Об утверждении Правил предоставления права недропользования в Республике Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 января 2000 года N 108

Обновленный
      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления права недропользования в Республике Казахстан.
      2. Признать утратившими силу:
      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1998 года N 484 P980484_ "Об утверждении Положений о порядке заключения контрактов на проведение операции по недропользованию в Республике Казахстан и о порядке выдачи разрешений на передачу права недропользования в залог" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 16, ст. 139);
      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 1996 года N 1017 P961017_ "Об утверждении Положения о порядке лицензирования недропользования в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 34, ст. 321).
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан
                                                   Утверждены
                                           постановлением Правительства
                                               Республики Казахстан
                                           от 21 января 2000 года N 108

                               Правила
                  предоставления права недропользования

      Настоящие Правила определяют порядок предоставления права недропользования в Республике Казахстан, включая права на Разведку, Добычу, совмещенную Разведку и Добычу Полезных ископаемых, в том числе из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, а также на Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей.
      Понятия и термины, определенные Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 27 января 1996 года N 2828 U962828_ "О недрах и недропользовании" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 28 июня 1995 года N 2350 U952350_ "О нефти", с

учетом всех изменений и дополнений подлежат применению в настоящих 
Правилах.

            Способы предоставления Права недропользования

     1. В соответствии с действующим законодательством право 
недропользования предоставляется двумя способами:
     1) путем проведения конкурса инвестиционных программ на получение 
права недропользования (далее - Конкурс) и заключения Контракта;
     2) путем проведения прямых переговоров и заключения Контракта.
     2. Право недропользования считается предоставленным и возникшим 
только с момента заключения Контракта.

               Предоставление права недропользования 
                путем проведения прямых переговоров



      3. Право недропользования предоставляется путем проведения прямых переговоров и заключения Контракта в следующих случаях:
      1) в случае, если заявитель имеет исключительное право на получение права на Добычу в связи с проведением Разведки на основании заключенного Контракта на Разведку;
      2) в случае заключения Контракта на Строительство и/или эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей;
      2-1) в случае, если заявителем является Национальная компания;
      2-2) в случае, установленном в статье 73 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 27 января 1996 года N 2828 "О недрах и недропользовании;
      3) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. <*>
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 июня 2001 г. N 894 P010894_ .
      3-1. Объектами прямых переговоров по заключению Контрактов на предоставление права недропользования в Республике Казахстан на Строительство и/или эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей, являются:
      1) подземные и заглубленные ниже почвенного слоя сооружения для хранилищ и резервуаров нефти и газа, а также продуктов их переработки;
      2) тоннели, метрополитены, подземные путепроводы и инженерные сооружения с глубиной залегания свыше трех метров;
      3) сооружения, предназначенные для закачки подземных вод в недра для искусственного восполнения запасов;
      4) хвостохранилища, шламохранилища для захоронения и складирования

твердых, жидких отходов, вредных ядовитых веществ и сброса сточных и 
промышленных вод в недра. 
<*>

     Сноска. Дополнены пунктом 3-1 - постановлением Правительства РК от 29 
июня 2001 г. N 894  

P010894_

 .
    
     4. Заявка на участие в прямых переговорах должна содержать:
     1) наименование заявителя;
     2) адрес заявителя;
     3) государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство 
(для физических лиц);
     4) данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, 
которые будут представлять заявителя;
     5) данные о технических, управленческих, организационных и финансовых 
возможностях заявителя;
     6) иную информацию, затребованную Компетентным органом, в зависимости 
от основания проведения прямых переговоров.
     5. Компетентный орган обязан ответить заявителю о принятии решения по 
проведению прямых переговоров, включая срок начала проведения прямых 
переговоров, или отказе в проведении прямых переговоров в течение 3 
месяцев со дня подачи заявки.

           Организация проведения конкурса инвестиционных программ 
           на получение права недропользования на Разведку, Добычу и       
                         совмещенную Разведку и Добычу



      6. Предоставление права недропользования на Разведку, Добычу и совмещенной Разведки и Добычи Полезных ископаемых, в том числе из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, производится путем проведения конкурса инвестиционных программ (далее - Конкурс), за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящих Правил.
      7. Организация проведения Конкурса осуществляется Компетентным органом. Состав конкурсной комиссии формируется Компетентным органом и утверждается Правительством Республики Казахстан.
      8. По способу проведения Конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. Открытый Конкурс проводится среди неограниченного круга участников. Извещение о проведении открытого Конкурса и его условиях публикуется в средствах массовой информации. Закрытый Конкурс проводится среди

ограниченного круга лиц путем направления извещений его потенциальным 
участникам.
     9. Срок публикации либо направления извещений, публикуемых либо 
направляемых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется 
Компетентным органом в зависимости от специфики объекта (участка недр), в 
отношении которого объявляется конкурс.
     Извещение о проведении Конкурса должно содержать:
     1) время и место проведения;
     2) срок подачи заявок;
     3) основные условия конкурса;
     4) месторасположение и краткое описание участка недр (блока), 
выставляемых на конкурс;
     5) стоимость пакета геологической информации;
     6) минимальные размеры подписного бонуса;


      7) размер взноса за право участия в конкурсе, устанавливаемый Компетентным органом, с указанием реквизитов для его оплаты.
      В извещении может указываться иная информация об условиях проведения Конкурса.
      10. Заявка на участие в Конкурсе должна содержать:
      1) наименование заявителя;
      2) юридический адрес заявителя и адрес основного места деятельности;
      3) государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц);
      4) данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять заявителя;
      5) данные о технических, управленческих, организационных и финансовых возможностях заявителя, документально подтвержденных.
      11. Прием и оформление заявок на Конкурс осуществляется Компетентным органом. Поданные заявки принимаются к рассмотрению после уплаты заявителем взноса за участие в конкурсе. О принятии заявки к участию в Конкурсе заявитель официально уведомляется в месячный срок со дня поступления заявки.
      12. После принятия заявки на участие в Конкурсе Компетентный орган представляет заявителю пакет геологической информации на участок недр (блоку), по которому намеревается предоставить право недропользования. Пакет геологической информации формируется государственным органом по использованию и охране недр и должен содержать геологическую информацию, необходимую заявителю для разработки конкурсного предложения. Пакет геологической информации, представляемый различным заявителям должен быть идентичным.
      13. Компетентный орган вправе отказать в принятии заявки на участие в Конкурсе в следующих случаях:
      1) подачи заявки с нарушением требований настоящих Правил;
      2) представления заявителем в заявке ложных или неверных сведений;
      3) отсутствия в заявке документальных свидетельств о том, что заявитель обладает или будет обладать техническими, организационными, управленческими и финансовым возможностями, необходимыми для Разведки и/или Добычи, указанных в заявке на участие в Конкурсе.
      14. Затраты, понесенные участниками Конкурса, включая затраты по оплате взноса за участие в Конкурсе, возврату либо компенсации не подлежат.

                          Конкурсное предложение

      15. Заявитель составляет конкурсное предложение в сроки, установленные условиями Конкурса. Конкурсные предложения, поступившие в Компетентный орган и допущенные к Конкурсу, возврату участникам Конкурса не подлежат. Конкурсное предложение должно содержать указание на то, что заявитель ознакомлен с условиями настоящих Правил, касающихся порядка проведения Конкурса и обязанностей заявителя.
      16. В процессе проведения Конкурса по решению комиссии заявитель может улучшить конкурсное предложение. Изменения и дополнения в конкурсное предложение оформляются дополнительно с указанием срока их подачи. Предложение считается улучшенным с момента подачи изменений и дополнений в Компетентный орган и их регистрации Компетентным органом.

         Подведение итогов Конкурса и выявление победителя Конкурса

      17. По итогам оценки полученных конкурсных предложений конкурсной комиссией принимается решение о победителе Конкурса и оформляется соответствующий протокол. Данный протокол содержит решение конкурсной комиссии по выбору победителя Конкурса с приложением конкурсного предложения победителя, подписывается членами конкурсной комиссии и председателем комиссии.
      18. Победитель Конкурса определяется конкурсной комиссией на основе совокупности следующих основных критериев:
      1) срок начала и интенсивности проведения разведки и/или Добычи, достижения рентабельности Добычи и прибыльности проекта Добычи;
      2) предполагаемые размеры начальных, а также последующих платежей в бюджет;
      3) размер инвестиции, сроков и условий финансирования проекта и капитальных вложений в развитие производственной и социальной инфраструктуры контрактных территорий;
      4) соблюдение требований законодательства и нормативных актов по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.
      19. При относительном равенстве содержания конкурсных предложений, конкурсная комиссия вправе определить "короткий список" (промежуточный список) победителей Конкурса в целях определения окончательного победителя Конкурса. В целях определения окончательного победителя Конкурса конкурсная комиссия вправе запросить от участников "короткого списка" победителей Конкурса дополнительную информацию, относящуюся к конкурсному предложению. Промежуточные победители Конкурса вправе улучшить свои конкурсные предложения с соблюдением условий пункта 16 настоящих Правил. Окончательный победитель конкурса оформляется протоколом.
      20. Победитель закрытого конкурса информируется Компетентным органом о его победе в Конкурсе в официальном порядке. Результаты открытого конкурса публикуются в официальном печатном органе. Момент оформления протокола о победителе Конкурса, осуществляемое в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, считается моментом возникновения обязательств данного победителя Конкурса на заключение Контракта на условиях, не менее выгодных по отношению к Республике Казахстан, в сравнении с условиями, предусмотренными конкурсным предложением, и выполнения иных условий, определенных настоящими Правилами.

               Признание Конкурса несостоявшимся

      21. Число участников Конкурса неограничено. В случае участия в конкурсе только одного заявителя, конкурс признается несостоявшимся.
      При признании конкурса несостоявшимся конкурсная комиссия вправе снять объект с конкурса инвестиционных программ или назначить повторный конкурс в порядке, определяемом компетентным органом.
      При признании повторного конкурса несостоявшимся, ввиду наличия

только одного заявителя, конкурсная комиссия вправе рекомендовать 
компетентному органу заключить с таким заявителем контракт на основе 
переговоров и на условиях не менее выгодных для Республики Казахстан, чем 
было предложено им в конкурсном предложении. 
<*>

     Сноска. В пункт 21 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 29 июня 2001 г. N 894  

P010894_

 .
     22. Конкурс признается несостоявшимся также по другим основаниям, 
предусмотренным действующим законодательством Республики Казахстан.

                     Порядок заключения Контракта
 

     23. Основанием для начала ведения переговоров по заключению Контракта 
является:
     1) решение Компетентного органа на проведение прямых переговоров; или
     2) протокол конкурсной комиссии о победителе Конкурса.
     24. Сторонами Контракта выступает Компетентный орган и 
Недропользователь.


      25. Компетентным органом в отношении заключена Контракта на Разведку, Добычу, совмещенную Разведку и Добычу Полезных ископаемых, а также Полезных ископаемых техногенных минеральных образований является Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
      Компетентным органом в отношении заключения Контракта на Строительство и/или эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей, и государственного геологического изучения недр является Комитет геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
      Компетентным органом в отношении заключения Контракта на Разведку и/или Добычу Общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях являются местные исполнительные органы.
      Недропользователем по Контракту могут являться физические и юридические лица. Если право недропользования предоставляется нескольким физическим и/или юридическим лицам, которые впоследствии будут являться совместными обладателями права недропользования, то Контракт заключается между Компетентным органом и такими физическими и/или юридическими лицами. При этом, взаимные права и обязанности недропользователей по выполнению условий Контракта определяются договором (соглашением) между недропользователями и являются неотъемлемым приложением к Контракту. <*>
      Сноска. В пункт 25 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 7 апреля 2000 г. N 531 P000531_ ; от 29 июня 2001 г. N 894 Р010894_ .
      26. Переговоры ведутся рабочей группой Компетентного органа с обязательным участием представителей заинтересованных министерств и ведомств. Состав рабочей группы утверждается Компетентным органом на основании кандидатур, представленных министерствами и ведомствами.

                Подготовка и согласование Контракта

      27. Проект Контракта подготавливается недропользователем с учетом положений модельного контракта и представляется в срок не позднее 90 дней с момента оформления протокола конкурсной комиссией о победителе Конкурса либо принятия решения Компетентным органом о проведении прямых переговоров. Проект Контракта на проведение Разведки и/или Добычи Общераспространенных полезных ископаемых подготавливается недропользователем на основе модельного контракта и представляется в срок не позднее 30 дней с момента принятия решения соответствующим акимом.
      28. Компетентный орган с целью определения экономических параметров проекта рассматривает финансово-экономическую модель совместно с Министерством экономики и торговли Республики Казахстан и Министерством финансов Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым - областным управлением экономики и территориальным налоговым органом. <*>
      Сноска. В пункт 28 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 июня 2001 г. N 894 P010894_ .
      29. Согласованный сторонами проект Контракта до его подписания подлежит обязательной экономической и налоговой экспертизе в 30-дневный срок с момента получения проекта Контракта соответственно в Министерстве экономики и торговли Республики Казахстан и Министерстве финансов Республики Казахстан. <*>
      Сноска. В пункт 29 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 июня 2001 г. N 894 P010894_ .
      30. Проект Контракта также подлежит обязательному согласованию в 30-дневный срок с Министерством юстиции, а по Общераспространенным полезным ископаемым с соответствующим территориальным органом Министерства юстиции Республики Казахстан, а также в 15-дневный срок со дня получения со следующими министерствами и ведомствами:
      1) по вопросам охраны окружающей природной среды с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым с его территориальными органами;
      по вопросам использования, охраны недр и определения безрудности Участков недр, пригодных для Строительства и/или эксплуатации подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей, с Комитетом геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым с его территориальными органами;
      2) по вопросам здравоохранения с Агентством Республики Казахстан по делам здравоохранения Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым с его территориальными подразделениями;
      3) по вопросам безопасного ведения работ и горного надзора с Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. <*>
      Сноска. В пункт 30 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 июня 2001 г. N 894 P010894_ .
      31. Компетентный орган в процессе разработки условий Контракта вправе привлекать независимых консультантов и экспертов. Все затраты, связанные с привлечением независимых консультантов и экспертов, возмещаются подрядчиком в установленном Правительством Республики Казахстан порядке.
      32. После проведения переговоров, проведения экспертиз и согласования проекта Контракта, Контракт подписывается первым руководителем, заместителем или по его поручению иным уполномоченным лицом и уполномоченным представителем недропользователя.
      33. Условия Контракта не могут быть менее выгодными по отношению к Республике Казахстан в сравнении с условиями конкурсного предложения. Отказ победителя Конкурса от заключения Контракта на условиях не менее выгодных по отношению к Республике Казахстан в сравнении с условиями, определенными конкурсным предложением считается существенным нарушением обязательств победителя Конкурса.
      34. Контракт дает право на Разведку и/или Добычу только того вида полезных ископаемых, который указан в Контракте. В случае обнаружения запасов Полезных ископаемых, не подпадающих под перечень видов, содержащихся в Контракте, Компетентный орган вправе определить условия по Добыче таких Полезных ископаемых путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Контракт.
      35. Стороны вправе по взаимному согласию внести изменения и/или дополнения в Контракт путем проведения переговоров в письменной форме. Согласование и экспертиза принимаемых изменений и/или дополнений осуществляется только с теми министерствами и ведомствами, к компетенции которых относятся данные изменения и/или дополнения. При этом вносимые изменения не должны быть менее выгодными по отношению к Республике Казахстан в сравнении с условиями, определенными в конкурсном предложении.

                  Регистрация и хранение Контрактов

      36. Контракт, после подписания, подлежит обязательной государственной регистрации в государственном органе, его заключившем. Государственный орган, регистрирующий Контракты, ведет реестр государственной регистрации Контрактов.
      37. Документом, удостоверяющим регистрацию Контракта, является сертификат установленного образца, выдаваемый недропользователю Компетентным органом.
      38. Изменения и дополнения к Контракту также подлежат регистрации соответствующим государственным органом путем внесения в реестр Государственной регистрации Контрактов. Контракт и изменения и/или дополнения к нему признаются вступившими в силу с момента их регистрации.
      39. Хранение заключенного Контракта осуществляется, соответствующим государственным органом, произведшим его регистрацию.
      40. Копия Контракта после его регистрации Компетентным органом в обязательном порядке направляется в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство финансов и Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
(Специалисты: Умбетова А.М.,
              Склярова И.В.)