В целях устойчивого обеспечения населения страны питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, улучшения состояния здоровья граждан Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую программу "Питьевые воды" на 2002-2010 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы ежегодно при формировании республиканских и местных бюджетов предусматривать средства для реализации Программы.
3. Министерствам и ведомствам, акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 января 2002 года N 93
Отраслевая программа "Питьевые воды"
на 2002-2010 годы
Паспорт Программы
Наименование - Отраслевая программа "Питьевые воды" на 2002-2010
годы (далее - Программа)
Краткое содержание - В настоящей Программе дан анализ современного
состояния водообеспечения населения страны
питьевой водой, намечен комплекс конкретных
мероприятий в разрезе областей, планы их
реализации, совершенствования нормативной
правовой базы, определены следующие приоритеты:
1) восстановление и усовершенствование
существующих систем водоснабжения для
поддержания их в эксплуатационном состоянии;
2) освоение новых и развитие альтернативных
источников и вариантов водоснабжения;
3) улучшение качества потребляемой воды;
4) рациональное использование питьевой воды;
5) улучшение экологического и санитарно-
гигиенического состояния водных объектов;
6) создание информационной среды, способствующей
адекватному пониманию проблемы рационального
использования питьевой воды;
7) совершенствование управления, координации и
повышение эффективности водообеспечивающей
и водоохранной деятельности
Сроки реализации 2002-2010 годы
Программы 1 этап - 2002-2005 годы; 2 этап - 2006-2010 годы
Введение
Отраслевая программа "Питьевые воды" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153
U984153_
"О Государственной программе "Здоровье народа" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367
P000367_
"О плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы".
Обеспечение населения качественной питьевой водой является одной из актуальнейших задач в связи с загрязнением водоисточников, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения.
Проблема пресной воды для обеспечения населения остро стоит во всех странах мира, в частности странах Центральноазиатского региона.
В связи с этим решением Генеральной ассамблеи ООН 2003 год объявлен Международным годом пресной воды.
Программа направлена на выполнение Указа Президента Республики Казахстан от 18 мая 1998 года N 3956
U983956_
"О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан".
По срокам реализации Программа относится к долгосрочной.
Согласно переписи населения, на 1 января 1999 года в республике проживало 14,96 млн. человек, из них 8,38 млн. человек в городах и поселках, 6,58 млн. человек в сельских населенных пунктах.
Около 300 тыс. человек сельского населения проживает в поселках с численностью населения до 250 человек, где обеспечение качественной питьевой водой находится не на должном уровне.
Централизованными системами водоснабжения из 84 городов и 214 рабочих поселков охвачены 82 города и 186 поселков. Общая протяженность водоводов уличной водопроводной сети составляет 30,7 тыс. км.
Обустройство жилищного фонда городов водопроводами в разных областях составляет от 35 до 85%. В среднем по республике 70-75% городского населения обеспечивается водопроводной водой, 15-18% - водой децентрализованных водоисточников, остальная часть населения пользуется привозной водой (более 500 тыс. человек) и водой открытых водоемов.
Серьезная проблема существует с обеспечением питьевой водой сельского населения, проживающего в 7845 населенных пунктах. Централизованное водоснабжение сельских поселков решалось путем строительства локальных (для одного поселка) и групповых (для группы поселков) водопроводов. Общая протяженность 79 построенных групповых водопроводов к началу 90-х годов достигала 17,1 тыс. км, ими обеспечивалось 1276 сельских поселков.
На протяжении более двух десятилетий в северных областях республики эксплуатировались уникальные по своим параметрам Ишимский, Пресновский, Булаевский и Беловодский групповые водопроводы общей протяженностью более 6 тыс. км. Протяженность групповых водопроводов Костанайской области составляла 3,4 тыс. км.
На территории Западно-Казахстанской области эксплуатировались групповые водопроводы: Фурмановский, Тайпакский и Каменский общей протяженностью 1,7 тыс. км, которые обслуживали более 100 поселков. Нуринский и Селетинский групповые водопроводы, протяженностью соответственно 1125,6 и 406,6 км, обеспечивали водой 73 сельских населенных пункта Акмолинской области.
Все крупные водопроводы на селе эксплуатировались с государственной дотацией на их содержание.
Общая протяженность локальных водопроводов и внутрипоселковых сетей составила 29,0 тыс. км, что обеспечивало 2,6 тысячи сельских населенных пунктов. В целом по республике около 3,5 млн. человек (до 60% сельского населения) обеспечивалось водопроводной водой. Остальное население пользовалось водой трубчатых и шахтных колодцев, а также открытых водоемов и привозной водой.
Большинство водопроводов введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20-25 лет назад, на севере Казахстана более 30 лет. Срок эксплуатации ряда водопроводов и отдельных их веток истек, соответственно увеличилось количество аварий. Только в 2000 году зарегистрировано 7097 аварий, в том числе в Карагандинской области - 1218, Атырауской - 1022, Жамбылской - 688. Высокая аварийность способствует вторичному загрязнению, длительным перебоям в подаче воды, большим утечкам в сети, достигающим в отдельных случаях 30 и более процентов, непроизводительным потерям воды, что ведет к перерасходу электроэнергии и, в конечном счете, к увеличению себестоимости 1 куб. м воды.
В результате большое количество сельских населенных пунктов отказалось от услуг групповых водопроводов. Многие населенные пункты отключены от водоснабжения эксплуатирующими организациями из-за хронических неплатежей.
В силу экономических трудностей в настоящее время полностью перестал эксплуатироваться Беловодский групповой водопровод, ранее обеспечивавший водой более 100 поселков в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.
Из-за неплатежеспособности потребителей и выхода из строя отдельных веток не работают Фурмановский, Каратобинский и Тайпакский групповые водопроводы в Западно-Казахстанской области, Дарбазинский и Джетысайский в Южно-Казахстанской области и ряд других в различных областях.
Наличие громоздкой системы групповых водопроводов и крайне неудовлетворительное их техническое состояние, высокие эксплуатационные затраты при наличии на отдельных территориях разведанных месторождений подземных вод свидетельствуют о малоэффективности управления этим водохозяйственным комплексом и требуют выполнения мероприятий по его реорганизации.
Достигнутый к 1991 году уровень обеспечения населения страны питьевой водой в силу указанных причин, а также из-за отсутствия в последнее десятилетие инвестиционной поддержки функционирования водопроводов резко снизился. Из групповых водопроводов в настоящее время обеспечивается только 513 сельских поселков, из локальных - 2,1 тыс. поселков. Ежегодное падение среднего республиканского показателя обеспеченности населения питьевой водой достигает 3-5%.
Многие действующие в республике водопроводы не отвечают санитарным требованиям в силу длительного срока эксплуатации, устаревшей технологии водоочистки и не обеспечивают подачу воды нормативного качества. Из числа действующих по республике не отвечают санитарным требованиям 25,8%, а в Жамбылской области - до 89,7%, Павлодарской - 57,1%, Восточно- Казахстанской - 50,8%, Западно-Казахстанской - 46%, Карагандинской - 36%. Не лучшее положение складывается в городах Астана и Алматы, где соответственно 50% и 31,2% водопроводов не отвечают санитарным нормам.
Ресурсы поверхностных вод в республике в средний по водности год составляют 100,5 куб. км, из которых 56,5 куб. км формируются на территории республики. Остальной объем поступает из сопредельных государств (Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Россия).
Располагаемый объем водных ресурсов, возможный для хозяйственного использования в средний по водности год, за вычетом обязательных затрат стока на потери, удовлетворение экологических, санитарных, транспортно-энергетических требований не превышает 46 куб. км. В маловодные годы общий объем водных ресурсов снижается до 58 куб. км, а располагаемый, соответственно, - до 26 куб. км. Кроме того, ресурсы поверхностных вод распространены крайне неравномерно, что обусловливает большие затраты на их транспортировку.
Ресурсы подземных вод: разведано 623 месторождения подземных вод с суммарными эксплуатационными запасами 15,84 куб. км в год. В их числе пресные воды составляют 12,68 куб. км в год. Непосредственно для хозяйственно-питьевых целей разведано 494 месторождения подземных вод с суммарными запасами 6,13 куб. км в год.
Разведанные эксплуатационные запасы питьевых вод более чем в 2 раза превышают суммарную потребность республики и составляют 1,12 куб. м в сутки на 1 человека. Вместе с тем эксплуатационные запасы распространены неравномерно: удельная водообеспеченность изменяется от 0,08 куб. м/сут. в Атырауской, Северо-Казахстанской до 1,6-2,3 куб. м/сут. в Жамбылской, Алматинской и Павлодарской областях.
Ограниченное распространение прогнозных ресурсов и наличие разведанных запасов, пригодных для хозпитьевого водоснабжения, позволяют отнести к плохо и частично обеспеченным территории Атырауской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей, отдельные районы Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской, Кызылординской и Карагандинской областей.
Основные ресурсы пресных подземных вод (до 60% от общих запасов) сосредоточены в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях.
При дефиците пресных подземных вод они используются далеко не в полном объеме, из общего количества разведанных месторождений (623) эксплуатируется не более 330 с суммарным водоотбором, составляющим порядка 7% от разведанных запасов.
Объем возвратных вод на современном уровне составляет около 4,0 куб.км, возвращаемый в поверхностные водные объекты - 3,4 куб.км. Возвратные воды являются основным источником загрязнения природных вод и окружающей среды. Основное количество поступающих в реки возвратных вод имеет место в бассейнах рек Сырдарья (47%) и Иртыш (34%). Остальной объем приходится на реки Или (8%), Нура (5%) и другие (6%). Суммарный объем располагаемых водных ресурсов, возможных к использованию в народном хозяйстве на современном уровне, составляет 46,9 куб.км.
Прирост располагаемых водных ресурсов для развития отраслей экономики и водообеспечения населения в отдельных регионах осуществляется путем более широкого использования подземных вод и межрегионального распределения (переброски) поверхностных водных ресурсов. В этих целях:
построены канал Иртыш-Караганда и водовод-канал Иртыш-Караганда - р.Ишим, подающий воду в Вячеславское водохранилище для водообеспечения столицы республики г. Астаны;
построен водовод Астрахань - Мангышлак, рассчитанный на подачу 260 тыс. куб.м/сут. пресной воды на нефтяные месторождения с подготовкой воды для хозпитьевых и производственных нужд потребителей Атырауской и Мангистауской областей;
продолжается строительство Кокчетавского промводопровода с подачей воды из Сергеевского водохранилища на р. Ишим для водоснабжения города Кокшетау, Щучинско-Боровской курортной зоны и ряда других потребителей.
Потребление воды на хозяйственно-бытовые нужды населения страны за 1999 год составило 0,83 куб.км, в том числе населением городов - 0,65 куб. км, сельским населением 0,18 куб.км, что в пределах 4-6% от общего потребления всеми отраслями экономики.
В общем объеме хозяйственно-питьевого водопотребления подземные воды составляют 0,54 куб.км (65,2%), поверхностные воды - 0,29 куб.км (34,8%).
Использование подземных вод преобладает в Актюбинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях (88-89%).
В Костанайской, Мангистауской, Акмолинской и Павлодарской областях доля поверхностных вод составляет от 55 до 70%. Полностью или частично обеспечиваются за счет поверхностных вод такие города, как Астана, Атырау, Уральск, Алматы, Петропавловск и другие.
Фактическое удельное водопотребление на хозпитьевые нужды в 1999 году в среднем по республике на одного жителя города составило 167 л/сут., изменяясь от 206 л/сут. в Алматинской области до 120 л/сут. в Кызылординской и Атырауской областях. Водопотребление жителя сельского поселка - 68 л/сут, изменяясь от 70-75 л/сут. в Костанайской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях до 25 л/сут. в Мангистауской области.
Водообеспеченность населения (в % от нормативного) в среднем по республике составила для городов 85% с максимальным значением (92%) в Алматинской области и минимальным (62%) - в Кызылординской области. В сельских поселках в среднем 71%, с колебаниями от 84% в Алматинской области до 42% в Мангистауской области.
Стоимость 1 куб.м поданной населению воды в силу различных причин в отдельных регионах достигла 60-80 тенге и выше, в разрезе областей и систем водоснабжения она колеблется от 18-25 до 40-60 тенге. Фактическая себестоимость подаваемой воды по групповым водопроводам северного Казахстана в 2000 году возросла до 100 и более тенге.
Качество поверхностных вод практически по всем крупным водотокам не соответствует стандартам питьевой воды. Крупнейшие реки Иртыш, Или, Урал, Сырдарья, являющиеся трансграничными, сильно загрязнены и не могут быть использованы для хозпитьевого водоснабжения без предварительной подготовки.
Воды реки Урал загрязнены фенолами (до 3 предельно допустимых концентраций, далее - ПДК), синтетическими поверхностно активными веществами (до 1,4 ПДК). Острой экологической проблемой остается загрязнение поверхностных вод реки Илек бором (до 21,8 ПДК) и шестивалентным хромом (до 14 ПДК). Реки Нура и Шерубай-Нура перешли в категорию объектов "вторичного загрязнения ртутью". По уровню концентрации ртути в донных отложениях, ее содержанию в воде и взвесях река Нура является самой загрязненной в республике. По-прежнему остается высоким загрязнение воды реки Иртыш медью (до 2 ПДК) и цинком (до 25 ПДК). В бассейн реки Иртыш ежегодно сбрасывается около 120 млн. куб. м (в 1999 г. - 146 млн. куб. м) "загрязненных" сточных вод.
К загрязнителям воды, кроме промышленных, горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, относятся городская застройка, животноводческие фермы, земледельческие поля орошения, различного рода отстойники, хранилища твердых, жидких отходов и нефтепродуктов. В основных очагах степень загрязнения по свинцу, цинку, кадмию, железу, селену, марганцу составляет от 10 до 100 ПДК.
В пределах республики выявлено более 700 потенциальных источников загрязнения подземных вод, из них 241 непосредственно влияет на гидрогеохимическое состояние подземных вод. Наибольшее количество источников загрязнения выявлено в Алматинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Основная масса участков загрязнения подземных вод характеризуется повышением минерализации, увеличением жесткости, концентрации сульфатов и хлоридов до значений, превышающих ПДК. 75 выявленных участков характеризуются содержанием в подземных водах азотистых соединений, в том числе: 49 - наличием нефтепродуктов (35 постоянно), 59 - тяжелых металлов (40 постоянно), 41 - фенолов (35 постоянно), 28 - органических соединений (22 постоянно).
По классу опасности выявленных загрязняющих веществ 127 участков характеризуются опасным классом загрязнения подземных вод, 63 - умеренно опасным, 48 - высоко опасным и 3 - чрезвычайно опасным.
Угроза ухудшения качества подземных вод отмечена в 70 населенных пунктах на 113 месторождениях и 41 водозаборе подземных вод, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
С каждым годом в республике возрастает загрязненность воды децентрализованных источников. Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормам по микробиологическим показателям, в среднем по стране составлял 8,1%, а по Жамбылской, Костанайской, Мангистауской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областям этот показатель выше республиканского.
Качество воды, употребляемой населением для питьевых целей, как в централизованных, так и децентрализованных источниках, не всегда соответствует санитарным правилам и нормам, стандартам ГОСТа ("Вода питьевая").
Кызылординский Правобережный групповой водопровод базируется на месторождении подземных вод с минерализацией 1,3-1,4 г/л. По Каменскому групповому водопроводу в Западно-Казахстанской области вода подается с повышенным содержанием железа, превышающим ПДК в 1,5-2,5 раза. На месторождениях подземных вод - источниках Зерендинского и Яблоновского групповых водопроводов Акмолинской области - содержание фтора выше допустимой нормы. На Уральском месторождении содержание марганца в исходной воде превышает ПДК в 3-5 раз.
Неблагополучная ситуация с качеством питьевой воды не могла не повлиять на состояние инфекционной заболеваемости населения отдельных регионов страны. В первую очередь, это заболевания с водным фактором передачи: дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит А.
По данным Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в последнее время групповая инфекционная заболеваемость, связанная с водопроводной водой, приобрела системный характер. Если в 1992 году зарегистрированы 4 вспышки заболеваемости кишечными инфекциями с числом пострадавших 181 человек, то в 1995 году зарегистрированы 5 случаев с числом пострадавших 305 человек, а в 2000 году уже 7 случаев с 3220 пострадавшими. При этом в 2000 году зарегистрированы 3 вспышки острых кишечных инфекций с числом пострадавших 1,5 тысячи человек (что в три раза больше, чем за 1995-1997 годы, вместе взятые), связанные с употреблением водопроводной воды в Карагандинской (г. Шахтинск, г. Абай) и Восточно-Казахстанской (с. Фыколка, Катон-Карагайского района) областях. Только в феврале 2001 года зарегистрированы две вспышки заболеваемости кишечными инфекциями в г.Аркалыке Костанайской области и г.Темиртау Карагандинской области с общим числом пострадавших 448 человек.
В 2000 году по республике заболеваемость вирусным гепатитом по сравнению с 1999 годом увеличилась в 1,8 раза, в том числе в Кызылординской области в 5,4 раза, Южно-Казахстанской - в 4,1 раза, Мангистауской и Жамбылской - в 1,7 раза, городе Алматы - в 1,9 раза.
Установлено, что в среднем по республике удельный вес заболеваемости вирусным гепатитом, передаваемым водным путем, составляет 22,6%, этот показатель в Акмолинской области составляет 47,9%, Кызылординской - 41,8%, Костанайской - 31,1%, Карагандинской - 27,6%.
Самая крупная вспышка вирусного гепатита зарегистрирована среди населения Шиелийского района Кызылординской области. В результате отключения Жиделинского водопровода, питающего населенные пункты, показатель заболеваемости в районе достиг 1995 человек на 100 тыс.чел. населения района.
Заболевания вирусным гепатитом имели место в Западно-Казахстанской, Атырауской и Северо-Казахстанской областях по причине плохого качества и недостаточного обеспечения питьевой водой.
Сложившаяся ситуация является закономерным следствием нарастающего загрязнения водоисточников, неудовлетворительного санитарно-технического состояния водопроводных сооружений и разводящих сетей, отсутствия на ряде водопроводов необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок, слабой материально-технической базы организаций коммунального хозяйства.
На снижение качества и доступности воды, потребляемой населением на питьевые нужды, оказывают влияние следующие факторы:
общее техногенное загрязнение водных источников, особенно поверхностных вод, сбросами промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых стоков;
износ водопроводных и канализационных сетей и сооружений, не обеспечивающих соответствующую водоподготовку и очистку сбросных вод;
вторичное загрязнение питьевой воды продуктами бактериальной деятельности, связанной с разрушением антикоррозийного покрытия поверхности труб;
несовершенство механизма ценовой политики, тарифов по оплате за питьевую воду, недостатки в эксплуатации коммунально-бытового сектора и управлении сельскохозяйственным водоснабжением;
платежеспособность населения и низкая доступность к качественной питьевой воде;
недостаточность государственных инвестиций в строительство новых систем водоснабжения, на ремонтно-восстановительные работы существующих систем;
недостаточное использование специально разведанных для хозяйственно-питьевого водоснабжения месторождений подземных вод;
нецелевое использование пресных подземных вод;
отсутствие в отдельных регионах республики местных источников питьевого водоснабжения.
Непринятие целенаправленных мер по устранению причин сложившейся
ситуации с обеспечением качества и доступности населению питьевой воды
приведет к следующим негативным последствиям:
ухудшению здоровья населения страны;
нерегулируемой миграции населения в связи с ухудшением
медико-экологической среды в районах;
росту объема устаревших производственных фондов на предприятиях
коммунального сектора;
снижению качества и бесперебойности предоставления коммунальных услуг
наряду с ростом эксплуатационных издержек;
потере питьевого значения месторождений подземных вод и открытых
водоемов;
повышению затрат на очистку воды и водоподготовку.
2. Цель и основные задачи Программы <*>
Сноска. В раздел 2 внесены изменения постановлением Правительства РК от 22 августа 2006 года N 799 .
Цель Программы - устойчивое обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества.
Основными задачами Программы являются:
определение и разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, а также определение приоритетов по их реализации;
определение необходимого объема инвестиций и источников финансирования для реализации Программы.
Устойчивое обеспечение населения питьевой водой должно осуществляться на основе следующих основных принципов:
1) ответственность за осуществление программ в области водоснабжения на основе равного доступа к воде всего населения должно нести государство;
2) воду следует рассматривать как ограниченный природный ресурс, имеющий экономическую, социальную и экологическую ценность;
3) интенсификация использования подземных вод является одним из основных приоритетов Программы и предусматривает:
расширение и реорганизацию действующих водозаборов;
оздоровление санитарной обстановки подземных водоисточников;
осуществление охраны подземных вод от истощения и загрязнения;
4) средства производства и доставки воды могут быть собственностью различных субъектов хозяйственной деятельности;
5) водопотребление должно базироваться на коммерческих принципах, платность водопользования должна стимулировать достижение рационального использования, охрану вод и предпринимательскую деятельность;
6) постепенного переноса центра тяжести от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной основе с последующей децентрализацией инвестиционного процесса при многообразии форм собственности;
7) соблюдения всеми водопотребителями требований водного законодательства.
Комплекс мер для обеспечения основных целей и задач Программы включает:
1) реализацию первоочередных низкозатратных мероприятий, позволяющих обеспечить питьевой водой население различных социальных групп;
2) разработку и внедрение научно-технических достижений по обеззараживанию и очистке воды;
3) проведение природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего экологического состояния поверхностных и подземных водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
4) создание условий для развития рынка воды, поддержку инициатив предпринимателей по производству и доставке питьевой воды и стимулирование ее доступности всему населению;
5) развитие и усиление роли общественных институтов в решении проблемы обеспечения питьевой водой, формирование экологической культуры населения;
6) разработку генеральной схемы водообеспечения республики, в которой необходимо выявить регионы и отдельные группы потребителей, не обеспеченных питьевой водой в должном количестве и необходимого качества, установить потенциальные источники водоснабжения, наметить технические мероприятия, очередность их реализации и необходимые капиталовложения.
3. Основные направления и механизм реализации Программы
<*>
Сноска. В раздел 3 внесены изменения постановлением Правительства РК от 22 августа 2006 года N
799
.
Основными направлениями в решении проблем по водообеспечению населения являются:
восстановление и усовершенствование существующих систем водоснабжения для поддержания их эксплуатационного состояния;
освоение новых и развитие альтернативных источников и вариантов водоснабжения;
улучшение качества потребляемой воды;
рациональное использование питьевой воды;
улучшение экологического состояния водных объектов;
создание информационной среды, способствующей пониманию населением проблемы рационального использования питьевой воды;
совершенствование управления, координации и повышения эффективности водообеспечивающей и водоохранной деятельности.
План мероприятий по реализации программы приведены в приложении 3.
Восстановление и усовершенствование существующих систем водоснабжения для поддержания их эксплуатационного состояния
Это направление предполагает осуществление мер по ремонту и поддержанию водозаборных и водопроводных сетей и сооружений в надлежащем состоянии, восстановлению водозаборных колонок, обеспечению резервного водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций.
В развитии данного направления Программой предусматривается реализация следующих мероприятий, позволяющих с меньшими затратами обеспечить население питьевой водой, сократить эксплуатационные расходы, связанные с материальным и энергетическим снабжением:
1) проведение комплекса ремонтно-восстановительных работ на существующих системах водоснабжения городов Алматы, Астана, Кызылорда, Аральск, Актобе, Талдыкорган, Атырау, Шалкар, Кокшетау, Караганда, Темиртау и многих других;
2) реконструкция групповых систем водоснабжения в Северо- Казахстанской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях, где нет реальной альтернативы по замене источников водоснабжения;
3) реконструкция с расширением водозабора Нуринского группового водопровода в Акмолинской области, Иргизского - в Актюбинской, водоводов Индер-Миялы и Майкумген-Шубуртпалы - в Атырауской области, Урдинского и Каменского со строительством станции обезжелезивания - в Западно- Казахстанской области;
4) реабилитация ранее построенных локальных водопроводов в поселках, повышение эффективности их работы, модернизация технологических процессов обеззараживания и водоочистки.
Проведение этих работ намечается в более чем полутора тысячах городов и поселков.
Освоение новых и развитие альтернативных источников и вариантов водоснабжения
Данное направление предусматривает комплекс мероприятий по улучшению водоснабжения за счет более полного использования разведанных запасов подземных вод в населенных пунктах, не имеющих защищенных источников питьевого водоснабжения.
В качестве альтернативных источников для отдельных регионов рассмотрена возможность:
использования подземных вод с минимально допустимым уровнем качества (слабоминерализованные подземные воды, с минерализацией 1,0-1,5 г/л);
совершенствования организации подвоза питьевой воды;
установки локальных водоочистных устройств.
В дальнейшем выбор альтернативных источников будет производиться в результате технико-экономического сравнения вариантов водообеспечения каждого конкретного поселка.
Как первоочередные мероприятия в реализации данного направления Программой намечается:
продолжение строительства Арало-Сарыбулакского, Жиделинского и Октябрьского групповых водопроводов в Кызылординской области (с вводом в эксплуатацию 73 км в 2002 году);
строительство Лихачевского и Узункольского групповых водопроводов в Костанайской области;
строительство Арысского и Шаульдерского групповых водопроводов в Южно-Казахстанской области;
реорганизация работы групповых водопроводов Северного и Западного Казахстана.
Для более пятисот населенных пунктов Акмолинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей, не имеющих надежного источника водоснабжения, предусматриваются мероприятия по улучшению качества водоснабжения, а также строительство сетей и сооружений водоснабжения.
Улучшение качества потребляемой воды
Направление включает комплекс мер по улучшению качества воды:
1) разработку и внедрение новых как отечественных, так и зарубежных, передовых технологий по улучшению качества питьевой воды;
2) реконструкцию и замену изношенных участков водопроводной сети с целью ликвидации возможности вторичного загрязнения воды;
3) установление технологической схемы очистки исходной воды и обеспечение соответствующих параметров водоподготовки;
4) укрепление материально-технического, кадрового и финансового обеспечения служб, занимающихся контролем за качеством питьевой воды.
Определенные технологии водоподготовки будут применяться в каждом конкретном случае в зависимости от качества воды.
Реализация мероприятий по водоподготовке намечается более чем в трехстах населенных пунктах.
Рациональное использование питьевой воды
Направление включает широкий спектр мероприятий по экономному и эффективному использованию питьевой воды, касающихся вопросов как исключения ее нецелевого использования на технические, сельскохозяйственные и другие нужды, так и сокращения забора воды из природных водных объектов с учетом структурного переустройства экономики, технологической модернизации и внедрения водосберегающих технологий, а также установки приборов водоучета в диктующих точках сети и у потребителей.
Дефицит воды в отдельных регионах, постепенное истощение и усиливающееся загрязнение источников пресной воды требуют обеспечения комплексного планирования рационального использования водных ресурсов.
В целом состояние водопользования требует принятия безотлагательных мер по развитию и созданию условий рационального использования водных ресурсов, научного обоснования водосберегающих технологий, исключению нецелевого использования питьевой воды.
Существенным моментом для создания предпосылок рационального использования и охраны водных ресурсов, недопущения загрязнения водных объектов является формирование у населения общей санитарно-гигиенической и экологической культуры путем углубления экологического образования.
Улучшение экологического состояния водных объектов
Направление включает комплекс мероприятий, закладывающих основу обеспечения сбалансированности процессов использования, восстановления и охраны водных ресурсов.
Существующее состояние окружающей среды и ожидаемый экономический рост отраслей экономики без принятия и внедрения соответствующих превентивных мероприятий по охране и восстановлению водных ресурсов приведут к ухудшению экологического состояния водных объектов.
В республике происходит формирование системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, действует ряд законодательных и нормативно-методических документов, направленных на улучшение охраны окружающей среды и такой ее важнейшей составляющей, как водные объекты, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы. Ужесточены требования и контроль за экономически опасной деятельностью, укрепляется международное сотрудничество по вопросам экологии.
Локальная защита источников согласно действующему
K933000_
Водному кодексу и санитарные требования к проектированию сооружений хозяйственно- питьевого водоснабжения предусматриваются в каждом конкретном проекте.
Необходимо разработать и реализовать экономические инструменты, стимулирующие рациональное расходование питьевой воды.
Программой предусматривается становление и поддержка сети научно- исследовательских институтов для проведения фундаментальных и прикладных исследований в сфере водной экологии.
Создание информационной среды, способствующей пониманию населением
проблемы рационального использования питьевой воды
Проблема получения чистой питьевой воды, рационального ее использования является не только государственной, но и общечеловеческой, поскольку затрагивает жизненные интересы всех слоев населения. К сожалению, не на должном уровне поставлена работа с общественностью. Во многом причиной неэффективности мероприятий, связанных с решением данной проблемы, является плохая координация и недостаточное взаимодействие между государственными органами, занятыми ее решением, и широкой общественностью.
Вопросы водообеспечения населения должны решаться открыто с широким привлечением общественности. Информация о качестве воды как в природных водных объектах, так и системах водоснабжения, стоимости ее очистки и доставки должна быть доступна каждому гражданину, что будет способствовать пониманию проблемы рационального использования питьевой воды.
Для широкого информирования и просвещения населения по этим проблемам, формирования экологической и санитарно-гигиенической культуры у населения Программой предусматривается:
1) обеспечение выпуска брошюр, буклетов, создание постоянного цикла радио- и телепередач, освещение в средствах массовой информации вопросов бережного использования водных ресурсов, особенно питьевой воды;
2) вовлечение общественных объединений и неправительственных организаций в определение политики рационального использования питьевой воды.
Граждане Казахстана могут влиять на процессы управления в сфере организации водопотребления и охраны водных ресурсов путем участия в референдумах, "круглых столах" и других мероприятиях, где обсуждаются вопросы или решения, относящиеся к данной проблеме.
Совершенствование управления, координации и повышение эффективности
водообеспечивающей и водоохранной деятельности
Направление предусматривает взаимоувязанный комплекс мер, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области обеспечения населения питьевой водой.
Контроль и планирование управления процессом водообеспечения населения осуществляет государство.
Основными мерами по реализации государственной политики в области обеспечения населения питьевой водой являются:
совершенствование системы управления инфраструктурой водоснабжения, предусматривающей четкое разделение собственности на средства производства в системе питьевого водоснабжения между Правительством, местными исполнительными органами и негосударственными объединениями водопользователей;
определение правового статуса водохозяйственных объектов;
создание экономического механизма водопользования на основе совершенствования системы платного водопользования и введения на начальном этапе государственного субсидирования водопользования;
поддержка становления организаций, в том числе и негосударственных, занятых обеспечением населения питьевой водой, улучшением ее качества;
развитие системы мониторинга водных объектов.
Мероприятия в развитие основных направлений реализации программы в разрезе областей приведены ниже.
Кызылординская область отнесена к числу приоритетных регионов как зона экологического бедствия Приаралья. Во исполнение постановления "О мерах по коренному улучшению экономической и санитарной обстановки в районе Аральского моря" построен ряд объектов сельскохозяйственного водоснабжения, продолжается строительство Арало-Сарыбулакского группового водопровода для обеспечения водой городского и сельского населения Аральского и Казалинского районов. Начато строительство Правобережного и Жиделийского групповых водопроводов. Программой предусматривается дальнейшая реализация ранее намеченных мероприятий по водообеспечению населения. Намечено строительство Правобережного, Талапского и Сырдарьинского групповых водопроводов. Для 60 ранее водонеобеспеченных поселков области предусматривается строительство локальных водопроводов. В районах с преимущественным распространением минерализованных подземных вод предусматривается строительство опреснительных установок. Намечен комплекс ремонтно-восстановительных работ на существующих системах водоснабжения г.Кызылорды, других городов и сельских поселков.
Проблема водообеспечения населения Мангистауской области будет полностью решена функционированием водовода Астрахань-Мангышлак. Проведение комплекса работ по его реконструкции позволит обеспечить требуемые объемы и качество транспортируемой воды, увеличить надежность водоподачи и снизить эксплуатационные затраты на ее подачу.
Для реализации задачи обеспечения г.Актау питьевой водой необходимо дополнительно построить водовод Жетыбай - Актау протяженностью 105 км и сооружения водоочистки.
Подача волжской воды рассматривается и как альтернативный вариант для г. Жанаозен, для водообеспечения которого намечалось строительство водовода Фетисово-Жанаозен с подачей опресненной морской воды.
Программой предусматриваются также реконструкция существующих и строительство новых водопроводных систем и сооружений для подключения поселков к магистралям групповых водопроводов.
Восточно-Казахстанская область по уровню водообеспеченности населения относится к числу более благополучных. Во всех городах и крупных сельских поселках имеются централизованные системы водоснабжения. Программой предусмотрены ремонтно-восстановительные работы и строительство отдельных водозаборных сооружений для децентрализованного обеспечения питьевой водой населения небольших поселков.
Алматинская область. Техническое состояние большинства водопроводных систем требует принятия срочных мер для поддержания их в рабочем состоянии. Из общей протяженности городских водопроводных сетей г. Алматы, составляющей 2200 км, срок службы истек на 1380 км. Длительный срок без необходимого ремонта эксплуатируются сети и в других городах области.
Программой предусмотрено проведение ремонтно-восстановительных работ на городских и поселковых сетях общей протяженностью более 1000 км. В 360 сельских поселках включая Аксуский и Раимбекский районы с депрессивной экономикой, намечены строительство и реконструкция локальных водопроводов.
Для улучшения обеспечения питьевой водой городского населения Южно-Казахстанской области предусматривается реконструкция водопроводных сетей в городах Шымкент, Шардара, Сарыагаш, Туркестан и Чулаккурган. Программой намечается строительства водовода Туркестан - Кентау.
В перечень приоритетных объектов 2002 года включен водопровод в г. Чулаккурган с численностью населения свыше 25 тыс. человек. Продолжается строительство Шаульдерского и Арысского групповых водопроводов, на что из республиканского бюджета предусматривается выделить 260 млн. тенге.
Дефицит в воде питьевого качества испытывает население Сарыагашского и Казыгуртского районов Южно-Казахстанской области. Эта проблема может быть решена за счет подачи воды из реки Угам по Угамскому групповому водопроводу. Других альтернатив источнику питьевой воды в этом регионе нет.
Самой острой проблемой водоснабжения населения Акмолинской области является увеличение водообеспеченности столицы республики г. Астаны. Завершено строительство сооружений и водовода для переброски воды из канала Иртыш-Караганда в р. Ишим, а также строительство 3-й нитки водовода от Вячеславского водохранилища до города. Намечается расширение и новое строительство сооружений водоподготовки. Предполагается заменить 94 км внутригородских сетей.
Программой предусмотрено продолжение строительства Кокшетауского промводопровода для полного обеспечения качественной питьевой водой населения г. Кокшетау и Боровской курортной зоны.
Эксплуатируемые более 20 лет Селетинский и Нуринский групповые водопроводы также требуют принятия срочных мер для их реанимирования. Программой предусмотрены затраты на поддержание в рабочем состоянии существующих локальных систем водоснабжения и намечено строительство новых в сельских поселках области, включая Жаркаинский и Коргалжынский районы, являющиеся депрессивными и плохо водообеспеченными.
Северо-Казахстанская область всегда лидировала по охвату и уровню обеспечения питьевой водой из централизованных систем, чему способствовала налаженная работа разветвленной сети групповых водопроводов общей протяженностью более 5 тыс. километров. В результате длительной их эксплуатации (отдельные ветки отслужили 25-30 лет) и под воздействием негативных факторов на отдельных участках водоводы пришли в полную негодность. Подлежат замене как отработавшее свой срок насосное и электротехническое оборудование насосных станций. Централизация водообеспечения из взаимосвязанных между собой систем в условиях рыночной экономики стала неэффективна из-за возросших эксплуатационных издержек, длительных отключений и, как следствие, больших потерь воды. В целях гарантированного обеспечения населения питьевой водой Программой предусматриваются следующие мероприятия по реорганизации систем водоснабжения:
сохранение по существующей схеме работы головных участков групповых водопроводов;
сегментация (отчленение) концевых и отдельных тупиковых участков групповых водопроводов от общей системы;
подключение к отдельным веткам Булаевского и Беловодского групповых водопроводов новых источников - разведанных запасов подземных вод;
организация локального водоснабжения 220 поселков, ранее подключенных и не подключенных к групповым системам, за счет местных ресурсов подземных вод;
подвоз водопроводной воды питьевого качества в небольшие поселки.
Реализация указанных мероприятий уже осуществляется, на что из республиканского бюджета на 2001-2002 годы предусмотрены 238 млн. тенге.
Неравномерность распределения водных ресурсов по территории Павлодарской области и их качество предопределили уровень водообеспеченности населения отдельных ее районов.
Почти треть сельского населения употребляет для питья воду повышенной минерализации.
В качестве первоочередной меры Программой предусматриваются установка станций опреснения на действующих системах водоснабжения и строительство новых блок-систем с опреснительными установками в 115 поселках. Для улучшения состояния водообеспечения населения Майского района предусматривается реконструкция Майского группового водопровода.
Самой сложной остается проблема в Актогайском районе, где жители более 70% населенных пунктов потребляют воду негарантированного качества.
Необходимо восстановить работу части Беловодского группового водопровода для поселков с отсутствием альтернативных источников водоснабжения. Программа охватывает водоснабжением более 265 тыс. человек сельского населения. Программа предусматривает улучшение водоснабжения г. Павлодара за счет использования подземных вод, а также ремонтно-восстановительные работы на водопроводах других городов области.
В ближайшие годы на групповых водопроводах Костанайской области, где нет реальной альтернативы по источникам, необходимо произвести ремонтно-восстановительные работы с постепенным подключением поселков. Снабжение населения качественной питьевой водой, ранее осуществлявшееся децентрализованно из поверхностных и подземных источников негарантированного качества, намечается путем строительства и реконструкции локальных систем в 275 поселках области, включая депрессивные Амангельдинский и Джангельдинский районы. В ближайшие годы намечено завершить строительство Лихачевского и Узункольского групповых водопроводов, с вводом которых более 12 тыс. сельских жителей получат питьевую воду надежного качества.
Для ряда поселков определен альтернативный источник - поверхностные воды с соответствующей очисткой и подготовкой. Программой предусматривается улучшение состояния водообеспеченности населения городов и городских поселков.
Водообеспечение населения Актюбинской области почти полностью базируется на подземных водах. Программа мер по улучшению состояния обеспечения питьевой водой включает:
повышение водообеспеченности населения городов и сельских поселков путем расширения водозаборов - бурения дополнительных скважин, строительства насосных станций;
улучшение качества потребляемой воды путем поиска и разведки альтернативных источников или опреснения имеющихся минерализованных подземных вод;
строительство локальных водопроводов в более крупных поселках;
подвоз воды питьевого качества в небольшие поселки.
Планируется увеличить водоотбор из Сарыбулакской группы месторождений, имеющих хорошее качество подземных вод. Для улучшения состояния водоснабжения поселков Иргизского района намечается реконструкция Иргизского и Нуринского групповых водопроводов.
Проблема обеспечения населения Атырауской области остается сложной. Более 20% населения области употребляют для хозяйственно-питьевых нужд неочищенную и необеззараженную воду открытых источников. Дефицит в питьевой воде испытывает население г.Атырау и сельских поселков, получающих воду по водопроводу Атырау-Макат-Сагиз. В настоящее время в г. Атырау производится реконструкция водопроводных и канализационных сетей. Программой предусмотрен ряд мер по стабилизации положения с водообеспечением населения. Необходимо произвести реконструкцию водопровода Астрахань-Мангышлак, построенного для подачи воды на нефтяные месторождения Атырауской и Мангистауской областей, с подготовкой его для питьевых нужд. Требуются капитальный ремонт водоочистных сооружений в поселке Индер, замена внутрипоселковой сети в поселке Кульсары. Для 37 поселков предусмотрено строительство локальных водопроводов с компактными сооружениями для очистки поверхностных вод.
Необходимо продолжить строительство 2-ой очереди Кояндинского группового водопровода и произвести реконструкцию водоводов Индер- Миялинского и Майкумген-Шубуртпалы. Все вышеназванные меры позволят улучшить состояние обеспечения питьевой водой более 300 тыс. человек населения области.
Городское население Западно-Казахстанской области в целом недостаточно обеспечено питьевой водой. Программой предусмотрен ряд мер для поддержания нормальных условий эксплуатации систем водоснабжения в городах. Водоснабжение 130 сельских населенных пунктов осуществлялось из 6 групповых водопроводов общей протяженностью более 2 тыс. км. Последние 3-5 лет Фурмановский и Тайпакский водопроводы не эксплуатировались и не подлежат восстановлению ввиду истечения нормативного срока службы. Для водообеспечения ранее подключенных к ним 55 поселков Программой предусматривается строительство локальных водопроводов с забором воды из подземных и поверхностных источников. В последнем случае предусмотрена соответствующая очистка воды. На других групповых водопроводах области предусмотрена их реконструкция - замена труб на отдельных участках, ремонт водопроводных сооружений в поселках. Кроме того, предусмотрены реконструкция ранее существующих локальных водопроводов, модернизация технологических процессов подготовки питьевой воды и оборудования насосных станций.
В период до 2005 года намечается завершить строительство Искровского группового водопровода и реконструкцию Урдинского для обеспечения питьевой водой поселков Урдинского района, не имеющих альтернативного источника водоснабжения. В целом по области мероприятиями по улучшению состояния водообеспечения охвачено почти 220 тыс. человек сельского населения.
Водоснабжение городов и поселков Жамбылской области ввиду почти повсеместного распространения подземных вод на ее территории в основном решается локальными водопроводами. В качестве первоочередных мероприятий предусмотрены строительство новых и реконструкция существующих локальных водопроводов в поселках, использующих подземные воды, непригодные для питья по токсикологическим и микробиологическим показателям. Улучшение качества и повышение водообеспеченности намечается для 250 поселков, в которых проживает около 400 тыс. человек. Программой предусматриваются необходимые средства для поддержания нормальных условий эксплуатации городских систем водоснабжения.
Реализация Программы предполагает:
1) совершенствование нормативной правовой базы в области водоснабжения и водопотребления;
2) проведение организационных мероприятий;
3) проведение технических мероприятий;
4) совершенствование экономических и финансовых механизмов в области водоснабжения.
Совершенствование нормативной правовой базы в области водоснабжения и водопотребления включает:
1) законодательное регулирование права собственности на средства производства питьевой воды для населения и связанных с этим имущественных отношений. Необходимо упорядочить право собственности на все объекты водоснабжения;
2) разработку нормативных правовых актов с целью создания рынка оказания услуг по подаче питьевой воды населению с вовлечением негосударственного (частного) сектора;
3) разработку научно обоснованных удельных норм хозяйственно- питьевого водопотребления;
4) разработку и принятие закона "О питьевой воде";
5) разработку и внедрение нормативных правовых актов и государственных стандартов в сфере питьевого водоснабжения:
стандартов на методы контроля за качеством питьевой воды;
санитарных правил и норм (СанПиН), стандартов, устанавливающих гигиенические требования к качеству питьевой воды, источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;
строительных норм и правил (СниП) "Водоснабжение";
6) разработку новых и внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, касающиеся вопросов ведения государственного водного кадастра, системы комплексного мониторинга за качеством подаваемой населению питьевой воды и состоянием водоисточников, определения предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водоемы, определения размеров и границ водоохранных зон; санитарных требований к проектированию сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения, бутылированию питьевой воды.
Организационные мероприятия включают:
1) реорганизацию структуры управления добычей и подачей воды населению;
2) ежегодную разработку скоординированных планов наиболее важных мероприятий по обеспечению доступности питьевой воды населению и повышению ее качества.
Технические мероприятия включают комплекс мер по созданию новых и реконструкции существующих водопроводных систем, улучшению состояния водных источников, изысканию и мобилизации альтернативных источников питьевого водоснабжения.
Основные показатели намеченных Программой технических мероприятий по обеспечению населения питьевой водой приведены в приложениях 1 и 2.
Реализация технических мероприятий предусматривает внедрение новых технологий и технических решений, позволяющих улучшить работу систем и сооружений водоснабжения, сделать их работу более эффективной, снизить затраты на подачу воды.
Строительство водопроводов предусмотрено из полиэтиленовых, стеклопластиковых труб, а также труб из ковкого чугуна, обладающих антикоррозионными свойствами и разрешенных к применению органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. Это позволит снизить аварийность водопроводов в будущем и увеличить срок их эксплуатации.
Станции водоочистки намечаются с использованием современных технологий приготовления питьевой воды, применением природных материалов, обеспечивающих эффективную очистку воды от фтора, тяжелых металлов, хлоридов, сульфатов, нитратов, нитритов и других вредных для организма человека химических соединений.
Для обессоливания слабо- и сильносоленых вод и получения питьевой воды предусматривается использование оборудования различных отечественных и зарубежных производителей, позволяющего решать задачи удаления железа, марганца, коррекции кислотности, а также снижения жесткости воды.
Государственная политика в данной области должна быть направлена на создание в республике мощностей по промышленному выпуску современного оборудования для опреснения и очистки воды, труб, различного сантехнического и другого вспомогательного оборудования. Применение новых технологий отечественных фирм имеет ряд преимуществ: создаются рабочие места, уменьшается стоимость строительства.
Совершенствование экономических и финансовых механизмов в области водоснабжения предусматривает:
1) определение принципа и структуры инвестирования Программы по обеспечению населения питьевой водой;
2) создание конкурсной среды в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения с привлечением частного сектора к оказанию услуг по подаче воды населению, бутылированию чистой воды и производству индивидуальных средств очистки воды;
3) создание научно обоснованного гибкого механизма ценообразования на воду, включая питьевую, формирующего систему тарифов на услуги по водоснабжению. Важной движущей силой на рынке услуг должна стать добросовестная конкуренция, позволяющая потребителю сделать выбор. Цена на воду должна быть доступна населению, а затраты на подачу воды должны быть возмещены за счет платежей водопотребителей;
4) разработку механизма дотирования отдельных систем водоснабжения на первом этапе эксплуатации, пока не будут созданы предпосылки экономического роста и возможности работы на самофинансируемой основе;
5) обеспечение финансовой устойчивости водохозяйственной отрасли при учете интересов социально незащищенных слоев населения.
Экономический блок должен обеспечить взаимосвязь всей управленческой, научно-технической и другой деятельности юридических и физических лиц для рационального использования питьевой воды и обеспечения ее доступности всему населению.
Предусматривается следующий механизм реализации Программы:
объекты водоснабжения республиканского и межобластного значения, а в отдельных регионах межрайонные сельские групповые водопроводы финансируются в соответствии с Программой государственных инвестиций Республики Казахстан на соответствующие годы;
объекты водоснабжения областного, районного и местного значения финансируются на основе целевых программ, утвержденных местными органами государственного управления или принятых негосударственными организациями, за счет средств местных бюджетов, займов, прямых иностранных или отечественных инвестиций, а также средств хозяйствующих субъектов.
Реализацию программных мероприятий осуществляют областные подразделения Комитета по водным ресурсам, Комитета геологии и охраны недр, областные департаменты строительства и коммунального хозяйства, городские управления по водоснабжению и водохозяйственные организации негосударственного сектора.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным планом мероприятий, что позволит сосредоточить внимание исполнительных органов, водохозяйственных организаций на основных проблемах в области снабжения населения питьевой водой, реагировать на изменения ситуации, обеспечить эффективность мер и получения реальных результатов.
Реализация мероприятий Программы намечается в 2 этапа:
1 этап (2002-2005 годы) - продолжение строительства первоочередных объектов по водообеспечению населения питьевой водой. Проведение инвентаризации сооружений водоснабжения, месторождений и водозаборов подземных вод. Реанимация и децентрализация крупных групповых водопроводов. Реконструкция водопроводных сетей в городах Астана, Алматы, Атырау и других. Создание отраслевой базы, новых технологических производств по выпуску оборудования, приборов и комплектующих для водоснабжения. Мероприятия по интенсификации использования подземных вод.
2 этап (2006-2010 годы) - дальнейшее продолжение работ по внедрению новых достижений передовых технологий в строительство систем водоснабжения и подготовку вод питьевого качества. Строительство и реконструкция систем и сооружений для полного обеспечения населения страны качественной питьевой водой.
Общий объем инвестиций в реализацию мероприятий отраслевой программы "Питьевые воды" определен в размере 115,1 млрд. тенге, который будет уточняться при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.
На реализацию мероприятий Программы, кроме средств республиканского и местного бюджетов, внешних займов и грантов, будут привлечены различные внебюджетные источники, включая средства организаций, эксплуатирующих водопроводы.
На период до 2005 года Программа предусматривает остановить дальнейшее ухудшение состояния водоснабжения, качества воды - источников питьевого водоснабжения, обеспечить доступность воды и начать планомерную работу по развитию отрасли с целью сохранения и улучшения здоровья населения.
Мероприятиями Программы охвачено 3,7 тысячи сельских населенных пунктов, в которых проживает около 4,0 млн. человек и городское население численностью более 3 млн. человек.
Создание новых систем водоснабжения, реконструкция и реорганизация работы существующих, ресурсное и нормативное правовое обеспечение отрасли, формирование рынка услуг по подаче питьевой воды населению и ряд других мер, предусмотренных Программой, позволят:
увеличить доступность населения к качественной питьевой воде, что повысит уровень обеспеченности в целом на 65%;
увеличить численность населения, использующего воду централизованных источников водоснабжения, в целом по стране на 20-25%, а по отдельным регионам на 40% и более;
повысить надежность водоисточников и систем водоснабжения путем обеспечения полного соблюдения требований санитарных правил и норм стандарта качества питьевой воды;
максимально использовать местные подземные воды питьевого качества;
исключить децентрализованное использование для питьевых целей воды поверхностных источников, состояние которой в основном характеризуется бактериальным загрязнением;
снизить заболеваемость населения, связанную с водным фактором передачи по группе острых кишечных инфекций, по вирусному гепатиту А на 70-80%, что обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
создать дополнительно около 200 тысяч рабочих мест;
предотвратить возможность негативного экологического воздействия на источники водоснабжения;
создать оперативные системы мониторинга за качеством питьевой воды по отдельным регионам и бассейнам рек;
снизить стоимость одного кубометра подаваемой воды путем использования новых технологий в строительстве, системах очистки и подготовки питьевой воды, а также замены в ряде случаев источников водоснабжения на альтернативные.
Позитивные изменения в обеспечении населения питьевой водой создадут удовлетворительные социально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия жизни и, в конечном итоге, положительно скажутся на физическом и духовном здоровье населения страны.
Приложение 1 к
отраслевой программе
"Питьевые воды" на
2002-2010 годы
<*>
Сноска. В приложение 1 внесены изменения постановлением Правительства РК от 22 августа 2006 года N 799 .
Основные показатели мероприятий по
обеспечению сельского населения питьевой водой
--------------------------------------------------------------------
N ! Области !Кол-во!Состав основных мероприятий (кол-во поселков)
п/п! !потре-!-----------------------------------------------
! !бит., !строительство!локаль-!рекон-!стан-!децент-
! !охвач.!водопроводов,!ные во-!струк-!ции !рализо-
! !меро- ! км !допро- !ция !водо-!ванные
! !прия- !-------------!воды !водо- !под- !источ-
! !тиями !новые!реконс-! !прово-!гото-!ники
! !посел-! !трукция! !дов !вки !водос-
! !ков, ! ! ! ! !(оп- !набже-
! !тыс. ! ! ! ! !ресн.!ния
! !чел. ! ! ! ! !и др)!
---!----------------!------!-----!-------!-------!------!-----!-------
1 Акмолинская 358/373 226 752 18 64 - 105
2 Актюбинская 290/272 92 278 27 111 8 140
3 Алматинская 464/619 86 440 31 90 - 240
4 Атырауская 81/138 230 100 37 15 37 -
5 Восточно-
Казахстанская 164/236 - 196 - 164 - -
6 Жамбылская 250/380 103 290 19 14 16 94
7 Западно-
Казахстанская 214/219 128,6 275 21 70 22 38
8 Карагандинская 275/126 109,1 199,4 26 29 40 220
9 Костанайская 499/389 494,5 443 184 91 10 209
10 Кызылординская 202/277 1354,3 45 60 30 38 -
11 Мангистауская 32/39 38 48 6 16 1 10
12 Павлодарская 336/278 303 186 30 147 120 -
13 Северо-
Казахстанская 345/256 139 470 61 - 16 -
14 Южно-
Казахстанская 126/347 468 56 9 117 - -
Всего 3636/3955 3771,5 3778,4 529 958 308 1056
---------------------------------------------------------------------------
Приложение 2 к
отраслевой программе
"Питьевые воды" на
2002-2010 годы
<*>
Сноска. В приложение 2 внесены изменения постановлением Правительства РК от 22 августа 2006 года N 799 .
Основные показатели мероприятий по
обеспечению городского населения питьевой водой
-----------------------------------------------------------------------
N ! Области !Кол-во! Состав основных мероприятий
п/п! !потре-!-------------------------------------------
! !бит., !внеплощад-!к-во водо-!кол-во во-!городские!
! !охвач.!ные водо- !заборн. !доочистн. !сети, км !
! !меро- !воды, км !сооружений!сооружений! !
! !прият.!----------!----------!----------!---------!
! !(город)н !реконс.!н !реконс.!н !реконс.!н!реконс.!
! !тыс. !о ! !о ! !о ! !о! !
! !чел. !в ! !в ! !в ! !в! !
! ! !ы ! !ы ! !ы ! !ы! !
! ! !е ! !е ! !е ! !е! !
---!----------------!------!--!-------!--!-------!--!-------!-!-------!
1 Акмолинская 3/481 83 51 - 3 3 1 - 148
2 Актюбинская 5/333,7 - - 2 - - 1 - 143
3 Алматинская 5/1439 - 23 - - - - - 580
4 Атырауская 4/200,4 - - - - 1 2 - 83
5 Восточно-
Казахстанская 14/800 - 16 2 2 - - 16 184
6 Жамбылская 3/340 - - - - - 2 - 110
7 Западно-
Казахстанская 1/225 - - 1 - 1 - - 108
8 Карагандинская 6/478 - - 1 1 - - 62 -
9 Костанайская 7/372,6 18 - - - - - 31 209
10 Кызылординская 4/228 - - 2 - - 1 - 160
11 Мангистауская 3/201,4 187 - - - 1 - - 56
12 Павлодарская 1/300,5 - - 1 - - - - 105
13 Северо-
Казахстанская 1/204 - - - - - - - 80
14 Южно-
Казахстанская 6/563 68 - 2 1 1 - - 300
Итого по
Республике
Казахстан 63/5956 356 90 11 7 7 7 109 2289
---------------------------------------------------------------------------
Приложение 3 к
отраслевой программе
"Питьевые воды" на
2002-2010 годы
<*>
Сноска. В приложеине 3 внесены изменения постановлением Правительства РК от 22 августа 2006 года N 799 .
План
мероприятий по реализации отраслевой программы
"Питьевые воды" на 2002-2010 годы
1. Восстановление и усовершенствование существующих систем
водоснабжения для поддержания их в эксплуатационном состоянии
---------------------------------------------------------------------------
Мероприятие ! Форма завершения ! Срок !Ответственные за
! !выполнения! исполнение
----------------------------!------------------!----------!----------------
1. Реконструкция водопроводных Информация ежегодно Акимы областей
сооружений и сетей локальных Правительству
водопроводов в сельских Республики
населенных пунктах Казахстан
2. Развитие и реконструкция Информация ежегодно Акимы областей и
внутригородских водопроводных Правительству г. Астаны и г.
сетей Республики Алматы
Казахстан
3. Реконструкция групповых Информация ежегодно МПРООС, Акимы
водопроводов для поддержания Правительству областей
их в рабочем состоянии Республики
Казахстан
---------------------------------------------------------------------------
2. Освоение новых и развитие альтернативных источников и
вариантов водоснабжения
---------------------------------------------------------------------------
4. Сегментация с целью создания Разработка 2002-2010 Акимы областей,
более мелких групповых систем проектов г.г. МПРООС, МСХ
с переводом водообеспечения на сегментации и
альтернативные источники их реализация
5. Строительство новых систем Ввод в 2002-2010 МПРООС, Акимы
водоснабжения для централизо- эксплуатацию г.г. областей
ванного обеспечения населения
городов и поселков
6. Внедрение новых материалов Информация 2002-2010 МПРООС, МЭМР,
и технологий в строительстве Правительству г.г. Акимы областей
систем водоснабжения Республики
Казахстан
7. Уточнение прогнозных Информация 2002-2005 МЭМР, Акимы
эксплуатационных ресурсов Правительству г.г. областей
пресных подземных вод для Республики
оценки обеспеченности населения Казахстан
ресурсами питьевого качества
8. (Исключена - от 22 августа 2006 года N 799 )
9. Освоение разведанных Ввод в ежегодно МЭМР, МПРООС,
месторождений подземных вод эксплуатацию Акимы областей
---------------------------------------------------------------------------
3. Улучшение качества потребляемой воды
---------------------------------------------------------------------------
10. Внедрение опреснительных Ввод в 2002-2010 МПРООС, МСХ,
установок в системе водо- эксплуатацию г.г. Акимы областей
снабжения для регионов с опреснительных
повсеместным распространением установок
минерализованных подземных вод
11. Очистка поверхностных вод Ввод в 2002-2010 МПРООС, Акимы
с применением новых цеолитовых эксплуатацию г.г. областей
материалов фильтров с
цеолитовой
загрузкой
12. Применение новых технологий Внедрение 2002-2010 МПРООС, Акимы
по снижению концентрации фтора, новых г.г. областей
железа, марганца и других технологий
вредных компонентов в воде до
ПДК, а также по обеззараживанию
воды
13. Реанимация существующих и Информация 2002-2010 МЭиТ, Акимы
создание новых отечественных Правительству г.г. областей
предприятий по производству Республики
труб, арматуры, различного Казахстан
сантехнического оборудования и
установок для подготовки воды
питьевого качества, организация
производства средств учета воды
---------------------------------------------------------------------------
4. Рациональное использование питьевой воды
---------------------------------------------------------------------------
14. Контроль за внедрением Ежегодная постоянно МПРООС,
водосберегающего режима информация Минздрав, Акимы
использования питьевых вод, Правительству областей
повторно-оборотного исполь- Республики
зования воды в промышленности Казахстан
15. Контроль за повсеместным Ежегодная постоянно МПРООС, Акимы
расходованием воды для всех информация областей
категорий потребителей Правительству
Республики
Казахстан
16. Оптимизация и пересмотр Проект 2003 г. МЭиТ
норм удельного хозяйственно- нормативного
питьевого водопотребления правового акта
17. Разработка и утверждение Проект 2002-2003 МПРООС, МГД,
ставок платы за пользование постановления г.г. МФ
водными ресурсами Правительства
Республики
Казахстан
---------------------------------------------------------------------------
5. Улучшение экологического и санитарно-гигиенического
состояния водных объектов
---------------------------------------------------------------------------
18. Осуществление мероприятий Создание зон постоянно МЭМР, МПРООС,
по охране подземных вод от санитарной Акимы областей
загрязнения и истощения охраны
19. Устройство водоохранных Информация ежегодно Акимы областей
зон на водных объектах- Правительству
источниках питьевого Республики
водоснабжения Казахстан
20. Реконструкция существующих Создание постоянно Акимы областей
и создание новых лесонасаждений лесозащитных
в санитарно-защитной водо- зон
охранной зоне водохранилищ,
используемых для питьевых нужд
21. Разработка нормативных Проект 2002 г. МЭМР
правовых актов по оценке постановления
экономического ущерба от Правительства
загрязнения источников Республики
подземных вод Казахстан
22. Проведение научно- Ежегодная постоянно МПРООС, МОН
исследовательских работ в информация
области охраны водных ресурсов Правительству
Республики
Казахстан
---------------------------------------------------------------------------
6. Создание информационной среды, способствующей пониманию
населением проблемы рационального использования питьевой воды
---------------------------------------------------------------------------
23. Обеспечить выпуск брошюр, Информация ежегодно МПРООС, МКИиОС,
буклетов, создание постоянного Правительству Минздрав, Акимы
цикла радио- и телепередач, Республики областей
освещение в СМИ по вопросам Казахстан
экологического, санитарно-
гигиенического образования и
просвещения, бережного
использования водных ресурсов,
особенно питьевой воды
24. Вовлечение неправительс- Информация ежегодно МПРООС, МКИиОС
твенных организаций и Правительству
представителей общественности Республики
в работу по информированию и Казахстан
просвещению населения
---------------------------------------------------------------------------
7. Совершенствование управления водообеспечивающей и
водоохранной деятельностью
---------------------------------------------------------------------------
25. Разработка и утверждение Проект ежегодно МПРООС, МЭиТ,
Перечня объектов водоснабжения, постановления Минфин
строительство и реконструкция Правительства
которых предлагается к Республики
финансированию из Казахстан
республиканского бюджета
26. Разработка и утверждение Программы 2002 г. Акимы областей
местных программ в развитие
отраслевой программы
"Питьевые воды"
27. Разработка и утверждение Приказ Министра 2003-2004 МПРООС, МЭиТ
Генеральной схемы МПРООС г.г.
водообеспечения Республики
Казахстан
28. Разработка и утверждение Приказ Министра 2002-2006 МПРООС, МСХ,
схем комплексного использо- МПРООС г.г. МЭиТ
вания и охраны вод по
бассейнам рек Республики
Казахстан
29. Проведение инвентаризации Акты 2003-2004 Акимы областей,
источников и сооружений инвентаризации, г.г. МПРООС
водоснабжения для установления паспорта
их технического состояния сооружений
30. Разработка и утверждение Нормативные 2002-2003 МПРООС, МЭиТ,
отраслевых стандартов, правовые акты г.г. Минздрав
методических указаний и
инструкций по вопросам
водоподготовки, водоподачи и
эксплуатации систем
водоснабжения
---------------------------------------------------------------------------