О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе"

Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1998 года № 319

Действующий
      Внести в Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. "О бюджетной системе" Z960052_ (Ведомости Парламента Республики Казахстан,

1996 г., № 20-21, ст.402; 1997 г.,  № 11, ст.153; № 13-14, ст.205) 
следующие изменения и дополнения: 

     1. В статье 1:
     в абзаце втором слова "доходных источников и"  и "соответствующим"
исключить;
     абзац пятый изложить в следующей редакции:


      "бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением бюджетов всех уровней и утверждению отчетов об их исполнении;";
      в абзаце седьмом слова "государственные гарантии" заменить словами "государственная гарантия";
      в абзаце двенадцатом слова "и всех внебюджетных фондов" исключить;
      абзац пятнадцатый исключить;
      абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
      "местные бюджеты - бюджеты областей, областные бюджеты, бюджеты городов (кроме городов районного значения), бюджеты специальных экономических зон и районов, за исключением районов в городах;";
      абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
      "программа и подпрограмма - комплекс мероприятий по исполнению определенных государственных функций;";
      в абзаце двадцать втором слова "резервный фонд - фонд, образуемый за счет бюджетных средств" заменить словами "резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов - средства", слово "бюджете" заменить словами "или в местном бюджете соответственно";
      абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
      "секвестр - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных в бюджете программ;";
      абзац двадцать четвертый исключить;
      абзац двадцать седьмой дополнить словами "не позднее 1 апреля текущего года";
      абзац тридцатый исключить;
      дополнить абзацами двадцать девятым - тридцать восьмым следующего содержания:
      "городской (районный) бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления исполнительными органами города (района), за исключением городов районного значения и районов в городах, своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;";
      "бюджет области - свод областного, городских и районных бюджетов, без учета взаимопогашающих операций между ними;";
      "бюджетная заявка - финансовое обоснование программ, представляемая их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан;";
      "государственное учреждение - администратор программ - центральные исполнительные органы и акимы областей и городов Астаны и Алматы, ответственные за финансовое обоснование республиканских и местных программ при составлении бюджетов;";
      "республиканские программы - программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского или местных бюджетов;";
      "местные программы - программы, разрабатываемые акимами областей (городов Астаны и Алматы) и утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов;";
      "областной бюджет (бюджет городов Астаны и Алматы) - централизованный денежный фонд области (города), предназначенный для осуществления областными (городскими) исполнительными органами своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, устанавливаемых законодательством;";
      "программа государственных инвестиций - утверждаемая Правительством Республики Казахстан программа инвестирования государственных и (или) привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средств по приоритетным секторам экономики;";

     "утвержденный бюджет - бюджет на предстоящий финансовый год, 
утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими  
местными  представительными органами;";
     "уточненный бюджет - бюджет на текущий финансовый год, утвержденный 
Парламентом Республики Казахстан или  соответствующими местными  
представительными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его 
исполнения;".
     2. В статье 3:
     абзац пятый пункта 1 исключить;
     пункт 2 исключить.
     3. В статье 4:
     пункт 2 изложить в следующей редакции:
     "2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют 
республиканский бюджет и местные бюджеты (включая бюджеты специальных 
экономических зон).";
     в пункте 3 слова "внебюджетных фондов и" исключить. 
     4. В абзаце втором статьи 5 слова "создание целевых бюджетных 
фондов, их частичное перераспределение" исключить.
     5. В статье 6:
     по тексту статьи исключить слово "включает"; 
     дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
     "Погашение" -  поступления от погашения выданных из бюджета кредитов;";
     абзац шестой изложить в следующей редакции:
     "Кредитование" - платежи из бюджета на возвратной основе;"; 
     в абзаце седьмом слово "Финансирование" заменить словами 
"Финансирование дефицита бюджета;".
     6. В статье 7 слова "и мероприятий" исключить.
     7. В статье 8:
     в подпункте 1):
     в абзаце втором слова "республиканского значения" заменить словами  
"Астаны и Алматы";
     абзац пятый дополнить словами "включая поступления в бюджет, 
получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги;".
     8. В статье 9:
     абзац первый изложить в следующей редакции:
     "Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование 
республиканских программ и подпрограмм, которые включают:";
     в абзаце шестом подпункта 1) слово "государственных" исключить;
     в абзаце десятом слово "процентов"  заменить словами "вознаграждений 
(интересов)";
     абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
     "по программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы,
передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;";
     абзац двенадцатый считать абзацем четырнадцатым;
     дополнить абзацами двенадцатым и тринадцатым следующего содержания:
     "по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате пенсий и 
государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери 
кормильца и по возрасту;
     по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции 
автомобильных дорог республиканского значения;".
     9. В статье 10:
     в пункте 1:
     слова "и мероприятий" исключить;
     слово "общегосударственных" заменить словом "государственных";
     первое предложение  пункта 2 изложить в следующей редакции:
     "Местные исполнительные органы разрабатывают и самостоятельно 
исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с 
учетом функционирования на их территории  специальных экономических зон.".
     10. В статье 11:
     подпункт 3) изложить в следующей редакции:
     "3) поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у 
вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для 
покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года;".
     11. В статье 12:
     в подпункте 1):
     абзац первый после слова "органами" дополнить словом "следующих";
     в абзаце четвертом слово "страхованию" заменить словом "обеспечению";
     дополнить абзацами следующего содержания:
     "занятости;
     обеспечению функционирования, строительству и реконструкции 
автомобильных дорог местного значения";
     подпункт 3) дополнить словами "и вознаграждений (интересов) по ним".
     12. В статье 13 слова "республиканского значения" заменить словами 
"Астана и Алматы".
     13. В статье 14:


      в названии и тексте слова "Резервные фонды", "резервного фонда", "резервных фондов" заменить соответственно словами "Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов", "резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов";
      абзац первый пункта 1 дополнить предложением следующего содержания:
      "В составе резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов предусматриваются средства для погашения обязательств государства по решениям судебных органов.".
      14. Статью 15 исключить.
      15. Главу III изложить в следующей редакции:
      "Глава III. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета
      Статья 17. Государственный бюджет
      1. В установленные Правительством Республики Казахстан сроки Министерство финансов Республики Казахстан:
      на основе долгосрочного Прогноза экономического развития, совместно с Национальным Банком Республики Казахстан разрабатывает стратегию государственного и гарантированного государством заимствования на предстоящий 10-летний период, в соответствии с которой уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом совместно с Министерством финансов Республики Казахстан разрабатывается Программа государственных инвестиций на 3-летний период;
      представляет в Правительство Республики Казахстан основные направления налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год, разработанные на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, оценки текущего исполнения бюджета, макроэкономических показателей стратегии заимствования, денежно-кредитной политики и программы государственных инвестиций.
      2. В соответствии с основными направлениями налогово-бюджетной политики Правительство Республики Казахстан определяет лимиты расходования средств государственного бюджета по функциональным группам.
      3. Правительство Республики Казахстан уточняет:
      перечень государственных программ по функциональным группам;
      распределение государственных программ между республиканским и местными бюджетами;
      центральные и местные исполнительные органы, ответственные за выполнение государственных программ.
      4. Министерство финансов Республики Казахстан в пределах лимитов по функциональным группам доводит лимиты расходования средств государственного бюджета до государственных учреждений-администраторов государственных и местных программ.
      5. Государственные учреждения-администраторы республиканских программ в пределах доведенных лимитов по функциональным группам:
      разрабатывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из республиканского бюджета, и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан;
      распределяют по областям лимиты по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов в установленном законодательством порядке;
      согласовывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, с местными исполнительными органами;
      представляют бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, в территориальном разрезе в Министерство финансов Республики Казахстан.
      6. Акимы областей и городов Астаны и Алматы:
      определяют перечень местных программ по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан;
      разрабатывают бюджетные заявки по местным программам в пределах доведенных лимитов и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан.
      7. Министерство финансов Республики Казахстан:
      согласно основных направлений налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год совместно с акимами областей (городов Астаны и Алматы) определяет прогнозы доходной части государственного бюджета по видам поступлений в территориальном разрезе;
      на основе бюджетных заявок и перечня государственных и местных программ разрабатывает прогноз расходной части государственного бюджета на предстоящий финансовый год с разделением на республиканский и местные бюджеты;
      разрабатывает нормативы отчислений от государственных налогов и объемы трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов областей (городов Астаны и Алматы);
      разрабатывает и представляет прогноз государственного бюджета на предстоящий финансовый год в Правительство Республики Казахстан для одобрения.
      Статья 18. Республиканский бюджет
      Закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год должен содержать:
      объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения ранее выданных из бюджета кредитов, расходов, кредитования и дефицита бюджета;
      перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в республиканский и местные бюджеты;
      нормативы отчислений от общегосударственных налогов и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из республиканского бюджета в бюджеты областей (городов Астаны и Алматы);
      величины месячных минимальных заработных плат и месячных расчетных показателей по кварталам;
      размер резервов Правительства Республики Казахстан с выделением суммы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      суммы погашения и обслуживания внешних займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан;
      лимит государственного долга;
      лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан на предстоящий финансовый год;
      перечень предельных расходов по функциональным группам, государственным учреждениям-администраторам программ и подпрограммам;
      перечень республиканских программ, финансируемых из республиканского бюджета, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.
      Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
      1. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов Республики Казахстан и представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
      2. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
      Обсуждение начинается с доклада министра финансов, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.
      3. Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года.
      В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
      В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент Республики Казахстан издает Указ "О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
      Исполнение финансового плана осуществляется в порядке, установленном для республиканского бюджета.
      Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета
      Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив, согласно действующему законодательству, в порядке и условиях настоящего Закона.
      Статья 21. Местные бюджеты
      1. Составление местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан.
      2. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов.
      3. Местные исполнительные органы для разработки прогнозов бюджетов областей и городов Астаны и Алматы:
      формируют доходную часть в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов поступлений и доведенных Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, и объемов трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности их бюджетов с учетом законодательства о специальных экономических зонах;
      формируют расходную часть на основе согласованных с соответствующими центральными исполнительными органами государственных программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ;
      определяют нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
      согласовывают лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва с Министерством финансов Республики Казахстан;
      представляют прогноз бюджетов областей (городов Астаны и Алматы) в Министерство финансов Республики Казахстан для согласования на предмет соответствия параметрам прогноза государственного бюджета.
      4. Решение маслихата о местном бюджете на предстоящий финансовый год должно содержать:
      объемы доходов, полученных официальных трансфертов, расходов, чистого кредитования;
      перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в местные бюджеты в соответствии с законом о республиканском бюджете;
      нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
      размер резервов местных исполнительных органов с выделением сумм на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного значения;
      лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва областных бюджетов и бюджетов городов Астаны и Алматы;
      размеры средств по программам среднего образования и здравоохранения, которые должны быть не ниже соответствующих объемов, указанных в законе о республиканском бюджете на соответствующий год;
      перечень республиканских программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ, сгруппированных в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, и их объемы;
      перечень республиканских и местных программ, финансируемых из местного бюджета, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения местного бюджета на предстоящий финансовый год.
      5. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается.
      6. Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии за счет средств местных бюджетов.
      7. Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению.
      8. Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета.
      Бюджеты специальных экономических зон утверждаются в сроки, установленные настоящим пунктом.
      9. До утверждения местного бюджета соответствующими маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета 1 квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год.".
      16. В абзаце первом пункта 2 статьи 22 слова "республиканского значения" заменить словами "Астаны и Алматы".
      17. Пункты 3 и 4 статьи 23 исключить.
      18. В статье 25:
      в заголовке слова "Порядок исполнения" заменить словом "Исполнение";
      в пункте 2 слово "Организации" заменить словами "Государственные учреждения" и слова "при Министерстве" заменить словом "Министерства";
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      "3. Все государственные учреждения:
      не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;
      обязаны представлять Министерству финансов Республики Казахстан и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.";
      пункт 4 изложить в следующей редакции:
     "4. Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.";
      пункт 5 исключить;
      пункт 6 изложить в следующей редакции:
      "6. Не допускается выделение средств из республиканского бюджета государственным учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.";
      в пункте 7 слова "городов республиканского значения" заменить словами "городов Астаны и Алматы";
      пункты 8 и 9 исключить.
      19. В статье 26:
      в заголовке слова "Порядок исполнения" заменить словом "Исполнение";
      в абзаце первом пункта 2 слова "на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетов" заменить словами "в соответствии с Правилами составления и исполнения бюджета";
      пункт 2 дополнить абзацем вторым в следующей редакции:
      "нижестоящие бюджеты имеют право заимствовать у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему.";
      пункт 3 исключить;
      в пункте 4 слова "республиканского значения" заменить словами "Астаны и Алматы";
      в пункте 6:
      после слов "из местных бюджетов" слово "организациям" заменить словами "государственным учреждениям";
      слова "и внебюджетных фондов" и ", а также хозяйствующим субъектам без государственной доли участия" исключить;
      пункт 7 изложить в следующей редакции:
      "7. Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов, а также суммы перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет.".
      20. Статью 27 изложить в следующей редакции:
      "Статья 27. Порядок изменения расходов бюджета
       При превышении установленного уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений от доходных источников в процессе исполнения бюджета, решение о сокращении предусмотренных в бюджете расходов по каждой программе до 10 процентов утвержденных сумм принимается Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, а свыше 10 процентов - путем внесения изменений в закон о республиканском бюджете и соответствующие решения маслихатов.
      Перечень программ, не подлежащих секвестрированию, определяется Парламентом Республики Казахстан и соответствующими маслихатами в законе и решениях о бюджете на соответствующий год.".
      21. В статье 29:
      в пункте 1 слова ", обязательные и для всех организаций, расходующих средства внебюджетных фондов, вступающие в силу после их утверждения Правительством Республики Казахстан" исключить;
      в пункте 2 слова "центральных исполнительных органов, местных исполнительных и представительных органов, организаций, содержащихся за счет государственного бюджета, а также фондов целевого финансирования и государственных внебюджетных фондов" заменить словами "государственных учреждений".
      22. В статье 30:
      в пункте 1:
      после слов "Парламенту Республики Казахстан" дополнить словами "и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета";
      после слов "исполнения республиканского бюджета" дополнить словами "на

уровне подпрограмм и о погашении основной суммы государственного долга"; 
     в пункте 4 слова "министерства, государственные комитеты и иные 
центральные и местные представительные и исполнительные органы и другие 
организации" заменить словами "государственные учреждения".
     23. В абзаце первом пункта 1 статьи 31 слова "министерствами, 
государственными комитетами, ведомствами и организациями, вне зависимости 
от форм собственности," заменить словами "государственными учреждениями".        


     Президент
Республики Казахстан
     
     
(специалист: Р.Жантасова
             25.12.98г.)