Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596

Обновленный
      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 1999 года Z990389_ "Об образовании" и Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года Z952200_ "О лицензировании" Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемые Правила лицензирования образовательной деятельности.
      2. Государственным органам, в ведении которых находятся организации образования, привести свои ранее принятые нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
      3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 1996 года N 1174 P961174_ "Об утверждении порядка выдачи лицензий на право ведения образовательной деятельности учреждениям образования, порядка выдачи документов об окончании учреждений образования и квалификационных требований при лицензировании образовательной деятельности" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 39, ст. 368).
      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан     


                                               Утверждены

постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 года N 596


                               Правила
             лицензирования образовательной деятельности

                         1. Общие положения

      1. Образовательная деятельность организаций образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность дошкольных и внешкольных организаций, организаций образования, дающих начальное общее, основное общее, среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование.
      3. Право на ведение образовательной деятельности возникает у организации образования со дня выдачи ей лицензии (разрешения) и прекращается с момента отзыва или признания ее недействительной в установленном законодательством порядке.
      4. Лицензия (разрешение) на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием (лицензиаром) организациям образования:
      1) дающим начальное общее, основное общее или среднее общее и начальное профессиональное образование, а также дошкольным и внешкольным организациям - управлениями (департаментами) образования областей, городов Астаны и Алматы;
      2) дающим среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование - центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования. <*>
      Сноска. В пункт 4 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 28 февраля 2001 г. N 297 P010297_ .
      5. Филиалы организаций образования лицензируются в составе организаций образования. Положение о филиале и регистрационные документы подлежат представлению лицензиару.
      6. Международные и иностранные учебные заведения или их филиалы, созданные на территории Республики Казахстан, подлежат лицензированию на таких же условиях и в том же порядке, что и учебные заведения Республики Казахстан.
                  2. Условия и порядок выдачи лицензии

      7. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности организации образования представляют лицензиару следующие документы:
      1) заявление установленного образца, форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан;
      2) документы, подтверждающие соответствие лицензиата квалификационным требованиям;
      3) документ, подтверждающий внесение сбора за право занятия отдельными видами предпринимательской деятельности;
      4) копия свидетельства о государственной регистрации;
      5) рабочие учебные планы.
      Лицензии выдаются не позднее двухмесячного срока со дня подачи документов.
      При отказе в выдаче лицензии заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде в сроки, установленные для выдачи лицензии.
      8. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи, отзыва или приостановления действия лицензии, лицензиар имеет право создавать консультативно-совещательный орган.
      9. В процессе рассмотрения заявления организации образования лицензиар в отдельных случаях может проводить экспертизу с выездом на место расположения организации образования с целью проверки условий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
      10. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии принимается после изучения заявления, представленных заявителем документов, а также результатов проверки, если она проводилась.
      11. Если лицензия не выдана в установленный срок или отказ признан заявителем необоснованным, то он вправе в месячный срок обжаловать эти действия в судебном порядке.
      12. В выдаче лицензии может быть отказано по следующим основаниям:
      1) осуществление образовательной деятельности по конкретным специальностям запрещено законодательными актами Республики Казахстан для данного типа и вида организации образования;
      2) не представлены все документы, требуемые в соответствии с пунктом

7 настоящих Правил. При устранении заявителем указанных препятствий 
заявление рассматривается на общих основаниях; 
     3) не внесен сбор за право занятия отдельными видами 
предпринимательской деятельности; 
     4) заявитель не отвечает квалификационным требованиям, установленным 
настоящими Правилами; 
     5) в отношении заявителя имеется решение суда, запрещающее ему 
занятие образовательной деятельностью. 
     13. Занятие образовательной деятельностью без соответствующей 
лицензии влечет установленную законодательством ответственность. 
     14. Доход, полученный организацией образования от осуществления 
образовательной деятельности без лицензии, подлежит изъятию в 
государственный бюджет, за исключением случаев, установленных 
законодательными актами. 
     15. Учет лицензий, а также контроль за соблюдением лицензионных 
Правил осуществляет лицензиар. 

            3. Квалификационные требования, предъявляемые к 
                    образовательной деятельности 

     16. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности 
дошкольных организаций: 
     1) осуществление приема в дошкольные организации в соответствии с 
возрастом воспитанников и наполняемости в группе согласно санитарным 
нормам и правилам; 
     2) доля воспитателей высшей и первой категории от их общего числа - 
не менее 20 процентов; 
     3) соответствие учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП);  


      4) наличие игрового материала и оборудования, детской и учебной литературы для физического, интеллектуального и личностного развития воспитанников;
      5) наличие медицинского обслуживания и питания воспитанников.
      17. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих начальное общее образование:
      1) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 20 процентов;
      2) соответствие наполняемости классов и учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП);
      3) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту учащихся на полный цикл обучения в количестве не менее 15 единиц изданий на одного учащегося.
      4) наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся.
      18. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих основное общее образование:
      1) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 30 процентов;
      2) соответствие наполняемости классов и учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП).
      3) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту учащихся на полный цикл обучения - не менее 15 единиц изданий на одного учащегося.
      4) наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся.
      19. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих среднее общее образование:
      1) доля учителей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 30 процентов;
      2) соответствие наполняемости классов и учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП);
      3) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту учащихся на полный цикл обучения - не менее 25 единиц изданий на одного учащегося;
      4) наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся.
      20. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности внешкольных организаций:
      1) доля педагогов высшей и первой категории от их общего числа - не менее 30 процентов;
      2) соответствие учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП);
      3) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту учащихся на полный цикл обучения - не менее 15 единиц изданий на одного учащегося.
      4) возраст детей - от 6 до 18 лет.
      21. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих начальное профессиональное образование:
      1) доля штатных преподавателей от их общего числа - не менее 70 процентов;
      2) доля преподавателей высшей и первой категории от их общего числа - не менее 30 процентов;
      3) соответствие наполняемости групп и учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП);
      4) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту учащихся на полный цикл обучения в количестве не менее 25 единиц изданий на одного учащегося;
      5) наличие специальной базы и технических средств обучения, обеспечивающих условия для выполнения требований государственного общеобязательного стандарта по соответствующей специальности;
      6) наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики (в договорах должны быть определены обязанности организации образования, организаций, являющихся базами практики и обучающихся);
      7) наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся.
      22. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих среднее профессиональное образование:
      1) доля штатных преподавателей от их общего числа - не менее 70 процентов;
      2) доля преподавателей высшей и первой категорий от их общего числа - не менее 40 процентов;
      3) соответствие наполняемости групп и учебной площади санитарным нормам и правилам (СНиП);
      4) наличие фонда учебной и учебно-методической литературы по отношению к контингенту учащихся на полный цикл обучения в количестве не менее 40 единиц изданий на одного обучающегося;
      5) наличие специальной базы и технических средств обучения, обеспечивающих условия для выполнения требований государственного общеобязательного стандарта образования по соответствующей специальности;
      6) наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики (в договорах должны быть определены обязанности организации образования, организаций, являющихся базами практики и обучающихся);
      7) наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся.
      23. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организаций образования, дающих высшее профессиональное образование:
      1) институты и приравненные к ним организации образования, включая высшие школы, высшие училища:
      реализация образовательных программ высшего профессионального образования по одной или нескольким специальностям;
      проведение научно-исследовательских работ прикладного характера;
      контингент студентов в расчете на одного преподавателя не более 10 человек для очной, 20 - для вечерней, 40 - для заочной форм обучения;
      доля штатных преподавателей от их общего числа - не менее 30 процентов;
      доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа штатных преподавателей - не менее 25 процентов;
      наличие фонда учебной, учебно-методической и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 100 единиц изданий на одного обучающегося;
      соответствие общей площади собственной или арендованной аудиторной и лабораторной баз, учебных кабинетов, мастерских и других помещений, приходящейся на одного обучающегося дневной формы, с учетом сменности учебных занятий, действующим санитарным нормам и правилам и возможность обеспечения выполнения учебных планов и программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;
      наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики (в договорах должны быть определены обязанности организации образования, организаций, являющихся базами практики, и обучающихся);
      наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся;
      2) академии и приравненные к ним организации образования, включая консерватории:
      специализированность высшего учебного заведения, реализующего образовательные программы высшего профессионального образования;
      выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;
      контингент студентов в расчете на одного преподавателя не более 10 человек для очной, 20 - для вечерней, 40 - для заочной форм обучения;
      доля штатных преподавателей от их общего числа - не менее 40 процентов;
      доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа штатных преподавателей - не менее 30 процентов;
      наличие фонда учебной, учебно-методической и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 120 единиц изданий на одного обучающегося;
      соответствие общей площади собственной или арендованной аудиторной и лабораторной баз, учебных кабинетов, мастерских и других помещений, приходящаяся на одного обучающегося дневной формы, с учетом сменности учебных занятий, действующим санитарным нормам и правилам и возможность обеспечения выполнения учебных планов и программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;
      наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики (в договорах должны быть определены обязанности организации образования, организаций, являющихся базами практики и обучающихся);
      наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся;
      3) университеты:
      многопрофильность высшего учебного заведения, реализующего образовательные программы высшего профессионального образования по 7 и более специальностям;
      проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
      контингент студентов в расчете на одного преподавателя не более 10 человек для очной, 20 - для вечерней, 40 - для заочной форм обучения;
      доля штатных преподавателей от их общего количества - не менее 50 процентов;
      доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями от числа штатных преподавателей - не менее 35 процентов;
      наличие фонда учебной, учебно-методической и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 140 единиц изданий на одного обучающегося;
      соответствие общей площади собственной или арендованной аудиторной и лабораторной баз, учебных кабинетов, мастерских и других помещений, приходящейся на одного обучающегося дневной формы, с учетом сменности учебных занятий действующим санитарным нормам и правилам и возможность обеспечения выполнения учебных планов и программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;
      наличие договоров организации образования с организациями, определенными в качестве баз практики (в договорах должны быть определены обязанности организации образования, организаций, являющихся базами практики и обучающихся);
      наличие медицинского обслуживания и питания обучающихся.
      24. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности организации послевузовского профессионального образования:
      1) аспирантура:
      наличие не менее двух докторов наук по каждой научной специальности подготовки и работающих на полную ставку в данной организации, реализующей послевузовское профессиональное образование;
      наличие научно-исследовательских лабораторий по соответствующим научным специальностям подготовки;
      2) докторантура:
      наличие не менее трех докторов наук по каждой научной специальности подготовки и работающих на полную ставку в данной организации, реализующей послевузовское профессиональное образование;
      наличие современной научно-экспериментальной базы по соответствующим научным специальностям подготовки.

             4. Отзыв и приостановление действия лицензии

      25. Лицензиар имеет право отзывать или приостанавливать действие лицензии на право ведения образовательной деятельности.
      26. Основаниями для приостановления действия лицензии на срок до шести месяцев являются:
      1) обнаружившееся несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к организациям образования;
      2) несоответствие качества образования государственным общеобязательным стандартам образования.
      27. В период приостановления действия лицензии лицензиат должен, не прекращая образовательной деятельности, устранить причины, явившиеся основанием для приостановления действия лицензии.
      28. Лицензиат вправе обжаловать в судебном порядке решение о приостановлении действия лицензии.
      29. После устранения причин, по которым действие лицензии было приостановлено, действие лицензии возобновляется.
      30. Основаниями для отзыва лицензии являются:
      1) запрещение судом лицензиату заниматься тем видом деятельности, на осуществление которой он обладает лицензией;
      2) неустранение причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензий;
      3) неисполнение лицензиатом требований, содержащихся в лицензии.
      31. В случаях отзыва лицензии, выданная лицензия прекращает свое действие и подлежит возврату лицензиару.
      32. Отзыв лицензии влечет прекращение соответствующей образовательной деятельности.
      33. При прекращении организацией образования деятельности в связи с отзывом лицензии, ее учредители обязаны принять меры для завершения учебного года обучающимися в других организациях образования.
     (Специалисты: Мартина Н.А.
                   Каберник О.И.)