О Программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2002 года N 736. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2009 года № 1411

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 19.09.2009 № 1411.

      В целях реализации U000394_ Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 394, Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы (далее - Программа).
      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
      3. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А.
      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2002 года N 736
 
 
                                Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы Паспорт Программы Наименование Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы. Основание для - Послание Президента страны народу Казахстана разработки K972030_ "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" от 10 октября 1997 года; - Закон Республики Казахстан Z980279_ "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими"; - U000394_ Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 394. Основные разработчики Министерство юстиции, Комитет национальной безопасности, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Министерство финансов, Министерство государственных доходов, Министерство образования и науки, Министерство культуры, информации и общественного согласия, Министерство здравоохранения, Верховный Суд, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство иностранных дел, Агентство финансовой полиции, Агентство по туризму и спорту. Цель Укрепить основные звенья системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и наркобизнеса в Республике Казахстан. Задачи - Укрепление системы профилактики, лечения наркомании и создание системы реабилитации наркозависимых лиц; - укрепление механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; - укрепление международного сотрудничества в области контроля незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Источники Средства республиканского и местных бюджетов, безвозмездная техническая помощь международных организаций и стран-доноров. Реализация Программы требует финансирования из средств республиканского бюджета в 2002-2003 годах - 460,95 млн. тенге. Ожидаемые результаты Реализация Программы позволит добиться повышения эффективности профилактики наркомании, своевременного выявления лиц, незаконно употребляющих наркотики, и сокращения их числа, усиления контроля таможенной и государственной границ Республики Казахстан против незаконного проникновения наркотиков, укрепления системы государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, повышения эффективности судопроизводства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, укрепление международного сотрудничества в области контроля незаконного оборота наркотиков путем привлечения внимания международных организаций и стран-доноров для оказания ими технической помощи в разработке и внедрении перспективных программ в сфере сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, пресечения нелегального оборота наркотиков. Срок реализации 2002-2003 годы 2. Введение
      Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана K972030_ "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", где борьба против наркомании и наркобизнеса определена, как приоритетная задача Правительства, Законом Республики Казахстан Z980279_ "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими".
      Программа разработана на основе U000394_ Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы с учетом результатов реализации U000395_ Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2000-2001 годы.
 
                  3. Анализ современного состояния проблемы
 
      В последние годы злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот в республике приобрели повсеместное распространение и все более отрицательно влияют на состояние экономики, правопорядка, социально-психологическую атмосферу в обществе, здоровье и генофонд народа.
      В силу особенностей расположения территория Республики Казахстан продолжает оставаться в поле интересов международных наркокартелей, которые используют ее в качестве транзитного коридора для поставок наркотиков из стран Юго-Западной Азии, в первую очередь, из Афганистана на мировые рынки их сбыта в европейских странах и в последние годы в России. "Шелковым путем смерти" называют давно действующий маршрут транзита наркотиков из Азии через Центральный Казахстан в Россию и далее - в Европу.
      Существующая ситуация соответственно требует от государства принятия конкретных действенных мер, направленных на защиту психического и физического здоровья населения от нахлынувшей волны наркотизма.
      Динамика изменения количества правонарушений, зарегистрированных в связи с распространением и злоупотреблением наркотиками в Республике Казахстан, ярко демонстрирует их неуклонный рост. Кроме того, увеличивается количество лиц, допускающих систематическое употребление наркотиков. Эти факторы негативно влияют на экономическую и социальную ситуацию в Казахстане и вызывают тревогу.
      В связи с чем, в целях дальнейшего усиления контроля над оборотом наркотиков, активизации деятельности государственных структур и общественных организаций на противодействие злоупотреблению наркотиками представляется целесообразным укрепить Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      Проблема незаконного оборота наркотиков в государстве носит общенациональный характер, так как в нее оказываются втянутыми практически все слои населения, в том числе и дети. Так, согласно данным Центра (Департамента) правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2001 года состояло на профилактическом учете 38320 лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, из них 1938 несовершеннолетних. На 1 января 2002 года состояло на учете уже 45505 таких лиц и 1927 - несовершеннолетние. Из общего количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, 1131 составляют учащиеся, 228 - несовершеннолетние в возрасте до 15 лет; количество женщин, злоупотребляющих наркотическими средствами, составило на начало текущего года 4420.
      Анализ вышеуказанных статистических и иных данных свидетельствует о сохранении устойчивой тенденции роста числа преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотиков и их немедицинским потреблением.
      Доступность наркотиков, возможность практически беспрепятственного приобретения, относительная дешевизна составляют сегодня одну из главных причин злоупотребления наркотиками, развития наркомании и наркобизнеса в республике. При этом принимаемые государством меры по улучшению состояния психиатрических и наркологических служб все еще недостаточны.
      В 2000 году по сравнению с 1990 годом число диспансеров сократилось в полтора раза, количество коек - в 2,5 раза. За последние три года почти вдвое уменьшилось число наркологических кабинетов, сократилось количество подростковых кабинетов в наркологических организациях.
      В настоящее время наркоситуация в Республике Казахстан характеризуется:
      недостаточным развитием профилактической, лечебной и реабилитационной помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью; увеличением числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; продолжающимся использованием территории Казахстана в качестве транзитного коридора, вследствие чего увеличились контрабанда и транзит наиболее опасных видов наркотиков (героина, опия и синтетических наркотиков); омоложением наркопотребителей. Предотвратить наркотизацию в республике возможно лишь при полной консолидации сил государства и общества. 4. Цель и задачи Программы
      Целью Программы является укрепление основных звеньев системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и борьба с наркобизнесом в Республике Казахстан.
      В числе наиболее важных задач Программы следует выделить:
      1) укрепление системы профилактики, лечения наркомании и создание системы реабилитации наркозависимых лиц;
      2) укрепление механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      3) укрепление международного сотрудничества в области контроля незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.
 
              5. Основные направления и механизм реализации
                              Программы
 
      Для достижения поставленных целей и решения главных задач Программой предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на укрепление существующей системы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан.
      В деле укрепления системы профилактики, лечения наркомании и создания системы реабилитации наркозависимых лиц большое внимание будет уделено деятельности Республиканского центра медико-социальных проблем наркомании, центров медико-социальной реабилитации лиц, успешно прошедших курс лечения наркомании, а также медицинских вузов страны. Данный аспект заслуживает особого внимания, поскольку профилактика, лечение и реабилитация на сегодняшний день являются наиболее действенными путями борьбы с этим негативным явлением и направлены на выявление, устранение или нейтрализацию корней, "питающих" наркоманию.
      Нуждающимся должны быть предоставлены возможности своевременного получения помощи и доступа к соответствующим службам. Пристальное внимание при этом будет уделено лечению и социальной реабилитации несовершеннолетних, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, при этом во всех наркологических диспансерах будут открыты подростковые отделения.
      На нынешнем этапе Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании должен превратиться в главную лечебно-клиническую, научную и учебно-методическую базу страны в области профилактики, лечения и реабилитации наркомании. Центру - на основе всестороннего, глубокого и постоянного анализа уровня злоупотребления наркотиками в обществе предстоит: разработать республиканские программы по сокращению спроса на наркотики, профилактике, лечению и реабилитации наркозависимых лиц; участвовать в их реализации в качестве координатора или исполнителя; разрабатывать современные методы лечения заболевания и предлагать (после апробации) их широкое внедрение в стране; выявлять наиболее подверженные наркомании регионы и информировать заинтересованные государственные органы с целью принятия ими адекватных мер; внедрить механизм постоянного мониторинга злоупотребления наркотиками среди различных категорий населения.
      Также на базе Центра должны функционировать постоянно действующие курсы, семинары, в проведении которых будут участвовать специалисты международных организаций и зарубежных стран. Будут выполняться научно-исследовательские программы по выявлению мест распространения наркосодержащих растений, разработке методов их локализации с учетом особенностей экологической среды, созданию научных основ использования наркосодержащих растений в промышленном производстве и другим проблемам борьбы с наркоманией.
      На основе современной стратегии в области лечения и реабилитации наркозависимых лиц будут разработаны основные направления государственной политики в данной сфере.
      В сфере наркологии предстоит принять меры по:
      совершенствованию и развитию наркологических служб в условиях оценки наркомании в качестве социально опасного заболевания;
      улучшению организации и оснащению наркологических служб в местах лишения свободы;
      обеспечению наркологических учреждений высокоэффективными лекарствами и современным оборудованием.
      В целях привития социального наркотического иммунитета необходима разработка и издание антинаркотической учебно-познавательной литературы для детей, подростков и молодежи, в планах учебных заведений будут включены лекции по антинаркотической тематике.
      Кроме того, намечено проведение на республиканском и местном уровнях акций, посвященные Международному дню борьбы с наркоманией (26 июня) с организацией конкурсов художественных произведений на антинаркотическую тематику, спортивных соревнований, демонстрацией документальных, научно-популярных и художественных фильмов о вреде наркотиков для общества на телеканалах и кинотеатрах.
      Следующим направлением реализации настоящей Программы является укрепление механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которое содержит комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства в области наркомании и наркобизнеса и на усиление контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      Учитывая всеобъемлющий характер борьбы с наркоманией и наркобизнесом, эффективность которой зависит от скоординированных совместных усилий и действий всех государственных органов, вовлеченных в эту сферу, представляется необходимой дальнейшая разработка государственными органами нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления контроля в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      На данном этапе следует разработать и приступить к реализации стратегии борьбы с "отмыванием" денег наркобизнеса.
      Другим важным направлением в данной деятельности является обеспечение контроля над торговлей лабораторным оборудованием, принятие мер по предотвращению незаконного изготовления, распространения и утечки прекурсоров из легального оборота в нелегальный.
      Принимая во внимание, что основной поток наркотических средств незаконно поступает из сопредельных государств в республику, следует принять меры по укреплению южного и юго-восточного участков таможенной и государственной границ республики, международных аэропортов в городах Алматы, Астане и морского порта в городе Актау.
      Практика показывает, что наиболее эффективным способом выявления незаконной перевозки партий наркотиков через границу и транспортировке их по территории республики является использование собак. На первом этапе правоохранительные органы получили возможность обеспечить специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом квалифицированными специалистами - кинологами и качественно подготовленными служебными собаками. Таможенный комитет МГД Республики Казахстан в 2001 году создал Кинологический центр в городе Алматы, МВД, КНБ модернизировали имеющиеся ведомственные питомники, что должно в дальнейшем способствовать планомерному усилению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. На втором этапе в этих целях следует принять дополнительные меры, направленные на осуществление организационно-кадрового и технического укрепления кинологических служб в органах, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств.
      На основе оперативного анализа информации о преступлениях, связанных с наркотиками, проводимого Центром (Департаментом) правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре, надо изучить динамику, причины колебаний, и выработать эффективные меры противодействия наркопреступности.
      Будет развиваться процесс введения в многосоставных районных судах специализации судей по рассмотрению дел, связанных с наркотиками.
      Кроме того, планируется специализированное обучение кадров в Учебном центре повышения квалификации и переподготовки специалистов правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ Академии МВД.
      Продолжатся ежегодные мероприятия по выявлению и уничтожению незаконно культивируемых и дикорастущих конопли и опийного мака с целью пресечения попадания их в нелегальный оборот.
      Для чего следует создать базу данных о произрастании и культивировании наркосодержащих растений, укрепить взаимодействие и сотрудничество заинтересованных государственных органов.
      Для укрепления международного сотрудничества и обменом опытом в области контроля над незаконным оборотом наркотиков надо проводить научно-практические конференции стран СНГ.
      Следует шире привлекать международные организации и страны-доноры для оказания ими технической помощи в разработке и внедрении перспективных программ в сфере сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, пресечения нелегального оборота наркотиков.
      План мероприятий по реализации Программы предусматривает поэтапное их исполнение. Комплексность мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность и сконцентрировать возможности государственных и местных органов власти и управления в борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
      Выполнение запланированных мероприятий охватывает второй этап реализации U000394_ Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.
      Программа направлена на повышение эффективности существующих форм и методов борьбы с наркоманией и наркобизнесом, дальнейшее развитие и укрепление координации действий государственных органов.
      Администратором Программы является Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      Все финансовые средства, выделяемые из республиканского и местного бюджетов на реализацию Программы, так же как оборудование и техника в рамках внешней технической помощи будут передаваться министерствам и ведомствам, ответственным за выполнение конкретных мероприятий.
 
                  6. Необходимые ресурсы и источники их
                             финансирования
 
      Мероприятия по реализации данной Программы будут осуществляться за счет и в пределах средств, предоставляемых в республиканском и местном бюджетах на соответствующий финансовый год, и других источников, не запрещенных законодательством.
      Реализация Программы требует финансирования из средств республиканского бюджета в 2002 году - 85,95 млн. тенге, в 2003 году - 375 млн. тенге.
      Суммы финансирования в 2002 году предусмотрены в сметах администраторов республиканских бюджетных программ на выполнение мероприятий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, в 2003 году будут определяться бюджетной комиссией по формированию бюджета на соответствующий год и могут корректироваться в соответствии с Законом Республики Казахстан Z990357_ "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года.
 
              7. Ожидаемый результат от реализации программы
 
      При реализации Программы ожидаются следующие результаты:
      эффективное укрепление системы профилактики, лечения наркомании и создание системы реабилитации лиц, больных наркоманией;
      активизация деятельности по изъятию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из нелегального оборота, усиление контроля таможенной и государственной границ Республики Казахстан за их ввозом и вывозом;
      улучшение деятельности заинтересованных органов путем их организационного, кадрового и материально-технического укрепления, установления эффективного взаимодействия между ними;
      достижение большей консолидации общества в решении проблем, связанных с распространением наркомании и наркобизнеса; укрепление международного сотрудничества в области контроля за незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, путем привлечения внимания международных организаций и стран-доноров для оказания ими технической помощи в разработке и внедрении перспективных программ в сфере сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, пресечения нелегального оборота наркотиков. 8. План мероприятий по реализации программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы ___________________________________________________________________________ N ! Мероприятие ! Форма !Ответствен-! Срок !Предполагаемые !Источник п/п! ! завер- !ные за !испол-! расходы !финанси- ! ! шения !исполнение !нения !-----------------!рования ! ! !(реализа- !(реа- !2002г!2003г!2003г! ! ! ! цию) !лиза- ! * ! ** ! *** ! ! ! ! !ции) ! ! ! ! --------------------------------------------------------------------------- 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8 ! 9 --------------------------------------------------------------------------- Укрепление лечебной и реабилитационной работы среди наркозависимых лиц, профилактики наркомании --------------------------------------------------------------------------- 1. Принять меры Постанов- МТСЗ, МЗ 2003г. по созданию ление акимы социальных Прави- г.Алматы, 4,1 Местный служб для тельства, Актюбинской, 4,0 бюджет молодежи и решения Западно- 8,1 -/- подростков акимов Казахстан- в целях ской, оказания им Восточно- 3,0 -/- помощи в Казахстан- решении ской, проблем, Жамбылской 0,25 -/- связанных с областей наркотиками 2. В целях Брошюры, МОН, МЗ, 2003г. 2,85 Респуб- привития буклеты, МКИОС, 2,26 ликан- социального плакаты, МВД ский наркотического журналы бюджет иммунитета: 2.1. Разра- ботать и издать анти- наркотическую учебно-позна- вательную литературу для детей, подростков и молодежи 2.2. Разра- Методи- МОН, 2003 г. 4,27 Респуб- ботать и ческие МЗ, 0,39 ликан- издать мето- рекомен- МВД, ский дические дации, МКИОС бюджет рекомендации памятки для родителей и педагогов, других специалистов 2.3. Разра- Ведомст- МОН июль ботать и венный 2002- включить в приказ о 2003г. планы включении учебных курсов заведений лекций в курсы лекций планы по антинар- учебных котической заведений тематике 2.4. Провести Ведомст- МЮ (КБНН), июнь 1,36 15,0 Респуб- на республи- венные МКИОС, 2002г. 3,8 3,7 ликан- канском и приказы о МОН, -2003г. 1,75 ский местном проведении АТС, 8,2 бюджет уровнях акции, акции, МВД, акимы посвященные посвящен- Актюбинской 3,64 Местный Международному ной Между- Западно- 1,14 бюджет дню борьбы с народному Казахстан- наркоманией дню борьбы ской, (26 июня) с с наркома- Восточно- 3,0 -/- организацией нией, Казахстан- профессиона- публика- ской льных ции,интер- областей конкурсов вью,радио- художествен- телепере- ных произве- дачи, дений на "круглые антинаркоти- столы", ческую средства, тематику, наглядной спортивных агитации соревнований, демонстрацией документальных, научно-популяр- ных и художест- венных фильмов о вреде наркотиков для общества на телеканалах и в кинотеатрах; проведением конкурсов по антинаркоти- ческой тематике на лучший рисунок, сочинение, плакат среди учащихся общеобразова- тельных, профессиональ- ных школ 2.5. Активизи- Радиотеле- МКИОС, пос- 15,8 15,8 Респуб- ровать деятель- передачи, МОН, тоян- 1,0 ликан- ность по публика- АФП, но 0,20 ский формированию в ции,интер- МЮ (КБНН) бюджет общественном вью, ин- МЗ, МВД, сознании соци- формацион- КНБ (по 0,05 -/- ального нарко- но-пропа- согласо- тического гандистс- ванию), иммунитета и кие мероп- АТС, ТК 1,47 1,47 -/- информировать риятия, МГД, граждан о мерах,семинар- акимы принимаемых тренинги, Актюбин- 0,5 Местный государствен- "круглые ской, бюджет ными органами столы", Западно- 0,35 -/- в борьбе с конферен- Казахстан- наркоманией и ции, ской, наркобизнесом видео- Восточно- 5,0 -/- через СМИ, ролики Казахстан- в том числе ской, с привлечением Жамбылской 1,62 -/- известных областей общественных деятелей, представителей науки и куль- туры, врачей и других специалистов 2.6. Принять Решения акимы 2003г. меры по разви- акимов об Северно- 4,1 Местный тию сети спор- открытии Казахстан- бюджет тивных школ, спортивных ской, подростковых школ и Западно- 7,5 -/- секций с целью секций Казахстан- организации ской, досуга детей и Восточно- подростков, с Казахстан- 6,0 -/- привлечением ской к этой работе областей КСК и региональ- ных комиссий по борьбе с нарко- манией и нарко- бизнесом 3. Разработать Ведомст- МОН, октябрь 1,4 Республ. многоступен- венные МЗ, акимы 2002г.- 0,05 бюджет чатую образова- приказы г.Алматы, август 0,05 Местный тельную прог- о разра- Актюбинской,2003г. 1,0 бюджет рамму по профи- ботке Западно- лактике табако- программы, Казахстан- 1,3 -/- курения, нарко- много- ской, мании среди ступенча- Восточно- 2,0 -/- детей, подрост- тая обра- Казахстан- ков и молодежи зователь- ской, ная прог- Жамбылской 4,74 -/- рамма, областей учебно- методи- ческие рекомен- дации, стажировка специалис- тов 4. Создать и Ведомствен- МЗ, октябрь укрепить в ный приказ,акимы 2002г.- структуре решения Северно- декабрь наркологичес- акимов о Казахстан- 2003г. 2,2 Местный ких диспансеров создании ской, бюджет стационарные стационар- Актюбинской, 5,0 отделения для ных отде- Восточно- лечения лений для Казахстан- 5,75 -/- несовершенно- несовер- ской, летних шеннолет- Жамбылской 0,5 -/- них областей 5. 5.1. Разра- Механизм МЗ, МОН, ноябрь 0,58 0,58 Респуб- ботать: - постоян- акимы 2002г.- ликан- и внедрить ного мони- областей, декабрь ский механизм торинга гг. 2003г. бюджет постоянного злоупот- Астаны и мониторинга ребления Алматы** злоупотреб- наркоти- ления нарко- ками, тиками совместный различными приказ о категориями внедрении населения; механизма - целевые мониторинга. республикан- Ведомствен- ские и ные приказы региональные решения программы по акимов о сокращению разработке спроса на программ, наркотики, целевые лечению и республикан- реабилитации ские и наркозависимых региональные лиц. программы 5.2. Разрабо- Ведомствен- МЗ декабрь тать современ- ный приказ 2002г.- ные методы о разработ- декабрь раннего выяв- ке методики, 2003г. ления употреб- методы ления наркоти- раннего ческих средств выявления и лечения и лечения заболевания наркомании 5.3. Выявлять Информация МЮ,(КБНН), декабрь наиболее в Правите- МВД,МЗ, 2002г.- подверженные льство МОН декабрь наркомании 2003г. регионы 5.4. Выявить Методика МОН декабрь 5,0 Респуб- ареалы распро- локализации 2003г. ликан- странения наркосодер- ский наркосодержащих жащих бюджет растений и растений разработать методы их локализации с учетом эколо- гической среды 5.5. Разрабо- Методика МОН декабрь 5,5 Респуб- тать научные промышлен- 2003г. ликан- основы исполь- ного при- ский зования нарко- менения бюджет содержащих нарко- растений в содержащих промышленном растений производстве 6. Продолжить Решения Акимы октябрь работу по акимов, областей, 2002г.- совершенство- приказ о гг. декабрь ванию нарколо- совершен- Астаны 2003г. гических служб ствовании и Алматы, в регионах деятель- МЗ республики с ности учетом новых наркологи- тенденций ческой распространения службы наркомании 7. Улучшить Ведомст- МЮ ноябрь 10,0 Респуб- организацию, венные (КУИС), 2003 г. ликанс- оснащение приказы МЗ кий наркологической бюджет службы в местах лишения свободы 8. Реализовать Информация МЗ,МОН, декабрь проекты, в Правите- МВД 2002г.- направленные льство декабрь на сокращение 2003г. вреда от зло- употребления наркотиками, и контроль над ВИЧ/СПИД 9. Расширить Ведомствен- МЗ октябрь 4,5 Респуб- Республикан- ные приказы 2002г.- ликан- ский научно- о Республи- декабрь ский практический канском 2003г. бюджет центр медико- научно- социальных практическом проблем центре меди- наркомании ко-социальных путем проблем превращения наркомании и его в главную утверждении лечебно-клини- механизма ческую, науч- постоянного ную, учебно- мониторинга методическую злоупотреб- базу страны ления в области наркотиками лечения, реа- билитации, профилактики наркомании; разработать и внедрить механизм постоянного мониторинга злоупотребле- ния наркоти- ками различ- ными катего- риями населения 10. Разработать Ведомст- МОН, декабрь медицинским венные МЗ 2002г.- вузам приказы, декабрь соответствую- научные 2003г. щие научные разработки темы в области лечения и профилактики наркомании 11. Принять меры к Информация МЗ, декабрь обеспечению в Правите- акимы 2000г.- наркологичес- льство областей, декабрь ких учреждений гг. 2003г. высокоэффектив- Астаны и ными лекарст- Алматы*** венными сред- ствами и совре- менным оборудо- ванием 12. Создать Периоди- МЮ (КБНН), сен- 2,3 3,93 Респуб- периодический ческий МЗ, МВД, тябрь ликан- журнал, посвя- журнал ТК МГД,МОН, 2002г. ский щенный пробле- ГП (по бюджет мам борьбы с согласова- наркоманией и нию) наркобизнесом 13. Взаимодейство- Информация МКИОС, МЗ, декабрь вать с религи- в Прави- МОН, МЮ 2002г.- озными конфес- тельство декабрь сиями по форми- 2003г. рованию устой- чивого непри- нятия нарко- тиков верующими и их близкими 14. Провести Информация МЮ сен- 1,27 8,0 Респуб- семинары, Правитель- (КБНН) тябрь ликан- круглые столы, ству, се- 2002г.- ский конференции с минары, декабрь бюджет целью координа- "круглые 2003г. ции антинарко- столы", тической конференции работы в стране --------------------------------------------------------------------------- Укрепление механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров --------------------------------------------------------------------------- 15. Разработать Стратегия АФП, ТК май 0,25 Респуб- и реализовать борьбы с МГД, ГП 2003г. ликан- стратегию "отмыва- (по согла- ский борьбы с нием" де- сованию), бюджет "отмыванием" нег нарко- КНБ (по денег бизнеса; согласо- наркобизнеса методичес- ванию) кие рекоменда- ции 16. Внести Норматив- МЮ, МВД, май изменения и ные право- ТК МГД, 2003г. дополнения в вые акты АФП,КНБ нормативные о внесении (по сог- правовые акты, изменений ласованию), регулирующие и дополне- Верховный вопросы хране- ний в УПК суд (по ния, реализации и Инструк- согласова- и уничтожения цию "О нию), ГП изъятых из порядке (по сог- незаконного изъятия, ласованию) оборота учета,хра- наркотических нения, средств, передачи и психотропных уничтожения веществ и пре- веществен- курсоров в ных дока- целях предот- зательств, вращения их документов "вторичного по уголов- оборота" ным делам, гражданским делам и делам об администра- тивных правонару- шениях судом, органами прокуратуры, предваритель- ного следствия, дознания и судебной экспертизы" V980658_ 17. Укрепить Информация МЗ, МОН, де- взаимодействие в Правите- МЮ кабрь с негосударст- льство 2002г.- венными учреж- декабрь дениями, 2003г. общественными организациями, специализирую- щимися на лечении и профилактике наркомании 17.1. Осущест- Информация МЗ, МОН, декабрь вить оценку в Прави- МЮ 2002г.- деятельности тельство декабрь негосударст- 2003г. венных учреждений, общественных организаций, специализирую- щихся на лече- нии и профилак- тике наркомании 18. Укрепить Ведомст- МВД, КНБ февраль- 58,29 Респуб- организационно- венные (по согла- декабрь 28,5 ликан- и материально- приказы об сованию), 2003г. ский технически укреплении АФП 7,55 бюджет подразделения подразде- по борьбе с лений наркобизнесом министерств правоохраните- и ведомств льных и специ- альных органов Республики Казахстан 19. Усилить Ведомст- ПС КНБ, февраль- 50,85 Респуб- таможенный и венные ТК МГД декабрь 48,83 ликан- пограничный приказы 2003г. ский контроль на об усиле- бюджет приграничных нии постах в целях таможен- недопущения ного и провоза погранич- наркотических ного средств контроля 20. Провести Информация МЮ, МВД, октябрь семинар- в Правите- КНБ (по 2002г., совещания с льство согласова- ноябрь целью обмена нию), ТК 2003г. информацией, МГД, ПС опытом и КНБ методами борьбы с незаконным оборотом наркотиков 21. Выработать Методика МВД, КНБ июнь 0,06 Респуб- специальную расследо- (по сог- 2003 г. ликан- методику вания ласованию), ский расследования преступ- ГП (по бюджет преступлений, лений, согласо- связанных с связанных ванию), незаконным с незакон- ТК МГД, оборотом ным оборо- МЮ, АФП наркотических том нарко- средств, тических психотропных средств, веществ и психотроп- прекурсоров, ных веще- совершенных ств и пре- организован- курсоров, ными преступ- совершен- ными группами ных орга- или преступным низован- сообществом ными прес- тупными группами или прес- тупным сообщест- вом 22. Ввести в судах Ведомст- Верховный август специализацию венный суд (по 2003г. судей по рас- приказ о согласо- смотрению дел специали- ванию) о правонаруше- зации ниях, связанных судей по с наркотиками рассмотре- нию дел о правонару- шениях, связанных с наркоти- ками 23. Продолжить Информация МЮ (ЦСЭ) октябрь 25,12 25,12 Респуб- работу по в Прави- 2002г., ликан- материально- тельство сен- ский техническому тябрь бюджет укреплению 2003г. подразделений органов судебной экспертизы Министерства юстиции 24. Изучить Информация МЗ,МЮ май состояние в Правите- (ЦСЭ) 2003г. материально- льство технического обеспечения подразделений органов судебной медицины Министерства здравоохранения и внести предло- жения по улучше- нию его деятельности 25. Активизировать Межведом- МВД, КНБ март на базе меж- ственный (по сог- 2003г. ведомственного приказ о ласованию), банка данных о совершен- ТК МГД, преступлениях, ствовании ГП (по связанных с информа- согласо- наркотиками, ционного ванию), и лицах, обмена ПС КНБ причастных к их совершению, обмен информа- цией между заинтересован- ными министер- ствами и ведомствами 26. Проводить Информация МЮ (КБНН) октябрь 0,7 0,7 Респуб- мониторинг в Прави- МЭМР, 2002г.- 2,68 ликан- производства и тельство МСХ декабрь ский использования 2003г. бюджет прекурсоров на предприятиях, их изготавли- вающих и ис- пользующих 27. Осуществить Информация МВД, октябрь 20,0 27,97 Респуб- организационное в Правите- ТК МГД, 2002г.- 13,5 11,6 ликан- и техническое льство ПС КНБ декабрь 3,75 ский укрепление 2003г. бюджет кинологических служб 28. Развивать Оборудо- МЮ март 10,0 Респуб- отечественное вание, (КБНН), 2003 г. ликан- производство по химические МЭТ, МВД, ский изготовлению препараты, КНБ (по бюджет оборудования, обучающие согласо- техники, семинары ванию), химических ТК МГД, препаратов для ПС КНБ обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров 29. Контролировать Информа- МЮ март и координиро- ция в (КБНН), 2003г. вать деятель- Правитель- акимы ность регио- ство областей, нальных комис- гг.Астаны сий по борьбе и Алматы с наркоманией и наркобизнесом по пресечению незаконного оборота нарко- тиков 30. Обеспечить Постанов- МЮ июль контроль над ление (КБНН), 2003 г. торговлей лабо- Правитель- МВД, МЭТ, раторным ства об ТК МГД оборудованием утверждении в соответствии перечня со ст. 13 оборудова- Конвенции ния, подле- ООН "О борьбе жащего против незакон- контролю, ного оборота совместный наркотических план меро- средств, приятий психотропных веществ и прекурсоров" Z980246_ 31. Принять меры Совместный МЮ июль по предотвра- план (КБНН), 2002г.- щению незакон- мероприя- МЭТ, МЭМР, декабрь ного изготовле- тий МВД, ТК 2003г. ния, импорта, МГД, ПС экспорта, КНБ, КНБ оборота, рас- (по согла- пространения сованию) и утечки пре- курсоров из легального оборота в нелегальный 32. Усилить План Прокуроры постоянно надзор над работы областей и применением Генераль- приравнен- законодатель- ной про- ные к ним ства, регла- куратуры (по согла- ментирующего сованию) использование наркотических средств и психотропных веществ в системе здравоохране- ния, медицин- ского и лекарствен- ного обеспече- ния населения 33. Ужесточить Совмест- МЮ февраль контроль над ный план (КБНН), 2003г. применением мероприя- МВД, ГП наркотических тий (по согла- средств, сованию), психотропных МЭМР веществ и прекурсоров хозяйствующими субъектами в производствен- ных целях 34. Совершенство- Предложе- МЮ апрель вать систему ния по (КБНН), 2003г. государствен- совершен- МЗ, МВД, ного контроля ствованию КНБ (по в сфере государ- согласо- оборота нарко- ственного ванию), тических контроля, ТК МГД, средств, психо- ведомст- МСХ, АФП, тропных веществ венные ГП (по и прекурсоров и межве- согласова- домствен- нию), ные при- МЭТ, МЭМР казы --------------------------------------------------------------------------- Укрепление эффективного международного сотрудничества в области контроля над наркотиками --------------------------------------------------------------------------- 35. Совершенство- Между- МИД, МЮ, пос- вать договорно- народные МВД, ТК тоянно правовую базу, соглаше- МГД, ГП продолжить ния и (по сог- работу по договоры ласованию), подписанию АФП, КНБ двусторонних и (по сог- многосторонних ласованию) соглашений в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом 36. Систематически Семинары МИД, МЮ, июль Внебюд- проводить МВД, ТК 2002г.- жетные обучающие МГД, ГП декабрь средства семинары с (по сог- 2003г. участием ласованию), представителей АФП специализиро- ванных подраз- делений по борьбе с наркобизнесом зарубежных стран 37. Провести Конферен- МИД, июнь Респуб- конференцию с ция МЮ(КБНН), 2003г. 3,0 ликан- участием пред- МВД, ТК ский ставителей МГД, АФП, бюджет специальных КНБ (по подразделений согласо- СНГ с целью ванию), обмена ГП (по информацией, согласо- опытом и ванию), методами борьбы Верховный с наркобизнесом суд (по согласо- ванию) 38. Продолжить Семинары МЮ сентябрь Внебюд- практику прив- (КБНН), 2002г.- жетные лечения МИД, МВД, декабрь средства квалифицирован- (учебный 2003г. ных экспертов центр) ООН к процессу обучения специалистов 39. Продолжить Информация МЮ (КБНН), декабрь работу по в Прави- МИД, МВД, 2002г., привлечению тельство АФП, ТК декабрь средств МГД, ПС 2003г. международных КНБ, КНБ организаций и (по согла- стран-доноров сованию), в сферу борьбы Верховный с наркоманией суд (по и наркобизнесом согласо- в Республике ванию), Казахстан ГП (по согласова- нию) --------------------------------------------------------------------------- Всего 85,95 375,0 74,84 ---------------------------------------------------------------------------
      *Суммы предусмотрены в смете администраторов республиканской бюджетной программы на выполнение мероприятий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в 2002 году. ** Суммы расходов, приводимые в данной графе, являются предварительными и будут определяться бюджетной комиссией по формированию республиканского бюджета на 2003 год в соответствии с Законом Республики Казахстан Z990357_ "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года. *** Мероприятия реализуются с учетом средств, выделенных местными бюджетами на 2002 год на борьбу с наркоманией и наркобизнесом; суммы на 2003 год рекомендуются изыскать при составлении местных бюджетов на 2003 год. (Специалисты: Склярова И.В., Умбетова А.М.)