О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 апреля 2024 года № 190. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 апреля 2024 года № 34236

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:

      1) в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6443):

      в Правилах ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных указанным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) текущая восстановительная стоимость – затраты, которые возникли бы у государственного учреждения в результате приобретения актива на дату отчетности;

      2) обменные операции – операции, при осуществлении которых государственное учреждение в обмен на получаемые активы/услуги, погашение своих обязательств передает другой эквивалент приблизительной равноценной стоимости (в основном, в форме денежных средств, товаров, услуг или предоставления других активов в пользование);

      3) необменные операции – операции, не являющиеся обменными. При осуществлении необменной операции государственное учреждение либо получает стоимость от другого субъекта без непосредственной передачи в обмен приблизительно равной стоимости, либо передает стоимость другой стороне без непосредственного получения в обмен приблизительно равной стоимости;

      4) активы – ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, которые способны в будущем обеспечить экономическую выгоду или сервисный потенциал;

      5) стоимость замещения актива – стоимость, необходимая для замены валового сервисного потенциала актива;

      6) обесценение актива – потери в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива, превышающие систематическое признание потерь в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива через амортизацию;

      7) убыток от обесценения актива – сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость;

      8) возмещаемая стоимость актива – наибольшее значение из справедливой стоимости актива за вычетом затрат на продажу и его ценности использования;

      9) потоки денежных средств – притоки (поступления) и оттоки (выплаты) денежных средств и их эквивалентов;

      10) денежные эквиваленты – краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, которые легко могут быть конвертированы в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости;

      11) не денежные (немонетарные) статьи – статьи, не являющиеся денежными;

      12) денежные (монетарные) статьи – единицы валюты, имеющиеся в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц;

      13) амортизация – систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования

      14) аннуитет – поток однонаправленных платежей с равными интервалами между последовательными платежами в течение определенного количества лет;

      15) будущая стоимость аннуитета – сумма будущих стоимостей каждой отдельной выплаты или поступления, включенных в аннуитет;

      16) сельскохозяйственная деятельность – осуществляемое субъектом управление биотрансформацией биологических активов в целях их продажи, получения сельскохозяйственной продукции или производства дополнительных биологических активов;

      17) справедливая стоимость – сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми сторонами;

      18) оценочное обязательство – обязательство, неопределенное по величине или с неопределенным сроком исполнения;

      19) курсовая разница – разница, возникающая при пересчете одинакового количества единиц одной валюты в другую валюту по другим валютным курсам;

      20) балансовая стоимость – сумма, по которой актив или обязательство признается в бухгалтерском балансе;

      21) активный рынок – рынок, на котором выполняются все следующие условия:

      обращающиеся на рынке товары являются однородными;

      практически в любое время имеются покупатели и продавцы, желающие совершить сделку;

      информация о ценах является общедоступной;

      22) биологический актив – животное или растение;

      23) доходы будущих периодов – доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде;

      24) расходы будущих периодов – расходы, произведенные в настоящем периоде, но относящиеся к будущим периодам;

      25) совместный контроль – согласованное разделение контроля над деятельностью в форме соглашения, имеющего обязательную силу, которое существует тогда, когда решение о существенных действиях требует полного согласия сторон, осуществляющих контроль;

      26) участник совместного предприятия – сторона в совместном предприятии имеющая совместный контроль над этим совместным предприятием;

      27) совместная деятельность – деятельность, совместно контролируемая двумя или более сторонами;

      28) единое хранилище данных бухгалтерских операций (далее – ЕХД БО) – это централизованная база данных бухгалтерских операций государственных учреждений, обеспечивающая построение отчетности, аналитики для принятия управленческих решений;

      29) валютный курс – рыночный курс обмена одной валюты на другую, определенный в порядке, утвержденном постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 января 2013 года № 15 и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 февраля 2013 года № 99 "О порядке определения рыночного курса обмена валюты" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8378);

      30) вексель – платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство;

      31) значительное влияние – полномочие участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики другой организации, но не контроль или совместный контроль над такой политикой;

      32) минимальные арендные платежи – платежи на протяжении срока аренды, которые требуются или могут быть затребованы от арендатора, за исключением условной арендной платы, сумм по оплате услуг и налогов, выплачиваемых арендодателем и возмещаемых ему:

      для арендатора – любыми суммами, гарантированными арендатором или стороной, связанной с арендатором;

      для арендодателя – любой остаточной стоимостью, гарантированной арендодателю кем-либо из следующих лиц:

      арендатором;

      стороной, связанной с арендатором;

      независимой третьей стороной, в финансовом отношении способной ответить по гарантиям;

      33) учетная политика – принципы, основы, положения, правила и практика, применяемые государственными учреждениями при составлении и представлении финансовой отчетности, которая является для всех государственных учреждений единой;

      34) метод начисления – метод бухгалтерского учета, при котором операции и другие события признаются по факту их совершения в том отчетном периоде, в котором они имели место (независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств или их эквивалентов);

      35) учетная информационная система – это программный продукт, предназначенный для автоматизации функций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

      36) аренда – договор, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на платеж или серию платежей право использования актива в течение согласованного периода времени;

      37) срок аренды – период, на который арендатор договорился арендовать актив, а также любые дополнительные сроки, в которые, по выбору арендатора, он может продолжить аренду актива с оплатой или без нее, если на момент начала срока аренды имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор сделает такой выбор;

      38) юридическое обязательство – обязательство, возникающее на основании законодательства или договора;

      39) инвестиционная недвижимость – недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся в распоряжении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:

      не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, для административных целей;

      продажи в ходе обычной текущей деятельности;

      40) себестоимость инвестиционной недвижимости – сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного в целях приобретения актива на момент его приобретения или сооружения;

      41) кадастровая (оценочная) стоимость – расчетная стоимость земельного участка, применяемая при продаже государством земельного участка или права аренды на него, определяемая на основе базовых ставок платы за земельные участки, периодически уточняемых согласно официальной статистической информации об общем уровне инфляции и поправочным коэффициентам к ним;

      42) инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора – вложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом;

      43) доходы – увеличение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов, или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению чистых активов/капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале;

      44) валюта представления финансовой отчетности – валюта, в которой представляется финансовая отчетность;

      45) финансовая аренда – аренда, при которой происходит существенный перенос на арендатора всех рисков и выгод, связанных с владением активом независимо от перехода прав собственности по истечении срока аренды;

      46) финансовое обязательство – любое обязательство, которое является договорным обязательством:

      о выплате денежных средств или любого другого финансового актива другому субъекту;

      об обмене финансовыми инструментами с другим субъектом при условиях, которые являются потенциально невыгодными;

      47) ассоциированная организация – организация на которую инвестор имеет значительное влияние;

      48) запасы – активы:

      в виде сырья и материалов для использования в производственном процессе;

      в виде сырья и материалов, потребляемых или распределяемых при оказании услуг;

      предназначенные для продажи или распределения в ходе нормальной деятельности предприятия;

      производимые для продажи или распределения;

      49) нематериальный актив – идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы;

      50) активы культурного наследия – активы, которые вследствие своей культурной, экологической или исторической значимости являются активами культурного наследия. К ним относятся исторические здания и монументы, являющиеся уникальными памятниками архитектуры, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства;

      51) обязательство – существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал;

      52) рыночная котировочная цена – сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи или уплачена при приобретении финансового инструмент;

      53) основные средства – материальные объекты, которые:

      удерживаются для использования в производстве или поставке товаров, или оказании услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;

      как ожидается, будут использованы в течение более одного года;

      54) операционная аренда – аренда, отличная от финансовой аренды; а на активном рынке;

      55) уместность – информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения, и помогать им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки;

      56) срок полезного использования – период времени, в течение которого, как ожидается, актив будет пригоден для использования субъектом; либо определенное количество продукции или аналогичный показатель, которое государственное учреждение предполагает получить с помощью данного актива;

      57) ретроспективное применение (изменения в учетной политике) – применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и обстоятельствам таким образом, как если бы эта учетная политика использовалась всегда;

      58) сопоставимость – возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций должны осуществляться по единой для всех государственных учреждений методологии;

      59) достоверное представление – информация, которая достоверно представляет собой экономическое или иное явление, отражает суть лежащей в основе сделки, другое событие, деятельность или обстоятельство, которые не обязательно всегда совпадают с их правовой формой;

      60) сервисный потенциал – активы, используемые для оказания услуг в соответствии с функциями государственного учреждения, а также производства товаров, но непосредственно не обеспечивающие чистых поступлений денежных средств;

      61) чистые активы/капитал – доля в активах государственного учреждения, остающаяся после вычета всех его обязательств;

      62) чистая реализационная стоимость – ожидаемая цена реализации в процессе обычной деятельности за вычетом предполагаемых затрат по завершению и предполагаемых затрат, связанных с продажей, обменом или распространением;

      63) признание – процесс включения в бухгалтерский баланс или в отчет о результатах финансовой деятельности статьи, которая подходит под определение одного из элементов финансовой отчетности и удовлетворяет его критериям признания;

      64) ликвидационная стоимость – оценочная сумма, которую можно было бы в настоящее время получить при выбытии актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования, а его состояние таким, как ожидается на конец срока его полезного использования;

      65) проверяемость – качество информации, которое помогает заверить пользователей в том, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности достоверна;

      66) понятность – информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям;

      67) своевременность – доступность информации для пользователей, прежде чем она утратит свою полезность для целей подотчетности и принятия решений;

      68) функциональная валюта – валюта основной экономической среды, в которой функционирует субъект;

      69) условный актив – возможный актив, который возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного, или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем предприятия;

      70) условное обязательство – возможное обязательство, которое возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного, или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем государственного учреждения;

      71) иностранная валюта – валюта, отличная от функциональной валюты;

      72) операция в иностранной валюте – сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте;

      73) расходы – уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов, или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению чистых активов/капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.";

      дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:

      "20-1. Государственные учреждения, финансируемые за счет республиканского бюджета, за исключением государственных учреждений, для которых определен особый порядок финансирования согласно статье 83 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, из своей учетной информационной системы еженедельно осуществляют передачу данных в ЕХД БО по бухгалтерским операциям посредством интеграционных сервисов, с соблюдением мер защиты персональных данных в соответствии с Правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16777). ЕХД БО администрирует центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.";

      дополнить пунктом 64-1 следующего содержания:

      "64-1. На субсчете 1075 "КСН местного исполнительного органа по поддержке инфраструктуры образования", учитывается зачисление поступлений денег Фонда поддержки инфраструктуры образования и расходование их в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании";

      пункт 86 изложить в следующей редакции:

      "86. Государственное учреждение осуществляет последующий учет финансовых инвестиций с использованием следующих методов:

      финансовые инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора:

      по себестоимости;

      долевого участия;

      долгосрочные займы, предоставленные субъектам квазигосударственного сектора – по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента;

      финансовые инвестиции в ассоциированные организации или совместные предприятия:

      долевого участия;

      прочие финансовые инвестиции:

      по себестоимости;

      по справедливой стоимости;

      по амортизированной стоимости.";

      часть первую пункта 89 изложить в следующей редакции:

      "89. Метод учета по себестоимости представляет собой метод учета инвестиций в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора, при котором инвестиции признаются по себестоимости. Администратор бюджетных программ признает доход от инвестиций только в той степени, в которой он (как инвестор) получает распределения из накопленных чистых прибылей объекта инвестиций, возникающих с даты инвестирования.";

      пункт 92 изложить в следующей редакции:

      "92. Учет финансовых инвестиций, удерживаемых до погашения, и финансовых обязательств по амортизированной стоимости осуществляется с применением метода эффективной ставки процента.

      Учет долгосрочных займов, предоставленных субъектам квазигосударственного сектора осуществляется с применением метода эффективной ставки процента.

      Амортизированной стоимостью финансового актива или финансового обязательства признается величина, в которой финансовые активы или обязательства измерены при первоначальном признании, за вычетом выплат в погашение основной суммы долга, уменьшенная или увеличенная на сумму накопленной с использованием метода эффективной ставки процента амортизации разницы между первоначальной стоимостью и суммой погашения, а также за вычетом суммы уменьшения (прямого или путем использования счета оценочного резерва) на обесценение или безнадежную задолженность.

      После первоначального признания государственным учреждением финансовые обязательства оцениваются по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента, за исключением финансовых обязательств, учтенных по справедливой стоимости с признанием на финансовый результат и полученных займов. Учет полученных займов производится по себестоимости и/или номинальной стоимости.

      Метод эффективной ставки процента рассмотрен в разделе "Принципы дисконтирования" настоящих Правил.";

      пункт 95 изложить в следующей редакции:

      "95. Финансовые инвестиции администратора бюджетных программ в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора на обесценение не рассматриваются.";

      абзац пятый пункта 122 изложить в следующей редакции:

      "перечисление субсидий финансовым агентам для оказания государственной финансовой помощи субъектам частного предпринимательства в рамках соответствующей бюджетной программы производится по дебету субсчета 1215 "Краткосрочная дебиторская задолженность по субсидиям юридическим лицам" и кредиту субсчетов: 1085 "Плановые назначения на принятие обязательств по субсидиям", 1094 "Плановые назначения на принятие обязательств по субсидиям";";

      дополнить пунктами 123-3 и 123-4 следующего содержания:

      "123-3. Уполномоченные органы по исполнению республиканского и местного бюджетов на конец отчетного периода создают резерв по сомнительной налоговой задолженности.

      При этом, производится бухгалтерская запись по дебету счета 7451 "Расходы по созданию резерва по налоговой задолженности", предназначенного для учета расходов по созданию резервов по сомнительной налоговой задолженности, включая налоговую задолженность банкротов и иных принудительно ликвидируемых лиц, налоговую задолженность, в отношении которой органами государственных доходов приняты все меры принудительного взыскания" и кредиту счета 1290 "Резерв по сомнительной дебиторской задолженности".

      123-4. При осуществлении возврата сомнительной налоговой задолженности, признанный в течении отчетного периода расход по созданию резерва восстанавливается следующей проводкой: дебет счета 1290 "Резерв по сомнительной дебиторской задолженности" и кредит счета 7451 "Расходы по созданию резерва по налоговой задолженности".";

      часть первую пункта 134 изложить в следующей редакции:

      "134. Отчисления на социальное страхование работников производятся в размерах, предусмотренных Социальным кодексом Республики Казахстан (далее – Социальный кодекс).";

      пункт 136 изложить в следующей редакции:

      "136. Удержание обязательных пенсионных взносов с доходов работников отражается по дебету субсчета 3241 "Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда" и кредиту субсчета 3142 "Краткосрочная кредиторская задолженность по пенсионным взносам в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан").

      Начисление дополнительно установленных пенсионных взносов отражается записью: дебет субсчета 7033 "Расходы на дополнительно установленные пенсионные взносы" и кредит субсчета 3142 "Краткосрочная кредиторская задолженность по пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан".

      Перечисление обязательных и дополнительных пенсионных взносов в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" отражается по дебету субсчета 3142 "Краткосрочная кредиторская задолженность по пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" и кредиту соответствующего субсчета: 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1091 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1042 "КСН платных услуг", 1044 "КСН местного самоуправления, 1045 "КСН целевого финансирования".";

      дополнить пунктами 136-1 и 136-2 следующего содержания:

      "136-1. Начисление обязательных пенсионных взносов работодателя в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", производимых государственными учреждениями в соответствии с Социальным кодексом, отражается по дебету субсчета 7032 – "Расходы на обязательные пенсионные взносы работодателя" и кредиту субсчета 3144 – "Краткосрочная кредиторская задолженность по обязательным пенсионным взносам работодателя в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан".

      Перечисление обязательных пенсионных взносов работодателя в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" отражается по дебету субсчета 3144 – "Краткосрочная кредиторская задолженность по обязательным пенсионным взносам работодателя в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" и кредиту соответствующего субсчета: 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1091 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1042 "КСН платных услуг", 1044 "КСН местного самоуправления", 1045 "КСН целевого финансирования".

      136-2. Начисление обязательных профессиональных пенсионных взносов в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" отражается записью: дебет субсчета 7031 "Расходы на обязательные профессиональные пенсионные взносы" и кредит субсчета 3145 "Краткосрочная кредиторская задолженность по обязательным профессиональным пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан".

      Перечисление обязательных профессиональных пенсионных взносов в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" отражается по дебету субсчета 3145 "Краткосрочная кредиторская задолженность по профессиональным пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" и кредиту соответствующего субсчета: 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1091 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1042 "КСН платных услуг", 1044 "КСН местного самоуправления", 1045 "КСН целевого финансирования".";

      абзац второй пункта 137 изложить в следующей редакции:

      "обязательные платежи на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, установленные действующими законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, и прочие операции: начисление – по дебету счета 7050 "Расходы на обязательное страхование" и кредиту субсчета 3143 "Прочая краткосрочная кредиторская задолженность по другим обязательным и добровольным платежам"; перечисление – по дебету субсчета 3143 "Прочая краткосрочная кредиторская задолженность по другим обязательным и добровольным платежам" и кредиту соответствующего субсчета: 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1091 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1042 "КСН платных услуг";";

      пункт 178 изложить в следующей редакции:

      "178. В соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, Социального кодекса, законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании государственное учреждение производит следующие исчисления и удержания из заработной платы работников и служащих:

      индивидуальный подоходный налог - начисление отражается проводкой:

      дебет субсчета 3241 "Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда" и кредит субсчета 3121 "Краткосрочная кредиторская задолженность по индивидуальному подоходному налогу";

      обязательные пенсионные взносы: дебет субсчета 3241 "Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда" и кредит субсчета 3142 "Краткосрочная кредиторская задолженность по пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан";

      взносы на обязательное социальное медицинское страхование: дебет субсчета 3241 "Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда" и кредит субсчета 3152 "Краткосрочная кредиторская задолженность по взносам на обязательное социальное медицинское страхование".";

      часть вторую пункта 179 изложить в следующей редакции:

      "Перечисление сумм удержаний отражается по дебету соответствующего субсчета: 3121 "Краткосрочная кредиторская задолженность по индивидуальному подоходному налогу", 3142 "Краткосрочная кредиторская задолженность по пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", 3245 "Краткосрочная кредиторская задолженность по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов", 3247 "Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по безналичным перечислениям на счета по вкладам в банки" или 3248 "Прочая краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками" и кредиту соответствующего счета: 1040 "КСН для учета поступлений и расчетов", 1080 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета", 1090 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета".";

      пункт 187 изложить в следующей редакции:

      "187. Основными документами для начисления заработной платы являются: приказы по государственному учреждению о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы, табели учета использования рабочего времени по форме 421 "Табель учета использования рабочего времени" Альбома форм, форме 423 "Карта учета выработки на работы" Альбома форм, форме 424 "Наряд" Альбома форм и другие документы.

      Табели учета использования рабочего времени (форма 421 Альбома форм "Табель учета использования рабочего времени") ведутся ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по государственному учреждению. В конце месяца по табелю определяется общее количество отработанных дней, а также часы переработок. Заполненные табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерскую службу для начисления заработной платы.

      Начисление заработной платы за месяц производится по расчетно-платежной ведомости формы 49 Альбома форм. В расчетно-платежной ведомости записываются табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной заработной платы и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и других сумм.

      Расчеты с рабочими и служащими при уходе в отпуск производятся в расчете о предоставлении отпуска формы 425 Альбома форм.

      Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетно-платежную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежным ведомостям формы 389 Альбома форм или расходным кассовым ордером.

      Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. По графе "Сумма к выдаче" против данной фамилии делается прочерк.

      Расчетно-платежные и платежные ведомости подписываются работниками, составившими и проверившими эти ведомости. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем государственного учреждения и главным бухгалтером или лицами, их заменяющими.";

      пункты 195 и 196 изложить в следующей редакции:

      "195. Для получения полной информации о перечисленных обязательных пенсионных взносах физического лица (работника) государственное учреждение заполняет карточку учета обязательных пенсионных взносов в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" формы 451 Альбома форм, копию которой один раз в год выдает физическому лицу (работнику).

      196. Запасы включают строительные материалы, материалы для учебных, научных исследований и других целей, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, топливо и горючее, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, спецодежда и другие предметы индивидуального пользования, запасные части, незавершенное производство, готовую продукцию, товары, запасы в пути.

      Учет запасов ведется в количественном и суммовом выражении по наименованиям материалов и ответственным лицам.

      Органы, осуществляющие учет, хранение и дальнейшее использование имущества, поступившего в состав государственного имущества по отдельным основаниям, ведут учет оцененного имущества на субсчете 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства".

      Основанием для отражения в учете являются акты описи, оценки и (или) приема-передачи имущества и отчеты об оценке имущества.";

      дополнить пунктом 199-1 следующего содержания:

      "199-1. Реализация, продажа через торги имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям отражается следующими корреспонденциями:

      дебет субсчета 1233 "Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей по имуществу, обращенного (поступившего) в собственность государства" и кредит субсчета 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства";

      дебет субсчета 7120 "Расходы по расчетам с бюджетом" и кредит субсчета 3132 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по доходам от реализации товаров, работ и услуг".

      При поступлении в бюджет денег от реализации имущества на основании подтверждающего документа отражается следующими корреспонденциями:

      дебет субсчета 3132 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по доходам от реализации товаров, работ и услуг" и кредит субсчета 1233 "Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей по имуществу, обращенного (поступившего) в собственность государства".

      При возврате имущества в связи с отменой/изменением в соответствующей части судебного акта об обращении имущества в собственность государства отражается следующими корреспонденциями:

      дебет субсчета 7461 "Прочие расходы по операциям, связанным с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства" и кредит субсчета 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства".

      При списании со склада имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям отражается следующими корреспонденциями:

      дебет субсчета 7461 "Прочие расходы по операциям, связанным с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства" и кредит субсчета 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства".";

      пункт 221 изложить в следующей редакции:

      "221. Стоимость спецодежды и других предметов индивидуального пользования со склада государственного учреждения передается на основании накладной на внутреннее перемещение запасов по форме 434-з Альбома форм.

      Стоимость спецодежды и других предметов индивидуального пользования в пределах двух месячных расчетных показателей за единицу при выдаче их со склада списывается проводкой: дебет счета 7060 "Расходы по запасам" и кредит соответствующего субсчета счета подраздела "Запасы" Плана счетов. Указанные запасы стоимостью свыше двух месячных расчетных показателей за единицу списываются по истечении установленного срока на основании акта о списании постоянно действующей комиссии государственного учреждения.";

      пункт 223 изложить в следующей редакции:

      "223. В целях обеспечения сохранности и правильной постановки учета запасов должна быть обеспечена надлежащая организация складского учета. Хранение запасов должно быть произведено в специально приспособленных помещениях (складах). Порядок размещения запасов в складских помещениях должен обеспечивать быстроту операций по их приемке, выдаче и проведению инвентаризации. Смена этих лиц должна сопровождаться инвентаризацией складов и составлением приемо-сдаточных актов, утверждаемых руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом.

      Места хранения запасов должны быть оснащены весовым оборудованием, измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями.

      Учет материалов на складе ведется материально-ответственным лицом в книге складского учета материалов форма М-17 Альбома форм по наименованиям, единице измерения, цене, сортам и количеству, за исключением имущества, учитываемого на субсчете 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства".";

      дополнить пунктом 224-1 следующего содержания:

      "224-1. Перевод имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства в основные средства отражается следующей корреспонденцией счетов: дебет соответствующего субсчета подраздела 2300 "Основные средства" Плана счетов и кредит счета 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства".";

      часть вторую пункта 247 изложить в следующей редакции:

      "Земля и здания являются отделяемыми друг от друга активами и в целях финансовой отчетности учитываются раздельно, даже если они приобретаются вместе.";

      пункт 249 изложить в следующей редакции:

      "249. Если актив приобретен путем необменной операции, то есть на безвозмездной основе, его себестоимостью признается его справедливая стоимость на дату приобретения. Если справедливую стоимость земли невозможно определить применяется кадастровая (оценочная) стоимость. Оценка при признании объектов основных средств, приобретенных по нулевой или номинальной стоимости и признаваемых по справедливой стоимости, не является переоценкой.

      Когда объект основных средств приобретают в обмен на другой актив, фактическая стоимость полученного объекта принимается равной его справедливой стоимости, которая равняется справедливой стоимости переданного актива, скорректированной на сумму уплаченных денежных средств или их эквивалентов. Разница между определенной справедливой стоимостью нового актива и балансовой стоимостью переданного в обмен на него актива образует доход или расход от операции обмена.

      Если справедливая стоимость неполученного актива, ни переданного актива не может быть надежно оценена, то стоимость приобретенного объекта основных средств оценивается по балансовой стоимости переданного актива. При этом, полученный объект должен быть проверен на предмет обесценения.";

      часть первую пункта 386 изложить в следующей редакции:

      "386. В качестве доходов по субсидиям учитываются суммы бюджетного финансирования по субсидиям физическим и юридическим лицам, в том числе крестьянским или фермерским хозяйствам и субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня субъектам частного предпринимательства в рамках соответствующей бюджетной программы.";

      абзац четвертый пункта 415 изложить в следующей редакции:

      "по дополнительно установленным пенсионным взносам: дебет субсчета 7033 "Расходы на дополнительно установленные пенсионные взносы" и кредит субсчета 3142 "Краткосрочная кредиторская задолженность по пенсионным взносам в НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан";".

      2) в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 "Об утверждении учетной политики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6505):

      в Учетной политике, утвержденной указанным приказом:

      пункты 19 и 20 изложить в следующей редакции:

      "19. При первоначальном признании финансовые инвестиции (кроме инвестиций в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора) оцениваются по справедливой стоимости плюс, в случае финансового актива, не учитываемого по справедливой стоимости через финансовый результат, затраты по сделке, которые напрямую связаны с приобретением такого финансового актива.

      20. В последующем администратор бюджетных программ учитывает:

      1) финансовые инвестиции, учитываемые по справедливой стоимости с признанием на финансовый результат;

      2) финансовые инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи – по справедливой стоимости с признанием на чистые активы/капитал;

      3) финансовые инвестиции, удерживаемые до погашения – по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента;

      4) финансовые инвестиции в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора – по фактически понесенным затратам (себестоимости);

      5) займы, предоставленные по бюджетному кредитованию – по себестоимости;

      6) займы, предоставленные субъектам квазигосударственного сектора – по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента;

      7) финансовые инвестиции в ассоциированные организации – по методу долевого участия.";

      дополнить пунктом 24-1 следующего содержания:

      "24-1. Уполномоченные органы по исполнению республиканского и местных бюджетов создают резерв по сомнительной налоговой задолженности на конец отчетного периода, включая задолженность банкротов и иных принудительно ликвидируемых юридических лиц, а также по налоговой задолженности, в отношении которой органами государственных доходов приняты все меры принудительного взыскания. При осуществлении возврата сомнительной налоговой задолженности, признанный в течении отчетного периода расход по созданию резерва восстанавливается.";

      пункт 26 изложить в следующей редакции:

      "26. Средства, направленные на выплату пенсий и социальных пособий, отражаются в учете у государственного органа, осуществляющего регулирование в сфере социальной защиты населения, с момента перечисления в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" до списания на основании отчетов о выплате пенсий и социальных пособий физическим лицам.".

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
М. Такиев