Об утверждении Правил назначения встречных налоговых проверок

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 сентября 2025 года № 548

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
      Вводится в действие с 01.01.2026

      В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Налогового кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила назначения встречных налоговых проверок согласно приложению 1 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет – ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Настоящий приказ вводится в действие 1 января 2026 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр финансов
Республики Казахстан
М. Такиев

  Приложение 1 к приказу
Министр финансов
Республики Казахстан
от 30 сентября 2025 года № 548

Правила назначения встречных налоговых проверок

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила назначения встречных налоговых проверок (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 157 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – Налоговый кодекс) и определяют порядок назначения встречных налоговых проверок.

      2. Целью назначения встречных налоговых проверок является получение дополнительной информации у поставщиков и (или) покупателей о проведенных операциях между налогоплательщиками, подтверждения их факта осуществления с использованием сведений из информационной системы "Электронная счет-фактура", документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

      3. Встречные налоговые проверки назначаются органами государственных доходов по вопросам, возникающим:

      в ходе комплексной или тематической налоговой проверки, проведения горизонтального мониторинга;

      при поступлении запросов от налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также по договорам, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями.

      4. Встречной налоговой проверкой охватывается период в пределах сроков исковой давности, установленных статьей 65 Налогового кодекса.

Глава 2. Порядок назначения встречных налоговых проверок при проведении комплексной или тематической налоговой проверки, горизонтального мониторинга

      5. До назначения встречной налоговой проверки при проведении комплексной или тематической налоговой проверки, горизонтального мониторинга в отношении поставщиков и покупателей (далее – контрагентов) проверяемого налогоплательщика (налогового агента), а также в отношении лиц, осуществлявших операции с участниками горизонтального мониторинга, должностному лицу органа государственных доходов, осуществляющему налоговую проверку или должностному лицу Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющий горизонтальный мониторинг с использованием сведений из информационной системы электронных счетов-фактур, документов (в том числе бухгалтерских) и сведений о деятельности налогоплательщика, требуется:

      1) проведение выгрузки и определение перечня основных покупателей и поставщиков, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности;

      2) проведение сверки взаиморасчетов между покупателями и поставщиками для определения источника происхождения товаров, работ и услуг;

      3) формирование запросов на встречные вспомогательные проверки в отношении покупателей и поставщиков, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности, отсутствия происхождения товаров, применения ограничения выписки электронной счет-фактуры.

      Срок исполнения запроса на встречную налоговую проверку при проведении комплексной или тематической налоговой проверки, горизонтального мониторинга органами государственных доходов не превышает 20 (двадцати) рабочих дней.

      6. Запросы на проведение встречных налоговых проверок не формируются по взаиморасчетам со следующими поставщиками (налогоплательщиками):

      1) осуществляющих поставку электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, услуг связи (в случае, если перечисленное не является товаром);

      2) подлежащих налоговому мониторингу;

      3) признанных бездействующими в порядке, определенном статьей 91 Налогового кодекса;

      4) в отношении, которых проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке электронной счет-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг и отгрузки товаров;

      5) регистрация (перерегистрация), а также заключение сделки, которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

      6) нерезидентов, выполнявших работы (услуги), не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющих деятельность через филиал, представительство.

      Встречной вспомогательной проверке не подлежат налогоплательщики, указанные в настоящем пункте Правил, если иное не установлено пунктом 7 настоящих Правил.

      7. Для назначения встречной вспомогательной проверки или направления запроса в орган государственных доходов о проведении встречной вспомогательной проверки, а также встречной проверки в ходе проведения горизонтального мониторинга органы государственных доходов, в том числе рассматривают следующие случаи:

      1) неоприходование полученных по сделкам товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущества;

      2) приобретение товаров (работ, услуг) или отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг по документам, оформленным с нарушением требований, установленных законодательством Республики Казахстан (в том числе с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, штампами, печатями организаций, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства), без заключения договоров в письменной форме;

      3) невозможность реального осуществления налогоплательщиком сделок (операции) с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

      4) отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия трудовых ресурсов, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

      5) учет для целей налогообложения только тех хозяйственных сделок (операций), которые непосредственно связаны с извлечением дохода, если для такого вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных сделок (операций);

      6) совершение сделок (операций) с товарами, работами или услугами, которые не производились (оказывались) или не произведены (оказаны) в объеме, указанном налогоплательщиком (налоговым агентом) в документах бухгалтерского учета;

      7) наличие и (или) неотражение в бухгалтерском учете зачетов погашения взаимных требований, операций по уступке прав требований, результатов товарообменных и безденежных операций;

      8) приобретение товаров, работ, услуг по гражданско-правовой сделке, оплата которых произведена за наличный расчет;

      9) представление дополнительных электронных счет-фактур, по которым производилась корректировка размера облагаемого оборота и (или) корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет;

      10) заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

      11) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;

      12) отнесение в зачет сумм налога на добавленную стоимость по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого в Едином реестре досудебного расследования зарегистрировано уголовное дело по правонарушению, предусмотренному статьей 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

      13) заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость с аффилированными и взаимосвязанными сторонами;

      14) получение информации от государственных органов, в том числе от правоохранительных органов о признаках и фактах уклонения от уплаты налогов;

      15) определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, установленных статьей 173 Налоговым кодексом.

      8. При установлении факта невозможности оказания поставщиком поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, но представления им первичных документов, осуществляется фиксация таких взаиморасчетов в запросе на проведение встречной проверки.

      9. Сведения по прекращенным запросам на встречную проверку направляются с копиями запрашиваемых и подтверждающих документов, в том числе с дублированием на электронную почту инициатору встречной проверки не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты прекращения запроса.

Глава 3. Порядок назначения встречных налоговых проверок по запросам налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также по договорам, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями

      10. До назначения встречной налоговой проверки по запросам налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также по договорам, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями, требуется:

      1) установить наличие действующего международного договора между Республикой Казахстан и государством, направившим запрос, который предусматривает возможность проведения встречных налоговых проверок;

      2) проверить соответствие содержания запроса требованиям международного договора, установить указание в запросе его оснований, цели, перечень запрашиваемой информации, обоснование необходимости проведения встречной налоговой проверки, а также иные сведения, предусмотренные соответствующим международным соглашением;

      3) провести внутреннюю правовую оценку запроса на предмет его соответствия национальному законодательству, включая нормы по защите персональных данных, соблюдение прав налогоплательщика и допустимость проведения проверок.

      В случае удовлетворения запроса компетентные органы запрашиваемого государства в кратчайшие сроки уведомляют компетентные органы запрашивающего государства о времени и месте проведения проверки, уполномоченных органах или должностных лицах, а также о процедурах и условиях, установленных для проведения проверки на территории запрашиваемого государства. Все решения, касающиеся проведения проверки, принимаются запрашиваемым государством.

      11. Запросы на проведение встречных налоговых проверок не подлежат рассмотрению и не реализуются в случае если они противоречат международным соглашениям.

      Срок исполнения запроса на встречную проверку по запросам налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также по договорам, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями органами государственных доходов не превышает 20 (двадцати) рабочих дней.

  Приложение 2 к приказу
Министр финансов
Республики Казахстан
от 30 сентября 2025 года № 548

Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства финансов Республики Казахстан

      1. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197 "Об утверждении Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16479).

      2. Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 1249 "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197 "Об утверждении Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19605).

      3. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 14 апреля 2021 года № 338 "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197 "Об утверждении Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22551).

      4. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 марта 2022 года № 305 "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197 "Об утверждении Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 27212).