Об утверждении Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2001 года N 409

Действующий
      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан     


                                                       Утверждена 

постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2001 г. N 409


                               Программа

         подготовки и выпуска учебников, учебно-методических
         комплексов по специальным дисциплинам для организаций
         начального и среднего профессионального образования 
                         Республики Казахстан
     
                               Паспорт

Название Программы                      Программа подготовки и выпуска
                                        учебников, учебно-методических
                                        комплексов по специальным
                                        дисциплинам для организаций
                                        начального и среднего
                                        профессионального образования
                                        Республики Казахстан
     
Основание для разработки                Постановление Правительства
                                        Республики Казахстан от 15 мая
                                        2000 года N 721  

P000721_

  "О мерах  
                                        по дальнейшему развитию начального
                                        и среднего профессионального
                                        образования в Республике
                                        Казахстан"

Разработчик                             Министерство образования и науки
                                        Республики Казахстан

Цель                                    Определение единой политики
                                        создания и разработки учебников,
                                        учебно-методических комплексов
                                        по специальным дисциплинам для 
                                        системы начального и среднего
                                        профессионального образования

Срок реализации                         2002-2005 годы   

                             1. Введение
     


      Развитие содержания профессионального образования направлено на модернизацию всех нормативно-правовых актов, определяющих современный уровень подготовки специалистов: государственных общеобязательных стандартов, типовых учебных планов, учебных программ по предметам, учебников и учебных пособий.
      Введение новых государственных общеобязательных стандартов образования в колледжах, профессиональных школах и профессиональных лицеях составляет объективную основу для реализации Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования (далее - Программа).
      Данная Программа разработана согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" и является основным документом, определяющим стратегию и координацию деятельности органов управления, научно-исследовательских, педагогических и авторских коллективов, издательств по разработке, изданию и внедрению учебников и учебно-методических комплексов в учебно-воспитательном процессе организаций профессионального образования Республики Казахстан.

                2. Анализ современного состояния проблемы

      Программа направлена на обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами организаций начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан, включающих 278 государственных профессиональных школ и лицеев с контингентом 84,1 тысяч учащихся, 141 государственный колледж с контингентом 88,2 тысяч учащихся.
      Анализ состояния учебно-методической базы организаций начального и среднего профессионального образования показал:
      1) абсолютное отсутствие учебников по общетехническому и профессиональному циклу на государственном языке;
      2) преобладание в процессе обучения учебников изданий 1970-1980 годов;
      3) недостаточность учебников по специальностям, обеспечивающим развитие малого и среднего бизнеса, которые должны быть гибкими и мобильными по своему содержанию;
      4) Целевая программа подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов нового поколения для общеобразовательных школ,утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 1996 года N 1173 P961173_ , не включает обеспечение предметов общетехнических и специальных циклов, предусмотренных учебными планами и программами начального и среднего профессионального образования;
      5) отсутствие электронных учебников - современных информационных технологий обучения, обеспечивающих высокую активность субъектов образовательного процесса;
      6) не обеспечены учебниками, учебными пособиями и другими средствами обучения наиболее массовые и приоритетные профессии, востребованные на рынке труда;
      7) морально и физически устарело и требует обновления 50 процентов библиотечного фонда государственных учебных заведений;
      8) с 1987 года государственные учебные заведения профессионального образования из-за отсутствия средств не обеспечиваются учебниками и учебно-методическими комплексами.
      Таким образом, в условиях новой экономической политики, качественных изменений содержания профессионального образования, введения государственных общеобязательных стандартов образования в Республике Казахстан сложилась острая необходимость обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

                        3. Цель и задачи Программы

      Основной целью настоящей Программы является определение единой политики в области создания и разработки учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и обеспечения ими системы начального и среднего профессионального образования. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:
      1) создание учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и внедрение их в деятельность организации начального и среднего профессионального образования;
      2) выпуск и апробация экспериментальных учебников, учебно- методических комплексов;
      3) своевременное издание качественных учебников и учебно-методических комплексов, доставка их до организаций образования;
      4) создание отечественных электронных учебников.

           4. Основные направления и механизм реализации Программы

      Создание новых учебников и учебно-методических комплексов выполняется поэтапно.
      Первый этап - аналитическая работа, направленная на диагностическое изучение состояния учебно-методической базы.
      Второй этап - конструктивная работа, ориентированная на разработку учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
      Третий этап - издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и создание экспериментальных электронных учебников.
      Четвертый этап - апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников в организациях образования.
      Пятый этап - массово-издательская работа.
      Проведение диагностического этапа предполагает выполнение следующих работ:
      1) разработку регламентирующих документов по экспертизе учебников и учебно-методических комплексов;
      2) изучение научно-педагогических основ учебников и учебно-методических комплексов в системе начального и среднего профессионального образования;
      3) анализ имеющихся отечественных учебников и учебно-методических комплексов для профессиональных школ, лицеев, колледжей;
      4) анализ наличия и потребности в учебниках и учебно-методических комплексах по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального образования.
      Конструктивный этап включает:
      1) создание учебных программ для начальных и средних профессиональных организаций образования;
      2) разработку экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников для начальных и средних профессиональных организаций образования с обязательным проведением экспертизы специалистами отраслевых министерств и ведомств;
      3) разработку методики организации, проведения и анализа результатов апробации экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
      Особое внимание при создании учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников должно уделяться реализации педагогических принципов отбора содержания профессиональных образовательных программ, переосмыслению не только содержания, но и педагогических технологий, их конструирования на основе современных достижений электронной техники.

     Издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов 
включает:
     1) выпуск и распространение экспериментальных учебников и 
учебно-методических комплексов;
     2) определение порядка подготовки к изданию учебных программ, 
учебников и учебно-методических комплексов.
     Апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов 
и электронных учебников включает:
     1) апробацию, корректировку разработанных на конкурсной основе 
учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников;
     2) внедрение экспериментальных учебников и учебно-методических 
комплексов и электронных учебников в учебный процесс;
     3) поэтапную и промежуточную экспертизу. 
     Массово-издательская деятельность состоит из:
     1) отслеживания прохождения рукописей в издательствах, типографиях;
     2) издания учебников и учебно-методических комплексов. 

           5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
     


      По предварительным расчетам предстоит подготовка 850 наименований учебников и 2550 наименований учебно-методических комплексов, 311 наименований электронных учебников на сумму 735200 тысяч тенге.
      Финансирование Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Министерству образования и науки Республики Казахстан.
      Ежегодные объемы, необходимые для реализации данной Программы, определяются в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год по определенной бюджетной программе и составляют в 2002 году - 178640 тысяч тенге, 2003 году - 178640 тысяч тенге, 2004 году - 185520 тысяч тенге, 2005 году - 192400 тысяч тенге.

              6. Ожидаемый результат от реализации Программы

      Разработка и издание 220 наименований экспериментальных учебников в количестве 6600 экземпляров, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 19800 экземпляров - 2002 год.
      Разработка и издание 220 наименований экспериментальных учебников в количестве 6600 экземпляров, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 19800 экземпляров и экспертиза 220 наименований экспериментальных учебников и 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2003 год.
      Разработка и издание 210 наименований экспериментальных учебников в количестве 6300 экземпляров, 630 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18900 экземпляров и внедрение 220 наименований экспериментальных учебников, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2004 год.
      Разработка и издание 200 наименований экспериментальных учебников в количестве 6000 экземпляров, 600 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18000 экземпляров и совершенствование экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и внедрение качественных учебников, учебно-методических комплексов - 2005 год.

     Создание и внедрение 311 наименований электронных учебников - 
2004-2005 годы.
     Принятие и реализация данной Программы позволит обеспечить учебные 
заведения профессионального образования Республики Казахстан новыми 
отечественными учебниками, учебно-методическими комплексами и электронными 
учебниками.

                              7. План 
    мероприятий по реализации Программы подготовки и выпуска учебников,
       учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для
      организаций начального и среднего профессионального образования
                       Республики Казахстан
___________________________________________________________________________
 N !         Мероприятия          !Ответственные !   Форма   !   Срок
п/п!                              ! исполнители  !завершения !исполнения  
___________________________________________________________________________
 1  Создать рабочую группу по       Министерство    Приказ      2001
    реализации Программы            образования   Министерства
                                      и науки     образования
                                                    и науки
     
 2  Создать учебно-методический     Министерство    Приказ      2001
    совет по разработке и выпуску   образования   Министерства
    учебников, учебно-методических    и науки     образования
    комплексов и электронных                        и науки
    учебников по специальным 
    дисциплинам для организаций 
    начального и среднего 
    профессионального образования
     
 3  Обеспечить финансирование       Министерство  Бюджетная     2001-2005
    работ по разработке и выпуску     финансов    программа
    учебников, учебно-методических  Министерство
    комплексов и электронных        образования
    учебников                         и науки
     
 4  Провести конкурсы на разработку Министерство    Приказ      2001-2003 
    учебных программ, макетов       образования   Министерства
    учебников, учебно-методических  и науки       образования
    комплексов и электронных                        и науки
    учебников по специальным 
    дисциплинам для организаций 
    начального и среднего 
    профессионального образования 
    в установленном 
    законодательством порядке
 
 5  Провести семинары с авторскими  Министерство    Приказ      2001-2004 
    коллективами - разработчиками   образования   Министерства
    учебников, учебно-методических    и науки     образования
    комплексов и электронных                        и науки
    учебников по специальным 
    дисциплинам для организаций  
    начального и среднего 
    профессионального образования
     
 6  Разработать учебные программы,  Министерство    Приказ      2002-2005
    учебники, учебно-методические   образования   Министерства 
    комплексы и электронные           и науки     образования
    учебники по специальным                         и науки
    дисциплинам для организации 
    начального и среднего 
    профессионального образования
     
 7  Подготовить план издания        Министерство    Приказ      2002-2005
    пробных учебников, учебно-      образования   Министерства
    методических комплексов и         и науки     образования
    электронных учебников по                        и науки
    специальным дисциплинам для 
    организаций начального и 
    среднего профессионального 
    образования 
     
 8  Экспертиза, внедрение и         Министерство    Приказ      2003-2005
    совершенствование учебников,    образования   Министерства
    учебно-методических комплексов    и науки     образования
    и электронных учебников по                      и науки
    специальным дисциплинам для 
    организаций начального и
    среднего профессионального 
    образования 

 9  Перевести учебные программы,    Министерство    Приказ      2003-2005
    пробные учебники, учебно-       образования   Министерства
    методические комплексы и          и науки     образования
    электронные учебники на языки                   и науки
    обучения компактно проживающих 
    наиболее многочисленных 
    этнических групп
     
10  Подготовить план издания        Министерство    Приказ      2003-2005
    качественных учебников,         образования   Министерства
    учебно-методических комплексов    и науки     образования 
    и электронных учебников после                   и науки
    соответствующей корректировки 
    с учетом экспериментальных 
    результатов и их тиражирование
     
11  Провести работу по подготовке   Министерство    Приказ      2003-2005
    и переподготовке педагогических образования   Министерства  
    кадров для работы с новыми        и науки     образования
    учебниками, учебно-                             и науки
    методическими комплексами 
    и электронными учебниками 
     
12  Своевременно обеспечить         Министерство    Приказ      Постоянно
    учебные заведения новыми        образования   Министерства 
    учебниками, учебно-               и науки     образования
    методическими комплексами         Акимы         и науки 
    и электронными учебниками        областей,      Решения
    по специальным дисциплинам,      городов        акимов
    подготовленными в соответствии   Астаны и       областей,
    с утвержденной Программой        Алматы         городов
                                                  Астаны и Алматы
_________________________________________________________________________


     (Специалисты: Мартина Н.А.,
                   Цай Л.Г.)