О внесении изменений и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достовер

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 12 марта 2024 года № 137. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 марта 2024 года № 34140

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 "Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16669) следующие изменения и дополнение:

      в Правилах возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных указанным приказом:

      пункты 45, 45-1, 46 и 47 изложить в следующей редакции:

      "45. Для целей настоящих Правил отчетом "Пирамида" являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

      Отчет "Пирамида" формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:

      риска неисполнения налоговых обязательств;

      риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

      Результатом формирования отчета "Пирамида" является сводная таблица взаиморасчетов между услугополучателем и поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.

      45-1. Отчет "Пирамида" формируется по всем уровням поставщиков услугополучателя, за исключением случаев:

      1) превышения суммы нарушений над суммой НДС, относимого в зачет по поставщику, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившим товары, выполнившим работы или оказавшим услуги проверяемому услугополучателю;

      2) предусмотренных пунктами 46 и 47 настоящих Правил;

      3) установления поставщика, у которого общая сумма НДС, по выписанным счет-фактурам за налоговый период не превышает 300-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату формирования отчета "Пирамида";

      4) установления самого услугополучателя, по которому формируется отчет "Пирамида".

      По услугополучателю, состоящем на горизонтальном мониторинге, отчет "Пирамида" формируется исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

      46. Риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение (неполное исполнение) налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

      Услугодатель формирует отчет "Пирамида" по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

      В целях настоящих Правил непосредственными поставщиками признаются:

      поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги услугополучателю, по которому формируется отчет "Пирамида";

      поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанные стороны.

      В целях настоящих Правил взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий:

      1) одно лицо является крупным участником другого лица;

      2) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим;

      3) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;

      4) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица;

      5) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица;

      6) физическое лицо является руководителем юридического лица, указанного в подпунктах 2) – 5) настоящего пункта, за исключением независимого директора акционерного общества.

      47. Риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

      К таким признакам относятся наличие на различных уровнях поставщиков:

      которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;

      регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;

      в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

      сделки, которые судом признаны недействительными.";

      пункт 52-1 изложить в следующей редакции:

      "52-1. При подтверждении достоверности суммы превышения НДС расхождения не учитываются как риск неисполнения налоговых обязательств по следующим поставщикам:

      1) изменивших сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя;

      2) по которым направлены извещения о нарушениях с низкой степенью риска, выявленных по результатам камерального контроля;

      3) по которым нарушения налогового законодательства, не подтверждены по результатам встречных проверок, проведенных в соответствии с параграфом 2 главы 4 настоящих Правил;

      4) по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета "Пирамида" не подтверждены по полученным ответам на запросы о принятии мер по их устранению поставщиками товаров, работ, услуг;

      5) по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета "Пирамида" приходятся на налоговые периоды, по которым услугополучателем, состоящим на налоговом мониторинге, не предъявлено требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 431 Налогового кодекса.";

      дополнить пунктом 52-2 следующего содержания:

      "52-2. При подтверждении достоверности суммы превышения НДС, признаки установленные в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, не учитываются как риски применения схем уклонения от уплаты налогов следующими поставщиками:

      1) в отношении которых отменено ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии с пунктом 4 статьи 120-1 Налогового кодекса, подтвержденное сведениями информационных систем на дату вынесения предварительного решения по административному делу, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 73 АППК.

      2) в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям по статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан на дату получения сведений органа уголовного преследования о статусе уголовного дела.

      3) устранившего нарушения в цепочке поставки товаров, работ, услуг, в том числе признания сделки действительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

      4) по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета "Пирамида" приходятся на налоговые периоды, по которым услугополучателем, состоящим на налоговом мониторинге, не предъявлено требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в декларации по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 431 Налогового кодекса.

      5) осуществляющего поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

      6) осуществляющего поставку услуг связи;

      7) являющегося недропользователем, осуществляющим деятельность на основании соглашения (контракта) о разделе продукции, заключенном с Правительством Республики Казахстан или компетентным органом;

      8) состоящим на налоговом мониторинге, в том числе крупных налогоплательщиков и на горизонтальном мониторинге;

      9) являющимся национальным управляющим холдингом, национальным холдингом, национальной компанией, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 года № 376 "Об утверждении перечня национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний".

      10) являющимся производителем товаров собственного производства.

      Производителем товаров собственного производства в целях настоящего пункта признается:

      налогоплательщик, включенный в Перечень производителей товаров собственного производства;

      производитель товара, приобретенного услугополучателем (за исключением производителей шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), установленный по результатам встречной проверки, проводимой в соответствии с параграфом 2 главы 4 настоящих Правил.

      Производителем товаров собственного производства в рамках настоящих Правил является поставщик, признанный производителем в течение всего проверяемого периода услугополучателя.

      11) являющимся поставщиками последующих уровней налогоплательщиков, указанных в подпунктах 5), 6), 7), 8), 9) и 10) настоящего пункта.

      При этом ОГД, назначивший тематическую проверку, не позднее 5 рабочих дней после завершения тематической проверки направляет сведения о признаках, установленных в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, по поставщикам, указанным в подпунктах 5), 6), 7), 8), 9), 10) и 11) настоящего пункта для проведения налогового контроля в ОГД по месту их нахождения.";

      пункт 54 изложить в следующей редакции:

      "54. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются при устранении нарушений, выявленных по результатам отчета "Пирамида" непосредственными поставщиками проверяемого услугополучателя:

      имеющих право на применение упрощенного порядка (независимо от использования данного права);

      реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000 МРП, в соответствии с подпунктом 4) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса;

      осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и имеющим средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 (двадцати) процентов, рассчитанный за последние 5 (пять) лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате превышения НДС;

      осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 Налогового кодекса.

      При этом факт устранения нарушений поставщиками определяется по полученным до завершения тематической проверки ответам ОГД на запросы о принятии мер по устранению нарушений и (или) сведениям услугополучателя об устранении нарушений, подтвержденных сведениями информационных систем.";

      пункт 79 изложить в следующей редакции:

      "79. Встречная проверка по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком также назначается в следующих случаях, если поставщик:

      1) при расчете в наличной форме с услугополучателем превысил минимум, установленный статьей 402 Налогового кодекса;

      2) является плательщиком НДС, относившим в зачет НДС в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса;

      3) является плательщиком НДС, снятым с учета в отчетном налоговом периоде и не отразившим в ликвидационной отчетности облагаемый оборот в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса;

      4) является посредником (агентом, комиссионером или поверенным);

      5) является экспедитором;

      6) включен в список, представляемый услугополучателем в качестве поставщика товаров собственного производства.

      Положения настоящего пункта не применяется по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком – налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу. Подтверждение достоверности сумм НДС по операциям с налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу, производится ОГД, назначившим тематическую проверку, на основании данных налоговой отчетности и (или) информационной системы электронных счетов-фактур, имеющихся в налоговых органах.".

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
М. Такиев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан