В целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, высказанного в Послании народу Казахстана 30 сентября 1998 года, обеспечения прав на землю Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Программу обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы;
2) Мероприятия по реализации Программы обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы.
2. Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать необходимые средства на осуществление Мероприятий по реализации Программы обеспечения прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 февраля 2000 года N 253
Программа
обеспечения прав
на землю в Республике Казахстан
на 2000-2003 годы Введение
Программа обеспечения прав на землю в Республике Казахстан (далее - Программа) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, высказанного в Послании народу Казахстана 30 сентября 1998 года.
Программой намечено осуществить мероприятия по совершенствованию земельного законодательства в части расширения института арендных отношений и залоговых операций, государственного земельного кадастра, завершить натурную персонификацию условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях, а также по земельно-хозяйственному устройству территорий сельских населенных пунктов, развитию рынка земли.
1. Правовое обеспечение прав на землю
С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике возникла необходимость преобразования земельных отношений к условиям рынка, создания правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юридических лиц, развития рынка земли.
Указ Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1995 года, имеющий силу Закона, U952717_ "О земле" определил основные принципы земельного законодательства, условия и пределы частной собственности и иные вещные права на землю.
В развитие этого Указа приняты более 40 нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Как следствие этого, в республике принципиально изменились состав субъектов земельных правоотношений и структура землепользования.
Доля земли, находящейся в землепользовании государственных юридических лиц, значительно сократилась, тем самым были созданы предпосылки для дальнейшего развития рынка земли.
Для дальнейшего совершенствования земельного законодательства, которое будет направлено на обеспечение прав на землю, расширение института арендных отношений и залоговых операций, обеспечение регистрации прав на землю, предусматривается внести в Парламент Республики Казахстан новый проект Закона Республики Казахстан U952717_ "О земле".
2. Формирование реальных собственников земли и
землепользователей
Основными направлениями государственной политики в области регулирования земельных отношений в ближайшие годы будут являться:
завершение натурной персонификации условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях;
обеспечение технического оформления границ земельных участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам и юридическим лицам, с выдачей им соответствующих документов на землю для последующей государственной регистрации прав на землю в органах юстиции;
разработка региональных схем зонирования земель, в первую очередь в городах, в целях установления зон с различным порядком и режимом использования земель и их налогообложением;
проведение инвентаризации пахотных земель для ужесточения условий и стимулирования экономическими методами процесса выведения из обработки низкопродуктивных неперспективных земель.
Обеспечение прав граждан и юридических лиц на землю будет осуществляться с учетом их правового положения, объединенных в следующие группы.
Первая группа. Собственники земельных участков, которым земельные участки предоставлены (предоставляются) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного и индивидуального жилищного строительства.
Их количество в настоящее время составляет - 3 082,5 тыс., или 95 процентов от общего количества всех собственников земельных участков и землепользователей в стране. Документами на землю обеспечены - 2 700,7 тыс. собственников или 88 процентов. Дальнейшее формирование собственников этой группы прогнозируется в основном за счет индивидуального жилищного строительства, и количество их достигнет к концу 2003 года примерно 3,2 млн.
Планируется в дальнейшем обеспечивать в полной мере потребность граждан в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства.
Для этих целей предусматривается провести земельно-хозяйственное устройство территорий сельских населенных пунктов, разработать региональные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, осуществить зонирование земель пригородных территорий.
Вторая группа. Крестьянские (фермерские) хозяйства.
Общее количество - 91 тыс. Документами на землю обеспечены 81,2 тыс. хозяйств или 89,2 процента.
Формирование данной группы землепользователей будет происходить в основном за счет земельных долей, специального земельного фонда и сделок с правом землепользования. Прогнозируется, что их количество к 2003 году возрастет до 125 тыс.
Предусматривается завершить натурную персонификацию условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях и продолжить дальнейшее формирование специального земельного фонда за счет неиспользуемых земель.
Третья группа. Негосударственные сельскохозяйственные организации.
Общее их количество - 6,2 тыс., в том числе со стабильным землепользованием 4,2 тыс., документами на землю обеспечены 3,9 тыс. или 94 процента.
Формирование землепользований этой группы будет осуществляться:
за счет вступления обладателей земельных долей в хозяйственные товарищества с включением земельных долей в соответствии с учредительными документами в уставные капиталы без права выхода со своей земельной долей;
без включения земельных долей в уставные капиталы хозяйствующих субъектов, с правом выхода со своим земельным участком.
Четвертая группа. Субъекты кондоминиума.
Документы на землю оформлены и выданы только по 14,1 тыс. объектам кондоминиумов.
Планируется урегулировать вопросы предоставления земель участникам кондоминиума в новом Законе Республики Казахстан U952717_ "О земле".
Дальнейшее определение границ земельных участков, предоставляемых собственникам помещений (участникам) кондоминиума, будет осуществляться с участием кооперативов собственников квартир с учетом фактически сложившейся застройки и требований, установленных градостроительной и иной документацией, к территориальному развитию населенного пункта. Будет определена доля каждого участника кондоминиума в общей собственности или общем землепользовании без выделения ее в натуре.
С целью завершения планируемых работ до 2003 года будет разработан план мероприятий по отводу земельных участков для существующих объектов кондоминиумов.
Пятая группа. Негосударственные юридические лица, земельные участки которым были предоставлены под застройку или застроенные производственными и непроизводственными зданиями, сооружениями.
На начальном этапе разгосударствления объекты государственной собственности приватизировались без оформления прав на землю, поэтому при оформлении прав на земельные участки будет проводиться уточнение занимаемых площадей под существующие объекты, а также оформление выкупа (аренды) земельных участков у государства.
Для лиц, имеющих на правах собственности строения, сооружения (включая незавершенное строительство) и другое недвижимое имущество, но неоформивших в установленном порядке соответствующие документы на землю до 2001 года, предусматривается в законодательном порядке ужесточить условия приобретения прав на землю. Предполагается внести поправки в действующие законодательные акты, регулирующие вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
В целях создания наиболее благоприятных условий для рационального и эффективного использования земель, привлечения инвестиций, стимулирования поступления дополнительных средств в бюджет, обеспечения гласности при предоставлении земельных участков, а также обеспечения твердых гарантий по защите прав инвесторов, будут организованы земельные аукционы и конкурсы по продаже земельных участков в собственность или землепользование.
Шестая группа. Иностранные землепользователи.
Предоставление права землепользования иностранным землепользователям будет осуществляться на основании договора аренды земельного участка (за исключением предоставления земельных участков в виде государственных натурных грантов, предоставляемых в соответствии с законодательством о государственной поддержке прямых инвестиций).
Регистрация прав на землю будет осуществляться в общем порядке.
Для 2 и 3 групп землепользователей:
завершение до конца 2000 года работы по персонификации условных земельных долей с разработкой в необходимом количестве проектов по землеустройству, в которых будет определено местоположение земельных участков, предоставляемых в счет выделения земельных долей, которое будет определяться с учетом решения собрания обладателей земельных долей, а при отсутствии согласия между ними в способе определения местоположения этих участков, размещение земельных участков обладателей земельных долей будет определяться по решению суда;
оценка земель для залога земельных участков и прав землепользования в обеспечение ипотечных кредитов и развития рынка сельскохозяйственных земель.
Для ускорения процесса формирования землепользовании хозяйствующих субъектов на основе земельных долей предусматривается законодательно установить для обладателей земельных долей сроки для выбора получения земельного участка в соответствии с земельной долей для использования в сельскохозяйственном производстве или вступления в хозяйствующие субъекты с переоформлением своих прав в долю таких единиц. Это будет сопровождаться активной кампанией по разъяснению действующих прав по распоряжению условными земельными долями.
Предусматривается завершить процесс технического оформления границ земельных участков, предоставленных для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, с выдачей им правоустанавливающих документов на землю для последующей регистрации прав на землю в органах юстиции.
Для защиты интересов государства в области земельных отношений планируется:
проведение инвентаризации пахотных земель, которая позволит ужесточить условия, а также стимулировать экономическими методами процесс выведения из обработки малопродуктивных неперспективных земель;
разработка целевой программы, предусматривающей совместную работу с акимами областей по проблемам неиспользуемых земель, ранее предоставленных для сельскохозяйственных целей, и изъятия их в установленном порядке для последующего перераспределения между хозяйствующими субъектами;
проведение зонирования земель, которое позволит в полной мере осуществить государственную политику по управлению земельными ресурсами и конкретизировать для собственников и землепользователей разрешенные виды использования земель;
в свете конституционного права граждан на землю и обеспечения гарантий по совершению ими в отношении своего земельного участка или права землепользования любых сделок, не запрещенных законодательными актами, планируется отработать механизм реализации законодательства в сфере залога земли, а также изучить возможности введения частной собственности на отдельные категории земель.
Сноска. В раздел 2 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 2 ноября 2000 г. N 1657 P001657_ ; от 29 июня 2001 г. N 895 Р010895_ .
3. Совершенствование земельного кадастра,
структурные преобразования и кадровое обеспечение
С внедрением государственной регистрации прав на недвижимое имущество в значительной степени возросли объемы земельно-кадастровых работ.
В целях реализации задач по закреплению прав на землю будет проводиться работа по совершенствованию государственного земельного кадастра, который в соответствии с постановлением Правительства от 6 июня 1996 года N 710 P960710_ "Об утверждении Порядка ведения государственного земельного кадастра в Республике Казахстан" является составной частью государственной системы кадастров, а также призван обеспечить учет земельных участков для целей регистрации прав на землю.
Основные положения порядка учета земельных участков для целей регистрации в составе земельного кадастра были разработаны с учетом рекомендаций Всемирного Банка, которым инвестируется пилотный проект государственной регистрации прав на недвижимое имущество и этот порядок призван решить сугубо технические вопросы по идентификации земельных участков, определению их границ.
Вместе с тем оперативное выполнение указанных работ сдерживается в определенной степени отсутствием во многих городах областного и районного значения землеустроительной службы. Нет специалистов такого профиля в поселках и аульных (сельских) округах. Именно в населенных пунктах сосредоточен основной объем работ по выдаче документов на право собственности на землю или право землепользования.
Для реализации этих целей предусмотрены структурные преобразования землеустроительной службы республики:
намечается создание органов по управлению земельными ресурсами в городах областного значения за счет существующего фонда заработной платы;
на базе существующих дочерних предприятий Государственного научно-производственного центра земельных ресурсов и землеустройства Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами в районах и городах областного значения будут созданы дополнительные специализированные производства - кадастровые филиалы (центры).
Основными функциями кадастровых филиалов будут являться:
установление границ земельного участка на местности;
изготовление соответствующих документов, удостоверяющих права граждан и юридических лиц на земельные участки;
создание и обновление планово-картографических материалов, кадастровых карт (схем);
организация автоматизированной системы земельного кадастра, накопление и ведение банка данных о земельных ресурсах, поиск, обработка данных о земельных участках и оформление ответа на запрос пользователей информацией земельного кадастра.
Эти меры позволят освободить районные комитеты по управлению земельными ресурсами от несвойственных им технических работ, сосредоточив их на выполнение управленческих и контрольных функций, создание оперативности в работе.
Планируется:
передать в конкурентную среду отдельные виды землеустроительных работ. Для достижения этой цели предусматривается подготовить нормативные правовые акты по их лицензированию, необходимый пакет документов юридического, институционального и другого характера, устанавливающие правила производства землеустроительных работ и организации работ во взаимосвязи между участниками землеустроительного процесса;
осуществить мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров системы Агентства по управлению земельными ресурсами;
на основе Пилотного проекта, осуществляемого с привлечением кредитов Всемирного Банка по внедрению системы регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в Алматинской и Акмолинской областях и городах Алматы и Астане, автоматизировать системы земельного кадастра в целях более оперативного получения информации о земельных участках;
обеспечить надлежащую взаимосвязь земельного кадастра с правовым и другими кадастрами, а также изготовить современные кадастровые карты на основе цифровых технологий.
Для обеспечения потребностей в картографической продукции предусматривается до 2003 года осуществить строительство картографической фабрики за счет привлечения иностранных инвестиций.
4. Финансовое обеспечение Программы
Намеченные в Программе мероприятия потребуют определенных финансовых средств.
Работы по натурной персонификации условных земельных долей, учету земельных участков для целей регистрации, созданию единой автоматизированной информационной системы земельного кадастра будут финансироваться по соответствующим бюджетным программам.
На осуществление мероприятий по совершенствованию земельного законодательства, государственного земельного кадастра, развитие рынка земли на 2003 год предусматривается 308066 тысяч тенге из республиканского бюджета.
Выполнение других мероприятий Программы намечается осуществить за счет средств заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей, привлечения грантов и инвестиций. <*>
Сноска. В раздел 4 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 декабря 2002 г. N 1312 .
* * *
Программа нацелена на защиту прав и интересов граждан и юридических лиц и усиление гарантий, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны земельного фонда республики.
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 февраля 2000 года N 253
Мероприятия
по реализации Программы обеспечения
прав на землю в Республике Казахстан на 2000-2003 годы
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2
ноября 2000 г. N 1657 P001657_ ; от 29 июня 2001 г. N 895 Р010895_ .
Новая редакция - постановлением Правительства РК от 13 декабря 2002 г. N 1312
-------------------------------------------------------------------
N ! Наименование ! Форма !Ответствен-! Срок !Предпо-!Источники
п/п ! мероприятия !завер- !ные за вы- !выпол-!лагае- !финанси-
! !шения !полнение !нения !мые !рования
! ! ! ! !расходы!
! ! ! ! !(тыс. !
! ! ! ! !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Правовое
обеспечение
закрепления прав
на землю
1.1 Разработать Проект Агентство 2000 - -
проект Закона Закона по управ- год
Республики лению зе-
Казахстан мельными
"О земле" ресурсами,
Минюст
1.2 Разработать
проекты
постановлений
Правительства
Республики
Казахстан
"О внесении
изменений и
дополнений в
постановления
Правительства
Республики
Казахстан:
от 8 мая 1996 г. Проект Агентство IV - -
N 576 "Об поста- по управ- квартал
утверждении новле- лению зе- 2000
ставок платы за ния мельными года
землю, Прави- ресурсами,
продаваемую в тель- Минюст,
частную ства Минфин
собственность
или предостав-
ляемую в земле-
пользование
государством";
от 1 октября Проект Агентство II - -
1996 г. N 1203 поста- по управ- квар-
"Об утверждении новле- лению зе- тал
Порядка ния мельными 2001
определения Прави- ресурсами, года
оценочной тель- Минюст,
стоимости ства Минфин
земельных
участков,
продаваемых в
частную
собственность
или предостав-
ляемых в
землепользование
государством.
2. Формирование
реальных
собственников
земли и земле-
пользователей
Завершить Доклад Агентство Де- - -
натурную Прави- по управ- кабрь,
персонификацию тель- лению зе- 2000
условных ству мельными года
земельных долей ресурсами,
Минсельхоз
2.1 Обеспечить Акт на Агентство Пос- - -
документами на право по управ- тоян-
земельные соб- лению зе- но
участки: ствен- мельными
оформление и ности ресурсами
выдача на зе-
правоудосто- мель-
веряющих ный
документов учас-
ток
2.2 Отвести Отвод Агентство Пос- 2003 Республи-
земельные зе- по управ- тоян- год- канский
участки и мель- лению зе- но 20002 бюджет
выдать ного мельными
правоудосто- участ- ресурсами
веряющие ка и
документы выдача
на землю доку-
крестьянским ментов
(фермерским) на
хозяйствам землю
2.3 Провести Проек- Агентство 2001- 2003 Республи-
земельно- ты, по управ- 2003 год- канский
хозяйственное схемы лению зе- годы 8100 бюджет
устройство мельными
территории ресурсами
сельских
населенных
пунктов
2.4 Разработать и Инфор- Агентство 2000- - -
утвердить мация по управ- 2001
региональные Прави- лению зе- годы
схемы тель- мельными
зонирования ству ресурсами,
земель акимы
городов и
районов
2.5 Разработать Инфор- Минсельхоз, IV - -
региональные мация Агентство квар-
программы по Прави- по управ- тал
рациональному тель- лению зе- 2000
использованию ству мельными года
земель, ресурсами,
повышению акимы
плодородия областей
почв, охране
земельных
ресурсов
2.6 Разработать план План Агентство По - -
мероприятий по меро- по управ- заяв-
отводу земельных прия- лению зе- кам
участков для тий мельными
существующих отвода ресурсами,
объектов зе- местные
кондоминиумов мель- исполни-
ных тельные
участ- органы
ков
объек-
там
кондо-
миниу-
мов
2.7 Провести Инфор- Агентство 2000- - -
инвентаризацию мация по управ- 2001
пахотных земель Прави- лению зе- годы
тель- мельными
ству ресурсами
2.8 Разработать Инфор- Агентство II - -
целевую мация по управ- квар-
программу Прави- лению зе- тал
по проблемам тель- мельными 2001
неиспользуемых ству ресурсами, года
земель, ранее акимы
предоставленных областей,
для сельскохо- районов
зяйственных
целей
Рынок земли
2.9 Организация и Зе- Агентство Пос- - -
проведение мель- по управ- тоян-
земельных ные лению зе- но
аукционов и аук- мельными
конкурсов по ционы, ресурсами,
продаже кон- местные
земельных курсы исполни-
участков, тельные
находящихся в органы
государственной
собственности
Совершенствование
земельного
кадастра
2.10 Обеспечить Меж- Минюст, IV - -
взаимодействие ведом- Агентство квар-
между земельным ствен- по управ- тал
и правовым ный лению зе- 2000
кадастрами, дого- мельными года
привязку вор ресурсами
земельно-кадас-
трового
компонента к
проекту
регистрации прав
на недвижимое
имущество
2.11 Обеспечить учет Доклад Агентство Пос- - -
земельных Прави- по управ- тоян-
участков для тель- лению зе- но
целей ству мельными
регистрации ресурсами
(Земельно-
кадастровое
дело, книга
и карта)
2.12 Провести
земельно-
кадастровые
работы:
аэрофотогеоде- Съем- Агентство Пос- 2003 Республи-
зические ки, по управ- тоян- год- канский
изыскания, карты лению зе- но 102300 бюджет
почвенное мельными
обследование, ресурсами
геоботаническое
обследование;
вычислить Вычис- Агентство Пос- 2003 Республи-
площади ление по управ- тоян- год- канский
сельскохозяйст- площа- лению зе- но 31074 бюджет
венных угодий, дей мельными
почвенных и ресурсами
геоботанических
контуров;
изготовить и карты, Агентство Пос- - -
вести районные схемы по управ- тоян-
карты и карты лению зе- но
учетных мельными
кварталов; ресурсами
государственный база Агентство Пос- - -
учет земель; данных по управ- тоян-
кадас- лению зе- но
стра мельными
ресурсами
создать свод Элект- Агентство Пос- 2003 Республи-
данных по ронная по управ- тоян- год- канский
земельному база лению зе- но 38524 бюджет
кадастру на данных мельными
собственников ресурсами
земли и земле-
пользователей
в электронном
виде
2.13 Обеспечить Элект- Агентство 2001 - -
переход с ронная по управ- год
ведения учета база лению зе- 2001- - -
земельных данных мельными 2003
участков с ресурсами годы
бумажных
носителей на
электронную
систему сбора и
хранения
информации:
в пилотных
регионах
в остальных
областях
2.14 Создать и вести Автома- Агентство Пос- 2003 Республи-
автоматизирован- тизиро- по управ- тоян- год- канский
ную информа- ванная лению зе- но 106413 бюджет
ционную систему инфор- мельными
государственного мацион- ресурсами
земельного ная
кадастра система
земель-
ного
кадас-
тра
2.15 Топографо- Карты, Агентство Пос- - -
геодезическое и планы по управ- тоян-
картогра- (схемы) лению зе- но
фическое мельными
обеспечение ресурсами,
земельного Минюст
кадастра, в том
числе цифровое
Структурные
преобразования и
кадровое
обеспечение
2.16 Организовать Кадаст- Агентство 2000- - -
производственные ровые по управ- 2001
подразделения в центры лению зе- годы
районах мельными
ресурсами
2.17 Создать органы Органы Агентство 2000 - -
по управлению по уп- по управ- год
земельными равле- лению зе-
ресурсами в нию зе- мельными
городах мельны- ресурсами
областного ми ре-
значения сурсами
в об-
ластных
центрах
и горо-
дах
2.18 Создать центры Центр Агентство IV - -
по обучению по обу- по управ- квар-
специалистов чению в лению зе- тал
областных, городах мельными 2000
районных Астане ресурсами, года
(городских) и Минюст
комитетов и Алматы
кадастровых
центров
навыкам,
необходимым при
учете земельных
участков для
целей регистрации
2.19 Организовать Пере- Агентство 2000- 2003 Республи-
подготовку и подго- по управ- 2003 год- канский
переподготовку товка, лению зе- годы 1653 бюджет
специалистов обуче- мельными
областных и ние ресурсами
районных служб специа-
листов
2.20 Использование Инфор- Агентство Пос- - -
имеющейся мации, по управ- тоян-
информационно- бюлле- лению зе- но
маркетинговой тени мельными
системы для ресурсами
развития рынка
2.21 Совершенствовать Реко- Агентство Пос- - -
научно-методи- менда- по управ- тоян-
ческое ции лению зе- но
обеспечение, мельными
развитие ресурсами
фундаментальных
и прикладных
исследований:
провести Науч- Агентство 2003 - -
прикладные ные по управ- год
научные исследо- иссле- лению зе-
вания в области дова- мельными
экономической ния, ресурсами
оценки земельных мето-
ресурсов дики
2.22 Разработать Прог- Агентство III - -
программы рамма по управ- квар-
обучения и обуче- лению зе- тал
переподготовки ния и мельными 2000
кадров пере- ресурсами года
областного, подго-
районного товка
(городского) кадров
звена
-------------------------------------------------------------------