Об утверждении Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2001 года N 409

Обновленный

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

  Республики Казахстан    



                                                       Утверждена



                                             постановлением Правительства

                                                 Республики Казахстан

                                              от 29 марта 2001 г. N 409



 
 
                                Программа

 

         подготовки и выпуска учебников, учебно-методических

         комплексов по специальным дисциплинам для организаций

         начального и среднего профессионального образования

                         Республики Казахстан


                               Паспорт

Название Программы                      Программа подготовки и выпуска

                                        учебников, учебно-методических

                                        комплексов по специальным

                                        дисциплинам для организаций

                                        начального и среднего

                                        профессионального образования

                                        Республики Казахстан


Основание для разработки                Постановление Правительства

                                        Республики Казахстан от 15 мая

                                        2000 года N 721 


P000721_


  "О мерах 

                                        по дальнейшему развитию начального

                                        и среднего профессионального

                                        образования в Республике

                                        Казахстан"

Разработчик                             Министерство образования и науки

                                        Республики Казахстан

Цель                                    Определение единой политики

                                        создания и разработки учебников,

                                        учебно-методических комплексов

                                        по специальным дисциплинам для

                                        системы начального и среднего

                                        профессионального образования

Срок реализации                         2002-2005 годы  

                             1. Введение



 
       Развитие содержания профессионального образования направлено на модернизацию всех нормативно-правовых актов, определяющих современный уровень подготовки специалистов: государственных общеобязательных стандартов, типовых учебных планов, учебных программ по предметам, учебников и учебных пособий.
      Введение новых государственных общеобязательных стандартов образования в колледжах, профессиональных школах и профессиональных лицеях составляет объективную основу для реализации Программы подготовки и выпуска учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для организаций начального и среднего профессионального образования (далее - Программа).
      Данная Программа разработана согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" и является основным документом, определяющим стратегию и координацию деятельности органов управления, научно-исследовательских, педагогических и авторских коллективов, издательств по разработке, изданию и внедрению учебников и учебно-методических комплексов в учебно-воспитательном процессе организаций профессионального образования Республики Казахстан.
 
                2. Анализ современного состояния проблемы
 
      Программа направлена на обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами организаций начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан, включающих 278 государственных профессиональных школ и лицеев с контингентом 84,1 тысяч учащихся, 141 государственный колледж с контингентом 88,2 тысяч учащихся.
      Анализ состояния учебно-методической базы организаций начального и среднего профессионального образования показал:
      1) абсолютное отсутствие учебников по общетехническому и профессиональному циклу на государственном языке;
      2) преобладание в процессе обучения учебников изданий 1970-1980 годов;
      3) недостаточность учебников по специальностям, обеспечивающим развитие малого и среднего бизнеса, которые должны быть гибкими и мобильными по своему содержанию;
      4) Целевая программа подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов нового поколения для общеобразовательных школ,утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 1996 года N 1173 P961173_ , не включает обеспечение предметов общетехнических и специальных циклов, предусмотренных учебными планами и программами начального и среднего профессионального образования;
      5) отсутствие электронных учебников - современных информационных технологий обучения, обеспечивающих высокую активность субъектов образовательного процесса;
      6) не обеспечены учебниками, учебными пособиями и другими средствами обучения наиболее массовые и приоритетные профессии, востребованные на рынке труда;
      7) морально и физически устарело и требует обновления 50 процентов библиотечного фонда государственных учебных заведений;
      8) с 1987 года государственные учебные заведения профессионального образования из-за отсутствия средств не обеспечиваются учебниками и учебно-методическими комплексами.
      Таким образом, в условиях новой экономической политики, качественных изменений содержания профессионального образования, введения государственных общеобязательных стандартов образования в Республике Казахстан сложилась острая необходимость обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
 
                        3. Цель и задачи Программы
 
      Основной целью настоящей Программы является определение единой политики в области создания и разработки учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и обеспечения ими системы начального и среднего профессионального образования. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:
      1) создание учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам и внедрение их в деятельность организации начального и среднего профессионального образования;
      2) выпуск и апробация экспериментальных учебников, учебно- методических комплексов;
      3) своевременное издание качественных учебников и учебно-методических комплексов, доставка их до организаций образования;
      4) создание отечественных электронных учебников.
 
           4. Основные направления и механизм реализации Программы
 
      Создание новых учебников и учебно-методических комплексов выполняется поэтапно.
      Первый этап - аналитическая работа, направленная на диагностическое изучение состояния учебно-методической базы.
      Второй этап - конструктивная работа, ориентированная на разработку учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
      Третий этап - издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и создание экспериментальных электронных учебников.
      Четвертый этап - апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников в организациях образования.
      Пятый этап - массово-издательская работа.
      Проведение диагностического этапа предполагает выполнение следующих работ:
      1) разработку регламентирующих документов по экспертизе учебников и учебно-методических комплексов;
      2) изучение научно-педагогических основ учебников и учебно-методических комплексов в системе начального и среднего профессионального образования;
      3) анализ имеющихся отечественных учебников и учебно-методических комплексов для профессиональных школ, лицеев, колледжей;
      4) анализ наличия и потребности в учебниках и учебно-методических комплексах по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального образования.
      Конструктивный этап включает:
      1) создание учебных программ для начальных и средних профессиональных организаций образования;
      2) разработку экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников для начальных и средних профессиональных организаций образования с обязательным проведением экспертизы специалистами отраслевых министерств и ведомств;
      3) разработку методики организации, проведения и анализа результатов апробации экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников.
      Особое внимание при создании учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников должно уделяться реализации педагогических принципов отбора содержания профессиональных образовательных программ, переосмыслению не только содержания, но и педагогических технологий, их конструирования на основе современных достижений электронной техники.
      Издание экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов включает:
      1) выпуск и распространение экспериментальных учебников и учебно-методических комплексов;
      2) определение порядка подготовки к изданию учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов.
      Апробация экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников включает:
      1) апробацию, корректировку разработанных на конкурсной основе учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников;
      2) внедрение экспериментальных учебников и учебно-методических комплексов и электронных учебников в учебный процесс;
      3) поэтапную и промежуточную экспертизу.
      Массово-издательская деятельность состоит из:
      1) отслеживания прохождения рукописей в издательствах, типографиях;
      2) издания учебников и учебно-методических комплексов.
 
            5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
      Сноска. В раздел 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 августа 2002 г. N 910 P020910_ .
 
      По предварительным расчетам предстоит подготовка 828 наименований учебников и 2395 наименований учебно-методических комплексов, 311 наименований электронных учебников на сумму 695160 тысяч тенге.
      Финансирование Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Министерству образования и науки Республики Казахстан.
      Ежегодные объемы, необходимые для реализации данной Программы, определяются в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год по определенной бюджетной программе и составляют в 2002 году - 138600 тысяч тенге, 2003 году - 178640 тысяч тенге, 2004 году - 185520 тысяч тенге, 2005 году - 192400 тысяч тенге.
 
              6. Ожидаемый результат от реализации Программы
      Сноска. В раздел 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 августа 2002 г. N 910 P020910_ .
 
      Разработка экспериментальных учебников 198 наименований, экспериментальных учебно-методических комплексов 505 наименований - 2002 год.
      Разработка и издание 220 наименований экспериментальных учебников в количестве 6600 экземпляров, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 19800 экземпляров и экспертиза 220 наименований экспериментальных учебников и 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2003 год.
      Разработка и издание 210 наименований экспериментальных учебников в количестве 6300 экземпляров, 630 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18900 экземпляров и внедрение 220 наименований экспериментальных учебников, 660 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов - 2004 год.
      Разработка и издание 200 наименований экспериментальных учебников в количестве 6000 экземпляров, 600 наименований экспериментальных учебно-методических комплексов в количестве 18000 экземпляров и совершенствование экспериментальных учебников, учебно-методических комплексов и внедрение качественных учебников, учебно-методических комплексов - 2005 год.

 

     Создание и внедрение 311 наименований электронных учебников -

2004-2005 годы.

     Принятие и реализация данной Программы позволит обеспечить учебные

заведения профессионального образования Республики Казахстан новыми

отечественными учебниками, учебно-методическими комплексами и электронными

учебниками.

                              7. План

    мероприятий по реализации Программы подготовки и выпуска учебников,

       учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для

      организаций начального и среднего профессионального образования

                       Республики Казахстан

___________________________________________________________________________

N !         Мероприятия          !Ответственные !   Форма   !   Срок

п/п!                              ! исполнители  !завершения !исполнения 

___________________________________________________________________________

1  Создать рабочую группу по       Министерство    Приказ      2001

    реализации Программы            образования   Министерства

                                      и науки     образования

                                                    и науки


2  Создать учебно-методический     Министерство    Приказ      2001

    совет по разработке и выпуску   образования   Министерства

    учебников, учебно-методических    и науки     образования

    комплексов и электронных                        и науки

    учебников по специальным

    дисциплинам для организаций

    начального и среднего

    профессионального образования


3  Обеспечить финансирование       Министерство  Бюджетная     2001-2005

    работ по разработке и выпуску     финансов    программа

    учебников, учебно-методических  Министерство

    комплексов и электронных        образования

    учебников                         и науки


4  Провести конкурсы на разработку Министерство    Приказ      2001-2003

    учебных программ, макетов       образования   Министерства

    учебников, учебно-методических  и науки       образования

    комплексов и электронных                        и науки

    учебников по специальным

    дисциплинам для организаций

    начального и среднего

    профессионального образования

    в установленном

    законодательством порядке


5  Провести семинары с авторскими  Министерство    Приказ      2001-2004

    коллективами - разработчиками   образования   Министерства

    учебников, учебно-методических    и науки     образования

    комплексов и электронных                        и науки

    учебников по специальным

    дисциплинам для организаций 

    начального и среднего

    профессионального образования


6  Разработать учебные программы,  Министерство    Приказ      2002-2005

    учебники, учебно-методические   образования   Министерства

    комплексы и электронные           и науки     образования

    учебники по специальным                         и науки

    дисциплинам для организации

    начального и среднего

    профессионального образования


7  Подготовить план издания        Министерство    Приказ      2002-2005

    пробных учебников, учебно-      образования   Министерства

    методических комплексов и         и науки     образования

    электронных учебников по                        и науки

    специальным дисциплинам для

    организаций начального и

    среднего профессионального

    образования


8  Экспертиза, внедрение и         Министерство    Приказ      2003-2005

    совершенствование учебников,    образования   Министерства

    учебно-методических комплексов    и науки     образования

    и электронных учебников по                      и науки

    специальным дисциплинам для

    организаций начального и

    среднего профессионального

    образования

9  Перевести учебные программы,    Министерство    Приказ      2003-2005

    пробные учебники, учебно-       образования   Министерства

    методические комплексы и          и науки     образования

    электронные учебники на языки                   и науки

    обучения компактно проживающих

    наиболее многочисленных

    этнических групп


10  Подготовить план издания        Министерство    Приказ      2003-2005

    качественных учебников,         образования   Министерства

    учебно-методических комплексов    и науки     образования

    и электронных учебников после                   и науки

    соответствующей корректировки

    с учетом экспериментальных

    результатов и их тиражирование


11  Провести работу по подготовке   Министерство    Приказ      2003-2005

    и переподготовке педагогических образования   Министерства 

    кадров для работы с новыми        и науки     образования

    учебниками, учебно-                             и науки

    методическими комплексами

    и электронными учебниками


12  Своевременно обеспечить         Министерство    Приказ      Постоянно

    учебные заведения новыми        образования   Министерства

    учебниками, учебно-               и науки     образования

    методическими комплексами         Акимы         и науки

    и электронными учебниками        областей,      Решения

    по специальным дисциплинам,      городов        акимов

    подготовленными в соответствии   Астаны и       областей,

    с утвержденной Программой        Алматы         городов

                                                  Астаны и Алматы

_________________________________________________________________________

     (Специалисты: Мартина Н.А.,

                   Цай Л.Г.)