1. Утвердить прилагаемые:
1) Программу обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы;
2) Мероприятия по реализации Программы обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы.
2. Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать необходимые средства на осуществление Мероприятий по реализации Программы обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2000 года N 253
Программа
обеспечения прав
на землю в Республике Казахстан
на 2000-2003 годы
Введение
Программа обеспечения прав на землю в Республике Казахстан (далее - Программа) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, высказанного в Послании народу Казахстана 30 сентября 1998 года.
Программой намечено осуществить мероприятия по совершенствованию земельного законодательства в части расширения института арендных отношений и залоговых операций, государственного земельного кадастра, завершить натурную персонификацию условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях, а также по земельно-хозяйственному устройству территорий сельских населенных пунктов, развитию рынка земли.
1. Правовое обеспечение прав на землю
С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике возникла необходимость преобразования земельных отношений к условиям рынка, создания правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юридических лиц, развития рынка земли.
Указ Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года, имеющий силу Закона, U952717_ "О земле" определил основные принципы земельного законодательства, условия и пределы частной собственности и иные вещные права на землю.
В развитие этого Указа приняты более 40 нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Как следствие этого, в республике принципиально изменились состав субъектов земельных правоотношений и структура землепользования.
Доля земли, находящейся в землепользовании государственных юридических лиц, значительно сократилась, тем самым были созданы предпосылки для дальнейшего развития рынка земли.
Для дальнейшего совершенствования земельного законодательства, которое будет направлено на обеспечение прав на землю, расширение института арендных отношений и залоговых операций, обеспечение регистрации прав на землю, предусматривается внести в Парламент Республики Казахстан новый проект Закона Республики Казахстан U952717_ "О земле".
2. Формирование реальных собственников земли и
землепользователей
Основными направлениями государственной политики в области регулирования земельных отношений в ближайшие годы будут являться:
завершение натурной персонификации условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях;
обеспечение технического оформления границ земельных участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам и юридическим лицам, с выдачей им соответствующих документов на землю для последующей государственной регистрации прав на землю в органах юстиции;
разработка региональных схем зонирования земель, в первую очередь в городах, в целях установления зон с различным порядком и режимом использования земель и их налогообложением;
проведение инвентаризации пахотных земель для ужесточения условий и стимулирования экономическими методами процесса выведения из обработки низкопродуктивных неперспективных земель.
Обеспечение прав граждан и юридических лиц на землю будет осуществляться с учетом их правового положения, объединенных в следующие группы.
Первая группа. Собственники земельных участков, которым земельные участки предоставлены (предоставляются) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного и индивидуального жилищного строительства.
Их количество в настоящее время составляет - 3 082,5 тыс., или 95 процентов от общего количества всех собственников земельных участков и землепользователей в стране. Документами на землю обеспечены - 2 700,7 тыс. собственников или 88 процентов. Дальнейшее формирование собственников этой группы прогнозируется в основном за счет индивидуального жилищного строительства, и количество их достигнет к концу 2003 года примерно 3,2 млн.
Планируется в дальнейшем обеспечивать в полной мере потребность граждан в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства.
Для этих целей предусматривается провести земельно-хозяйственное устройство территорий сельских населенных пунктов, разработать региональные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, осуществить зонирование земель пригородных территорий.
Вторая группа. Крестьянские (фермерские) хозяйства.
Общее количество - 91 тыс. Документами на землю обеспечены 81,2 тыс. хозяйств или 89,2 процента.
Формирование данной группы землепользователей будет происходить в основном за счет земельных долей, специального земельного фонда и сделок с правом землепользования. Прогнозируется, что их количество к 2003 году возрастет до 125 тыс.
Предусматривается завершить натурную персонификацию условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях и продолжить дальнейшее формирование специального земельного фонда за счет неиспользуемых земель.
Третья группа. Негосударственные сельскохозяйственные организации.
Общее их количество - 6,2 тыс., в том числе со стабильным землепользованием 4,2 тыс., документами на землю обеспечены 3,9 тыс. или 94 процента.
Формирование землепользований этой группы будет осуществляться:
за счет вступления обладателей земельных долей в хозяйственные товарищества с включением земельных долей в соответствии с учредительными документами в уставные капиталы без права выхода со своей земельной долей;
без включения земельных долей в уставные капиталы хозяйствующих субъектов, с правом выхода со своим земельным участком.
Четвертая группа. Субъекты кондоминиума.
Документы на землю оформлены и выданы только по 14,1 тыс. объектам кондоминиумов.
Планируется урегулировать вопросы предоставления земель участникам кондоминиума в новом Законе Республики Казахстан U952717_ "О земле".
Дальнейшее определение границ земельных участков, предоставляемых собственникам помещений (участникам) кондоминиума, будет осуществляться с участием кооперативов собственников квартир с учетом фактически сложившейся застройки и требований, установленных градостроительной и иной документацией, к территориальному развитию населенного пункта. Будет определена доля каждого участника кондоминиума в общей собственности или общем землепользовании без выделения ее в натуре.
С целью завершения планируемых работ до 2003 года будет разработан план мероприятий по отводу земельных участков для существующих объектов кондоминиумов.
Пятая группа. Негосударственные юридические лица, земельные участки которым были предоставлены под застройку или застроенные производственными и непроизводственными зданиями, сооружениями.
На начальном этапе разгосударствления объекты государственной собственности приватизировались без оформления прав на землю, поэтому при оформлении прав на земельные участки будет проводиться уточнение занимаемых площадей под существующие объекты, а также оформление выкупа (аренды) земельных участков у государства.
Для лиц, имеющих на правах собственности строения, сооружения (включая незавершенное строительство) и другое недвижимое имущество, но неоформивших в установленном порядке соответствующие документы на землю до 2001 года, предусматривается в законодательном порядке ужесточить условия приобретения прав на землю. Предполагается внести поправки в действующие законодательные акты, регулирующие вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
В целях создания наиболее благоприятных условий для рационального и эффективного использования земель, привлечения инвестиций, стимулирования поступления дополнительных средств в бюджет, обеспечения гласности при предоставлении земельных участков, а также обеспечения твердых гарантий по защите прав инвесторов, будут организованы земельные аукционы и конкурсы по продаже земельных участков в собственность или землепользование.
Шестая группа. Иностранные землепользователи.
Предоставление права землепользования иностранным землепользователям будет осуществляться на основании договора аренды земельного участка (за исключением предоставления земельных участков в виде государственных натурных грантов, предоставляемых в соответствии с законодательством о государственной поддержке прямых инвестиций).
Регистрация прав на землю будет осуществляться в общем порядке.
Для 2 и 3 групп землепользователей:
завершение до конца 2000 года работы по персонификации условных земельных долей с разработкой в необходимом количестве проектов по землеустройству, в которых будет определено местоположение земельных участков, предоставляемых в счет выделения земельных долей, которое будет определяться с учетом решения собрания обладателей земельных долей, а при отсутствии согласия между ними в способе определения местоположения этих участков, размещение земельных участков обладателей земельных долей будет определяться по решению суда;
оценка земель для залога земельных участков и прав землепользования в обеспечение ипотечных кредитов и развития рынка сельскохозяйственных земель.
Для ускорения процесса формирования землепользовании хозяйствующих субъектов на основе земельных долей предусматривается законодательно установить для обладателей земельных долей сроки для выбора получения земельного участка в соответствии с земельной долей для использования в сельскохозяйственном производстве или вступления в хозяйствующие субъекты с переоформлением своих прав в долю таких единиц. Это будет сопровождаться активной кампанией по разъяснению действующих прав по распоряжению условными земельными долями.
Предусматривается завершить процесс технического оформления границ земельных участков, предоставленных для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, с выдачей им правоустанавливающих документов на землю для последующей регистрации прав на землю в органах юстиции.
Для защиты интересов государства в области земельных отношений планируется:
проведение инвентаризации пахотных земель, которая позволит ужесточить условия, а также стимулировать экономическими методами процесс выведения из обработки малопродуктивных неперспективных земель;
разработка целевой программы, предусматривающей совместную работу с акимами областей по проблемам неиспользуемых земель, ранее предоставленных для сельскохозяйственных целей, и изъятия их в установленном порядке для последующего перераспределения между хозяйствующими субъектами;
проведение зонирования земель, которое позволит в полной мере осуществить государственную политику по управлению земельными ресурсами и конкретизировать для собственников и землепользователей разрешенные виды использования земель;
в свете конституционного права граждан на землю и обеспечения гарантий по совершению ими в отношении своего земельного участка или права землепользования любых сделок, не запрещенных законодательными актами, планируется отработать механизм реализации законодательства в сфере залога земли, а также изучить возможности введения частной собственности на отдельные категории земель. <*>
Сноска. В раздел 2 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 2 ноября 2000 г. N 1657 P001657_ ; от 29 июня 2001 г. N 895 Р010895_ .
3. Совершенствование земельного кадастра,
структурные преобразования и кадровое обеспечение
С внедрением государственной регистрации прав на недвижимое имущество в значительной степени возросли объемы земельно-кадастровых работ.
В целях реализации задач по закреплению прав на землю будет проводиться работа по совершенствованию государственного земельного кадастра, который в соответствии с постановлением Правительства от 6 июня 1996 года N 710 P960710_ "Об утверждении Порядка ведения государственного земельного кадастра в Республике Казахстан" является составной частью государственной системы кадастров, а также призван обеспечить учет земельных участков для целей регистрации прав на землю.
Основные положения порядка учета земельных участков для целей регистрации в составе земельного кадастра были разработаны с учетом рекомендаций Всемирного Банка, которым инвестируется пилотный проект государственной регистрации прав на недвижимое имущество и этот порядок призван решить сугубо технические вопросы по идентификации земельных участков, определению их границ.
Вместе с тем оперативное выполнение указанных работ сдерживается в определенной степени отсутствием во многих городах областного и районного значения землеустроительной службы. Нет специалистов такого профиля в поселках и аульных (сельских) округах. Именно в населенных пунктах сосредоточен основной объем работ по выдаче документов на право собственности на землю или право землепользования.
Для реализации этих целей предусмотрены структурные преобразования землеустроительной службы республики:
намечается создание органов по управлению земельными ресурсами в городах областного значения за счет существующего фонда заработной платы;
на базе существующих дочерних предприятий Государственного научно-производственного центра земельных ресурсов и землеустройства Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами в районах и городах областного значения будут созданы дополнительные специализированные производства - кадастровые филиалы (центры).
Основными функциями кадастровых филиалов будут являться:
установление границ земельного участка на местности;
изготовление соответствующих документов, удостоверяющих права граждан и юридических лиц на земельные участки;
создание и обновление планово-картографических материалов, кадастровых карт (схем);
организация автоматизированной системы земельного кадастра, накопление и ведение банка данных о земельных ресурсах, поиск, обработка данных о земельных участках и оформление ответа на запрос пользователей информацией земельного кадастра.
Эти меры позволят освободить районные комитеты по управлению земельными ресурсами от несвойственных им технических работ, сосредоточив их на выполнение управленческих и контрольных функций, создание оперативности в работе.
Планируется:
передать в конкурентную среду отдельные виды землеустроительных работ. Для достижения этой цели предусматривается подготовить нормативные правовые акты по их лицензированию, необходимый пакет документов юридического, институционального и другого характера, устанавливающие правила производства землеустроительных работ и организации работ во взаимосвязи между участниками землеустроительного процесса;
осуществить мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров системы Агентства по управлению земельными ресурсами;
на основе Пилотного проекта, осуществляемого с привлечением кредитов Всемирного Банка по внедрению системы регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в Алматинской и Акмолинской областях и городах Алматы и Астане, автоматизировать системы земельного кадастра в целях более оперативного получения информации о земельных участках;
обеспечить надлежащую взаимосвязь земельного кадастра с правовым и другими кадастрами, а также изготовить современные кадастровые карты на основе цифровых технологий.
Для обеспечения потребностей в картографической продукции предусматривается до 2003 года осуществить строительство картографической фабрики за счет привлечения иностранных инвестиций.
4. Финансовое обеспечение Программы
Намеченные в Программе мероприятия потребуют определенных финансовых средств.
Работы по натурной персонификации условных земельных долей, учету земельных участков для целей регистрации, созданию единой автоматизированной информационной системы земельного кадастра будут финансироваться по соответствующим бюджетным программам.
Выполнение других мероприятий Программы намечается осуществить за счет средств заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей, привлечения грантов и инвестиций.
* * *
Программа нацелена на защиту прав и интересов граждан и юридических лиц и усиление гарантий, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны земельного фонда республики.
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2000 года N 253
Мероприятия
по реализации Программы обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы <*> Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 ноября 2000 г. N 1657 P001657_ ; от 29 июня 2001 г. N 895 Р010895_ . ___________________________________________________________________________ N ! ! !Ответственные!Сроки п/п !Наименование мероприятий !Форма завершения!за выполнение!выполнения --------------------------------------------------------------------------- 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 --------------------------------------------------------------------------- 1. Правовое обеспечение закрепления прав на землю 1.1 Разработать проект Закона Проект Закона Агентство по 2000 год Республики Казахстан управлению "О земле" земельными ресурсами, Минюст 1.2 Разработать проекты постановлений Правительства Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан: от 8 мая 1996 г. N 576 Проект Агентство по II квартал P960576_ "Об утверждении постановления управлению 2001 года ставок платы за землю, Правительства земельными продаваемую в частную ресурсами, собственность или Минюст, предоставляемую в Минфин землепользование государством"; от 1 октября 1996 г. N 1203 Проект Агентство по II квартал P961203_ "Об утверждении постановления управлению 2001 года Порядка определения Правительства земельными оценочной стоимости земельных ресурсами, участков, продаваемых в Минюст, частную собственность или Минфин предоставляемых в землепользование государством" 1.3 (исключена - N 895 от 29 июня 2001 г.) 2. Формирование реальных собственников земли и землепользователей 2.1 Завершить натурную Доклад Агентство по декабрь персонификацию условных Правительству управлению 2000 года земельных долей земельными ресурсами, Минсельхоз 2.2 Обеспечить документами на земельные участки: оформление и выдача Акт на право Агентство по Постоянно правоподтверждающих собственности управлению документов на земельный земельными участок, ресурсами право землепользования 2.3 Земельно-хозяйственное Ежегодная Агентство по 2001-2003 устройство территории информация управлению годы сельских населенных пунктов Правительству земельными ресурсами, акимы сельских округов 2.4 Разработать и утвердить Информация Агентство по 2000-2001 региональные схемы Правительству управлению годы зонирования земель земельными ресурсами, акимы городов и районов 2.5 Разработать региональные Информация Минсельхоз, IV квартал программы по рациональному Правительству Агентство по 2000 года использованию земель, управлению повышению плодородия почв, земельными охране земельных ресурсов ресурсами, акимы областей 2.6 Разработать план мероприятий План по отводу земельных участков мероприятий Агентство по По заявкам для существующих объектов отвода земельных управлению кондоминиумов участков земельными объектам ресурсами, кондоминиумов местные исполнительные органы 2.7 Провести инвентаризацию Информация Агентство по 2000-2001 пахотных земель Правительству управлению годы земельными ресурсами 2.8 Разработать целевую Информация Агентство по II квартал программу по проблемам Правительству управлению 2001 года неиспользуемых земель, земельными ранее предоставленных для ресурсами, сельскохозяйственных целей акимы областей районов Рынок земли 2.9 Организация и проведение Земельные аукционы,Агентство по Постоянно земельных аукционов конкурсы управлению и конкурсов по продаже земельными земельных участков, ресурсами, находящихся в местные государственной исполнительные собственности органы Совершенствование земельного кадастра 2.10 Обеспечить взаимодействие Межведомственный Минюст, Агентство IV между земельным и договор по управлению квартал правовым кадастром, земельными 2000 привязку земельно- ресурсами года кадастрового компонента к проекту регистрации прав на недвижимое имущество 2.11 Обеспечить учет земельных Доклад Агентство по Постоянно участков для целей Правительству управлению регистрации (Земельно- земельными кадастровые дело, книга ресурсами и карта) 2.12 Обеспечить переход с Электронная база Агентство по ведения учета земельных данных управлению участков на бумажных земельными носителях на электронную ресурсами систему сбора и хранения информации: в пилотных областях 2001 год в остальных областях 2001-2003 годы 2.13 Создание и ведение Автоматизированная Агентство по Постоянно автоматизированной информационная управлению информационной системы система земельного земельными земельного кадастра, кадастра ресурсами, включающую информацию, Минюст необходимую для поддержки системы регистрации 2.14 Топографо- Карты, планы --//-- Постоянно геодезическое и (схемы) картографическое обеспечение земельного кадастра, в том числе цифровое Структурные преобразования и кадровое обеспечение 2.15 Организовать Кадастровые центры Агентство 2000-2001 производственные по управлению годы подразделения в земельными районах ресурсами 2.16 Создать органы по Органы по управлению Агентство по 2000 год управлению земельными земельными ресурсами управлению ресурсами в городах в областных центрах земельными областного значения и городах ресурсами 2.17 Создать центры по Центр по обучению Агентство по IV квартал обучению специалистов в городах Астане управлению 2000 года областных, районных и Алматы земельными (городских) комитетов ресурсами, и кадастровых центров Минюст навыкам, необходимым при учете земельных участков для целей регистрации 2.18 Организовать Переподготовка, Агентство по 2000-2003 переподготовку обучение управлению годы специалистов областных специалистов земельными и районных служб ресурсами 2.19 Использование Информации, Агентство по Постоянно имеющейся бюллетени управлению информационно- земельными маркетинговой системы ресурсами для развития рынка земли 2.20 Совершенствовать Рекомендации Агентство по Постоянно научно-методическое управлению обеспечение, развитие земельными фундаментальных и ресурсами прикладных исследований 2.21 Разработать программы Программы обучения Агентства по III квартал обучения и и переподготовки управлению 2000 года переподготовки кадров кадров земельными областного, районного ресурсами (городского) звена (Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)