ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, после среднего образования, и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317) следующие изменения:
в Перечне документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего и специального образования, утвержденным указанным приказом:
пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Социальный педагог:
один раз до начала учебного года разрабатывает и в течение учебного года реализует:
план работы социального педагога на учебный год (в бумажном или электронном формате word (ворд) или pdf (пдф);
в течение учебного года ведет:
1) социальный паспорт школы (в электронном формате) в информационной системе "Национальная образовательная база данных".;
2) сведения об обучающихся школы (в электронном формате) в информационной системе "Национальная образовательная база данных".
4. Педагог-психолог:
один раз до начала учебного года разрабатывает и в течение учебного года реализует:
план работы педагога-психолога на учебный год (в бумажном или электронном формате word (ворд) или pdf (пдф);
в течение учебного года ведет журнал учета консультаций педагога-психолога (в бумажном или электронном формате word (ворд) или pdf (пдф).".
Приложение 4 к указанному приказу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования
Министр просвещения Республики Казахстан |
Г. Бейсембаев |
Приложение к приказу/ Министр просвещения Республики Казахстан от 17 марта 2023 года № 68 |
Формы документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего и специального образования
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Классный журнал для 1-4 классов
________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
________________________________________________________
(район, город (село)
________________________________________________________
(наименование организации среднего образования)
________________________________________________________
(класс)
____________________________________________ учебный год
Примечание: Классный журнал является документом строгой отчетности, ведение которого обязательно для каждого педагога.
Классный журнал при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не допускается.
Наименование предмета _______________________ | |||||||||
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Месяц, число | |||||||
и далее до 26 | |||||||||
Всего
(левая сторона)
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога ______________________ | ||||||||||
Расчет оценки за четверть | Число, месяц | Темы | Домашнее задание | |||||||
Баллы суммативного оценивания за четверть за разделы учебной программы в четверти (далее – СОЧ) | Балл СОЧ | % суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (далее – СОР) (максимальный 50%) | % СОЧ (максимальный 50%) | Сумма % | Оценка за четверть | |||||
СОР 1 | СОР 2 | СОР 3 | СОР 4 | |||||||
Максимальные баллы |
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Классный журнал для 5-11 (12) классов
_______________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
_________________________________________________________
(район, город (село)
_________________________________________________________
(название организации среднего образования)
_________________________________________________________
(класс) ________________________ учебный год
Примечание: Классный журнал является документом строгой отчетности, ведение которого обязательно для каждого педагога и классного руководителя.
Классный журнал при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не допускается.
№ п/п | Наименование предмета _______________________________ | ||||||||
Фамилия, имя обучающегося | Число, месяц | и далее до 26 | |||||||
и далее
(правая сторона)
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога ____________________________ | |||||||||||
Расчет оценки за четверть | Число, месяц | Темы | Домашнее задание | ||||||||
Баллы суммативного оценивания за разделы учебной программы в четверти (далее - СОР) | Балл суммативного оценивания за четверть (далее – СОЧ) | % СОР (макс 50%) | % СОЧ (максимальный 50%) | Сумма % | Оценка за четверть | ||||||
СОР 1 | СОР 2 | СОР 3 | СОР 4 | ||||||||
Максимальные баллы | |||||||||||
Сведения о сдаче Президентских тестов физической подготовленности
(заполняется педагогом физической культуры в 5-ых, 10-ых и 12-ых классах)
№ | Фамилия, имя обучающегося | Уровни физической подготовленности | Вид значка и грамоты | Дата сдачи президентских тестов | |
Президентский уровень | Национальный уровень | ||||
1 | |||||
2 | |||||
3 |
и далее
(левая сторона)
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Журнал факультативных занятий, надомного обучения
_______________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
_______________________________________________
(район, город, село)
_______________________________________________
(название организации среднего образования)
_______________________________________________
(класс) ________________________ ________________
учебный год
(левая сторона)
Наименование факультативного курса ______________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Месяц, число | ||||||||
и далее, всего 26 колонок | ||||||||||
и далее до конца страницы.
(правая сторона)
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога_______________________
Месяц, день | Тема факультативного занятия | Задания | Критерии педагога |
и далее до конца страницы.
Примечание: Журнал факультативных занятий, надомного обучения является основным документом учета работы факультативных групп и ведется в основных и средних школах по каждому факультативному курсу. Журнал факультативных занятий, надомного обучения при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не допускается.
Форма |
___________________________________________
(наименование организации образования)
Краткосрочный (поурочный) план
___________________________________________
(тема урока)
Раздел | ||
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога | ||
Дата | ||
Класс | Количество присутствующих | Количество отсутствующих |
Тема урока | ||
Цели обучения в соответствии | ||
Цели урока |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Данные пункты плана урока являются обязательными. Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога" педагог выбирает способы и формы организации профессиональной деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, утвержденного приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 29031).
При наличии в классе обучающихся с особыми образовательными потребностями предусматриваются действия по адаптации и реализации индивидуальных программ, одобренных методическими объединениями.
Форма |
Среднесрочный (календарно-тематический) план по предметам
____________ дисциплина ___________ класс
Итого: _____ часов, в неделю:___часов
№ п/п |
Раздел/ | Тема урока | Цели обучения | Количество часов | Сроки | Примечание |
І четверть | ||||||
ІІ четверть | ||||||
ІІІ четверть | ||||||
ІV четверть | ||||||
Форма |
План наставничества на ___________ учебный год
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | |
Образование | |
Какое учебное заведение окончил, когда | |
Итоги педагогической практики | |
Должность | |
Классы, в которых работает молодой педагог | |
Классное руководство |
Сведения о педагоге, практикующем наставничество
Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности педагога, практикующего наставничество
№ | Содержание деятельности | Формы работы | Сроки |
Форма |
____________________________________
(наименование организации образования)
Анализ по итогам проведения суммативного оценивания за раздел (далее - СОР) и суммативного оценивания за четверть (далее - СОЧ), который формируется автоматически из автоматизированной информационной системы (в случае отсутствия информационных систем – бумажно).
за ______ четверть по предмету ____________
Класс
Количество учащихся
Педагог
Цель
Анализ результатов СОР и СОЧ
Предмет | Ученик | Максимальный балл | Процентное содержание баллов суммативного оценивания | % качества | % успеваемости | |||||
низкий | средний | высокий | ||||||||
0-39% | 40-84% | 85-100% | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Количество учеников | ||||||||||
СОР 1 | ||||||||||
СОР 2 | ||||||||||
СОЧ | ||||||||||
Достигнутые цели | Цели, вызвавшие затруднения | |||||||||
СОР 1 | ||||||||||
СОР 2 | ||||||||||
СОЧ |
1. Анализ результатов СОР и СОЧ показал следующий уровень знаний у обучающихся:
высокий (В): 85-100%;
средний (С): 40-84%;
низкий (Н): 0-39%.
2. Перечень затруднений, которые возникли у обучающихся при выполнении заданий:
__________________________________________________________________________
3. Причины указанных выше затруднений у обучающихся при выполнении заданий:
__________________________________________________________________________
4. Планируемая работа по итогам анализа результатов СОР и СОЧ
(при необходимости с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) обучающихся).
__________________________________________________________________________
Дата____________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога________________________
Форма |
План работы классного руководителя
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Форма завершения |
1. | Составление и реализация плана воспитательной работы класса (форма плана воспитательной работы определяется школьным методическим объединением классных руководителей) | В течение учебного года | План, материалы мероприятий, анализ воспитательной работы (в бумажном или электронном формате) |
2. | Формирование социального паспорта класса по утвержденной руководителем организации образования форме | Сентябрь-октябрь | Социальный паспорт (заполняется в электронном формате в информационной системе "Национальная образовательная база данных") |
3. | Работа с родителями или другими законными представителями ребенка | По мере необходимости в течение учебного года | Протоколы родительских собраний (в бумажном или электронном формате) |
4. | Ведение классного журнала | Постоянно | Классный журнал (в бумажном или электронном формате) |
Министерство просвещения Республики Казахстан Форма
Табель успеваемости обучающегося 1-4 классов
_____________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица, район, город, село)
______________________________________________________________
(наименование организации среднего образования)
______________________________________________________________
(фамилия и имя обучающегося)
"______" ________ класс/учебный год
(левая сторона)
Периоды учебного года | Обучение грамоте | Родной язык | Родная литература | Казахский язык | Русский язык | Иностранный язык | Математика | Естествозание | Познание мира | Музыка | Художественный труд | Физкультура |
1 четверть | ||||||||||||
2 четверть | ||||||||||||
3 четверть | ||||||||||||
4 четверть | ||||||||||||
Итоговая оценка | ||||||||||||
Решение педагогического совета |
Продолжение
Руководитель организации среднего образования
_______________________________________________ _________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Классный руководитель ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Место печати
(правая сторона)
Информатика (ИКТ) | Предметы по выбору | Поведение | Количество уроков | Подпись родителя или другого законного представителя ребенка | Подпись педагога | |||
всего | из них | |||||||
Примечание: Табель успеваемости обучающегося при подключении организации образования к электронной системе заполняется в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не допускается.
По итогам учебного года табель успеваемости обучающегося выгружается из информационной системы, заверяется подписью директора и печатью организации образования.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Табель успеваемости обучающегося 5-11 (12) классов
_____________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица, район, город, село)
______________________________________________________________
(наименование организации среднего образования)
______________________________________________________________
(фамилия и имя обучающегося)
"______" ________ класс/учебный год
(левая сторона)
Периоды учебного года | Наименование предметов | |||||
Казахский язык | Казахская литература | Русский язык | Русская литература | Родной язык | Родная литература | |
1 четверть | ||||||
2 четверть | ||||||
3 четверть | ||||||
4 четверть | ||||||
Годовая оценка | ||||||
Экзаменационная оценка | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
Решение педагогического совета |
Продолжение
Периоды учебного года | Наименование предметов | ||||||
Иностранный язык | Математика | Алгебра и начала анализа | Геометрия | Информатика | Естествознание | География | |
1 четверть | |||||||
2 четверть | |||||||
3 четверть | |||||||
4 четверть | |||||||
Годовая оценка | |||||||
Экзаменационная оценка | |||||||
Итоговая оценка | |||||||
Решение |
Директор организации среднего образования
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Классный руководитель _____________________________________ _______________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Место печати
(правая сторона)
Наименование предметов | |||||
Биология | Химия | Физика | История Казахстана | Всемирная история | Основы права |
продолжение таблицы
Музыка | Художественный труд | Физическая культура | Начальная военная и технологическая подготовка |
Продолжение таблицы
Предметы по выбору | Поведение | Подпись родителя или другого законного представителя ребенка | Подпись классного руководителя | |||
Примечание: Табель успеваемости обучающегося при подключении организации образования к электронной системе заполняется в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не допускается.
По итогам учебного года табель успеваемости обучающегося выгружается из информационной системы, заверяется подписью директора и печатью организации образования.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Место для фотографии
Личное дело обучающегося № ________
Фамилия______________________________________________________
Имя __________________________________________________________
Отчество (при его наличии) _____________________________________
Число, месяц, год рождения _____________________________________
Домашний адрес_______________________________________________
1. Пол: мужской, женский___________ (подчеркнуть)
2. Родился____________________________________ (число, месяц, год)
Основание:
Свидетельство о рождении № ___ от ____________ серия № ___________
3. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) родителей или других законных
представителей ребенка: _____________________________________________
4. Национальность __________________________________________________
5. Где воспитывался /обучался до поступления в первый класс
___________________________________________________________________
6. Отметка о выбытии из организации среднего образования: когда, куда, причины
___________________________________________________________________
Примечание: Личное дело обучающегося (далее – Личное дело) ведется на каждого
ученика с момента поступления в организацию среднего образования
и до ее окончания (выбытия).
В период обучения в 10-11 (12) классах аттестат об окончании основной средней
школы обучающегося находится в Личном деле.
Личные дела в 1-4 классах ведутся педагогами, 5-11 (12) классах – классными
руководителями.
Личное дело обучающегося хранится в школе в течение обучения учащегося
и три года после окончания школы.
К личному делу обучающихся прилагаются:
1) копия свидетельства о рождении;
2) 2 фотографии размером 3х4;
3) медицинская карта (требуется при поступлении в школу), хранящаяся
в медицинском кабинете школы;
4) табель успеваемости в каждом классе.
В конце учебного года в Личное дело заносится запись в соответствии с оценками
по всем предметам; успехи, достигнутые обучающимися, и количество пропущенных уроков.
При переходе из одной школы в другую, родителям или другим законным
представителям ребенка передается Личное дело с записью "Выбыл из ________
школы", закрепленной подписью директора и печатью школы.
Для регистрации в алфавитной книге Личное дело каждого обучающегося
пронумеровывается.
Личные дела хранятся у ответственного лица, определенного приказом директора школы.
Личное дело при подключении организации образования к электронной системе
заполняется только в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не требуется.
Форма |
План работы социального педагога на учебный год
Форма |
Социальный паспорт школы
№ п/п | Социальные категории | количество | % |
Всего учащихся | |||
По типу семьи: | |||
1 | Полные семьи | ||
2 | Неполные семьи | ||
3 | Нет матери | ||
4 | Нет отца | ||
5 | Многодетные | ||
6 | Малообеспеченные | ||
7 | Сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей | ||
8 | Дети с инвалидностью, дети с особыми образовательными потребностями | ||
9 | Учащиеся, не имеющие гражданства | ||
10 | Учащиеся-граждане другого государства | ||
11 | Стоит на учете в отделе по делам несовершеннолетних | ||
12 | Стоит на учете внутришкольного контроля | ||
Образование родителей или других законных представителей учащегося | |||
1 | Высшее, послевузовское | ||
2 | Техническое и профессиональное | ||
3 | Среднее |
Форма |
Сведения об учащихся школы
№ | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка | Дата рождения | Национальность | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) родите лей | Образование | Место работы | Адрес, теле фон | Социальный статус |
Состав семьи |
1 |
Форма |
План работы педагога-психолога на учебный год
Цели
Задачи
№п/п | Мероприятия | Направление деятельности | Целевая группа | Срок исполнения | Форма завершения | Ответственные | Отметка об исполнении |
Аналитические отчеты о деятельности психологической службы за полугодие и год |
Журнал учета консультациий педагога-психолога
Дата | Консультируемый | Запрос | Рекомендации | Примечания | Консультант | ||
Возраст | пол | имя | |||||
Форма |
В графе "Рекомендации" кратко описывается процесс и результат работы.
Ведется единый журнал вне зависимости от количества педагогов-психологов в организации образования.
Форма |
Титульный лист
___________________________________________
(наименование организации образования)
УТВЕРЖДАЮ Руководитель "____" ___________20___год |
План воспитательной работы
(для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования)
на ________ учебный год
Педагог ______________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Группа/Класс _________________________________
(указать наименование группы/класса)
План мероприятий по направлениям воспитательной работы
№ | Наименование мероприятия | Форма завершения | Ответственные исполнители | Срок исполнения |
I. Нормативное правовое обеспечение воспитания | ||||
II. Научно-методическое и информационное обеспечение | ||||
III. Механизмы реализации: мероприятия по приоритетным направлениям воспитания | ||||
1. Направление: Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание | ||||
2. Направление: Духовно-нравственное воспитание | ||||
3. Направление: Национальное воспитание | ||||
4. Направление: Семейное воспитание | ||||
5. Направление: Трудовое, экономическое и экологическое воспитание | ||||
6. Направление: Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры | ||||
7. Направление: Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание | ||||
8. Направление: Физическое воспитание, здоровый образ жизни | ||||
Другие направления |
Форма |
Программа развития школы (составляется на 5 лет)
Паспорт программы
Наименование | Программа развития школы на 20 __ -20 __ годы |
Основания для разработки | |
Основной разработчик | |
Цели | |
Задачи | |
Ожидаемые результаты | |
Сроки реализации | 20 __ -20 __ годы |
Введение
Назначение Программы
Этапы развития Программы
Годы | Мероприятия | Исполнители |
Мониторинг Программы
Разрабатывается и отслеживается педагогическим советом школы;
Предусматривает внесение корректив в мероприятия по реализации Программы на основании результатов мониторинга, а также возможных изменений в приоритетных направлениях социально-экономической, образовательной политики государства.
I. Краткая характеристика современного состояния функционирования школы
II. Анализ состояния образовательной системы школы за 20 __ -20 __ годы
Оценка внешних и внутренних перспектив развития школы
Кадровые ресурсы | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Материально-технические ресурсы | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Информационные ресурсы | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Учебно-методические условия повышения качества образования и инновационная деятельность | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Реализация содержания образования | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Условия развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
Условия формирования и реализации здорового образа жизни обучающихся | |||
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны | Благоприятные возможности | Внешние угрозы (риски) |
III. Миссия, цели и задачи школы
Миссия школы
Цель школы
Задачи школы
IV. Приоритетные направления развития школы
V. Механизм реализации Программы
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Форма |
Сведения об учебной нагрузке педагогов (тарификации)
№ | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | Должность | Образование, специальность по диплому | Педагогический стаж | Предмет, который ведется | Наличие категории: по каким предметам, год присвоения и окончания | Категория должностей | Наличие сертификата владения английским языком |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Доплата за квалификацию | Всего часов | Количество часов в неделю или на год | Из них в лицее/гимназии | Проверка тетрадей | Часы по обновленному содержанию | |||||||||||||
мастер | исследователь | эксперт | модератор | 1-4 | 5-9 | 10-11 | 1-4 | 5-9 | 10-11 | 1-4 | 5-9 | 10-11 | ||||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||||
Доплаты | ||||||||||||||||||
За обновленное содержание | За преподавание на английском языке | За преподавание в сельской школе | За инклюзивное образование | Другие * | ||||||||||||||
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | ||||||||||||||
*Согласно приложению 4 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "Доплаты за условия труда гражданским служащим, работникам организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работникам казенных предприятий в сфере образования".
Информация о количестве штатных единиц
Наименование организации:
Количество класс-комплектов (групп):
Количество обучающихся (воспитанников):
Наименование должностей | Количество единиц |
Управленческий персонал | |
1 | |
2 | |
Итого управленческого персонала | |
Основной персонал | |
1 | |
2 | |
3 | |
Итого основного персонала | |
Административный персонал | |
1 | |
2 | |
3 | |
Итого административного персонала | |
Вспомогательный персонал | |
1 | |
2 | |
3 | |
Итого вспомогательного персонала | |
Рабочие | |
1 | |
2 | |
Итого рабочих | |
Всего штатных единиц |
Руководитель_______________________________________ ______________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Наименование должностей по блокам (персонал) ведется согласно Реестра должностей гражданских служащих в сфере образования и науки, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13181).
Штатное расписание
___________________________________________
(наименование организации образования)
№ | Должность | Образование | Стаж работы | Кол-во штатных единиц | Базовый должностной оклад (в тенге) | Надбавка 10% | Фонд заработной платы | Среднемесячная заработная плата 1 ед. | Налоги и другие обязательные платежи в бюджет |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Главный бухгалтер______
Форма |
План внутришкольного контроля
№ п/п | Тема контроля | Цель контроля | Объект контроля | Вид контроля | Методика | Сроки выполнения | Ответственные | Место рассмотрения | Управленческое решение | Вторичный конт роль | |
І. Контроль за выполнением нормативных документов и ведением школьной документации согласно требованиям | |||||||||||
ІI. Контроль за качеством учебного процесса | |||||||||||
III. Контроль за работой по восполнению пробелов в знаниях и за работой со слабоуспевающими | |||||||||||
IV. Учебно- исследовательская деятельность | |||||||||||
V. Контроль за уровнем мастерства и состоянием методической готовности учителя | |||||||||||
VІ. Контроль за качеством воспитательного процесса, проведением мероприятий | |||||||||||
________________________________
(наименование организации образования)
Рабочий учебный план
на _______ учебный год
№ | Образовательные области и учебные предметы | Недельное количество часов по классам | |||||||
Инвариантный компонент | |||||||||
I | Язык и литература | ||||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
II | Математика и информатика | ||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
III | Естествознание | ||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
IV | Человек и общество | ||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
V | Технология и искусство | ||||||||
17 | |||||||||
VI | Физическая культура | ||||||||
Инвариантная учебная нагрузка | |||||||||
Элективные курсы | |||||||||
Вариативный компонент |
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Книга учета личного состава педагогов
______________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
______________________________________________
(район, город (село)
______________________________________________
(название организации среднего образования)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
(левая сторона)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность | Пол | Год рождения | Национальность | Образование (учебное заведение, факультет, специальность, № диплома, когда окончил) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
До конца страницы
(правая сторона)
Когда и какие курсы повышения квалификации окончил | Какой предмет преподает | Общий стаж педагогической работы при поступлении в данную организацию среднего образования | С какого времени работает в данной организации среднего образования, номер приказа, дата | Дата прохождения аттестации, заключение аттестационной комиссии | Награды, персональное звание, ученая степень | Домашний адрес, телефон | Отметка о выбытии причины выбытия |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
До конца страницы
Примечание: Книга учета личного состава педагогов организации среднего
образования (далее – Книга учета) ведется во всех организациях среднего образования.
Вновь поступившие педагоги записываются в порядке последующих номеров.
Записи в Книге учета документально обосновываются.
Книга учета пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью
директора и печатью организации среднего образования.
Книга учета при подключении организации образования к электронной системе
заполняется только в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не требуется.
Форма |
Титульный лист
___________________________________________
(наименование организации образования)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель _______________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
"____" ______20___ год
План учебно-воспитательной работы
на ________учебный год
Основные направления работы | Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Журнал учета замещенных уроков
______________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
______________________________________________________________
(район, город (село)
______________________________________________________________
(название организации среднего образования)
______________________________________________________________
(класс)________________________ ______________учебный год
(Левая сторона)
Журнал учета замещенных уроков
№ п/п | Дни, месяцы | Класс | Предмет | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога по предмету | Причина пропуска урока |
до конца страницы
(правая сторона)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) педагога, проводившего замену урока | Количество замененных уроков | Подпись педагога, проводившего замену урока |
Примечание: Журнал учета замещенных уроков ведется в каждой школе заместителем директора по учебной работе школы (директором).
Журнал учета замещенных уроков при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение его в бумажном варианте не требуется.
Записи производятся только на основании надлежаще оформленных документов (приказов по школе, больничных листов, записей в классных журналах). Педагог, проводивший уроки в порядке замены, расписывается в журнале.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Алфавитная книга записи обучающихся
___________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
(район, город (село)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
(название организации среднего образования)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
Внутренние страницы книги (левая сторона)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) обучающегося | Год и месяц рождения | Пол | Родной язык | Дата поступления в организацию среднего образования | В какой класс поступил |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Внутренние страницы книги (правая сторона)
Адрес обучающегося | День выезда | Из какого класса выбыл | Дата и номер приказа о выбытии | Куда выбыл (область, город республиканского значения, столица район, организация среднего образования) | Причины выбытия (в том числе окончание организации среднего образования) | Талоны о выдаче личного дела |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Примечание: В алфавитную книгу записи обучающихся записываются все обучающиеся организации среднего образования. Ежегодно книга пополняется записью обучающихся нового приема. Фамилии обучающихся в список заносятся в алфавитном порядке независимо от классов, в которых они учатся.
Для каждой буквы алфавита отводятся отдельные страницы, и по каждой букве ведется порядковая нумерация. Порядковый номер записи обучающихся в книге является номером его личного дела.
На личном деле этот номер проставляется в виде дроби. Например, "№ Б/15" означает, что обучающийся записан в алфавитной книге на букву "Б" под № 15.
Если ранее выбывший из школы обучающийся, выбытие которого оформлено приказом, возвратился в нее, то данные о нем записываются как на вновь поступившего.
В случае полного использования всех страниц продолжение записей производится в новой книге в порядке последующих номеров по каждой букве. Исправления в книге скрепляются подписью директора школы. Алфавитная книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью директора и печатью школы. Алфавитная книга при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не требуется.
Форма |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Книга учета выбывших и прибывших обучающихся
____________________________________________
(наименование организации среднего образования)
город/село ____________, район ___________, область
Сведения о выбывших/прибывших обучающихся | Открепительный талон о снятии с учета выбывшего/ о принятии на учет прибывшего обучающегося |
Фамилия _______________ | Фамилия ____________________ |
Имя ___________________ | Имя ________________________ |
Отчество (при его наличии) _________________________ |
Отчество (при его наличии) |
Дата рождения _________________ | Дата рождения _______________ |
Класс обучения _______________ | Класс обучения _______________ |
Куда выбыл __________________________________________________ |
Организация среднего образования__________________ |
Руководитель организации среднего образования
__________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
(печать организации среднего образования) "__" ____________ 20___ года
Примечание: Книга учета выбывших и прибывших обучающихся (далее – Книга) ведется во всех организациях среднего образования с целью учета и контроля движения обучающихся. Книга заполняется лицом, ответственным за делопроизводство. Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью директора и печатью организации среднего образования.
Открепительный талон о прибытии обучающегося выдается несовершеннолетнему организацией среднего образования, куда он прибыл, для предъявления в организацию среднего образования независимо от типа и ведомственной принадлежности, где он обучался, и получения личного дела после предъявления открепительного талона о выбытии.
Руководители школ, откуда выбыл и куда прибыл обучающийся, сверяются с данными о фактическом его нахождении в организации среднего образования, в случае его отсутствия письменно сообщают в компетентные органы.
В делопроизводстве организации среднего образования находится выписка из решения управления образования, отдела образования, акимата района, города, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа о закреплении за данной организацией микрорайона с точным обозначением его границ, карта микрорайона. Книга при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение в бумажном варианте не требуется.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Книга регистрации приказов
_______________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
_______________________________________________________________
(район, город (село)
_______________________________________________________________
(название организации среднего образования)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
Примечание: Книга регистрации приказов организации среднего образования (далее – Книга) ведется по основной деятельности, по личному составу и по движению обучающихся.
№ п/п | № приказа | Дата издания | Название приказа | Кем подписан (фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность |
Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью директора и печатью организации среднего образования. Книга при подключении организации среднего образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не требуется.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Книга учета и выдачи аттестатов об окончании основной средней школы
_________________________________________________
(наименование организации среднего образования)
_________________________________________________
(города, села, района)
_________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
1 часть. Учет аттестатов об окончании организации основного среднего образования.
(левая сторона)
Внутренние страницы книги
Приход | |||
№ п/п | Наименование, серия, номера аттестата | Количество | Дата получения и основание для оприходования |
До конца страницы
(правая сторона)
Расход | ||||
№ п/п | Наименование, серия, номер аттестата | Количество | Основание для выдачи, дата выдачи | Подпись заведующего районным (городским) отделом образования или лица, занимающегося школьной документацией, о получении оставшихся бланков, а также испорченных с указанием их номеров |
До конца страницы
2 часть. Учет выдачи аттестатов об окончании организации основного среднего образования
Внутренняя сторона книги (левая сторона)
№ п/п | Серия и номер аттестата | Фамилия, имя, отчество (при его наличии), окончившего 9 (10) классов | Число, месяц и год рождения | Год поступления в данную организацию среднего образования | Оценка знаний по предметам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
До конца страницы
(правая сторона)
№ п/п | Награждение | Год, месяц, число решения педсовета об окончании организации основного среднего образования | Расписка в получении аттестатов об окончании основной средней школы |
Последняя страница книги
В настоящей книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью, _____________ страниц (прописью)
Руководитель организации среднего образования (подпись)
Место печати "_____" ____________ ____ года
Примечание: Книга учета и выдачи аттестатов об окончании основной средней школы (далее – Книга) ведется в основной средней и общей средней школах.
В специальной организации образования, реализующей учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, ведется Книга установленного образца об окончании обучающимися полного курса данной школы.
Детям с особыми образовательными потребностями, обучающимся в общеобразовательных школах, выдается аттестат серии БТ в соответствии с приложением 5 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39 "Об утверждении видов документов об образовании, форм документов об образовании государственного образца и правил их учета и выдачи, основных требований к содержанию документов об образовании собственного образца и правил их учета и выдачи, а также формы справки, выдаваемой лицам, не завершившим образование в организациях образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10348), и сведения вносятся в Книгу установленного образца об окончании обучающимися полного или неполного курса данной школы.
Остаток чистых и испорченных бланков аттестатов с указанием их серии и номеров сдается в районные (городские) отделы образования. О сдаче бланков в Книге делается соответствующая запись.
В первой части Книги отдельно учитывается количество полученных и выданных аттестатов об окончании основной средней школы с указанием их серии и номеров.
Запись о выдаче дубликата аттестата об окончании основной школы производится в этой же Книге под очередным номером, где графы 4-23 включительно используются для записи следующего текста: "Дубликат взамен утерянного подлинника №___ (серия) _____, выданного ______ (числа) _______ (месяца) _____ года, получил(а) _____ числа _______(месяца) ______ года", а выше, в строке 2, делается отметка о выдаче дубликата №______ (серия).
Запись о выдаче аттестата об окончании основной школы взамен неправильно заполненного производится в Книге под очередным номером, где графы 4-23 используются для записи следующего текста: "Взамен испорченного подлинника №_____ (серия) ______, выданного _____ (числа) ______ (месяца) ______ года, получил(а) ______ числа _______(месяца) _____ года", а выше, в строке 2, делается отметка о выдаче повторного аттестата № _____ (серия) _____.
Запись о выдаче аттестата об окончании основной школы экстерну заносится в эту же Книгу с указанием "экстерн" в графе 5 "Год поступления в данную школу".
В конце списка всех окончивших школу в данном году должны быть росписи лиц, получивших аттестаты.
Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью и подписью заведующего районным (городским) отделом образования.
Книга при подключении организации образования к электронной системе заполняется в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не требуется.
Книга по итогам года выгружается из информационной системы, страницы прошнуровываются, пронумеровываются, заверяются подписью директора и печатью организации образования. Обеспечивается ее хранение.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Книга учета и выдачи аттестатов об окончании общего среднего образовании
______________________________________________
(наименование организации среднего образования)
___________________________________________________
(города, села, района)
___________________________________________________
(области, города республиканского значения, столицы)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
1 часть. Учет аттестатов об общем среднем образовании
(левая сторона)
Внутренние страницы книги
Приход | |||
№ п/п | Наименование, серия, номер аттестата | Количество | Дата получения и основание для оприходования |
До конца страницы
(правая сторона)
№ п/п | Наименование, серия, номер аттестата об общем среднем образовании | Количество | Основание для выдачи, дата выдачи | Подпись заведующего районным (городским) отделом образования или лица, занимающегося школьной документацией, о получении оставшихся бланков, а также испорченных с указанием их номеров |
До конца страницы
2 часть. Учет выдачи аттестатов об общем среднем образовании
Внутренняя сторона книги
(левая сторона)
№ п/п | Серия и номер аттестата об общем среднем образовании | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) окончившего среднюю школу | Число, месяц и год рождения | Год поступления в данную организацию среднего образования | Оценка знаний по предметам |
До конца страницы
(правая сторона)
№ п/п | Награждение | Год, месяц, число решения педсовета об окончании средней школы | Расписка в получении аттестата об общем среднем образовании |
Последняя страница книги
В настоящей книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью, _____________ страниц (прописью)
Руководитель организации среднего образования _____________________ (подпись)
Место печати "_____" ____________ _____ года
Примечание: Книга учета бланков и выдачи аттестатов об общем среднем образовании (далее – Книга) ведется в общей средней школе.
В первой части отдельно учитывается количество полученных и выданных бланков аттестатов об общем среднем образовании с указанием серии и номеров обычного аттестата, аттестата с отличием и аттестата особого образца "Алтын белгi".
Остаток чистых и испорченных бланков аттестатов с указанием их серии и номеров сдаются в районный отдел образования. В Книге об этом делается соответствующая запись.
Во второй части Книги записываются полные сведения об обучающихся, окончивших среднюю школу.
В соответствующих графах проставляются оценки по предметам, указанным в аттестате, записываются сведения о награждении похвальной грамотой, указывается дата решения педагогического совета о выдаче аттестата, ставится роспись в получении аттестата об общем среднем образовании.
В этой же Книге делается отметка о выдаче справок обучающимся 11-ых классов, имеющим неудовлетворительные оценки по одному или нескольким учебным предметам, дубликатов аттестата об общем среднем образовании, а также аттестатов экстерну.
Запись о выдаче дубликата аттестата об общем среднем образовании производится в этой же книге под очередным номером, где графы 4-29 включительно используются для записи следующего текста: "Дубликат взамен утерянного подлинника №______ серия ________, выданного ______ (числа) ______ (месяца)_____ года, получил(а) _______ (числа) _______(месяца) ____ года", а выше, в строке 2, делается отметка о выдаче дубликата №_______(серия) _______.
Запись о выдаче аттестата, взамен неправильно заполненного также производится в Книге под очередным номером, где графы 4-29 используются для записи следующего текста: Взамен неправильно заполненного подлинника №______ (серия) ______, выданного_____ (числа)_______ (месяца) _____ года, получил(а) _______ (числа), _______ (месяца) _____ года, а выше, в строке 2, делается отметка о выдаче повторного аттестата №____(серия) _______.
Запись о выдаче аттестата о среднем общем образовании экстерну заносится также в эту Книгу с указанием "экстерн" в графе "Год поступления в данную школу".
Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью организации образования и подписью заведующего районного (городского) отдела образования.
Книга при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не требуется.
Книга по итогам года выгружается из информационной системы, страницы прошнуровываются, пронумеровываются, заверяются подписью директора и печатью организации образования. Обеспечивается ее хранение.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Книга учета табелей успеваемости обучающихся
________________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица)
________________________________________________________
(район, город (село)
________________________________________________________
(название организации среднего образования)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
Регистрационный номер _____________________________________
Дата выдачи _______________________________________________
Выдал ____________________________________________________
(областное, городское республиканского значения, столицы, городское
управление, районный (отдел) образования)
Руководитель _________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
______________________ "_____" ______________ 20____ год
(подпись)
Получил______________________________________________________
(область, город республиканского значения, столица, город, район)
Руководитель организации среднего образования
___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_______________________________ "_____" ___________ 20__ год
(подпись)
Место печати 20__/20__учебный год 1 класс
Классный руководитель _______________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) обучающегося | № регистрации табеля | Дата выдачи | Выбыл в другую школу (№ приказа, дата убытия) | Подпись классного руководителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Далее до конца страницы.
_____ класс
Классный руководитель ________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) обучающегося | № регистрации табеля | Дата выдачи | Выбыл в другую школу (№ приказа, дата убытия) | Подпись классного руководителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Далее до конца страницы.
Выдано на начало года __________________________________________ (количество)
Выдано дополнительно в течение года _____________________________ (количество)
Всего выдано __________________________________________________ (количество)
Директор организации среднего образования
___________________ _________________________________________ ____________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Секретарь ___________________________________________________ ____________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
Примечание: Книга учета табелей успеваемости, обучающихся ведется во всех организациях среднего образования. В табелях успеваемости обучающихся указывается регистрационный номер. Они хранятся в личных делах. Книга учета табелей успеваемости обучающихся при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не допускается.
Форма |
Министерство просвещения Республики Казахстан
Книга учета выдачи похвальных листов и похвальных грамот
________________________________________________________
(наименование организации среднего образования)
________________________________________________________
(города, села, района)
_________________________________________________________
(области, города республиканского значения, столицы)
Книга начата в _______________ году
Книга окончена в _____________ году
№ п/п | Фамилия, имя и отчество (при его наличии) награжденного | Какой класс окончил | Год, месяц и число получения награды | Расписка в получении награды |
Последняя страница книги.
В настоящей книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью, _____________ страниц (прописью)
Директор организации среднего образования ___________________
(подпись)
Место печати
"_____" ____________ ____ год
Примечание: Книга учета выдачи грамот при подключении организации образования к электронной системе заполняется только в электронном формате, заполнение ее в бумажном варианте не требуется.
Форма |
Журнал предварительной записи детей на консультацию
Дата обследования | Время обследования | Фамилия, имя и отчество (при его наличии) ребенка | Возраст | Основание (запрос, жалобы) обращения в психолого-медико-педагогическую консультацию |
Форма |
Фамилия, имя, отчество ребенка (при его наличии) | Дата рождения, индивидуальный идентификационный номер | Дата обследования | Причина обращения в психолого-медико-педагогическую консультацию | Домашний адрес | Заключение психолого-медико-педагогической консультации | Рекомендации |
Форма |
Карта развития ребенка
Дата________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) _______________________________
Индивидуальный идентификационный номер ____________________________
Дата рождения (число, месяц, год) _____________________________________
Школа №, класс, язык обучения _______________________________________
Группа инвалидности ________________________________________________
Детский сад ________________________________________________________
Кем направлен _____________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________
Телефон ___________________________________________________________
Состав семьи _______________________________________________________
Мать (фамилия, имя, отчество (при его наличии), возраст, образование)
___________________________________________________________________
Отец (фамилия, имя, отчество (при его наличии), возраст, образование)
___________________________________________________________________
Дети (пол, возраст) __________________________________________________
Причины обращения в психолого-медико-педагогическую консультацию
___________________________________________________________________
Жалобы родителей или других законных представителей ребенка
___________________________________________________________________
Данные о психофизическом развитии ребенка
Течение беременности матери _________________________________________
Роды _______________________________________________________________
Вес_________________________________________________________________
Оценка по шкале Апгар _______________________________________________
Диагноз при выписке из родильного дома ________________________________
Вскармливание (грудное, искусственное) ________________________________
Отнят от груди ______________________________________________________
Моторное развитие ___________________________________________________
Держит головку, сидит, ползает, ходит, месяц ____________________________
Психическое развитие ________________________________________________
Комплекс оживления _________________________________________________
Реакция зрительного сосредоточения ___________________________________
Реакция слухового сосредоточени ______________________________________
Манипуляция с предметами действия ___________________________________
Лепет ______________________________________________________________
Понимание речи взрослого ____________________________________________
Первые слова ________________________________________________________
Первые фразы _______________________________________________________
Усвоение навыков опрятности _________________________________________
Усвоение навыков самообслуживания ___________________________________
Особенности развития (с момента рождения и до настоящего времени)
____________________________________________________________________
Заболевания (перенесенные с рождения и до настоящего времени) ___________
Судороги ___________________________________________________________
Нейроинфекции _____________________________________________________
Черепно-мозговая травма _____________________________________________
Факты реанимации ___________________________________________________
Поствакциональные осложнения _______________________________________
Инфекционные заболевания ___________________________________________
Соматические заболевания ____________________________________________
Недержание мочи, кала (редко, иногда, часто) ____________________________
Заикание, тики, навязчивые движения, аллергия, диатез, дисбактериоз _______
Заключение врача-офтальмолога о состоянии зрения (степени снижения зрительной функции) __________________________________________________
Заключение врача-сурдолога о состоянии слуха (степени снижения слуховой
функции в децибеллах) _______________________________________________
Семейный анамнез ___________________________________________________
Пребывание в детском саду ____________________________________________
Особенности адаптации _______________________________________________
Усвоение программы _________________________________________________
Период школьного обучения: начал учиться _____________________________
Тип организации _____________________________________________________
Дублирование класса _________________________________________________
Трудности обучения __________________________________________________
История проблем психического развития ребенка _________________________
Социальная ситуация развития ребенка __________________________________
Социальная характеристика семьи: без особенностей; нуждается в социально
педагогическом обследовании _________________________________________
Тип и условия родительского воспитания ________________________________
История проблем психического развития ребенка
Обследование невропатологом _________________________________________
Обследование психиатром _____________________________________________
Обследования ребенка психологом _____________________________________
Обследования ребенка учителем-логопедом ______________________________
Обследования ребенка педагогом _______________________________________
Заключение социального педагога ______________________________________
Результаты дополнительных исследований _______________________________
Дополнительная информация __________________________________________
Общее заключение психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК)
(психолого-педагогическое заключение) _________________________________
Особое мнение ______________________________________________________
Рекомендации по образовательной программе и особым
образовательным потребностям ________________________________________
Заключение и рекомендации действительны (указания срока действия) _______
Заведующий ПМПК __________________________________________________
Специалисты ПМПК _________________________________________________
Форма |
Индивидуально-развивающая программа
1. Паспортная часть
1.1 Данные о ребенке и его семье
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ____________________
Дата рождения ____________________________________________
Дата обращения в кабинет психолого-педагогической коррекции
_________________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________
Телефон__________________________________________________
Родители или другие законные представители ребенка:
_________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) матери______________
Дата рождения ____________________________________________
Образование ______________________________________________
Место работы _____________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) отца_________________
Дата рождения ____________________________________________
Образование ______________________________________________
Место работы _____________________________________________
Лица, участвующие в воспитании ребенка _____________________
Посещение организаций образования _________________________
Национальность ___________________________________________
Язык обучения ____________________________________________
Язык бытового общения ____________________________________
Форма обучения___________________________________________
Заключение психолого-медико-педагогической консультации
(далее – ПМПК) ____________________________________________
Запрос родителей или других законных представителей ребенка
__________________________________________________________
Рекомендации специалистов ПМПК___________________________
1.2. Учет видов психолого-педагогической помощи
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка ______________
Заключение: ______________________________________________
Сроки оказания услуг специалистами: цикл №___ с ______
по _____/_____ цикл №______ с _____по _ цикл №___ с _____
по ____/______ цикл №______ с _______ по _ 20 ___ год
Виды помощи в рамках оказания государственных услуг в сфере психолого-педагогической поддержки | Рекомендованный | Выполненный | ||||||||||
Кол-во услуг в месяц | Продолжительность занятия | Количество услуг в месяц | ||||||||||
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Посещение группы кратковременного пребывания | ||||||||||||
Индивидуальное логопедическое занятие | ||||||||||||
Подгрупповые логопедические занятия | ||||||||||||
Занятия со специальным педагогом (индивидуальные) | ||||||||||||
Занятия со специальным педагогом (подгрупповые) | ||||||||||||
Занятия психолога (индивидуальные) | ||||||||||||
Занятия психолога (подгрупповые) |
Продолжение таблицы
Выполненный | |
Количество услуг в месяц | |
Ноябрь | Декабрь |
14 | 15 |
Заведующий кабинета психолого-педагогической коррекции ________________
1.3 Учет пребывания ребенка
Номер Цикла | Сроки планируемого пребывания | Изменения в индивидуально - развивающей программе | Подпись специалиста |
Заведующий кабинета психолого-педагогической коррекции ________________
2. Сбор информации о ребенке.
2.1 Краткая история развития ребенка:
Моторное развитие: Держать голову ______сидеть ____ ползать
______ходить_____месяц
Речевое развитие________________________________________
Лепет _________________________________________________
Понимать речь взрослого ________________________________
Первые слова ___________________________________________
Первые фразы __________________________________________
Психическое развитие:
Комплекс оживления _____________________________________
Первые действия с предметами ____________________________
Процессуальная игра _____________________________________
Сюжетная игра __________________________________________
Сюжетно-ролевая игра ____________________________________
Навыки опрятности и самообслуживания ____________________
Особенности семейного воспитания_________________________
Специалисты для работы по индивидуально-развивающей программе:
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | Роспись | |
Педагог-психолог | ||
Специальный педагог | ||
Логопед | ||
Инструктор по лечебной физической культуре (далее - ЛФК) | ||
Социальный педагог | ||
Педагог-воспитатель | ||
Ответственный специалист |
2.2 Протокол оценки психофизического развития (описание свободной деятельности ребенка и его реакции на предлагаемые задания)
№ | Состав команды | Дата проведения | Согласен | Подпись |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
2.3 Состояние психофизического развития ребенка на начало коррекционно-развивающего обучения:
2.3.1 Социальная ситуация развития (состав семьи, жилищно-бытовые условия, особенности воспитания ребенка, интересы и увлечения ребенка)
2.3.2 Социальное взаимодействие и коммуникация ________________________
2.3.3 Речевое развитие:
2.3.4 Развитие познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, памяти).
2.3.5. Развитие ведущей и других видов детской деятельности (изобразительная, конструктивная)
2.3.5 Моторное развитие (крупная, мелкая моторика) _______________________
3. Коррекционно-развивающая программа
Дата составления программы ___________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ________________________________
Возраст _____________________________________________________________
Специалисты (профиль)________________________________________________
Сроки |
Направления развивающей работы | Отметка о достижении | Примечание |
3.1. Содержание коррекционно-развивающей программы
Направления развивающей работы | Методы, методики, приемы, средства развивающей работы |
Заведующий кабинета психолого-педагогической коррекции ________________
3. Результаты коррекционно -развивающей помощи.
3.1 Балльная оценка (0 – цели не достигнуты, 1 – цели достигнуты частично (25%); цели достигнуты не полностью (50%), 3 – цели достигнуты (100%)
Дата окончания коррекционного обучения _____________________
Куда направлен (выбыл)_____________________________________
3.2 Заключение специалистов: _______________________________
Форма |
Индивидуально-развивающая программа
1. Паспортная часть
1.1 Данные о ребенке и его семье
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) __________________________
Дата рождения __________________________________________________
Дата обращения в реабилитационный центр _________________________
Домашний адрес ________________________________________________
Телефон________________________________________________________
Родители или другие законные представители ребенка
_______________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) матери____________________
Дата рождения __________________________________________________
Образование ____________________________________________________
Место работы ___________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) отца ______________________
Дата рождения __________________________________________________
Образование ____________________________________________________
Место работы __________________________________________________
Лица, участвующие в воспитании ребенка __________________________
Посещение организаций образования ______________________________
Национальность ________________________________________________
Язык обучения _________________________________________________
Язык бытового общения _________________________________________
Форма обучения________________________________________________
Заключение психолого-медико-педагогической консультации
(далее – ПМПК) ________________________________________________
Запрос родителей или других законных представителей ребенка
_______________________________________________________________
Рекомендации специалистов ПМПК________________________________
1.2. Учет видов психолого-педагогической помощи
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка ___________________
Заключение: ____________________________________________________
Сроки оказания услуг специалистами:
цикл №___ с ________ по ____/______ цикл №____ с ______ по _
цикл №___ с ______ по _____/_____ цикл №______ с ____ по __ 20 ___ год
Виды помощи в рамках оказания государственных услуг в сфере психолого-педагогической поддержки | Рекомендованный | Выполненный | ||||||||||
Кол-во услуг в месяц | Продолжительность занятия | Количество услуг в месяц | ||||||||||
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Посещение группы кратковременного пребывания | ||||||||||||
Посещение группы дневного пребывания | ||||||||||||
Индивидуальное логопедическое занятие | ||||||||||||
Подгрупповые логопедические занятия | ||||||||||||
Занятия со специальным педагогом (индивидуальные) | ||||||||||||
Занятия со специальным педагогом (подгрупповые) | ||||||||||||
Занятия психолога (индивидуальные) | ||||||||||||
Занятия психолога (подгрупповые) | ||||||||||||
Семейное консультирование | ||||||||||||
Музыкально-ритмические занятия (подгрупповые) | ||||||||||||
Командная оценка психофизического состояния | ||||||||||||
Консультации социального педагога / работника | ||||||||||||
Консультация врача -невропатолога | ||||||||||||
Консультация врача-реабилитолога | ||||||||||||
ЛФК (индивидуальные) | ||||||||||||
ЛФК (подгрупповые) | ||||||||||||
Массаж |
Продолжение таблицы
Выполненный | |
Количество услуг в месяц | |
Ноябрь | Декабрь |
14 | 15 |
Заведующий реабилитационного центра ________________________________
1.3 Учет пребывания ребенка
Номер цикла | Сроки планируемого пребывания | Изменения в индивидуально - развивающей программе | Подпись специалиста |
Заведующий реабилитационного центра __________________________
2. Сбор информации о ребенке
2.1 Краткая история развития ребенка
Моторное развитие:
Держать голову _____сидеть ______ ползать _______ходить_____мес.
Речевое развитие_____________________________________________
Лепет ______________________________________________________
Понимать речь взрослого _____________________________________
Первые слова _______________________________________________
Первые фразы ______________________________________________
Психическое развитие:
Комплекс оживления ________________________________________
Первые действия с предметами ________________________________
Процессуальная игра ________________________________________
Сюжетная игра _____________________________________________
Сюжетно-ролевая игра _______________________________________
Навыки опрятности и самообслуживания _______________________
Особенности семейного воспитания____________________________
Специалисты для работы по индивидуально-развивающей программе:
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | Роспись | |
Педагог-психолог | ||
Специальный педагог | ||
Логопед | ||
Инструктор по лечебной физической культуре | ||
Социальный педагог | ||
Врач-реабилитолог | ||
Педагог-воспитатель | ||
Ответственный специалист |
2.2 Протокол оценки психофизического развития (описание свободной деятельности ребенка и его реакции на предлагаемые задания)
№ | Состав команды | Дата проведения | Согласен | Подпись |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
2.3 Состояние психофизического развития ребенка на начало коррекционно-развивающего обучения:
2.3.1 Социальная ситуация развития (состав семьи, жилищно-бытовые условия, особенности воспитания ребенка, интересы и увлечения ребенка)
2.3.2 Социальное взаимодействие и коммуникация ________________________
2.3.3 Речевое развитие:
2.3.4 Развитие познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, памяти).
2.3.5. Развитие ведущей и других видов детской деятельности (изобразительная, конструктивная)
2.3.5 Моторное развитие (крупная, мелкая моторика) _______________________
2.3.6 Социально-бытовые и адаптивные навыки
Утверждаю "___" ________ 20____г Методист (подпись) ____________ |
3. Коррекционно-развивающая программа
Дата составления программы _______________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ____________________________
Возраст _________________________________________________________
Специалисты (профиль)____________________________________________
Сроки |
Направления развивающей работы | Отметка о достижении | Примечание |
3.1. Содержание коррекционно-развивающей программы
Направления развивающей работы | Методы, методики, приемы, средства развивающей работы |
Заведующий реабилитационного центра _______________________________
4. Результаты коррекционно-развивающей помощи
4.1 Балльная оценка (0 – цели не достигнуты, 1 – цели достигнуты частично (25%); цели достигнуты не полностью (50%), 3 – цели достигнуты (100%)
Дата окончания коррекционного обучения ___________________________
Куда направлен (выбыл) __________________________________________
4.2 Заключение специалистов: _____________________________________
Журнал регистрации детей по заключению психолого-медико-педагогической консультации
№ | Фамилия, имя, отчество ребенка (при его наличии) | Дата рождения | Диагноз по заключению | Инвалидность (+/-, диагноз) | Язык обучения (каз/рус) | Домашний адрес, телефон | Дата выдачи заключения и кем (номер психолого-медико-педагогической консультации) | Где организован (Место посещения других учреждений) | Дата регистрации в Центре | Примечание |
Форма |
Регистрационная форма
1. Регистрационный номер ___________________________________
2. Дата первичной консультации (сбор анамнеза) ________________
3. Фамилия, имя, отчество ребенка (при его наличии)
___________________________________________________________
4. Дата рождения (возраст) ребенка ____________________________
5. Кто обращается:
Родители или другие законные представители (фамилия, имя, отчество
(при его наличии) ребенка _____________________________________
Состав семьи
6. Место проживания (адрес)___________________________________
7. Кем направлен
8. Причина обращения (запрос)_________________________________
9. Что беспокоит (проблемы ребенка)
10. Что рекомендовано:
Отказ (причина, что рекомендовано) ____________________________
Направлен на диагностическое обследование (дата) _______________
М-CHAT (М-ЧАТ), АДОS (АДОС) (дата) ________________________
11. Контактная информация
Телефоны ___________________________________________________
e-mail (е-майл) _______________________________________________
12. Ответственный за сбор анамнеза _____________________________
Карта развития ребенка
I. Анамнестические данные
1. Течение беременности: токсикоз (слабый, выраженный), анемия, кровотечение, ОРЗ, грипп. Угроза выкидыша (срок)_____ нефропатия (отеки, белок в моче), быстрый набор веса, повышенное/пониженное артериальное давление. Обострение хронических заболеваний ___ проявление острых заболеваний.
Лечение (амбулаторное, стационар) _______________________________________
Психотравмирующие ситуации, психологические перегрузки _________________
Психологическое состояние: агрессия, плаксивость, постоянная усталость, раздражительность, другое
2. Роды: срок_____________ (раньше, позже срока) _________ самостоятельные, вызванные, оперативные – кесарево сечение). Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум.
Ребенок родился: в головном, ягодичном, ножном прилежании.
Вес_____окружность груди_____окружность головы ____ Ребенок закричал: сразу, проводилась реанимация. Имели место: зеленые околоплодные воды, обвитие пуповины вокруг шеи/туловища (тугое, нет), асфиксия, другое.
Диагноз при рождении: ___________________________________________________
Стационарное лечение: (заключение после стационара) ________________________
Оценка по шкале Апгар______
3. Вскармливание: 1-е кормление на_____сутки, взял грудь: активно, вяло, отказался; грудное/искусственно. Отнятие от груди____________
4. Заболевания (перенесенные с рождения и до настоящего времени)
Судороги (вздрагивания, тремор ручек/подбородка, судороги при повышении
температуры тела до 1 года, дебют и частота судорог) _________________________
Нейроинфекции__________________________________________________________
Черепно-мозговые травмы_________________________________________________
Поствакцинальные осложнения_____________________________________________
Инфекционные заболевания________________________________________________
Заболевания внутренних органов____________________________________________
Диатез, дисбактериоз, аллергия______________________________________________
Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги,
страхи, другие аффективные расстройства, стереотипии_________________________
Манифестация проявлений аутизма, регресс приобретенных навыков, общения, речи
после соматического заболевания, вакцинации, стресса _________________________
Семейный анамнез_________________________________________________________
Психическое развитие:
1 год жизни
Моторное развитие: голову держит с____мес., сидит с ____мес., ползал (да/нет) с ____мес. много/мало, (вперед, боком, пятился назад), ходит самостоятельно с _____мес. Особенности дебюта ходьбы: часто падал, боялся самостоятельно ходить, ходил боком, "на цыпочках", на пяточках, косолапил, часто оступался, сразу побежал, другое.
Нарушение мышечного тонуса: гипертонус, гипотонус.
Психосоматическое состояние: нарушения режима сна (путает день с ночью, засыпает лишь в определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании). Крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже. Страхи, тревога, нарушения питания: возможность кормления лишь в особых условиях (ночью, в просоночном состоянии). Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой.
Сенсорное развитие: реакции зрительного и слухового сосредоточения ______________ прослеживания _____ локализации источника звука ______
Чрезмерная сосредоточенность, завороженность в рассматривании объектов (световое пятно, узор обоев, ковра, мелькании теней, рекламному ролику), или в слушании определенной музыки, стойкое предпочтение только одному объекту рассматривания и слушания.
Эмоциональное развитие. Улыбка, комплекс оживления с ______месяца. Слабость, редкость, отставленность комплекса оживления, отнесенность не к человеку, а неодушевленному предмету. Фиксация взгляда на лице и глазах человека –отсутствие, слабость______________________ (взгляд вверх, "мимо", "сквозь").
Эмоциональные игры "Ладушки", "Ку-ку" ______________________
Слабая эмоциональная откликаемость. Быстрая пресыщаемость в контакте. Трудности вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого. Отрешенный, безразличный или тревожный, напряженный, испуганный взгляд.
Формирование привязанности__________________________________
Задержка и слабость реакции узнавания матери: не требует внимания, не просится на руки, слабо реагирует на ее уход. Сопротивление при взятии на руки. Отсутствие страха незнакомых лиц, спокойное пребывание у чужих на руках. "Сверхобщительность".
Симбиотическая связь с матерью (или с кем-нибудь из близких): непереносимость ее самого кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции). Непереносимость незнакомых лиц: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия.
2-3 год жизни
Особенности двигательной сферы. Двигательное беспокойство, "полевое" поведение с хаотической миграцией. Лазанье по мебели. Плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании. Угловатость, неуклюжесть, порывистость, некоординированность, марионеточность движений. Двигательные стереотипии: однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Кружение вокруг своей оси, бег по кругу, от стенки к стенке, разряды прыжков___________________________________
Психосоматическое состояние: нарушения сна и питания: приверженность к узкому кругу.
Отвергание новых видов пищи. ______________________________________________
Соблюдает ли диету (безглютеновая, безказеиновая диета (БГБК), кетогенная диета).
Страхи: __________________________________________________________________
Необычность страхов. Отсутствие страха темноты, высоты. Нарушение чувства самосохранения: отсутствие "чувства края", стремление выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке). ________________________________________________
Повышенная или сниженная чувствительность:
Агрессия, самоагрессия ________________________________________________
Жесткое следование усвоенному режиму. Приверженность привычным деталям окружающего (расположение мебели, предметов, игрушек), к одной и той же одежде. Болезненная реакция на их изменения ____________________________________.
Эмоционально-коммуникативное и социальное развитие (развитие на данный момент и с какого возраста)
Смотрит в лицо, глаза, когда к нему обращаются: да, нет, непостоянно_______
Проявляет внимание и слушает, что ему показывают и говорят: да, нет, непостоянно_____
Смотрит туда, куда показывают рукой, пальцем, привлекая внимание: да, нет, непостоянно_______
Отсутствие/использование любых жестов, движений, поз, вокализаций, механическое использование руки, туловища взрослого для удовлетворения своих желаний: _____________________
Наличие/ отсутствие указательных, иных социальных жестов, движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жестов приветствия или прощания______________________________________________________
Отклик на имя: отсутствие, непостоянно, всегда_____________________
Реакции на словесные обращения _________________________________
Избирательность ответных реакций на речь. ________________________
Первые слова__________Какие ___________________________________
Первые фразы __________________________________________________
Использование слов, фраз для обращения к взрослым с просьбой: да, нет, иногда____
Подражание действиям взрослых, использование предметов соответственно функциональному назначению: да, нет, иногда_______________________
Совместные игры со взрослым: да, нет, иногда_______________________
Игры, любимые занятия ребенка, поглощенность ими_________________
Игнорирование игрушек. Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект. Группировка игрушек и неигровых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орнаментов. Стереотипность манипуляций и игры. Игра в одиночку. _______________
Отсутствие/ наличие интереса к детям. Игнорирование пассивное, активное. Игра "рядом". "Механическое" заражение подвижными играми и поведением детей. Страх детей. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Агрессивность к детям. _____________________________________________________________
Социально-бытовые навыки. Своевременное, отсутствие, задержка формирования навыков опрятности, самообслуживания ___________________________________
Выполнение общепринятых норм поведения _______________________________
Трудности обучения навыкам и правилам поведения_________________________
Особенности психического развития: высокие способности выполнения в отдельных областях _____
Социальная ситуация развития ребенка
1. Социально-психологическая характеристика семьи- состав семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная).
2. Наличие инвалидности и других факторов социального риска _________________.
Посещение детских учреждений: да, нет (тип учреждения: частный, государственный)
Особенности адаптации: да, нет, с трудом _________________________________
Усвоение режима детского учреждения __________________________________
Получение коррекционной помощи (коррекционная организация и специалисты)
____________________________________________________________________
Состоит на учете у врачей (невропатолога, психиатра, педиатра и других врачей).
Заключение: _________________________________________________
Результаты медицинских и параклинических исследований
1. Состояние слуха____________________________________________
2. Состояние зрения___________________________________________
3. Электроэнцефалограмма_____________________________________
4. Магнитно-резонансная томография____________________________
5. Комьютерная томография ____________________________________
6. Результаты медико-генетического обследования__________________
7. Результаты эндокринологического обследования__________________
Форма |
Индивидуальный план развития ребенка "Программа "Ранняя поддержка"
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка:
______________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) родителя или другого законного представителя ребенка:
______________________________________________________________
Дата рождения ребенка: _________________________________________
Клинический педагог: __________________________________________
Дата начала и окончания Программы: _____________________________
№ | Навыки | Индикаторы | Формы, методики, стратегия интервенции | Количество часов интервенции |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
Всего часов |
Примечание:
Мониторинг прогресса
Программа Ранняя поддержка
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка ________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) клинического педагога ____________
№п/п | Выбранные индикаторы из индивидуального плана развития | Шкала оценки, баллы | Критерий | Занятия с даты 1 до даты 36 | Всего среднее | |||
Дата 1 | Дата2 | ... | Дата 36 | |||||
1 | (Например) | (Например) 0,1,2 | 2=ребенок берет предмет в течение 3 сек; 1= берет предмет не каждый раз или берет позже, чем в пределах 3 сек | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,5 |
2 | 0,1,2,3,4 | … | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | … | … | … | … | … | … | … | |
Среднее прогресса | 1,00 | 1,33 | …. | … | 17,5 |
Рекомендации для родителей или других законных представителей ребенка "Программа "Ранняя поддержка"
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка: _______________________
Дата рождения ребенка: _______________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) родителя или другого законного
представителя ребенка:
_________________________________________________________________
Дата составления: _________________________________________________
Клинический педагог: _____________________________________________
I. Итоги курса:
1) Функциональный анализ развития ребенка;
2) Индивидуальный план развития;
3) Результаты реализации индивидуального плана развития.
II. Домашнее задание:
III. Общие рекомендации:
(даем рекомендации, исходя из особенностей ребенка).
Памятка для родителей или других законных представителей ребенка при работе над программами.
1. Всегда ищите новые подкрепления.
2. Хвалите ребенка, улыбайтесь, говорите: "Дай пять!" - за правильное выполнение задания.