Оглавление

О внесений изменений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, техническ

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 6 июня 2023 года № 161. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 июня 2023 года № 32719

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031) следующие изменения:

      приложение 5 указанного приказа изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      приложение 6 указанного приказа изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Департаменту технического и профессионального образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр просвещения
Республики Казахстан
Г. Бейсембаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
Министр просвещения
Республики Казахстан
от 6 июня 2023 года № 161
  Приложение 5 к приказу
Министра просвещения
Республики Казахстан
от 3 августа2022 года № 348

Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 и статьи 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки, к уровню подготовки обучающихся, сроку обучения по образовательным программам технического и профессионального образования (далее – образовательные программы ТиПО).

      Настоящий ГОСО применяется организациями образования, реализующими образовательные программы ТиПО (далее – организации ТиПО), в том числе в военных, специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и разработчиками образовательных программ ТиПО.

      2. В ГОСО применяются следующие термины и определения:

      1) академический кредит – унифицированная единица измерения объема учебной и (или) научной работы (нагрузки) обучающегося и (или) педагога;

      2) компонент ВСУЗа – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, определяемых ВУЗом самостоятельно для освоения образовательной программы;

      3) войсковая стажировка – вид учебной деятельности в военных, специальных учебных заведениях, направленный на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения функциональных обязанностей, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

      4) базовая компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личностной, социальной и профессиональной деятельности обучающегося;

      5) базовый модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование базовой компетенции обучающегося;

      6) компонент организации образования – перечень дисциплин или модулей, определяемых организацией ТиПО самостоятельно в соответствии с региональным планом развития, требованиями работодателей, с учетом профессиональных стандартов и профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) в рамках освоения образовательной программы;

      7) демонстрационный экзамен – форма проведения промежуточной и/или итоговой аттестации, позволяющая обучающемуся практически продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции;

      8) дипломная работа (проект) – итоговая самостоятельная работа обучающегося, представляющая собой обобщение результатов освоения обучающимся образовательной программы ТиПО;

      9) индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью организации образования на основании образовательной программы и каталога элективных дисциплин и (или) модулей;

      10) проектная работа – практическая и/или творческая работа обучающегося, выполняемая под руководством педагога или наставника;

      11) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией ТиПО для конкретной учебной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана;

      12) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией ТиПО, регламентирующий перечень, объемов учебных дисциплин и/или модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения;

      13) профессиональная компетенция – способность решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;

      14) профессиональный модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование профессиональной компетенции;

      15) консультация – форма учебных занятий, которая обеспечивает помощь обучающимся при освоении образовательной программы, проводимая в рамках промежуточной и итоговой аттестации, сопровождения дипломных, курсовых проектов (работ) и проектных работ;

      16) кредитно-модульная система обучения – модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве кредитной и модульной технологиях обучения;

      17) обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и (или) модулей, осваиваемых обучающимися в обязательном порядке;

      18) микроквалификация – набор знаний, навыков и компетенций, полученный по завершению короткого периода обучения, позволяющий выполнять отдельные трудовые функции;

      19) компонент по выбору – перечень дисциплин или модулей, предлагаемых организацией ТиПО, самостоятельно выбираемых обучающимися, направленная на расширение практического опыта освоения квалификации, в том числе через проектную работу;

      20) факультативные занятия – дополнительное обучение с целью углубления знаний, развития интересов, способностей обучающихся в рамках выбранной специальности, не входящее в обязательное обучение.

Глава 2. Требования к содержанию технического и профессионального образования с ориентиром на результаты обучения

      3. Содержание ТиПО определяется образовательными программами и ориентируется на результаты обучения.

      Содержание образовательных программ ТиПО предусматривает:

      при подготовке квалифицированных рабочих кадров:

      1) изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общеэкономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение модуля общеобразовательных дисциплин, базовых и профессиональных модулей;

      2) выполнение лабораторно-практических занятий;

      3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

      4) сдачу промежуточной и итоговой аттестации.

      при подготовке специалистов среднего звена:

      1) изучение общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение модуля общеобразовательных дисциплин, базовых и профессиональных модулей;

      2) выполнение лабораторно-практических занятий;

      3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

      4) выполнение курсового и дипломной (письменной или практической) работы, если иное не предусмотрено рабочими учебными программами и планом;

      5) сдачу промежуточной и итоговой аттестации.

      В ВСУЗах содержание образовательных программ ТиПО предусматривает изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и прохождение войсковой стажировки.

      4. Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется с учетом профиля специальности по направлениям: технико-технологическое, педагогическое, художественно-технологическое, социально-экономическое, аграрно-технологическое, общественно-гуманитарное.

      К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля специальности относятся: "Казахский язык" и "Казахская литература", "Русский язык и литература" (для групп с казахским языком обучения), "Русский язык" и "Русская литература", "Казахский язык и литература" (для групп с русским языком обучения), "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История Казахстана", "Физическая культура", "Начальная военная и технологическая подготовка", "Физика", "Химия", "Биология", "География", "Графика и проектирование", "Всемирная история" и курс "Глобальные компетенции".

      Перечень и объем общеобразовательных дисциплин в образовательных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от профиля специальности организацией ТиПО самостоятельно.

      Модуль общеобразовательных дисциплин (общеобразовательные дисциплины) изучаются на 1-2 курсе и могут интегрироваться в базовые и/или профессиональные модули.

      Занятия по "Физической культуре" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю в период теоретического обучения, из них допускается планирование 2 часов в неделю за счет факультативных занятий или спортивных секций.

      Для ВСУЗов занятия по "Физической подготовке" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю. По окончанию каждого семестра обучения проводятся экзамены. Занятия в спортивных секциях предусматриваются в объеме не более 4 часов в неделю.

      Для специальностей, предусматривающих повышенную физическую нагрузку (хореография, спорт, цирковое, актерское искусство) занятия по "Физической культуре" реализуются в рамках специальных дисциплин или профессиональных модулей.

      Занятия по начальной военной и технологической подготовке в организациях образования с девушками проводятся совместно с юношами, по разделу "Основы медицинских знаний" – раздельно. К практическим занятиям по разделу "Основы военного дела" девушки не привлекаются. По окончанию курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы (за исключением профиля "Искусство и культура") совместно с местными органами военного управления. В период учебно-полевых сборов девушки проходят медико-санитарную подготовку в организациях ТиПО под руководством медицинского работника. Cодержание учебной программы "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется в рамках учебной дисциплины "Начальная военная и технологическая подготовка" (за исключением ВУЗов).

      5. Образовательные программы разрабатываются организациями ТиПО самостоятельно с участием работодателей на основе настоящих требований ГОСО, профессиональных стандартов (при наличии), профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) (при наличии).

      Образовательные программы ТиПО содержатся в реестре образовательных программ и включают:

      1. Паспорт образовательной программы;

      2. Перечень компетенций;

      3. Содержание образовательной программы:

      3.1. Содержание модулей (дисциплин);

      3.2. Сводную таблицу, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы;

      3.3. Матрицу дисциплин по компетенциям (для модульных программ).

      В образовательных программах ТиПО отражаются результаты обучения, на основании которых разрабатываются учебные планы (рабочие учебные планы, индивидуальные учебные планы студентов) и рабочие учебные программы по дисциплинам/модулям.

      Образовательные программы по усмотрению организации образования актуализируются в начале каждого учебного года в соответствии с изменяющимися требованиями работодателей, профессиональных стандартов и профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) (при наличии).

      6. Для формирования базовых компетенций организация ТиПО предусматривает изучение общегуманитарных, социально-экономических дисциплин или базовых модулей (за исключением военных специальностей).

      Базовые компетенции направлены на формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и трудовом коллективе, развитие чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания, добропорядочности и антикоррупционной культуры, приобретение навыков предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности.

      Образовательные программы ТиПО предусматривают изучение следующих базовых модулей:

      1) развитие и совершенствование физических качеств;

      2) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

      3) применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства;

      4) применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе.

      Включение модуля "Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе" необходимо предусмотреть в образовательных программах по подготовке специалистов среднего звена.

      По усмотрению организации ТиПО базовые модули полностью или частично интегрируются в профессиональные модули в зависимости от профиля специальности, за исключением военных специальностей.

      7. Содержание профессиональных модулей (общепрофессиональных и специальных дисциплин) учитывает современные требования к экологической и/или промышленной безопасности.

      Профессиональные модули (общепрофессиональные и специальные дисциплины) определяются организацией ТиПО самостоятельно.

      В целях расширения практического опыта освоения квалификации по усмотрению организации ТиПО реализуется проектная работа обучающихся в рамках профессиональных модулей и (или) самостоятельной работы студентов.

      8. Образовательные программы ТиПО наряду с теоретическим обучением предусматривают прохождение производственного обучения и профессиональной практики.

      Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.

      Сроки проведения и содержание производственного обучения и профессиональной практики определяются графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.

      Производственное обучение и профессиональная практика составляет не менее 40 % от общего объема общепрофессиональных и специальных дисциплин или от общего объема кредитов, выделенных на профессиональные модули (за исключением военных учебных заведений).

      Образовательные программы ТиПО с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).

      Объем часов, выделяемых на производственное обучение и профессиональную практику при дуальном обучении, исчисляется из количества часов учебного плана выделенных на обязательное обучение, за исключением объема часов, предусмотренных на изучение общеобразовательных дисциплин.

      В ВСУЗах профессиональная практика включает практические и методические занятия по дисциплинам, определяющим боевую подготовку. Занятия проводятся в классах, лабораториях, на учениях и на полевых выходах. Данные занятия направлены на приобретение практических навыков и профессиональных компетенций в соответствии с присваиваемой квалификацией.

      Сроки проведения и содержание практических занятий определяются рабочими учебными планами, графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.

      В ВУЗах количество учебного времени на профессиональную практику, войсковую стажировку, на изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, и специальных дисциплин, определяется соответствующим уполномоченным органом.

      9. Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

      Контрольные работы, зачеты и курсовые проекты (работы) проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины и/или модуля, экзамены - в сроки, отведенные на промежуточную и/или итоговую аттестацию.

      Для ВСУЗов по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является зачет и/или экзамен определяемые ВСУЗом.

      Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения; русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения; истории Казахстана, математике и дисциплине по выбору организации образования согласно профилю специальности.

      Экзамены по общеобразовательным дисциплинам проводятся за счет кредитов/часов, выделенных на модуль "Общеобразовательные дисциплины" (общеобразовательных дисциплин).

      Квалификационный экзамен проводится после освоения каждой рабочей квалификации в форме практической работы или демонстрационного экзамена в учебно-производственных мастерских, лабораториях и учебных центрах организаций ТиПО и/или на производственных площадках предприятий.

      Итоговая и (или) промежуточная аттестация для специальностей сферы искусства и культуры предусматривает выполнение творческих заданий.

      Положение о творческом задании разрабатывается организациями ТиПО самостоятельно.

      Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам и сдачу экзамена по дисциплине физическая подготовка.

      Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями (с несохранным интеллектом) проводится в виде выполнения практической работы, для других категорий – определяется организацией ТиПО самостоятельно.

      10. Рабочие учебные планы разрабатываются на основе моделей учебного плана ТиПО согласно приложениям 1 и 2 ГОСО.

      По специальности "Хореографическое искусство" рабочие учебные планы отличаются от указанных моделей учебного плана ТиПО.

      11. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам и (или) модулям учебного плана с ориентиром на результаты обучения и утверждаются организацией ТиПО.

      12. Рабочие учебные программы и планы, интегрированные с начальным, основным средним, общим средним, техническим и профессиональным образованием по специальности "Хореографическое искусство" разрабатываются с учетом приема с 4 (5) класса и с 9 класса (после 9 класса).

      13. При разработке образовательных программ организации ТиПО:

      1) самостоятельно определяют объем и содержание дисциплин/модулей с сохранением общего количества кредитов/часов отведенное на обязательное обучение;

      2) определяют последовательность, перечень и количество модулей/квалификаций в рамках одной специальности;

      3) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.

      14. Организации ТиПО при обучении лиц (детей) с особыми образовательными потребностями в условиях специальных групп разрабатывают специальные образовательные программы. Для обучающихся (детей) с ограниченными возможностями инклюзивно в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями адаптируют индивидуальные планы и программы.

      15. Содержание образовательной программы, основанной на результатах обучения, позволяет выстраивать траектории обучения с освоением:

      рабочих квалификаций;

      рабочих квалификаций и специалиста среднего звена;

      специалиста среднего звена.

Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

      16. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю.

      Учебная нагрузка измеряется временем, требуемым обучающемуся для достижения установленных результатов обучения в образовательной программе.

      При определении учебной нагрузки обучающегося необходимо учитывать, что учебный год состоит из академических периодов (семестров), периодов промежуточной аттестации, практик и (или) производственного обучения, каникул, периода итоговой аттестации (на выпускном курсе).

      17. Продолжительность академических периодов и каникул определяются организацией ТиПО самостоятельно.

      18. Для ВСУЗов на учениях, в период проведения полевых выходов, на полигонах, всех видов практик, войсковых стажировок учебная работа планируется из расчета до 54 часов учебных занятий в неделю.

      19. Общее количество учебной нагрузки в учебном году составляет не менее 75 кредитов или не менее 1800 академических часов, за исключением учебного года выпуска, который составляет не менее 45 кредитов. Объем аудиторной работы и самостоятельной работы студента под руководством педагога (СРСП) составляет 60 кредитов /1440 часов в год, при этом объем СРСП составляет не более тридцати процентов от объема каждой дисциплины и/или модуля. Объем самостоятельной работы студента (СРС) составляет 15 кредитов /360 часов в год.

      При дуальном обучении СРС не предусматривается в учебных планах.

      С учетом специфики образовательных программ по специальности "Педагогика и методика начального обучения" на освоение обучающимися предусматривается не менее 300 академических кредитов на базе основного среднего образования, на базе общего среднего образования не менее 225 кредитов.

      Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей, обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.

      20. Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах/часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждой дисциплине и (или) модулю или другим видам учебной работы.

      1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.

      21. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % и для заочной формы обучения 30 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.

      22. Организация ТиПО осуществляет образовательную деятельность в соответствии с полученной лицензией и на протяжении всего периода времени ее действительности соблюдает квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающие соответствие им, утвержденные приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 473 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 30721).

Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся

      23. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.

      Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся при достижении следующих уровней подготовки:

      - при подготовке квалифицированных рабочих кадров: вести деятельность с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, применять базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, решать стандартные и простые однотипные практические задачи, выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов;

      - при подготовке специалистов среднего звена: вести руководство стандартной работой других с учетом значимых социальных и этических аспектов, нести ответственность за собственное обучение и обучение других, применять профессиональные (практические и теоретические) знания для осуществления деятельности и практического опыта, решать типовые практические задачи широкого спектра, требующие самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбирать технологические пути осуществления деятельности, вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.

Глава 5. Требования к срокам обучения

      24. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием осуществляется на базе основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего образования.

      При поступлении на базе образовательных программ технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования результаты обучения предыдущего уровня формального образования признаются автоматически, количество осваиваемых академических кредитов и срок обучения сокращаются.

      Организация ТиПО самостоятельно осуществляет признание результатов обучения неформального образования, в том числе микроквалификаций.

      Сроки освоения образовательных программ устанавливаются организацией ТиПО совместно с работодателями в зависимости от сложности и/или количества квалификаций, уровня предыдущего образования, и определяются объемом предусмотренных кредитов/часов согласно приложениям 1, 2 ГОСО.

  Приложение 1
к государственному общеобязательному
стандарту технического
и профессионального образования

Модель учебного плана технического и профессионального образования при модульной технологии обучения для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена

Наименование блоков модулей и видов учебной деятельности

Количество кредитов/часов

для лиц с ООП (с не сохранным интеллектом)

на базе основного среднего образования

на базе общего среднего образования

на базе технического и профессионального образования, высшего образования

1

2

3

4

5

6

1

Модуль "Общеобразовательные дисциплины"*

+

75 (60+15 СРС)/1800(1440+360 СРС)

-

-

2

Базовые модули

+

+

+


3

Профессиональные модули





3.1

Профессиональные модули по рабочим квалификациям**

+

+

+


3.2

Профессиональные модули квалификации специалиста среднего звена**

+

+

+


4

Промежуточная аттестация

+

+

+

+

5

Итоговая аттестация

+

+

+

+


Итого на обязательное обучение






Квалифицированные рабочие кадры

120/2880

150 (120+30) /3600 (2880+720 СРС) – 225 (180+45)/5400
(4320+1080 СРС) ***

75 (60+15) /1800 (1440+360 СРС) – 150 (120+30) /3600 (2880+720 СРС) ***

75 (60+15 СРС)/1800 (1440+360 СРС)


Специалист среднего звена

-

225 (180+45)/5400
(4320+1080 СРС) –300(240+60) /7200
(5760+1440 СРС) ****

150 (120+30) /3600 (2880+720 СРС) – 225 (180+45) /5400 (4320+1080 СРС) ****

75 (60+15) /1800 (1440+360 СРС) – 150 (120+30) /3600 (2880+720 СРС) ***

6

Факультативные занятия

не более 4-х часов в неделю

7

Консультации

не более 100 часов на учебный год


Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах

138/3312

252 (207+45) /6048 (4968+1080 СРС) –
336 (276+60) /8064 (6624+1440 СРС)

84 (69+15) /2016 (1656+360СРС) – 168 (138+30) /4032
(3312+720 СРС)
168 (138+30)/4032
(3312+720 СРС) -
252 (207+45) /6048 (4968+1080 СРС)

84 (69+15) /2016 (1656+360СРС) – 168 (138+30) /4032
(3312+720 СРС)

      Примечание:
* по специальности "Хореографическое искусство" составляет 53 (38+15)/1272 (912+360) кредитов/часов.
** производственное обучение и/или профессиональная практика составляет не менее 40 % от общего объема кредитов, выделенных на профессиональные модули.
*** определяется в зависимости от сложности и (или) количества квалификаций.
**** определяется в зависимости от объема учебного времени, отведенного для уровня квалифицированных рабочих кадров.

  Приложение 2
к государственному общеобязательному
стандарту технического
и профессионального образования

Модель учебного плана технического и профессионального образования для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена

Наименование циклов и видов учебной деятельности

Количество кредитов/часов

для лиц с ООП (с не сохранным интеллектом)

на базе основного среднего образования

на базе общего среднего образования

на базе технического и профессионального образования, высшего образования

1

2

3

4

5

6


Квалифицированные рабочие кадры





1

Общеобразовательные дисциплины

+

75 (60+15 СРС)/1800(1440+360 СРС)

-

-

2

Общегуманитарные дисциплины

+

+

+

+

3

Общепрофессиональные дисциплины

+

+

+

+

4

Специальные дисциплины

+

+

+

+

5

Производственное обучение и профессиональная практика*

+

не менее 40 % от общего объема общепрофессиональных и специальных дисциплин

6

Промежуточная аттестация

+

+

+

+

7

Итоговая аттестация

+

+

+

+


Итого на обязательное обучение

120/2880

150 (120+30)/3600 (2880+720 СРС) – 225 (180+45)/5400 (4320+1080 СРС)**

75 (60+15)/1800 (1440+360 СРС) – 150 (120+30)/3600 (2880+720 СРС) **

75 (60+15)/1800 (1440+360 СРС)

8

Факультативные занятия

не более 4-х часов в неделю

9

Консультации

не более 100 часов на учебный год


Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах

138/3312

168 (138+30)/4032 (3312+720) –252 (207+45)/6048 (4968+1080 СРС)**

84 (69+15)/2016 (1656+360)-168 (138+30)/4032 (3312+720)**

84 (69+15)/2016 (1656+360)


Специалист среднего звена





1

Общеобразовательные дисциплины


75 (60+15 СРС)/1800 (1440+360 СРС)

-

-

2

Общегуманитарные дисциплины


+

+

+

3

Социально-экономические дисциплины


+

+

+

4

Общепрофессиональные дисциплины


+

+

+

5

Специальные дисциплины


+

+

+

6

Производственное обучение и профессиональная практика*


не менее 40 % от общего объема общепрофессиональных и специальных дисциплин

7

Промежуточная аттестация


+

+

+

8

Итоговая аттестация


+

+

+


Итого на обязательное обучение

-

225 (180+45)/5400 (4320+1080 СРС) – 300 (240+60)/7200 (5760+1440 СРС)

150 (120+30)/3600 –225 (180+45)/5400 (4320+1080 СРС)

75 (60+15)/1800 (1440+360 СРС) – 150 (120+30)/3600 (2880+720 СРС) **

9

Факультативные занятия


не более 4-х часов в неделю

10

Консультации


не более 100 часов на учебный год


Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах


252 (207+45)6048 (4968+1080 СРС) – 336 (276+60)/8064 (6624+1440 СРС)**

168 (138+30)/4032 (3312+720 СРС) – 252 (207+45)/6048 (4968+1080 СРС)**

84 (69+15)/2016 (1656+360)-168 (138+30)/4032 (3312+720)**

      Примечание:
*в том числе лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, курсовое и дипломное проектирование.
**определяется в зависимости от сложности квалификаций.

  Приложение 2 к приказу
Министр просвещения
Республики Казахстан
от 6 июня 2023 года № 161
  Приложение 6 к приказу
Министра просвещения
Республики Казахстан
от 3 августа 2022 года № 348

Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 и статьи 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки, к уровню подготовки обучающихся, сроку обучения по образовательным программам послесреднего образования (далее – образовательные программы ПО).

      Настоящий ГОСО применяется организациями образования, реализующими образовательные программы ПО (далее – организации ПО) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и разработчиками образовательных программ ПО.

      2. В ГОСО применяются следующие термины и определения:

      1) академический кредит – унифицированная единица измерения объема учебной и (или) научной работы (нагрузки) обучающегося и (или) педагога;

      2) базовая компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личностной, социальной и профессиональной деятельности обучающегося;

      3) базовый модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование базовой компетенции обучающегося;

      4) компонент организации образования – перечень дисциплин или модулей, определяемых организацией ПО самостоятельно в соответствии с региональным планом развития, требованиями работодателей, с учетом профессиональных стандартов и профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) в рамках освоения образовательной программы;

      5) демонстрационный экзамен – форма проведения промежуточной и/или итоговой аттестации, позволяющая обучающемуся практически продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции;

      6) дипломная работа (проект) – итоговая самостоятельная работа обучающегося, представляющая собой обобщение результатов освоения обучающимся образовательной программы ПО.

      7) индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью организации образования на основании образовательной программы и каталога элективных дисциплин и (или) модулей;

      8) проектная работа – практическая и/или творческая работа обучающегося, выполняемая под руководством педагога или наставника;

      9) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией ПО для конкретной учебной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана;

      10) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией ПО, регламентирующий перечень, объемов учебных дисциплин и/или модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения;

      11) профессиональная компетенция – способность решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;

      12) профессиональный модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование профессиональной компетенции;

      13) консультация – форма учебных занятий, которая обеспечивает помощь обучающимся при освоении образовательной программы, проводимая в рамках промежуточной и итоговой аттестации, сопровождения дипломных, курсовых проектов (работ) и проектных работ;

      14) кредитно-модульная система обучения – модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве кредитной и модульной технологиях обучения;

      15) обязательный компонент – перечень учебных модулей, осваиваемых обучающимися в обязательном порядке;

      16) микроквалификация – набор знаний, навыков и компетенций, полученный по завершению короткого периода обучения, позволяющий выполнять отдельные трудовые функции;

      17) факультативные занятия – дополнительное обучение с целью углубления знаний, развития интересов, способностей, обучающихся в рамках выбранной специальности, не входящее в обязательное обучение.

      18) компонент по выбору – перечень дисциплин или модулей, предлагаемых организацией ПО, самостоятельно выбираемых обучающимися, направленная на расширение практического опыта освоения квалификации, в том числе через проектную работу.

Глава 2. Требования к содержанию послесреднего образования с ориентиром на результаты обучения

      3. Содержание ПО определяется образовательными программами и ориентируется на результаты обучения.

      Содержание образовательных программ ПО предусматривает освоение базовых и профессиональных модулей, включающих теоретические занятия, выполнение лабораторно-практических работ, прохождение производственного обучения и профессиональной практики.

      4. Образовательные программы разрабатываются организациями ПО самостоятельно с участием работодателей на основе настоящих требований ГОСО, профессиональных стандартов (при наличии), профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) (при наличии).

      Образовательные программы ПО содержатся в реестре образовательных программ и включают:

      1. Паспорт образовательной программы;

      2. Перечень компетенций;

      3. Содержание образовательной программы:

      3.1. Содержание модулей (дисциплин);

      3.2. Сводную таблицу, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы;

      3.3. Матрицу дисциплин по компетенциям (для модульных программ).

      В образовательных программах ПО отражаются результаты обучения, на основании которых разрабатываются учебные планы (рабочие учебные планы, индивидуальные учебные планы студентов) и рабочие учебные программы по дисциплинам/модулям.

      Образовательные программы по усмотрению организации образования актуализируются в начале каждого учебного года в соответствии с изменяющимися требованиями работодателей, профессиональных стандартов и профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) (при наличии).

      5. Содержание образовательных программ ПО предусматривает изучение интегрированных в модули образовательных программ технического и профессионального образования с включением отдельных модулей или дисциплин образовательных программ бакалавриата.

      Образовательные программы ПО разрабатываются организациями ПО на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ, необходимых для выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности.

      6. Для формирования базовых компетенций организация ПО предусматривает изучение базовых модулей.

      Базовые компетенции направлены на формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и трудовом коллективе, развитие чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания, добропорядочности и антикоррупционной культуры, приобретение навыков предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности.

      Образовательные программы ПО предусматривают изучение следующих базовых модулей:

      1) развитие и совершенствование физических качеств;

      2) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

      3) применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе;

      4) применение основных закономерностей и механизмов функционирования современной экономической системы в профессиональной деятельности.

      По усмотрению организации ПО базовые модули интегрируются в профессиональные модули в зависимости от профиля специальности.

      7. Содержание профессиональных модулей (общепрофессиональных и специальных дисциплин) учитывает современные требования к экологической и/или промышленной безопасности.

      Профессиональные модули (общепрофессиональные и специальные дисциплины) определяются организацией ПО самостоятельно.

      В целях расширения практического опыта освоения квалификации по усмотрению организации ПО реализуется проектная работа обучающихся в рамках профессиональных модулей и (или) самостоятельной работы студентов.

      8. Образовательные программы ПО наряду с теоретическим обучением предусматривают прохождение производственного обучения и профессиональной практики.

      Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.

      Сроки проведения и содержание производственного обучения и профессиональной практики определяются графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.

      Образовательные программы ПО с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).

      9. Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

      Контрольные работы, зачеты и курсовые проекты (работы) проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение модуля, экзамены – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.

      Итоговая и (или) промежуточная аттестация для специальностей сферы искусства и культуры предусматривает выполнение творческих заданий.

      Положение о творческом задании организация ПО разрабатывает самостоятельно.

      Квалификационный экзамен проводится в форме практической работы или демонстрационного экзамена в учебно-производственных мастерских, лабораториях и учебных центрах организаций ПО и/или на производственных площадках предприятий.

      Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме выполнения практической работы. Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией ПО.

      10. Рабочие учебные планы разрабатываются на основе модели учебного плана ПО, согласно приложению ГОСО.

      11. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам и (или) модулям учебного плана с ориентиром на результаты обучения и утверждаются организацией ПО.

      12. При разработке образовательных программ организации ПО:

      1) самостоятельно определяют объем и содержание модулей с сохранением общего количества кредитов/часов отведенное на обязательное обучение;

      2) определяют последовательность, перечень и количество модулей/квалификаций в рамках одной специальности;

      3) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.

      13. Содержание образовательной программы ПО предусматривает преемственность уровней образования, а также перезачет результатов обучения, кредитов/часов на следующем уровне образования по родственным специальностям (квалификациям).

Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

      14. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю.

      Учебная нагрузка измеряется временем, требуемым обучающемуся для достижения установленных результатов обучения в образовательной программе.

      Учебная нагрузка включает всю учебную деятельность обучающегося – лекции, семинары, курсовые работы (проекты), практические и лабораторные работы, производственное обучение и профессиональную практику, дипломную работу (проект), самостоятельную работу, в том числе под руководством педагога.

      При определении учебной нагрузки обучающегося необходимо учитывать, что учебный год состоит из академических периодов (семестров), периодов промежуточной аттестации, практик и (или) производственного обучения, каникул, периода итоговой аттестации (на выпускном курсе).

      Продолжительность академических периодов и каникул определяются организацией ПО самостоятельно.

      15. Общее количество учебной нагрузки в учебном году составляет не менее 75 кредитов или не менее 1800 академических часов. Объем аудиторной работы и самостоятельной работы студента под руководством педагога (СРСП) составляет 60 кредитов /1440 часов в год, при этом объем СРСП составляет не более тридцати процентов от объема каждой дисциплины и/или модуля. Объем самостоятельной работы студента (СРС) составляет 15 кредитов /360 часов в год.

      При дуальном обучении СРС не предусматривается в учебных планах.

      Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей, обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.

      16. Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах/часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждому модулю или другим видам учебной работы.

      1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.

      17. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % и для заочной формы обучения 30 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.

      18. Организация ПО осуществляет образовательную деятельность в соответствии с полученной лицензией и на протяжении всего периода времени ее действительности соблюдает квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающие соответствие им, утвержденные приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 473 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 30721).

Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся

      19. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, профессиональных стандартов WorldSkills (Ворлдскилс) и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.

      Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся: вести самостоятельное управление и контроль процессами трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждение проблемы, аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией, применять широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области, выполнять самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач, решать практические задачи, предполагающие многообразие способов решения и их выбор, применять творческий подход (или умения и навыки самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем), вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.

Глава 5. Требования к срокам обучения

      20. Подготовка кадров с послесредним образованием осуществляется на базе общего среднего образования, технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования.

      При поступлении на базе образовательных программ технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования результаты обучения предыдущего уровня формального образования признаются автоматически, количество осваиваемых академических кредитов и срок обучения сокращаются.

      Организация ПО самостоятельно осуществляет признание результатов обучения неформального образования, в том числе микроквалификаций.

      Сроки освоения образовательных программ устанавливаются организацией ПО согласно приложению ГОСО.

  Приложение
к государственному общеобязательному
стандарту послесреднего образования

Модель учебного плана послесреднего образования

Наименование блоков модулей и видов учебной деятельности

Количество кредитов/часов

На базе общего среднего образования

На базе технического и профессионального образования с квалификацией квалифицированных рабочих кадров

На базе технического и профессионального образования с квалификацией специалиста среднего звена

На базе высшего образования

1

2

3

4

5

6

1

Базовые модули

+

+

+

+

2

Профессиональные модули*

+

+

+

+

3

Промежуточная аттестация

+

+

+

+

4

Итоговая аттестация

+

+

+

+


Итого на обязательное

225 (180+45 СРС)/5400 (4320+1080 СРС)**

150 (120+30 СРС)/3600(2880+ 720 СРС)***

75 (60+15 СРС)/1800 (1440+360 СРС)

75 (60+15 СРС)/1800 (1440+360 СРС)

5

Факультативные занятия

не более 4-х часов в неделю

6

Консультации

не более 100 часов на учебный год


Всего

252 (207+45 СРС)/6048 (4968+1080 СРС)

168 (138+30 СРС)/4032 (3312+720 СРС)

84 (69+15 СРС)/2016 (1656+360 СРС)

84 (69+15 СРС)/2016 (1656+360 СРС)

      Примечание:
*Производственное обучение и/или профессиональная практика составляет не менее 40 % от профессиональных модулей.
**Предусмотрено освоение профессиональных модулей родственных квалификаций по уровням квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена (при наличии).
***Предусмотрено освоение профессиональных модулей родственных квалификаций по уровню специалиста среднего звена (при наличии).