Об утверждении Правил организации работы экспертизы и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2021 года № 221. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2021 года № 22776.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 18) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования.

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 18 мая 2021 года № 221

Правила организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 18) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) разработчик – организация, осуществляющая разработку государственных общеобязательных стандартов образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ (далее – Разработчик);

      2) ожидаемые результаты – совокупность компетенций, выражающих, что именно воспитанник/обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении всей или части типовой учебной программы, в том числе с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников/обучающихся;

      3) типовая учебная программа – программа, определяющая содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению, по каждому виду организованной учебной деятельности для воспитанников организаций дошкольного образования и каждому учебному предмету для обучающихся на уровне начального, основного среднего и общего среднего образования;

      4) типовой учебный план – документ, регламентирующий перечень, последовательность и объем организованной учебной деятельности для воспитанников организаций дошкольного образования и перечень, последовательность и объем изучения учебных предметов для обучающихся организаций среднего образования;

      5) организованная учебная деятельность – основная форма воспитания и обучения, организуемая педагогом дошкольной организации и направленная на освоение воспитанниками знаний, умений, навыков и формирование компетенций.

Глава 2. Порядок организации работы по экспертизе типовых учебных планов и типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования

      3. Организация работы по экспертизе типовых учебных планов и типовых учебных программ (далее – экспертиза) проводится организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования (далее – Организация).

      4. Для организация работы по экспертизе типовых учебных планов и типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования Организация формирует экспертные группы по организованным учебным деятельностям/учебным предметам из числа педагогов, прошедших обучающие курсы, имеющих стаж работы по специальности не менее 10 (десять) лет, квалификационную категорию "педагог-исследователь" и (или) "педагог-мастер", и из числа ученых, имеющих степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD) /доктора по профилю, включенных в базу экспертов. К проведению экспертизы привлекаются также победители республиканских конкурсов "Лучший преподаватель", "Лучший педагог", обладатели национальной премии "Учитель Казахстана".

      5. Экспертная группа утверждается приказом руководителя Организации в составе не менее 9 человек по организованной учебной деятельности/ учебному предмету, возглавляет экспертную группу лицо, имеющее ученую степень.

      6. До начала процедуры экспертизы Организация проводит обучающие курсы для ученых и педагогов, включенных в экспертную группу по 72-часовой программе, утвержденной научно-экспертным советом Организации и согласованной с уполномоченным органом в области образования.

      7. Работа членов экспертной группы осуществляется на основании договора, заключенного между Организацией и экспертом, с соблюдением режима конфиденциальности в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      8. При организации работы по экспертизе типовых учебных планов экспертными группами определяются:

      1) соответствие типовых учебных планов государственным общеобязательным стандартам дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031) (далее – ГОСО);

      2) соответствие перечня изучаемых видов организованной учебной деятельности/учебных предметов наименованию типового учебного плана;

      3) соответствие типовых учебных планов следующей структуре:

      пояснительная часть;

      основное содержание;

      перечень видов организованной учебной деятельности на уровне дошкольного образования и учебных предметов инвариантного и вариативного компонентов по классам, языкам обучения и видам организаций образования на уровнях начального, основного среднего, общего среднего образования;

      4) соответствие перечня изучаемых видов организованной учебной деятельности/учебных предметов, максимального объема учебной нагрузки, объема недельной учебной нагрузки обучающихся санитарным требованиям, разработанным в соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71, соблюдение охраны жизни и здоровья и возрастных особенностей обучающихся;

      5) соблюдение принципа приоритетности обучения казахскому языку;

      6) обеспечение принципов преемственности и непрерывности уровней образования с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач;

      7) оптимальность соотношения инвариантного и вариативного компонентов учебной нагрузки в соответствии с целями и задачами обучения по уровням образования и видам организаций образования, а также задачами предпрофильной и профильной подготовки;

      8) учет в вариативном компоненте индивидуальных образовательных потребностей, целей и задач обучения детей с особыми образовательными потребностями.

      Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 03.07.2023 № 194 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      9. При организации работы по экспертизе типовых учебных программ экспертными группами определяются:

      1) соответствие типовых учебных программ ГОСО;

      2) соответствие типовых учебных программ следующей структуре:

      пояснительная часть (цели и задачи);

      особенности обучения по уровням образования и видам организаций образования;

      базовое содержание организованной учебной деятельности по возрастным группам, учебных предметов по классам (общеобразовательный и продвинутый уровни);

      ожидаемые результаты (требования к уровню подготовки): предметные и метапредметные;

      3) достаточная представленность в целях обучения и ожидаемых результатах теоретического материала, включающего основные положения, законы, закономерности и правила по учебному предмету;

      4) оптимальность объема и соотношения часов, отводимых на изучение определенных глав (разделов), проведение практических и лабораторных занятий (в зависимости от специфики учебного предмета);

      5) достижимость целей обучения и ожидаемых результатов и их соответствие возрастным особенностям обучающихся;

      6) соблюдение в планировании базового содержания учебного предмета принципа от простого к сложному, логической взаимосвязи и соподчиненности разделов, параграфов и тем, межпредметных связей и преемственности по уровням образования;

      7) соответствие планируемого базового содержания учебного предмета задачам воспитания обучающихся в духе казахстанского патриотизма, уважения к государственному языку и государственным символам (в зависимости от специфики учебного предмета);

      8) соответствие планируемого базового содержания учебного предмета, целей обучения и ожидаемых результатов задачам воспитания чувства любви и уважения к родине, культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям народа Казахстана (в зависимости от специфики учебного предмета);

      9) отражение в планируемом базовом содержании учебного предмета вопросов личной гигиены, здорового образа жизни, безопасности, бережного отношения к окружающей среде (в зависимости от специфики учебного предмета);

      10) соответствие планируемого базового содержания учебного предмета, целей обучения и ожидаемых результатов задачам развития функциональной грамотности и навыков применения знаний на практике;

      11) соблюдение принципов дифференцированного, профильного обучения и профессиональной ориентации.

      10. Экспертная группа по итогам экспертизы типовых учебных планов и типовых учебных программ принимает одно из следующих заключений:

      1) в случае наличия замечаний и недостатков – "Направляется на доработку";

      2) в случае отсутствия замечаний и недостатков – "Направляется на апробацию".

      11. Сроки рассмотрения проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ определяется ученым советом Организации в зависимости от объема работы.

      12. Проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ, получившие экспертное заключение "Направляется на доработку", дорабатываются Разработчиком в течение 30 календарных дней и проходят повторную экспертизу.

      В случае не предоставления в течение 30 календарных дней экспертиза прекращается.

      13. Экспертная группа рассматривает доработанные проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ и выносит заключение "Направляется на апробацию".

      14. Повторное внесение проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ на экспертизу допускается один раз в течение календарного года.

Глава 3. Порядок апробации типовых учебных планов и типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования

      15. Апробацию проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ проводит Организация на базе пилотных дошкольных организаций или пилотных общеобразовательных школ, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (далее – пилотная школа).

      16. Апробация проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ пилотными школами проводится в соответствии с психолого-педагогическими требованиями, определяемыми научно-экспертным советом Организации.

      17. В ходе апробации типовые учебные планы и типовые учебные программы рассматривается с позиции их практической реализации, соответствия возрастным особенностям обучающихся, представленности необходимого содержания учебного предмета по возрастным группам/классам, оптимальности соотношения разделов и тем, объема часов, отводимых на изучение тем, достижимости ожидаемых результатов и их соответствия целям и задачам обучения.

      18. Перечень пилотных школ определяется уполномоченным органом в области образования по представлению управлений образования областей, городов республиканского значения, столицы.

      19. Организация осуществляет руководство и методическое сопровождение процесса апробации, которое включает методические рекомендации по ее организации, форму аналитической справки по результатам апробации, методическое руководство по оцениванию типовых учебных планов и типовых учебных программ.

      20. Апробация осуществляется как в штатном, так и в дистанционном режимах.

      21. В период апробации параллельно проводится открытое общественное обсуждение проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ путем их размещения на интернет-ресурсе Организации. Поступающие замечания и предложения рассматриваются и анализируются Организацией.

      22. Органы управления образованием оказывают содействие учителям-апробаторам пилотных школ в проведении апробации и принимают меры по их стимулированию и мотивации.

      23. К проведению апробации привлекаются заместитель руководителя пилотной школы по учебной работе, учителя-предметники и психологи.

      24. Итоги апробации рассматриваются на заседаниях педагогического совета пилотной школы, по итогам которых составляется аналитическая справка.

      25. Пилотная школа по итогам апробации отправляет в Организацию аналитическую справку и результаты апробации.

      26. Организация направляет Разработчику аналитическую справку по итогам апробации в произвольной форме, обобщенные замечания и предложения по итогам общественного обсуждения.

      27. Разработчик дорабатывает проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ на основе результатов апробации и общественного обсуждения в течение 30 календарных дней со дня получения экспертного заключения от Организации.

      28. Экспертная группа рассматривает доработанные по итогам апробации проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ и выносит одно из следующих решений:

      1) в случае отсутствия замечаний и недостатков – "Вносится к утверждению уполномоченным органом в области образования";

      2) в случае наличия замечаний и недостатков – "Не вносится к утверждению уполномоченным органом в области образования".