В соответствии с пунктом 15 статьи 36 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и пересмотра экологических нормативов качества.
2. Департаменту экологической политики и устойчивого развития Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
С. Брекешев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
Утверждены приказом И.о. министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 27 июля 2021 года № 270 |
Правила разработки и пересмотра экологических нормативов качества
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки и пересмотра экологических нормативов качества (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 15 статьи 36 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок разработки и пересмотра экологических нормативов качества для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды (далее – экологические нормативы качества).
2. Экологическое нормирование осуществляется государством в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования деятельности человека для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.
3. Экологические нормативы качества разрабатываются и устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Кодекса отдельно для каждого из следующих компонентов окружающей среды:
1) атмосферного воздуха;
2) поверхностных и подземных вод;
3) почв и земель.
4. К экологическим нормативам качества относятся:
1) нормативы, установленные для химических показателей состояния компонентов окружающей среды;
2) нормативы, установленные для физических факторов окружающей среды;
3) нормативы, установленные для биологических показателей состояния компонентов окружающей среды.
5. Экологические нормативы качества для химических показателей состояния компонентов окружающей среды устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Под предельно допустимой концентрацией загрязняющего вещества понимается максимальное количество (масса) загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в единице объема или массы атмосферного воздуха, поверхностных или подземных вод, почвы или на единицу площади земной поверхности, которое (которая) при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятные наследственные изменения у потомства, а также деградацию объектов природной среды, не нарушает устойчивость экологических систем и биоразнообразие.
Экологические нормативы качества для химических показателей состояния компонентов окружающей среды устанавливаются отдельно с точки зрения влияния на здоровье человека и природную среду (экосистемы, животный и растительный мир).
6. Экологические нормативы качества для физических факторов окружающей среды устанавливаются в виде предельно допустимых уровней негативных физических воздействий на окружающую среду.
Под предельно допустимым уровнем негативного физического воздействия понимается максимальный уровень отдельных видов физического воздействия (шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей, радиации, тепла), при котором отсутствует вредное воздействие на состояние здоровья человека, животных, растений, экологических систем и биоразнообразия.
7. Экологические нормативы качества для биологических показателей состояния компонентов окружающей среды устанавливаются в отношении отдельных видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества природной среды организмов на уровне их естественных показателей либо в виде интервала допустимого отклонения от таких естественных показателей с учетом свойств природной среды и ее способности по поддержанию и восстановлению своего качества.
8. Экологические нормативы качества с точки зрения влияния на природную среду устанавливаются с учетом природных условий, сформировавшихся под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории или акватории, а также назначения использования таких территорий или акваторий.
9. Нормы и нормативы в области использования природных ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании соответствующего вида природных ресурсов, не относятся к экологическим нормативам в соответствии с пунктом 10 статьи 36 Кодекса.
10. Общая схема разработки экологических нормативов качества состоит из четырех этапов:
1) сбор и обобщение информации для решения вопроса о целесообразности проведения исследований по экологическому нормированию;
2) определение веществ, физических факторов, биологических показателей, для которых разрабатываются экологические нормативы качества;
3) определение очередности и объема исследований для обоснования экологических нормативов качества;
4) разработка экологических нормативов качества.
11. При наличии официальной международной информации и опубликованных фактических данных об опасных свойствах веществ и количественных параметрах опасности, представленных в постановлении Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2010 года № 1219 "Об утверждении технического регламента "Требования к безопасности токсичных и высокотоксичных веществ", эти сведения используются для принятия решения о необходимости и приоритетности нормирования.
12. В целях сохранения и улучшения особо охраняемых природных территорий для этих территорий с учетом их особого природоохранного статуса в соответствии с Кодексом могут быть разработаны и утверждены более строгие экологические нормативы качества, чем те, которые установлены для всей территории Республики Казахстан.
13. Экологические нормативы качества разрабатываются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основании результатов лабораторных испытаний, научных исследований и международного опыта, а также для конкретных территорий и акваторий – на основании данных многолетних (не менее пяти лет) наблюдений за состоянием окружающей среды на таких территориях и в таких акваториях.
14. Экологические нормативы качества утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды сроком на десять лет и подлежат пересмотру по истечении указанного срока на основании обновленных научных знаний об окружающей среде, природных и антропогенных факторах, влияющих на ее качество, а также с учетом развития методов, техник и технологий мониторинга и контроля.
15. Экологические нормативы качества подлежат пересмотру не позднее первого года после вступления в силу международных обязательств Республики Казахстан по вопросам охраны окружающей среды, требующих принятия мер по введению более строгих экологических нормативов качества.
16. Экологические нормативы качества устанавливаются по показателям, контроль за соблюдением которых обеспечивается наличием контрольно-измерительного оборудования и соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации, тестирования и (или) контроля, утвержденных в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений".
17. Экологические нормативы качества разрабатываются и устанавливаются с учетом значений природного фона соответствующего компонента природной среды. Природный фон компонента природной среды определяется на основании результатов многолетних (не менее пяти лет) наблюдений за состоянием окружающей среды и отбора проб и (или) измерений по химическим, биологическим и физическим показателям компонента природной среды на эталонных участках.
18. В качестве эталонного участка принимается территория, акватория или ее часть, которые расположены в пределах репрезентативной особо охраняемой природной территории (акватории), а при отсутствии такой особо охраняемой природной территории (акватории) – на территории или в акватории, которая имеет аналогичные природные особенности и состояние которой характеризуется отсутствием признаков угнетения живых элементов естественной экологической системы (растений, животных и других организмов).
19. При наличии особо охраняемой природной территории, имеющей аналогичные с оцениваемой территорией (водным объектом или его частью) природные условия, эталонный участок выбирается в пределах такой особо охраняемой природной территории.
20. Значения (интервал допустимого отклонения от значений) показателей природного фона территорий и акваторий определяются на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды, отбора проб и (или) измерений по химическим и физическим показателям на соответствующем участке, а также информации и сведений, содержащихся в Государственном фонде экологической информации.
Глава 2. Порядок разработки и пересмотра экологических нормативов качества атмосферного воздуха
21. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются:
1) для химических показателей состояния атмосферного воздуха – в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
2) для физических показателей состояния атмосферного воздуха – в виде предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;
3) для биологических показателей состояния атмосферного воздуха – в виде предельно допустимого количества клеток на кубический метр воздуха.
22. Под предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе понимается максимальное количество (масса) химического вещества в единице объема, признанного в соответствии с Кодексом загрязняющим, которое (которая) при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных наследственных изменений у его потомства, а также не вызывает деградацию компонентов природной среды, не нарушает устойчивость экологических систем и не приводит к сокращению биоразнообразия.
23. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе устанавливается для отдельных загрязняющих веществ в виде:
1) массы загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха и выражается как соотношение миллиграмм на кубический метр;
2) массы загрязняющего вещества, оседающей на единицу земной поверхности за единицу времени, и выражается как соотношение грамм на квадратный метр за календарный год.
24. Для загрязняющих веществ массовые концентрации в единице объема атмосферного воздуха определяются для стандартных условий 293.15 К и 101.3 кПа в соответствии с пунктом 4 статьи 200 Кодекса.
25. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в зависимости от вида загрязняющего вещества устанавливается с учетом следующих периодов усреднения показателей:
1) годовые показатели – усредненные показатели концентрации загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха или на единице земной поверхности в течение одного календарного года;
2) суточные показатели – усредненные показатели концентрации загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха за двадцать четыре часа в пределах одних календарных суток;
3) часовые показатели – усредненные показатели концентрации загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха за один час.
26. Экологическими нормативами качества атмосферного воздуха определяется предельно допустимое количество превышений суточных и часовых показателей в течение одного календарного года.
27. Предельно допустимые концентрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по отношению к здоровью человека определяются на основе приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 августа 2022 года № ҚР ДСМ-70 "Об утверждении Гигиенических нормативов к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 29011), данных Всемирной организации здравоохранения, данных международных исследований, результатов научно-исследовательских работ.
Сноска. Пункт 27 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Для установления экологических нормативов используются расчҰтные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ, методы компьютерного моделирования, предсказания биологической активности новых веществ, биотестирование на различных объектах.
29. При установлении экологических нормативов учитывается совместное действие вредных факторов, в зависимости от меры схожести или аддитивности этих факторов. Учитываются дополнительные параметры – половозрастные или генетические особенности популяции, для которой проводится оценка риска. Такой подход исключает использование жестко фиксированных предельно допустимых концентраций, заменяя их обоснованными и информативными специальными исследованиями оценки риска. В предельном случае оценка риска представляет значения лимитов на концентрации (уровни) вредных факторов, совпадающие с предельно допустимыми концентрациями.
30. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха по отношению к биологическим объектам окружающей среды устанавливаются в отношении отдельных видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества природной среды организмов на уровне их естественных показателей либо в виде интервала допустимого отклонения от таких естественных показателей с учетом свойств природной среды и ее способности по поддержанию и восстановлению своего качества.
31. При установлении экологических нормативов качества атмосферного воздуха учитывают природные особенности лесных экосистем, природных объектов и природно-антропогенных объектов, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
32. Для определения экологических нормативов качества атмосферного воздуха применяется расчетный и экспериментальный методы. Экспериментальный метод предусматривает фумигацию лесных растений в лабораторных условиях и изучение состояния лесных насаждений на постоянных пробных площадях в естественных условиях загрязнения атмосферного воздуха.
33. При разработке экологических нормативов качества:
1) предельно допустимые значения концентрации устанавливают по самым чувствительным организмам (видам), их биологическим функциям и процессам;
2) определение экологических нормативов качества вредных газов для растений проводят по изменению фотосинтеза как наиболее чувствительной физиологической реакции организма растений;
3) максимальное разовое допустимое значение концентрации определяют в токе воздуха в течение 20-30 минут действия ингредиента, а среднесуточные значения – в течение 3-4 часов;
4) определение экологических нормативов качества для растений проводят в контролируемых (факторостатных) условиях при оптимальных для фотосинтеза температуре окружающей среды, освещении, относительной влажности воздуха и минеральном питании;
5) реакцию организма, изменение его функций или процессов определяют по изменению биохимического состава и морфологического строения организма;
6) предельно допустимую концентрацию устанавливают по минимальной концентрации газа, выше которой наблюдается достоверное изменение реакции организма на воздействие;
7) в целях обеспечения запаса прочности растительного организма окончательное значение экологического норматива ингредиента устанавливают меньше установленного значения.
34. Значение экологических нормативов качества воздуха определяют для индикаторных лесных организмов – хвойных древесных пород – при воздействии аммиака, диоксида серы, оксидов азота, хлора, паров серной кислоты, газообразных соединений фтора в пересчете на фтор, и взвешенных веществ.
35. Если при соблюдении установленных экологических нормативов качества атмосферного воздуха в пределах отдельных территорий обнаруживаются признаки ухудшения состояния живых элементов естественной экологической системы (растений, животных и других организмов), подтвержденные научными исследованиями за период не менее пяти лет, то для таких территорий соответствующий местный представительный орган области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды устанавливает более строгие территориальные экологические нормативы качества атмосферного воздуха в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и (или) предельно допустимых уровней физических воздействий, при которых не наблюдается негативное отклонение показателей состояния наиболее уязвимой группы биологических объектов, используемых как индикаторы качества окружающей среды.
36. Нормативы качества воздуха внутри жилых, производственных и иных помещений, а также нормативы качества атмосферного воздуха в пределах промышленных (производственных) зон устанавливаются гигиеническими нормативами в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения. Указанные нормативы не относятся к экологическим нормативам и не регулируются экологическим законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 8 статьи 200 Кодекса.
37. При поступлении загрязняющих веществ в атмосферный воздух из природных источников и превышении уровня загрязняющих веществ полностью или частично, эти превышения не учитываются при оценке соответствия предельно допустимым концентрациям качества воздуха.
Глава 3. Порядок разработки и пересмотра экологических нормативов качества поверхностных и подземных вод
38. Экологические нормативы качества вод устанавливаются:
1) для химических показателей – в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воде;
2) для физических показателей – в виде предельно допустимых уровней физических воздействий (тепловых, радиоактивных) на воды;
3) для биологических показателей – в виде показателей состояния наиболее уязвимой группы биологических объектов, используемых как индикаторы качества вод.
39. Под предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ в воде понимается максимальное количество (масса) химического вещества в единице объема, признанного в соответствии с Кодексом загрязняющим, при превышении которого (которой) она становится непригодной для одного или нескольких видов водопользования, вызывает деградацию объектов природной среды или нарушает устойчивость экологических систем и биоразнообразие.
40. Порядок определения экологических нормативов качества вод:
1) выявление веществ, которые имеют незначительное влияние на загрязнение воды, и сосредоточение усилий на разработке экологических нормативов на оставшихся веществах, которые могут вести к сбросам загрязняющих веществ в поверхностные воды;
2) установление предельно допустимых концентраций для каждого класса водопользования в соответствии с приказом председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 9 ноября 2016 года № 151 "Об утверждении единой системы классификации качества воды в водных объектах" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14513).
41. В системе классов водопользования определяются предельно допустимые значения для каждого класса, выраженные в концентрациях, представляющих собой пороговые значения качества вод для определенных назначений и функций вод. Эти предельно допустимые значения являются экологическими нормативами, которые применяются к водному объекту, для которого определен в качестве целевого показателя определенный класс водопользования.
42. Экологические нормативы качества вод поверхностных водных объектов устанавливаются для речного бассейна или его части, водного объекта или его части, учтенных в государственном водном кадастре, для участков внутренних морских вод и территориального моря с учетом их природных особенностей, а также условий целевого использования водных объектов.
42. Экологические нормативы качества вод поверхностных водных объектов или их частей (мест водозабора), используемых для целей питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения и (или) культурно-бытового водопользования, устанавливаются по химическим и биологическим (микробиологическим) показателям на уровне гигиенических нормативов, утверждаемых в порядке, определенном приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 209 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10774) (далее – Санитарные правила).
43. Экологические нормативы качества вод поверхностных водных объектов или их частей (мест водозабора), используемых для целей питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения и (или) культурно-бытового водопользования, устанавливаются по химическим и биологическим (микробиологическим) показателям на уровне гигиенических нормативов, утверждаемых в порядке, определенном приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № ҚР ДСМ-138 "Об утверждении Гигиенических нормативов показателей безопасности хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30713).
Сноска. Пункт 43 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).44. Экологические нормативы качества вод поверхностных водных объектов или их частей рыбохозяйственного значения (рыбохозяйственные нормативы) устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
45. Экологические нормативы качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения и (или) культурно-бытового водопользования, устанавливаются на уровне наиболее строгих показателей (наименьших концентраций) из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.
46. В случаях, если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, экологические нормативы качества вод разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.
47. Экологические нормативы качества вод подземных водных объектов, которые используются в качестве источников питьевого и (или) хозяйственно-питьевого водоснабжения или пригодность которых для указанных целей определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений, а также подземных водных объектов, определенных в качестве резервированных источников питьевого водоснабжения в соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан, устанавливаются на уровне соответствующих гигиенических нормативов, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определенном приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № ҚР ДСМ-138 "Об утверждении Гигиенических нормативов показателей безопасности хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30713).
Сноска. Пункт 47 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).48. Если при соблюдении установленных экологических нормативов качества вод обнаруживаются признаки ухудшения состояния живых элементов естественной экологической системы (растений, животных и других организмов), подтвержденные научными исследованиями за период не менее пяти лет, то для таких территорий соответствующий местный представительный орган области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды устанавливает более строгие территориальные экологические нормативы качества вод, при которых не наблюдается негативное отклонение показателей состояния наиболее уязвимой группы биологических объектов, используемых как индикаторы качества вод.
Глава 4. Порядок разработки и пересмотра экологических нормативов качества почв и земель
49. Экологические нормативы качества почв устанавливаются для химических показателей в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, экологических стандартов, основанных на оценке риска здоровью населения и природным объектам, типу использования земель.
50. Под предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ в почве понимается максимальное количество (масса) химического вещества, признанного в соответствии с Кодексом загрязняющим, при превышении которого (которой) она становится непригодной для одного или нескольких видов землепользования, вызывает деградацию компонентов природной среды или нарушает устойчивость экологических систем и биоразнообразие.
51. Почва представляет собой слабо динамичную, многофакторную систему, отличается от воды и воздуха наличием различных видов, типов и подтипов, которые стандартизируют после проведения теоретических и практических исследований. Содержание химических веществ в почве нормируется в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 апреля 2021 года № ҚР ДСМ-32 "Об утверждении Гигиенических нормативов к безопасности среды обитания" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 22595), оценкой риска.
Сноска. В пункт 51 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 17.06.2024 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).52. В основу теории и практики экологического нормирования техногенных химических веществ в почве положен критерий, согласно которому не всякое поступление техногенных химикатов рассматривается как загрязнение, опасное для здоровья человека.
53. Для оценки опасности загрязнения почв выбор химических веществ – показателей загрязнения проводится с учетом:
1) специфики источников загрязнения, определяющих комплекс химических элементов, участвующих в загрязнении почв изучаемого региона;
2) приоритетности загрязняющих веществ в соответствии со списком экологических нормативов качества химических веществ в почве и их классом опасности;
3) характера землепользования;
4) уровня риска для здоровья населения.
Оценку веществ, загрязняющих почву, осуществляют по наиболее токсичным веществам.
В случае отсутствия установленных экологических нормативов качества для отдельных видов токсикантов проводится сравнение найденных уровней загрязнения с естественным фоновым уровнем, кларком (средним содержанием химических элементов в земной коре). Под фоновым уровнем подразумевают уровень содержания веществ в почве, который соответствует условиям, исключающим дополнительное попадание данного вещества в почву. Зависимость естественного содержания химических соединений от типа почв, климата, рельефа местности, вида растительности и других факторов в сочетании с масштабностью антропогенного влияния на почвенный покров во многих случаях приводит к невозможности оценки природного фонового уровня тех или иных загрязнителей. В этой связи за фоновый уровень принимается сумма естественного содержания в почве определяемого ингредиента и его техногенных добавок, которые являются следствием глобального переноса загрязнений от источников выбросов в почву.
54. Большое многообразие почвенных загрязнителей требует их ранжирования в зависимости от источников и вида поступления, химических свойств и поведения в целях разработки общих методических подходов к исследованию отдельных групп токсикантов.
55. Экологические нормативы качества почв (земель) разрабатываются и устанавливаются с учетом природных особенностей территорий и категорий земель, установленных в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, типом использования территории.
56. Если при соблюдении установленных экологических нормативов качества почв обнаруживаются признаки ухудшения состояния живых элементов естественной экологической системы (растений, животных и других организмов), подтвержденные научными исследованиями за период не менее пяти лет, то для таких территорий соответствующий местный представительный орган области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды устанавливает более строгие территориальные экологические нормативы качества почв, при которых не наблюдается негативное отклонение показателей состояния наиболее уязвимой группы биологических объектов, используемых как индикаторы качества почв.