О Гражданской обороне

Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года N 100-1. Утратил силу Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу Законом РК от 11.04.2014 № 188-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано 

      Сноска. По тексту слова "всех форм собственности", "независимо от форм собственности" исключены Законом РК от 7 июля 2006 года № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
      Cноска№ По всему тексту:
      слова "Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям", "центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям", "центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям", "центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям" заменены соответственно словами "Уполномоченный орган", "уполномоченного органа", "уполномоченный орган", "уполномоченным органом";
      слово "Полномочия" заменено словом "Компетенция" - Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
 
       Организация и ведение гражданской обороны - одна из важнейших функций государства, составная часть его оборонных мероприятий.
      Настоящий Закон определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны Республики Казахстан, компетенцию центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций, права и обязанности граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в области гражданской обороны.
      Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

                       Глава 1. Общие положения

   Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
 

      Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      части Гражданской обороны - воинские части Гражданской обороны, создаваемые Правительством Республики Казахстан;

      службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - республиканские, областные, районные, городские службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые решением Правительства Республики Казахстан, акимами, руководителями центральных и местных исполнительных органов, организаций;

      силы Гражданской обороны - воинские части Гражданской обороны, территориальные, объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, оперативно-спасательные отряды подразделения государственной противопожарной службы;

      формирования Гражданской обороны - территориальные и объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые в областях, городах, районах, центральных и местных исполнительных органах, организациях;

      уполномоченный орган в области Гражданской обороны (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль в области Гражданской обороны;

      органы управления Гражданской обороны - центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, организации, осуществляющие руководство и обеспечивающие выполнение мероприятий Гражданской обороны в мирное и военное время;

      сигнал "Внимание всем!" - единый сигнал Гражданской обороны, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения;

      оперативно-спасательные отряды - республиканские, областные, городские, районные организации, предназначенные для ведения поисково-спасательных работ в труднодоступных районах и на объектах повышенной сложности;

      фонд защитных сооружений - совокупность всех имеющихся инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты производственного персонала и населения от современных средств поражения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества;

      эвакуационные органы - эвакуационные и эвакоприемные комиссии, создаваемые центральными и местными исполнительными органами, организациями для осуществления эвакуации населения, материальных ценностей в безопасную зону, организации их размещения, производственной деятельности и жизнеобеспечения.
      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в
                области гражданской обороны

      1. Законодательство Республики Казахстан в области гражданской обороны основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. (Исключен - от 7 июля 2006 года № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

       Статья 3. Основные задачи Гражданской обороны

      Защита населения и объектов хозяйствования является первостепенной задачей Гражданской обороны и осуществляется на основе научного определения оптимальных способов действия населения и заблаговременной подготовки территорий и объектов хозяйствования в интересах уменьшения ущерба при применении современных средств поражения и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
      Основными задачами Гражданской обороны являются:
      1) организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;
      2) создание сил Гражданской обороны, их подготовка и поддержание в постоянной готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях;
      3) подготовка персонала центральных и местных исполнительных органов, организаций и обучение населения;
      4) наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановкой;
      5) обеспечение мобилизационной готовности воинских формирований Гражданской обороны;
      6) проведение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов хозяйствования;
      7) накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества Гражданской обороны;
      8) оповещение населения, центральных и местных исполнительных органов об угрозе жизни и здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке;
      9) проведение поисково-спасательных и других неотложных работ, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и его эвакуации из опасных зон;
      10) защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, эпизоотий и эпифитотий.

      Статья 4. Принципы и порядок организации Гражданской
                обороны

      Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории республики.
      Реализация мероприятий Гражданской обороны осуществляется центральными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления Республики Казахстан, организациями, органами управления и силами Гражданской обороны, гражданами Республики Казахстан.
      Подготовка по гражданской обороне проводится заблаговременно, с учетом развития современных средств поражения и наиболее вероятных на данной территории, в отрасли или организации чрезвычайных ситуаций.
      В целях комплексного и дифференцированного проведения мероприятий Гражданской обороны, исходя из степени важности, осуществляется отнесение городов к группам, а организаций к категориям по гражданской обороне в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      Ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской обороны несут руководители центральных, местных исполнительных органов Республики Казахстан и организаций.
      Центральные и местные исполнительные органы, организации ежегодно в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан, представляют отчет о выполнении мероприятий Гражданской обороны.
      Сноска. В статью 4 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

          Глава 2. Мероприятия Гражданской обороны в области
               защиты населения, территорий и объектов
                 хозяйствования Республики Казахстан

       Статья 5. Мероприятия Гражданской обороны по защите
                 населения, территорий и объектов
                 хозяйствования от чрезвычайных
                ситуаций природного и техногенного характера

      Мероприятия Гражданской обороны по защите населения, территорий и объектов хозяйствования проводятся заблаговременно и являются обязательными для центральных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций и населения Республики Казахстан.
      В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся:
      1) уполномоченным органом:
      разработка перспективных и текущих планов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов действий по их ликвидации, а также представление его на утверждение соответствующим начальникам Гражданской обороны;
      утверждение перспективных и текущих планов по защите объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов действий по их ликвидации;
      утверждение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования и обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях;
      создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшим;
      организация системы мониторинга, оповещения населения, территорий и объектов хозяйствования о техногенных авариях, возможных наводнениях, селях, оползнях и других опасных экзогенных явлениях;
      2) местными исполнительными органами:
      планирование застройки территорий с учетом возможных наводнений, селей, оползней и других опасных экзогенных явлений;
      создание резерва временного жилья для населения, оставшегося без крова при чрезвычайных ситуациях;
      создание запасов продовольствия, медикаментов и материально-технических средств на объектах жизнеобеспечения;
      3) организациями:
      разработка перспективных и текущих планов по защите объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов действий по их ликвидации;
      разработка комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования и обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях;
      создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшим;
      организация системы мониторинга, систем оповещения персонала, хозяйствующих субъектов и населения о техногенных авариях;
      планирование застройки территорий организации с учетом возможных наводнений, селей, оползней и других опасных экзогенных явлений;
      создание запасов продовольствия, медикаментов и материально-технических средств на объектах жизнеобеспечения.
      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 04.12.2008 № 97-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Статья 6. Мероприятия Гражданской обороны по защите
                от землетрясений

      1. В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от возможных землетрясений заблаговременно проводится следующий комплекс мероприятий:
      развитие республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
      научное прогнозирование, оценка сейсмической опасности и сейсмическое микрорайонирование территории республики;
      разработка строительных норм и правил с учетом сейсмической опасности;
      научное обоснование расчетов и проектирование эффективных конструкций сейсмостойких зданий и сооружений и надежного функционирования объектов хозяйствования;
      осуществление контроля за качеством строительства сейсмостойких зданий и сооружений;
      обеспечение сейсмостойкости и надежного функционирования зданий и сооружений существующей застройки;
      регулирование застройки территорий с учетом возможных сейсмических воздействий.
      2. При ликвидации последствий землетрясения проводятся следующие мероприятия:
      получение информации о землетрясении, принятие решения и доведение его до регионов республики;
      организация управления поисково-спасательными и другими неотложными работами, а также их материально-техническое обеспечение;
      руководство действиями сил и средств Гражданской обороны и другими мероприятиями, согласно плану ликвидации последствий землетрясений.
      3. Руководители центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций в пределах своей компетенции, в целях защиты населения и снижения экономического ущерба от возможных землетрясений заблаговременно обязаны:
      организовывать проведение сейсмического районирования и оценку сейсмической опасности на подведомственных территориях, на которых расположены объекты хозяйствования, представляющие повышенную опасность для населения и окружающей среды, а также в районах интенсивной нефте-, газодобычи и подземных выработок;
      производить работы по антисейсмическому усилению зданий и сооружений, прежде всего жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, больниц, других зданий, сооружений с массовым пребыванием людей и объектов жизнеобеспечения (тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения и связи, канализации), химических и взрывоопасных производств;
      предусматривать при проведении капитальных ремонтов несейсмостойких зданий и сооружений обязательное антисейсмическое усиление их строительных конструкций;
      не допускать строительства зданий и сооружений без принятия специальных мер по обеспечению их сейсмостойкости, а также строительства в зонах тектонических разломов, неблагоприятных грунтовых условий и на оползнеопасных склонах.
      4. В целях ликвидации последствий землетрясения руководители обязаны:
      1) уполномоченного органа:
      организовать проведение спасательных работ;
      осуществить сбор и предоставление в вышестоящие органы и населению информации о силе землетрясения, разрушениях, потерях и принимаемых мерах по ликвидации его последствий;
      2) центральных и местных исполнительных органов:
      организовать ликвидацию последствий землетрясения, проведение спасательных и неотложных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим и другие мероприятия по жизнеобеспечению населения;
      осуществить сбор и предоставление в уполномоченный орган информации о разрушениях, потерях и принимаемых мерах по ликвидации последствий землетрясения;
      3) организаций:
      организовать ликвидацию последствий землетрясения, проведение спасательных и неотложных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим и другие мероприятия по жизнеобеспечению персонала.
      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 04.12.2008 № 97-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Статья 7. Мероприятия Гражданской обороны по защите от
                последствий изменения уровней морей и крупных
                водоемов

      1. Мероприятия по защите от наводнений, затоплений и обмеления морей и крупных водоемов направлены на обеспечение безопасности населения, объектов хозяйствования, инфраструктуры и включают:
      научные исследования и прогнозирование возможных последствий от изменения уровней морей и крупных водоемов;
      проектирование, строительство и эксплуатацию защитных гидротехнических и иных сооружений;
      планирование застройки территорий с учетом результатов научных исследований изменения уровня морей и крупных водоемов;
      организацию систем мониторинга уровня изменения морей и крупных водоемов, состояния окружающей среды, оповещения населения и хозяйствующих субъектов о нагонных явлениях в прибрежной зоне.
      2. Центральные, местные представительные и исполнительные органы, организации в целях защиты населения, территорий, снижения экономического ущерба от изменения уровня морей и крупных водоемов, в пределах своей компетенции обязаны:
      обеспечивать развитие научных основ и методов прогноза динамики уровневой поверхности морей и крупных водоемов;
      организовывать и контролировать качество строительства защитных гидротехнических и иных сооружений в районах возможных наводнений;
      не допускать отвода земельных участков под застройку объектов, для хозяйственных нужд без учета соответствующих нормативных актов в зонах возможных наводнений, затоплений и подтоплений;
      на всех стадиях недропользования в приоритетном порядке обеспечивать соблюдение экологических требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
      обеспечить постоянный мониторинг земель, почвенного и растительного покрова и подземных вод в прибрежных зонах морей и крупных водоемов.

      Статья 8. Мероприятия Гражданской обороны по защите от
                чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой
                месторождений полезных ископаемых

      Мероприятия, реализуемые центральными, местными представительными и исполнительными органами и организациями по обеспечению безопасности территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в пределах своей компетенции включают:
      научные исследования, прогнозирование и оценку опасности возможных последствий добычи полезных ископаемых для населения и окружающей среды;
      планирование застройки территорий, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений с учетом перспектив развития добычи полезных ископаемых и ее влияния на устойчивость геологических структур;
      повышение надежности и устойчивости существующих зданий и сооружений в районах разрабатываемых месторождений;
      организацию систем мониторинга состояния окружающей среды и технологических условий разрабатываемых месторождений и оповещение населения и хозяйствующих субъектов о возможных чрезвычайных ситуациях;
      организацию и проведение превентивных мероприятий по снижению возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений, а при невозможности их проведения - прекращение добычи и консервацию месторождений с выполнением необходимого комплекса защитных мероприятий.

      Статья 9. Мероприятия Гражданской обороны по защите
                населения, территорий и объектов
                хозяйствования от современных средств
                поражения

      В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования, снижения ущерба и потерь при угрозе и применении современных средств поражения проводятся:
      1) заблаговременно:
      разработка планов Гражданской обороны на мирное и военное время;
      создание и развитие систем управления, оповещения и связи Гражданской обороны и поддержание их в готовности к использованию;
      создание, укомплектование, оснащение и поддержание в готовности сил Гражданской обороны;
      подготовка органов управления и всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в случаях применения средств поражения;
      строительство и накопление фонда защитных сооружений Гражданской обороны и содержание их в готовности к функционированию;
      создание, накопление и своевременное освежение запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических средств, резервов для выполнения мероприятий Гражданской обороны и жизнеобеспечения населения;
      планирование и проведение эвакуационных мероприятий;
      планирование и выполнение мероприятий по устойчивому функционированию отраслей и объектов хозяйствования;
      проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности воинских формирований Гражданской обороны;
      2) при применении средств поражения:
      оповещение об угрозе и применении средств поражения, информирование населения о порядке и правилах действий;
      укрытие населения в защитных сооружениях, при необходимости - использование средств индивидуальной защиты;
      оказание медицинской помощи раненым и пораженным;
      проведение поисково-спасательных и других неотложных работ;
      восстановление нарушенных систем управления, оповещения и связи;
      проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения населения и объектах хозяйствования;
      восстановление готовности формирований Гражданской обороны;
      проведение эвакуационных мероприятий.

      Статья 10. Инженерно-технические мероприятия Гражданской
                 обороны

      Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны разрабатываются и проводятся заблаговременно.
      Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны должны предусматриваться при составлении схем и проектов районной планировки и застройки территорий, населенных пунктов, промышленных зон, в проектах строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения организаций.
      Проектно-сметная документация на развитие регионов, застройку территорий, строительство и реконструкцию населенных пунктов и объектов хозяйствования согласовывается с территориальными органами по чрезвычайным ситуациям.
      Сноска. В статью 10 внесены изменения Законом РК от 7 июля 2006 года № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      Статья 11. Подготовка специалистов и населения по
                 Гражданской обороне

      1. Подготовка по вопросам Гражданской обороны является обязательной для всех граждан Республики Казахстан и проводится по соответствующим учебным программам. Для подготовки используются и средства массовой информации.
      2. Подготовка и переподготовка руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций осуществляется в центрах подготовки.
      3. Подготовка специалистов для Гражданской обороны осуществляется в военных, гражданских учебных заведениях Республики Казахстан, а также в зарубежных государствах и в международных центрах.
      4. Подготовка населения страны по Гражданской обороне проводится по месту работы, учебы и жительства, начиная с дошкольных учреждений.

                  Глава 3. Силы Гражданской обороны

       Статья 12. Состав сил Гражданской обороны

      Силы Гражданской обороны состоят из воинских частей Гражданской обороны, территориальных, объектовых формирований и формирований служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, оперативно-спасательных отрядов подразделений государственной противопожарной службы.
      Силы Гражданской обороны в мирное время являются составной частью Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Положение о которой утверждается Правительством Республики Казахстан.
      На период проведения спасательных работ по решению Правительства Республики Казахстан могут выделяться части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, ведомственные специализированные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, военизированные и другие формирования, которые осуществляют выполнение работ под оперативным руководством общего руководителя спасательными работами.
      Выделенные силы должны быть обучены, укомплектованы техникой, оборудованием и готовыми к автономному проведению поисково-спасательных работ.
      Использование сил Гражданской обороны осуществляется по решению начальников Гражданской обороны соответствующих уровней. <*>
      Сноска. Статья 12 - с дополнениями, внесенными Законом РК от 9.12.98г. N 307. Внесены изменения - Законом РК от 20декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 13. Воинские части Гражданской обороны Республики
                 Казахстан и их задачи в мирное и военное время

      1. Воинские части Гражданской обороны Республики Казахстан предназначены для защиты населения, объектов хозяйствования и территорий республики при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
      Право создания воинских частей Гражданской обороны, подведомственных уполномоченному органу, предоставляется Правительству Республики Казахстан.
      Правительство Республики Казахстан принимает меры по комплектованию, оснащению и поддержанию в готовности к применению воинских частей Гражданской обороны.
      2. Основными задачами воинских частей Гражданской обороны являются:
      1) в мирное время:
      организация всесторонней подготовки и аттестации личного состава к ведению спасательных работ;
      проведение поисково-спасательных работ и оказание всесторонней помощи в жизнеобеспечении пострадавшего населения;
      участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
      участие в спасательных работах в случае чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств, с которыми Республика Казахстан имеет соответствующие соглашения;
      сопровождение и охрана грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
      осуществление мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в высшие степени боевой готовности;
      накопление, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания воинских частей Гражданской обороны и проведения спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
      2) в военное время:
      ведение радиационной, химической разведки в очагах поражения и зонах заражения;
      проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления;
      участие в проведении эвакуации населения и объектов хозяйствования;
      участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнение отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
      3. Применение воинских частей Гражданской обороны в мирное время осуществляется руководителем уполномоченного органа в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
      Воинские части Гражданской обороны постоянной готовности должны быть оснащены техникой и оборудованием и готовы к немедленному применению по оказанию помощи пострадавшему населению.
      4. Комплектование воинских частей Гражданской обороны осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Воинские части Гражданской обороны Республики Казахстан комплектуются также и гражданским персоналом. Штатную численность, перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом, устанавливает руководитель уполномоченного органа в пределах общей численности, утвержденной Правительством Республики Казахстан.
      5. Для мобилизационного развертывания воинских частей Гражданской обороны создаются и содержатся, согласно штатам техника, вооружение, запасы материальных и технических средств.
      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

         Статья 14. Формирования Гражданской обороны,
                    назначение и порядок их создания

      1. Формирования Гражданской обороны предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
      Формирования Гражданской обороны создаются в организациях, в районах, городах, областях и подразделяются на объектовые и территориальные.
      Объектовые формирования создаются в организациях, по месту жительства и используются, как правило, в их интересах. По решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации объектовые формирования могут привлекаться для выполнения задач в интересах соответствующих территорий.
      Территориальные формирования создаются в районах, городах, областях и подчиняются соответствующим начальникам Гражданской обороны. Базой создания территориальных формирований являются организации.
      Состав и численность формирований Гражданской обороны определяются на основании прогнозных расчетов и объема предстоящих аварийно-спасательных работ.
      Для регионов Республики Казахстан, подверженных землетрясениям, формирования Гражданской обороны готовятся из расчета не менее одного спасателя на 10 человек населения; для промышленных регионов и территорий, подверженных наводнениям, пожарам и другим потенциальным опасностям, - один спасатель на 15-20 человек, населения.
      Руководители организаций, в которых создаются формирования Гражданской обороны, несут персональную ответственность за профессиональную подготовку, оснащение современной техникой, оборудованием, снаряжением, другими материальными средствами и поддержание их в постоянной готовности.
      2. Основные виды формирований Гражданской обороны:
      1) спасательные формирования предназначены для разведки, розыска и извлечения пораженных из завалов, оказания первой медицинской помощи и состоят из сводных спасательных отрядов (команд), спасательных команд (групп), команд (групп) поиска людей, групп, звеньев разведки и других;
      2) инженерные формирования предназначены для проведения инженерной разведки, устройства проездов, проходов в завалах, восстановления и содержания в проезжем состоянии дорог и мостов, в том числе переправ через водные преграды, производства взрывных работ, вскрытия заваленных сооружений и других инженерных работ в районах разрушений и состоят из инженерных команд, дорожно-мостовых команд (групп), групп взрывных работ, групп (звеньев) инженерной разведки и других.
      Инженерные формирования, в зависимости от специфики решаемых задач, должны быть укомплектованы техникой и оборудованием, обеспечивающими автономное выполнение работ;
      3) формирования служб Гражданской обороны предназначены для жизнеобеспечения населения, ведения аварийно-спасательных и неотложно-восстановительных работ, усиления спасательных формирований и всестороннего обеспечения их действий и подразделяются на медицинские, связи, охраны общественного порядка, противопожарные, аварийно-технические, материального обеспечения, транспортные, защиты животных и растений и другие.
      3. Оперативно-спасательные отряды предназначены для проведения поисково-спасательных работ и оказания неотложной помощи пострадавшим.
      Оперативно-спасательные отряды являются формированиями повышенной готовности и создаются решением Правительства Республики Казахстан.
      4. (исключен)
      5. В формирования гражданской обороны зачисляются трудоспособные мужчины и женщины за исключением: инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до восьми лет, и в военное время - военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.
      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 12.03.1999 № 347; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 04.12.2008 № 97-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

        Глава 4. Органы управления и службы Гражданской обороны, государственный контроль в области Гражданской обороны 

      Сноска. Заголовок главы 4 в редакции Закона РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

          Статья 15. Руководство Гражданской обороной

      1. Общее руководство Гражданской обороной осуществляет Премьер-Министр Республики Казахстан, который (по должности) является Начальником Гражданской обороны Республики Казахстан.
      2. Руководитель уполномоченного органа по должности является заместителем Начальника Гражданской обороны Республики Казахстан и осуществляет непосредственное руководство Гражданской обороной Республики.
      3. Руководство Гражданской обороной в центральных и местных исполнительных органах, в организациях осуществляют их первые руководители, которые являются по должности соответствующими начальниками Гражданской обороны и несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской обороны.
      4. Начальники Гражданской обороны обязаны:
      утверждать и вводить в действие планы Гражданской обороны соответствующего уровня в порядке, установленном Начальником Гражданской обороны Республики Казахстан;
      проводить эвакуацию населения на подведомственной территории в установленном порядке;
      издавать приказы, решения, распоряжения по вопросам гражданской обороны;
      привлекать в установленном законодательством порядке к проведению мероприятий Гражданской обороны граждан и организации;
      требовать от физических и юридических лиц, соблюдения настоящего Закона и других нормативных правовых актов по гражданской обороне.
      5. Приказы, решения и распоряжения начальников Гражданской обороны соответствующих уровней по вопросам гражданской обороны обязательны для исполнения всеми организациями, а также должностными лицами и гражданами.
      Сноска. Статья 15 с изменением, внесенным Законом РК от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 16. Органы управления Гражданской обороной

      1. Для обеспечения выполнения мероприятий Гражданской обороны создаются органы:
      уполномоченный орган и его территориальные органы;
      отделы (работники) по Гражданской обороне в центральных и местных исполнительных органах областей (города республиканского значения, столицы);
      в организациях - структурные подразделения (отдельные работники), специально уполномоченные на решение задач в области Гражданской обороны, непосредственно подчиненные первому руководителю.
      Часть должностей в уполномоченном органе, его территориальных органах и подведомственных государственных учреждениях комплектуется военнослужащими и сотрудниками, в том числе переведенными (прикомандированными) из Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, других войск и воинских формирований.
      2. Руководители управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям являются по должности заместителями соответствующих начальников Гражданской обороны.
      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 05.05.2000 № 48; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 07.07.2006 № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

        Статья 17. Службы Гражданской обороны и чрезвычайных
                 ситуаций

      1. Для обеспечения выполнения специальных мероприятий Гражданской обороны и подготовки в этих целях сил и средств создаются республиканские, областные, районные, городские службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций организаций, которые непосредственно подчиняются начальнику Гражданской обороны.
      2. Службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций создаются постановлением Правительства Республики Казахстан, решениями акимов областей (города республиканского значения, столицы), руководителей организаций.
      3. Перечень республиканских служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Республики Казахстан, Положение о них утверждается уполномоченным органом.
      4. Ответственность за готовность пунктов управления, сил и средств, служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций возлагается на руководителей центральных, местных исполнительных органов и организаций, на базе которых они созданы.
      5. В целях организации выполнения эвакуационных мероприятий Гражданской обороны в центральных и местных исполнительных органах и в организациях создаются эвакуационные, эвакоприемные комиссии.
      Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 17-1. Государственный контроль в области
                  Гражданской обороны  

      1. Государственный контроль в области Гражданской обороны осуществляется в форме проверки и иных формах.
      2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
      3. К должностным лицам, осуществляющим государственный контроль в области Гражданской обороны, относятся:
      Главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю в области Гражданской обороны;
      заместители Главного государственного инспектора Республики Казахстан по государственному контролю в области Гражданской обороны;
      государственные инспекторы Республики Казахстан по государственному контролю в области Гражданской обороны;
      главные государственные инспекторы областей, городов республиканского значения и столицы по государственному контролю в области Гражданской обороны;
      заместители главных государственных инспекторов областей, городов республиканского значения и столицы по государственному контролю в области Гражданской обороны;
      государственные инспекторы областей, городов и районов по государственному контролю в области Гражданской обороны.
      Сноска. Статья 17-1 в редакции Закона РК от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

        Глава 5. Компетенция центральных, местных  
      представительных и исполнительных органов, организаций,
     права и обязанности граждан Республики Казахстан в
             области Гражданской обороны

       Статья 18. Компетенция Правительства Республики
                  Казахстан в области гражданской обороны

      Правительство Республики Казахстан:
      руководит Гражданской обороной Республики Казахстан;
      разрабатывает основные направления государственной политики в сфере гражданской обороны и организует их осуществление;
      определяет основные направления развития и совершенствования Гражданской обороны, порядок ее финансирования и материально-технического обеспечения;
      осуществляет руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики республики в мирное и военное время;
      утверждает порядок и критерии отнесения городов к группам, организаций - к категориям по гражданской обороне;
      определяет порядок перевода системы Гражданской обороны с мирного на военное положение, проведения эвакуационных мероприятий;
      принимает решение на развертывание отдельных воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан для проведения аварийно-спасательных работ при крупномасштабных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
      выполняет иные функции, возложенные на него Конституциейзаконами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 19. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:
      осуществляет непосредственное руководство Гражданской обороной;
      принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и ведения гражданской обороны, обязательные для исполнения центральными и местными исполнительными органами, организациями, а также населением Республики Казахстан;
      утверждает Положение о службах Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
      организует управление воинскими частями и формированиями Гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
      разрабатывает план Гражданской обороны Республики Казахстан, областей, городов, районов на мирное и военное время, представляет его на утверждение соответствующим начальникам Гражданской обороны и осуществляет руководство по их реализации;
      обеспечивает боевую и мобилизационную готовность воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан;
      утверждает объем и содержание инженерно-технических мероприятий Гражданской обороны в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования;
      осуществляет международное сотрудничество в области гражданской обороны;
      создает и обеспечивает постоянную готовность к немедленному использованию республиканской системы оповещения населения и связи, ее оснащение и развитие;
      разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
      осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 05.05.2000 № 48; от 07.07.2006 № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 04.12.2008 № 97-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 20. Компетенция Министерства обороны Республики
                 Казахстан в области гражданской обороны

      Министерство обороны Республики Казахстан:
      оповещает уполномоченный орган, а через местные органы военного управления - территориальные органы уполномоченного органа о введении соответствующей степени боевой готовности, а также об объявлении мобилизации;
      проводит на основании указов Президента Республики Казахстан призывы граждан на действительную воинскую службу в систему Гражданской обороны Республики Казахстан, увольнение в запас военнослужащих, призыв приписного состава на учебные сборы, а также призыв граждан по мобилизации;
      осуществляет комплектование уполномоченного органа, его территориальных органов, воинских частей Гражданской обороны и подведомственных организаций призывным контингентом и мобилизационными ресурсами, призыв (прием) офицеров на воинскую службу из запаса;
      взаимодействует с уполномоченным органом при решении задач по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения, а также по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 05.05.2000 № 48; от 07.07.2006 № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

      Статья 21. Компетенция центральных исполнительных
                 органов Республики Казахстан в области
                 гражданской обороны

      Центральные исполнительные органы Республики Казахстан в области гражданской обороны:
      разрабатывают планы Гражданской обороны, осуществляют руководство Гражданской обороной в отраслях;
      создают и поддерживают в постоянной готовности силы и средства, системы управления, оповещения и связи Гражданской обороны;
      организуют подготовку формирований Гражданской обороны и обучение работников отрасли способам защиты от современных средств поражения и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
      организуют и руководят проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в подведомственных организациях;
      планируют и проводят мероприятия по защите работников отрасли при угрозе и применении современных средств поражения, в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      принимают необходимые меры по обеспечению устойчивого функционирования отрасли в мирное и военное время;
      осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации работников и их семей;
      создают и содержат в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов в подведомственных организациях и осуществляют контроль за их накоплением, хранением, обновлением и поддержанием в готовности к применению;
      осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

     Статья 22. Компетенция местных представительных
                и исполнительных органов областей (города
                республиканского значения, столицы) в
                области гражданской обороны

      Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) осуществляют свои полномочия в пределах их компетенции.
      Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
      организуют совместно с территориальными органами уполномоченного органа выполнение мероприятий Гражданской обороны организациями, расположенными на подведомственной территории;
      обеспечивают подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств Гражданской обороны, укомплектование их личным составом и оснащение необходимой техникой, специальным оборудованием, средствами для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
      организуют и проводят совместно с территориальными органами уполномоченного органа неотложные работы, обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий;
      определяют объемы и отвечают за накопление, хранение, обновление и поддержание в готовности имущества Гражданской обороны, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов, гарантирующих первоочередное обеспечение жизнедеятельности населения в условиях применения современных средств поражения;      
      несут ответственность за состояние Гражданской обороны на подведомственной территории;
      осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2 Закона № 116); от 04.12.2008 № 97-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 23. Компетенция организаций в области гражданской
                 обороны

      Руководители организаций:
      разрабатывают планы Гражданской обороны на мирное и военное время и осуществляют руководство по их реализации;
      осуществляют мероприятия по защите работающего персонала, объектов хозяйствования от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      обеспечивают устойчивое функционирование организаций в мирное и военное время;
      создают и поддерживают в готовности формирования Гражданской обороны и обеспечивают их комплектование обученными специалистами и оснащение необходимой техникой, средствами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
      осуществляют обучение по гражданской обороне работников, а также населения, проживающего в зонах вероятного поражения от аварий на потенциально опасных объектах;
      организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на своих объектах;
      создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения, средства коллективной и индивидуальной защиты;
      создают необходимые условия работникам для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне;
      предоставляют, в установленном законодательством порядке, в военное время и в чрезвычайных ситуациях для выполнения задач Гражданской обороны транспортные, материальные средства, инструменты и оборудование.
      Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Статья 24. Права и обязанности граждан, проживающих на
                 территории Республики Казахстан, по
                 гражданской обороне

      1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории республики, имеют право на:
      защиту своей жизни и здоровья от последствий применения современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      материальные и иные выплаты в случае гибели при выполнении задач гражданской обороны, которые возмещаются семьям погибших в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      2. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства обязаны:
      принимать участие в выполнении мероприятий Гражданской обороны, а также проходить обучение по гражданской обороне;
      знать и выполнять порядок действий по сигналу "Внимание всем!", правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, основные способы защиты и приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
      бережно относиться к объектам и имуществу Гражданской обороны;
      предоставлять, в установленном законодательством порядке, в военное время и в чрезвычайных ситуациях для выполнения задач гражданской обороны транспортные средства, инструменты и оборудование, находящиеся в личном пользовании.
      Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Глава 6. Материально-техническое обеспечение потребностей
               Гражданской обороны, объекты и имущество
                         гражданской обороны

       Статья 25. Основные фонды воинских частей Гражданской
                 обороны

      1. Жилые помещения и другие строения военных городков, учебные объекты, учебно-материальная база, материальные и технические средства воинских частей Гражданской обороны являются государственной собственностью и составляют основные фонды частей Гражданской обороны. В отношении перечисленного и иного выделенного им имущества части Гражданской обороны пользуются правом оперативного управления.
      2. Земли и помещения, склады и другие объекты для размещения и постоянной деятельности воинских частей Гражданской обороны предоставляются им в постоянное или временное пользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Воинские части Гражданской обороны осуществляют землепользование, использование воздушного и водного пространства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 26. Объекты и имущество Гражданской обороны

      1. К объектам и имуществу Гражданской обороны относятся: пункты управления государственных органов Республики Казахстан, местных исполнительных органов всех уровней с комплексом защищенных сооружений и наземных зданий, отдельно стоящие и встроенные убежища Гражданской обороны, противорадиационные укрытия Гражданской обороны, складские помещения для хранения имущества Гражданской обороны, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений Гражданской обороны, средства индивидуальной медицинской защиты, средства связи и оповещения и другие материально-технические средства, являющиеся государственной собственностью, а также созданные или закупленные за счет бюджетных средств соответствующих органов, средств организаций для использования в интересах Гражданской обороны.
      2. Для обеспечения мероприятий Гражданской обороны в областях, районах, городах, районах городов, центральных и местных исполнительных органах, в организациях создаются запасы имущества Гражданской обороны.
      3. Объекты и имущество Гражданской обороны не подлежат отчуждению.
      4. В случае изменения структур управления и форм хозяйственной деятельности организаций за ними сохраняются целевое назначение объектов и имущества Гражданской обороны, а также задания по их созданию и накоплению.
      5. Порядок создания объектов Гражданской обороны определяется Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 26 с изменением, внесенным Законом РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Статья 27. Материально-техническое обеспечение потребностей
                 Гражданской обороны

      Материально-техническое обеспечение потребностей Гражданской обороны осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование мероприятий Гражданской обороны, содержание частей гражданской обороны Республики Казахстан.

     Глава 7. Источники финансирования мероприятий гражданской
      обороны. Права, статус военнослужащих и других категорий
            работников уполномоченного органа
      Сноска. Название главы - в редакции Закона РК от 5 мая 2000 г. № 48.

      Статья 28. Финансирование мероприятий Гражданской
                 обороны

      1. Финансирование мероприятий Гражданской обороны осуществляется за счет бюджетных средств и собственных средств организаций.
      2. Финансирование мероприятий Гражданской обороны может осуществляться за счет средств добровольных взносов граждан, фондов, религиозных и общественных объединений.
      3. (исключен)
      Сноска. В статью 28 внесены изменения - Законом РК от 20декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 29. (Исключена - Законом РК от 20декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

     Статья 29-1. Права, статус военнослужащих уполномоченного
                  органа

      1. Лица, проходящие воинскую службу в уполномоченном органе, его территориальных органах, подведомственных государственных учреждениях и воинских частях гражданской обороны, обладают статусом и пользуются правами и льготами, установленными законодательством Республики Казахстан для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан.
      2. Военнослужащие уполномоченного органа Республики Казахстан, его территориальных органов, подведомственных государственных учреждений и воинских частей гражданской обороны носят военную форму одежды (обмундирование) со знаками различия в соответствии с воинскими званиями.
      Особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды и знаков различия, а также форменной одежды (обмундирования) другими категориями работников гражданской обороны устанавливаются первым руководителем уполномоченного органа.
      Сноска. Дополнен статьей 29-1 - Законом РК от 5 мая 2000 г. № 48; от 7 июля 2006 года № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования);с изменениями,  внесенными законами РК от 22 мая 2007 года № 255 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

                  Глава 8. Заключительные положения

       Статья 30. Страхование лиц, привлекаемых к выполнению
                 мероприятий Гражданской обороны, и возмещение
                 ущерба в случае их гибели или увечья

      Страхование лиц, привлекаемых к выполнению мероприятий Гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
                 Республики Казахстан в области гражданской
                 обороны

       Должностные лица и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, допустившие противоправные действия (бездействие), связанные с неисполнением настоящего Закона и других нормативных актов в области гражданской обороны, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 
      Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными законами РК от 07.07.2006 № 183 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

      Статья 32. Международное сотрудничество в области
                 гражданской обороны

      1. Международное сотрудничество в области гражданской обороны предполагает:
      участие в международных проектах по гражданской обороне, осуществление свободного обмена научно-техническими достижениями в этой области;
      привлечение сил Гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за пределами территории Республики Казахстан, которое осуществляется на основании международных договоров .
      2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, предусмотрены иные нормы, чем те, что установлены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.

     Президент
Республики Казахстан