Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
В целях устойчивого обеспечения населения страны питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, улучшения состояния здоровья граждан Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую программу "Питьевая вода" на 2002-2010 годы (далее - Программа).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N
956
.
2. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы ежегодно при формировании республиканских и местных бюджетов предусматривать средства для реализации Программы.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N
956
.
3. Министерствам и ведомствам, акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N
956
.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Отраслевая программа "Питьевая вода"
на 2002-2010 годы
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Сноска. Содержание дополнено в соответствии с постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
1.
Паспорт Программы
2.
Введение
3.
Анализ современного состояния использования ресурсов питьевых
вод в Казахстане
4.
Цель и основные задачи Программы
5.
Основные направления и механизм реализации Программы
5.1.
Дальнейшее восстановление и усовершенствование существующих
систем водоснабжения для поддержания их в эксплуатационном
состоянии
5.2.
Продолжить строительство новых систем водоснабжения для
обеспечения доступа к питьевой воде, гарантированного качества
и в необходимом количестве в наименее водообеспеченных регионах
5.3.
Разделение систем питьевого водоснабжения на республиканскую
и коммунальную собственность
5.4.
Создание организаций по эксплуатации систем питьевого
водоснабжения с завершенным строительством и
их материально-техническое оснащение
5.5.
Освоение новых и развитие альтернативных источников
водоснабжения
5.6.
Улучшение качества потребляемой питьевой воды и ее
рационального использования
5.7.
Улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния
водных объектов
5.8.
Широкое освещение в средствах массовой информации проблемы
рационального использования питьевой воды
5.9.
Совершенствование управления и координации водообеспечивающей
деятельности и подготовка квалифицированных кадров
в водохозяйственной отрасли экономики
6.
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7.
Ожидаемый результат от реализации Программы
8.
План мероприятий по реализации отраслевой программы
"Питьевая вода" на 2002-2010 годы"
Сноска. Паспорт в редакции постановления Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Наименование
Отраслевая программа "Питьевая вода" на
2002-2010 годы
Основание для
Указ
Президента Республики Казахстан от 18 мая
разработки
1998 года N 3956 "О первоочередных мерах по
улучшению состояния здоровья граждан Республики
Казахстан";
пункт 2.2 протокольного заседания Правительства
Республики Казахстан от 29 марта 2005 года N 5;
пункт 59 Плана мероприятий по исполнению
Общенационального плана основных направлений
(мероприятий) по реализации ежегодных
2005-2007 годов посланий Главы государства
народу Казахстана и Программы Правительства
Республики Казахстан на 2007-2009 годы,
утвержденного
постановлением
Правительства
Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года
N 319.
Государственный
Министерство сельского хозяйства Республики
орган
Казахстан
Цель программы
Устойчивое обеспечение населения питьевой водой
в необходимом количестве и гарантированного
качества
Задачи
увеличение доступа населения к качественной
Программы
питьевой воде, гарантированного качества и в
необходимом количестве;
увеличение численности населения, использующего
воду из централизованных источников
водоснабжения;
повышение надежности водоисточников и систем
водоснабжения путем обеспечения полного
соблюдения требований санитарных правил и норм
стандарта качества;
максимальное использование местных подземных вод
питьевого качества;
исключение децентрализованного использования для
питьевых целей воды поверхностных источников;
снижение заболеваемости населения, связанного с
водным фактором;
обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
предотвращение возможности негативного
экологического воздействия на источники
водоснабжения;
создание оперативной системы мониторинга за
качеством питьевой воды по отдельным регионам и
бассейнам рек;
снижение стоимости одного кубометра подаваемой
воды путем внедрения новых технологий и
материалов в строительстве, системах очистки и
подготовки питьевой воды.
Сроки реализации
2002-2010 годы, в том числе 1 этап -
2002-2005 годы; 2 этап - 2006-2010 годы.
Источники и
На реализацию мероприятий предусмотрены
объемы
финансовые средства республиканского и местных
финансирования
бюджетов, внешних займов и грантов на льготных
условиях, также привлечение средств
хозяйствующих субъектов, в т.ч. в общем объеме:
на 2006 год
республиканский бюджет - 12 211,0 млн. тенге;
местные бюджеты - 2 089 млн. тенге;
средства хозсубъектов - 1 000 млн. тенге.
на 2007 год
республиканский бюджет - 18 218,0 млн. тенге;
местные бюджеты - 14 121,8 млн. тенге;
средства хозсубъектов - 8 724,5 млн. тенге.
на 2008 год
республиканский бюджет - 23 640,0 млн. тенге;
местные бюджеты - 15 299,3 млн. тенге;
средства хозсубъектов - 23 724,5 млн. тенге;
на 2009 год
республиканский бюджет - 41 915,0 млн. тенге*;
местные бюджеты - 16 640,1 млн. тенге*;
средства хозсубъектов - 5 111,5 млн. тенге*;
на 2010 год
республиканский бюджет - 44 450,0 млн. тенге*;
местные бюджеты - 18 360,4 млн. тенге*;
средства хозсубъектов - 8 431,5 млн. тенге*.
Примечание*:
на 2008-2010 годы объемы
финансирования будут уточняться при формировании
бюджета на соответствующий финансовый год.
Ожидаемые
Создание отраслевых баз, новых технологических
результаты
производств по выпуску оборудования, приборов и
комплектующих для водоснабжения в республике;
строительство и реконструкция систем и сооружений
для полного охвата 7231 сельских населенных
пункта, 174 поселка и 86 городов и малых городов,
где требуется улучшение питьевого водоснабжения;
увеличение доступа населения к качественной
питьевой воде, гарантированного качества и в
необходимом количестве, что повысит уровень
водообеспеченности до 80 %;
увеличение численности населения, использующего
воду из централизованных источников
водоснабжения, в целом по стране на 20-25 %, а
по отдельным регионам на 40 % и более;
снижение заболеваемости населения, связанной с
водным фактором передачи по группе острых
кишечных инфекций, по вирусному гепатиту А на
80-90 %, что обеспечит санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения;
внедрение новых достижений передовых
отечественных и зарубежных технологий по
подготовке воды питьевого качества;
развитие альтернативных источников водоснабжения
для обеспечения доступа к питьевой воде
населения наименее водообеспеченных регионов;
разделение систем питьевого водоснабжения на
республиканскую и коммунальную собственность;
совершенствование управления и координации
водообеспечивающей деятельности и подготовка
квалифицированных кадров для водохозяйственной
отрасли экономики.
Сноска. Введение с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Отраслевая программа "Питьевые воды" (далее - Программа) разработана в соответствии с
Указом
Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153 "О Государственной программе "Здоровье народа" и
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 "О плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы".
Обеспечение населения качественной питьевой водой является одной из актуальнейших задач в связи с загрязнением водоисточников, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения.
Проблема обеспечения населения пресной водой остро стоит во всех странах мира. Треть всего человечества, не имеют доступа к питьевой воде, а более двух миллиардов человек не обеспечены санитарными условиями.
В связи с этим, решением Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее - ООН) 2003 год был объявлен Международным годом пресной воды, а период 2005-2015 годов, начиная с Международного дня водных ресурсов 22 марта 2005 года, Международным десятилетием действий "Вода для жизни".
Программа направлена на выполнение
Указа
Президента Республики Казахстан от 18 мая 1998 года N 3956 "О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан" и достижение Цели Развития Тысячелетия в секторе водоснабжении и санитарии к 2015 году. В подтверждение этому Президент Республики Казахстан на втором Гражданском форуме 19 сентября 2005 года сказал, что "к началу второго десятилетия мы должны в целом решить проблему доступности качественной питьевой воды. Не останется ни одного населенного пункта, использующего воду из открытых водоемов, или несоответствующую нормативам".
Программа содержит анализ современного состояния использования ресурсов питьевых вод в Казахстане, цели и основные задачи, основные направления и механизм реализации, необходимые ресурсы и источники их финансирования, ожидаемый результат от реализации программы.
По срокам реализации Программа относится к долгосрочной.
3. Анализ современного состояния использования ресурсов
питьевых вод в Казахстане
Сноска. Раздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Согласно переписи населения, на 1 января 1999 года в республике проживало 14,96 млн. человек, из них 8,38 млн. человек в городах и поселках, 6,58 млн. человек в сельских населенных пунктах.
Около 300 тыс. человек сельского населения проживает в поселках с численностью населения до 250 человек, где обеспечение качественной питьевой водой находится не на должном уровне.
Централизованными системами водоснабжения из 86 городов и 174 поселка охвачены 81 города и 139 поселков. Общая протяженность водопроводной сети составляет 23,47 тыс. км и канализации 11,13 тыс. км.
Таблица 1
|
Состояние водоснабжения сельских населенных пунктов |
||||
N |
Область |
Количество
|
Численность
|
Пользующихся
|
|
коли-
|
население
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Акмолин-
|
671 |
416,465 |
303 |
258,933 |
2 |
Актюбин-
|
422 |
308,639 |
61 |
133,63 |
3 |
Алматин-
|
774 |
1267,345 |
419 |
960,169 |
4 |
Атырау-
|
187 |
281,731 |
39 |
144,203 |
5 |
Восточно-
|
823 |
577,163 |
199 |
251,665 |
6 |
Жамбыл-
|
379 |
587,771 |
135 |
337,134 |
7 |
Западно-
|
477 |
368,146 |
109 |
203,3 |
8 |
Караган-
|
497 |
313,996 |
153 |
205,626 |
9 |
Костанай-
|
682 |
452,85 |
136 |
176,935 |
10 |
Кызылор-
|
272 |
419,298 |
151 |
351,89 |
11 |
Мангис-
|
51 |
139,924 |
18 |
64,155 |
12 |
Павлодар-
|
406 |
284,024 |
58 |
97,175 |
13 |
Северо-
|
714 |
411,303 |
194 |
161,745 |
14 |
Южно-
|
876 |
1440,059 |
408 |
833,025 |
ИТОГО |
7231 |
7268,714 |
2383 |
4179,585 |
продолжение таблицы
|
Состояние водоснабжения сельских населенных пунктов |
|||||
|
Пользующихся водой из местных
|
Пользующихся
|
||||
N |
подземных вод |
поверхностных вод |
||||
коли-
|
население,
|
коли-
|
насе-
|
коли-
|
населе-
|
|
1 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
310 |
142,657 |
17 |
5,734 |
41 |
9,141 |
2 |
347 |
168,629 |
2 |
1,289 |
12 |
5,091 |
3 |
296 |
250,608 |
49 |
55,46 |
10 |
1,108 |
4 |
36 |
20,694 |
22 |
14,289 |
90 |
102,545 |
5 |
508 |
221,429 |
110 |
103,006 |
6 |
1,063 |
6 |
209 |
218,457 |
27 |
24,569 |
8 |
7,611 |
7 |
314 |
135,416 |
41 |
22,936 |
13 |
6,494 |
8 |
334 |
106,014 |
1 |
1,07 |
9 |
1,286 |
9 |
415 |
223,148 |
62 |
18,984 |
69 |
33,783 |
10 |
109 |
63,599 |
8 |
3,506 |
4 |
0,303 |
11 |
21 |
45,61 |
0 |
0 |
12 |
44,169 |
12 |
336 |
177,98 |
1 |
0,528 |
11 |
8,341 |
13 |
484 |
240,475 |
15 |
3,721 |
21 |
5,362 |
14 |
313 |
415,298 |
90 |
108,891 |
65 |
82,845 |
И
|
4032 |
2430,014 |
445 |
363,983 |
371 |
309,142 |
Таблица 2
|
Уровень доступа городского населения к системам водоснабжения |
|||||||
N
|
Области |
Коли-
|
Количество
|
Коли-
|
Тип доступа к
|
|||
Общее
|
из них
|
сква-
|
при-
|
общее
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Акмо-
|
352,204 |
229,247 |
92,542 |
65,226 |
49,94 |
7,0 |
0,79 |
2 |
Алма-
|
473,978 |
380,124 |
330,907 |
26,719 |
60,995 |
5,5 |
0,64 |
3 |
Актю-
|
374,775 |
363,032 |
351,423 |
11,167 |
|
|
0,57 |
4 |
Атырау-
|
261,702 |
169,717 |
165,911 |
61,603 |
4,856 |
25,526 |
|
5 |
Восточ-
|
853,366 |
791,0 |
734,317 |
7,331 |
54,655 |
|
0,38 |
6 |
Жамбыл-
|
447,406 |
403,25 |
403,25 |
30,26 |
7,612 |
6,284 |
|
7 |
Западно-
|
262,518 |
254,452 |
254,452 |
3,751 |
4,315 |
|
|
8 |
Караган-
|
1116,456 |
1054,452 |
997,369 |
26,748 |
32,033 |
1,51 |
1,42 |
9 |
Коста-
|
498,63 |
447,376 |
367,868 |
38,052 |
10,391 |
2,811 |
|
10 |
Кызыл-
|
364,248 |
259,252 |
82,145 |
59,972 |
33,418 |
11,606 |
|
11 |
Мангис-
|
274,628 |
179,407 |
179,407 |
59,506 |
|
35,715 |
|
12 |
Павло-
|
487,817 |
474,536 |
345,663 |
0,701 |
11,116 |
1,464 |
|
13 |
Северо-
|
227,44 |
204,979 |
190,589 |
16,05 |
6,411 |
|
|
14 |
Южно-
|
880,663 |
633,862 |
552,118 |
92,401 |
129,968 |
24,432 |
|
15 |
Алматы |
1209,485 |
1204,633 |
1204,633 |
|
4,852 |
|
|
16 |
Астана |
529,335 |
528,635 |
528,635 |
|
|
0,7 |
|
Итого |
8614,651 |
7578,244/87,9 |
6781,229/78,7 |
499,487/5,9 |
410,562/4,76 |
122,548/1,42 |
3,81/0,04 |
В таблицах 1 и 2 приведены данные о состоянии водоснабжения сельских населенных пунктов и городов Республики Казахстан.
Уровень охвата услугами централизованного водоснабжения составляет 6 771,8 тыс. человек или 79,4 % городского населения имеют доступ к качественной питьевой воде 24 часа в сутки, к централизованным системам канализации - 5 373,5 тыс. человек или 63,1 %. Вместе с тем, 537,3 тыс. человек или 6,3 % от общего числа городского населения для питьевых и хозяйственно-бытовых целей используют воду дворовых и общественных колодцев, скважин и поверхностных источников, а также привозную воду.
Серьезная проблема существует с обеспечением питьевой водой сельского населения, проживающего в 7231 населенных пунктах. Централизованное водоснабжение сельских поселков решалось путем строительства локальных (для одного поселка) и групповых (для группы поселков) водопроводов. Общая протяженность 79 построенных групповых водопроводов к началу 90-х годов достигала 17,1 тыс. км, ими обеспечивалось 1276 сельских поселков.
На протяжении более двух десятилетий в северных областях республики эксплуатировались уникальные по своим параметрам Ишимский, Пресновский, Булаевский и Беловодский групповые водопроводы общей протяженностью более 6 тыс. км. Протяженность групповых водопроводов Костанайской области составляла 3,4 тыс. км.
На территории Западно-Казахстанской области эксплуатировались групповые водопроводы: Фурмановский, Тайпакский и Каменский общей протяженностью 1,7 тыс. км, которые обслуживали более 100 поселков. Нуринский и Селетинский групповые водопроводы, протяженностью соответственно 1125,6 и 406,6 км, обеспечивали водой 73 сельских населенных пункта Акмолинской области.
Все крупные водопроводы на селе эксплуатировались с государственной дотацией на их содержание.
Общая протяженность локальных водопроводов и внутрипоселковых сетей составила 29,0 тыс. км, что обеспечивало 2,6 тысячи сельских населенных пунктов. В целом по республике около 3,5 млн. человек (до 60% сельского населения) обеспечивалось водопроводной водой. Остальное население пользовалось водой трубчатых и шахтных колодцев, а также открытых водоемов и привозной водой.
Большинство водопроводов введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20-25 лет назад, на севере Казахстана более 30 лет. Срок эксплуатации ряда водопроводов и отдельных их веток истек, соответственно увеличилось количество аварий. Только в 2000 году зарегистрировано 7097 аварий, в том числе в Карагандинской области - 1218, Атырауской - 1022, Жамбылской - 688. Высокая аварийность способствует вторичному загрязнению, длительным перебоям в подаче воды, большим утечкам в сети, достигающим в отдельных случаях 30 и более процентов, непроизводительным потерям воды, что ведет к перерасходу электроэнергии и, в конечном счете, к увеличению себестоимости 1 куб. м воды.
В результате большое количество сельских населенных пунктов отказалось от услуг групповых водопроводов. Многие населенные пункты отключены от водоснабжения эксплуатирующими организациями из-за хронических неплатежей.
В силу экономических трудностей в настоящее время полностью перестал эксплуатироваться Беловодский групповой водопровод, ранее обеспечивавший водой более 100 поселков в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.
Из-за неплатежеспособности потребителей и выхода из строя отдельных веток не работают Фурмановский, Каратобинский и Тайпакский групповые водопроводы в Западно-Казахстанской области, Дарбазинский и Джетысайский в Южно-Казахстанской области и ряд других в различных областях.
Наличие громоздкой системы групповых водопроводов и крайне неудовлетворительное их техническое состояние, высокие эксплуатационные затраты при наличии на отдельных территориях разведанных месторождений подземных вод свидетельствуют о малоэффективности управления этим водохозяйственным комплексом и требуют выполнения мероприятий по его реорганизации.
Достигнутый к 1991 году уровень обеспечения населения страны питьевой водой в силу указанных причин, а также из-за отсутствия в последнее десятилетие инвестиционной поддержки функционирования водопроводов резко снизился. Из групповых водопроводов в настоящее время обеспечивается только 513 сельских поселков, из локальных - 2,1 тыс. поселков. Ежегодное падение среднего республиканского показателя обеспеченности населения питьевой водой достигает 3-5%.
Многие действующие в республике водопроводы не отвечают санитарным требованиям в силу длительного срока эксплуатации, устаревшей технологии водоочистки и не обеспечивают подачу воды нормативного качества. Из числа действующих по республике не отвечают санитарным требованиям 25,8%, а в Жамбылской области - до 89,7%, Павлодарской - 57,1%, Восточно- Казахстанской - 50,8%, Западно-Казахстанской - 46%, Карагандинской - 36%. Не лучшее положение складывается в городах Астана и Алматы, где соответственно 50% и 31,2% водопроводов не отвечают санитарным нормам.
Ресурсы поверхностных вод в республике в средний по водности год составляют 100,5 куб. км, из которых 56,5 куб. км формируются на территории республики. Остальной объем поступает из сопредельных государств (Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Россия).
Располагаемый объем водных ресурсов, возможный для хозяйственного использования в средний по водности год, за вычетом обязательных затрат стока на потери, удовлетворение экологических, санитарных, транспортно-энергетических требований не превышает 46 куб. км. В маловодные годы общий объем водных ресурсов снижается до 58 куб. км, а располагаемый, соответственно, - до 26 куб. км. Кроме того, ресурсы поверхностных вод распространены крайне неравномерно, что обусловливает большие затраты на их транспортировку.
Ресурсы подземных вод: разведано 623 месторождения подземных вод с суммарными эксплуатационными запасами 15,84 куб. км в год. В их числе пресные воды составляют 12,68 куб. км в год. Непосредственно для хозяйственно-питьевых целей разведано 494 месторождения подземных вод с суммарными запасами 6,13 куб. км в год.
Разведанные эксплуатационные запасы питьевых вод более чем в 2 раза превышают суммарную потребность республики и составляют 1,12 куб. м в сутки на 1 человека. Вместе с тем эксплуатационные запасы распространены неравномерно: удельная водообеспеченность изменяется от 0,08 куб. м/сут. в Атырауской, Северо-Казахстанской до 1,6-2,3 куб. м/сут. в Жамбылской, Алматинской и Павлодарской областях.
Ограниченное распространение прогнозных ресурсов и наличие разведанных запасов, пригодных для хозпитьевого водоснабжения, позволяют отнести к плохо и частично обеспеченным территории Атырауской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей, отдельные районы Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской, Кызылординской и Карагандинской областей.
Основные ресурсы пресных подземных вод (до 60% от общих запасов) сосредоточены в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях.
При дефиците пресных подземных вод они используются далеко не в полном объеме, из общего количества разведанных месторождений (623) эксплуатируется не более 330 с суммарным водоотбором, составляющим порядка 7% от разведанных запасов.
Объем возвратных вод на современном уровне составляет около 4,0 куб.км, возвращаемый в поверхностные водные объекты - 3,4 куб.км. Возвратные воды являются основным источником загрязнения природных вод и окружающей среды. Основное количество поступающих в реки возвратных вод имеет место в бассейнах рек Сырдарья (47%) и Иртыш (34%). Остальной объем приходится на реки Или (8%), Нура (5%) и другие (6%). Суммарный объем располагаемых водных ресурсов, возможных к использованию в народном хозяйстве на современном уровне, составляет 46,9 куб.км.
Прирост располагаемых водных ресурсов для развития отраслей экономики и водообеспечения населения в отдельных регионах осуществляется путем более широкого использования подземных вод и межрегионального распределения (переброски) поверхностных водных ресурсов. В этих целях:
построены канал Иртыш-Караганда и водовод-канал Иртыш-Караганда - р.Ишим, подающий воду в Вячеславское водохранилище для водообеспечения столицы республики г. Астаны;
построен водовод Астрахань - Мангышлак, рассчитанный на подачу 260 тыс. куб.м/сут. пресной воды на нефтяные месторождения с подготовкой воды для хозпитьевых и производственных нужд потребителей Атырауской и Мангистауской областей;
продолжается строительство Кокчетавского промводопровода с подачей воды из Сергеевского водохранилища на р. Ишим для водоснабжения города Кокшетау, Щучинско-Боровской курортной зоны и ряда других потребителей.
Потребление воды на хозяйственно-бытовые нужды населения страны за 1999 год составило 0,83 куб.км, в том числе населением городов - 0,65 куб. км, сельским населением 0,18 куб.км, что в пределах 4-6% от общего потребления всеми отраслями экономики.
В общем объеме хозяйственно-питьевого водопотребления подземные воды составляют 0,54 куб.км (65,2%), поверхностные воды - 0,29 куб.км (34,8%).
Использование подземных вод преобладает в Актюбинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях (88-89%).
В Костанайской, Мангистауской, Акмолинской и Павлодарской областях доля поверхностных вод составляет от 55 до 70%. Полностью или частично обеспечиваются за счет поверхностных вод такие города, как Астана, Атырау, Уральск, Алматы, Петропавловск и другие.
Фактическое удельное водопотребление на хозпитьевые нужды в 1999 году в среднем по республике на одного жителя города составило 167 л/сут., изменяясь от 206 л/сут. в Алматинской области до 120 л/сут. в Кызылординской и Атырауской областях. Водопотребление жителя сельского поселка - 68 л/сут, изменяясь от 70-75 л/сут. в Костанайской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях до 25 л/сут. в Мангистауской области.
Водообеспеченность населения (в % от нормативного) в среднем по республике составила для городов 85% с максимальным значением (92%) в Алматинской области и минимальным (62%) - в Кызылординской области. В сельских поселках в среднем 71%, с колебаниями от 84% в Алматинской области до 42% в Мангистауской области.
Стоимость 1 куб.м поданной населению воды в силу различных причин в отдельных регионах достигла 60-80 тенге и выше, в разрезе областей и систем водоснабжения она колеблется от 18-25 до 40-60 тенге. Фактическая себестоимость подаваемой воды по групповым водопроводам северного Казахстана в 2000 году возросла до 100 и более тенге.
Качество поверхностных вод практически по всем крупным водотокам не соответствует стандартам питьевой воды. Крупнейшие реки Иртыш, Или, Урал, Сырдарья, являющиеся трансграничными, сильно загрязнены и не могут быть использованы для хозпитьевого водоснабжения без предварительной подготовки.
Воды реки Урал загрязнены фенолами (до 3 предельно допустимых концентраций, далее - ПДК), синтетическими поверхностно активными веществами (до 1,4 ПДК). Острой экологической проблемой остается загрязнение поверхностных вод реки Илек бором (до 21,8 ПДК) и шестивалентным хромом (до 14 ПДК). Реки Нура и Шерубай-Нура перешли в категорию объектов "вторичного загрязнения ртутью". По уровню концентрации ртути в донных отложениях, ее содержанию в воде и взвесях река Нура является самой загрязненной в республике. По-прежнему остается высоким загрязнение воды реки Иртыш медью (до 2 ПДК) и цинком (до 25 ПДК). В бассейн реки Иртыш ежегодно сбрасывается около 120 млн. куб. м (в 1999 г. - 146 млн. куб. м) "загрязненных" сточных вод.
К загрязнителям воды, кроме промышленных, горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, относятся городская застройка, животноводческие фермы, земледельческие поля орошения, различного рода отстойники, хранилища твердых, жидких отходов и нефтепродуктов. В основных очагах степень загрязнения по свинцу, цинку, кадмию, железу, селену, марганцу составляет от 10 до 100 ПДК.
В пределах республики выявлено более 700 потенциальных источников загрязнения подземных вод, из них 241 непосредственно влияет на гидрогеохимическое состояние подземных вод. Наибольшее количество источников загрязнения выявлено в Алматинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Основная масса участков загрязнения подземных вод характеризуется повышением минерализации, увеличением жесткости, концентрации сульфатов и хлоридов до значений, превышающих ПДК. 75 выявленных участков характеризуются содержанием в подземных водах азотистых соединений, в том числе: 49 - наличием нефтепродуктов (35 постоянно), 59 - тяжелых металлов (40 постоянно), 41 - фенолов (35 постоянно), 28 - органических соединений (22 постоянно).
По классу опасности выявленных загрязняющих веществ 127 участков характеризуются опасным классом загрязнения подземных вод, 63 - умеренно опасным, 48 - высоко опасным и 3 - чрезвычайно опасным.
Угроза ухудшения качества подземных вод отмечена в 70 населенных пунктах на 113 месторождениях и 41 водозаборе подземных вод, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
С каждым годом в республике возрастает загрязненность воды децентрализованных источников. Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормам по микробиологическим показателям, в среднем по стране составлял 8,1%, а по Жамбылской, Костанайской, Мангистауской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областям этот показатель выше республиканского.
Качество воды, употребляемой населением для питьевых целей, как в централизованных, так и децентрализованных источниках, не всегда соответствует санитарным правилам и нормам, стандартам ГОСТа ("Вода питьевая").
Вместе с тем, по сравнению с 2003 годом, сократилось количество водопроводов, не отвечающих санитарным требованиям с 350 до 290, в том числе в сельской местности с 321 до 272.
Однако при среднем республиканском показателе водопроводов, не отвечающих санитарным требованиям 12,5 %, остается высоким в Жамбылской области 33,9 %, Восточно-Казахстанской области - 20,7 %, Алматинской области - 13,2 %.
Кызылординский Правобережный групповой водопровод базируется на месторождении подземных вод с минерализацией 1,3-1,4 г/л. По Каменскому групповому водопроводу в Западно-Казахстанской области вода подается с повышенным содержанием железа, превышающим ПДК в 1,5-2,5 раза. На месторождениях подземных вод - источниках Зерендинского и Яблоновского групповых водопроводов Акмолинской области - содержание фтора выше допустимой нормы. На Уральском месторождении содержание марганца в исходной воде превышает ПДК в 3-5 раз.
Неблагополучная ситуация с качеством питьевой воды не могла не повлиять на состояние инфекционной заболеваемости населения отдельных регионов страны. В первую очередь, это заболевания с водным фактором передачи: дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит А.
По данным Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в последнее время групповая инфекционная заболеваемость, связанная с водопроводной водой, приобрела системный характер. Если в 1992 году зарегистрированы 4 вспышки заболеваемости кишечными инфекциями с числом пострадавших 181 человек, то в 1995 году зарегистрированы 5 случаев с числом пострадавших 305 человек, а в 2000 году уже 7 случаев с 3220 пострадавшими. При этом в 2000 году зарегистрированы 3 вспышки острых кишечных инфекций с числом пострадавших 1,5 тысячи человек (что в три раза больше, чем за 1995-1997 годы, вместе взятые), связанные с употреблением водопроводной воды в Карагандинской (г. Шахтинск, г. Абай) и Восточно-Казахстанской (с. Фыколка, Катон-Карагайского района) областях. Только в феврале 2001 года зарегистрированы две вспышки заболеваемости кишечными инфекциями в г.Аркалыке Костанайской области и г.Темиртау Карагандинской области с общим числом пострадавших 448 человек.
В 2000 году по республике заболеваемость вирусным гепатитом по сравнению с 1999 годом увеличилась в 1,8 раза, в том числе в Кызылординской области в 5,4 раза, Южно-Казахстанской - в 4,1 раза, Мангистауской и Жамбылской - в 1,7 раза, городе Алматы - в 1,9 раза. В 2004 году в республике зарегистрированы вспышки острой кишечной инфекции в поселке Кенкияк Темирского района Актюбинской области, где пострадало 305 человек, в том числе 189 детей, в городе Кокшетау - 85 человек из них 70 детей. С августа 2004 года по январь 2005 года в городе Абай Карагандинской области зарегистрировано 666 больных вирусным гепатитом А, из них 473 детей и подростков.
Самая крупная вспышка вирусного гепатита зарегистрирована среди населения Шиелийского района Кызылординской области. В результате отключения Жиделинского водопровода, питающего населенные пункты, показатель заболеваемости в районе достиг 1995 человек на 100 тыс.чел. населения района.
Заболевания вирусным гепатитом имели место в Западно-Казахстанской, Атырауской и Северо-Казахстанской областях по причине плохого качества и недостаточного обеспечения питьевой водой.
Сложившаяся ситуация является закономерным следствием нарастающего загрязнения водоисточников, неудовлетворительного санитарно-технического состояния водопроводных сооружений и разводящих сетей, отсутствия на ряде водопроводов необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок, слабой материально-технической базы организаций коммунального хозяйства.
На снижение качества и доступности воды, потребляемой населением на питьевые нужды, оказывают влияние следующие факторы:
общее техногенное загрязнение водных источников, особенно поверхностных вод, сбросами промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых стоков;
износ водопроводных и канализационных сетей и сооружений, не обеспечивающих соответствующую водоподготовку и очистку сбросных вод;
вторичное загрязнение питьевой воды продуктами бактериальной деятельности, связанной с разрушением антикоррозийного покрытия поверхности труб;
несовершенство механизма ценовой политики, тарифов по оплате за питьевую воду, недостатки в эксплуатации коммунально-бытового сектора и управлении сельскохозяйственным водоснабжением;
платежеспособность населения и низкая доступность к качественной питьевой воде;
недостаточность государственных инвестиций в строительство новых систем водоснабжения, на ремонтно-восстановительные работы существующих систем;
недостаточное использование специально разведанных для хозяйственно-питьевого водоснабжения месторождений подземных вод;
нецелевое использование пресных подземных вод;
отсутствие в отдельных регионах республики местных источников питьевого водоснабжения.
Непринятие целенаправленных мер по устранению причин сложившейся ситуации с обеспечением качества и доступности населению питьевой воды приведет к следующим негативным последствиям:
ухудшению здоровья населения страны;
нерегулируемой миграции населения в связи с ухудшением медико-экологической среды в районах;
росту объема устаревших производственных фондов на предприятиях коммунального сектора;
снижению качества и бесперебойности предоставления коммунальных услуг наряду с ростом эксплуатационных издержек;
потере питьевого значения месторождений подземных вод и открытых водоемов;
повышению затрат на очистку воды и водоподготовку.
4. Цель и основные задачи Программы <*>
Сноска. В раздел 2 внесены изменения постановлением Правительства РК от 22 августа 2006 года N 799 . Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Цель Программы - устойчивое обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества.
Основными задачами Программы являются:
определение и разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, а также определение приоритетов по их реализации;
определение необходимого объема инвестиций и источников финансирования для реализации Программы.
Устойчивое обеспечение населения питьевой водой должно осуществляться на основе следующих основных принципов:
1) ответственность за осуществление программ в области водоснабжения на основе равного доступа к воде всего населения должно нести государство;
2) воду следует рассматривать как ограниченный природный ресурс, имеющий экономическую, социальную и экологическую ценность;
3) интенсификация использования подземных вод является одним из основных приоритетов Программы и предусматривает:
расширение и реорганизацию действующих водозаборов;
оздоровление санитарной обстановки подземных водоисточников;
осуществление охраны подземных вод от истощения и загрязнения;
4) средства производства и доставки воды могут быть собственностью различных субъектов хозяйственной деятельности;
5) водопотребление должно базироваться на коммерческих принципах, платность водопользования должна стимулировать достижение рационального использования, охрану вод и предпринимательскую деятельность;
6) постепенного переноса центра тяжести от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной основе с последующей децентрализацией инвестиционного процесса при многообразии форм собственности;
7) соблюдения всеми водопотребителями требований водного законодательства.
Комплекс мер для обеспечения основных целей и задач Программы включает:
1) реализацию первоочередных низкозатратных мероприятий, позволяющих обеспечить питьевой водой население различных социальных групп;
2) разработку и внедрение научно-технических достижений по обеззараживанию и очистке воды;
3) проведение природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего экологического состояния поверхностных и подземных водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
4) создание условий для развития рынка воды, поддержку инициатив предпринимателей по производству и доставке питьевой воды и стимулирование ее доступности всему населению;
5) развитие и усиление роли общественных институтов в решении проблемы обеспечения питьевой водой, формирование экологической культуры населения;
6) разработку генеральной схемы водообеспечения республики, в которой необходимо выявить регионы и отдельные группы потребителей, не обеспеченных питьевой водой в должном количестве и необходимого качества, установить потенциальные источники водоснабжения, наметить технические мероприятия, очередность их реализации и необходимые капиталовложения.
5. Основные направления и механизм реализации Программы <*>
Сноска. Раздел в редакции постановления Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Основными направлениями в решении проблем по водообеспечению населения являются:
1) дальнейшее восстановление и усовершенствование существующих систем водоснабжения для поддержания их в эксплуатационном состоянии;
2) продолжить строительство новых систем водоснабжения для обеспечения доступа населения к питьевой воде гарантированного качества и необходимом количестве в наименее водообеспеченных регионах;
3) разделение систем питьевого водоснабжения на республиканскую и коммунальную собственность;
4) создание организаций по эксплуатации систем питьевого водоснабжения с завершенным строительством и их материально-техническое оснащение;
5) освоение новых и развитие альтернативных источников водоснабжения;
6) улучшение качества потребляемой питьевой воды и ее рациональное использование;
7) улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния водных объектов;
8) широкое освещение в средствах массовой информации о проблемах рационального использования питьевой воды и осведомление общественности о ходе реализации Программы;
9) совершенствование управления и координации водообеспечивающей деятельности и подготовка квалифицированных кадров в водохозяйственной отрасли экономики.
Предусматривается следующий механизм реализации Программы:
1) объекты водоснабжения республиканского и межобластного значения, а в отдельных регионах межрайонные сельские групповые водопроводы финансируются в соответствии со Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующие годы;
2) объекты водоснабжения областного, районного и местного значения финансируются на основе целевых программ, утвержденных местными органами государственного управления или принятых негосударственными организациями, за счет средств местных бюджетов, займов, прямых иностранных или отечественных инвестиций, а также средств хозяйствующих субъектов и привлечение средств населения в виде прямых вложений в размере 10 %.
Реализацию мероприятий Программы осуществляют территориальные органы Комитета по водным ресурсам, Комитета геологии и недропользования, местные исполнительные органы в пределах своей компетенции, а также водохозяйственные организации негосударственного сектора.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным Планом мероприятий, что позволит сосредоточить внимание исполнительных органов, водохозяйственных организаций на основных проблемах в области водообеспечения населения питьевой водой, реагировать на изменения ситуации, обеспечить эффективность мер и получения реальных результатов.
5.1. Дальнейшее восстановление и усовершенствование существующих систем водоснабжения для поддержания их в эксплуатационном состоянии
Данное направление предполагает осуществление мер по реконструкции и поддержанию водозаборных сооружений, сооружений по подготовке воды, водопроводных сетей и групповых систем водоснабжения в надлежащем состоянии, обеспечению резервной системы водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций.
Для развития данного направления Программой будут намечены мероприятия, позволяющие с наименьшими затратами обеспечить население питьевой водой гарантированного качества, сократить эксплуатационные расходы, связанные с материальным и энергетическим обеспечением:
1) реконструкция существующих систем водоснабжения, находящихся в коммунальной собственности, в том числе завершение реконструкции всех систем водоснабжения осуществляющих забор воды из поверхностных источников;
2) расширение и реконструкция городских систем водоснабжения:
расширение и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения городов Алматы, Астаны, Актобе, Караганды, Кокшетау, Кызылорды, Кентау, Петропавловска, Риддера, Степногорска, Шардары, Экибастуза и других городов и малых городов;
3) реконструкция существующих систем водоснабжения, находящихся в республиканской собственности:
реконструкция групповых систем водоснабжения в Акмолинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, где нет альтернативных источников водоснабжения;
реконструкция с расширением водозабора Нуринского месторождения подземных вод в Акмолинской области, Иргизского - в Актюбинской области, Кызылординского и Кызылжарминского - в Кызылординской области, Байркумского - в Южно-Казахстанской;
На 2 этапе (2006-2010 годы) реализации Программы предусматривается привлечение второго транша займового проекта Азиатского Банка Развития "Водоснабжение и канализация сельских территорий" охватывающего Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области и проекта Исламского Банка Развития "Сельское водоснабжение Алматинской области" на льготных условиях. Правительством Японии выделяется грант для осуществления проекта "Водоснабжение сельских населенных пунктов в Республике Казахстан" в Жамбылской области.
5.2. Продолжить строительство новых систем водоснабжения для обеспечения доступа к питьевой воде гарантированного качества и в необходимом количестве в наименее водообеспеченных регионах
Данное направление предусматривает комплекс мероприятий по улучшению водоснабжения за счет строительства новых систем водоснабжения для обеспечения доступа населения к питьевой воде гарантированного качества и в необходимом количестве:
1) строительство новых систем водоснабжения, находящихся в коммунальной собственности, в том числе населенных пунктов подключенных к групповым водопроводам;
2) строительство новых систем водоснабжения находящихся в республиканской собственности;
3) строительство и реконструкция индивидуальных шахтных и трубчатых колодцев, каптажных камер для населенных пунктов, имеющих качественные источники водоснабжения (грунтовые воды, родники и т.д.);
4) строительство локальных систем водоснабжения с применением новых технологий по водоочистке от вредных химических примесей для населенных пунктов пользующихся привозной питьевой водой.
В целях реализации данного направления ведутся работы по:
строительству 4-ой и 5-ой очередей Арало-Сарыбулакского, Жиделинского и Октябрьского групповых водопроводов в Кызылординской области, Кентау - Туркестанского группового водопровода в Южно-Казахстанской области;
реконструкции Нуринского и Селетинского групповых водопроводов в Акмолинской области, Тургенского - в Алматинской области, 2-ой очереди Бельагашского - в Восточно-Казахстанской области, 2-ой очереди Каменского и Урдинского - в Западно-Казахстанской области, Ишимского - в Костанайской области, II-ой очереди Булаевского, Ишимского - в Северо-Казахстанской области, Тасты - Шуйского, Дарбазинского групповых водопроводов - в Южно-Казахстанской области.
Предусматривается строительство 2-ой очереди Кокшетауского промводопровода в Акмолинской области, Эскулинского - в Карагандинской области, Ногайты - Сагиз - Мукур, Мукур - Жантерек - Жамансор, Тасшагыл - Каракол, Муздыбулак - Карабау - в Атырауской области, Шардаринского - в Южно-Казахстанской области и реконструкция Яблоневского группового водопровода в Акмолинской области, Базойского - в Алматинской области, Майского и Беловодского - в Павлодарской области, Жетисайского - в Южно-Казахстанской.
Также, предусматривается строительство сетей и сооружений водоснабжения в 1583 населенных пунктах.
Водоснабжение сельских населенных пунктов, где имеются подземные воды всех горизонтов повышенной минерализации до 3-5 г/л, а также с повышенным содержанием фтора, тяжелых металлов, хлоридов, сульфатов, нитратов и других вредных химических соединений, которые превышают требования санитарных норм, предусматривается путем применения локальных водоочистных установок.
5.3. Разделение систем питьевого водоснабжения на республиканскую и коммунальную собственности
Водообеспечение питьевой водой в районах с ограниченными водными ресурсами или преобладанием минерализованных вод (Акмолинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Кызылординская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская области) осуществлялось путем строительства групповых водопроводов протяженностью от 50 до 2000 км, обслуживающих десятки и сотни населенных пунктов. Общая протяженность построенных групповых водопроводов, обеспечивающих питьевой водой 1276 населенных пунктов, достигла 17,1 тыс. км.
Ранее все крупные системы групповых водопроводов эксплуатировались с государственной дотацией на их содержание.
Данное направление включает мероприятия для частичного возмещения (удешевления) стоимости услуг (затрат) предприятиям, обслуживающим особо важные групповые системы водоснабжения по подаче питьевой воды водопотребителям:
1) разделение систем питьевого водоснабжения на республиканскую и коммунальную собственность.
Стоимость 1 м
3
подаваемой населению питьевой воды в силу различных причин в отдельных регионах достигла 60-80 тенге и выше. Фактическая себестоимость подаваемой воды по групповым водопроводам северного Казахстана в 2005 году возросла до 200 и более тенге, Урдинского водопровода Западно-Казахстанской области составляет 564 тенге.
Для обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества и в необходимом количестве из групповых систем водоснабжения, на первом этапе Программы введена государственная поддержка по удешевлению стоимости услуг по подаче питьевой воды.
Водным
и
Бюджетным
кодексами Республики Казахстан предусмотрены субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками водоснабжения.
Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2004 года N 1344 определен перечень водохозяйственных сооружений, находящихся в республиканской собственности, куда включены 21 групповой водопровод в 8 областях страны.
Внесены изменения в Водный и Бюджетный кодексы Республики Казахстан, согласно которым субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками водоснабжения предусмотрено не только из республиканского бюджета, также и из областного бюджета.
5.4. Создание организаций по эксплуатации систем питьевого водоснабжения с завершенным строительством и их материально-техническое оснащение
Проблемы, связанные с дальнейшей эксплуатацией завершенных строительств и введенных в эксплуатацию объектов питьевого водоснабжения из-за недостаточного материально-технического оснащения эксплуатирующих коммунальных предприятий на местах, а порой и отсутствие таких предприятий, на сегодняшний день является самым актуальным вопросом.
В этой связи данное направление предусматривает мероприятия по созданию коммунальных предприятий по эксплуатации систем водоснабжения с завершенным строительством и их материально-техническое оснащение.
За период реализации первого этапа (2002-2005 гг.) Программы в коммунальную собственность областей переданы 99 объектов питьевого водоснабжения и приняты в республиканскую собственность 14 групповых систем водоснабжения.
Сложность процедур передачи заключается в отсутствии эксплуатирующих организаций на местах.
В Атырауской области с 2003 года не эксплуатируется 20 миниводоочистных установок и 26 внутрипоселковых водопроводных сетей сельских населенных пунктов из-за не решения вопроса выделения средств для их эксплуатации. Аналогичная ситуация в поселке им. Ж. Молдагалиева Акжаикского района и поселка Акпатер Казталовского района Западно-Казахстанской области.
Такая же ситуация сложилась и по вновь построенным объектам питьевого водоснабжения из средств республиканского бюджета в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях.
Местным исполнительным органам необходимо принять меры по организации эксплуатации существующих и вновь вводимых объектов питьевого водоснабжения, а также по и их материально-техническому оснащению.
5.5. Освоение новых и развитие альтернативных источников водоснабжения
Данное направление предусматривает комплекс мероприятий по улучшению водоснабжения за счет более полного использования разведанных запасов подземных вод в населенных пунктах, не имеющих альтернативных источников питьевого водоснабжения:
1) сегментация групповых систем водоснабжения с целью создания более мелких групповых систем с переводом водообеспечения на альтернативные источники;
2) освоение разведанных месторождений подземных вод.
В качестве альтернативных источников для отдельных регионов рассмотрена возможность:
использования подземных вод с минимально допустимым уровнем качества (слабоминерализованные подземные воды, с минерализацией 1,0-1,5 г/л);
установки локальных водоочистных установок;
совершенствования организации подвоза питьевой воды.
В дальнейшем выбор альтернативных источников будет производиться в результате технико-экономического сравнения нескольких вариантов водообеспечения каждого конкретного населенного пункта.
Организация привозной воды может рассматриваться в качестве источника водоснабжения поселков для поддержания жизнедеятельности только в исключительных случаях, таких как:
временная мера в период строительства или реконструкции системы водоснабжения;
для небольших населенных пунктов с низким потенциалом развития, где не ожидается прирост населения или в которые планируется переселение населения в ближайшем будущем;
недостаток ресурсов для питьевого водоснабжения, но функционирование поселков необходимо до определенного срока.
5.6. Улучшение качества потребляемой питьевой воды и ее рациональное использование
Направление включает комплекс мер по улучшению качества воды:
1) внедрение новых материалов и технологий в строительстве систем водоснабжения для улучшения качества потребляемой воды;
2) внедрение полного приборного учета расхода у всех категории потребителей.
Для достижения основной цели данного направления необходимо провести следующие работы:
разработку и внедрение новых, как отечественных, так и зарубежных, передовых технологий с применением экологически чистых материалов;
реконструкцию изношенных участков водопроводной сети с целью ликвидации вторичного загрязнения воды;
установление технологической схемы, обеспечивающей соответствующие параметры очистки исходной воды;
укрепление материально-технического, кадрового и финансового обеспечения служб, обеспечивающих контроль качества питьевой воды;
реабилитацию ранее построенных локальных водопроводов в населенных пунктах, повышение эффективности их работы, модернизацию технологических процессов обеззараживания и водоочистки;
строительство локальных систем водоснабжения с применением новых материалов и технологии по водоочистке от вредных химических примесей для всех населенных пунктов пользующихся водой из поверхностных источников;
строительство и восстановление индивидуальных каптажных камер, шахтных и трубчатых колодцев.
Реализация мероприятий по водоподготовке намечается более чем в 700 населенных пунктах республики.
Меры по рациональному использованию питьевой воды включают широкий спектр мероприятий по экономному и эффективному использованию питьевой воды, касающихся таких вопросов как исключение ее нецелевого использования на технические, сельскохозяйственные и другие нужды, сокращения забора воды из природных водных объектов с учетом структурного переустройства экономики, технологической модернизации и внедрения водосберегающих технологий, также установки приборов водоучета в диктующих точках сети и у водопотребителей.
Дефицит воды в отдельных регионах, постепенное истощение и усиливающееся загрязнение источников пресной воды требуют обеспечения комплексного планирования рационального использования водных ресурсов.
В целом состояние водопользования требует принятия безотлагательных мер по развитию и созданию условий рационального использования водных ресурсов, научного обоснования водосберегающих технологий, исключения нецелевого использования питьевой воды.
Существенным моментом для создания предпосылок рационального использования и охраны водных ресурсов, недопущения загрязнения водных объектов является формирование у населения общей санитарно-гигиенической и экологической культуры путем углубления экологического образования.
5.7. Улучшение экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов
Направление включает комплекс мероприятий, закладывающих основу обеспечения сбалансированности процессов использования, восстановления и охраны водных ресурсов.
Существующее состояние окружающей среды и ожидаемый экономический рост отраслей экономики без принятия и внедрения соответствующих превентивных мероприятий по охране и восстановлению водных ресурсов приведут к ухудшению экологического состояния водных объектов.
В республике происходит формирование системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, действует ряд законодательных и нормативно-методических документов, направленных на улучшение охраны окружающей среды и такой ее важнейшей составляющей, как водные объекты, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы. Ужесточены требования и контроль за экономически опасной деятельностью, укрепляется международное сотрудничество по вопросам экологии.
В период 2002-2004 годы сократился удельный вес, не работающих водопроводных сетей с 13,2 % до 11,1 % и не отвечающих санитарным требованиям с 23,4 % до 17,7 %. Вследствие неудовлетворительного санитарно-технического состояния сооружений водоснабжения, за этот период было зарегистрировано 9 вспышек острых кишечных инфекций, связанных с водным фактором.
В 2005 году вспышек острых кишечных инфекций не было зарегистрировано. Удельный вес проб питьевой водопроводной воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям снизился с 3,9 % в 2001 году до 2,0 % в 2004 году, за 2005 год этот показатель составил 1,6 %.
Согласно действующему Водному кодексу для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предоставляются защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты и водохозяйственные сооружения, качество воды в которых соответствует установленным государственным стандартам и гигиеническим нормативам.
Безопасность поверхностных и подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основными мерами по улучшению экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов являются:
1) установление водоохранных зон, полос и зон санитарной охраны источников и сооружений питьевого водоснабжения;
2) реконструкция существующих и создание новых лесонасаждений в санитарно-защитной водоохранной зоне водохранилищ, используемых для питьевых нужд.
Кроме этого необходимо провести следующие мероприятия:
1) разработку и реализацию экономических инструментов, стимулирующих рациональное потребление питьевой воды;
2) установить и поддержать сети научно-исследовательских институтов для проведения фундаментальных и прикладных исследований в сфере водной экологии;
3) вести контроль за качеством питьевого водоснабжения, внедрить водосберегающий режим использования питьевых вод;
4) контролировать расходование воды во всех населенных пунктах;
5) модернизировать и улучшить лабораторный контроль санитарно-эпидемиологической службы за безопасностью питьевой воды.
5.8. Широкое освещение в средствах массовой информации проблемы рационального использования питьевой воды
Проблема получения чистой питьевой воды, рационального ее использования является не только государственной, но и общечеловеческой, поскольку затрагивает жизненные интересы всех слоев населения. Во многом причиной неэффективности мероприятий, связанных с решением данной проблемы, является плохая координация и недостаточное взаимодействие между государственными органами, занятыми ее решением, и широкой общественностью.
Вопросы водообеспечения населения должны решаться открыто с широким привлечением общественности. Информация о качестве воды, как в природных водных объектах, так и системах водоснабжения, стоимости ее очистки и доставки должна быть доступна каждому гражданину, что будет способствовать пониманию проблемы рационального использования питьевой воды.
Активное информационное сопровождение по вопросам экологического, санитарно-гигиенического образования и просвещения, бережного использования водных ресурсов у населения обеспечивают 59 печатных республиканских средств массовой информации и вещания по республиканским и региональным телеканалам.
Освещение данных вопросов ведется в информационных и аналитических программах "Новости", "Лучше быть здоровым", "Жеті күн", "Бетпе-бет", "Мезгіл", "Диалог", "Ауыл", "Апта", "Чистые родники", "Ел мен жер", "Актуальные интервью".
В рамках Программы предусмотрены, также меры по экологизации общества в республике, проводится работа по созданию информационной системы охраны окружающей среды и обеспечению доступа к экологической информации широкого круга граждан. Для этих целей выпускаются периодические издания экологического содержания журнал "Гидрометриология и экология", газеты "Экологический курьер", "Атамекен" и Акмолинская областная газета "Экологический вестник". Работает веб-сайт центрального уполномоченного органа по охране окружающей среды.
В целом, материалы республиканской и региональной прессы направлены на освещение проблем обеспечения качества и доступности населению питьевой воды для улучшения здоровья населения республики.
Для дальнейшего информирования и просвещения населения по этим проблемам, формирования экологической и санитарно-гигиенической культуры у населения Программой предусматривается:
1) обеспечение выпуска брошюр, буклетов, создание постоянного цикла радио и телепередач, освещение в средствах массовой информации вопросов экологического, санитарно-гигиенического образования и просвещения, бережного использования водных ресурсов, особенно питьевой воды;
2) вовлечение неправительственных организаций и представителей общественности в работу по информированию и просвещению населения по рациональному использованию питьевой воды.
Эти мероприятия включают в себя создание видеороликов о Программе "Питьевая вода" с целью повышения уровня осведомленности о Программе среди всех слоев населения республики и веб-сайта по Программе "Питьевая вода", а также определение политики рационального использования питьевой воды.
Граждане Казахстана могут влиять на процессы управления в сфере организации водопотребления и охраны водных ресурсов путем участия в семинарах, референдумах, "Круглых столах" и других мероприятиях, где обсуждаются вопросы или решения, относящиеся к данной проблеме.
5.9. Совершенствование управления и координации водообеспечивающей деятельности и подготовка квалифицированных кадров в водохозяйственной отрасли экономики
Направление предусматривает взаимоувязанный комплекс мер, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области обеспечения населения питьевой водой.
Контроль и планирование управления процессом водообеспечения населения осуществляет государство.
Основными мерами по реализации государственной политики в области обеспечения населения питьевой водой являются:
1) реализация региональных программ в рамках Государственной программы развития сельских территорий и отраслевой программы "Питьевая вода";
2) разработка и утверждение Генеральной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан;
3) разработка и утверждение схем комплексного использования и охраны вод по бассейнам рек Республики Казахстан;
4) подготовка квалифицированных кадров водохозяйственной отрасли экономики.
Эти мероприятия требуют проведения следующих работ:
1) совершенствования системы управления инфраструктурой водоснабжения, предусматривающей четкое разделение собственности на средства производства в системе питьевого водоснабжения между Правительством, местными исполнительными органами и негосударственными объединениями водопользователей;
2) создания экономического механизма водопользования на основе совершенствования системы платного водопользования и государственного субсидирования водопользования;
3) поддержки становления организаций на первоначальном этапе, в том числе и негосударственных, занятых обеспечением населения питьевой водой, улучшением ее качества;
4) привлечения дополнительных средств из всех источников финансирования, включая внешние займы и гранты на льготных условиях;
5) разработки и внедрения системы мониторинга, как водных объектов, так и систем водоснабжения.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сноска. Раздел в редакции постановления Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
На 1 этапе (2002-2005 годы) реализации Программы из всех источников фактически освоено средств в сумме - 46,21 млрд. тенге.
Объем финансовых средств на реализацию мероприятий Программы 2 этапа (2006-2010 гг.) определен в размере 253,937 млрд. тенге.
В таблице 3 приведено предварительное распределение финансовых средств по годам и источникам, которое будет уточняться при формировании инвестиционных проектов республиканского и местного бюджетов на соответствующий год.
На реализацию мероприятий Программы, кроме средств республиканского и местных бюджетов, внешних займов и грантов, будут привлечены различные внебюджетные источники, включая средства организаций, эксплуатирующих водопроводы и средства хозяйствующих субъектов.
Таблица 3
Объем финансовых средств на реализацию
мероприятий Программы
млн. тенге
Источники
|
Итого |
По этапам |
||||||
I этап
|
II этап |
II этап
|
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||
Общий объем,
|
300150 |
46213 |
15300 |
41064,3 |
62664 |
63667 |
71242 |
253937 |
Республи-
|
168775 |
28341 |
12211 |
18218 |
23640 |
41915 * |
44450 * |
140434 |
Местный
|
81597 |
15086 |
2089 |
14121,8 |
15299,3 |
16640,1* |
18360,4* |
66510,6 |
Средства
|
49778 |
2786 |
1000 |
8724,5 |
23724,5 |
5111,5* |
8431,5* |
46992 |
Примечание*: на 2008-2010 годы объемы финансирования будут уточняться при формировании бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Сноска. Раздел в редакции постановления Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
На период до 2005 года Программой предусматривалось остановить дальнейшее ухудшение состояния водоснабжения, качества воды, источников питьевого водоснабжения, обеспечить доступность воды и начать планомерную работу по развитию отрасли с целью сохранения и улучшения здоровья населения.
Дальнейшая реализация Программы повысит доступ населения к качественной питьевой воде, что благоприятно скажется на здоровье населения страны, а также будут созданы благоприятные условия для развития отраслевых баз, новых технологических производств по выпуску оборудования, приборов и комплектующих для водоснабжения в республике.
Мероприятиями Программы в целом будет охвачены все сельские населенные пункты, которые получат дальнейшее развитие с реализацией Государственной программы развития сельских территорий с численностью населения около 6,4 млн. человек и городского населения численностью более 8,5 млн. человек.
Реализация основных направлений Программы позволит достичь следующих показателей:
устойчивое обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества;
строительство и реконструкция систем и сооружений для полного охвата 7231 сельского населенного пункта, 174 поселка и 86 городов и малых городов, где требуется улучшение питьевого водоснабжения;
увеличение доступа населения к качественной питьевой воде, что повысит уровень водообеспеченности в целом до 80 %;
увеличение численности населения, использующего воду централизованных источников водоснабжения, в целом по стране на 20-25 %, а по отдельным регионам на 40 % и более;
повышение надежности водоисточников и систем водоснабжения путем обеспечения полного соблюдения требований санитарных правил и норм стандарта качества питьевой воды;
максимальное использование местных подземных вод питьевого качества и отход от организации подвоза питьевой воды;
исключение децентрализованного использования для питьевых целей воды поверхностных источников, состояние которых в основном характеризуется как химическим, так и бактериальным загрязнением;
снижение заболеваемости населения, связанной с водным фактором передачи по группе острых кишечных инфекций, по вирусному гепатиту А на 80-90 %, что обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
создание дополнительных рабочих мест;
предотвращение негативного экологического воздействия на источники водоснабжения;
создание оперативных систем мониторинга за качеством питьевой воды по отдельным регионам и бассейнам рек;
снижение стоимости одного кубометра подаваемой воды путем внедрения новых технологий и материалов в строительстве, системах очистки и подготовки питьевой воды, а также замены в ряде случаев источников водоснабжения на альтернативные источники.
Позитивные изменения в обеспечении населения питьевой водой создадут удовлетворительные социально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия жизни и, в конечном итоге, положительно скажутся на физическом и духовном здоровье населения страны.
Приложение 1 к
отраслевой программе
"Питьевые воды" на
2002-2010 годы
<*>
Основные показатели мероприятий по
обеспечению сельского населения питьевой водой
Сноска. Приложение 1 исключено постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
Приложение 2 к
отраслевой программе
"Питьевые воды" на
2002-2010 годы
<*>
Основные показатели мероприятий по
обеспечению городского населения питьевой водой
Сноска. Приложение 2 исключено постановлением Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
8. ПЛАН
мероприятий по реализации отраслевой программы
"Питьевая вода" на 2002-2010 годы
Сноска. Раздел 8 в редакции постановления Правительства РК от 16 октября 2007 г. N 956 .
N
|
Меро-
|
Форма
|
Ответ-
|
Срок
|
Предполагаемые
|
При-
|
||
Респу-
|
Мест-
|
Хо-
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 этап 2002-2005 годы |
|||||||
|
1. Восстановление и усовершенствование существующих систем
|
|||||||
1 |
Рекон-
|
Инфор-
|
Акимы
|
Еже-
|
|
|
|
|
2 |
Расши-
|
Инфор-
|
Аки-
|
Еже-
|
|
|
|
|
3 |
Рекон-
|
Инфор-
|
МСХ,
|
Еже-
|
|
|
|
|
|
2. Освоение новых и развитие альтернативных источников
|
|||||||
1 |
Сегмен-
|
Разра-
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
2 |
Строи-
|
Ввод в
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
3 |
Внедре-
|
Инфор-
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
4 |
Уточне-
|
Инфор-
|
МЭМР,
|
2002-
|
|
|
|
|
5 |
Освоение
|
Ввод в
|
МСХ,
|
Еже-
|
|
|
|
|
|
3. Улучшение качества потребляемой воды |
|||||||
1 |
Внедрение
|
Ввод в
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
2 |
Очистка
|
Ввод в
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
3 |
Приме-
|
Внедре-
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
4 |
Реанима-
|
Инфор-
|
МЭМР,
|
2002-
|
|
|
|
|
|
4. Рациональное использование питьевой воды |
|||||||
1 |
Контроль
|
Инфор-
|
МСХ,
|
Пос-
|
|
|
|
|
2 |
Контроль
|
Инфор-
|
МСХ,
|
Пос-
|
|
|
|
|
3 |
Оптими-
|
Проект
|
МЭМР |
2003
|
|
|
|
|
4 |
Разра-
|
Проект
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
|
5. Улучшение экологического и санитарно-гигиенического
|
|||||||
1 |
Осущес-
|
Созда-
|
МЭМР,
|
Пос-
|
|
|
|
|
2 |
Устрой-
|
Инфор-
|
Акимы
|
Еже-
|
|
|
|
|
3 |
Рекон-
|
Созда-
|
Акимы
|
Пос-
|
|
|
|
|
4 |
Разра-
|
Проект
|
МЭМР |
2002
|
|
|
|
|
5 |
Прове-
|
Инфор-
|
МСХ,
|
Пос-
|
|
|
|
|
|
6. Создание информационной среды, способствующей пониманию
|
|||||||
1 |
Обеспе-
|
Инфор-
|
МСХ,
|
Еже-
|
|
|
|
|
2 |
Вовлече-
|
Инфор-
|
МСХ,
|
Еже-
|
|
|
|
|
|
7. Совершенствование управления водообеспечивающей
|
|||||||
1 |
Разработ-
|
Проект
|
МСХ,
|
Еже-
|
|
|
|
|
2 |
Разработ-
|
Разра-
|
Акимы
|
2002
|
|
|
|
|
3 |
Разработ-
|
Приказ
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
4 |
Разработ-
|
Приказ
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
5 |
Проведе-
|
Акты
|
Акимы
|
2003-
|
|
|
|
|
6 |
Разработ-
|
Норма-
|
МСХ,
|
2002-
|
|
|
|
|
|
Всего за 1 этап
|
|
28341 |
15086 |
2786 |
|
||
|
2 этап 2006-2010 годы |
|||||||
|
1. Дальнейшее восстановление и усовершенствование существующих
|
|||||||
1 |
Рекон-
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2006 год |
РБ,
|
||
3122 |
800 |
379 |
||||||
2007 год |
||||||||
9495 |
6163 |
270 |
||||||
2008 год |
||||||||
9848 |
7117* |
224* |
||||||
2009 год |
||||||||
8370* |
6393* |
270* |
||||||
2010 год |
||||||||
9818* |
8110* |
200* |
||||||
Всего |
|
|
|
37531 |
27783 |
964 |
||
2 |
Расшире-
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2006 год |
РБ,
|
||
2300 |
570 |
350 |
||||||
2007 год |
||||||||
2398 |
2295 |
3073 |
||||||
2008 год |
||||||||
2392 |
2007* |
17987* |
||||||
2009 год |
||||||||
9465* |
2309* |
1536* |
||||||
2010 год |
||||||||
8870* |
2675* |
716* |
||||||
Всего |
|
|
|
23125 |
9286 |
23312 |
||
3 |
Рекон-
|
Инфор-
|
МСХ |
10
|
2006 год |
РБ |
||
2700 |
|
|
||||||
2007 год |
||||||||
2731 |
|
|
||||||
2008 год |
||||||||
4069 |
|
|
||||||
2009 год |
||||||||
9230* |
|
|
||||||
2010 год |
||||||||
8251* |
|
|
||||||
Всего |
|
|
|
24281 |
|
|
||
|
2. Продолжить строительство новых систем водоснабжения
|
|||||||
1 |
Строи-
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2006 год |
РБ,
|
||
1770 |
656 |
250 |
||||||
2007 год |
||||||||
846 |
4884 |
4040 |
||||||
2008 год |
||||||||
3919 |
4996* |
4000* |
||||||
2009 год |
||||||||
6500* |
6350* |
500* |
||||||
2010 год |
||||||||
7880* |
6062* |
4000* |
||||||
Всего |
|
|
|
19145 |
22292 |
12540 |
||
2 |
Строи-
|
Инфор-
|
МСХ |
10 фев-
|
2006 год |
РБ |
||
2089 |
|
|
||||||
2007 год |
||||||||
2586 |
|
|
||||||
2008 год |
||||||||
3068 |
|
|
||||||
2009 год |
||||||||
7500* |
|
|
||||||
2010 год |
||||||||
8661* |
|
|
||||||
|
|
|
|
21815 |
|
|
||
3 |
Строи-
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2006 год |
МБ,
|
||
230 |
45 |
18 |
||||||
2007 год |
||||||||
|
126 |
7 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
587 |
6* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
756* |
6* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
850* |
7* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
2319 |
26 |
||
4 |
Строи-
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2006 год |
МБ,
|
||
|
18 |
3 |
||||||
2007 год |
||||||||
|
208 |
8 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
171* |
10* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
318* |
10* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
130* |
12* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
827 |
40 |
||
|
3. Разделение систем питьевого водоснабжения
|
|||||||
1 |
Разделе-
|
Инфор-
|
МСХ
|
10 фе-
|
2007 год |
СХ |
||
|
|
2 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
|
3* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
|
3* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
|
8 |
||
|
4. Создание организаций по эксплуатации систем питьевого
|
|||||||
1 |
Создание
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2007 год |
МБ,
|
||
|
186 |
420 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
177* |
500* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
212* |
1700* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
238* |
1800* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
813 |
4420 |
||
|
5. Освоение новых и развитие альтернативных источников
|
|||||||
1 |
Сегмен-
|
Инфор-
|
МСХ
|
10 фе-
|
2007 год |
РБ |
||
|
|
|
||||||
2008 год |
||||||||
|
|
|
||||||
2009 год |
||||||||
850* |
|
|
||||||
2010 год |
||||||||
970* |
|
|
||||||
Всего |
|
|
|
1820 |
|
|
||
2 |
Освоение
|
Инфор-
|
Акиматы
|
20
|
2007 год |
МБ |
||
|
194 |
|
||||||
2008 год |
||||||||
|
175* |
|
||||||
2009 год |
||||||||
|
233* |
|
||||||
2010 год |
||||||||
|
230* |
|
||||||
Всего |
|
|
|
|
832 |
|
||
|
6. Улучшение качества потребляемой питьевой воды
|
|||||||
1 |
Внедрение
|
Инфор-
|
МИТ
|
20
|
2007 год |
МБ |
||
|
5 |
|
||||||
2008 год |
||||||||
|
5* |
|
||||||
2009 год |
||||||||
|
6* |
|
||||||
2010 год |
||||||||
|
7* |
|
||||||
Всего |
|
|
|
|
23 |
|
||
2 |
Внедрение
|
Инфор-
|
Акиматы
|
|
2007 год |
СХ |
||
|
|
899 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
|
989* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
|
1081* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
|
1691* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
|
4660 |
||
|
7. Улучшение экологического и санитарно-гигиенического
|
|||||||
1 |
Установ-
|
Инфор-
|
Акимы
|
|
2007 год |
МБ,
|
||
|
42,1 |
1,5 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
48* |
1,5* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
48* |
1,5* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
43* |
1,5* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
181,1 |
6 |
||
2 |
Рекон-
|
Инфор-
|
Акимы
|
20
|
2007 год |
МБ,
|
||
|
9 |
1,5 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
9,6* |
1,5* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
10,2* |
1,5* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
8,3* |
1,5* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
37,1 |
6 |
||
|
8. Широкое освещение в средствах массовой информации проблемы
|
|||||||
1 |
Обеспе-
|
Инфор-
|
МКИ
|
20
|
2007 год |
МБ |
||
|
0,7 |
|
||||||
2008 год |
||||||||
|
0,7* |
|
||||||
2009 год |
||||||||
|
0,9* |
|
||||||
2010 год |
||||||||
|
1,1* |
|
||||||
Всего |
|
|
|
|
3,4 |
|
||
2 |
Вовлече-
|
Инфор-
|
МСХ
|
10 фе-
|
Не требуются |
|
||
|
9. Совершенствование управления и координации
|
|||||||
1 |
Реализа-
|
Инфор-
|
Акимы
|
20
|
Не требуются |
|
||
2 |
Разработ-
|
Поста-
|
МСХ
|
IV
|
2007 год |
РБ |
||
|
|
|
||||||
2008 год |
||||||||
54 |
|
|
||||||
2009 год |
||||||||
|
|
|
||||||
2010 год |
||||||||
|
|
|
||||||
Всего |
|
|
|
54 |
|
|
||
3 |
Разработ-
|
Приказ
|
МСХ |
IV
|
2007 год |
РБ |
||
162 |
|
|
||||||
2008 год |
||||||||
290 |
|
|
||||||
2009 год |
||||||||
|
|
|
||||||
2010 год |
||||||||
|
|
|
||||||
Всего |
|
|
|
452 |
|
|
||
4 |
Подготов-
|
Инфор-
|
МОН
|
IV
|
2007 год |
МБ,
|
||
|
9 |
2,5 |
||||||
2008 год |
||||||||
|
6* |
2,5* |
||||||
2009 год |
||||||||
|
4* |
2,5* |
||||||
2010 год |
||||||||
|
6* |
2,5* |
||||||
Всего |
|
|
|
|
25 |
10 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2006 год |
|
||
|
|
|
|
|
12211 |
2089 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
2007 год |
|
||
|
|
|
|
|
18218 |
14121,8 |
8724,5 |
|
|
|
|
|
|
2008 год |
|
||
|
|
|
|
|
23640 |
15299,3 |
23724,5 |
|
|
|
|
|
|
2009 год |
|
||
|
|
|
|
|
41915 |
16640,1* |
5111,5* |
|
|
|
|
|
|
2010 год |
|
||
|
|
|
|
|
44450 |
18360,4* |
8431,5* |
|
|
Итого |
|
|
|
128223 |
64421,6 |
45992 |
|
Примечание:
расшифровка аббревиатур
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики
Казахстан
РБ - республиканский бюджет
МБ - местные бюджеты
СХ - средства хозcубъектов
ПДК - предельно допустимая концентрация