1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2001 г. N 409
Программа
подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан Паспорт Название Программы Программа подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан Основание для разработки Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" Разработчик Министерство образования и науки Республики Казахстан Цель Определение единой политики создания и разработки учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для системы начального и среднего профессионального образования Срок реализации 2002-2005 годы 1. Введение
Развитие содержания профессионального образования направлено на модернизацию всех нормативно-правовых актов, определяющих современный уровень подготовки специалистов: государственных общеобязательных стандартов, типовых учебных планов, учебных программ по предметам, учебников и учебных пособий.
Введение новых государственных общеобязательных стандартов образования в колледжах, профессиональных школах и профессиональных лицеях составляет объективную основу для реализации Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования (далее - Программа).
Данная Программа разработана согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" и является основным документом, определяющим стратегию и координацию деятельности органов управления, научно-исследовательских, педагогических и авторских коллективов, издательств по разработке, изданию и внедрению учебников и учебно-методических комплексов в учебно-воспитательном процессе организаций профессионального образования Республики Казахстан.
2. Анализ современного состояния проблемы
Программа направлена на обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами организаций начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан, включающих 278 государственных профессиональных школ и лицеев с контингентом 84,1 тысяч учащихся, 141 государственный колледж с контингентом 88,2 тысяч учащихся.
Анализ состояния учебно-методической базы организаций начального и среднего профессионального образования показал:
1) абсолютное отсутствие учебников по общетехническому и профессиональному циклу на государственном языке;
2) преобладание в процессе обучения учебников изданий 1970-1980 годов;
3) недостаточность учебников по специальностям, обеспечивающим развитие малого и среднего бизнеса, которые должны быть гибкими и мобильными по своему содержанию;
4) Целевая программа подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов нового поколения для общеобразовательных школ,утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 1996 года N 1173 P961173_ , не включает обеспечение предметов общетехнических и специальных циклов, предусмотренных учебными планами и программами начального и среднего профессионального образования;
5) отсутствие электронных учебников - современных информационных технологий обучения, обеспечивающих высокую активность субъектов образовательного процесса;
6) не обеспечены учебниками, учебными пособиями и другими средствами обучения наиболее массовые и приоритетные профессии, востребованные на рынке труда;
7) морально и физически устарело и требует обновления 50 процентов библиотечного фонда государственных учебных заведений;
8) с 1987 года государственные учебные заведения профессионального образования из-за отсутствия средств не обеспечиваются учебниками и учебно-методическими комплексами.
Таким образом, в условиях новой экономической политики, качественных изменений содержания профессионального образования, введения государственных общеобязательных стандартов образования в Республике Казахстан сложилась острая необходимость обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
3. Цель и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является определение единой политики в области создания и разработки учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и обеспечения ими системы начального и среднего профессионального образования. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:
1) создание учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и внедрение их в деятельность организации начального и среднего профессионального образования;
2) выпуск и апробация экспериментальных учебников, учебно- методических комплексов;
3) своевременное издание качественных учебников и учебно-методических комплексов, доставка их до организаций образования;
4) создание отечественных электронных учебников.
4. Основные направления и механизм реализации Программы
Создание новых учебников и учебно-методических комплексов выполняется поэтапно.
Первый этап - аналитическая работа, направленная на диагностическое изучение состояния учебно-методической базы.
Второй этап - конструктивная работа, ориентированная на разработку учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
Третий этап - издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и создание экспериментальных электронных учебников.
Четвертый этап - апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников в организациях образования.
Пятый этап - массово-издательская работа.
Проведение диагностического этапа предполагает выполнение следующих работ:
1) разработку регламентирующих документов по экспертизе учебников и учебно-методических комплексов;
2) изучение научно-педагогических основ учебников и учебно-методических комплексов в системе начального и среднего профессионального образования;
3) анализ имеющихся отечественных учебников и учебно-методических комплексов для профессиональных школ, лицеев, колледжей;
4) анализ наличия и потребности в учебниках и учебно-методических комплексах по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального образования.
Конструктивный этап включает:
1) создание учебных программ для начальных и средних профессиональных организаций образования;
2) разработку экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников для начальных и средних профессиональных организаций образования с обязательным проведением экспертизы специалистами отраслевых министерств и ведомств;
3) разработку методики организации, проведения и анализа результатов апробации экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
Особое внимание при создании учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников должно уделяться реализации педагогических принципов отбора содержания профессиональных образовательных программ, переосмыслению не только содержания, но и педагогических технологий, их конструирования на основе современных достижений электронной техники.
Издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов включает: 1) выпуск и распространение экспериментальных учебников и учебно-методических комплексов; 2) определение порядка подготовки к изданию учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов. Апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников включает: 1) апробацию, корректировку разработанных на конкурсной основе учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников; 2) внедрение экспериментальных учебников и учебно-методических комплексов и электронных учебников в учебный процесс; 3) поэтапную и промежуточную экспертизу. Массово-издательская деятельность состоит из: 1) отслеживания прохождения рукописей в издательствах, типографиях; 2) издания учебников и учебно-методических комплексов. 5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
По предварительным расчетам предстоит подготовка 850 наименований учебников и 2550 наименований учебно-методических комплексов, 311 наименований электронных учебников на сумму 735200 тысяч тенге.
Финансирование Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Министерству образования и науки Республики Казахстан.
Ежегодные объемы, необходимые для реализации данной Программы, определяются в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год по определенной бюджетной программе и составляют в 2002 году - 178640 тысяч тенге, 2003 году - 178640 тысяч тенге, 2004 году - 185520 тысяч тенге, 2005 году - 192400 тысяч тенге.
6. Ожидаемый результат от реализации Программы
Разработка и издание 220 наименований экспериментальных учебников в количестве 6600 экземпляров, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 19800 экземпляров - 2002 год.
Разработка и издание 220 наименований экспериментальных учебников в количестве 6600 экземпляров, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 19800 экземпляров и экспертиза 220 наименований экспериментальных учебников и 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2003 год.
Разработка и издание 210 наименований экспериментальных учебников в количестве 6300 экземпляров, 630 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18900 экземпляров и внедрение 220 наименований экспериментальных учебников, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2004 год.
Разработка и издание 200 наименований экспериментальных учебников в количестве 6000 экземпляров, 600 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18000 экземпляров и совершенствование экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и внедрение качественных учебников, учебно-методических комплексов - 2005 год.
Создание и внедрение 311 наименований электронных учебников - 2004-2005 годы. Принятие и реализация данной Программы позволит обеспечить учебные заведения профессионального образования Республики Казахстан новыми отечественными учебниками, учебно-методическими комплексами и электронными учебниками. 7. План мероприятий по реализации Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан ___________________________________________________________________________ N ! Мероприятия !Ответственные ! Форма ! Срок п/п! ! исполнители !завершения !исполнения ___________________________________________________________________________ 1 Создать рабочую группу по Министерство Приказ 2001 реализации Программы образования Министерства и науки образования и науки 2 Создать учебно-методический Министерство Приказ 2001 совет по разработке и выпуску образования Министерства учебников, учебно-методических и науки образования комплексов и электронных и науки учебников по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования 3 Обеспечить финансирование Министерство Бюджетная 2001-2005 работ по разработке и выпуску финансов программа учебников, учебно-методических Министерство комплексов и электронных образования учебников и науки 4 Провести конкурсы на разработку Министерство Приказ 2001-2003 учебных программ, макетов образования Министерства учебников, учебно-методических и науки образования комплексов и электронных и науки учебников по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования в установленном законодательством порядке 5 Провести семинары с авторскими Министерство Приказ 2001-2004 коллективами - разработчиками образования Министерства учебников, учебно-методических и науки образования комплексов и электронных и науки учебников по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования 6 Разработать учебные программы, Министерство Приказ 2002-2005 учебники, учебно-методические образования Министерства комплексы и электронные и науки образования учебники по специальным и науки дисциплинам для организации начального и среднего профессионального образования 7 Подготовить план издания Министерство Приказ 2002-2005 пробных учебников, учебно- образования Министерства методических комплексов и и науки образования электронных учебников по и науки специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования 8 Экспертиза, внедрение и Министерство Приказ 2003-2005 совершенствование учебников, образования Министерства учебно-методических комплексов и науки образования и электронных учебников по и науки специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования 9 Перевести учебные программы, Министерство Приказ 2003-2005 пробные учебники, учебно- образования Министерства методические комплексы и и науки образования электронные учебники на языки и науки обучения компактно проживающих наиболее многочисленных этнических групп 10 Подготовить план издания Министерство Приказ 2003-2005 качественных учебников, образования Министерства учебно-методических комплексов и науки образования и электронных учебников после и науки соответствующей корректировки с учетом экспериментальных результатов и их тиражирование 11 Провести работу по подготовке Министерство Приказ 2003-2005 и переподготовке педагогических образования Министерства кадров для работы с новыми и науки образования учебниками, учебно- и науки методическими комплексами и электронными учебниками 12 Своевременно обеспечить Министерство Приказ Постоянно учебные заведения новыми образования Министерства учебниками, учебно- и науки образования методическими комплексами Акимы и науки и электронными учебниками областей, Решения по специальным дисциплинам, городов акимов подготовленными в соответствии Астаны и областей, с утвержденной Программой Алматы городов Астаны и Алматы _________________________________________________________________________ (Специалисты: Мартина Н.А., Цай Л.Г.)