О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 175 "Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов"

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 27 августа 2022 года № 384. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 августа 2022 года № 29446

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 175 "Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20567) следующее изменение:

      Правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов, утвержденные приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства просвещения Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном Интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представить в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр А. Аймагамбетов

  Приложение к приказу
Министра просвещения
Республики Казахстан
от 27 августа 2022 года № 384
  Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 4 мая 2020 года № 175

Правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 38-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов (далее - Программа).

      2. Программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы повышения квалификации педагогов.

      3. Для проведения экспертизы Программ, приказом уполномоченного органа в области образования (далее – Уполномоченный орган) создается консультативно-совещательный орган – Экспертный совет сроком на три года.

      В Экспертный совет включается не менее семи человек из числа сотрудников научных организаций, члены общественных объединений в области образования, методистов методических кабинетов/центров, педагогов, реализующих профессиональную деятельность в организациях образования, в том числе в педагогических высших учебных заведениях.

Глава 2. Порядок разработки образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов

      4. Для разработки Программы организация повышения квалификации педагогов проводит:

      анализ законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов;

      анализ потребностей педагогов в профессиональном развитии посредством качественных и/или количественных методов исследования. Сбор качественных данных производится путем изучения существующих практик преподавания, навыков и убеждений педагогов через интервью и фокус-группы с педагогами и/или учащимися и, при необходимости, посещения занятий. Сбор количественных данных производится путем анкетирования и/или тестирования педагогов и/или учащихся. Методика исследования, в том числе, инструменты, критерии выборки, и процедуры проведения исследования, определяются спецификой программы.

      5. Результаты проведенного анализа законодательства и нормативных правовых актов Республики Казахстан и потребностей педагогов организацией повышения квалификации оформляются протокольным решением. Протокол подписывается лицами, проводившими анализ законодательства и нормативных правовых актов Республики Казахстан и потребностей педагогов, а также руководителем организации повышения квалификации.

      6. На основании протокола организацией повышения квалификации издается приказ с указанием сроков разработки Программы, наименования Программы, продолжительности и формы обучения.

      7. Программы разрабатываются организациями повышения квалификации педагогов с учетом требований государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденных приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17669) и типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8424).

      8. Программа содержит следующие разделы:

      1) общие положения;

      2) глоссарий;

      3) тематика Программы;

      4) цель, задачи и ожидаемые результаты Программы;

      5) структура и содержание Программы;

      6) организация учебного процесса;

      7) учебно-методическое обеспечение Программы;

      8) оценивание результатов обучения;

      9) посткурсовое сопровождение;

      10) список основной и дополнительной литературы.

      Раздел "Общие положения" раскрывает актуальность Программы и ее связь с общегосударственными приоритетами и мировыми трендами.

      Раздел "Глоссарий" перечисляет термины, используемые в Программе, их актуальность и однозначность;

      Раздел "Тематика Программы" описывает степень новизны Программы, анализ наличия/отсутствия аналогов в системе образования.

      Раздел "Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы" описывает практическую значимость Программы, влияние результатов обучения на практику работы педагогов.

      Раздел "Структура и содержание Программы" включает План Программы, описывает взаимосвязь ожидаемых результатов с целью и задачами Программы.

      Раздел "Организация учебного процесса" описывает формат учебного процесса, количество часов и формы обучения.

      Раздел "Учебно-методическое обеспечение" описывает дидактический подход к реализации Программы, представленный теоретическим материалом, заданиями по усвоению учебного материала, критериями их самооценки.

      Раздел "Оценивание результатов обучения" отражает эффективные методы оценки результатов обучения согласно специфике предметной области.

      Раздел "Посткурсовое сопровождение" описывает формат, формы и методы посткурсового сопровождения;

      Раздел "Список основной и дополнительной литературы" включает актуальные отечественные и зарубежные издания за последние 5 лет.

      9. Проекты всех Программ до отправки на согласование размещаются для публичного обсуждения на интернет-портале организации повышения квалификации педагогов. После получения организацией повышения квалификации педагогов предложений, замечаний или рекомендаций, относящихся к обсуждаемой образовательной программе от авторизованных пользователей, разработчиками образовательной программы на интернет-портале предоставляется ответ о включении замечаний, рекомендаций или отказ с обоснованиями. Срок публичного обсуждения проектов составляет десять рабочих дней со дня их размещения на интернет-портале.

      10. Программы оформляются в следующем порядке:

      Текст печатается на бумажном или электронном бланке в формате *docx с учетом следующих параметров:

      1) шрифт – "Тimеs New Rоmаn" размером 14 pt;

      2) межстрочный интервал – одинарный;

      3) абзацный отступ (отступ первой строки) – 1,25 сантиметра;

      4) поля слева – 2,5 сантиметра, поля справа – 1,5 сантиметра, колонтитулы – 2,5 сантиметра.

Глава 3. Порядок согласования образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов

      11. Для согласования Программы организация повышения квалификации педагогов направляет в Уполномоченный орган следующие документы в электронном формате:

      сопроводительное письмо на официальном бланке организации повышения квалификации;

      проект Программы;

      копия протокола согласно пункту 5 настоящих правил;

      копия приказа согласно пункту 6 настоящих Правил;

      активная ссылка на проект Программы, размещенной на интернет-портале организации повышения квалификации педагогов для публичного обсуждения.

      12. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления документов организации повышения квалификации направляет их на рассмотрение в Экспертный совет.

      13. Срок рассмотрения проекта Программы Экспертным советом – 15 рабочих дней. По итогам рассмотрения проекта Программы Экспертный совет формирует экспертное заключение, направляет его в Уполномоченный орган и организацию повышения квалификации. Экспертное заключение должно содержать одно из следующих решений:

      согласовать Программу;

      вернуть на доработку;

      отказать в согласовании Программы.

      При соответствии проекта Программы пунктам 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 настоящих Правил Экспертный совет выдает экспертное заключение о согласовании Программы.

      При несоответствии проекта Программы пунктам 8 и 10 настоящих Правил Экспертный совет выдает экспертное заключение о возвращении Программы на доработку. При неполном устранении замечаний в доработанном проекте Программы, выдается экспертное заключение об отказе в согласовании Программы.

      При несоответствии проекта Программы пунктам 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 настоящих Правил Экспертный совет выдает экспертное заключение об отказе в согласовании Программы.

      В экспертном заключении отражается дата и номер протокола заседания Экспертного совета.

      14. Организация повышения квалификации педагогов после получения заключения о необходимости доработки проекта Программы, дорабатывает и повторно направляет на согласование без необходимости обновления документов, указанных в пунктах 5, 6 настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней с момента официального получения экспертного заключения.

      Организация повышения квалификации педагогов после получения экспертного заключения об отказе в согласовании повторно разрабатывает проект Программы согласно Главе 2 настоящих Правил.

Глава 4. Порядок утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов

      15. Программы утверждаются приказом организации повышения квалификации педагогов в течение трех рабочих дней после получения решения Экспертного совета о согласовании.

      16. Уполномоченным органом формируется реестр образовательных программ курсов повышения квалификации, согласованный Экспертным советом.

      Реестр согласованных Программ размещается на сайте Уполномоченного органа и содержит наименование согласованных с Уполномоченным органом образовательных программ, наименование организации-разработчика Программ, а также дату согласования образовательных программ.

      17. Пересмотр утвержденных программ осуществляется не реже 1 раза в три года.

      Для пересмотра утвержденных программ с целью повышения их эффективности и актуальности организация повышения квалификации:

      1) проводит анализ законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов;

      2) проводит анализ результатов мониторинга эффективности образовательных программ и оформляет их протоколом;

      3) принимает решение о пересмотре (обновлении или аннулировании) программы и оформляет это решение приказом.