Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.07.2021.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула - в редакции cовместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 16.01.2023 № 13-НҚ и Министра национальной экономики РК от 18.01.2023 № 4 (вводится в действие с 01.01.2023).1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту внутренней торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих вице-министров торговли и интеграции, национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики |
Министр торговли и интеграции |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 июля 2021 года № 68 и Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 июня 2021 года № 439-НҚ |
Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения
Сноска. Приложение 1 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 17.05.2023 № 177-НҚ и Министра национальной экономики РК от 17.05.2023 № 70 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), а также Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъекты (объекты) контроля – индивидуальные предприниматели и юридические лица за деятельностью которых осуществляется контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения;
2) балл – количественная мера исчисления риска;
3) незначительные нарушения – нарушение, связанное с отсутствием товарно-сопроводительных документов на продовольственные товары, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом);
4) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
5) значительные нарушения - нарушения, связанные с отсутствием договора поставки продовольственных товаров, наличием одной подтвержденной жалобы или обращения за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения;
6) грубые нарушения - нарушения, связанные с не установлением размера предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара, превышение субъектом внутренней торговли размера предельной торговой надбавки более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара, превышением субъектом внутренней торговли, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, пятипроцентного размера вознаграждения от цены приобретенных продовольственных товаров при заключении договора поставки продовольственных товаров с поставщиком продовольственных товаров или незаконное требование им вознаграждения в связи с приобретением социально значимых продовольственных товаров;
7) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
10) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
11) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.
12) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля применяется в отношении субъекта контроля, отнесенного к высокой степени риска.
4. Профилактический контроль с посещением субъектов (объектов) контроля проводится на основании списков проведения профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируемых на полугодие, по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных приказом первого руководителя регулирующего государственного органа или местного исполнительного органа в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса, за исключением случая формирования графиков и полугодовых списков в информационных системах оценки и управления рисками в автоматическом режиме.
5. Списки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта (объекта) контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Глава 2. Объективные критерии
6. В регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки и вознаграждения к высокой степени риска относятся риски вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства субъектами контроля.
По объективным критериям к высокой степени риска относятся субъекты внутренней торговли, осуществляющие деятельность на торговых объектах.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Субъекты внутренней торговли, осуществляющие деятельность на коммунальных рынках, относятся к низкой степени риска. В отношении таких субъектов проводятся внеплановые проверки.
Глава 3. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
9. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 5 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно Приложению к настоящим Критериям.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, в соответствии с пунктом 9 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 9 настоящих Критерии.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
10. Субъективные критерии разработаны на основании требований проверочных листов, несоблюдение которых в соответствии с субъективными критериями оценки степени рисков субъектов в сферах о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения соответствуют определенной степени нарушения. В отношении каждого требования из проверочных листов определяется степень нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.
11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
12. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
13. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется критериями оценки степени риска, не чаще двух раз в год.
Глава 4. Управление рисками
14. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа, посредством применения субъективных критериев.
15. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
16. В целях освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, регулирующим государственным органом учитываются смягчающие индикаторы.
К смягчающим индикаторам относится:
1) наличие аудио и (или) видео фиксации, с передачей данных в онлайн-режиме;
2) наличие датчиков и фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственного органа.
При этом освобождение от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля регулирующим государственным органом осуществляется в части требований, данные по которым получены указанными в смягчающих индикаторах способами.
Глава 5. Особенности формирования системы оценки и управления рисками для государственных органов, использующих информационные системы с учетом специфики и конфиденциальности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан
17. Система оценки и управления рисками государственными органами ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Степень нарушений требований в части соблюдения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения
№ | Критерии | Степень нарушения |
1 | Наличие товарно-сопроводительных документов на продовольственные товары, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом) | незначительное |
2 | Наличие договоров поставки социально значимых продовольственных товаров | значительное |
3 | Установление размера предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара | грубое |
4 | Превышение субъектом внутренней торговли, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, пятипроцентного размера вознаграждения от цены приобретенных продовольственных товаров при заключении договора поставки продовольственных товаров с поставщиком продовольственных товаров или незаконное требование им вознаграждения в связи с приобретением социально значимых продовольственных товаров. | грубое |
5 | Превышение субъектом внутренней торговли размера предельной торговой надбавки более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара | грубое |
Приложение 2 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 июля 2021 года № 68 и Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 июня 2021 года № 439-НҚ |
Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан
о регулировании торговой деятельности в части соблюдения размера торговой
надбавки на социально значимые продовольственные товары и вознаграждения
Сноска. Приложение 2 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 17.05.2023 № 177-НҚ и Министра национальной экономики РК от 17.05.2023 № 70 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
(В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан)
В отношении субъекта внутренней торговли ____________________________
__________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля _____________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля __________________________________________________
___________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Адрес места нахождения______________________________________________
___________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие товарно-сопроводительных документов на продовольственные товары, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом) | ||
2 | Наличие договоров поставки социально значимых продовольственных товаров | ||
3 | Установление размера предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара | ||
4 | Превышение субъектом внутренней торговли, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, пятипроцентного размера вознаграждения от цены приобретенных продовольственных товаров при заключении договора поставки продовольственных товаров с поставщиком продовольственных товаров или незаконное требование им вознаграждения в связи с приобретением социально значимых продовольственных товаров. |
Должностное (ые) лицо (а) ____________________________________________
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_________________________________________________ _________________
должность подпись
Руководитель субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
____________________________________________________ ______________
должность подпись