ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый перечень некоторых приказов Министра образования и науки Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнение.
2. Юридическому департаменту Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 207 |
Перечень некоторых приказов Министра образования и науки Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнение
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 "Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 5036, опубликован 1 февраля 2008 года в газете "Юридическая газета" № 16 (1416)) следующее изменение:
в Правилах организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы, утвержденных указанным приказом:
подпункт 7) пункта 9 изложить в новой редакции:
"7) разработка и внедрение учебно-методической и научно-методической документации по новым технологиям обучения, в том числе по кредитной технологии и дистанционного обучения;".
2. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 5191, опубликован в газете "Юридическая газета" от 30 мая 2008 года № 81 (1481) следующие изменения:
в Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 20-1 изложить в новой редакции:
"20-1. В случаях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера СОР и СОЧ организуется путем дистанционного обучения.";
пункт 52-1 изложить в новой редакции:
"52-1. В случаях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера дети, обучающися в форме экстерната в соответствии Правилами обучения в форме экстерната, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 61 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13110) сдают итоговый выпускной экзамен в форме СОЧ путем дистанционного обучения.";
пункт 53-1 изложить в новой редакции:
"53-1. В случаях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера для выпускников 9 (10) и 11 (12) классов, выежающих за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительство при предъявлении подтверждающих документов, организуются итоговые выпускные экзамены или государственные выпускные экзамены путем дистанционного обучения, не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.";
в Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 4 изложить в новой редакции:
"4. Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Текущий контроль по дисциплинам и (или) модулям при отсутствии по ним практических и семинарских занятий осуществляется путем проверки преподавателем обязательных контрольных работ (письменных заданий, рефератов) предусмотренных учебной программой, в том числе и с учетом индивидуальной траектории обучения.
Текущий контроль успеваемости по дисциплинам и (или) модулям для лиц с особыми образовательными потребностями проводится по индивидуальным заданиям, с учетом особенностей психофизического развития.
Проведение текущего контроля успеваемости обучающихся путем дистанционного обучения (далее – ДО) осуществляется посредством:
1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме онлайн или офлайн с использованием телекоммуникационных средств;
2) автоматизированных тестирующих комплексов;
3) проверки индивидуальных заданий (выдача заданий на электронную почту обучающихся, мессенджеры).
Формы проведения текущего контроля успеваемости обучающихся определяет педагог с учетом цели, содержания учебного материала.";
пункт 6 изложить в новой редакции:
"6. Перечень дисциплин и (или) модулей и форма проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организациями технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с рабочими учебными планами и вносятся в график учебного процесса в начале учебного года.
При проведении промежуточной аттестации путем ДО используются следующие формы:
1) тестирование с использованием автоматизированных тестовых систем с возможностью ограничения времени выполнения задания;
2) выполнение индивидуального проекта (онлайн, офлайн);
3) выполнение практического, творческого задания (онлайн, офлайн);
4) сдача экзамена в онлайн-режиме (в устной или письменной форме).
Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации технического и профессионального, послесреднего образования.
Для проведения промежуточной аттестации на присвоение рабочей квалификации обучающимся приказом руководителя организаций технического и профессионального, послесреднего образования создается квалификационная комиссия.
Решение о выдаче свидетельства о присвоении рабочей квалификации принимается на основе квалификационного экзамена по выполнению видов работ по данной квалификации.";
пункт 23 изложить в новой редакции:
"23. Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования включает сдачу итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и (или) модуля, за исключением, обучающихся по программам медицинского образования.
Итоговая аттестация обучающихся по программам медицинского образования осуществляется в соответствии с Правилами оценки знаний и навыков обучающихся, оценки профессиональной подготовленности выпускников образовательных программ в области здравоохранения и специалистов в области здравоохранения, утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-249/2020 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 21763).
Итоговая аттестация проводится по заранее утвержденному графику ее проведения.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме освоившие образовательные программы в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) (далее – ГОСО).
При проведении итоговой аттестации путем ДО организация образования обеспечивает идентификацию личности обучающихся, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения порядка ее проведения.
Идентификация обучающихся осуществляется посредством визуальной сверки личности обучающегося с данными документа, удостоверяющего личность, представленного обучающимся перед видеокамерой в развернутом виде. Обучающиеся заранее информируются о технических требованиях к оборудованию и каналам связи. Организация образования удостоверяется в технической возможности обучающихся путем предварительной проверки связи.
Компьютерное тестирование проводится с помощью инструментов, встроенных в информационные системы, или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования автоматизирован. Обеспечивается автоматизированная обработка и хранения результатов тестирования.";
пункт 29 изложить в новой редакции:
"29. Итоговая аттестация обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, в том числе путем ДО, проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и рабочими учебными планами в форме, определенной ГОСО.
Итоговая аттестация обучающихся по программам медицинского образования проводится в сроки, согласованные с организациями, аккредитованными уполномоченным органом в области здравоохранения по оценке знаний и навыков обучающихся по программам медицинского образования.
До начала итоговой аттестации проводится инструктаж, в том числе о порядке проведения итоговой аттестации, правилах оформления работы, продолжительности выполнения работы, порядке подачи апелляции о несогласии с результатами итоговой аттестации.
Ознакомление обучающихся с порядком проведения итоговой аттестации осуществляется организацией образования не менее чем за 20 рабочих дней.
Допуск к итоговой аттестации обучающихся оформляется приказом руководителя организации образования.
Проведение итоговой аттестации путем ДО осуществляется на основании личного заявления, которое подается на имя руководителя организации образования не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации.
Для проведения итоговой аттестации путем ДО в организации образования оснащаются помещения с необходимым комплектом оборудования, которое обеспечивает:
1) непрерывное видео и аудионаблюдение за обучающимися, видеозапись;
2) возможность демонстрации обучающимися презентационных материалов во время защиты дипломных проектов (работ).
Обучающиеся, участвующие в итоговой аттестации путем ДО, располагают техническими средствами и программным обеспечением, позволяющими обеспечить целостность процедуры.";
пункт 31 изложить в новой редакции:
"31. Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме сдачи итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и (или) модуля.
Для лиц с особыми образовательными потребностями итоговая аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья обучающихся.
Итоговая аттестация путем ДО проводится в режиме реального времени (онлайн). Ответственным за предоставление программных средств и технической поддержки итоговой аттестации со стороны организаций образования является лицо, определяемое приказом руководителя организации образования, который не позднее, чем за сутки до начала проводит проверку технических условий проведения итоговой аттестации.
Итоговые экзамены по дисциплинам и (или) модулям проводятся в соответствии с учебными программами в следующих формах: устно, письменно, в форме комплексных экзаменов, включающих вопросы нескольких специальных дисциплин и (или) профессиональных модулей.
При проведении итоговой аттестации путем ДО предусматривается проведение комплексных экзаменов в форме компьютерного тестирования с осуществлением обязательной идентификации личности обучающегося и контроля за соблюдением порядка проведения комплексных экзаменов.
Защита дипломного проекта (работы) проводится на открытом заседании комиссии по проведению итоговой аттестации с участием не менее 2/3 ее членов. Продолжительность защиты одного дипломного проекта (работы) не превышает 30 (тридцать) минут на одного обучающегося. Для защиты дипломного проекта (работы), обучающийся выступает с докладом продолжительностью не более 10 (десять) минут.
За две недели до начала итоговой аттестации, обучающиеся предоставляют, допущенные к защите дипломные проекты (работы) с рецензиями и презентационными материалами.
Время проведения защиты дипломного проекта (работы) определяется графиком и доводится до сведения обучающихся не менее чем за три рабочих дня до начала защиты дипломных проектов (работ).
Защита дипломного проекта (работы), в том числе путем ДО, проходит в виде демонстрации презентации.
В случае прерывания процесса защиты дипломного проекта (работы) путем ДО обучающийся немедленно обращается к заместителю руководителя по учебной работе или заведующему учебной частью с ходатайством о его продолжении.
Продолжительность устного итогового экзамена не превышает 15 (пятнадцать) минут на одного обучающегося.
При проведении итогового экзамена путем ДО, в случаях выполнения работ раньше установленного времени, разрешается завершение сеанса видеоконференцсвязи досрочно по разрешению председателя Комиссии.
Итоговая аттестация лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме сдачи практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий с обязательным присутствием руководителя. Для защиты практической работы обучающийся выступает с докладом об этапах выполнения работы с продолжительностью не более 15 (пятнадцати) минут. При организации итоговой аттестации для обучающихся с нарушениями слуха привлекается сурдопереводчик.
Вся процедура проведения итоговой аттестации записывается на видео.";
пункты 35 и 36 изложить в новой редакции:
"35. В отдельных случаях, обучающимся, не имеющим возможности, пройти итоговую аттестацию в установленные сроки (в связи с состоянием здоровья, призывом на воинскую службу или иным объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами), разрешается индивидуальная сдача итоговой аттестации (досрочная сдача или продление сессии) не ранее, чем за два месяца до даты начала итоговой аттестации согласно графику учебного процесса.
Досрочная сдача итоговой аттестации обучающихся организаций образования при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы допускается при разрешении вопроса об освобождении от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до даты начала итоговой аттестации согласно графику учебного процесса.
Обучающийся, не явившийся на итоговую аттестацию по уважительной причине, пишет заявление в произвольной форме на имя председателя итоговой аттестационной комиссии и представляет документ, подтверждающий причину. При получении положительного решения обучающийся сдает экзамен и (или) защищает дипломный проект (работу) в другой день заседания итоговой аттестационной комиссии, предусмотренный графиком проведения итоговой аттестации.
Документы, представленные о состоянии здоровья после получения неудовлетворительной оценки, не рассматриваются.
При проведении итоговой аттестации путем ДО в случае возникновения технических неполадок обучающемуся предоставляется возможность прохождения итоговой аттестации в другой день и (или) другое время. В этом случае, технический секретарь оформляет электронный акт и направляет копию акта всем членам комиссии.
36. Заседание итоговой аттестационной комиссии оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем, членами и секретарем комиссии.
Результаты сдачи итоговых экзаменов и защиты дипломного проекта (работы) объявляются в день их проведения.
Обучающиеся, не согласные с результатами итоговой аттестации, подают заявление на апелляцию не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.
В исключительных случаях (в том числе при обучении путем ДО по решению уполномоченного органа в случаях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера) при возникновении иных обстоятельств, не зависящих от действий участников итоговой аттестации, Комиссия принимает решение по изменению формы проведения итоговой аттестации в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил и определению результатов итоговой аттестации.
При проведении итоговой аттестации путем ДО учет результатов осуществляется в электронно-цифровой форме. При этом сохранение сведений об итоговой аттестации на бумажном носителе является обязательным.".
3. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6976, опубликован в газете "Казахстанская правда" от 31 августа 2011 года № 276-277 (26697-26698)) следующее изменение:
в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных указанным приказом:
пункт 55 изложить в новой редакции:
"55. При обучении по программам двудипломного образования возможно использование различных технологий обучения, путем дистанционного обучения.".
4. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 августа 2012 года № 350 "Об утверждении Перечня услуг, связанных с государственным образовательным заказом" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 7837, опубликован в газете "Казахстанская правда" от 22 декабря 2012 года под № 444-445 (27263-27264)) следующее дополнение:
Перечень услуг, связанных с государственным образовательным заказом, утвержденный указанным приказом:
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Дополнительное образование детей.".
5. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 61 "Об утверждении Правил обучения в форме экстерната и оказания государственной услуги "Выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования"" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13110, опубликован 24 февраля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующее изменение:
в Правилах обучения в форме экстерната и оказания государственной услуги "Выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования", утвержденных указанным приказом:
пункт 3 изложить в новой редакции:
"3. Обучение в организациях образования в форме экстерната предусматривает освоение обучающимися соответствующих образовательных программ самостоятельно или путем дистанционного обучения.".
6. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 93 "Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг для дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, типового договора на проведение профессиональной практики и типового договора о дуальном обучении для организаций технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 13227, опубликован в Информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан "Әділет" 11 марта 2016 года) следующее изменение:
в Типовом договоре оказания образовательных услуг организаций среднего образования, утвержденном указанным приказом:
подпункт 11) пункта 5 изложить в новой редакции:
"11) оказывать поддержку обучающемуся по реализации и установке инструкций, программ обучения путем дистанционного обучения.".
7. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 600 "Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17650, опубликован 2 ноября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде) следующие изменения:
в Типовых правилах приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 40 изложить в новой редакции:
"40. Документы на иностранном языке предоставляются с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский или русский язык.
Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, проходят процедуру признания документов об образовании в установленном законодательством порядке Республики Казахстан после зачисления лиц в течение 1 (первого) академического периода обучения.";
в Типовых правилах приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы послевузовского образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 5 изложить в новой редакции:
"5. Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, признаются в установленном законодательством порядке.
Документы на иностранном языке предоставляются с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский или русский язык.
Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, проходят процедуру признания документов об образовании в установленном законодательством порядке Республики Казахстан после зачисления лиц в течение 1 (первого) академического периода обучения.".
8. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191 "Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20622, опубликован 2 июня 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде) следующие изменения:
в Правилах исчисления заработной платы педагогов государственных организаций образования, утвержденных указанным приказом:
пункты 46 и 47 изложить в новой редакции:
"46. Исчисление заработной платы работников организаций образования в период чрезвычайного положения (далее – ЧП), чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) задействованных в организации и проведении обучения путем дистанционного обучения, производится в соответствии с настоящими Правилами и видом организации образования.
47. Исчисление заработной платы с сохранением прежнего уровня заработной платы производится работникам организаций образования в период ЧП, ЧС, не задействованным в организации и проведении обучения путем дистанционного обучения, при привлечении их к другим видам работ с согласия самого работника, оформленного внесением соответствующих изменений в трудовой договор, путем перевода на другие виды работ в соответствии со статьями 38, 41, 42, 46 и 58 Кодекса, а также в соответствии со статьей 127 Кодекса при временном переводе работника в структурное подразделение работодателя, расположенное в другой местности.".