ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 386 "Об утверждении Инструкции по составлению плана ликвидации и Методики расчета приблизительной стоимости ликвидации последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17048) следующие изменения:
в Инструкции по составлению плана ликвидации, утвержденной указанным приказом:
в пункте 2:
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) варианты ликвидации – набор предложенных альтернативных подходов к ликвидации каждого объекта участка недр, оцениваемых для определения выбранных мероприятий по ликвидации при проведении экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации;";
подпункт 28) изложить в следующей редакции:
"28) заинтересованные стороны – заинтересованная общественность, государство, производственные организации, владелец земельного участка, не являющийся недропользователем (при наличии), и третьи лица, чьи интересы затрагиваются или могут затрагиваться процессом принятия решений по вопросам ликвидации последствий недропользования;";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. План ликвидации составляется:
1) для участка добычи твердых или общераспространенных полезных ископаемых;
2) для участка использования пространства недр при размещении и (или) эксплуатации объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств;
3) для участка разведки в той его части, в пределах которой в соответствии со статьей 194 Кодекса совокупный объем извлеченной горной массы и (или) перемещенной почвы превышает одну тысячу кубических метров.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Единый план ликвидации на два и более участка недр разрабатывается, если:
1) объекты размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего или горно-обогатительного производства, расположенные на отдельном (отдельных) участке (участках) по лицензии (лицензиям) на использование пространства недр, непосредственно связаны с эксплуатацией рудника (карьера, шахты), находящегося на участке добычи (участках добычи), в ходе операций по добыче, добыче твердых или общераспространенных полезных ископаемых;
2) эксплуатация рудников (карьеров, шахт), расположенных на смежных участках добычи по лицензии (лицензиям) на добычу твердых или общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется в едином технологическом процессе.
Недропользователь предоставляет обеспечение исполнения обязательства по ликвидации отдельно по каждому участку недр в соответствии со статьей 55 Кодекса.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Планирование ликвидации предусматривает проведение необходимых исследований. Исследования по ликвидации осуществляются в соответствии с планом исследований, предусмотренным в составе плана ликвидации.
Исследования по ликвидации осуществляются с целью решения неопределенных вопросов относительно мероприятий по ликвидации или снижения их до приемлемого уровня.
Результаты исследований по ликвидации представляются заинтересованным сторонам для выработки мнения о планировании ликвидации до направления плана ликвидации на первичную и очередную экспертизу промышленной безопасности и государственную экологическую экспертизу.
Результаты исследования по ликвидации учитывают местные особенности и используются при выработке вариантов ликвидации, определению задач, мероприятий и критериев ликвидации.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Определение задач ликвидации осуществляется для каждого объекта участка недр. Данные задачи непосредственно соотносятся с целями и принципами ликвидации.
Определение и изменение задач осуществляется с привлечением заинтересованных сторон, на первоначальном этапе и впоследствии в ходе проведения операций по недропользованию.
Участие заинтересованных сторон при изменении задач ликвидации осуществляется до проведения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации и сопровождается соответствующими пояснениями.";
пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:
"17. Выбранное мероприятие по ликвидации представляет собой список конкретных работ и действий, осуществляемых в целях ликвидации. Выбор конкретного мероприятия обосновывается существующими выводами научных исследований, лабораторными испытаниями, действующей литературой, лабораторными или опытно-промышленными испытаниями.
С учетом экологических аспектов, предложение заинтересованных сторон, доступности технологий, практик, результатов экологического мониторинга и исследований ликвидации в целях рекультивации выбранное мероприятие по ликвидации корректируется перед окончанием недропользования. Недропользователь предусматривает план действий, описывающий изменения в выборе мероприятия по ликвидации.
Выбранное мероприятие по ликвидации, предусмотренное в плане ликвидации, получившем положительные заключения промышленной экспертизы и государственной экологической экспертизы, учитывается в проекте ликвидации по каждому объекту участка недр.
18. Критерии ликвидации определяются для каждой задачи ликвидации с целью установления успешности ее выполнения относительно соответствующего объекта участка недр.
Критерии ликвидации имеют специфичный характер, исходя из региональных особенностей и особенностей месторождения.
Критерии ликвидации выражаются качественным или числовым показателем, а также учитывают временной характер.
В определении критериев ликвидации участвуют заинтересованные стороны. Перечень критериев ликвидации подлежит расширению по мере развития недропользования на участке недр.
Окончательные критерии ликвидации утверждаются недропользователем в плане ликвидации, прошедшем экспертизу промышленной безопасности и государственную экологическую экспертизу, к завершению проведения горных операций на участке недр.
На ранних стадиях горных операций некоторые критерии ликвидации, предусмотренные планом ликвидации, основываются на результатах экологического мониторинга или исследованиях ликвидации, с указанием описания и сроков мероприятий по определению остальных критериев ликвидации.";
пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. План ликвидации пересматривается по мере развития горных операций, но не позднее трех лет со дня получения последнего положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы, а также при внесении изменений в план горных работ в соответствии с пунктом 5 статьи 216 Кодекса. Каждая последующая редакция плана ликвидации содержит уточняющий уровень детализации планирования ликвидации последствий недропользования по отдельным объектам участка недр, а также по объектам, подлежащим прогрессивной ликвидации в ходе горных операций.";
пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Окончательный план ликвидации, с положительными заключениями экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы составляется не ранее, чем за три года до завершения недропользования.
В окончательном плане ликвидации представляются обоснование и анализ выбранного варианта ликвидации, детальное описание мероприятий по ликвидации, результаты исследований по ликвидации, план ликвидационного мониторинга после завершения основных работ по ликвидации и план действий при чрезвычайных ситуациях.
Содержание окончательного плана ликвидации учитывает:
1) окончательные задачи ликвидации для объекта недропользования в целом и для каждого его элемента в отдельности;
2) полный список критериев ликвидации для определения выполнения всех задач ликвидации;
3) подробное описание выбранных мероприятий по ликвидации для каждого объекта участка недр до уровня детальности "проектно-сметная документация";
4) подробное описание и оценку плана действий на случай непредвиденных обстоятельств;
5) окончательный график ликвидационных мероприятий;
6) новые фотографии объекта недропользования;
7) подробный план ликвидационного мониторинга и технического обслуживания после завершения основных работ по ликвидации с указанием ответственных лиц;
8) подробное описание прогнозируемых рисков для окружающей среды, жизни и здоровья людей и диких животных (оценка риска);
9) подробные расчеты стоимости мероприятий по ликвидации, способ (способы) и сумма (суммы) обеспечения (обеспечений) обязательства по ликвидации с указанием на достижение задач и критериев ликвидации;
10) перечень с описанием завершенных и (или) продолжающихся работ по ликвидации с приложением соответствующих документов;
11) журнал участия заинтересованных сторон в планировании окончательных ликвидационных работ;
12) описание оставшихся рисков.";
пункт 36 изложить в следующей редакции:
"36. Приложения к плану ликвидации составляют рисунки, схемы, таблицы, карты, отчеты, а также документы, подлежащие представлению согласно пунктам 43 и 57 настоящей Инструкции. Рисунки, схемы, таблицы и карты размером в одну страницу располагаются в соответствующем разделе основной части плана ликвидации.
Все приложения к плану ликвидации пронумеровываются. Нумерация является сквозной.
При представлении плана ликвидации на очередную экспертизу промышленной безопасности и государственную экологическую экспертизу к нему прилагаются отчеты о выполнении мероприятий согласно графику мероприятий, включая проведенные исследования по ликвидации.";
пункт 38 изложить в следующей редакции:
"38. В Разделе "Краткое описание" плана ликвидации приводится краткое описание плана ликвидации с уровнем детальности в зависимости от этапа освоения участка недр.
Данное описание предназначено для заинтересованных сторон, которые пересматривают план, а также с целью краткого ознакомления с содержанием и сутью плана ликвидации.
В кратком описании содержатся ключевые аспекты плана ликвидации, включая основные неопределенные вопросы и способы их решения.
При очередном пересмотре плана ликвидации также описываются основные различия в отношении предыдущей версии плана ликвидации, получившего положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы.
Если недропользование на участке недр близится к завершению, данный раздел плана ликвидации дополняется таблицей, которая кратко будет отображать цель и критерии ликвидации, а также мероприятия по ликвидационному мониторингу результатов ликвидации.
Таблицы организованы согласно объектам участка недр или разделены по ценным компонентам экосистемы.";
пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. Описание участия заинтересованных сторон в составлении плана ликвидации включает также описание способа участия и интеграции местной общественности в планировании ликвидации, стратегию и планы.
Степень участия заинтересованной общественности прямо пропорциональна масштабу и длительности недропользования, сложности развития инфраструктуры, важности недропользования для местной общественности и предполагаемому будущему землепользованию.
Участие заинтересованных сторон проводится в форме общественных слушаний, проводимых в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 3 августа 2021 года № 286 "Об утверждении Правил проведения общественных слушаний" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23901).
В приложении к плану ликвидации представляются протоколы встреч, общественных слушаний, телеконференций, переписки, семинаров участия заинтересованных сторон с указанием тем обсуждения, результатов и списка людей. Также прилагается вся корреспонденция с заинтересованными сторонами, приглашения на общественные слушания, встречи, семинары, презентации.";
пункт 56 изложить в следующей редакции:
"56. Критерии ликвидации:
1) конкретность, в степени достаточной, отражающая уникальный набор экологических, социальных и экономических обстоятельств;
2) измеримость результатов планируемой ликвидации результатами ликвидации аналогичных последствий недропользования;
3) достижимость или реалистичность;
4) относимость к измеряемым задачам и управляемым рискам;
5) срочность в целях ведения мониторинга критериев в определенный период времени и подтверждения достижения результатов ликвидации.
Критерии ликвидации включают индикаторы эффективности деятельности, показывающие соответствие рекультивации прогнозируемым результатам с использованием математического моделирования долгосрочного экологического воздействия (не менее, чем на триста лет). Детали по математическому моделированию, допущения и ограничения, включаются в приложение к плану ликвидации.
Критерии ликвидации отображаются количественными показателями. Индикативные критерии используются на ранних этапах планирования ликвидации и отоброжаются качественными показателями.
Критерии ликвидации, указанные в плане ликвидации, получившем положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы, являются показателем выполнения мероприятий в отчетах, прилагаемых к плану ликвидации при очередном его пересмотре.";
подпункт 2) пункта 81 изложить в следующей редакции:
"2) даты и реквизиты всех положительных заключений экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации;";
приложение 5 к Инструкции изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу;
в Методике расчета приблизительной стоимости ликвидации последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых, утвержденной указанным приказом:
подпункт 1) пункта 7 изложить в следующей редакции:
"1) не позднее трех лет со дня получения последнего положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации, разработанного в соответствии с Инструкцией (далее – план ликвидации);";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Сумма обеспечения покрывает общую расчетную стоимость работ по ликвидации последствий произведенных операций по добыче и операций, планируемых на предстоящие три года с даты последнего положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации.".
2. Департаменту недропользования по твердым полезным ископаемым Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии, геологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
Приложение к приказу исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 октября 2021 года № 568 |
|
Приложение 5 к Инструкции по составлению плана ликвидации |
Схематическое изображение основных этапов процесса составления плана ликвидации
Схема-5