Настоящий Закон определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны Республики Казахстан, полномочия центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций, права и обязанности граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства в области гражданской обороны.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:
Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
органы управления Гражданской обороны - центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, организации всех форм собственности, осуществляющие руководство и обеспечивающие выполнение мероприятий Гражданской обороны в мирное и военное время;
эвакуационные органы - эвакуационные и эвакоприемные комиссии, создаваемые центральными и местными исполнительными органами, организациями всех форм собственности для осуществления эвакуации населения, материальных ценностей в безопасную зону, организации их размещения, производственной деятельности и жизнеобеспечения;
силы Гражданской обороны - воинские части Гражданской обороны, территориальные, объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, оперативно-спасательные отряды подразделения государственной противопожарной службы; <*>
части Гражданской обороны - воинские части Гражданской обороны, создаваемые Правительством Республики Казахстан;
формирования Гражданской обороны - территориальные и объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые в областях, городах, районах, центральных и местных исполнительных органах, организациях;
службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - республиканские, областные, районные, городские службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые решением Правительства Республики Казахстан, акимами, руководителями центральных и местных исполнительных органов, организаций;
оперативно-спасательные отряды - республиканские, областные, городские, районные организации, предназначенные для ведения поисково-спасательных работ в труднодоступных районах и на объектах повышенной сложности;
сигнал "Внимание всем!" - единый сигнал Гражданской обороны, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения;
фонд защитных сооружений - совокупность всех имеющихся инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты производственного персонала и населения от современных средств поражения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества.
Сноска. Статья 1 - с изменениями, внесенными Законом РК от 9.12.98г. N 307 Z980307_ .
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в
области гражданской обороны
1. Законодательство Республики Казахстан в области гражданской обороны основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Действие настоящего Закона распространяется на центральные, местные представительные и исполнительные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от форм собственности, на должностных лиц и граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Казахстан.
Статья 3. Основные задачи Гражданской обороны
Защита населения и объектов хозяйствования является первостепенной задачей Гражданской обороны и осуществляется на основе научного определения оптимальных способов действия населения и заблаговременной подготовки территорий и объектов хозяйствования в интересах уменьшения ущерба при применении современных средств поражения и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основными задачами Гражданской обороны являются:
1) организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;
2) создание сил Гражданской обороны, их подготовка и поддержание в постоянной готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях;
3) подготовка персонала центральных и местных исполнительных органов, организаций и обучение населения;
4) наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановкой;
5) обеспечение мобилизационной готовности воинских формирований Гражданской обороны;
6) проведение комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов хозяйствования;
7) накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества Гражданской обороны;
8) оповещение населения, центральных и местных исполнительных органов об угрозе жизни и здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке;
9) проведение поисково-спасательных и других неотложных работ, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и его эвакуации из опасных зон;
10) защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, эпизоотий и эпифитотий.
Статья 4. Принципы и порядок организации Гражданской
обороны
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории республики.
Реализация мероприятий Гражданской обороны осуществляется центральными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления Республики Казахстан, организациями, органами управления и силами Гражданской обороны, гражданами Республики Казахстан.
Подготовка по гражданской обороне проводится заблаговременно, с учетом развития современных средств поражения и наиболее вероятных на данной территории, в отрасли или организации чрезвычайных ситуаций.
Порядок, объем и сроки проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются Правительством Республики Казахстан.
В целях комплексного и дифференцированного проведения мероприятий Гражданской обороны, исходя из степени важности, осуществляется отнесение городов к группам, а организаций к категориям по гражданской обороне в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской обороны несут руководители центральных, местных исполнительных органов Республики Казахстан и организаций всех форм собственности.
Центральные и местные исполнительные органы, организации ежегодно в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан, представляют отчет о выполнении мероприятий Гражданской обороны.
Глава 2. Мероприятия Гражданской обороны в области
защиты населения, территорий и объектов
хозяйствования Республики Казахстан
Статья 5. Мероприятия Гражданской обороны по защите населения,
территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
Мероприятия по защите населения, территорий и объектов хозяйствования проводятся заблаговременно и являются обязательными для центральных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций и населения Республики Казахстан.
В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центральными и местными исполнительными органами, организациями проводятся:
разработка перспективных и текущих планов по защите населения, населенных пунктов и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов действий по их ликвидации;
комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования и обеспечению безопасности рабочего персонала в чрезвычайных ситуациях;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения;
создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшим;
планирование застройки территорий с учетом возможных наводнений, селей, оползней и других опасных экзогенных явлений;
создание резерва временного жилья для населения, оставшегося без крова при чрезвычайных ситуациях;
организация системы мониторинга, оповещения населения и хозяйствующих субъектов о техногенных авариях, возможных наводнениях, селях, оползнях и других опасных экзогенных явлениях;
создание запасов продовольствия, медикаментов и материально-технических средств на объектах жизнеобеспечения.
Статья 6. Мероприятия Гражданской обороны по защите
от землетрясений
1. В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от возможных землетрясений заблаговременно проводится следующий комплекс мероприятий:
развитие республиканской системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
научное прогнозирование, оценка сейсмической опасности и сейсмическое микрорайонирование территории республики;
разработка строительных норм и правил с учетом сейсмической опасности;
научное обоснование расчетов и проектирование эффективных конструкций сейсмостойких зданий и сооружений и надежного функционирования объектов хозяйствования;
осуществление контроля за качеством строительства сейсмостойких зданий и сооружений;
обеспечение сейсмостойкости и надежного функционирования зданий и сооружений существующей застройки;
регулирование застройки территорий с учетом возможных сейсмических воздействий.
2. При ликвидации последствии землетрясения проводятся следующие мероприятия:
получение информации о землетрясении, принятие решения и доведение его до регионов республики;
организация управления поисково-спасательными и другими неотложными работать, а также их материально-техническое обеспечение;
руководство действиями сил и средств Гражданской обороны и другими мероприятиями, согласно плану ликвидации последствий землетрясений.
3. Руководители центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций всех форм собственности в целях защиты населения и снижения экономического ущерба от возможных землетрясений заблаговременно обязаны:
организовывать проведение сейсмического районирования и оценку сейсмической опасности на подведомственных территориях, на которых расположены объекты хозяйствования, представляющие повышенную опасность для населения и окружающей среды, а также в районах интенсивной нефте-, газодобычи и подземных выработок;
производить работы по антисейсмическому усилению зданий и сооружений, прежде всего жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, больниц, других зданий, сооружений с массовым пребыванием людей и объектов жизнеобеспечения (тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения и связи, канализации), химических и взрывоопасных производств;
предусматривать при проведении капитальных ремонтов несейсмостойких зданий и сооружений обязательное антисейсмическое усиление их строительных конструкций;
не допускать строительства зданий и сооружений без принятия специальных мер по обеспечению их сейсмостойкости, а также строительства в зонах тектонических разломов, неблагоприятных грунтовых условий и на оползнеопасных склонах.
4. В целях ликвидации последствий землетрясения руководители центральных и местных исполнительных органов и организаций всех форм собственности обязаны:
организовать проведение поисково-спасательных работ и оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
осуществить сбор и представление в вышестоящие органы и населению информации о силе землетрясения, разрушениях, потерях и принимаемых мерах по ликвидации его последствий;
организовать ликвидацию последствий землетрясения и другие мероприятия жизнеобеспечения населения.
Статья 7. Мероприятия Гражданской обороны по защите от
последствий изменения уровней морей и крупных
водоемов
1. Мероприятия по защите от наводнений, затоплений и обмеления морей и крупных водоемов направлены на обеспечение безопасности населения, объектов хозяйствования, инфраструктуры и включают:
научные исследования и прогнозирование возможных последствий от изменения уровней морей и крупных водоемов;
проектирование, строительство и эксплуатацию защитных гидротехнических и иных сооружений;
планирование застройки территорий с учетом результатов научных исследований изменения уровня морей и крупных водоемов;
организацию систем мониторинга уровня изменения морей и крупных водоемов, состояния окружающей среды, оповещения населения и хозяйствующих субъектов о нагонных явлениях в прибрежной зоне.
2. Центральные, местные представительные и исполнительные органы, организации в целях защиты населения, территорий, снижения экономического ущерба от изменения уровня морей и крупных водоемов, в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать развитие научных основ и методов прогноза динамики уровневой поверхности морей и крупных водоемов;
организовывать и контролировать качество строительства защитных гидротехнических и иных сооружений в районах возможных наводнений;
не допускать отвода земельных участков под застройку объектов, для хозяйственных нужд без учета соответствующих нормативных актов в зонах возможных наводнений, затоплений и подтоплений;
на всех стадиях недропользования в приоритетном порядке обеспечивать соблюдение экологических требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
обеспечить постоянный мониторинг земель, почвенного и растительного покрова и подземных вод в прибрежных зонах морей и крупных водоемов.
Статья 8. Мероприятия Гражданской обороны по защите от
чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой
месторождений полезных ископаемых
Мероприятия, реализуемые центральными, местными представительными и исполнительными органами и организациями по обеспечению безопасности территорий и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в пределах своей компетенции включают:
научные исследования, прогнозирование и оценку опасности возможных последствий добычи полезных ископаемых для населения и окружающей среды;
планирование застройки территорий, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений с учетом перспектив развития добычи полезных ископаемых и ее влияния на устойчивость геологических структур;
повышение надежности и устойчивости существующих зданий и сооружений в районах разрабатываемых месторождений;
организацию систем мониторинга состояния окружающей среды и технологических условий разрабатываемых месторождений и оповещение населения и хозяйствующих субъектов о возможных чрезвычайных ситуациях;
организацию и проведение превентивных мероприятий по снижению возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой месторождений, а при невозможности их проведения - прекращение добычи и консервацию месторождений с выполнением необходимого комплекса защитных мероприятий.
Статья 9. Мероприятия Гражданской обороны по защите
населения, территорий и объектов хозяйствования
от современных средств поражения
В целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования. снижения ущерба и потерь при угрозе и применении современных средств поражения проводятся:
1) заблаговременно:
разработка планов Гражданской обороны на мирное и военное время;
создание и развитие систем управления, оповещения и связи Гражданской обороны и поддержание их в готовности к использованию;
создание, укомплектование, оснащение и поддержание в готовности сил Гражданской обороны;
подготовка органов управления и всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в случаях применения средств поражения;
строительство и накопление фонда защитных сооружений Гражданской обороны и содержание их в готовности к функционированию;
создание, накопление и своевременное освежение запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических средств, резервов для выполнения мероприятий Гражданской обороны и жизнеобеспечения населения;
планирование и проведение эвакуационных мероприятий;
планирование и выполнение мероприятий по устойчивому функционированию отраслей и объектов хозяйствования;
проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности воинских формирований Гражданской обороны;
2) при применении средств поражения:
оповещение об угрозе и применении средств поражения, информирование населения о порядке и правилах действий;
укрытие населения в защитных сооружениях, при необходимости - использование средств индивидуальной защиты;
оказание медицинской помощи раненым и пораженным;
проведение поисково-спасательных и других неотложных работ;
восстановление нарушенных систем управления, оповещения и связи;
проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения населения и объектах хозяйствования;
восстановление готовности формирований Гражданской обороны;
проведение эвакуационных мероприятий.
Статья 10. Инженерно-технические мероприятия Гражданской
обороны
Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны разрабатываются и проводятся заблаговременно.
Объем и содержание инженерно-технических мероприятий Гражданской обороны определяются Правительством Республики Казахстан в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования.
Инженерно-технические мероприятия Гражданской обороны должны предусматриваться при составлении схем и проектов районной планировки и застройки территорий, населенных пунктов, промышленных зон, в проектах строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения организаций.
Проектно-сметная документация на развитие регионов, застройку территорий, строительство и реконструкцию населенных пунктов и объектов хозяйствования согласовывается с органами управления Гражданской обороны.
Статья 11. Подготовка специалистов и населения по
Гражданской обороне
1. Подготовка по вопросам Гражданской обороны является обязательной для всех граждан Республики Казахстан и проводится по соответствующим учебным программам. Для подготовки используются и средства массовой информации.
2. Подготовка и переподготовка руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций осуществляется в центрах подготовки.
3. Подготовка специалистов для Гражданской обороны осуществляется в военных, гражданских учебных заведениях Республики Казахстан, а также в зарубежных государствах и в международных центрах.
4. Подготовка населения страны по Гражданской обороне проводится по месту работы, учебы и жительства, начиная с дошкольных учреждений.
Глава 3. Силы Гражданской обороны
Статья 12. Состав сил Гражданской обороны
Силы Гражданской обороны состоят из воинских частей Гражданской обороны, территориальных, объектовых формирований и формирований служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций республиканских, областных, городских и районных оперативно-спасательных отрядов подразделений государственной противопожарной службы. <*>
Силы Гражданской обороны в мирное время являются составной частью Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Положение о которой утверждается Правительством Республики Казахстан.
На период проведения спасательных работ по решению Правительства Республики Казахстан могут выделяться части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, ведомственные специализированные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, военизированные и другие формирования, которые осуществляют выполнение работ под оперативным руководством общего руководителя спасательными работами.
Выделенные силы должны быть обучены, укомплектованы техникой, оборудованием и готовыми к автономному проведению поисково-спасательных работ.
Использование сил Гражданской обороны осуществляется по решению начальников Гражданской обороны соответствующих уровней.
Сноска. Статья 12 - с дополнениями, внесенными Законом РК от 9.12.98г. N 307.
Статья 13. Воинские части Гражданской обороны Республики
Казахстан и их задачи в мирное и военное время
1. Воинские части Гражданской обороны Республики Казахстан предназначены для защиты населения, объектов хозяйствования и территорий республики при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Право создания воинских частей Гражданской обороны в составе центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям предоставляется Правительству Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан принимает меры по комплектованию, оснащению и поддержанию в готовности к применению воинских частей Гражданской обороны.
2. Основными задачами воинских частей Гражданской обороны являются:
1) в мирное время:
организация всесторонней подготовки и аттестации личного состава к ведению спасательных работ;
проведение поисково-спасательных работ и оказание всесторонней помощи в жизнеобеспечении пострадавшего населения;
участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
участие в спасательных работах в случае чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств, с которыми Республика Казахстан имеет соответствующие соглашения;
сопровождение и охрана грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
осуществление мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в высшие степени боевой готовности;
накопление, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания воинских частей Гражданской обороны и проведения спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
2) в военное время:
ведение радиационной, химической разведки в очагах поражения и зонах заражения;
проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления;
участие в проведении эвакуации населения и объектов хозяйствования;
участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнение отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
3. Применение воинских частей Гражданской обороны в мирное время осуществляется руководителем центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Воинские части Гражданской обороны постоянной готовности должны быть оснащены техникой и оборудованием и готовы к немедленному применению по оказанию помощи пострадавшему населению.
4. Комплектование воинских частей Гражданской обороны осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Воинские части Гражданской обороны Республики Казахстан комплектуются также и гражданским персоналом. Штатную численность, перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом, устанавливает руководитель центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям в пределах общей численности, утвержденной Правительством Республики Казахстан.
5. Для мобилизационного развертывания воинских частей Гражданской обороны создаются и содержатся, согласно штатам. техника, вооружение, запасы материальных и технических средств.
Статья 14. Формирования Гражданской обороны, назначение
и порядок их создания
1. Формирования Гражданской обороны предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Формирования Гражданской обороны создаются в организациях, в районах, городах, областях н подразделяются на объектовые и территориальные.
Объектовые формирования создаются в организациях, независимо от форм собственности, по месту жительства и используются, как правило, в их интересах. По решению местных исполнительных органов объектовые формирования могут привлекаться для выполнения задач в интересах соответствующих территорий.
Территориальные формирования создаются в районах, городах, областях и подчиняются соответствующим начальникам Гражданской обороны. Базой создания территориальных формирований являются организации.
Состав и численность формирований Гражданской обороны определяются, исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, территорий и организаций в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на основе прогнозных расчетов и объема предстоящих аварийно-спасательных работ.
Для регионов Республики Казахстан, подверженных землетрясениям, формирования Гражданской обороны готовятся из расчета не менее одного спасателя на 10 человек населения; для промышленных регионов и территорий, подверженных наводнениям, пожарам и другим потенциальным опасностям, - один спасатель на 15-20 человек, населения.
Руководители организаций, в которых создаются формирования Гражданской обороны, несут персональную ответственность за профессиональную подготовку, оснащение современной техникой, оборудованием, снаряжением, другими материальными средствами и поддержание их в постоянной готовности.
2. Основные виды формирований Гражданской обороны:
1) спасательные формирования предназначены для разведки, розыска и извлечения пораженных из завалов, оказания первой медицинской помощи и состоят из сводных спасательных отрядов (команд), спасательных команд (групп), команд (групп) поиска людей, групп, звеньев разведки и других;
2) инженерные формирования предназначены для проведения инженерной разведки, устройства проездов, проходов в завалах, восстановления и содержания в проезжем состоянии дорог и мостов, в том числе переправ через водные преграды, производства взрывных работ, вскрытия заваленных сооружений и других инженерных работ в районах разрушений и состоят из инженерных команд, дорожно-мостовых команд (групп), групп взрывных работ, групп (звеньев) инженерной разведки и других.
Инженерные формирования, в зависимости от специфики решаемых задач, должны быть укомплектованы техникой и оборудованием, обеспечивающими автономное выполнение работ;
3) формирования служб Гражданской обороны предназначены для жизнеобеспечения населения, ведения аварийно-спасательных и неотложно-восстановительных работ, усиления спасательных формирований и всестороннего обеспечения их действий и подразделяются на медицинские, связи, охраны общественного порядка, противопожарные, аварийно-технические, материального обеспечения, транспортные, защиты животных и растений и другие.
3. Республиканские оперативно-спасательные отряды предназначены для проведения поисково-спасательных работ в труднодоступных районах, на объектах повышенной сложности и оказания неотложной помощи пострадавшим.
Республиканские оперативно-спасательные отряды являются формированиями повышенной готовности и создаются решением Правительства Республики Казахстан.
4. Областные, городские, районные оперативно-спасательные отряды предназначены для проведения поисково-спасательных работ и оказания немедленной помощи пострадавшим. Они являются формированиями повышенной готовности, создаются решениями соответствующих начальников Гражданской обороны и содержатся за счет местных бюджетов.
5. В формирования Гражданской обороны зачисляются мужчины и женщины трудоспособного возраста, за исключением военнообязанных. имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до восьми лет.
Глава 4. Органы управления и службы Гражданской обороны
Статья 15. Руководство Гражданской обороной
1. Общее руководство Гражданской обороной осуществляет Премьер-Министр Республики Казахстан, который (по должности) является Начальником Гражданской обороны Республики Казахстан.
2. Руководитель центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям по должности является заместителем Начальника Гражданской обороны Республики Казахстан и осуществляет непосредственное руководство Гражданской обороной Республики.
3. Руководство Гражданской обороной в центральных и местных исполнительных органах, в организациях осуществляют их первые руководители, которые являются по должности соответствующими начальниками Гражданской обороны и несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской обороны.
4. Начальникам Гражданской обороны предоставляется право:
утверждать и вводить в действие планы Гражданской обороны соответствующего уровня в порядке, установленном Начальником Гражданской обороны Республики Казахстан;
проводить эвакуацию населения на подведомственной территории в установленном порядке;
издавать приказы, решения, распоряжения по вопросам гражданской обороны;
привлекать в установленном законодательством порядке к проведению мероприятий Гражданской обороны граждан и организации;
требовать от физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, соблюдения настоящего Закона и других нормативных правовых актов по гражданской обороне.
5. Приказы, решения и распоряжения начальников Гражданской обороны соответствующих уровней по вопросам гражданской обороны обязательны для исполнения всеми организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 16. Органы управления Гражданской обороной
1. Для обеспечения выполнения мероприятий Гражданской обороны создаются органы:
центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и его структурные территориальные органы;
отделы (работники) по Гражданской обороне в центральных и местных исполнительных органах;
в организациях - штабы Гражданской обороны или освобожденные специалисты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. непосредственно подчиненные начальнику Гражданской обороны.
2. Руководители управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям являются по должности заместителями соответствующих начальников Гражданской обороны.
Статья 17. Службы Гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций
1. Для обеспечения выполнения специальных мероприятий Гражданской обороны и подготовки в этих целях сил и средств создаются республиканские, областные, районные, городские службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций организаций, которые непосредственно подчиняются начальнику Гражданской обороны.
2. Службы Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций создаются постановлением Правительства Республики Казахстан, решениями акимов областей, городов, районов, руководителей организаций.
3. Перечень республиканских служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Республики Казахстан, Положение о них утверждается центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
4. Ответственность за готовность пунктов управления, сил и средств, служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций возлагается на руководителей центральных, местных исполнительных органов и организаций, на базе которых они созданы.
5. В целях организации выполнения эвакуационных мероприятий Гражданской обороны в центральных и местных исполнительных органах и в организациях создаются эвакуационные, эвакоприемные комиссии.
Глава 5. Полномочия центральных, местных представительных
и исполнительных органов, организаций, права и
обязанности граждан Республики Казахстан в
области Гражданской обороны
Статья 18. Полномочия Правительства Республики Казахстан
в области гражданской обороны
Правительство Республики Казахстан:
руководит Гражданской обороной Республики Казахстан;
разрабатывает основные направления государственной политики в сфере гражданской обороны и представляет для утверждения Президенту Республики Казахстан государственную программу в этой области;
определяет основные направления развития и совершенствования Гражданской обороны, порядок ее финансирования и материально-технического обеспечения;
осуществляет руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики республики в мирное и военное время;
утверждает порядок и критерии отнесения городов к группам, организаций - к категориям по гражданской обороне;
определяет порядок перевода системы Гражданской обороны с мирного на военное положение, проведения эвакуационных мероприятий;
принимает решение на развертывание отдельных воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан для проведения аварийно-спасательных работ при крупномасштабных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Статья 19. Полномочия центрального исполнительного органа
Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям
Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям:
осуществляет непосредственное руководство Гражданской обороной;
принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и ведения гражданской обороны, обязательные для исполнения центральными и местными исполнительными органами, организациями, а также населением Республики Казахстан;
утверждает Положение о службах Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и выполнение целевых программ, направленных на решение задач Гражданской обороны;
организует управление воинскими частями и формированиями Гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
разрабатывает план Гражданской обороны Республики Казахстан на мирное и военное время и представляет его на утверждение в Правительство Республики Казахстан;
разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан;
проводит мероприятия по созданию и реорганизации подведомственных организаций, в том числе некоммерческих специализированных в области защиты от чрезвычайных ситуаций, учебных заведений;
организует подготовку личного состава воинских частей Гражданской обороны, руководителей организаций и формирований Гражданской обороны, населения по гражданской обороне, разрабатывает в этих целях соответствующие программы подготовки;
определяет потребность в вооружении, технике, средствах защиты и других материально-технических средствах в интересах гражданской обороны;
осуществляет государственный надзор на территории Республики Казахстан за выполнением мероприятий Гражданской обороны;
разрабатывает нормативные правовые акты по организации оповещения и приведению в готовность системы Гражданской обороны Республики Казахстан;
обеспечивает боевую и мобилизационную готовность воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан;
перемещает по службе лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, сверхсрочнослужащих, решает вопросы присвоения воинских званий в пределах своей компетенции;
осуществляет международное сотрудничество в области гражданской обороны.
Статья 20. Полномочия Министерства обороны Республики
Казахстан в области гражданской обороны
Министерство обороны Республики Казахстан:
оповещает центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, а через военные комиссариаты - областные, городские управления по чрезвычайным ситуациям о введении соответствующей степени боевой готовности, а также об объявлении мобилизации;
проводит на основании указов Президента Республики Казахстан призывы граждан на действительную военную службу в систему Гражданской обороны Республики Казахстан, увольнение в запас военнослужащих, призыв приписного состава на учебные сборы, а также призыв граждан по мобилизации;
осуществляет комплектование центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, его территориальных органов, воинских частей Гражданской обороны и подведомственных организаций призывным контингентом и мобилизационными ресурсами, призыв (прием) офицеров на воинскую службу из запаса, увольнение с военной службы, а также решает вопросы присвоения воинских званий в пределах своей компетенции;
взаимодействует с центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям при решении задач по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения, а также по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 21. Полномочия центральных исполнительных органов
Республики Казахстан в области гражданской
обороны
Центральные исполнительные органы Республики Казахстан в области гражданской обороны:
разрабатывают планы Гражданской обороны, осуществляют руководство Гражданской обороной в отраслях;
создают и поддерживают в постоянной готовности силы и средства, системы управления, оповещения и связи Гражданской обороны;
организуют подготовку формирований Гражданской обороны и обучение работников отрасли способам защиты от современных средств поражения и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
организуют и руководят проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в подведомственных организациях;
планируют и проводят мероприятия по защите работников отрасли при угрозе и применении современных средств поражения, в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
принимают необходимые меры по обеспечению устойчивого
функционирования отрасли в мирное и военное время; осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации работников и их семей; в установленном Правительством Республики Казахстан порядке создают и содержат в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов в подведомственных организациях и осуществляют контроль за их накоплением, хранением, обновлением и поддержанием в готовности к применению. Статья 22. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в области гражданской обороны Местные представительные органы осуществляют свои полномочия в пределах их компетенции. Местные исполнительные органы:
разрабатывают планы Гражданской обороны на мирное и военное время, осуществляют руководство по их реализации на подведомственной территории;
контролируют выполнение мероприятий Гражданской обороны организациями, расположенными на подведомственной территории;
обеспечивают постоянную готовность к немедленному использованию систем оповещения населения и связи, их оснащение и развитие;
обеспечивают подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств Гражданской обороны, укомплектование их личным составом и оснащение необходимой техникой, специальным оборудованием, средствами для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организуют обучение руководителей организаций и населения способам защиты при, применении современных средств поражения и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий;
определяют-объемы и отвечают за накопление, хранение, обновление и поддержание в готовности имущества Гражданской обороны, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов, гарантирующих первоочередное обеспечение жизнедеятельности населения в условиях применения современных средств поражения;
организуют мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций в мирное и военное время;
несут ответственность за состояние Гражданской обороны на подведомственной территории.
Статья 23. Полномочия организаций в области гражданской
обороны
Руководители организаций:
разрабатывают планы Гражданской обороны на мирное и военное время и осуществляют руководство по их реализации;
осуществляют мероприятия по защите работающего персонала, объектов хозяйствования от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечивают устойчивое функционирование организаций в мирное и военное время;
создают и поддерживают в готовности формирования Гражданской обороны и обеспечивают их комплектование обученными специалистами и оснащение необходимой техникой, средствами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществляют обучение по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в зонах вероятного поражения от аварий на потенциально опасных объектах;
организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на своих объектах;
создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения, средства коллективной и индивидуальной защиты;
создают необходимые условия рабочим и служащим для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне;
предоставляют, в установленном законодательством порядке, в военное время и в чрезвычайных ситуациях для выполнения задач Гражданской обороны транспортные, материальные средства, инструменты и оборудование.
Статья 24. Права и обязанности граждан, проживающих на
территории Республики Казахстан, по
гражданской обороне
1. Граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории республики, имеют право на:
защиту своей жизни и здоровья от последствий применения современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
материальные и иные выплаты в случае гибели при выполнении задач гражданской обороны, которые возмещаются семьям погибших в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны:
принимать участие в выполнении мероприятий Гражданской обороны, а также проходить обучение по гражданской обороне;
знать и выполнять порядок действий по сигналу "Внимание всем!", правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, основные способы защиты и приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
бережно относиться к объектам и имуществу Гражданской обороны;
предоставлять, в установленном законодательством порядке, в военное время и в чрезвычайных ситуациях для выполнения задач гражданской обороны транспортные средства, инструменты и оборудование, находящиеся в личном пользовании.
Глава 6. Материально-техническое обеспечение потребностей
Гражданской обороны, объекты и имущество
гражданской обороны
Статья 25. Основные фонды воинских частей Гражданской
обороны
1. Жилые помещения и другие строения военных городков, учебные объекты, учебно-материальная база, материальные и технические средства воинских частей Гражданской обороны являются государственной собственностью и составляют основные фонды частей Гражданской обороны. В отношении перечисленного и иного выделенного им имущества части Гражданской обороны пользуются правом оперативного управления.
2. Земли и помещения, склады и другие объекты для размещения и постоянной деятельности воинских частей Гражданской обороны предоставляются им в постоянное или временное пользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Воинские части Гражданской обороны осуществляют землепользование, использование воздушного и водного пространства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 26. Объекты и имущество Гражданской обороны
1. К объектам и имуществу Гражданской обороны относятся: пункты управления государственных органов Республики Казахстан, местных исполнительных органов всех уровней с комплексом защищенных сооружений и наземных зданий, отдельно стоящие и встроенные убежища Гражданской обороны, противорадиационные укрытия Гражданской обороны, складские помещения для хранения имущества Гражданской обороны, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений Гражданской обороны, средства индивидуальной медицинской защиты, средства связи и оповещения и другие материально-технические средства, являющиеся государственной собственностью, а также созданные или закупленные за счет бюджетных средств соответствующих органов, средств организаций для использования в интересах Гражданской обороны.
2. Для обеспечения мероприятий Гражданской обороны в областях, районах, городах, районах городов, центральных и местных исполнительных органах, в организациях создаются запасы имущества Гражданской обороны.
3. Объекты и имущество Гражданской обороны не подлежат приватизации.
4. В случае изменения структур управления и форм хозяйственной деятельности организаций за ними сохраняются целевое назначение объектов и имущества Гражданской обороны, а также задания по их созданию и накоплению.
5. Порядок создания объектов Гражданской обороны определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 27. Материально-техническое обеспечение потребностей
Гражданской обороны
Материально-техническое обеспечение потребностей Гражданской обороны осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование мероприятий Гражданской обороны, содержание частей гражданской обороны Республики Казахстан.
Глава 7. Источники финансирования предприятий
Гражданской обороны
Статья 28. Финансирование мероприятий Гражданской обороны
1. Финансирование мероприятий Гражданской обороны осуществляется:
в государственных органах Республики Казахстан и подведомственных им бюджетных организациях - за счет средств республиканского бюджета;
в областях, районах, городах, районах городов и подведомственных им бюджетных организациях - за счет средств соответствующих бюджетов;
в организациях других форм собственности - за счет их средств.
2. Финансирование мероприятий Гражданской обороны может осуществляться за счет средств добровольных взносов граждан, фондов, религиозных и общественных объединений.
3. В центральных и местных исполнительных органах, в организациях предусматривается ежегодное выделение целевым назначением средств на создание резерва имущества Гражданской обороны, оснащение формирований Гражданской обороны и обучение всех категорий населения.
Статья 29. Содержание воинских частей Гражданской обороны,
территориальных органов и подведомственных
организаций центрального исполнительного органа
Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям
1. Воинские части и подразделения Гражданской обороны, территориальные органы и подведомственные организации (учебные заведения, лаборатории и др. ) центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, пункты управления Президента и Премьер-Министра Республики Казахстан, центральных исполнительных органов Республики Казахстан содержатся за счет республиканского бюджета.
Создание и содержание пунктов управления местных исполнительных органов, их обслуживающего персонала осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Военнослужащие воинских частей Гражданской обороны, центрального аппарата, территориальных органов, пунктов управления, учебных заведений, лабораторий и других учреждений центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям состоят на действительной военной службе и пользуются всеми правами и льготами, установленными законодательством Республики Казахстан для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан. Оплата труда рабочих и служащих, работающих по найму в воинских частях и других организациях Гражданской обороны, производится в соответствии с действующими нормативными актами.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 30. Страхование лиц, привлекаемых к выполнению
мероприятий Гражданской обороны, и возмещение
ущерба в случае их гибели или увечья
Страхование лиц, привлекаемых к выполнению мероприятий Гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан в области гражданской обороны
Должностные лица и граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, допустившие противоправные действия (бездействие), связанные с неисполнением настоящего Закона и других нормативных актов в области гражданской обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 32. Международное сотрудничество в области
гражданской обороны
1. Международное сотрудничество в области гражданской обороны предполагает:
участие в международных проектах по гражданской обороне,
осуществление свободного обмена научно-техническими достижениями в этой области; привлечение сил Гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за пределами территории Республики Казахстан, которое осуществляется на основании международных договоров. 2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, предусмотрены иные нормы, чем те, что установлены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров. Президент Республики Казахстан