Об утверждении Положения о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан и признании утратившим силу приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № 493 "О создании Научно-технического совета по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ Министерства энергетики Республики Казахстан"

Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 24 октября 2024 года № 382

Действующий

      В соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан.

      2. Признать утратившими силу:

      1) приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № 493 "О создании Научно-технического совета по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ Министерства энергетики Республики Казахстан";

      2) приказ исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 2 мая 2024 года № 183 "О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № 493 "О создании Научно-технического совета по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ Министерства энергетики Республики Казахстан".

      3. Департаменту цифровизации Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после подписания настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Министра энергетики Республики Казахстан
А. Жамауов

  Утверждено приказом
И.о. Министра энергетики
Республики Казахстан
от 24 октября 2024 года № 382

Положение о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан (далее – Положение) разработано в соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике".

      2. Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности научно-технического совета Министерства энергетики Республики Казахстан (далее – НТС).

      3. НТС является консультативно-совещательным органом при Министерстве энергетики Республики Казахстан (далее – Министерство) и создается в целях выработки предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), а также оценки научно-технических проектов и программ в регулируемых сферах Министерства.

      4. В своей деятельности НТС руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Глава 2. Основные задачи и функции НТС

      5. Деятельность НТС направлена на решение следующих основных задач:

      1) разработка предложений и содействие в реализации государственной политики в области науки и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

      2) выработка предложений по формированию реализации научно-технических проектов и программ;

      3) выработка предложений по совершенствованию законодательных актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

      4) рассмотрение проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ в регулируемых сферах Министерства;

      5) разработка предложений и реализация мер по обеспечению прозрачности отчислений и распределений средств, направляемых недропользователями на финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ.

      6) выработка предложений и участие в развитии отраслевых научных организаций и организации технологической и инновационной деятельности.

      6. В соответствии с возложенными на него задачами, НТС выполняет следующие функции:

      1) по вопросам финансирования научных исследований, научных, научно-технических проектов и программ, НИОКР и технологических работ, а также проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) из средств государственного бюджета:

      вырабатывает предложения по формированию научно-технических и научно-технологических задач и программ Министерства;

      вырабатывает предложения по формированию специализированных направлений в целях реализации приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности;

      вырабатывает предложения при разработке конкурсных документаций по грантовому и программно-целевому финансированию проектов и программ, а также проектов по коммерциализации РННТД;

      вырабатывает предложения при разработке технических заданий по программно-целевому финансированию;

      рассматривает заявки, направляемые в уполномоченный орган в области науки для определения форм и объемов финансирования, выделяемых для реализации проектов и программ;

      рассматривает и вырабатывает рекомендации научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования;

      2) по вопросам государственной технологической политике и мерам государственной поддержке инновационной деятельности:

      разрабатывает предложения по основным направлениям государственной технологической политики;

      вырабатывает предложения по определению приоритетов технологического развития и основных направлений государственной технологической политики;

      вырабатывает рекомендации по вопросам инновационного и технологического развития страны;

      вырабатывает предложения по совершенствованию инновационной системы и деятельности субъектов инновационной системы, участвующих в государственной поддержке инновационной деятельности;

      рассматривает и вырабатывает предложения по государственной технологической политики по отраслевым направлениям;

      вырабатывает предложения по определению ключевых (приоритетных) технологий, отраслевых центров технологических компетенций, целевых технологических программ и организации технологических платформ в отраслях;

      вырабатывает предложения по формированию и развитию системы поиска технологий, их идентификации и оказания содействия в их продвижении на рынок;

      вырабатывает предложения по определению приоритетных направлений предоставления инновационных грантов, для дальнейшего предоставления в уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности.

      3) по вопросам финансирования из средств недропользователей в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 129, подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 212 Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в размере 1% (одного процента) от затрат на добычу полезных ископаемых на поддержку и развитие науки и технологий:

      формирование перечня приоритетных отраслевых направлений (далее - Перечень) для проведения научных исследований и проектов цифровизации в регулируемых сферах Министерства и его актуализация;

      рассмотрение и согласование программ научных исследований и проектов цифровизации, представленных недропользователями;

      выработка рекомендаций по дальнейшему их использованию выполненных научных исследований и проектов цифровизации;

      рассмотрение и рекомендация к принятию промежуточных и/или итоговых отчетов о ходе исполнения программ научных исследований и проектов цифровизации, представленных недропользователями;

      рассматривает и согласовывает вопросы недропользователей на привлечение иностранных поставщиков для проведения НИОКР и последующего внедрения полученных результатов на территории Республики Казахстан.

      4) иные вопросы в рамках выполнения задач Министерства:

      рассматривает и согласовывает стратегические и программные документы подведомственных научных организаций;

      заслушивает отчеты о научной, научно-технической и производственной деятельности подведомственных научных организаций;

      рассматривает вопросы сотрудничества с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, высшими учебными заведениями, недропользователями, предпринимателями, субъектами квазигосударственного сектора с целью создания совместных производств, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции и (или) внедрение новых технологий;

      рассматривает и вырабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, а также в регулируемых сферах Министерства;

      рассматривает другие вопросы с выработкой соответствующих рекомендаций по поручению первого руководителя Министерства.

Глава 3. Организация деятельности НТС

      7. Состав НТС формируется Министерством с учетом предложений и рекомендаций государственных органов, научного сообщества и субъектов частного предпринимательства, а также юридическими лицами, в том числе недропользователями, и утверждается первым руководителем Министерства.

      8. НТС состоит из Председателя, двух заместителей, постоянных членов и независимых экспертов. В состав НТС входят ведущие ученые по отраслям, представители государственных органов и институтов развития, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", национальных холдингов и компаний, члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, недропользователей, а также профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.

      9. Для формирования состава НТС в Министерство направляются резюме кандидата в произвольной форме с указанием сведений, подтверждающих соответствие кандидата требованиям пунктам 10 и 11 настоящего Положения.

      10. В состав НТС избираются ученые:

      1) являющиеся гражданами Республики Казахстан;

      2) имеющие степень доктора (PhD), доктора по профилю, доктора или кандидата наук, являющиеся работниками аккредитованных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в течение 3 (трех) лет до даты формирования состава НТС или занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в зарубежных научных организациях или научных организациях и организациях высшего и (или) послевузовского образования;

      3) имеющие стаж научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы в регулируемых сферах Министерства 5 (пять) лет.

      11. Семьдесят процентов (70 %) от состава НТС состоит из работников и (или) экспертов, имеющих стаж работы 5 (пять) лет:

      1) государственных органах;

      2) национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, рекомендованных соответствующими организациями в регулируемых сферах Министерства;

      3) члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, недропользователей, профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.

      4) субъектов частного предпринимательства и их объединений, рекомендованных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".

      12. НТС состоит из постоянных членов НТС и независимых экспертов:

      1) члены НТС участвуют на заседаниях НТС на постоянной основе с правом голоса;

      2) независимые эксперты НТС по приглашению Председателя НТС или заменяющего его лица принимают участие в заседаниях НТС без права голоса, по вопросам, касающимся их направлений деятельности с правом представления рекомендаций и (или) особого мнения по рассматриваемому вопросу.

      13. Председатель НТС и его два заместителя избираются членами НТС из числа членов НТС посредством открытого голосования на первом заседании НТС.

      14. Председатель НТС:

      1) председательствует на заседаниях и руководит его деятельностью;

      2) обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;

      3) определяет повестку дня, дату, время, место и форму проведения заседаний НТС;

      4) подписывает протоколы заседаний НТС;

      5) осуществляет общую координацию над реализацией решений НТС.

      15. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.

      16. Состав НТС утверждается сроком на 3 (три) года и состоит из нечетного числа членов в количестве 9 (девять) и 25 (двадцать пять) человек.

      17. Работу НТС организует Рабочий орган. Рабочим органом НТС является организация, находящаяся в ведении Министерства акционерное общество "Ситуационно-аналитический центр топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан" (далее – Рабочий орган).

      18. Рабочий орган в целях обеспечения деятельности НТС осуществляет:

      1) организационно-техническое обеспечение работы НТС;

      2) сбор предложений по формированию Перечня от членов НТС на ежегодной основе;

      3) сбор материалов, направляемых членам НТС за 5 (пять) рабочих дней до проведения заседания;

      4) составление и координация выполнения планов и отчетов о работе НТС.

      5) приглашает на заседания НТС представителей государственных органов и организаций (по согласованию);

      6) запрашивает необходимую информацию от государственных органов и организаций (по согласованию).

      19. Секретарь, являющийся должностным лицом рабочего органа НТС, осуществляет:

      1) подготовку, сбор и систематизацию материалов к заседаниям;

      2) своевременное направление членам НТС и приглашенным лицам уведомлений о проведении заседаний НТС;

      3) формирование повестки дня заседаний, протоколирование заседаний;

      4) подготовку проектов решений НТС и оформление протоколов после заседаний.

      20. Заседания НТС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

      21. Решения НТС принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано 2/3 голосов от общего количества членов, присутствующих на заседании НТС. При равенстве голосов решающим является голос Председателя. Секретарь не является членом НТС и не голосует при принятии решений. При наличии у членов НТС и независимых экспертов особого мнения по вынесенному на голосовании вопросу, Секретарь вносит в протокол соответствующую запись.

      22. Работа НТС осуществляется в форме проведения очных и заочных заседаний. Заседания НТС могут проводится с использованием инфокоммуникационных технологий и систем связи Министерства. Протоколы заседания, материалы по вопросам повестки дня, отчеты, акты передаются в Министерство и хранятся в соответствии с приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 236 "Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33339).

      23. Решение НТС оформляется протоколом и подписывается Председателем, членами НТС и Секретарем. Копии протоколов рассылаются членам НТС.

      24. Рабочий орган НТС ежегодно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным годом, представляет в Министерство и в уполномоченный орган в области науки информацию о работе НТС по итогам отчетного периода.