О внесении изменений в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля"

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 12 июля 2021 года № 8-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 июля 2021 года № 23483

Действующий

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) следующие изменения:

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Признание результатов государственного аудита в плановом порядке в рамках контроля за соблюдением стандартов государственного аудита и финансового контроля осуществляется в ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы и уполномоченном органе по внутреннему государственному аудиту и его территориальных подразделениях структурным подразделением Счетного комитета, ответственным за проведение контроля качества.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Процедура признания результатов государственного аудита эффективности, соответствия проводится на основе следующих критериев на предмет соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля (далее – критерии):

      1) полнота охвата и раскрытия вопросов с учетом подвопросов, предусмотренных в Программе аудита (более тридцати процентов вопросов с учетом подвопросов);

      2) отсутствие обоснований и результатов аудиторской выборки;

      3) полнота и достоверность аудиторских доказательств (по двум и более фактам);

      4) установление фактов нарушений, не выявленных в ходе проведения государственного аудита и не отраженных в аудиторском отчете, несоблюдение требований по фиксированию нарушений (по двум и более фактам);

      5) правильность классификации выявленных нарушений.

      Аудиторский отчет признается не соответствующим стандартам государственного аудита и финансового контроля при установлении несоответствий по трем и более критериям, предусмотренным настоящим пунктом.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Процедура признания результатов государственного аудита финансовой отчетности проводится на основе следующих критериев:

      1) достаточность охвата аудитом финансовой отчетности компонентов для обеспечения возможности выражения мнения по консолидированной финансовой отчетности;

      2) проведение оценки рисков существенных искажений на уровне утверждений для определенных классов операций, сальдо счетов и раскрытий;

      3) отсутствие обоснований и результатов аудиторской выборки;

      4) полнота и достоверность аудиторских доказательств (по двум и более фактам);

      5) правильность классификации выявленных нарушений.

      6) обоснованность мнения, выраженного по финансовой отчетности.

      Аудиторский отчет признается не соответствующим стандартам государственного аудита и финансового контроля при установлении несоответствий:

      1) по двум и более критериям, указанным в подпунктах 1) - 5) настоящего пункта;

      2) по критерию, указанному в подпункте 6) настоящего пункта.";

      пункт 9 исключить;

      приложение к настоящему Процедурному стандарту изложить в редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению;

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Стандарт содержит процедурные требования к осуществлению и оформлению контроля качества документов, составляемых государственными аудиторами и иными должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля по результатам государственного аудита и (или) экспертно-аналитических мероприятий в составе аудита эффективности (за исключением предварительной, текущей и последующей оценки), проводимых органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы ГАФК), заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и (или) экспертов к проведению государственного аудита.";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Целью Стандарта является обеспечение соответствия деятельности органов внешнего ГАФК и деятельности государственных аудиторов и иных должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроля, а также привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и (или) экспертно-аналитического мероприятия стандартам государственного аудита и финансового контроля, а также Правилам проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года 6-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070, далее – Правила ГАФК).";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Задачей Стандарта является установление единого подхода к процедурным требованиям по осуществлению контроля качества государственного аудита, экспертно-аналитических мероприятий, деятельности государственных аудиторов и иных должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроля, заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и (или) экспертно-аналитическим мероприятиям.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:

      контроль качества – проверка и (или) анализ документов, составляемых государственными аудиторами и иными должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля, привлеченными аудиторскими организациями и (или) экспертами к проведению государственного аудита и (или) экспертно-аналитического мероприятия на предмет соблюдения требований, предусмотренных в Общих и процедурных стандартах органов ГАФК, а также Правилах ГАФК.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Руководители ГАФК обеспечивают организацию контроля качества путем проведения регулярных проверок и (или) анализа документов, составляемых государственными аудиторами и иными должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля в ходе своей деятельности, на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля в порядке, определенном Правилами ГАФК, на основе системы управления рисками.";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Контролю качества подвергаются подготовительный, основной и заключительный этапы аудиторской, экспертно-аналитической деятельности органов внешнего ГАФК, вся деятельность государственных аудиторов и иных должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроля, заключения (материалы) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита на основании критериев, согласно Методологическому руководству по применению настоящего Стандарта.";

      пункт 30 изложить в следующей редакции:

      "30. Проекты Аудиторского заключения, Сводного реестра, Постановления и Предписания, подготовленные под руководством Члена Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита за десять рабочих дней до проведения заседания Счетного комитета (Ревизионной комиссии), одновременно направляются в структурные подразделения, ответственные за контроль качества и правовое обеспечение.";

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению экспертно-аналитического мероприятия органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Положения настоящего Стандарта не распространяются на проведение и подготовку заключений в рамках предварительной, текущей и последующей оценки, осуществление которых регламентировано Указом Президента Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 388 "Об утверждении Правил проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов и внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Казахстан", Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов и Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета, утвержденных нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой форму реализации экспертно-аналитической деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, направленную на анализ, оценку эффективности планирования и исполнения бюджета, управления и использования бюджетных средств, активов государства (за исключением активов Национального фонда Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан) и субъектов квазигосударственного сектора, реализации документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан, а также исследования их влияния на развитие экономики (или отдельной отрасли экономики), социальной сферы, основанные на системе управления рисками.

      Экспертно-аналитическое мероприятие осуществляется органами внешнего государственного аудита и финансового контроля без выхода на объект экспертно-аналитического мероприятия, путем уведомления их не позднее, чем за два рабочих дня до начала экспертно-аналитического мероприятия.";

      пункт 31 изложить в следующей редакции:

      "31. По решению руководителя органа внешнего государственного аудита и финансового контроля результаты экспертно-аналитического мероприятия в срок в течение пяти рабочих дней после его завершения направляются уполномоченным органам (должностным лицам) и (или) объектам экспертно-аналитического мероприятия для изучения сделанных по его итогам выводов и рекомендаций в части, их касающейся.

      Органы внешнего государственного аудита и финансового контроля обсуждают с объектом экспертно-аналитического мероприятия его результаты, решение по которым носит рекомендательный характер.".

      2. Отделу контроля качества, методологии и аудита Счетного комитета в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

      3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета.

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Председателя Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
А. Бергенев

  Приложение
к нормативному постановлению
от 12 июля 2021 года № 8-НҚ
  Приложение
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по проведению оценки
деятельности органов
государственного аудита
и финансового контроля
  Форма

Экспертное заключение по итогам непризнания результатов государственного аудита на соответствие стандартам государственного аудита и финансового контроля

      __________________________________________________________________________
_______ (наименование аудиторского отчета, его реквизиты)

Критерии на предмет соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля

Установленные факты несоответствий стандартам государственного аудита и финансового контроля

1



2



      Вывод: ________________________________________________________________
Государственные аудиторы, проводившие процедуру признания результатов
государственного аудита и финансового контроля:
__________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись)