1. Утвердить прилагаемые:
Правила резервирования земель под особо охраняемые природные территории;
Правила ведения государственного учета и государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2001 г. N 973
Правила
резервирования земель под особо охраняемые
природные территории
1. Резервирование земель под особо охраняемые природные территории осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года Z970162_ "Об особо охраняемых природных территориях".
2. Основанием для резервирования земель под особо охраняемые природные территории являются утвержденные в установленном порядке программы развития и размещения особо охраняемых природных территорий.
3. Резервирование земель под особо охраняемые природные территории осуществляется на основании постановления акимата области (города республиканского значения, столицы).
4. Для выработки предложений по резервированию земель под особо охраняемые природные территории акимат в установленном порядке образует специальную комиссию в составе представителей уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий, областного (городского) и районного акиматов, территориального органа по управлению земельными ресурсами, областного территориального (городского) органа охраны окружающей среды, областного территориального органа лесного, охотничьего и рыбного хозяйства и других заинтересованных организаций.
5. Земельные участки, предназначенные для резервирования под особо охраняемые природные территории обследуются в натуре специальной комиссией с участием представителей заинтересованных собственников и землепользователей.
6. Результаты полевого обследования земель, резервируемых под особо охраняемые природные территории, оформляются актом с приложением плана (схемы) обследования, которые подписываются членами специальной комиссии и представителями заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей.
В этих документах отражаются все сведения о местонахождении земель, резервируемых под особо охраняемые природные территории, их площади, качественном состоянии земель, режимах охраны и использования этих территорий, наличии на них зданий и сооружений и их стоимости.
7. По предложению специальной комиссии, принятому большинством голосов от общего числа членов этой комиссии, и в соответствии с программами развития и размещения особо охраняемых природных территорий акимат области (города республиканского значения, столицы) издает постановление о резервировании земель под особо охраняемые природные территории.
8. При резервировании земель под особо охраняемые природные территории в установленном законодательством порядке предусматриваются ограничения в их использовании, обеспечивающие сохранение объектов государственного природно-заповедного фонда.
9. Резервирование земель под особо охраняемые природные территории производится без изъятия земель у землепользователей и собственников земельных участков.
До передачи в состав земель особо охраняемых природных территорий в установленном порядке зарезервированные земли используются прежними государственными или негосударственными землепользователями и собственниками земельных участков в соответствии с законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях Z970162_ .
10. Из состава земель, зарезервированных под особо охраняемые природные территории, не допускается передача земельных участков в частную собственность.
11. Земли, зарезервированные под особо охраняемые природные территории, обозначаются на местности специальными знаками.
12. Предоставление права землепользования на зарезервированные земельные участки при передаче их в состав земель особо охраняемых природных территорий производится в установленном порядке постановлениями Правительства Республики Казахстан или акимата области (города республиканского значения, столицы) в зависимости от категории организуемых особо охраняемых природных территорий (республиканского или местного значения).
13. Возмещение убытков, причиненных собственнику или пользователю земельных участков в связи с изъятием земельного участка при организации особо охраняемых природных территорий, производится в соответствии с действующим законодательством.
14. Землеустроительные работы по резервированию земель под особо охраняемые природные территории проводятся за счет средств республиканского и местных бюджетов, в зависимости от категории этих особо охраняемых природных территорий.
15. Установление границ земель, зарезервированных под особо охраняемые природные территории, на местности осуществляется территориальным органом по управлению земельными ресурсами с участием заинтересованных государственных органов.
16. Собственники земельных участков или пользователи земель, зарезервированных под особо охраняемые природные территории, обязаны обеспечить право ограниченного целевого использования этих участков.
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2001 года N 973
Правила
ведения государственного учета и государственного кадастра
особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан
1. Общие положения
1. В соответствии со статьей 71 Закона Республики Казахстан Z970162_ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный учет особо охраняемых природных территорий (далее - государственный учет) включает в себя сбор сведений о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, зонировании, режимах охраны и использовании этих территорий, качественных и количественных изменениях на них объектов государственного природно-заповедного фонда.
2. Государственному учету подлежат особо охраняемые природные территории, созданные в установленном порядке.
Государственный учет проводят природоохранные учреждения и уполномоченные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, по единым формам учетной документации и методическим указаниям по их заполнению.
3. Государственный учет осуществляется одновременно по всем видам особо охраняемых природных территорий и с периодичностью один раз в пять лет, начиная с 2003 года, по состоянию на 1 января текущего года.
4. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (далее - государственный кадастр) является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об этих территориях и является составной частью государственных кадастров природных ресурсов.
5. Государственный кадастр ведется с целью обеспечения государственных органов, заинтересованных юридических и физических лиц информацией для оценки и прогнозирования состояния особо охраняемых природных территорий, разработки программы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий и осуществления государственного контроля и разрешения споров в области особо охраняемых природных территорий.
6. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется по единым правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
2. Учетная документация по ведению
государственного учета
7. Перечень учетной документации, ее формы и методические указания по их заполнению разрабатывает центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
Учетная документация подлежит к утверждению в установленном порядке.
8. По результатам государственного учета по каждой особо охраняемой природной территории вносятся изменения в паспорт установленного образца, с учетом произошедших изменений.
9. Учетная документация и паспорта особо охраняемых природных территорий являются составной частью государственного кадастра.
3. Утверждение учетной документации и
перерегистрация паспортов особо охраняемых
природных территорий
10. Уполномоченные органы в области особо охраняемых природных территорий организуют государственный учет и представляют данные государственного учета центральному исполнительному органу в области охраны окружающей среды.
11. Учетная документация по особо охраняемым природным территориям рассматривается центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды в течение месяца со дня ее поступления.
Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды может отправить учетную документацию на доработку или назначить проверку полноты и достоверности сведений, изложенных в учетной документации. В указанных случаях сроки рассмотрения и утверждения учетной документации продлеваются до трех месяцев.
12. После утверждения учетной документации центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды в десятидневный срок осуществляет перерегистрацию паспортов по каждой особо охраняемой территории и выдает их уполномоченным органам, в ведении которых находятся эти территории.
13. Один экземпляр утвержденной учетной документации и зарегистрированного паспорта по каждой особо охраняемой природной территории хранится постоянно в центральном исполнительном органе в области охраны окружающей среды.
4. Внесение предложений по результатам
государственного учета
14. По результатам государственного учета центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды подготавливает предложения, включающие:
изменения статуса или категорий особо охраняемых природных территорий либо их упразднение по причине утраты особой экологической, научной, культурной и иной ценности;
изменения и дополнения в перечни особо охраняемых природных территорий местного, республиканского и международного значения;
увеличение или уменьшение площади особо охраняемой природной территории;
изменения правового режима охраны и установления охранных зон особо охраняемой природной территории;
проведение на особо охраняемой природной территории защитных мероприятий, мероприятий по восстановлению государственного природно-заповедного фонда и по дальнейшему использованию этой территории в установленных целях.
15. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды вносит предложения по результатам государственного учета в Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы и областные (города республиканского значения) акиматы в соответствии с их компетенцией.
5. Государственный орган, организующий
ведение государственного кадастра
16. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
17. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды:
разрабатывает и утверждает по согласованию с исполнительными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, а также по согласованию с центральным исполнительным органом по управлению земельными ресурсами единые инструкции и методики по ведению государственного кадастра;
реализует и обеспечивает на республиканском уровне обновление и сохранность информации по особо охраняемым природным территориям, право доступа к ней;
дает обязательные для исполнения предписания центральным исполнительным органам и областным (городским) акиматам о проведении работ для ведения государственного кадастра, согласовывает и организует их в пределах своей компетенции;
обеспечивает внедрение автоматизированных методов получения, обработки и хранения данных государственного кадастра и их совмещение со сведениями государственных кадастров природных ресурсов;
организует издание государственного кадастра;
осуществляет контроль и несет ответственность за полноту и достоверность сведений государственного кадастра.
6. Кадастровая документация
18. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий состоит из базовых документов, которыми являются:
учетная документация и паспорта особо охраняемых территорий;
кадастровое дело по каждой особо охраняемой природной территории;
областные и республиканская государственные кадастровые книги особо охраняемых природных территорий;
областные и республиканская кадастровые карты особо охраняемых природных территорий.
19. В кадастровое дело по каждой особо охраняемой природной территории включаются:
решения Правительства Республики Казахстан или областных (города республиканского значения) акиматов о создании особо охраняемой природной территории, размеры, границы и режимы использования охранных зон;
естественно-научное и технико-экономическое обоснования создания особо охраняемой природной территории;
положительное заключение государственной экологической экспертизы на естественно-научное и технико-экономическое обоснования создания особо охраняемой природной территории;
индивидуальное положение об особо охраняемой природной территории и план (чертеж) ее границ, заверенный органами по управлению земельными ресурсами;
справки уполномоченных государственных органов об отражении особо охраняемой природной территории в государственных кадастрах природных ресурсов (земельном, водном, лесном, животного мира, месторождений и проявлений полезных ископаемых);
полные перечни объектов государственного природно-заповедного фонда, выявленных на особо охраняемой природной территории.
20. Областные и республиканская государственные кадастровые книги являются документами, в которых указываются все созданные в соответствии с установленным законом порядке особо охраняемые природные территории по их видам в каждой области и республике.
При записи особо охраняемой природной территории в кадастровые книги ей в установленном порядке присваивается индивидуальный и неповторяющийся кадастровый номер, сохраняющийся, пока эта территория существует. Этим же номером идентифицируется и кадастровое дело, заводимое на эту территорию.
21. Областные и республиканская карты особо охраняемых природных территорий создаются и ведутся в целях наглядного отображения места расположения, размеров и границ этих территорий и их охранных зон.
22. Структура, содержание, формы кадастровой документации по видам особо охраняемых природных территорий, указания по ее ведении отражаются в единых инструкциях и методиках по ведению государственного кадастра.
7. Условия ведения государственного кадастра
23. Ведение государственного кадастра включает:
подготовительные работы;
сбор и обработку исходных данных;
создание геоинформационных систем.
Методики выполнения указанных работ для ведения государственного кадастра утверждает центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды по согласованию с уполномоченными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, и центральным исполнительным органом по управлению земельными ресурсами.
24. Государственный кадастр ведется на бумажных носителях и может вестись с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации.
При автоматизированном ведении государственного кадастра картографическая основа формируется в виде электронной карты с применением геоинформационных технологий с изготовлением копий на бумажных носителях.
Автоматизированные информационные системы государственного кадастра создаются на базе специализированного программно-технического комплекса, порядок формирования которого определяет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
25. Уполномоченные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, обязаны:
проводить работы для ведения государственного кадастра в соответствии с предписаниями и по согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды;
представлять центральному исполнительному органу в области охраны окружающей среды сведения о произошедших изменениях по особо охраняемым природным территориям, подлежащих внесению в кадастровую документацию.
26. Особо охраняемая природная территория считается окончательно сформированной, если она имеет установленные в натуре границы и на нее заведено кадастровое дело.
8. Информация о результатах государственного
учета и государственного кадастра
27. По результатам государственного учета центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды составляет информационный обзор.
28. Информационный обзор подлежит обязательной рассылке организациям по их перечню, утвержденному центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
29. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды издает государственный кадастр с периодичностью один раз в десять лет в виде отдельной иллюстрированной книги с идентичными текстами на государственном и русском языках.
В издаваемом государственном кадастре приводятся по каждой особо охраняемой природной территории сведения:
наименование и значение особо охраняемой природной территории, год создания, кадастровый номер, наименование и адрес природоохранного учреждения или органа, в ведении которого находится эта территория;
местонахождение с картой-схемой, описание границ и площадь особо охраняемой природной территории, выделенные на ней зоны и режимы их охраны;
расположение охранной зоны особо охраняемой природной территории и режимы ее использования;
перечни находящихся на особо охраняемой природной территории объектов государственного природно-заповедного фонда с динамикой количественных показателей за прошедшее десятилетие по этим объектам республиканского и международного значения;
выполненные за прошедшее десятилетие основные мероприятия по охране и
воспроизводству государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемой природной территории; основные сведения об использовании за прошедшее десятилетие особо охраняемой природной территории в научных, культурно-просветительных, учебных, туристических и рекреационных, ограниченных хозяйственных целях; оценка и прогноз состояния особо охраняемой природной территории; рекомендуемые мероприятия по улучшению функционирования особо охраняемой природной территории; источники информации. Материалы государственного кадастра особо охраняемых природных территорий подлежат опубликованию. 9. Финансирование расходов на ведение государственного учета и государственного кадастра 30. Ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий республиканского значения финансируется из средств республиканского бюджета, а особо охраняемых природных территорий местного значения - из средств местных бюджетов. 31. Ведение государственного кадастра финансируется из средств республиканского бюджета. (Специалисты: Мартина Н.А., Пучкова О.Я.)