
      АЧС - Агентство по чрезвычайным ситуациям
      АБЭКП - Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)
      НКДСЖ - Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан
      ССРО - Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан