ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 173 "Об утверждении Методики по выявлению монопольно высокой (низкой) цены" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16916, опубликован 31 мая 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:
в Методике по выявлению монопольно высокой (низкой) цены, утвержденной указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящая Методика разработана в соответствии с подпунктом 19) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и применяется антимонопольным органом и территориальным подразделением антимонопольного органа при выявлении монопольно высокой (низкой) цены, установленной субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на товарном рынке (далее – Субъект).";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В настоящей Методике используются понятия, определенные Кодексом и законами Республики Казахстан, а также понятия, означающие следующее:
1) сопоставимый товарный рынок – другой товарный рынок, сопоставимый по объему продаваемого товара, составу покупателей или продавцов (поставщиков) товара, определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара, и условиям доступа на товарный рынок;
2) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;
3) территориальное подразделение антимонопольного органа – территориальное подразделение антимонопольного органа, осуществляющего руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В соответствии с пунктом 1 статьи 175 Кодекса под монопольно высокой ценой товара понимается цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное, тарифное и нетарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное, тарифное и нетарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъекту рынка в соответствии с законами Республики Казахстан.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. С целью выявления доминирующего или монопольного положения субъекта рынка антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа до проведения расследования проводит анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с подпунктом 11) статьи 90-6 Кодекса.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа с целью выявления данных, указывающих на наличие признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно высокой цены на товар, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе на предмет:
1) установления Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, превышающей цены на такой же товар других субъектов рынка на сопоставимом товарном рынке;
2) превышения темпов роста цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами роста цен на сопоставимом товарном рынке;
3) повышения цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем снижения физических характеристик (например, вес единицы товара);
4) необоснованного сокращения объемов производства и (или) поставки или прекращения производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа с целью выявления данных, указывающих на наличие признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно низкой цены на товар, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе:
1) установление Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, ниже цены на такой же товар других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;
2) превышение темпов снижения цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами снижения цен на соответствующем или сопоставимом товарном рынке.";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. В случае наличия данных, указывающих на наличие в действиях (бездействии) субъекта рынка признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно высокой (низкой) цены на товар, антимонопольный орган и (или) территориальное подразделение антимонопольного органа издает приказ о проведении расследования. При проведении расследования устанавливается наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопольно высокой (низкой) цены.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Для выявления монопольно высокой цены антимонопольный орган сравнивает цену, установленную субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, с ценой товара на этом же товарном рынке.
В случае, если невозможно сравнить цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.
В случае, если невозможно определить цену, сложившуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо сопоставимый товарный рынок, в том числе за пределами Республики Казахстан, проводится анализ расходов и прибыли субъекта рынка и определяется обоснованная цена товара.
Выявление сопоставимого товарного рынка осуществляется по критериям, предусмотренным частью первой пункта 3 статьи 175 Кодекса.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Для выявления монопольно низкой цены антимонопольный орган анализирует уровень цен на товар, которые на соответствующем товарном рынке, устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц. При анализе цен учитываются качественные параметры товара.
В случае, если цена, установленная Субъектом, выше цен, которые на этом же товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, то цена Субъекта не является монопольно низкой.
В случае если цена, установленная Субъектом, ниже цен, которые на этом товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, антимонопольный орган проводит анализ фактических расходов Субъекта на производство и реализацию такого товара и выясняет обстоятельства установления Субъектом низкой цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим.";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Для принятия решения при определении монопольно высокой цены антимонопольным органом, применяется анализ:
1) финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
2) динамики производственной и полной себестоимости товара, а также динамики цен на товар (в том числе сопоставление темпов роста (снижения) производственной и полной себестоимости с темпами роста (снижения) цены на товар);
3) динамики объемов производства (реализации) товара, с учетом производственных мощностей;
4) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар;
5) динамики разных видов цен (к примеру, средневзвешенных, для разных групп покупателей);
6) расходов периода и производственной себестоимости, в том числе сопоставление темпов роста (снижения) заработной платы административного персонала с темпами роста (снижения) заработной платы производственного персонала;
7) прибыли, полученной субъектом от товара, по которому положение субъекта признано доминирующим;
8) инвестиционной программы субъекта;
9) обязательств перед кредиторами и финансовыми организациями.
Для принятия решения при определении монопольно низкой цены антимонопольным органом применяется анализ подпунктов 1), 2), 3), 4), 5), 6) настоящего пункта.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа признает монопольно высокой ценой товара цену, которая установлена в соответствии с пунктом 3 настоящей Методики.";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа признает монопольно низкой ценой товара цену, которая устанавливается субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, путем:
1) снижения ранее установленной цены товара, при котором выполняются следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. В случае отсутствия у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение на рассматриваемом товарном рынке, учета расходов по статьям затрат и прибыли в разрезе анализируемых товаров, антимонопольный орган или его территориальное подразделение, обоснованной ценой признает максимальную (минимальную) цену, которую на этом же товарном рынке либо на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение, которая сформировалась в условиях конкуренции.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) антимонопольного органа или территориального подразделения антимонопольного органа, уполномоченное на проведение расследования, готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 221 Кодекса.";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. В случае установления монопольно высокой (низкой) цены, антимонопольным органом определяется монопольный доход в соответствии со статьей 225 Кодекса.".
2. Управлению правового обеспечения Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Руководителя аппарата Агентства Ахметжанова С. К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель | С. Жумангарин |