1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу подпункт 1) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 6 марта 1999 года N 207 P990207_ "Вопросы Министерства финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 8, ст. 59).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2000 года N 48
Положение
о Министерстве финансов Республики Казахстан
(Минфин)
1. Общие положения
1. Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности.
Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Комитет государственного имущества и приватизации, Комитет финансового контроля, Комитет по государственным закупкам. <*>
Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 января 2001 г. N 87 P010087_ .
2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Министерство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в банках.
Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
Министерство имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
4. Министерство по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке издает акты в виде приказов, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.
5. Лимит штатной численности Министерства утверждается Правительством Республики Казахстан.
6. Юридический адрес Министерства:
472000, город Астана, проспект Победы, Дом министерств.
7. Полное наименование Министерства - государственное учреждение "Министерство финансов Республики Казахстан".
8. Настоящее Положение является учредительным документом Министерства.
9. Финансирование деятельности Министерства осуществляется только из республиканского бюджета.
Министерству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Министерства.
Если Министерству законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.
2. Основные задачи
10. Основными задачами Министерства являются:
1) участие в разработке и реализация государственной бюджетной политики во взаимодействии с налоговой и денежно-кредитной политикой;
2) участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;
3) создание и развитие системы мониторинга использования государственной собственности, повышение эффективности управления государственной собственностью;
4) осуществление рационального правительственного и гарантированного государством заимствования;
5) обеспечение выполнения обязательств по правительственным займам и государственным гарантиям по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
6) мониторинг и управление государственным и гарантированным государством долгом;
7) методологическое руководство по планированию и исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту, внедрение методов бюджетного программирования и методике функционального анализа государственных расходов;
8) обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;
9) разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета, а также отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
10) организация проведения единой политики информатизации Казначейской системы;
10-1) координация и мониторинг процесса государственных закупок;
11) иные задачи, возложенные на него законодательством. <*>
Сноска. В пункт 10 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 января 2001 г. N 87 P010087_ .
3. Функции
11. Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:
1) участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью;
2) участие в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов;
3) участие в разработке основных макроэкономических показателей;
4) прогнозирование поступлений в республиканский и местный бюджеты;
5) совместно с Министерством экономики Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан осуществление ежегодной оценки состояния и прогнозирование на предстоящий 10-летний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга;
6) расчеты объемов поступлений и расходов, расчеты по лимитам правительственного долга и предоставления государственных гарантий, а также по лимитам заимствования местными исполнительными органами;
7) доведение до местных исполнительных органов лимитов заимствования, а также минимальных размеров расходов по особо важным местным бюджетным программам;
8) разработка проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период;
9) анализ и обобщение практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработка предложений по его совершенствованию, подготовка проектов нормативных правовых актов в области управления государственными финансами, владения, пользования и распоряжения государственной собственностью;
10) подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых
актов в области бюджетной, налоговой и таможенной политики, бухгалтерского учета и аудита, финансового контроля, государственных закупок; 11) осуществление в пределах своей компетенции функции уполномоченного органа в вопросах международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения; 12) осуществление налоговой экспертизы контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий совместно с органами налоговой службы; 13) участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений; 14) ведение счетов местных бюджетов, счетов государственных учреждений и осуществление переводных операций для них; 15) утверждение помесячной росписи республиканского бюджета в пределах годового объема утвержденного республиканского бюджета; 16) осуществление финансирования расходов и кредитование из республиканского бюджета; 17) составление годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета, а также отчета по выполнению особо важных программ; 18) подготовка месячной и квартальной информации о ходе исполнения республиканского бюджета и о погашении основной суммы правительственного долга; 19) осуществление контроля за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств республиканского бюджета и иного имущества, находящегося в государственной собственности; 20) осуществление контроля за разработкой и исполнением местных бюджетов; 21) планирование, учет, анализ формирования и контроль за целевым использованием резерва Правительства; 22) анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;
23) разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов;
24) управление текущими остатками на счетах Комитета казначейства и его территориальных подразделений;
25) осуществление переводов денег по поручениям юридических лиц как в национальной, так и в иностранной валюте, контроль платежных документов;
26) выполнение функций уполномоченного органа в сфере бухгалтерского учета и аудита, в том числе в сфере лицензирования аудиторской деятельности в пределах своей компетенции;
27) ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном Банке Республики Казахстан, организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении;
28) определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами;
29) проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов;
30) по поручению Правительства Республики Казахстан проведение переговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
31) регистрация всех государственных займов, государственных гарантий и негосударственных займов, по которым предоставлены государственные гарантии;
32) получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;
33) организация и осуществление мониторинга получения, погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, государственного долга Республики Казахстан;
34) подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры правительственного долга, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования;
35) кредитование инвестиционных, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете, и в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан;
36) участие в подготовке документов, необходимых для ратификации соглашений о правительственных внешних займах;
37) подготовка проектов внутренних кредитных соглашений о возврате конечными заемщиками и банками второго уровня средств правительственных займов и доли софинансирования Правительством Республики Казахстан в республиканский бюджет;
38) координация и мониторинг процесса государственных закупок;
39) осуществление контроля за целевым использованием средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием;
40) отбор на конкурсной основе, по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, банков второго уровня для обслуживания правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, первичных дилеров, лид-менеджеров и других партнеров по выпуску государственных ценных бумаг;
41) организация и проведение совместно с уполномоченными банками-агентами работы с конечными заемщиками по взысканию отвлеченных из республиканского бюджета средств;
42) участие в подготовке предложений о создании свободной таможенной зоны;
43) совместно с Министерством государственных доходов Республики Казахстан определение порядка уплаты таможенных платежей и налогов, а также установление упрощенного режима налогообложения для отдельных видов предпринимательской деятельности;
44) иные функции, возложенные на него законодательством. <*>
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 января 2001 г. N 87 P010087_ .
4. Права
12. Министерство для реализации основных задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке:
1) запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Министерство;
2) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми государственными органами, иными организациями и физическими лицами;
3) отменять или приостанавливать приказы, иные акты комитетов и государственных организаций, находящихся в ведении Министерства финансов;
4) владеть, пользоваться, а также в случаях, установленных законодательными актами и Правительством, распоряжаться государственной долей в акционерных обществах и другим имуществом, находящимися в республиканской собственности;
5) осуществлять лицензирование;
6) осуществлять функции органа государственного управления республиканскими государственными предприятиями, а также органа, осуществляющего по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности;
7) осуществлять сотрудничество с международными организациями по вопросам своей компетенции;
8) осуществлять управление текущими остатками единого казначейского счета и на корреспондентских счетах Комитета казначейства путем их эффективного размещения в определенном Правительством порядке;
9) отзывать, приостанавливать финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные казначейскими разрешениями;
10) получать от местных исполнительных органов сводные данные об утвержденном бюджете области, городов Астаны и Алматы и ежемесячные отчеты об их исполнении, а также от государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, - ежемесячные отчеты об исполнении смет расходов;
11) проводить управление, учет и организацию хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;
12) осуществлять отдельные виды банковских операций в национальной и иностранной валюте;
13) заниматься организацией работы по переподготовке специалистов органов государственной финансовой системы;
14) в пределах своей компетенции осуществлять контроль и надзор за
соблюдением финансовой дисциплины юридическими лицами, а также привлекать их к ответственности в порядке, установленном законодательством; 15) предоставлять кредиты в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан и в пределах сумм, предусмотренных в республиканском бюджете; 15-1) осуществлять контроль за организацией и проведением государственных закупок; 16) осуществлять иные права, возложенные на него законодательством. <*> Сноска. В пункт 12 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 января 2001 г. N 87 P010087_ . 5. Имущество Министерства 13. Министерство имеет на праве оперативного управления обособленное имущество. Имущество Министерства формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Министерства. 14. Имущество, закрепленное за Министерством, относиться к республиканской собственности. 15. Министерство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Министерству может быть предоставлено право распоряжения имуществом в случаях и пределах, установленных законодательством. 6. Организация деятельности Министерства
16. Министерство и его ведомства, включая их территориальные подразделения, образуют единую систему Министерства финансов Республики Казахстан.
17. Министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. Министр имеет заместителей - вице-Министров, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.
18. Министр организует и руководит работой Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
19. В этих целях Министр:
1) определяет обязанности и полномочия своих заместителей и руководителей структурных подразделений Министерства;
2) в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должностей работников Министерства;
3) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Министерства;
4) подписывает приказы Министерства;
5) в пределах своей компетенции утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
6) утверждает структуру и штатную численность Министерства в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан;
7) предоставляет Министерство во всех государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
20. Решения, принимаемые Министерством, оформляются приказами Министра или лица, исполняющего его обязанности.
21. Первый вице-Министр замещает Министра во время его отсутствия, координирует деятельность комитетов и департаментов Министерства, осуществляет иные обязанности, возложенные на него Министром.
22. Вице-Министры в пределах своих обязанностей и полномочий, определенных Министром, подписывают приказы Министерства, не носящие нормативного характера.
23. Министерство имеет Коллегию, являющуюся консультативно-совещательным органом при Министре. Численный и персональный состав Коллегии утверждается Министром.
24. Для реализации функций по проведению государственной финансовой политики Министерство имеет право создавать постоянно действующие методические (методологические) советы и временные рабочие группы, с включением в их состав по согласованию представителей государственных органов и иных организаций, а также отдельных ученых и специалистов.
25. Иные вопросы организации деятельности Министерства, права и
обязанности должностных лиц, компетенция и правомочия подразделений, обеспечивающих его деятельность, устанавливаются регламентом работы Министерства, положениями о комитетах, департаментах и структурных подразделениях, обеспечивающих деятельность Министерства, утверждаемыми в установленном порядке. 7. Реорганизация и ликвидация Министерства 26. Реорганизация и ликвидация Министерства производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. (Специалисты: Умбетова А.М., Цай Л.Г.)