О Программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2002 года N 736

Действующий
      В целях реализации U000394_ Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 394, Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы (далее - Программа).
      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
      3. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А.
      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан   


                                                  Утверждена

постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2002 года N 736


                                Программа

                 борьбы с наркоманией и наркобизнесом 
                в Республике Казахстан на 2002-2003 годы
                            Паспорт Программы
Наименование               Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом 
                           в Республике Казахстан на 2002-2003 годы.
     
Основание для           -  Послание Президента страны народу Казахстана 
разработки                  

K972030_

  "Казахстан - 2030. Процветание, 
                           безопасность и улучшение благосостояния 
                           всех казахстанцев" от 10 октября 1997 года;
                        -  Закон Республики Казахстан  

Z980279_

  "О 
                           наркотических средствах, психотропных 
                           веществах, прекурсорах и мерах противодействия 
                           их незаконному обороту и злоупотреблению ими";
                        -   

U000394_

  Стратегия борьбы с наркоманией и       
                           наркобизнесом в Республике Казахстан на 
                           2001-2005 годы, утвержденная Указом Президента 
                           Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 394.
     
Основные разработчики      Министерство юстиции, Комитет национальной 
                           безопасности, Министерство внутренних дел, 
                           Генеральная прокуратура, Министерство финансов, 
                           Министерство государственных доходов,           
                           Министерство образования и науки, Министерство  
                           культуры, информации и общественного согласия,  
                           Министерство здравоохранения, Верховный Суд,    
                           Министерство труда и социальной защиты          
                           населения, Министерство иностранных дел,        
                           Агентство финансовой полиции, Агентство по      
                           туризму и спорту.
     
Цель                       Укрепить основные звенья системы эффективного   
                           государственного и общественного                
                           противодействия дальнейшему распространению     
                           наркомании и наркобизнеса в Республике 
                           Казахстан.
 
Задачи                  -  Укрепление системы профилактики, лечения        
                           наркомании и создание системы реабилитации      
                           наркозависимых лиц;
                        -  укрепление механизма противодействия            
                           незаконному обороту наркотических средств,      
                           психотропных веществ и прекурсоров;
                        -  укрепление международного сотрудничества в      
                           области контроля незаконного оборота наркотиков 
                           и злоупотребления ими.
     
Источники                  Средства республиканского и местных бюджетов, 
                           безвозмездная техническая помощь международных 
                           организаций и стран-доноров.
                           Реализация Программы требует финансирования из 
                           средств республиканского бюджета в 2002-2003    
                           годах - 460,95 млн. тенге.
     
Ожидаемые результаты       Реализация Программы позволит добиться          
                           повышения эффективности профилактики            
                           наркомании, своевременного выявления лиц,       
                           незаконно употребляющих наркотики, и сокращения 
                           их числа, усиления контроля таможенной и        
                           государственной границ Республики Казахстан     
                           против незаконного проникновения наркотиков,    
                           укрепления системы государственного контроля    
                           над оборотом наркотических средств, 
                           психотропных веществ и прекурсоров, повышения 
                           эффективности судопроизводства по делам, 
                           связанным с незаконным оборотом наркотиков,     
                           укрепление международного сотрудничества в      
                           области контроля незаконного оборота           
                           наркотиков путем привлечения внимания           
                           международных организаций и стран-доноров для   
                           оказания ими технической помощи в разработке и  
                           внедрении перспективных программ в сфере        
                           сокращения спроса на наркотики, лечения и 
                           реабилитации наркозависимых лиц, пресечения     
                           нелегального оборота наркотиков.
Срок реализации            2002-2003 годы 
                              2. Введение
     


      Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2002-2003 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана K972030_ "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", где борьба против наркомании и наркобизнеса определена, как приоритетная задача Правительства, Законом Республики Казахстан Z980279_ "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими".
      Программа разработана на основе U000394_ Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы с учетом результатов реализации U000395_ Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2000-2001 годы.

                  3. Анализ современного состояния проблемы

      В последние годы злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконный оборот в республике приобрели повсеместное распространение и все более отрицательно влияют на состояние экономики, правопорядка, социально-психологическую атмосферу в обществе, здоровье и генофонд народа.
      В силу особенностей расположения территория Республики Казахстан продолжает оставаться в поле интересов международных наркокартелей, которые используют ее в качестве транзитного коридора для поставок наркотиков из стран Юго-Западной Азии, в первую очередь, из Афганистана на мировые рынки их сбыта в европейских странах и в последние годы в России. "Шелковым путем смерти" называют давно действующий маршрут транзита наркотиков из Азии через Центральный Казахстан в Россию и далее - в Европу.
      Существующая ситуация соответственно требует от государства принятия конкретных действенных мер, направленных на защиту психического и физического здоровья населения от нахлынувшей волны наркотизма.
      Динамика изменения количества правонарушений, зарегистрированных в связи с распространением и злоупотреблением наркотиками в Республике Казахстан, ярко демонстрирует их неуклонный рост. Кроме того, увеличивается количество лиц, допускающих систематическое употребление наркотиков. Эти факторы негативно влияют на экономическую и социальную ситуацию в Казахстане и вызывают тревогу.
      В связи с чем, в целях дальнейшего усиления контроля над оборотом наркотиков, активизации деятельности государственных структур и общественных организаций на противодействие злоупотреблению наркотиками представляется целесообразным укрепить Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      Проблема незаконного оборота наркотиков в государстве носит общенациональный характер, так как в нее оказываются втянутыми практически все слои населения, в том числе и дети. Так, согласно данным Центра (Департамента) правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2001 года состояло на профилактическом учете 38320 лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, из них 1938 несовершеннолетних. На 1 января 2002 года состояло на учете уже 45505 таких лиц и 1927 - несовершеннолетние. Из общего количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, 1131 составляют учащиеся, 228 - несовершеннолетние в возрасте до 15 лет; количество женщин, злоупотребляющих наркотическими средствами, составило на начало текущего года 4420.
      Анализ вышеуказанных статистических и иных данных свидетельствует о сохранении устойчивой тенденции роста числа преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотиков и их немедицинским потреблением.
      Доступность наркотиков, возможность практически беспрепятственного приобретения, относительная дешевизна составляют сегодня одну из главных причин злоупотребления наркотиками, развития наркомании и наркобизнеса в республике. При этом принимаемые государством меры по улучшению состояния психиатрических и наркологических служб все еще недостаточны.
      В 2000 году по сравнению с 1990 годом число диспансеров сократилось в полтора раза, количество коек - в 2,5 раза. За последние три года почти вдвое уменьшилось число наркологических кабинетов, сократилось количество подростковых кабинетов в наркологических организациях.
      В настоящее время наркоситуация в Республике Казахстан характеризуется:
      недостаточным развитием профилактической, лечебной и реабилитационной

помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью;
     увеличением числа преступлений, связанных с незаконным оборотом 
наркотиков;
     продолжающимся использованием территории Казахстана в качестве 
транзитного коридора, вследствие чего увеличились контрабанда и транзит 
наиболее опасных видов наркотиков (героина, опия и синтетических 
наркотиков);
     омоложением наркопотребителей.
     Предотвратить наркотизацию в республике возможно лишь при полной 
консолидации сил государства и общества.
                      4. Цель и задачи Программы
     


      Целью Программы является укрепление основных звеньев системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и борьба с наркобизнесом в Республике Казахстан.
      В числе наиболее важных задач Программы следует выделить:
      1) укрепление системы профилактики, лечения наркомании и создание системы реабилитации наркозависимых лиц;
      2) укрепление механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      3) укрепление международного сотрудничества в области контроля незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.

              5. Основные направления и механизм реализации
                              Программы

      Для достижения поставленных целей и решения главных задач Программой предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на укрепление существующей системы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан.
      В деле укрепления системы профилактики, лечения наркомании и создания системы реабилитации наркозависимых лиц большое внимание будет уделено деятельности Республиканского центра медико-социальных проблем наркомании, центров медико-социальной реабилитации лиц, успешно прошедших курс лечения наркомании, а также медицинских вузов страны. Данный аспект заслуживает особого внимания, поскольку профилактика, лечение и реабилитация на сегодняшний день являются наиболее действенными путями борьбы с этим негативным явлением и направлены на выявление, устранение или нейтрализацию корней, "питающих" наркоманию.
      Нуждающимся должны быть предоставлены возможности своевременного получения помощи и доступа к соответствующим службам. Пристальное внимание при этом будет уделено лечению и социальной реабилитации несовершеннолетних, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, при этом во всех наркологических диспансерах будут открыты подростковые отделения.
      На нынешнем этапе Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании должен превратиться в главную лечебно-клиническую, научную и учебно-методическую базу страны в области профилактики, лечения и реабилитации наркомании. Центру - на основе всестороннего, глубокого и постоянного анализа уровня злоупотребления наркотиками в обществе предстоит: разработать республиканские программы по сокращению спроса на наркотики, профилактике, лечению и реабилитации наркозависимых лиц; участвовать в их реализации в качестве координатора или исполнителя; разрабатывать современные методы лечения заболевания и предлагать (после апробации) их широкое внедрение в стране; выявлять наиболее подверженные наркомании регионы и информировать заинтересованные государственные органы с целью принятия ими адекватных мер; внедрить механизм постоянного мониторинга злоупотребления наркотиками среди различных категорий населения.
      Также на базе Центра должны функционировать постоянно действующие курсы, семинары, в проведении которых будут участвовать специалисты международных организаций и зарубежных стран. Будут выполняться научно-исследовательские программы по выявлению мест распространения наркосодержащих растений, разработке методов их локализации с учетом особенностей экологической среды, созданию научных основ использования наркосодержащих растений в промышленном производстве и другим проблемам борьбы с наркоманией.
      На основе современной стратегии в области лечения и реабилитации наркозависимых лиц будут разработаны основные направления государственной политики в данной сфере.
      В сфере наркологии предстоит принять меры по:
      совершенствованию и развитию наркологических служб в условиях оценки наркомании в качестве социально опасного заболевания;
      улучшению организации и оснащению наркологических служб в местах лишения свободы;
      обеспечению наркологических учреждений высокоэффективными лекарствами и современным оборудованием.
      В целях привития социального наркотического иммунитета необходима разработка и издание антинаркотической учебно-познавательной литературы для детей, подростков и молодежи, в планах учебных заведений будут включены лекции по антинаркотической тематике.
      Кроме того, намечено проведение на республиканском и местном уровнях акций, посвященные Международному дню борьбы с наркоманией (26 июня) с организацией конкурсов художественных произведений на антинаркотическую тематику, спортивных соревнований, демонстрацией документальных, научно-популярных и художественных фильмов о вреде наркотиков для общества на телеканалах и кинотеатрах.
      Следующим направлением реализации настоящей Программы является укрепление механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которое содержит комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства в области наркомании и наркобизнеса и на усиление контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      Учитывая всеобъемлющий характер борьбы с наркоманией и наркобизнесом, эффективность которой зависит от скоординированных совместных усилий и действий всех государственных органов, вовлеченных в эту сферу, представляется необходимой дальнейшая разработка государственными органами нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления контроля в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
      На данном этапе следует разработать и приступить к реализации стратегии борьбы с "отмыванием" денег наркобизнеса.
      Другим важным направлением в данной деятельности является обеспечение контроля над торговлей лабораторным оборудованием, принятие мер по предотвращению незаконного изготовления, распространения и утечки прекурсоров из легального оборота в нелегальный.
      Принимая во внимание, что основной поток наркотических средств незаконно поступает из сопредельных государств в республику, следует принять меры по укреплению южного и юго-восточного участков таможенной и государственной границ республики, международных аэропортов в городах Алматы, Астане и морского порта в городе Актау.
      Практика показывает, что наиболее эффективным способом выявления незаконной перевозки партий наркотиков через границу и транспортировке их по территории республики является использование собак. На первом этапе правоохранительные органы получили возможность обеспечить специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом квалифицированными специалистами - кинологами и качественно подготовленными служебными собаками. Таможенный комитет МГД Республики Казахстан в 2001 году создал Кинологический центр в городе Алматы, МВД, КНБ модернизировали имеющиеся ведомственные питомники, что должно в дальнейшем способствовать планомерному усилению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. На втором этапе в этих целях следует принять дополнительные меры, направленные на осуществление организационно-кадрового и технического укрепления кинологических служб в органах, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств.
      На основе оперативного анализа информации о преступлениях, связанных с наркотиками, проводимого Центром (Департаментом) правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре, надо изучить динамику, причины колебаний, и выработать эффективные меры противодействия наркопреступности.
      Будет развиваться процесс введения в многосоставных районных судах специализации судей по рассмотрению дел, связанных с наркотиками.
      Кроме того, планируется специализированное обучение кадров в Учебном центре повышения квалификации и переподготовки специалистов правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ Академии МВД.
      Продолжатся ежегодные мероприятия по выявлению и уничтожению незаконно культивируемых и дикорастущих конопли и опийного мака с целью пресечения попадания их в нелегальный оборот.
      Для чего следует создать базу данных о произрастании и культивировании наркосодержащих растений, укрепить взаимодействие и сотрудничество заинтересованных государственных органов.
      Для укрепления международного сотрудничества и обменом опытом в области контроля над незаконным оборотом наркотиков надо проводить научно-практические конференции стран СНГ.
      Следует шире привлекать международные организации и страны-доноры для оказания ими технической помощи в разработке и внедрении перспективных программ в сфере сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, пресечения нелегального оборота наркотиков.
      План мероприятий по реализации Программы предусматривает поэтапное их исполнение. Комплексность мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность и сконцентрировать возможности государственных и местных органов власти и управления в борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
      Выполнение запланированных мероприятий охватывает второй этап реализации U000394_ Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.
      Программа направлена на повышение эффективности существующих форм и методов борьбы с наркоманией и наркобизнесом, дальнейшее развитие и укрепление координации действий государственных органов.
      Администратором Программы является Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан.
      Все финансовые средства, выделяемые из республиканского и местного бюджетов на реализацию Программы, так же как оборудование и техника в рамках внешней технической помощи будут передаваться министерствам и ведомствам, ответственным за выполнение конкретных мероприятий.

                  6. Необходимые ресурсы и источники их
                             финансирования

      Мероприятия по реализации данной Программы будут осуществляться за счет и в пределах средств, предоставляемых в республиканском и местном бюджетах на соответствующий финансовый год, и других источников, не запрещенных законодательством.
      Реализация Программы требует финансирования из средств республиканского бюджета в 2002 году - 85,95 млн. тенге, в 2003 году - 375 млн. тенге.
      Суммы финансирования в 2002 году предусмотрены в сметах администраторов республиканских бюджетных программ на выполнение мероприятий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, в 2003 году будут определяться бюджетной комиссией по формированию бюджета на соответствующий год и могут корректироваться в соответствии с Законом Республики Казахстан Z990357_ "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года.

              7. Ожидаемый результат от реализации программы

      При реализации Программы ожидаются следующие результаты:
      эффективное укрепление системы профилактики, лечения наркомании и создание системы реабилитации лиц, больных наркоманией;
      активизация деятельности по изъятию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из нелегального оборота, усиление контроля таможенной и государственной границ Республики Казахстан за их ввозом и вывозом;
      улучшение деятельности заинтересованных органов путем их организационного, кадрового и материально-технического укрепления, установления эффективного взаимодействия между ними;
      достижение большей консолидации общества в решении проблем, связанных

с распространением наркомании и наркобизнеса;
     укрепление международного сотрудничества в области контроля за 
незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, путем привлечения 
внимания международных организаций и стран-доноров для оказания ими 
технической помощи в разработке и внедрении перспективных программ в сфере 
сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, 
пресечения нелегального оборота наркотиков.
            8. План мероприятий по реализации программы борьбы с
            наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на  
                              2002-2003 годы
___________________________________________________________________________
 N !  Мероприятие  ! Форма  !Ответствен-! Срок !Предполагаемые   !Источник
п/п!               ! завер- !ные за     !испол-!   расходы       !финанси-
   !               ! шения  !исполнение !нения !-----------------!рования
   !               !        !(реализа-  !(реа- !2002г!2003г!2003г!  
   !               !        !  цию)     !лиза- !  *  ! **  ! *** !
   !               !        !           !ции)  !     !     !     !
---------------------------------------------------------------------------
 1 !       2       !   3    !     4     !   5  !  6  !  7  !  8  !    9
---------------------------------------------------------------------------
          Укрепление лечебной и реабилитационной работы среди       
              наркозависимых лиц, профилактики наркомании
---------------------------------------------------------------------------
 1. Принять меры    Постанов-  МТСЗ, МЗ   2003г.   
    по созданию     ление      акимы
    социальных      Прави-     г.Алматы,                     4,1  Местный
    служб для       тельства,  Актюбинской,                  4,0  бюджет 
    молодежи и      решения    Западно-                      8,1   -/-
    подростков      акимов     Казахстан-
    в целях                    ской,
    оказания им                Восточно-                     3,0   -/-
    помощи в                   Казахстан-
    решении                    ской,
    проблем,                   Жамбылской                    0,25  -/-
    связанных с                областей
    наркотиками   
 2. В целях         Брошюры,   МОН, МЗ,   2003г.       2,85        Респуб- 
    привития        буклеты,   МКИОС,                  2,26        ликан-
    социального     плакаты,   МВД                                 ский
    наркотического  журналы                                        бюджет
    иммунитета: 
    2.1. Разра-
    ботать и 
    издать анти-
    наркотическую 
    учебно-позна-
    вательную 
    литературу   
    для детей, 
    подростков 
    и молодежи
    2.2. Разра-     Методи-    МОН,       2003 г.      4,27        Респуб- 
    ботать и        ческие     МЗ,                     0,39        ликан- 
    издать мето-    рекомен-   МВД,                                ский
    дические        дации,     МКИОС                               бюджет
    рекомендации    памятки
    для родителей 
    и педагогов, 
    других 
    специалистов
    2.3. Разра-     Ведомст-   МОН        июль
    ботать и        венный                2002-
    включить в      приказ о              2003г.
    планы           включении
    учебных         курсов
    заведений       лекций в
    курсы лекций    планы    
    по антинар-     учебных
    котической      заведений
    тематике
    2.4. Провести   Ведомст-   МЮ (КБНН), июнь   1,36  15,0        Респуб- 
    на республи-    венные     МКИОС,     2002г. 3,8    3,7        ликан-
    канском и       приказы о  МОН,       -2003г.      1,75        ский 
    местном         проведении АТС,                     8,2        бюджет
    уровнях акции,  акции,     МВД, акимы
    посвященные     посвящен-  Актюбинской                   3,64  Местный 
    Международному  ной Между- Западно-                      1,14  бюджет
    дню борьбы с    народному  Казахстан-                    
    наркоманией     дню борьбы ской,
    (26 июня) с     с наркома- Восточно-                     3,0     -/-
    организацией    нией,      Казахстан- 
    профессиона-    публика-   ской
    льных           ции,интер- областей
    конкурсов       вью,радио-
    художествен-    телепере-
    ных произве-    дачи,
    дений на        "круглые
    антинаркоти-    столы",
    ческую          средства,
    тематику,       наглядной
    спортивных      агитации
    соревнований,
    демонстрацией
    документальных,
    научно-популяр-
    ных и художест-
    венных фильмов  
    о вреде
    наркотиков  
    для общества   
    на телеканалах 
    и в кинотеатрах;
    проведением 
    конкурсов по   
    антинаркоти-
    ческой тематике 
    на лучший 
    рисунок, 
    сочинение, 
    плакат среди 
    учащихся
    общеобразова-
    тельных, 
    профессиональ-
    ных школ
    2.5. Активизи-  Радиотеле- МКИОС,      пос-  15,8  15,8        Респуб- 
    ровать деятель- передачи,  МОН,        тоян-        1,0        ликан-
    ность по        публика-   АФП,        но          0,20        ский 
    формированию в  ции,интер- МЮ (КБНН)                           бюджет
    общественном    вью, ин-   МЗ, МВД,
    сознании соци-  формацион- КНБ (по                 0,05          -/-
    ального нарко-  но-пропа-  согласо-
    тического       гандистс-  ванию),
    иммунитета и    кие мероп- АТС, ТК           1,47  1,47          -/-
    информировать   риятия,    МГД,
    граждан о мерах,семинар-   акимы
    принимаемых     тренинги,  Актюбин-                      0,5   Местный
    государствен-   "круглые   ской,                               бюджет
    ными органами   столы",    Западно-                     0,35     -/-
    в борьбе с      конферен-  Казахстан-                    
    наркоманией и   ции,       ской,
    наркобизнесом   видео-     Восточно-                     5,0     -/-
    через СМИ,      ролики     Казахстан-
    в том числе                ской,
    с привлечением             Жамбылской                   1,62     -/-
    известных                  областей
    общественных
    деятелей,
    представителей 
    науки и куль-
    туры, врачей 
    и других 
    специалистов
    2.6. Принять    Решения    акимы       2003г.
    меры по разви-  акимов об  Северно-                      4,1   Местный
    тию сети спор-  открытии   Казахстан-                          бюджет
    тивных школ,    спортивных ской,
    подростковых    школ и     Западно-                      7,5   -/-
    секций с целью  секций     Казахстан-
    организации                ской,
    досуга детей и             Восточно-
    подростков, с              Казахстан-                    6,0   -/-
    привлечением               ской
    к этой работе              областей
    КСК и региональ-
    ных комиссий по 
    борьбе с нарко-
    манией и нарко-
    бизнесом
 3. Разработать     Ведомст-   МОН,        октябрь      1,4       Республ.
    многоступен-    венные     МЗ, акимы   2002г.- 0,05           бюджет
    чатую образова- приказы    г.Алматы,   август            0,05 Местный
    тельную прог-   о разра-   Актюбинской,2003г.            1,0  бюджет   
    рамму по профи- ботке      Западно-                                   
    лактике табако- программы, Казахстан-                    1,3    -/-
    курения, нарко- много-     ской,                                     
    мании среди     ступенча-  Восточно-                     2,0    -/-
    детей, подрост- тая обра-  Казахстан-                       
    ков и молодежи  зователь-  ской,                            
                    ная прог-  Жамбылской                    4,74   -/-
                    рамма,     областей
                    учебно-
                    методи-
                    ческие
                    рекомен-
                    дации,
                    стажировка
                    специалис-
                    тов 
 4. Создать и       Ведомствен- МЗ,        октябрь
    укрепить в      ный приказ,акимы       2002г.-  
    структуре       решения    Северно-    декабрь
    наркологичес-   акимов о   Казахстан-  2003г.            2,2   Местный
    ких диспансеров создании   ской,                               бюджет
    стационарные    стационар- Актюбинской,                  5,0
    отделения для   ных отде-  Восточно-
    лечения         лений для  Казахстан-                   5,75    -/-
    несовершенно-   несовер-   ской,
    летних          шеннолет-  Жамбылской                    0,5    -/-
                    них        областей
 5. 5.1. Разра-     Механизм   МЗ, МОН,    ноябрь 0,58 0,58        Респуб- 
    ботать: -       постоян-   акимы       2002г.-                 ликан-
    и внедрить      ного мони- областей,   декабрь                 ский
    механизм        торинга    гг.         2003г.                  бюджет
    постоянного     злоупот-   Астаны и
    мониторинга     ребления   Алматы**
    злоупотреб-     наркоти-
    ления нарко-    ками,
    тиками          совместный
    различными      приказ о
    категориями     внедрении
    населения;      механизма
    - целевые       мониторинга.
    республикан-    Ведомствен-
    ские и          ные приказы
    региональные    решения
    программы по    акимов о
    сокращению      разработке
    спроса на       программ,
    наркотики,      целевые
    лечению и       республикан-
    реабилитации    ские и
    наркозависимых  региональные
    лиц.            программы
    5.2. Разрабо-   Ведомствен-     МЗ     декабрь
    тать современ-  ный приказ             2002г.-
    ные методы      о разработ-            декабрь
    раннего выяв-   ке методики,           2003г.
    ления употреб-  методы
    ления наркоти-  раннего
    ческих средств  выявления 
    и лечения       и лечения
    заболевания     наркомании
    5.3. Выявлять   Информация  МЮ,(КБНН), декабрь
    наиболее        в Правите-  МВД,МЗ,    2002г.-
    подверженные    льство      МОН        декабрь
    наркомании                             2003г.
    регионы
    5.4. Выявить    Методика    МОН        декабрь     5,0         Респуб-
    ареалы распро-  локализации            2003г.                  ликан-
    странения       наркосодер-                                    ский
    наркосодержащих жащих                                          бюджет
    растений и      растений
    разработать 
    методы их 
    локализации с 
    учетом эколо-
    гической 
    среды
    5.5. Разрабо-   Методика   МОН         декабрь     5,5         Респуб-
    тать научные    промышлен-             2003г.                  ликан-
    основы исполь-  ного при-                                      ский
    зования нарко-  менения                                        бюджет
    содержащих      нарко-
    растений в      содержащих
    промышленном    растений
    производстве
 6. Продолжить      Решения    Акимы       октябрь
    работу по       акимов,    областей,   2002г.-
    совершенство-   приказ о   гг.         декабрь
    ванию нарколо-  совершен-  Астаны      2003г.
    гических служб  ствовании  и Алматы,
    в регионах      деятель-   МЗ
    республики с    ности
    учетом новых    наркологи-
    тенденций       ческой
    распространения службы
    наркомании
 7. Улучшить        Ведомст-   МЮ          ноябрь      10,0        Респуб- 
    организацию,    венные     (КУИС),     2003 г.                 ликанс-
    оснащение       приказы    МЗ                                  кий
    наркологической                                                бюджет
    службы в     
    местах лишения 
    свободы
 8. Реализовать     Информация МЗ,МОН,     декабрь
    проекты,        в Правите-   МВД       2002г.-
    направленные    льство                 декабрь
    на сокращение                          2003г. 
    вреда от зло-
    употребления
    наркотиками,
    и контроль
    над ВИЧ/СПИД
 9. Расширить       Ведомствен-   МЗ       октябрь     4,5         Респуб-
    Республикан-    ные приказы            2002г.-                 ликан-
    ский научно-    о Республи-            декабрь                 ский
    практический    канском                2003г.                  бюджет
    центр медико-   научно-
    социальных      практическом
    проблем         центре меди-
    наркомании      ко-социальных
    путем           проблем
    превращения     наркомании и
    его в главную   утверждении
    лечебно-клини-  механизма
    ческую, науч-   постоянного
    ную, учебно-    мониторинга
    методическую    злоупотреб-
    базу страны     ления
    в области       наркотиками
    лечения, реа-
    билитации,
    профилактики
    наркомании;
    разработать
    и внедрить
    механизм
    постоянного
    мониторинга
    злоупотребле-
    ния наркоти-
    ками различ-
    ными катего-
    риями
    населения  
10. Разработать     Ведомст-   МОН,        декабрь
    медицинским     венные     МЗ          2002г.-
    вузам           приказы,               декабрь
    соответствую-   научные                2003г.
    щие научные     разработки
    темы в области     
    лечения и 
    профилактики 
    наркомании
11. Принять меры к  Информация МЗ,         декабрь
    обеспечению     в Правите- акимы       2000г.-    
    наркологичес-   льство     областей,   декабрь
    ких учреждений             гг.         2003г.
    высокоэффектив-            Астаны и
    ными лекарст-              Алматы***
    венными сред-
    ствами и совре-
    менным оборудо-
    ванием
12. Создать         Периоди-   МЮ (КБНН),  сен-   2,3   3,93       Респуб-
    периодический   ческий     МЗ, МВД,    тябрь                   ликан-
    журнал, посвя-  журнал     ТК МГД,МОН, 2002г.                  ский
    щенный пробле-             ГП (по                              бюджет
    мам борьбы  с              согласова-
    наркоманией и              нию)
    наркобизнесом
13. Взаимодейство-  Информация МКИОС, МЗ,  декабрь
    вать с религи-  в Прави-   МОН, МЮ     2002г.-
    озными конфес-  тельство               декабрь
    сиями по форми-                        2003г.
    рованию устой-
    чивого непри-
    нятия нарко-
    тиков верующими 
    и их близкими
14. Провести        Информация МЮ          сен-   1,27 8,0         Респуб- 
    семинары,       Правитель- (КБНН)      тябрь                   ликан-
    круглые столы,  ству, се-              2002г.-                 ский
    конференции с   минары,                декабрь                 бюджет
    целью координа- "круглые               2003г.
    ции антинарко-  столы",
    тической        конференции
    работы в стране
---------------------------------------------------------------------------
         Укрепление механизма противодействия незаконному обороту
         наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
---------------------------------------------------------------------------
15. Разработать     Стратегия  АФП, ТК     май         0,25        Респуб-
    и реализовать   борьбы с   МГД, ГП     2003г.                  ликан-
    стратегию       "отмыва-   (по согла-                          ский
    борьбы с        нием" де-  сованию),                           бюджет
    "отмыванием"    нег нарко- КНБ (по
    денег           бизнеса;   согласо-
    наркобизнеса    методичес- ванию)
                    кие
                    рекоменда-
                    ции 
16. Внести          Норматив-  МЮ, МВД,    май
    изменения и     ные право- ТК МГД,     2003г.
    дополнения в    вые акты   АФП,КНБ
    нормативные     о внесении (по сог-
    правовые акты,  изменений  ласованию),
    регулирующие    и дополне- Верховный
    вопросы хране-  ний в УПК  суд (по
    ния, реализации и Инструк- согласова-
    и уничтожения   цию "О     нию), ГП
    изъятых из      порядке    (по сог- 
    незаконного     изъятия,   ласованию) 
    оборота         учета,хра-
    наркотических   нения, 
    средств,        передачи и 
    психотропных    уничтожения
    веществ и пре-  веществен-
    курсоров в      ных дока-
    целях предот-   зательств,
    вращения их     документов
    "вторичного     по уголов-
    оборота"        ным делам,
                    гражданским
                    делам и
                    делам об
                    администра-
                    тивных
                    правонару-
                    шениях
                    судом,
                    органами
                    прокуратуры,
                    предваритель-
                    ного
                    следствия,
                    дознания и
                    судебной
                    экспертизы" 
                     

V980658_

 
       
17. Укрепить        Информация МЗ, МОН,    де-
    взаимодействие  в Правите-   МЮ        кабрь
    с негосударст-  льство                 2002г.-
    венными учреж-                         декабрь 
    дениями,                               2003г.
    общественными
    организациями,
    специализирую-
    щимися на         
    лечении и
    профилактике
    наркомании
    17.1. Осущест-  Информация МЗ, МОН,    декабрь
    вить оценку     в Прави-     МЮ        2002г.-
    деятельности    тельство               декабрь
    негосударст-                           2003г.
    венных
    учреждений,
    общественных
    организаций,
    специализирую-
    щихся на лече-
    нии и профилак-
    тике наркомании
18. Укрепить        Ведомст-   МВД, КНБ    февраль-    58,29       Респуб- 
    организационно- венные     (по согла-  декабрь     28,5        ликан-
    и материально-  приказы об сованию),   2003г.                  ский
    технически      укреплении АФП                     7,55        бюджет
    подразделения   подразде-
    по борьбе с     лений
    наркобизнесом   министерств
    правоохраните-  и ведомств
    льных и специ-
    альных органов 
    Республики 
    Казахстан
19. Усилить         Ведомст-   ПС КНБ,     февраль-    50,85       Респуб-
    таможенный и    венные     ТК МГД      декабрь     48,83       ликан-  
    пограничный     приказы                2003г.                  ский
    контроль на     об усиле-                                      бюджет
    приграничных    нии
    постах в целях  таможен-
    недопущения     ного и
    провоза         погранич-
    наркотических   ного
    средств         контроля
20. Провести        Информация МЮ, МВД,    октябрь
    семинар-        в Правите- КНБ (по     2002г.,
    совещания с     льство     согласова-  ноябрь
    целью обмена               нию), ТК    2003г.
    информацией,               МГД, ПС 
    опытом и                   КНБ
    методами
    борьбы с 
    незаконным
    оборотом 
    наркотиков
21. Выработать      Методика   МВД, КНБ    июнь        0,06        Респуб-
    специальную     расследо-  (по сог-    2003 г.                 ликан-
    методику        вания      ласованию),                         ский
    расследования   преступ-   ГП (по                              бюджет
    преступлений,   лений,     согласо-
    связанных с     связанных  ванию),
    незаконным      с незакон- ТК МГД,
    оборотом        ным оборо- МЮ, АФП
    наркотических   том нарко-
    средств,        тических
    психотропных    средств,
    веществ и       психотроп-
    прекурсоров,    ных веще-
    совершенных     ств и пре-
    организован-    курсоров,
    ными преступ-   совершен-
    ными группами   ных орга-
    или преступным  низован-
    сообществом     ными прес-
                    тупными
                    группами
                    или прес-
                    тупным
                    сообщест-
                    вом 
22. Ввести в судах  Ведомст-   Верховный   август
    специализацию   венный     суд (по     2003г.
    судей по рас-   приказ о   согласо-
    смотрению дел   специали-  ванию)
    о правонаруше-  зации 
    ниях, связанных судей по
    с наркотиками   рассмотре-
                    нию дел о
                    правонару-
                    шениях, 
                    связанных 
                    с наркоти-
                    ками
23. Продолжить      Информация МЮ (ЦСЭ)   октябрь 25,12 25,12      Респуб- 
    работу по       в Прави-              2002г.,                  ликан-
    материально-    тельство              сен-                     ский 
    техническому                          тябрь                    бюджет
    укреплению                            2003г.
    подразделений 
    органов 
    судебной     
    экспертизы 
    Министерства 
    юстиции
24. Изучить         Информация  МЗ,МЮ     май
    состояние       в Правите-  (ЦСЭ)     2003г. 
    материально-    льство
    технического 
    обеспечения 
    подразделений 
    органов 
    судебной 
    медицины 
    Министерства 
    здравоохранения  
    и внести предло-
    жения по улучше-
    нию его 
    деятельности
25. Активизировать  Межведом-  МВД, КНБ    март
    на базе меж-    ственный   (по сог-    2003г.
    ведомственного  приказ о   ласованию),
    банка данных о  совершен-  ТК МГД,
    преступлениях,  ствовании  ГП (по
    связанных с     информа-   согласо-
    наркотиками,    ционного   ванию),
    и лицах,        обмена     ПС КНБ
    причастных к 
    их совершению,       
    обмен информа-
    цией между 
    заинтересован-
    ными министер-
    ствами и 
    ведомствами
26. Проводить       Информация МЮ (КБНН)   октябрь 0,7 0,7         Респуб-
    мониторинг      в Прави-   МЭМР,       2002г.-     2,68        ликан-
    производства и  тельство   МСХ         декабрь                 ский
    использования                          2003г.                  бюджет
    прекурсоров на 
    предприятиях,
    их изготавли-
    вающих и ис-
    пользующих
27. Осуществить     Информация МВД,        октябрь 20,0 27,97      Респуб- 
    организационное в Правите- ТК МГД,     2002г.- 13,5 11,6       ликан-
    и техническое   льство     ПС КНБ      декабрь      3,75       ский
    укрепление                             2003г.                  бюджет
    кинологических 
    служб
28. Развивать       Оборудо-   МЮ          март         10,0       Респуб-
    отечественное   вание,     (КБНН),     2003 г.                 ликан-
    производство по химические МЭТ, МВД,                           ский
    изготовлению    препараты, КНБ (по                             бюджет
    оборудования,   обучающие  согласо-
    техники,        семинары   ванию),
    химических                 ТК МГД,
    препаратов для             ПС КНБ
    обнаружения 
    наркотических 
    средств, 
    психотропных 
    веществ
    и прекурсоров
29. Контролировать  Информа-   МЮ          март
    и координиро-   ция в      (КБНН),     2003г.
    вать деятель-   Правитель- акимы
    ность регио-    ство       областей,
    нальных комис-             гг.Астаны
    сий по борьбе              и Алматы
    с наркоманией
    и наркобизнесом 
    по пресечению 
    незаконного      
    оборота нарко-
    тиков
30. Обеспечить      Постанов-  МЮ          июль
    контроль над    ление      (КБНН),     2003 г.
    торговлей лабо- Правитель- МВД, МЭТ,
    раторным        ства об    ТК МГД
    оборудованием   утверждении 
    в соответствии  перечня 
    со ст. 13       оборудова-
    Конвенции       ния, подле-
    ООН "О борьбе   жащего
    против незакон- контролю,
    ного оборота    совместный
    наркотических   план меро-
    средств,        приятий
    психотропных 
    веществ и 
    прекурсоров"
     

Z980246_

 
 
31. Принять меры    Совместный МЮ          июль
    по предотвра-   план       (КБНН),     2002г.-
    щению незакон-  мероприя-  МЭТ, МЭМР,  декабрь
    ного изготовле- тий        МВД, ТК     2003г.
    ния, импорта,              МГД, ПС
    экспорта,                  КНБ, КНБ
    оборота, рас-              (по согла-
    пространения               сованию)
    и утечки пре-
    курсоров из 
    легального   
    оборота в
    нелегальный
32. Усилить         План      Прокуроры    постоянно
    надзор над      работы    областей и
    применением     Генераль- приравнен-
    законодатель-   ной про-  ные к ним
    ства, регла-    куратуры  (по согла-
    ментирующего              сованию)
    использование
    наркотических  
    средств и             
    психотропных
    веществ в     
    системе
    здравоохране-
    ния, медицин-
    ского и
    лекарствен-
    ного обеспече-
    ния населения
33. Ужесточить      Совмест-   МЮ          февраль
    контроль над    ный план   (КБНН),     2003г.
    применением     мероприя-  МВД, ГП
    наркотических   тий        (по согла-
    средств,                   сованию),
    психотропных               МЭМР
    веществ и                
    прекурсоров 
    хозяйствующими 
    субъектами в
    производствен-
    ных целях
34. Совершенство-   Предложе-  МЮ          апрель
    вать систему    ния по     (КБНН),     2003г. 
    государствен-   совершен-  МЗ, МВД,
    ного контроля   ствованию  КНБ (по 
    в сфере         государ-   согласо-
    оборота нарко-  ственного  ванию),
    тических        контроля,  ТК МГД,
    средств, психо- ведомст-   МСХ, АФП,
    тропных веществ венные     ГП (по
    и прекурсоров   и межве-   согласова-
                    домствен-  нию),
                    ные при-   МЭТ, МЭМР
                    казы
---------------------------------------------------------------------------
     Укрепление эффективного международного сотрудничества в области
                        контроля над наркотиками
---------------------------------------------------------------------------
35. Совершенство-   Между-     МИД, МЮ,    пос-
    вать договорно- народные   МВД, ТК     тоянно
    правовую базу,  соглаше-   МГД, ГП
    продолжить      ния и      (по сог-
    работу по       договоры   ласованию),
    подписанию                 АФП, КНБ
    двусторонних и             (по сог-
    многосторонних             ласованию)
    соглашений в 
    области борьбы 
    с наркоманией и 
    наркобизнесом
36. Систематически  Семинары   МИД, МЮ,    июль                    Внебюд-
    проводить                  МВД, ТК     2002г.-                 жетные
    обучающие                  МГД, ГП     декабрь                 средства
    семинары с                 (по сог-    2003г.
    участием                   ласованию),
    представителей             АФП
    специализиро-
    ванных подраз-
    делений по 
    борьбе с 
    наркобизнесом 
    зарубежных 
    стран
37. Провести        Конферен-  МИД,        июнь                    Респуб-
    конференцию с   ция        МЮ(КБНН),   2003г.      3,0         ликан-
    участием пред-             МВД, ТК                             ский
    ставителей                 МГД, АФП,                           бюджет
    специальных                КНБ (по
    подразделений              согласо-
    СНГ с целью                ванию),
    обмена                     ГП (по 
    информацией,               согласо-
    опытом и                   ванию),
    методами борьбы            Верховный
    с наркобизнесом            суд (по
                               согласо-
                               ванию)
38. Продолжить      Семинары   МЮ          сентябрь                Внебюд-
    практику прив-             (КБНН),     2002г.-                 жетные
    лечения                    МИД, МВД,   декабрь                 средства
    квалифицирован-            (учебный    2003г.
    ных экспертов              центр)
    ООН к процессу 
    обучения 
    специалистов
39. Продолжить      Информация МЮ (КБНН),  декабрь
    работу по       в Прави-   МИД, МВД,   2002г.,
    привлечению     тельство   АФП, ТК     декабрь
    средств                    МГД, ПС     2003г.
    международных              КНБ, КНБ
    организаций и              (по согла-
    стран-доноров              сованию), 
    в сферу борьбы             Верховный
    с наркоманией              суд (по
    и наркобизнесом            согласо-
    в Республике               ванию),
    Казахстан                  ГП (по
                               согласова-
                               нию)
---------------------------------------------------------------------------
    Всего                                        85,95 375,0 74,84
---------------------------------------------------------------------------


      *Суммы предусмотрены в смете администраторов республиканской

бюджетной программы на выполнение мероприятий по борьбе с наркоманией и
наркобизнесом в 2002 году.
     ** Суммы расходов, приводимые в данной графе, являются 
предварительными и будут определяться бюджетной комиссией по формированию 
республиканского бюджета на 2003 год в соответствии с Законом Республики 
Казахстан  

Z990357_

  "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года.
     *** Мероприятия реализуются с учетом средств, выделенных местными 
бюджетами на 2002 год на борьбу с наркоманией и наркобизнесом; суммы на 
2003 год рекомендуются изыскать при составлении местных бюджетов на 2003 
год. 
(Специалисты: Склярова И.В.,
              Умбетова А.М.)