О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 г. N 3

Действующий
      По результатам обобщения судебной практики и в целях единообразного толкования и применения норм действующего законодательства о банкротстве в связи с возникающими у судов вопросами, Пленум Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:
      1. Обратить внимание судов на то, что законодательство о банкротстве основывается на K951000_ Конституции Республики Казахстан, состоит из K941000_ Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), Закона Республики Казахстан Z970067_ "О банкротстве", иных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих особенности применения процедур банкротства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов.
      2. Судам следует иметь в виду, что согласно статье 2 Закона Z970067_ "О банкротстве" особенности применения процедур банкротства в отношении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, сельскохозяйственных организаций и других юридических лиц могут быть установлены только законодательными актами, а особенности применения процедур банкротства в отношении организаций с непрерывным циклом производства могут быть установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами.
      В настоящее время особенности процедур банкротства в отношении банков регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 31.08.95 за N 2444, Z952444_ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (в редакции от 11.07.97).
      Применение процедур банкротства в отношении индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном ст. 21 K941000_ Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) и главой VII (ст. 38-45) Закона Республики Казахстан Z970135_ "Об индивидуальном предпринимательстве".
      Вместе с тем особенности процедур банкротства в отношении пенсионных фондов установлены V970422_ Положением о реорганизации и ликвидации негосударственных накопительных пенсионных фондов, утвержденных Национальным пенсионным агентством Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 3.11.97 за N 16-П, а в отношении сельскохозяйственных организаций - Положением об особенностях применения процедур банкротства для сельскохозяйственных организаций, утвержденным постановлением Правительства РК от 22.12.97 за N 1816 P971816_ . Указанные положения подлежат применению в части, не противоречащей Закону Z970067_ "О банкротстве".
      Кроме того, при банкротстве организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, а также признанных банкротами по инициативе государства, Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать особые условия и порядок реализации конкурсной массы и дополнительные требования к покупателям объектов конкурсной массы.
      3. Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено судом на основании заявления должника, кредитора (кредиторов) или прокурора в случаях, установленных ст. 26 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      В отношении должников - государственных предприятий и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 2/3, производство по делу может быть возбуждено по заявлению уполномоченного органа.
      Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.04.98 за N 394 P980394_ "О дополнительных мерах по активизации деятельности по финансово-экономическому оздоровлению предприятий, предупреждению банкротства, ликвидации несостоятельных предприятий" (с изменениями от 18.06.98) таким уполномоченным органом в отношении неплатежеспособных государственных предприятий и хозяйственных товариществ с участием государства определено АО "Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий". Указанный уполномоченный орган вправе заявлять требования о признании банкротом от имени должника в отношении государственных предприятий, переданных в Агентство по решению Правительства Республики Казахстан, а в отношении неплатежеспособных хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 2/3 - по решению Правительства Республики Казахстан и общего собрания акционеров.
      4. Заявления указанных лиц о признании должника банкротом рассматриваются судом, если требования кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей.
      При решении вопроса о подсудности дела суд должен иметь в виду, что сумма требований кредитора при подаче заявления определяется исходя из суммы денежных обязательств, без учета санкций за их неисполнение - штрафа, пени, убытков.
      Если сумма кредиторской задолженности по денежным обязательствам менее установленной законом, суд отказывает в приеме заявления с отсылкой на п. 4 ст. 3 Закона Z970067_ "О банкротстве", п. 1-1) ст. 153 K990411_ ГПК РК.
      5. При принятии к рассмотрению заявлений должника о признании его банкротом суду следует проверить, надлежащим ли лицом (органом) оно подписано согласно учредительным документам заявителя.
      При обращении с заявлением Агентства от имени должника суду необходимо истребовать у Агентства подтверждения полномочий на подачу этого заявления. Эти полномочия устанавливаются на основании учредительных документов должника, соответствующего постановления Правительства РК, а в необходимых случаях - решения общего собрания акционеров о передаче хозяйствующего субъекта АО "Агентству по реорганизации и ликвидации предприятий" для осуществления мер финансового оздоровления либо ликвидации.
      В случае, если при приеме заявления должника суд установит, что заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, подтверждающих его полномочия, или предусмотренных ст.ст. 18, 19 Закона Z970067_ "О банкротстве", заявление должника возвращается без рассмотрения согласно ст. 21 Закона "О банкротстве", ст. 154 K990411_ ГПК РК.
      6. Согласно ст. 22 Закона Z970067_ "О банкротстве", ст. 38 Закона Z970135_ "Об индивидуальном предпринимательстве", дело о банкротстве может быть возбуждено на основании заявления юридического или физического лица - кредитора (кредиторов) по гражданско-правовым обязательствам. Правом на подачу заявления в суд о признании должника несостоятельным (банкротом) наделены и кредиторы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды - налоговые органы, а также соответствующие внебюджетные фонды или их уполномоченные органы.
      7. Заявление кредитора может быть подписано и его представителем. В этом случае согласно ст. 22 Закона Z970067_ "О банкротстве" к заявлению прилагается доверенность кредитора, подтверждающая полномочия представителя на обращение в суд с соответствующим заявлением от имени кредитора.
      Суд должен иметь в виду, что согласно п.1 постановления Правительства Республики Казахстан от 27.06.97 за N 1029 P971029_ "О мерах по активизации деятельности по финансово-экономическому оздоровлению предприятий, предупреждению банкротства, ликвидации несостоятельных предприятий" акционерному обществу "Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий" предоставлено право на обращение в суд от имени государства-кредитора с заявлениями о признании банкротом несостоятельных предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения ими обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, отчислениям в фонды социального страхования, погашению задолженности по кредитам, включая директивные и выданные по результатам внутри республиканского зачета взаимных долгов.
      8. Согласно ст. 24 Закона Z970067_ "О банкротстве" кредитор вправе объединить в одном заявлении несколько требований к должнику или требования нескольких кредиторов могут быть объединены в одном заявлении.
      Если заявление кредитора о признании должника несостоятельным (банкротом) представлено в суд после возбуждения дела в отношении должника на основании заявления другого кредитора, но до вынесения решения по делу, суд выносит определение о присоединении заявления к возбужденному производству для одновременного рассмотрения.
      При поступлении заявления после принятия решения о признании должника банкротом и возбуждении конкурсного производства суд отказывает в принятии заявления со ссылкой на ст. 153 K990411_ ГПК РК.
      9. Судам следует иметь в виду, что заявления о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в порядке особого производства, поэтому наличие либо отсутствие оснований для признания должника несостоятельным (банкротом) устанавливается на момент обращения в суд.
      Отказ суда в признании должника банкротом либо прекращение производства по делу о банкротстве по основаниям, установленным законом (кроме прекращения производства по делу в связи с ликвидацией должника), не является основанием для отказа в приеме последующих заявлений о признании того же должника банкротом.
      Любой кредитор, в том числе кредитор, которому отказано в признании должника банкротом, вправе вновь обратиться в суд за признанием должника несостоятельным (банкротом) в связи с изменившимися обстоятельствами (увеличение объема бесспорных обязательств заявителя, изменение финансово-хозяйственного положения должника, изменение законодательства и др.).
      10. Статьей 28 Закона Z970067_ "О банкротстве" установлен перечень возможных для должника последствий при возбуждении судом дела о его несостоятельности (банкротстве) - лишение собственника имущества и всех его органов права распоряжаться имуществом, запрет на удовлетворение требований одних кредиторов преимущественно перед другими кредиторами (кроме лиц, прямо указанных в законе), приостановление исполнения ранее принятых решений судов и др.
      Однако при решении вопроса о применении указанных последствий суд должен иметь в виду, что согласно ст. 30 Закона Z970067_ "О банкротстве" принятие мер по обеспечению требований кредиторов и вынесение определений об ограничении прав должника возможно только на основании заявления кредиторов и иных участвующих в деле лиц.
      Принимаемые судом меры обеспечения должны быть разумными, соответствовать цели обеспечения интересов кредиторов, сохранности имущества, но не препятствовать продолжению работ на производствах с непрерывным или сезонным циклом, связанных с жизнеобеспечением и здоровьем граждан, охраной окружающей среды национальной безопасности.
      Вынесенные судом определения об ограничении прав должника (аресте) направляются органам, исполняющим распоряжения собственника (либо уполномоченного им органа) в отношении имущества должника - обслуживающему банку (банкам), управлениям по регистрации прав на недвижимое и движимое имущество. Определения о приостановлении исполнения ранее принятых решений суда направляется департаменту судебных исполнителей.
      Доказательства своевременного уведомления указанных органов об ограничениях в отношении имущества должника прилагаются к материалам дела.
      В случае отказа суда в признании должника банкротом административные и судебные расходы по ограничению (лишению) прав должника, а также понесенные им в связи с этим убытки, могут быть отнесены на кредиторов, обратившихся в суд за принятием мер по обеспечению требований кредиторов.
      11. Возбуждение производства по делу о банкротстве должника не является основанием для прекращения производством дел, по которым должник выступает в качестве ответчика. Вопрос об исполнении этих решений, наряду с прочими вступившими в законную силу решениями суда до принятия решения о признании должника банкротом, решается в порядке, установленном ст.ст. 10, 71 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      Судебное решение о применении в отношении должника реабилитационной процедуры также не является основанием для прекращения судами производства по ранее возбужденным делам, по которым должник выступает в качестве ответчика. На период проведения реабилитационных процедур полномочия всех органов реабилитируемого юридического лица переходят к реабилитационному управляющему, а требования кредиторов, обязательства перед которыми возникли как до, так и после введения реабилитационных процедур, рассматриваются судами в общем порядке.
      Особенности исполнения должником решений судов, вынесенных в период проведения реабилитационных процедур, установлены ст.ст. 47, 75 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      Дела, по которым должник выступает истцом, рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства без каких-либо изъятий.
      12. Последствия возбуждения конкурсного производства при признании должника банкротом, установленные ст. 68 Закона Z970067_ "О банкротстве", носят обязательный характер. С момента принятия судом решения о признании должника банкротом прекращаются все споры имущественного характера с участием банкрота в качестве ответчика, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу. Все имущественные требования кредиторов могут быть предъявлены должнику-банкроту только в рамках конкурсного производства.
      Назначенный судом конкурсный управляющий обязан известить все суды, в производстве которых находятся дела по рассмотрению имущественных требований к должнику, о признании ответчика банкротом и направить заявления о прекращении в связи с этим производства по делам.
      13. Согласно ст. 4 Закона Z970067_ "О банкротстве" основанием для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом является его неплатежеспособность, которая возникает при неисполнении должником обязательства в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения.
      Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность.
      Судам следует обратить внимание, что действующее законодательство о банкротстве содержит разные понятия несостоятельности и основания для признания должника банкротом в отношении различных хозяйствующих субъектов.
      В ст. 1 Закона Z970067_ "О банкротстве" в редакции от 1.07.98 несостоятельность юридического лица определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы и возмещения за причиненный вред жизни и здоровью, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. По существу, согласно указанному закону критерием определения состоятельности должника - юридического лица является его платежеспособность.
      В статье 38 Закона Z970135_ "Об индивидуальном предпринимательстве" основанием для объявления банкротом должника - индивидуального предпринимателя указана его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества. Состоятельность в этом случае определяется исходя из стоимости всего имущества.
      Для признания банка банкротом согласно ст. 71 Закона Z952444_ "О банках и банковской деятельности Республики Казахстан" необходимо наличие двух признаков - и неплатежеспособности и несостоятельности. При этом состоятельность и платежеспособность банка-должника определяется только заключением Национального банка Республики Казахстан, составленным с учетом методики расчета пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка, т.е. комплексная оценка производится уполномоченным законом лицом.
      Положением об особенностях применения процедур банкротства для сельскохозяйственных организаций, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.12.97 за N 1816 P971816_ , установлено, что основанием для признания банкротом сельскохозяйственной организации, независимо от ее организационно-правовой формы, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, является несостоятельность. Согласно п. 9 указанного положения несостоятельность определяется как неспособность сельскохозяйственной организации-должника в течение очередного цикла сезонности сельскохозяйственного производства удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования по уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества. При этом указано, что формальное превышение активов сельскохозяйственной организации-должника над его пассивами не является основанием для отказа в признании должника банкротом. Особенности в этом случае - срок неплатежей определен циклом сезонности, состоятельность устанавливается судом при всесторонней оценке стоимости имущества.
      14. Статьей 36 Закона Z970067_ "О банкротстве" установлен исчерпывающий перечень оснований для вынесения решения о несостоятельности (банкротстве) должника. Поэтому суд не вправе объявить должника банкротом по иным основаниям, не установленным законом.
      Законом Z970067_ "О банкротстве" должнику при этом предоставлена одна возможность защитить свои права - представить доказательства собственной состоятельности в ходе судебного разбирательства в срок не позднее двух месяцев с момента возбуждения дела.
      Вместе с тем статьей 29 Закона Z970067_ "О банкротстве" предусмотрена обязанность должника в 10-дневный срок со дня получения копии определения суда о возбуждении дела о банкротстве представить отзыв с приложением документов, подтверждающих способность должника исполнить не только долговые обязательства, срок исполнения которых уже наступил, но также и обязательства, срок исполнения которых наступит в течение трех месяцев с момента подачи заявления о признании должника банкротом.
      При наличии в своевременно направленном в суд отзыве должника возражений против признания его банкротом и обязательств доказать свою состоятельность, судам следует в целях предоставления должнику возможности для защиты своих прав назначить рассмотрение дела в пределах срока, установленного п. 1-1) ст. 36 Закона "О банкротстве", однако не позднее установленного ст. 34 Закона Z970067_ "О банкротстве" двухмесячного срока со дня поступления заявления в суд.
      15. Наличие в отзыве должника признания собственной несостоятельности в срок не позднее тридцати дней с момента возбуждения дела либо подача должником заявления о признании его банкротом в десятидневный срок со дня возбуждения дела о банкротстве в соответствии п. 1-2), 1-3) ст. 36 Закона Z970067_ "О банкротстве" является основанием для признания должника банкротом.
      Судам при поступлении признательного отзыва либо заявления должника следует в обязательном порядке проверить полномочия лица, подписавшего отзыв либо заявление. Документы, подтверждающие его полномочия, должны быть приложены к материалам дела.
      Решение суда о признании должника банкротом, основанное на признании им своей несостоятельности, должно содержать сведения о финансовом состоянии должника, а также обоснованную оценку состоятельности должника по существу.
      16. Согласно Закону Z970067_ "О банкротстве" реабилитационные процедуры могут быть применены судом только в отношении коммерческих организаций при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности должника.
      Порядок применения реабилитационных процедур установлен Законом Z970067_ "О банкротстве". Ходатайство о применении реабилитационной процедуры с приложением определенных п. 3 ст. 43 Закона "О банкротстве" документов должник направляет уполномоченному органу. Уполномоченный орган формирует комитет кредиторов, совместно с ним рассматривает ходатайство должника. Согласие комитета кредиторов и уполномоченного органа на применение реабилитационных процедур направляется в суд.
      При решении вопроса о применении реабилитационных процедур в отношении должника судам следует иметь в виду, что имеется несогласованность отдельных норм Закона "О банкротстве" между собой и с K990411_ ГПК РК. Согласно статье 1 Закона "О банкротстве" реабилитационные процедуры могут быть применены только к несостоятельному должнику, поэтому одновременно с обращением в уполномоченный орган должник обязан обратиться в суд в общем порядке с заявлением о собственной неплатежеспособности (несостоятельности) с приложением к заявлению всех предусмотренных законом необходимых документов и известить суд об обращении в уполномоченный орган с ходатайством о согласовании применения к нему реабилитационных процедур.
      В этих случаях суд в установленном порядке возбуждает производство по делу о банкротстве и истребует от уполномоченного органа результаты рассмотрения ходатайства должника.
      При отказе комитета кредиторов в применении к должнику реабилитационных процедур, суд оценивает заявление должника по существу и принимает решение о признании должника банкротом с учетом его собственного заявления в соответствии с пунктом 1-4) статьи 36 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      При согласии комитета кредиторов с целесообразностью проведения реабилитационных процедур, суд оценивает по существу заявление должника о его несостоятельности, проверяет соблюдение интересов кредиторов, не согласившихся с планом реабилитации. При наличии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства суд со ссылкой на ст.ст. 36, 43 Закона Z970067_ "О банкротстве" приостанавливает производство по делу о банкротстве и выносит определение о применении в отношении должника реабилитационной процедуры и утверждении плана реабилитации.
      Использование реабилитационных процедур в интересах должника в целях отсрочки исполнения требований кредиторов противоречит Закону Z970067_ "О банкротстве", поэтому суд не вправе выносить определение о применении реабилитационной процедуры в отношении хозяйствующих субъектов, не доказавших в общем порядке свою несостоятельность.
      17. Согласно п. 2 ст. 36 Закона Z970067_ "О банкротстве" в решении суда о признании должника банкротом должны содержаться указания о ликвидации должника и о назначении конкурсного управляющего.
      В силу ст. 69 Закона Z970067_ "О банкротстве" кандидатура конкурсного управляющего представляется в суд уполномоченным органом.
      При решении вопроса о назначении конкурсного управляющего суд должен истребовать от уполномоченного органа документы, подтверждающие отсутствие обстоятельств, при наличии которых кандидат не может быть назначен конкурсным управляющим. Перечень таких обстоятельств установлен п. 4 ст. 9 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      Кроме того, суд должен истребовать от уполномоченного органа сведения о предыдущей деятельности кандидата в качестве конкурсного управляющего и о результатах этой деятельности.
      Если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций представленный кандидат ранее был отстранен от управления делами и имуществом другого банкрота, суд на основании п. 4-2) ст. 9 Закона Z970067_ "О банкротстве" отказывает в назначении указанного кандидата и истребует от уполномоченного органа представления другой кандидатуры.
      По усмотрению суда назначение конкурсного управляющего может быть произведено на конкурсной основе, в том числе с учетом мнения кредиторов. В этом случае суд вправе потребовать от уполномоченного органа представления нескольких кандидатур.
      Суд не вправе назначить конкурсным управляющим уполномоченный орган, его филиал или структурное подразделение, а также работников уполномоченного органа, его филиалов и подразделений.
      18. Из содержания п.1 ст. 69 Закона Z970067_ "О банкротстве" не следует, что представление кандидатуры конкурсного управляющего является исключительным правом уполномоченного органа. Кроме того, Законом "О банкротстве" и K990411_ ГПК РК не предусмотрена возможность приостановления производства по делу о банкротстве ввиду непредставления уполномоченным органом кандидатуры конкурсного управляющего.
      Поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения уполномоченным органом требования суда о представлении кандидатуры конкурсного управляющего и всех предусмотренных законом сведений о кандидате, суд вправе с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона "О банкротстве" сформировать и утвердить комитет кредиторов и назначить конкурсного управляющего по представлению комитета кредиторов.
      19. Согласно ст. 9 Закона Z970067_ "О банкротстве" права и обязанности конкурсного управляющего, а также объем полномочий по управлению имуществом и делами несостоятельного должника определяются Законом и соглашением, заключаемым комитетом кредиторов с конкурсным управляющим.
      Указанное соглашение является гражданско-правовой сделкой, определяющей права и обязанности сторон в пределах, установленных законом, и должно содержать объем принимаемых на себя конкурсным управляющим обязательств по ликвидации должника, сроки и порядок их исполнения, а также размер вознаграждения, подлежащего уплате.
      Согласованный сторонами по соглашению срок исполнения обязательств по ликвидации должника не должен превышать установленный ст. 65 Закона "О банкротстве" срок, а порядок выплаты и размер вознаграждения определяются комитетом кредиторов в соглашении в зависимости от срока и качества исполнения обязательств по соглашению.
      20. Судам следует иметь в виду, что решение суда о назначении конкурсного управляющего не является назначением на должность, не порождает трудовых отношений между судом и конкурсным управляющим. Это определение служит основанием для возникновения у конкурсного управляющего полномочий по представлению интересов кредиторов ликвидируемого хозяйствующего субъекта, в т.ч. полномочий на открытие ликвидационного счета в банке, на распоряжение имуществом и деньгами должника, а также других полномочий, предусмотренных соглашением с кредиторами.
      Решение суда о назначении конкурсного управляющего не порождает никаких отношений между должником и конкурсным управляющим.
      В решении о назначении конкурсного управляющего, а также в определении о продлении суд в обязательном порядке указывает срок конкурсного производства, который должен соответствовать определенному в соглашении сроку исполнения сторонами обязательств.
      21. Конкурсный управляющий обязан исполнять принятые на себя по соглашению с кредиторами обязательства в соответствии с требованиями законодательства.
      Основания отстранения конкурсного управляющего от управления делами и имуществом должника установлены в п. 5 ст. 9 Закона Z970067_ "О банкротстве". Суд при установлении в действиях (бездействии) конкурсного управляющего неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств и возложенных Законом "О банкротстве" функций, что является основанием для его отстранения, вправе принять решение об этом как по ходатайству комитета кредиторов, так и по собственной инициативе.
      Определение об отстранении конкурсного управляющего, как и окончание установленного судом срока конкурсного производства, прекращает все права и полномочия конкурсного управляющего по представлению интересов кредиторов. Указанное определение не может быть оспорено в суде в порядке, установленном трудовым законодательством.
      22. Соглашение, заключаемое комитетом кредиторов с конкурсным управляющим, должно предусматривать условие о выполнении всех мероприятий по ликвидации должника в установленные законодательством сроки. Неисполнение конкурсным управляющим обязательств в этой части является безусловным основанием для вынесения судом определения об его отстранении. По заявлению заинтересованных лиц конкурсный управляющий может быть привлечен к ответственности согласно ст. 71-1 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      Вместе с тем при ликвидации должника с большим объемом имущества, при наличии реальной возможности взыскания дебиторской задолженности в интересах кредиторов, а также в случаях, когда Правительством Республики Казахстан в пределах компетенции установлены особые условия и порядок реализации имущества, суд по мотивированному ходатайству комитета кредиторов с приложением конкретных сроков выполнения мероприятий по ликвидации вправе продлить сроки конкурсного производства.
      23. При рассмотрении представленного для утверждения баланса судам следует иметь в виду, что содержащиеся в ликвидационном балансе сведения должны свидетельствовать об отсутствии активов на балансе должника. Все имущество должника должно быть реализовано либо передано кредиторам. При отказе кредиторов от принятия имущества оно подлежит передаче собственникам имущества должника либо его учредителям (участникам). Изъятое из оборота имущество передается уполномоченным государством органам.
      В отношении дебиторской задолженности должника, невозможной ко взысканию, суду необходимо истребовать доказательства списания комитетом кредиторов такой задолженности согласно ст. 13 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      Суд не вправе до утверждения ликвидационного баланса выносить определение о завершении конкурсного производства.
      24. В соответствии со статьей 67 Закона Z970067_ "О банкротстве" утверждение состава комитета кредиторов отнесено к компетенции суда.
      Судам следует иметь в виду, что порядок формирования комитета кредиторов установлен ст. 11 Закона "О банкротстве", а понятие конкурсного кредитора дано в ст. 1 указанного Закона.
      При отсутствии у должника конкурсных кредиторов комитет кредиторов может быть сформирован из имеющихся кредиторов предыдущих очередей с учетом требований, установленных ст. 11 Закона Z970067_ "О банкротстве".
      25. Законодательством о банкротстве установлена обязанность конкурсного управляющего сформировать реестр кредиторов и представить его в суд для утверждения.
      При решении вопроса об утверждении реестра требований кредиторов суд должен проверить правильность его формирования с учетом требований ст. 71 Закона "О банкротстве", согласно которой в реестр могут быть включены только требования кредиторов, которые заявлены конкурсному управляющему в срок не позднее двух месяцев с момента публикации решения суда о признании должника банкротом.
      Конкурсный управляющий не вправе формировать реестр требований кредиторов на основании расшифровки кредиторской задолженности к балансу должника, поскольку это противоречит Закону "О банкротстве" и ст. 8 K990409_ ГК РК, предоставляющим гражданам и юридическим лицам право по собственному усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами, в том числе и правом на защиту. Поэтому при утверждении реестра требований кредиторов суд обязан проверить наличие заявлений кредиторов, послуживших основанием для включения требований в реестр соответствующей очереди.
      Однако согласно ст. 52 Закона Z970160_ "Об охране окружающей среды" обеспечение исполнения должником экологических требований и обязательств, соблюдения интересов кредиторов по экологическим обязательствам и внесения их в реестр кредиторов возлагается на конкурсного управляющего. Поэтому конкурсный управляющий вправе включить в реестр требования кредиторов по экологическим обязательствам и при отсутствии заявлений от таких кредиторов.
      Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного п.1 ст. 71 Закона Z970067_ "О банкротстве", а также требования, заявленные после утверждения судом реестра кредиторов, но до утверждения ликвидационного баланса, удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 76 Закона "О банкротстве".
      26. При проверке правильности формирования реестра требований второй очереди суд должен проверить основания включения в очередь каждого залогового кредитора. Такими основаниями являются договор залога, надлежаще оформленный и зарегистрированный в установленном порядке, а также наличие в составе конкурсной массы имущества, указанного в качестве предмета залога.
      При отсутствии в составе конкурсной массы залогового имущества требования кредитора учитываются в общей пятой очереди. В пятой очереди учитываются и требования залогового кредитора в части, не обеспеченной залогом.
      27. При утверждении реестра требований кредиторов третьей очереди суду следует проверить соблюдение порядка, установленного ст. 79 Закона "О банкротстве" в отношении объема требований. В реестр включаются требования по оплате труда, выплате выходных пособий и вознаграждений по авторским договорам, образовавшиеся на момент возбуждения производства по делу о банкротстве и не выплаченные до вступления в силу решения о признании должника банкротом и его ликвидации.
      Начисление выходного пособия и компенсаций, связанных с увольнением работников в связи с ликвидацией банкрота, производится в конкурсном производстве и эти выплаты относятся к административным расходам конкурсного производства.
      28. При проверке правильности формирования реестров 4-й и 5-й очередей следует обратить внимание на установленный Законом Z970067_ "О банкротстве" порядок отдельного учета суммы обязательств должника перед кредитором и санкций за неисполнение обязательств, убытков, поскольку требования по выплате санкций и возмещению убытков согласно закону подлежат удовлетворению после погашения задолженности по обязательствам.
      29. Судам следует иметь в виду, что требования учредителей (участников) юридического лица должника и акционеров по неполученным дивидендам не отнесены законодательством о банкротстве к кредиторской задолженности, потому требования этих лиц не должны рассматриваться конкурсным управляющим и не должны включаться в реестр требований кредиторов.
      Указанные требования согласно ст. 85 Закона Z970067_ "О банкротстве" могут быть удовлетворены за рамками конкурсного производства в порядке, установленном учредительными документами должника, за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований, а также имущества, которое не было реализовано и не было принято кредиторами в счет удовлетворения требований, при условии, что это имущество не исключено, согласно законодательству из оборота.
      30. Конкурсная масса формируется конкурсным управляющим в порядке, установленном ст. 74 Закона "О банкротстве". Кроме того, к полномочиям конкурсного управляющего отнесено выявление сделок, совершенных должником при обстоятельствах, указанных в ст. 6 Закона Z970067_ "О банкротстве" и принятие мер к возврату имущества должника.
      Судам следует иметь в виду, что принадлежащий должнику на праве собственности земельный участок в обязательном порядке включается в состав конкурсной массы, а право постоянного и временного долгосрочного землепользования подлежит включению в конкурсную массу за изъятиями, установленными п. 3 ст. 39, п. 3 ст. 44 Указа U952717_ "О земле". Состав конкурсной массы при применении процедур банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства должен определяться с учетом требований ст. 1, п. 4 ст. 9 Z980214_ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
      31. Конкурсная масса обеспечивает удовлетворение требований кредиторов, поэтому действия конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы, взысканию дебиторской задолженности находятся согласно закону под контролем комитета кредиторов. Согласно ст. ст. 9, 13 Закона "О банкротстве" комитет кредиторов утверждает план реализации конкурсной массы, утверждает объем дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию, осуществляет контроль за деятельностью конкурсного управляющего. Условиями соглашения, заключаемого комитетом кредиторов с конкурсным управляющим, могут быть предусмотрены порядок и сроки оценки имущества, а также порядок его реализации. Конкурсный управляющий не вправе самостоятельно устанавливать порядок оценки и реализации имущества, заключать договоры на его оценку и реализацию без специального решения комитета кредиторов.
      32. Административные расходы в конкурсном производстве согласно ст.1 Закона Z970067_ "О банкротстве" включают все расходы по проведению процедур банкротства, в том числе и суммы вознаграждения конкурсного управляющего. Административные расходы покрываются вне очереди (ст. 75 Закона Z970067_ "О банкротстве") за счет имущества должника.
      Размер административных расходов и их структура определяются в соглашении, заключаемом комитетом кредиторов с конкурсным управляющим. Контроль за целевым использованием средств, предназначенных для покрытия административных расходов, осуществляется комитетом кредиторов.
      Конкурсный управляющий не вправе без согласия комитета кредиторов заключать с уполномоченным органом и созданными им структурами соглашения (договоры, контракты) на проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности, оценку имущества должника либо его реализацию.
      В случае, если комитет кредиторов обнаружит, что конкурсный управляющий произвел за счет конкурсной массы не предусмотренные в соглашении выплаты уполномоченному органу, иным юридическим или физическим лицам (за оказание конкурсному управляющему консультативных услуг, представление нормативного материала и пр.) суд вправе отстранить конкурсного управляющего по решению комитета кредиторов либо по собственной инициативе со ссылкой на п. 5-1) ст. 9 Закона "О банкротстве".
      33. При рассмотрении дел о банкротстве судам следует оценивать состоятельность должников на основании всех представленных документов, не ограничиваясь только признанием должника собственной неплатежеспособности.
      Умышленное приведение должника к неплатежеспособности, заведомо ложное обращение должника (его органа или собственника имущества) в суд о признании его банкротом с целью введения в заблуждение кредиторов, получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно неуплаты долгов при наличии у должника такой возможности, является основанием для отклонения заявленных требований о признании должника банкротом либо применения реабилитационных процедур.
      При установлении таких фактов суд обязан направить уполномоченным

государственным органам материалы, свидетельствующие о преднамеренном либо 
ложном банкротстве, для принятия мер и привлечения к ответственности 
виновных лиц.

Председатель Верховного Суда Республики Казахстан 

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Республики Казахстан

(Специалисты: Умбетова А.М.,
              Цай Л.Г.)