Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2023.
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 259 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 63 "Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов в области регулирования рынка зерна" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19025) следующие изменения и дополнения:
преамбулу совместного приказа изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:";
в пункте 1:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) проверочный лист в области регулирования рынка зерна на соответствие квалификационным требованиям в отношении хлебоприемных предприятий согласно приложению 3-1 к настоящему совместному приказу;";
подпункт 4) исключить;
приложения 1 и 3 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу;
дополнить приложением 3-1 согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту земледелия Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
__________А. Куантыров |
Министр сельского хозяйства Республики Казахстан |
__________Е. Карашукеев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 февраля 2023 года № 19 и Министр сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 февраля 2023 года № 59 |
Приложение 1 к совместному приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 259 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 63 |
Критерии
оценки степени рисков в области регулирования рынка зерна
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени рисков в области регулирования рынка зерна (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отнесения субъектов контроля в области регулирования рынка зерна к степеням риска и для отбора субъектов (объектов) контроля при проведении проверок на соответствие квалификационным требованиям по выданным в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" лицензиям (далее – проверка на соответствие квалификационным требованиям) и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъекты контроля – юридические лица (хлебоприемные предприятия), осуществляющие деятельность, связанную с производством, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией зерна;
2) незначительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области зерна, в части неправильного ведения документации в области зернового рынка;
3) значительное нарушение – нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области зерна, в части проведения мероприятий по переводу зерна на зимние условия хранения, несоответствие технологического оборудования, не предоставление информации и документации в области зернового рынка;
4) грубое нарушение – нарушение требований, установленных законодательством Республики Казахстан о зерне, влекущих административную ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" в части нарушения, которое может привести к ухудшению количественно-качественной сохранности зерна, в том числе к фактам утраты и порчи зерна, несоблюдению условий хранения зерна, неисполнению хлебоприемными предприятиями обязательств по выпущенным ими зерновым распискам.
3. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся проверка на соответствие квалификационным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактического контроля субъектов контроля
4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
5. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся юридические лица (хлебоприемные предприятия), осуществляющие деятельность, связанную с производством, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией зерна.
Параграф 2. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области регулирования рынка зерна.
Для оценки степени риска по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
2) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектами контроля в государственный электронный реестр держателей зерновых расписок;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
Для оценки степени риска по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок в отношении субъектов контроля;
2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
8. Субъективные критерии оценки степени риска в области регулирования рынка зерна указаны в приложении 1 к настоящим Критериям.
Субъективные критерии для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям указаны в приложении 2 к настоящим Критериям.
9. На основании источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критериев, субъективные критерии подразделены на три степени нарушения: грубые, значительные и незначительные.
10. В соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
Параграф 3. Управление рисками
11. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям на период, определяемый пунктами 17 и 18 настоящих Критериев, посредством применения субъективных критериев.
12. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в области регулирования рынка зерна субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед держателями зерновых расписок в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О зерне";
2) если в законах Республики Казахстан и в настоящих Критериях определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или проведения проверок на соответствие квалификационным требованиям.
13. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие квалификационным требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в области регулирования рынка зерна.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
14. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие квалификационным требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений, определение показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SPз = (SP2 х 100/SP1) х 0,7,
где:
SP3 – показатель значительных нарушений;
SP1 –требуемое количество значительных нарушений;
SP2 - количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 –требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 - количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР - общий показатель степени риска;
SРз - показатель значительных нарушений;
SРн - показатель незначительных нарушений.
Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта (объекта) контроля к определенной степени риска в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев.
Глава 4. Заключительные положения
15. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие квалификационным требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
16. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
17. Кратность проведения проверок на соответствие квалификационным требованиям в отношении субъектов (объектов) контроля высокой степени риска определяется не чаще одного раза в год.
18. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще двух раз в год.
19. Проверка на соответствие квалификационным требованиям проводится на основании графика проверок на соответствие квалификационным требованиям, утверждаемого регулирующим государственным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 144 Кодекса.
Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.
Приложение 1 к Критериям оценки степени рисков в области регулирования рынка зерна |
Субъективные критерии оценки степени риска в области регулирования рынка зерна
Приложение 2 к Критериям оценки степени рисков в области регулирования рынка зерна |
Субъективные критерии для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям
№ | Наименование критериев | Степень нарушения |
Результаты предыдущих проверок в отношении субъектов контроля | ||
1 | Наличие на праве собственности зернохранилища (элеватора, хлебоприемного пункта) | грубое |
2 | Наличие технологического оборудования: зерноочистительных машин, зерносушильного оборудования, весового оборудования (поверенного в установленном порядке), погрузочно-разгрузочных устройств, подъемно-транспортного оборудования, передвижного транспортного оборудования, оборудования активного вентилирования, емкостей для хранения зерна, оборудования для контроля температуры и влажности зерна при хранении | значительное |
3 | Наличие пропускного режима, ограждения территории, асфальтированных площадок | грубое |
4 | Наличие производственно-технологической лаборатории для определения качества зерна, прошедшей оценку состояния измерений, оснащенной: лабораторным оборудованием и приборами (влагомерами, сушильными шкафами, весами лабораторными, мельницей для размола зерна, комплектами сит, пробоотборниками, пурками, устройствами для определения содержания белка, содержания и качества клейковины, числа падения, оптическими приборами для определения зараженности зерна); стеллажами для хранения образцов зерна | значительное |
5 | Наличие квалифицированного состава технических руководителей и специалистов, имеющих соответствующее образование (для технических руководителей – высшее техническое, технологическое или агрономическое образование, для специалистов – послесреднее (техническое, технологическое или агрономическое) образование | незначительное |
6 | Наличие доступа к сети Интернет | значительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
7 | Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о зерне | значительное |
Проверочный лист в области регулирования
рынка зерна для хлебоприемных предприятий
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении ___________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с
посещением субъекта (объекта) контроля ___________________________________________
_______________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________________
_______________________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля___________________
_______________________________________________________________________________
Адрес места нахождения____________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________________
____________ ______________ _________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля __________________________________________
_____________ ____________ _________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист в области регулирования рынка зерна на соответствие
квалификационным требованиям в отношении хлебоприемных предприятий
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении ____________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку на соответствие квалификационным
требованиям_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки__________________________________________________
________________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________________
_______________________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля __________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения___________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие на праве собственности зернохранилища (элеватора, хлебоприемного пункта) | ||
2 | Наличие технологического оборудования: зерноочистительных машин, зерносушильного оборудования, весового оборудования (поверенного в установленном порядке), погрузочно-разгрузочных устройств, подъемно-транспортного оборудования, передвижного транспортного оборудования, оборудования активного вентилирования, емкостей для хранения зерна, оборудования для контроля температуры и влажности зерна при хранении | ||
3 | Наличие пропускного режима, ограждения территории, асфальтированных площадок | ||
4 | Наличие производственно-технологической лаборатории для определения качества зерна, прошедшей оценку состояния измерений, оснащенной: лабораторным оборудованием и приборами (влагомерами, сушильными шкафами, весами лабораторными, мельницей для размола зерна, комплектами сит, пробоотборниками, пурками, устройствами для определения содержания белка, содержания и качества клейковины, числа падения, оптическими приборами для определения зараженности зерна); стеллажами для хранения образцов зерна | ||
5 | Наличие квалифицированного состава технических руководителей и специалистов, имеющих соответствующее образование (для технических руководителей – высшее техническое, технологическое или агрономическое образование, для специалистов – послесреднее (техническое, технологическое или агрономическое) образование | ||
6 | Наличие доступа к сети Интернет |
Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________________
____________ ______________ _________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля __________________________________________
_____________ ____________ _________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при наличии)