ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра Индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 171 "Об утверждении правил формирования тарифов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18470, опубликован 12 апреля 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде) следующие изменения:
пункт 76 изложить в следующей редакции:
"76. Временный компенсирующий тариф утверждается с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения.";
пункт 83 изложить в следующей редакции:
"83. В период действия временного компенсирующего тарифа субъект естественной монополии может обратиться в уполномоченный орган с заявкой на утверждение тарифа или его предельного уровня в соответствии с Законом.
При этом доход, принятый в обоснование уровня нового тарифа, уменьшается на сумму необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения за минусом уже возмещенного субъектом естественной монополии потребителям его регулируемых услуг.
При этом, отдельной строкой в тарифной смете указывается сумма неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы.
При рассмотрении уполномоченным органом заявки субъекта естественной монополии на утверждение нового тарифа или их предельных уровней, уполномоченным органом при выявлении суммы необоснованного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, исключает ее из дохода, принятого в обоснование уровня нового тарифа или их предельных уровней.";
пункт 92 изложить в следующей редакции:
"92. Окончательная сумма необоснованно полученного дохода (НДк) определяется с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения по формуле:
НДк = НД * (100 + к), где 100
НДк – сумма необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки, в тенге;
НД – общая сумма необоснованно полученного дохода по видам нарушений, предусмотренных пунктом 75 настоящих Правил;
к – базовая ставка Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения, в %.";
пункт 266 изложить в следующей редакции:
"266. Расходы периода учитываются в затратной части тарифа следующим образом:
1) расходы на оплату труда административного персонала определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, и среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).
В случае фактической экономии расходов на оплату труда административного персонала в результате сокращения численности персонала, расходы на оплату труда административного персонала учитываются в тарифе в размере, предусмотренном в ранее утвержденной тарифной смете, а сумма экономии может быть направлена субъектом на увеличение уровня заработной платы административного персонала.
Расходы на оплату труда административного персонала субъектов, за исключением государственных предприятий, включаемые в затраты по должностным окладам руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров субъектов естественных монополий и других работников административного персонала, лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем должностных окладов работников субъекта естественной монополии согласно штатному расписанию, не превышающего 15 (пятнадцать) раз.
2) расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и платежи, учитываемые в расходах периода, определяются в соответствии со ставками, установленными согласно действующему законодательству Республики Казахстан;
3) амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов непроизводственного характера;
4) прочие административные расходы включаются в затратную часть тарифа на основании подтверждающих документов с учетом отраслевых особенностей.
В прочие административные расходы включаются расходы на консалтинговые, маркетинговые услуги и ремонтные работы, проводимые подрядным способом, расходы на аудиторские услуги (только для субъектов естественных монополий в форме акционерного общества) и другие услуги в зависимости от отраслевых особенностей, осуществляемые сторонними организациями, а также командировочные расходы и расходы на услуги связи административного персонала, периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информационные, консультационные услуги.
Расходы на охрану природы, плата за использование природных ресурсов включаются в прочие расходы и определяются с учетом размеров ставок и сборов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Расходы на повышение квалификации административного персонала, связанные с производственной необходимостью, учитываются в расходах периода при предоставлении документов, подтверждающих такую необходимость.
Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством производства, в рамках регулируемых услуг включаются в расходы периода при наличии экономически обоснованных материалов;
Расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта включаются в расходы периода при предоставлении субъектом заключенных договоров о привлечении заемных средств и определяются следующим образом:
расходы на выплату вознаграждений по заемным средствам, получаемым в национальной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа в пределах суммы, рассчитанной с применением не более 2,5 кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан;
расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в иностранной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа в пределах суммы, рассчитанной с применением 4-х кратной ставки Лондонского межбанковского рынка.
Вознаграждение за заемные средства, полученные в иностранной валюте, учитываются в расходах периода затратной части тарифа с учетом прогнозируемого изменения курса тенге к иностранной валюте на основании основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан и прогнозных показателей республиканского бюджета Республики Казахстан.
Базовая ставка Национального Банка Республики Казахстан и ставка Лондонского межбанковского рынка применяются на день принятия решения по утверждению тарифа и тарифных смет субъекта.";
пункт 299 изложить в следующей редакции:
"299. Безрисковая ставка принимается равной уровню базовой ставки Национального банка Республики Казахстан";
пункт 306 изложить в следующей редакции:
"306. Для субъектов естественной монополии в сфере аэропортов ставка прибыли рассчитывается с помощью метода средневзвешенной стоимости капитала и определяется по формуле:
СП = ((1 – g) * re) + (g * rd),
где:
g – леверидж, величина, характеризующая соотношение заемного и собственного капитала субъекта естественной монополии в общей структуре финансирования, то есть доля фактически заимствованных средств в структуре всего капитала (сумма собственного и заемного капитала) с учетом произведенной последней переоценки основных средств. Уровень левериджа является величиной не менее нуля. При отрицательном значении собственного капитала субъекта естественной монополии, уровень левериджа принимается за величину, равную 1;
re – ставка вознаграждения на собственный капитал (%);
rd – ставка вознаграждения на заемные средства (%).
Ставка вознаграждения на собственный капитал определяется по формуле:
re = rf + ra,
где:
ra – премия за риск. Премия за риск состоит из производственно-технологического (rmex), операционного (rop) и финансового (rfin) рисков.
Производственно-технологический риск (rmex) для покрытия потери дохода из-за технологических аварий, произошедших по причинам, не зависящим от производственной компетентности аэропорта, отражает степень подверженности отрасли рискам, которые могут привести к потере предусмотренного дохода, основных средств и товарно-материальных запасов.
Расчет данного показателя по формуле:
rmex = Za/Ce,
где:
Za – затраты на ликвидацию последствий аварии и стихийных бедствий в среднем за год.
При отсутствии данных по количеству аварий и невозможности определения вероятности наступления аварий предлагается использовать шкалу ранжирования долей амортизационных отчислений для оценки технологического риска по степени износа основных средств:
Шкала определения технологического риска в зависимости от степени износа основных средств приведенная в приложении 31 к настоящим Правилам.
Операционный риск, (rop) для покрытия потери дохода из-за снижения объемов работ определяется по формуле (в случае увеличение объемов работ данный риск не применяется):
rор = 0.5 * (V-Znep)/Ce * DV/V,
где:
V – выручка (доход) за отчетный период от данной услуги,
Znep – переменные (зависящие от объема услуг) затраты за отчетный период или прогнозируемое значение на і-ую услугу,
Се – балансовая стоимость основных средств, отнесенных на услугу,
DV – изменение дохода за прогнозируемый год от і-ую услуги.
Значение операционного риска ограничено в пределах от 0 до 5 %, как принято для большинства видов риска.
Финансовый риск (rfin), связанный с вероятностью потери финансовых ресурсов организации, определяется по формуле:
rfin = pбаз * (1-H) * D|p / Ce,
где:
pбаз – общая прибыль организации за отчетный год,
Н – ставка налога на прибыль,
D|p – уровень падения прибыли услуги,
D|p = 0.5 * DV/V * (V-Znep)/ pбаз,
Значение финансового риска ограничено в пределах от 0 до 5 %, как принято для большинства видов риска.
Стоимость вознаграждения на акционерный капитал является величиной не менее стоимости вознаграждения на заемные средства.
Ставка вознаграждения на заемные средства определяется по формуле:
rd = rf + ДП,
где:
rf –безрисковая ставка принимается равной уровню базовой ставки Национального банка Республики Казахстан.
ДП – долговая премия за риск по субъекту естественной монополии, определяемая на основе премии на долговые обязательства, выпущенные им и находящиеся в обращении, относительно государственных ценных бумаг того же срока обращения, если выпуск долговых обязательств имел место. В ином случае, она определяется с учетом долговых премий за риск других субъектов естественных монополий, занимающихся аналогичным видом деятельности и имеющих аналогичный кредитный рейтинг на территории Республики Казахстан.";
приложение 3 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
Б. Атамкулов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
|
от 30 марта 2021 года № 140 | |
Приложение 3 к Правилам формирования |
|
тарифов |
Пример расчета временного компенсирующего тарифа
Утвержденный тариф Т – 1000 тенге/тонна.
Объем регулируемых услуг, принятый в утвержденном тарифе V – 500 тонн.
1. Сумма необоснованно полученного дохода (НД) – 10 000 тенге.
2. Определяется сумма необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения (НДк):
НДк = НД х (100+к) = 10 000 х 100+7,5% = 10 750 тенге, 100 100 где: 10 000 тенге – сумма необоснованно полученного дохода; к – 7,5% – базовая ставка Национального Банка Республики Казахстан; НДк – 10 075 тенге – сумма необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки.
3. Уровень временного компенсирующего тарифа определяется по формуле:
Т комп = Т х V – НДк = 1000 x 500 – 10 750 = 978,5 тенге, V 500 где: 978,5 тенге/тонна – уровень временного компенсирующего тарифа.