ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 502 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 101 "Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов за использованием и охраной земель, государственного земельного кадастра и мониторинга земель" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 18000) следующие изменения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов за использованием и охраной земель, государственного земельного кадастра";
в пункте 1:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) критерии оценки степени рисков за использованием и охраной земель согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;";
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) критерии оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;";
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
"8) проверочный лист в области государственного земельного кадастра за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра согласно приложению 8 к настоящему совместному приказу.";
приложения 2, 4 и 8 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И. о. министра национальной экономики Республики Казахстан __________Б. Омарбеков |
исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Республики Казахстан __________Ә. Тамабек |
---|
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени рисков за использованием и охраной земель
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени рисков за использованием и охраной земель (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отнесения субъектов (объектов) контроля за использованием и охраной земель к степеням риска и для отбора субъектов (объектов) контроля при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
3) субъекты (объекты) контроля – сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие в наличии сельскохозяйственные угодья;
4) незначительные нарушения – нарушения, возникшие в связи с несоблюдением собственниками земельных участков и (или) землепользователями требований по сохранности межевых знаков границ земельных участков;
5) значительные нарушения – нарушения, возникшие в связи с неисполнением собственниками земельных участков и (или) землепользователями мероприятий по охране земель и по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, установленных Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 17 января 2020 года № 7 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19893);
6) грубые нарушения – нарушения, возникшие в связи с несоблюдением собственниками земельных участков и (или) землепользователями интересов государства на землю, неиспользованием земель в соответствии с целевым назначением и неисполнением обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для дальнейшего использования, установленных нормативными правовыми актами в области земельных правоотношений;
7) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля за использованием и охраной земель и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
10) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
11) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
12) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
13) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе по объективным критериям субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
4. На втором этапе по субъективным критериям субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля и относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
5. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Степени нарушений требований за использованием и охраной земель определяются согласно приложению 1 к настоящим Критериям.
6. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
7. Определение степени риска сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих в наличии сельскохозяйственные угодья, по объективным критериям осуществляется в зависимости от площади сельскохозяйственных угодий.
8. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие следующие сельскохозяйственные угодья:
богарные пашни площадью более 3 000 (трех тысяч) гектаров;
орошаемые пашни площадью более 50 (пятидесяти) гектаров;
сельскохозяйственные угодья (кроме пашни) площадью более 300 (триста) гектаров.
9. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля средней степени относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие следующие сельскохозяйственные угодья:
богарные пашни площадью от 1000 (одной тысячи) до 3 000 (трех тысяч) гектаров;
орошаемые пашни площадью от 10 (десяти) до 50 (пятидесяти) гектаров;
сельскохозяйственные угодья (кроме пашни) площадью от 100 (ста) до 300 (триста) гектаров.
10. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля с низкой степенью риска относятся субъекты (объекты) контроля, несоответствующие требованиям пунктов 8 и 9 настоящих Критериев.
Параграф 2. Субъективные критерии
11. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализа информации и оценка рисков.
12. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля.
Для оценки степени риска используются:
1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
13. На основании имеющихся источников информации формируются данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям за использованием и охраной земель по форме согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
Параграф 3. Управление рисками
15. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый пунктом 22 настоящих Критериев, посредством применения субъективных критериев.
16. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска за использованием и охраной земель в случаях, если в законах Республики Казахстан и в настоящих Критериях определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
17. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъектов (объектов) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками, минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляется профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля за использованием и охраной земель.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
18. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Критерий применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно пункту 12 настоящих Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений, данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
R пром = SP + SC,
где:
R пром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям;
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля за использованием и охраной земель. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля за использованием и охраной земель, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
19. По данным, полученным по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 12 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
20. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия;
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi;
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
21. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля;
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы);
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы);
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев.
22. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.
23. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.
Приложение 1 к Критериям оценки степени рисков за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений |
Степени нарушений требований за использованием и охраной земель
Приложение 2 к Критериям оценки степени рисков за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям за использованием и охраной земель
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска за использованием и охраной земель в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов (объектов) субъектов земельных правоотношений | |||||
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1 | Неиспользование земель в соответствии с целевым назначением | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 баллов | Использование земель в соответствии с целевым назначением / 0% | Неиспользование земель в соответствии с целевым назначением/ 100% |
Критерии оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отнесения субъектов (объектов) контроля в области государственного земельного кадастра к степеням риска и для отбора субъектов (объектов) контроля при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
3) субъекты (объекты) контроля – некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Общество) и его филиалы в областях, городах Астаны, Алматы и Шымкента, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра;
4) незначительные нарушения – нарушения требований в области ведения государственного земельного кадастра, при ведении земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель;
5) значительные нарушения – нарушения требований в области ведения государственного земельного кадастра, выраженные в несоблюдении порядка формирования кадастрового дела земельного участка; нарушение порядка накопления, обработки и ведения банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронном виде; нарушение процедуры присвоения кадастровых номеров земельным участкам; нарушение порядка деятельности связанной с ведением государственного земельного кадастра; предоставление недостоверных сведений государственного земельного кадастра;
6) грубые нарушения – нарушения требований в области ведения государственного земельного кадастра, выраженные в несоблюдении требований по учету качества земель, включающий их экономическую оценку; нарушение учета количества земель, собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации; нарушение ведения информационной системы единого государственного кадастра недвижимости; нарушение изготовления и ведения земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых; нарушение методики изготовления расчетов кадастровой оценки земель, включающую определение кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков, составление схем границ оценочных зон в населенных пунктах с установлением в них поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки, расчет базовых ставок платы за земельные участки, определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства; нарушение порядка изготовления и выдачи идентификационного документа, земельно-кадастрового плана на земельный участок;
7) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в области государственного земельного кадастра и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
10) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
11) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
12) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
13) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе по объективным критериям оценки степени риска (далее – объективные критерии) субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
4. На втором этапе по субъективным критериям оценки степени риска (далее – субъективные критерии) субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля и относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
5. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Степени нарушений требований в области государственного земельного кадастра определяются согласно приложению к настоящим Критериям.
6. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
7. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся филиалы Общества в областях, городах Астаны, Алматы и Шымкента, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра.
8. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля средней степени относятся отделы филиалов Общества в районах и городах областного и районного значения, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра.
9. По объективным критериям к субъекту (объекту) контроля с низкой степенью риска относится структурное подразделение центрального аппарата Общества, осуществляющее ведение государственного земельного кадастра.
Параграф 2. Субъективные критерии
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализа информации и оценка рисков.
11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля.
Для оценки степени риска используются результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
12. На основании имеющихся источников информации формируются данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
13. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
Параграф 3. Управление рисками
14. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый пунктом 21 настоящих Критериев, посредством применения субъективных критериев.
15. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в области государственного земельного кадастра в случаях, если в законах Республики Казахстан и в настоящих Критериях определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
16. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъектов (объектов) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками, минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляется профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в области государственного земельного кадастра.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
17. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктами 3 и 4настоящих Критерий применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно пункту 11 настоящих Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений, данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC,
где:
R пром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям;
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля в области государственного земельного кадастра. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
18. По данным, полученным по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 11 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
19. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия;
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi;
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
20. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля;
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы);
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы);
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 17 настоящих Критериев.
21. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.
22. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.
Приложение к критериям оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра |
Степени нарушений требований в области государственного земельного кадастра
№ | Критерии | Степень нарушения |
1. | Формирование кадастрового дела земельного участка | значительное |
2. | Учет качества земель, включающий их экономическую оценку | грубое |
3. | Учет количества земель, собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации | грубое |
4. | Накопление, обработка и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронной форме | значительное |
5. | Ведение информационной системы единого государственного кадастра недвижимости | грубое |
6. | Изготовление и ведение земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых | грубое |
7. | Ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель | незначительное |
8. | Государственная кадастровая оценка земель, включающая определение кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков; составление схем границ оценочных зон в населенных пунктах с установлением в них поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки; расчет базовых ставок платы за земельные участки; определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства | грубое |
9. | Изготовление и выдача идентификационных документов на земельный участок | грубое |
10. | Изготовление земельно-кадастрового плана | грубое |
11. | Изготовление паспортов земельных участков | значительное |
12. | Присвоение кадастровых номеров земельным участкам | значительное |
13. | Предоставление достоверных сведений государственного земельного кадастра | значительное |
14. | Соблюдение срока предоставления сведений земельного кадастра (не более трех рабочих дней со дня подачи заявления) | значительное |
Проверочный лист в области государственного земельного кадастра за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра
Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль с посещением субъекта /(объекта) контроля ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля _____________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________
____________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля ________
____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Формирование кадастрового дела земельного участка | ||
2. | Учет качества земель, включающий их экономическую оценку | ||
3. | Учет количества земель, собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации | ||
4. | Накопление, обработка и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронной форме | ||
5. | Ведение информационной системы единого государственного кадастра недвижимости | ||
6. | Изготовление и ведение земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых | ||
7. | Ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель | ||
8. | Государственная кадастровая оценка земель, включающая определение кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков; составление схем границ оценочных зон в населенных пунктах с установлением в них поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки; расчет базовых ставок платы за земельные участки; определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства | ||
9. | Изготовление и выдача идентификационных документов на земельный участок | ||
10. | Изготовление земельно-кадастрового плана | ||
11. | Изготовление паспортов земельных участков | ||
12. | Присвоение кадастровых номеров земельным участкам | ||
13. | Предоставление достоверных сведений государственного земельного кадастра | ||
14. | Соблюдение срока предоставления сведений земельного кадастра (не более трех рабочих дней со дня подачи заявления) |
должность подпись ____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись ____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)