1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления права недропользования в Республике Казахстан.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1998 года N 484 P980484_ "Об утверждении Положений о порядке заключения контрактов на проведение операции по недропользованию в Республике Казахстан и о порядке выдачи разрешений на передачу права недропользования в залог" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 16, ст. 139);
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 1996 года N 1017 P961017_ "Об утверждении Положения о порядке лицензирования недропользования в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 34, ст. 321).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2000 года N 108
Правила
предоставления права недропользования
Настоящие Правила определяют порядок предоставления права недропользования в Республике Казахстан, включая права на Разведку, Добычу, совмещенную Разведку и Добычу Полезных ископаемых, в том числе из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, а также на Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей.
Понятия и термины, определенные Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 27 января 1996 года N 2828 U962828_ "О недрах и недропользовании" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 28 июня 1995 года N 2350 U952350_ "О нефти", с
учетом всех изменений и дополнений подлежат применению в настоящих Правилах. Способы предоставления Права недропользования 1. В соответствии с действующим законодательством право недропользования предоставляется двумя способами: 1) путем проведения конкурса инвестиционных программ на получение права недропользования (далее - Конкурс) и заключения Контракта; 2) путем проведения прямых переговоров и заключения Контракта. 2. Право недропользования считается предоставленным и возникшим только с момента заключения Контракта. Предоставление права недропользования путем проведения прямых переговоров
3. Право недропользования предоставляется путем проведения прямых переговоров и заключения Контракта в следующих случаях:
1) в случае, если заявитель имеет исключительное право на получение права на Добычу в связи с проведением Разведки на основании заключенного Контракта на Разведку;
2) в случае заключения Контракта на Строительство и/или эксплуатацию
подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. 4. Заявка на участие в прямых переговорах должна содержать: 1) наименование заявителя; 2) адрес заявителя; 3) государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц); 4) данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять заявителя; 5) данные о технических, управленческих, организационных и финансовых возможностях заявителя; 6) иную информацию, затребованную Компетентным органом, в зависимости от основания проведения прямых переговоров. 5. Компетентный орган обязан ответить заявителю о принятие решения по проведению прямых переговоров, включая срок начала проведения прямых переговоров, или отказе в проведении прямых переговоров в течение 3 месяцев со дня подачи заявки. Организация проведения конкурса инвестиционных программ на получение права недропользования на Разведку, Добычу и совмещенную Разведку и Добычу
6. Предоставление права недропользования на Разведку, Добычу и совмещенной Разведки и Добычи Полезных ископаемых, в том числе из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, производится путем проведения конкурса инвестиционных программ (далее - Конкурс), за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящих Правил.
7. Организация проведения Конкурса осуществляется Компетентным органом. Состав конкурсной комиссии формируется Компетентным органом и утверждается Правительством Республики Казахстан.
8. По способу проведения Конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. Открытый Конкурс проводится среди неограниченного круга участников. Извещение о проведении открытого Конкурса и его условиях публикуется в средствах массовой информации. Закрытый Конкурс проводится среди
ограниченного круга лиц путем направления извещений его потенциальным участникам. 9. Срок публикации либо направления извещений, публикуемых либо направляемых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется Компетентным органом в зависимости от специфики объекта (участка недр), в отношении которого объявляется конкурс. Извещение о проведении Конкурса должно содержать: 1) время и место проведения; 2) срок подачи заявок; 3) основные условия конкурса; 4) месторасположение и краткое описание участка недр (блока), выставляемых на конкурс; 5) стоимость пакета геологической информации; 6) минимальные размеры подписного бонуса;
7) размер взноса за право участия в конкурсе, устанавливаемый Компетентным органом, с указанием реквизитов для его оплаты.
В извещении может указываться иная информация об условиях проведения Конкурса.
10. Заявка на участие в Конкурсе должна содержать:
1) наименование заявителя;
2) юридический адрес заявителя и адрес основного места деятельности;
3) государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц);
4) данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять заявителя;
5) данные о технических, управленческих, организационных и финансовых возможностях заявителя, документально подтвержденных.
11. Прием и оформление заявок на Конкурс осуществляется Компетентным органом. Поданные заявки принимаются к рассмотрению после уплаты заявителем взноса за участие в конкурсе. О принятии заявки к участию в Конкурсе заявитель официально уведомляется в месячный срок со дня поступления заявки.
12. После принятия заявки на участие в Конкурсе Компетентный орган представляет заявителю пакет геологической информации на участок недр (блоку), по которому намеревается предоставить право недропользования. Пакет геологической информации формируется государственным органом по использованию и охране недр и должен содержать геологическую информацию, необходимую заявителю для разработки конкурсного предложения. Пакет геологической информации, представляемый различным заявителям должен быть идентичным.
13. Компетентный орган вправе отказать в принятии заявки на участие в Конкурсе в следующих случаях:
1) подачи заявки с нарушением требований настоящих Правил;
2) представления заявителем в заявке ложных или неверных сведений;
3) отсутствия в заявке документальных свидетельств о том, что заявитель обладает или будет обладать техническими, организационными, управленческими и финансовым возможностями, необходимыми для Разведки и/или Добычи, указанных в заявке на участие в Конкурсе.
14. Затраты, понесенные участниками Конкурса, включая затраты по оплате взноса за участие в Конкурсе, возврату либо компенсации не подлежат.
Конкурсное предложение
15. Заявитель составляет конкурсное предложение в сроки, установленные условиями Конкурса. Конкурсные предложения, поступившие в Компетентный орган и допущенные к Конкурсу, возврату участникам Конкурса не подлежат. Конкурсное предложение должно содержать указание на то, что заявитель ознакомлен с условиями настоящих Правил, касающихся порядка проведения Конкурса и обязанностей заявителя.
16. В процессе проведения Конкурса по решению комиссии заявитель может улучшить конкурсное предложение. Изменения и дополнения в конкурсное предложение оформляются дополнительно с указанием срока их подачи. Предложение считается улучшенным с момента подачи изменений и дополнений в Компетентный орган и их регистрации Компетентным органом.
Подведение итогов Конкурса и выявление победителя Конкурса
17. По итогам оценки полученных конкурсных предложений конкурсной комиссией принимается решение о победителе Конкурса и оформляется соответствующий протокол. Данный протокол содержит решение конкурсной комиссии по выбору победителя Конкурса с приложением конкурсного предложения победителя, подписывается членами конкурсной комиссии и председателем комиссии.
18. Победитель Конкурса определяется конкурсной комиссией на основе совокупности следующих основных критериев:
1) срок начала и интенсивности проведения разведки и/или Добычи, достижения рентабельности Добычи и прибыльности проекта Добычи;
2) предполагаемые размеры начальных, а также последующих платежей в бюджет;
3) размер инвестиции, сроков и условий финансирования проекта и капитальных вложений в развитие производственной и социальной инфраструктуры контрактных территорий;
4) соблюдение требований законодательства и нормативных актов по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.
19. При относительном равенстве содержания конкурсных предложений, конкурсная комиссия вправе определить "короткий список" (промежуточный список) победителей Конкурса в целях определения окончательного победителя Конкурса. В целях определения окончательного победителя Конкурса конкурсная комиссия вправе запросить от участников "короткого списка" победителей Конкурса дополнительную информацию, относящуюся к конкурсному предложению. Промежуточные победители Конкурса вправе улучшить свои конкурсные предложения с соблюдением условий пункта 16 настоящих Правил. Окончательный победитель конкурса оформляется протоколом.
20. Победитель закрытого конкурса информируется Компетентным органом о его победе в Конкурсе в официальном порядке. Результаты открытого конкурса публикуются в официальном печатном органе. Момент оформления протокола о победителе Конкурса, осуществляемое в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, считается моментом возникновения обязательств данного победителя Конкурса на заключение Контракта на условиях, не менее выгодных по отношению к Республике Казахстан, в сравнении с условиями, предусмотренными конкурсным предложением, и выполнения иных условий, определенных настоящими Правилами.
Признание Конкурса несостоявшимся
21. Число участников Конкурса неограничено. В случае участия в конкурсе только одного заявителя, конкурс признается несостоявшимся.
При признании конкурса несостоявшимся конкурсная комиссия вправе снять объект с конкурса инвестиционных программ или в течение 3-х дней назначить повторный конкурс в порядке, определяемом компетентным органом.
При признании повторного конкурса несостоявшимся, ввиду наличия
только одного заявителя, конкурсная комиссия вправе рекомендовать компетентному органу заключить с таким заявителем контракт на основе переговоров и на условиях не менее выгодных для Республики Казахстан, чем было предложено им в конкурсном предложении. 22. Конкурс признается несостоявшимся также по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством Республики Казахстан. Порядок заключения Контракта 23. Основанием для начала ведения переговоров по заключению Контракта является: 1) решение Компетентного органа на проведение прямых переговоров; или 2) протокол конкурсной комиссии о победителе Конкурса. 24. Сторонами Контракта выступает Компетентный орган и Недропользователь.
25. Компетентным органом в отношении заключена Контракта на Разведку, Добычу, совмещенную Разведку и Добычу Полезных ископаемых является Агентство Республики Казахстан по инвестициям.
Компетентным органом в отношении заключения Контракта на Строительство и/или эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и/или Добычей, и государственного геологического изучения недр является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Компетентным органом в отношении заключения Контракта на Разведку и/или Добычу Общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях являются местные исполнительные органы.
Недропользователем по Контракту могут являться физические и юридические лица. Если право недропользования предоставляется нескольким физическим и/или юридическим лицам, которые впоследствии будут являться совместными обладателями права недропользования, то Контракт заключается между Компетентным органом и такими физическими и/или юридическими лицами. При этом, взаимные права и обязанности недропользователей по выполнению условий Контракта определяются договором (соглашением) между недропользователями и являются неотъемлемым приложением к Контракту.
26. Переговоры ведутся рабочей группой Компетентного органа с обязательным участием представителей заинтересованных министерств и ведомств. Состав рабочей группы утверждается Компетентным органом на основании кандидатур, представленных министерствами и ведомствами.
Подготовка и согласование Контракта
27. Проект Контракта подготавливается недропользователем с учетом положений модельного контракта и представляется в срок не позднее 90 дней с момента оформления протокола конкурсной комиссией о победителе Конкурса либо принятия решения Компетентным органом о проведении прямых переговоров. Проект Контракта на проведение Разведки и/или Добычи Общераспространенных полезных ископаемых подготавливается недропользователем на основе модельного контракта и представляется в срок не позднее 30 дней с момента принятия решения соответствующим акимом.
28. Компетентный орган с целью определения экономических параметров проекта рассматривает финансово-экономическую модель совместно с Министерством экономики Республики Казахстан, Министерством энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан и Министерством финансов Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым - областным управлением экономики и территориальным налоговым органом.
29. Согласованный сторонами проект Контракта до его подписания подлежит обязательной экономической и налоговой экспертизе в 30-дневный срок с момента получения проекта Контракта соответственно в Министерстве экономики Республики Казахстан, Министерстве энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан и Министерстве финансов Республики Казахстан.
30. Проект Контракта также подлежит обязательному согласованию в 30-дневный срок с Министерством юстиции, а по Общераспространенным полезным ископаемым с соответствующим территориальным органом Министерства юстиции Республики Казахстан, а также в 15-дневный срок со дня получения со следующими министерствами и ведомствами:
1) по вопросам охраны окружающей природной среды и использования и охраны недр с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым с его территориальными органами;
2) по вопросам здравоохранения с Агентством Республики Казахстан по делам здравоохранения Республики Казахстан, а по Общераспространенным полезным ископаемым с его территориальными подразделениями;
3) по вопросам безопасного ведения работ и горного надзора с Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
31. Компетентный орган в процессе разработки условий Контракта вправе привлекать независимых консультантов и экспертов. Все затраты, связанные с привлечением независимых консультантов и экспертов, возмещаются подрядчиком в установленном Правительством Республики Казахстан порядке.
32. После проведения переговоров, проведения экспертиз и согласования проекта Контракта, Контракт подписывается первым руководителем, заместителем или по его поручению иным уполномоченным лицом и уполномоченным представителем недропользователя.
33. Условия Контракта не могут быть менее выгодными по отношению к Республике Казахстан в сравнении с условиями конкурсного предложения. Отказ победителя Конкурса от заключения Контракта на условиях не менее выгодных по отношению к Республике Казахстан в сравнении с условиями, определенными конкурсным предложением считается существенным нарушением обязательств победителя Конкурса.
34. Контракт дает право на Разведку и/или Добычу только того вида полезных ископаемых, который указан в Контракте. В случае обнаружения запасов Полезных ископаемых, не подпадающих под перечень видов, содержащихся в Контракте, Компетентный орган вправе определить условия по Добыче таких Полезных ископаемых путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Контракт.
35. Стороны вправе по взаимному согласию внести изменения и/или дополнения в Контракт путем проведения переговоров в письменной форме. Согласование и экспертиза принимаемых изменений и/или дополнений осуществляется только с теми министерствами и ведомствами, к компетенции которых относятся данные изменения и/или дополнения. При этом вносимые изменения не должны быть менее выгодными по отношению к Республике Казахстан в сравнении с условиями, определенными в конкурсном предложении.
Регистрация и хранение Контрактов
36. Контракт, после подписания, подлежит обязательной государственной регистрации в государственном органе, его заключившем. Государственный орган, регистрирующий Контракты, ведет реестр государственной регистрации Контрактов.
37. Документом, удостоверяющим регистрацию Контракта, является сертификат установленного образца, выдаваемый недропользователю Компетентным органом.
38. Изменения и дополнения к Контракту также подлежат регистрации соответствующим государственным органом путем внесения в реестр Государственной регистрации Контрактов. Контракт и изменения и/или дополнения к нему признаются вступившими в силу с момента их регистрации.
39. Хранение заключенного Контракта осуществляется, соответствующим государственным органом, произведшим его регистрацию.
40. Копия Контракта после его регистрации Компетентным органом в обязательном порядке направляется в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство финансов и Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
(Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)