Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 января 2000 года N 48

Действующий
      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан.
      2. Признать утратившим силу подпункт 1) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 6 марта 1999 года N 207 P990207_ "Вопросы Министерства финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 8, ст. 59).
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Премьер-Министр
     Республики Казахстан


                                                  Утверждено

постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2000 года N 48


                               Положение
                о Министерстве финансов Республики Казахстан
                               (Минфин)

                          1. Общие положения

      1. Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности.
      Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Комитет государственного имущества и приватизации, Комитет финансового контроля.
      2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
      3. Министерство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в банках.
      Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
      Министерство имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
      4. Министерство по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке издает акты в виде приказов, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.
      5. Лимит штатной численности Министерства утверждается Правительством Республики Казахстан.
      6. Юридический адрес Министерства:
      472000, город Астана, проспект Победы, Дом министерств.
      7. Полное наименование Министерства - государственное учреждение "Министерство финансов Республики Казахстан".
      8. Настоящее Положение является учредительным документом Министерства.
      9. Финансирование деятельности Министерства осуществляется только из республиканского бюджета.
      Министерству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Министерства.
      Если Министерству законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.

                          2. Основные задачи

      10. Основными задачами Министерства являются:
      1) участие в разработке и реализация государственной бюджетной политики во взаимодействии с налоговой и денежно-кредитной политикой;
      2) участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;
      3) создание и развитие системы мониторинга использования государственной собственности, повышение эффективности управления государственной собственностью;
      4) осуществление рационального правительственного и гарантированного государством заимствования;
      5) обеспечение выполнения обязательств по правительственным займам и государственным гарантиям по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
      6) мониторинг и управление государственным и гарантированным государством долгом;
      7) методологическое руководство по планированию и исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту, внедрение методов бюджетного программирования и методике функционального анализа государственных расходов;
      8) обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;
      9) разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета, а также отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
      10) организация проведения единой политики информатизации Казначейской системы;
      11) иные задачи, возложенные на него законодательством.

                          3. Функции

      11. Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:
      1) участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью;
      2) участие в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов;
      3) участие в разработке основных макроэкономических показателей;
      4) прогнозирование поступлений в республиканский и местный бюджеты;
      5) совместно с Министерством экономики Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан осуществление ежегодной оценки состояния и прогнозирование на предстоящий 10-летний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга;
      6) расчеты объемов поступлений и расходов, расчеты по лимитам правительственного долга и предоставления государственных гарантий, а также по лимитам заимствования местными исполнительными органами;
      7) доведение до местных исполнительных органов лимитов заимствования, а также минимальных размеров расходов по особо важным местным бюджетным программам;
      8) разработка проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период;
      9) анализ и обобщение практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработка предложений по его совершенствованию, подготовка проектов нормативных правовых актов в области управления государственными финансами, владения, пользования и распоряжения государственной собственностью;
      10) подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых

актов в области бюджетной, налоговой и таможенной политики, бухгалтерского 
учета и аудита, финансового контроля;
     11) осуществление в пределах своей компетенции функции 
уполномоченного органа в вопросах международных налоговых соглашений об 
избежании двойного налогообложения;
     12) осуществление налоговой экспертизы контрактов на 
недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения 
контрактных условий совместно с органами налоговой службы;
     13) участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов 
и соглашений;
     14) ведение счетов местных бюджетов, счетов государственных 
учреждений и осуществление переводных операций для них;
     15) утверждение помесячной росписи республиканского бюджета в 
пределах годового объема утвержденного республиканского бюджета;
     16) осуществление финансирования расходов и кредитование из 
республиканского бюджета;
     17) составление годовых отчетов об исполнении республиканского 
бюджета, а также отчета по выполнению особо важных программ;
     18) подготовка месячной и квартальной информации о ходе исполнения 
республиканского бюджета и о погашении основной суммы правительственного 
долга;
     19) осуществление контроля за правильностью составления и утверждения 
смет расходов государственных учреждений, финансируемых из 
республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств 
республиканского бюджета и иного имущества, находящегося в государственной 
собственности;
     20) осуществление контроля за разработкой и исполнением местных 
бюджетов;
     21) планирование, учет, анализ формирования и контроль за целевым 
использованием резерва Правительства;
     22) анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;


      23) разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов;
      24) управление текущими остатками на счетах Комитета казначейства и его территориальных подразделений;
      25) осуществление переводов денег по поручениям юридических лиц как в национальной, так и в иностранной валюте, контроль платежных документов;
      26) выполнение функций уполномоченного органа в сфере бухгалтерского учета и аудита, в том числе в сфере лицензирования аудиторской деятельности в пределах своей компетенции;
      27) ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном Банке Республики Казахстан, организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении;
      28) определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами;
      29) проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов;
      30) по поручению Правительства Республики Казахстан проведение переговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
      31) регистрация всех государственных займов, государственных гарантий и негосударственных займов, по которым предоставлены государственные гарантии;
      32) получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;
      33) организация и осуществление мониторинга получения, погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, государственного долга Республики Казахстан;
      34) подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры правительственного долга, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования;
      35) кредитование инвестиционных, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете, и в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан;
      36) участие в подготовке документов, необходимых для ратификации соглашений о правительственных внешних займах;
      37) подготовка проектов внутренних кредитных соглашений о возврате конечными заемщиками и банками второго уровня средств правительственных займов и доли софинансирования Правительством Республики Казахстан в республиканский бюджет;
      38) совместно с уполномоченным органом по государственным закупкам контроль правильности проведения тендеров по закупке товаров, работ и услуг, финансируемых на средства правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием;
      39) осуществление контроля за целевым использованием средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием;
      40) отбор на конкурсной основе, по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, банков второго уровня для обслуживания правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, первичных дилеров, лид-менеджеров и других партнеров по выпуску государственных ценных бумаг;
      41) организация и проведение совместно с уполномоченными банками-агентами работы с конечными заемщиками по взысканию отвлеченных из республиканского бюджета средств;
      42) участие в подготовке предложений о создании свободной таможенной зоны;
      43) совместно с Министерством государственных доходов Республики Казахстан определение порядка уплаты таможенных платежей и налогов, а также установление упрощенного режима налогообложения для отдельных видов предпринимательской деятельности;
      44) иные функции, возложенные на него законодательством.

                          4. Права

      12. Министерство для реализации основных задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке:
      1) запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Министерство;
      2) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми государственными органами, иными организациями и физическими лицами;
      3) отменять или приостанавливать приказы, иные акты комитетов и государственных организаций, находящихся в ведении Министерства финансов;
      4) владеть, пользоваться, а также в случаях, установленных законодательными актами и Правительством, распоряжаться государственной долей в акционерных обществах и другим имуществом, находящимися в республиканской собственности;
      5) осуществлять лицензирование;
      6) осуществлять функции органа государственного управления республиканскими государственными предприятиями, а также органа, осуществляющего по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности;
      7) осуществлять сотрудничество с международными организациями по вопросам своей компетенции;
      8) осуществлять управление текущими остатками единого казначейского счета и на корреспондентских счетах Комитета казначейства путем их эффективного размещения в определенном Правительством порядке;
      9) отзывать, приостанавливать финансирование в случае использования

выделенных средств на цели, не предусмотренные казначейскими разрешениями;
     10) получать от местных исполнительных органов сводные данные об 
утвержденном бюджете области, городов Астаны и Алматы и ежемесячные отчеты 
об их исполнении, а также от государственных учреждений, финансируемых из 
республиканского бюджета, - ежемесячные отчеты об исполнении смет расходов;
     11) проводить управление, учет и организацию хранения драгоценных 
металлов и драгоценных камней;
     12) осуществлять отдельные виды банковских операций в национальной и 
иностранной валюте;
     13) заниматься организацией работы по переподготовке специалистов 
органов государственной финансовой системы;
     14) в пределах своей компетенции осуществлять контроль и надзор за 
соблюдением финансовой дисциплины юридическими лицами, а также привлекать 
их к ответственности в порядке, установленном законодательством;
     15) предоставлять кредиты в соответствии с решениями Правительства 
Республики Казахстан и в пределах сумм, предусмотренных в республиканском
бюджете;
     16) осуществлять иные права, возложенные на него законодательством.
     
                         5. Имущество Министерства
     
     13. Министерство имеет на праве оперативного управления обособленное 
имущество.
     Имущество Министерства формируется за счет имущества, переданного ему 
государством, а также иного имущества, стоимость которых отражается в 
балансе Министерства.
     14. Имущество, закрепленное за Министерством, относиться к 
республиканской собственности.
     15. Министерство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом 
распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
     Министерству может быть предоставлено право распоряжения имуществом в 
случаях и пределах, установленных законодательством.
     
                 6. Организация деятельности Министерства
     


      16. Министерство и его ведомства, включая их территориальные подразделения, образуют единую систему Министерства финансов Республики Казахстан.
      17. Министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. Министр имеет заместителей - вице-Министров, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.
      18. Министр организует и руководит работой Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
      19. В этих целях Министр:
      1) определяет обязанности и полномочия своих заместителей и руководителей структурных подразделений Министерства;
      2) в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должностей работников Министерства;
      3) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Министерства;
      4) подписывает приказы Министерства;
      5) в пределах своей компетенции утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
      6) утверждает структуру и штатную численность Министерства в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан;
      7) предоставляет Министерство во всех государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством;
      8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
      20. Решения, принимаемые Министерством, оформляются приказами Министра или лица, исполняющего его обязанности.
      21. Первый вице-Министр замещает Министра во время его отсутствия, координирует деятельность комитетов и департаментов Министерства, осуществляет иные обязанности, возложенные на него Министром.
      22. Вице-Министры в пределах своих обязанностей и полномочий, определенных Министром, подписывают приказы Министерства, не носящие нормативного характера.
      23. Министерство имеет Коллегию, являющуюся консультативно-совещательным органом при Министре. Численный и персональный состав Коллегии утверждается Министром.
      24. Для реализации функций по проведению государственной финансовой политики Министерство имеет право создавать постоянно действующие методические (методологические) советы и временные рабочие группы, с включением в их состав по согласованию представителей государственных органов и иных организаций, а также отдельных ученых и специалистов.
      25. Иные вопросы организации деятельности Министерства, права и

обязанности должностных лиц, компетенция и правомочия подразделений, 
обеспечивающих его деятельность, устанавливаются регламентом работы 
Министерства, положениями о комитетах, департаментах и структурных 
подразделениях, обеспечивающих деятельность Министерства, утверждаемыми в 
установленном порядке.
     
              7. Реорганизация и ликвидация Министерства
     
     26. Реорганизация и ликвидация Министерства производится в 
соответствии с законодательством Республики Казахстан.
     
(Специалисты: Умбетова А.М.,
              Цай Л.Г.)