В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 марта 2001 г. N 409
Программа
подготовки и выпуска учебников, учебно-методических
комплексов по специальным дисциплинам для организаций
начального и среднего профессионального образования
Республики Казахстан
Паспорт
Название Программы Программа подготовки и выпуска
учебников, учебно-методических
комплексов по специальным
дисциплинам для организаций
начального и среднего
профессионального образования
Республики Казахстан
Основание для разработки Постановление Правительства
Республики Казахстан от 15 мая
2000 года N 721
"О мерах
по дальнейшему развитию начального
и среднего профессионального
образования в Республике
Казахстан"
Разработчик Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Цель Определение единой политики
создания и разработки учебников,
учебно-методических комплексов
по специальным дисциплинам для
системы начального и среднего
профессионального образования
Срок реализации 2002-2005 годы
1. Введение
Развитие содержания профессионального образования направлено на модернизацию всех нормативно-правовых актов, определяющих современный уровень подготовки специалистов: государственных общеобязательных стандартов, типовых учебных планов, учебных программ по предметам, учебников и учебных пособий.
Введение новых государственных общеобязательных стандартов образования в колледжах, профессиональных школах и профессиональных лицеях составляет объективную основу для реализации Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования (далее - Программа).
Данная Программа разработана согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" и является основным документом, определяющим стратегию и координацию деятельности органов управления, научно-исследовательских, педагогических и авторских коллективов, издательств по разработке, изданию и внедрению учебников и учебно-методических комплексов в учебно-воспитательном процессе организаций профессионального образования Республики Казахстан.
2. Анализ современного состояния проблемы
Программа направлена на обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами организаций начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан, включающих 278 государственных профессиональных школ и лицеев с контингентом 84,1 тысяч учащихся, 141 государственный колледж с контингентом 88,2 тысяч учащихся.
Анализ состояния учебно-методической базы организаций начального и среднего профессионального образования показал:
1) абсолютное отсутствие учебников по общетехническому и профессиональному циклу на государственном языке;
2) преобладание в процессе обучения учебников изданий 1970-1980 годов;
3) недостаточность учебников по специальностям, обеспечивающим развитие малого и среднего бизнеса, которые должны быть гибкими и мобильными по своему содержанию;
4) Целевая программа подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов нового поколения для общеобразовательных школ,утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 1996 года N 1173 P961173_ , не включает обеспечение предметов общетехнических и специальных циклов, предусмотренных учебными планами и программами начального и среднего профессионального образования;
5) отсутствие электронных учебников - современных информационных технологий обучения, обеспечивающих высокую активность субъектов образовательного процесса;
6) не обеспечены учебниками, учебными пособиями и другими средствами обучения наиболее массовые и приоритетные профессии, востребованные на рынке труда;
7) морально и физически устарело и требует обновления 50 процентов библиотечного фонда государственных учебных заведений;
8) с 1987 года государственные учебные заведения профессионального образования из-за отсутствия средств не обеспечиваются учебниками и учебно-методическими комплексами.
Таким образом, в условиях новой экономической политики, качественных изменений содержания профессионального образования, введения государственных общеобязательных стандартов образования в Республике Казахстан сложилась острая необходимость обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
3. Цель и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является определение единой политики в области создания и разработки учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и обеспечения ими системы начального и среднего профессионального образования. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:
1) создание учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и внедрение их в деятельность организации начального и среднего профессионального образования;
2) выпуск и апробация экспериментальных учебников, учебно- методических комплексов;
3) своевременное издание качественных учебников и учебно-методических комплексов, доставка их до организаций образования;
4) создание отечественных электронных учебников.
4. Основные направления и механизм реализации Программы
Создание новых учебников и учебно-методических комплексов выполняется поэтапно.
Первый этап - аналитическая работа, направленная на диагностическое изучение состояния учебно-методической базы.
Второй этап - конструктивная работа, ориентированная на разработку учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
Третий этап - издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и создание экспериментальных электронных учебников.
Четвертый этап - апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников в организациях образования.
Пятый этап - массово-издательская работа.
Проведение диагностического этапа предполагает выполнение следующих работ:
1) разработку регламентирующих документов по экспертизе учебников и учебно-методических комплексов;
2) изучение научно-педагогических основ учебников и учебно-методических комплексов в системе начального и среднего профессионального образования;
3) анализ имеющихся отечественных учебников и учебно-методических комплексов для профессиональных школ, лицеев, колледжей;
4) анализ наличия и потребности в учебниках и учебно-методических комплексах по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального образования.
Конструктивный этап включает:
1) создание учебных программ для начальных и средних профессиональных организаций образования;
2) разработку экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников для начальных и средних профессиональных организаций образования с обязательным проведением экспертизы специалистами отраслевых министерств и ведомств;
3) разработку методики организации, проведения и анализа результатов апробации экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
Особое внимание при создании учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников должно уделяться реализации педагогических принципов отбора содержания профессиональных образовательных программ, переосмыслению не только содержания, но и педагогических технологий, их конструирования на основе современных достижений электронной техники.
Издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов включает:
1) выпуск и распространение экспериментальных учебников и учебно-методических комплексов;
2) определение порядка подготовки к изданию учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов.
Апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников включает:
1) апробацию, корректировку разработанных на конкурсной основе учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников;
2) внедрение экспериментальных учебников и учебно-методических комплексов и электронных учебников в учебный процесс;
3) поэтапную и промежуточную экспертизу.
Массово-издательская деятельность состоит из:
1) отслеживания прохождения рукописей в издательствах, типографиях;
2) издания учебников и учебно-методических комплексов.
5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сноска. В раздел 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 августа 2002 г. N 910 P020910_ .
По предварительным расчетам предстоит подготовка 828 наименований учебников и 2395 наименований учебно-методических комплексов, 311 наименований электронных учебников на сумму 695160 тысяч тенге.
Финансирование Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Министерству образования и науки Республики Казахстан.
Ежегодные объемы, необходимые для реализации данной Программы, определяются в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год по определенной бюджетной программе и составляют в 2002 году - 138600 тысяч тенге, 2003 году - 178640 тысяч тенге, 2004 году - 185520 тысяч тенге, 2005 году - 192400 тысяч тенге.
6. Ожидаемый результат от реализации Программы
Сноска. В раздел 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 августа 2002 г. N 910 P020910_ .
Разработка экспериментальных учебников 198 наименований, экспериментальных учебно-методических комплексов 505 наименований - 2002 год.
Разработка и издание 220 наименований экспериментальных учебников в количестве 6600 экземпляров, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 19800 экземпляров и экспертиза 220 наименований экспериментальных учебников и 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2003 год.
Разработка и издание 210 наименований экспериментальных учебников в количестве 6300 экземпляров, 630 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18900 экземпляров и внедрение 220 наименований экспериментальных учебников, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2004 год.
Разработка и издание 200 наименований экспериментальных учебников в количестве 6000 экземпляров, 600 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18000 экземпляров и совершенствование экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и внедрение качественных учебников, учебно-методических комплексов - 2005 год.
Создание и внедрение 311 наименований электронных учебников -
2004-2005 годы.
Принятие и реализация данной Программы позволит обеспечить учебные
заведения профессионального образования Республики Казахстан новыми
отечественными учебниками, учебно-методическими комплексами и электронными
учебниками.
7. План
мероприятий по реализации Программы подготовки и выпуска учебников,
учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для
организаций начального и среднего профессионального образования
Республики Казахстан
___________________________________________________________________________
N ! Мероприятия !Ответственные ! Форма ! Срок
п/п! ! исполнители !завершения !исполнения
___________________________________________________________________________
1 Создать рабочую группу по Министерство Приказ 2001
реализации Программы образования Министерства
и науки образования
и науки
2 Создать учебно-методический Министерство Приказ 2001
совет по разработке и выпуску образования Министерства
учебников, учебно-методических и науки образования
комплексов и электронных и науки
учебников по специальным
дисциплинам для организаций
начального и среднего
профессионального образования
3 Обеспечить финансирование Министерство Бюджетная 2001-2005
работ по разработке и выпуску финансов программа
учебников, учебно-методических Министерство
комплексов и электронных образования
учебников и науки
4 Провести конкурсы на разработку Министерство Приказ 2001-2003
учебных программ, макетов образования Министерства
учебников, учебно-методических и науки образования
комплексов и электронных и науки
учебников по специальным
дисциплинам для организаций
начального и среднего
профессионального образования
в установленном
законодательством порядке
5 Провести семинары с авторскими Министерство Приказ 2001-2004
коллективами - разработчиками образования Министерства
учебников, учебно-методических и науки образования
комплексов и электронных и науки
учебников по специальным
дисциплинам для организаций
начального и среднего
профессионального образования
6 Разработать учебные программы, Министерство Приказ 2002-2005
учебники, учебно-методические образования Министерства
комплексы и электронные и науки образования
учебники по специальным и науки
дисциплинам для организации
начального и среднего
профессионального образования
7 Подготовить план издания Министерство Приказ 2002-2005
пробных учебников, учебно- образования Министерства
методических комплексов и и науки образования
электронных учебников по и науки
специальным дисциплинам для
организаций начального и
среднего профессионального
образования
8 Экспертиза, внедрение и Министерство Приказ 2003-2005
совершенствование учебников, образования Министерства
учебно-методических комплексов и науки образования
и электронных учебников по и науки
специальным дисциплинам для
организаций начального и
среднего профессионального
образования
9 Перевести учебные программы, Министерство Приказ 2003-2005
пробные учебники, учебно- образования Министерства
методические комплексы и и науки образования
электронные учебники на языки и науки
обучения компактно проживающих
наиболее многочисленных
этнических групп
10 Подготовить план издания Министерство Приказ 2003-2005
качественных учебников, образования Министерства
учебно-методических комплексов и науки образования
и электронных учебников после и науки
соответствующей корректировки
с учетом экспериментальных
результатов и их тиражирование
11 Провести работу по подготовке Министерство Приказ 2003-2005
и переподготовке педагогических образования Министерства
кадров для работы с новыми и науки образования
учебниками, учебно- и науки
методическими комплексами
и электронными учебниками
12 Своевременно обеспечить Министерство Приказ Постоянно
учебные заведения новыми образования Министерства
учебниками, учебно- и науки образования
методическими комплексами Акимы и науки
и электронными учебниками областей, Решения
по специальным дисциплинам, городов акимов
подготовленными в соответствии Астаны и областей,
с утвержденной Программой Алматы городов
Астаны и Алматы
_________________________________________________________________________
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Цай Л.Г.)