Оглавление

О внесении изменений в некоторые приказы Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 3 сентября 2019 года № 30. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 сентября 2019 года № 19343

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый перечень некоторых приказов Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения.

      2. Департаменту внутренней торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр Б. Сұлтанов

  Утвержден
приказом Министра
торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 3 сентября 2019 года № 30

Перечень некоторых приказов Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения

      1. В приказе исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 251 "Об утверждении Правил формирования и использования гарантийного и страхового фондов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10994, опубликован 29 октября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      Правила формирования и использования гарантийного и страхового фондов, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 1 к перечню некоторых приказов Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения (далее – Перечень).

      2. В приказе исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 "Об утверждении Типовых правил биржевой торговли" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10993, опубликован 29 октября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      Типовые правила биржевой торговли, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 2 к Перечню.

      3. В приказе исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 729 "Об утверждении Правил осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам и Требований к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12605, опубликован 19 января 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      в Правилах осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам, утвержденных указанным приказом:

      заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:

      "Глава 1. Общие положения";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:

      1) расчетная организация – банк второго уровня или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, с которой клиринговый центр товарной биржи заключил договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах;

      2) клиринг – процесс определения, проверки и передачи информации о требованиях и (или) обязательствах членов товарной биржи в результате заключения биржевых сделок, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств;

      3) клиринговый центр товарной биржи – самостоятельная клиринговая организация, с которой товарная биржа заключила договор о клиринговом обслуживании;

      4) уполномоченный орган – уполномоченный государственный орган в сфере товарных бирж.";

      пункт 3 исключить;

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Осуществление клиринговой деятельности";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Для осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам товарная биржа заключает договор о клиринговом обслуживании с клиринговой организацией.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. В целях осуществления клиринга, расчетов и учета обязательств по биржевым сделкам клиринговый центр товарной биржи заключает с расчетной организацией соответствующий договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах.";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Клиринговый центр товарной биржи обеспечивает постоянную готовность резервного технического центра к немедленной активизации. Резервный технический центр соответствует следующим требованиям:

      1) содержит резервные копии информации, связанной с клиринговой деятельностью, идентичные основной информации;

      2) содержит копию программно-технического обеспечения клирингового центра товарной биржи, используемого в процессе осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам;

      3) обеспечивается коммуникациями, необходимыми для осуществления деятельности клирингового центра товарной биржи;

      4) при невозможности осуществления клиринга по месту нахождения клирингового центра товарной биржи представляет возможность осуществления клиринга не позднее, чем на следующий рабочий день после возникновения данной ситуации.";

      заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

      "Глава 3. Раскрытие и сохранность информации клиринговым центром";

      пункт 12 изложить в следующей редакции:

      "12. Клиринговый центр товарной биржи обеспечивает раскрытие информации о своей деятельности и свободный доступ к ознакомлению с информацией, не составляющей коммерческую тайну, всем заинтересованным лицам путем публикации (размещения) на постоянной основе указанной информации в средствах массовой информации.";

      в Требованиях к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи, утвержденных указанным приказом:

      заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:

      "Глава 1. Общие положения";

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Требования к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи.".

  Приложение 1
к перечню некоторых приказов
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан, в
которые вносятся изменения
  Утвержден
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 251

Правила формирования и использования гарантийного и страхового фондов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования и использования гарантийного и страхового фондов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3-4) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" (далее – Закон) и устанавливают порядок формирования и использования гарантийного и страхового фондов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

      1) гарантийный фонд - денежный фонд, формируемый биржей за счет собственных средств в целях обеспечения исполнения заключенных на бирже сделок;

      2) клиринговый центр товарной биржи – самостоятельная клиринговая организация, с которой товарная биржа заключила договор о клиринговом обслуживании;

      3) страховой фонд – денежный фонд, формируемый биржей и (или) ее клиринговым центром за счет обязательных взносов членов биржи в целях обеспечения исполнения заключенных на бирже сделок;

      4) товарная биржа – юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговой системы товарной биржи.

      3. На время своей деятельности по организации биржевой торговли товарная биржа в целях принятия мер по снижению рисков неисполнения биржевых сделок:

      1) в течение десяти рабочих дней со дня получения лицензии на занятие деятельностью товарных бирж формирует гарантийный фонд;

      2) со дня принятия первого члена товарной биржи формирует страховой фонд самостоятельно, либо совместно с клиринговым центром, либо поручает его формирование клиринговому центру.

      4. Средства страхового и гарантийного фондов учитываются на отдельных счетах на балансе товарной биржи и (или) клирингового центра товарной биржи.

      Информация о текущем размере гарантийного и страхового фондов публикуется на собственном интернет-ресурсе товарной биржи.

Глава 2. Порядок формирования гарантийного фонда

      5. Гарантийный фонд формируется товарной биржей за счет собственных денег в установленном ею размере, определяемом с учетом оценки рисков по обслуживаемым товарной биржей товарным рынкам, исходя из показателей их текущего количественного и денежного оборотов.

      6. Источниками формирования гарантийного фонда являются деньги, поступившие в качестве оплаты акций товарной биржи и (или) за счет прибыли товарной биржи и других поступлений, не запрещенных Законом.

      7. Средства гарантийного фонда подлежат учету на отдельном банковском счете товарной биржи в виде неснижаемого остатка, на весь период деятельности товарной биржи.

Глава 3. Порядок формирования страхового фонда

      8. Страховой фонд формируется за счет обязательных взносов членов товарной биржи.

      9. Страховой фонд формируется в денежном виде и учитывается в виде неснижаемого остатка на отдельном банковском счете товарной биржи.

      Страховой фонд формируется в течение действия лицензии на право осуществления деятельности товарной биржи.

      10. Средства страхового фонда подлежат учету на отдельном банковском счете товарной биржи или клирингового центра товарной биржи.

      Средства страхового фонда подлежат возврату членам товарной биржи по их заявлению в случае их выхода из членов товарной биржи и при условии отсутствия у них задолженности перед товарной биржей и (или) клиринговым центром товарной биржи, а также биржевым сделкам, исполняемым при участии товарной биржи и (или) клиринговым центром товарной биржи.

Глава 4. Порядок использования гарантийного и страхового фондов

      11. Гарантийный и страховой фонды призваны компенсировать риск потери товарной биржей и (или) клиринговым центром ликвидности при неисполнении участниками торгов своих денежных обязательств по заключенным биржевым сделкам.

      12. Средства гарантийного и страхового фондов подлежат использованию в следующем порядке:

      1) в случае реализации тех рисков, для покрытия которых созданы страховой и гарантийный фонды, товарной биржей принимается решение об их использовании;

      2) средства фонда используются только для покрытия убытков (за исключением упущенной выгоды) пострадавшей стороне по сделке, заключенной на товарной бирже;

      3) объем средств фонда, используемых для покрытия убытков по одной биржевой сделке, не превышает установленную внутренними положениями товарной биржи величину и, в любом случае, не превышает совокупные активы данного фонда.

  Приложение 2
к перечню некоторых приказов
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан, в
которые вносятся изменения
  Утвержден
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 марта 2015 года № 280

Типовые правила биржевой торговли

Глава 1. Общие требования

      1. Настоящие Типовые правила биржевой торговли (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2-1) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" (далее – Закон) и определяют порядок деятельности членов товарной биржи при совершении биржевых сделок с биржевыми и нестандартизированными товарами.

      2. Основные понятия, которые используются в настоящих Типовых правилах:

      1) цена открытия – цена, с которой начинаются биржевые торги, либо цена первой совершенной биржевой сделки по конкретному биржевому товару (группе товаров) на конкретном биржевом торге;

      2) потенциальный поставщик – дилер, физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами брокера, претендующие на заключение биржевой сделки по закупкам недропользователей, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц (далее – закупки недропользователей и национальных компаний);

      3) биржевой сбор – комиссия, взимаемая товарной биржей с участников торгов за регистрацию биржевой сделки;

      4) биржевой брокер (далее – брокер) – юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже и совершающее сделки с биржевым товаром по поручению, за счет и в интересах клиента;

      5) биржевой дилер (далее – дилер) – юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже и совершающее сделки с биржевым товаром в своих интересах и за свой счет;

      6) биржевое обеспечение – денежное обеспечение, вносимое на возвратной основе участниками биржевой торговли клиринговому центру товарной биржи для участия в биржевых торгах в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по заключаемым биржевым сделкам;

      7) биржевые торги – процесс, проводимый в рамках правил биржевой торговли, направленный на совершение сделок по биржевым товарам и нестандартизированным товарам на основе электронных заявок, поданных в электронную торговую систему товарной биржи, обеспечивающую автоматизацию процесса заключения биржевых сделок;

      8) участники биржевой торговли – клиенты, брокеры и дилеры, взаимодействующие на товарной бирже по установленным правилам биржевой торговли;

      9) участники биржевых торгов – брокеры и (или) дилеры, прошедшие процедуру аккредитации в товарной бирже и имеющие право на осуществление биржевых сделок на товарной бирже;

      10) биржевой товар – стандартизированный однородный товар, включенный в Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, единицы которого идентичны во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, обладающие свойством полной взаимозаменяемостью партий от различных производителей, а также срочный контракт;

      11) заявка на продажу (покупку) биржевого товара, нестандартизированного товара – предложение (оферта) участника биржевых торгов о продаже (покупке) биржевого товара, нестандартизированного товара или уведомление (акцепт) участника биржевых торгов о принятии предложения о покупке (продаже) биржевого товара, нестандартизированного товара содержащее все условия, необходимые для заключения биржевой сделки в соответствии с Типовыми правилами;

      12) расчетная организация – банк второго уровня или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, с которой клиринговый центр товарной биржи заключил договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах;

      13) клиент – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами брокера для совершения сделок с биржевым товаром;

      14) кросс-сделка – биржевая сделка, при которой брокер, действуя по поручению двух разных клиентов, выступает как со стороны продавца, так и со стороны покупателя;

      15) режим двойного встречного аукциона – режим торговли, при котором биржевые сделки заключаются анонимно в результате конкуренции продавцов и покупателей, а цена на биржевой или нестандартизированный товар устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения;

      16) торговый день – день работы товарной биржи, в течение которого ею проводятся биржевые торги;

      17) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование и координацию в сфере торговой деятельности;

      18) торговый лот – минимальное количество биржевого или нестандартизированного товара, кратным которому должно быть количество биржевого или нестандартизированного товара, указанное в заявке на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара;

      19) режим торговли – совокупность условий объявления заявок и заключения сделок в торговой системе товарной биржи;

      20) торговая сессия – период времени торгового дня, в течение которого трейдеры выставляют в торговую систему товарной биржи заявки на покупку (продажу) биржевого и (или) нестандартизированного товара и по ним заключаются биржевые сделки;

      21) нестандартизированный товар – товар, не изъятый из оборота или не ограниченный в обороте, допущенный товарной биржей к биржевой торговле, за исключением биржевых товаров, недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности;

      22) режим стандартного аукциона – режим торговли, при котором биржевые сделки по нестандартизированным товарам заключаются в ходе аукциона на понижение или повышение по наилучшей цене для покупателя (продавца) - инициатора аукциона;

      23) клиринговый центр товарной биржи – самостоятельная клиринговая организация, с которой товарная биржа заключила договор о клиринговом обслуживании;

      24) товарная биржа – юридическое лицо, созданное в организационно–правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговой системы товарной биржи;

      25) трейдер – работник участника биржевых торгов, уполномоченный им на осуществление в торговой системе товарной биржи действий, связанных с заключением сделок от имени участника биржевых торгов, и зарегистрированный товарной биржей в установленном ею порядке;

      26) саморегулируемая организация – некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), основанная на добровольном участии брокеров и (или) дилеров и включенная в реестр саморегулируемых организаций в сфере товарных бирж в соответствии с подпунктом 10-2) статьи 4 Закона;

      27) претендент – юридическое лицо, желающее пройти процедуру аккредитации в товарной бирже в качестве брокера или дилера.

      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Типовых правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. На основе Типовых правил каждая товарная биржа разрабатывает и утверждает внутренними документами собственные Правила биржевой торговли (далее – Правила биржи).

      4. Участники биржевой торговли соблюдают требования, установленные Законом, законодательными актами Республики Казахстан, Типовыми правилами и внутренними документами товарной биржи.

      5. Товарная биржа обеспечивает всем участникам биржевой торговли равные условия по заключению биржевых сделок и является гарантом законности биржевых сделок.

Глава 2. Условия и порядок аккредитации членов товарной биржи, приостановления и прекращения их аккредитации

      6. Аккредитация в товарной бирже дает право брокерам и дилерам участвовать на биржевых торгах и осуществлять биржевые сделки в соответствии Законом, Типовыми правилами и Правилами биржи.

      7. Членами товарной биржи являются брокеры и (или) дилеры, прошедшие процедуру аккредитации в товарной бирже и заключившие с товарной биржей бессрочный договор об оказании услуг по организации биржевой торговли.

      Брокер и (или) дилер является членом только одной товарной биржи.

      Физическое лицо не может быть руководителем двух и более брокеров и (или) дилеров.

      8. Члены товарной биржи не допускают действий (бездействия), которые могут повлечь разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже.

      9. Для прохождения аккредитации в товарной бирже претенденту предъявляются следующие требования:

      1) обладать гражданской правоспособностью;

      2) являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;

      3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации, на его имущество не наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не приостановлена;

      4) наличие у работников, занимающих руководящие должности, высшего образования.

      Товарная биржа устанавливает требования к претенденту, касающиеся размера уставного и (или) собственного капитала, деловой репутации и резидентства, в том числе по отдельным торговым секциям в товарной бирже, если такие требования установлены правилами аккредитации брокеров и (или) дилеров в товарной бирже.

      10. Для аккредитации в товарной бирже претендент представляет товарной бирже следующие документы и сведения:

      1) заявление о приеме в члены товарной биржи;

      2) копия положения и (или) устава, утвержденного в установленном законодательством порядке, с учетом внесенных изменений и (или) дополнений (нотариально заверенную в случае непредставления оригиналов для сверки);

      3) справка о постановке претендента на налоговый учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (при наличии);

      4) оригинал финансовой отчетности за последний финансовый год, подписанной первым руководителем или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (при наличии);

      5) справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;

      6) квитанция об оплате вступительного взноса претендентом;

      7) копия договора о клиринговом обслуживании с клиринговым центром товарной биржи (нотариально заверенную в случае непредставления оригиналов для сверки).

      Товарная биржа запрашивает представление дополнительных документов и сведений, необходимых для вступления членов товарной биржи по отдельным торговым секциям в товарной бирже, если вступление по отдельным торговым секциям в товарной бирже было установлено правилами аккредитации брокеров и (или) дилеров в товарной бирже.

      11. Решение об аккредитации в товарной бирже принимается товарной биржей в течение десяти рабочих дней с момента приема заявления и документов, указанных в пункте 10 настоящих Типовых правил.

      О принятом решении претенденту сообщается письменно в течение одного рабочего дня.

      Решение считается врученным в следующих случаях:

      1) нарочно – с даты отметки о получении;

      2) почтой – заказным письмом;

      3) электронным способом – с даты отправки на электронный адрес, указанный в письме товарной биржей.

      12. В аккредитации в товарной бирже отказывается в следующих случаях:

      1) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 9 настоящих Типовых правил, правил аккредитации брокеров и (или) дилеров в товарной бирже;

      2) непредставление, представление не в полном объеме и (или) представление содержащих недостоверную информацию документов и сведений;

      3) в отношении претендента имеется вступившее в законную силу решение суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности;

      4) включение претендента и (или) его первого руководителя в Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

      5) в отношении претендента и (или) его первого руководителя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда, на основании которого претендент и (или) его первый руководитель лишен специального права, связанного с получением аккредитации в товарной бирже.

      13. В случае получения необоснованного отказа в аккредитации в товарной бирже претендент обжалует решение товарной биржи в уполномоченный орган.

      Основаниями для обжалования в уполномоченный орган являются:

      1) несоответствие выводов, изложенных в решении об аккредитации в товарной бирже и обстоятельствам необоснованного отказа;

      2) неправильное применение норм законодательства Республики Казахстан в сфере товарных бирж при решении отказа в аккредитации в товарной бирже.

      В случае несогласия с решением уполномоченного органа претендент обращается в суд.

      14. Приостановление аккредитации в товарной бирже осуществляется по следующим основаниям:

      1) в случае принятия решения члена товарной биржи с представлением им соответствующего заявления с указанием в нем следующих сведений:

      причина приостановления аккредитации;

      срок приостановления аккредитации;

      об отсутствии у него неисполненных обязательств по заключенным им биржевым сделкам;

      2) при неуплате (два и более раз) установленных платежей за пользование имуществом биржи, информационно-технического и клирингового обслуживание, а также биржевого сбора;

      3) в случае обнаружения товарной биржей несоблюдения членом товарной биржи требований, установленных статьями 20 и 22 Закона, настоящих Типовых правил и внутренних документов товарной биржи.

      В случае обнаружения несоблюдения членом биржи требований, установленных настоящим пунктом Типовых правил, товарная биржа в течение трех рабочих дней направляет в письменном виде уведомление о приостановлении аккредитации с указанием сроков.

      15. Возобновление аккредитации в товарной бирже осуществляется по следующим основаниям:

      1) по заявлению члена товарной биржи - в случае приостановления аккредитации в товарной бирже по собственному желанию;

      2) представление подтверждающих документов об устранении условий, предусмотренных пунктом 14 настоящих Типовых правил.

      16. Прекращение аккредитации в товарной бирже осуществляется по следующим основаниям:

      1) в случае принятия решения члена товарной биржи с представлением им соответствующего заявления с указанием в нем следующих сведений:

      причина прекращения аккредитации;

      об исполнении им всех обязательств по заключенным биржевым сделкам;

      2) неустранения требований, послуживших основанием для приостановления аккредитации в товарной бирже, за исключением заявления по собственному желанию;

      3) в случае ликвидации члена товарной биржи;

      4) имеется вступившее в законную силу решение суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности;

      5) в случае подтверждения факта манипулирования ценами со стороны члена товарной биржи.

      17. Товарная биржа рассматривает заявления о приостановлении, возобновлении и прекращении аккредитации в товарной бирже в течение десяти рабочих дней с момента приема заявления. В случае выявления у члена товарной биржи неисполненных обязательств по биржевым сделкам товарная биржа отклоняет рассмотрение заявления до исполнения им всех обязательств по биржевым сделкам.

      18. Сроки устранения требований, послуживших основанием для приостановления аккредитации в товарной бирже, устанавливаемые товарной биржей, не превышают тридцати рабочих дней.

      19. Доходы товарной биржи формируются за счет вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, платежей за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок и за счет других поступлений, не запрещенных Законом.

      20. Размер биржевого сбора определяется в процентном соотношении от размера сделки и устанавливается товарной биржей в одинаковом размере для каждой стороны сделки, за исключением случаев проведения государственных закупок, закупок субъектов естественных монополий, социально-предпринимательских корпораций, а также закупок недропользователей и национальных компаний.

      21. Товарная биржа устанавливает иные виды взносов и платежей в соответствии со статьей 14 Закона.

      22. Убытки, причиненные клиенту, заключившему договор на брокерское обслуживание, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие неправомерных действий брокера, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Порядок проведения биржевых торгов, в том числе срочными контрактами

      23. Товарная биржа проводит биржевые торги в установленные ею торговые дни. Время начала и окончания торгового дня, предторгового периода (в случае его проведения), торговой сессии и клиринга устанавливаются товарной биржей с учетом средней продолжительности торгового дня не менее пяти часов.

      24. Товарная биржа проводит биржевые торги с учетом особенностей режимов торговли.

      25. Каждому биржевому и нестандартизированному товару, допущенному к биржевым торгам в режиме двойного встречного аукциона, товарная биржа присваивает отдельный код торгового инструмента, который идентифицирует данный товар, его качественные характеристики, а также базовые условия поставки.

      26. Биржевые торги проводятся с предварительным внесением биржевого обеспечения.

      Размер биржевого обеспечения для участия в биржевых торгах устанавливается товарной биржей в процентом соотношении к планируемой участником торгов к заключению суммы биржевой сделки.

      В случае невыполнения участником биржевой торговли своих обязательств по биржевой сделке, внесенное им биржевое обеспечение подлежит перечислению клиринговому центру товарной биржи в пользу пострадавшей стороны.

      Порядок внесения, возврата и перечисления биржевого обеспечения в пользу пострадавшей стороны определяется клиринговым центром товарной биржи.

      27. Участник биржевых торгов, желающий продать (купить) товар, допущенный к биржевой торговле, в течение торговой сессии биржи подает товарной бирже заявку на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара.

      Заявка на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара, подаваемая участником биржевых торгов, является безусловным согласием участника биржевых торгов на заключение биржевой сделки.

      Форма и содержание заявки на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара устанавливаются товарной биржей с учетом особенностей применяемого режима торговли.

      28. При проведении биржевых торгов в режиме двойного встречного аукциона в заявке указываются следующее:

      код товара (торгового инструмента);

      направленность заявки: покупка или продажа товара;

      количество реализуемого (приобретаемого) товара;

      цена товара (указывается в заявке на покупку и в заявке на продажу).

      29. Товарная биржа отказывает в принятии заявки на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара по следующим основаниям:

      1) неправильное оформление заявки;

      2) нарушение установленных сроков подачи заявки;

      3) отсутствие биржевого обеспечения;

      4) неуплата участником биржевых торгов биржевого сбора по ранее совершенным биржевым сделкам, а также наличие у него задолженностей перед товарной биржей и (или) клиринговым центром товарной биржи;

      5) приостановление и прекращение аккредитации в товарной бирже брокера или дилера подавшего заявку;

      6) установление факта неисполнения участником биржевой торговли обязательств по заключенным ранее биржевым сделкам.

      30. В случае отказа в принятии заявки на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара, товарная биржа в течение торгового дня информирует о причине отказа участника биржевых торгов посредством электронной торговой системы.

      31. Принятые заявки на продажу (покупку) биржевого или нестандартизированного товара подлежат регистрации на товарной бирже и включению в торговую систему товарной биржи.

      32. Отказ от сделки, заключенной на биржевых торгах, допускается только в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан или соглашением сторон.

      В случае отказа от биржевой сделки участники биржевой торговли не требуют от товарной биржи возврата ранее уплаченного ими биржевого сбора.

      33. Биржевые торги проводятся в следующих режимах торговли:

      1) режим стандартного аукциона;

      2) режим двойного встречного аукциона.

      34. Биржевые торги в режиме стандартного аукциона проводятся с учетом:

      1) раскрытия информации об участниках биржевой торговли или ее конфиденциальности, за исключением информации об инициаторе аукциона, которая является общедоступной;

      2) проведения аукционов на понижение или повышение цены;

      3) проведения аукциона по заказу покупателя или продавца нестандартизированного товара;

      4) участия в аукционе не менее трех участников аукциона, включая брокера, представляющего интересы инициатора аукциона, или дилера, являющегося инициатором аукциона;

      5) формирования цены нестандартизированного товара, по которой заключается биржевая сделка, по итогам аукциона и определения ее как наименьшей цены среди предложенных участниками аукциона на понижение и наибольшей цены среди предложенных участниками аукциона на повышение;

      6) внесения биржевого обеспечения.

      35. Товарная биржа проводит биржевые торги в режиме стандартного аукциона с соблюдением следующих последовательных этапов:

      1) представление товарной бирже заявки на продажу (покупку) нестандартизированного товара;

      2) размещение на собственном интернет-ресурсе объявления о проведении биржевых торгов в режиме стандартного аукциона;

      3) регистрация и рассмотрение заявок дилеров или брокеров потенциальных поставщиков на соответствие квалификационным требованиям;

      4) публикация на собственном интернет-ресурсе допущенных к участию в стандартном аукционе дилеров или брокеров потенциальных поставщиков;

      5) внесения биржевого обеспечения;

      6) определение победителя биржевых торгов;

      7) заключение договора с победителем на основании протокола об итогах биржевых торгов в порядке, установленном настоящими Типовыми правилами.

      36. Брокер, участвующий в стандартном аукционе, представляет в нем интересы только одного клиента.

      37. Торги, проводимые в режиме стандартного аукциона, признаются состоявшимися при условии, если количество участников по каждому аукциону составило не менее трех участников аукциона, включая брокера, представляющего интересы инициатора аукциона или дилера, являющегося инициатором аукциона.

      38. Биржевая сделка по итогам проведения стандартного аукциона заключается между дилером, являющимся инициатором аукциона или брокером, представляющим интересы инициатора аукциона, и победителем аукциона.

      39. Биржевые торги в режиме двойного встречного аукциона проводятся с учетом:

      1) конфиденциальности информации об участниках биржевой торговли;

      2) запрета на заключение кросс - сделок;

      3) формирования цены на биржевой и нестандартизированный товар, по которой заключается биржевая сделка, в процессе конкурирования предложений покупателей, продавцов и определения ее, как наилучшей цены для покупателя (минимальная цена от продавцов) или как наилучшей цены для продавца (максимальная цена от покупателей);

      4) внесения биржевого обеспечения.

      40. Биржевые товары указываются в Перечне биржевых товаров в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 142 "Об утверждении перечня биржевых товаров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10587) и торгуются исключительно в режиме двойного встречного аукциона.

      41. Брокер, участвующий в биржевых торгах биржевыми товарами в режиме двойного встречного аукциона, представляет в нем интересы одного и более клиентов.

      42. Брокер, участвующий в биржевых торгах нестандартизированными товарами в режиме двойного встречного аукциона, представляет в нем интересы только одного клиента.

      43. По товарам, торгуемым в режиме двойного встречного аукциона, товарная биржа утверждает своими внутренними документами спецификацию товара, которая предусматривает:

      1) наименование товара, код товара и его качественные характеристики;

      2) условия поставки и оплаты товара;

      3) размер лота и минимальной поставочной партии товара, а также способ упаковки товара;

      4) перечень документов, подтверждающих поставку товара;

      5) допустимый толеранс при поставке товара;

      6) наличие стандартной формы договора поставки.

      44. Биржевые торги в режиме двойного встречного аукциона проводятся в течение торговой сессии в порядке непрерывного автоматического сопоставления торговой системой товарной биржи заявок на покупку и продажу, по которому каждая подаваемая заявка проверяется на совпадение по количеству товара и цене со встречными заявками, которые образуют реестр (очередь) заявок.

      При совпадении параметров подаваемой заявки с параметрами встречных заявок происходит заключение биржевой сделки.

      45. Реестр (очередь) заявок формируется торговой системой товарной биржи в автоматическом режиме с учетом следующего:

      1) независимо от времени подачи, первыми в очереди располагаются заявки с наилучшими ценами (с максимальными ценами от покупателя (по убывающей) – в очереди заявок на покупку и с минимальными ценами от продавца (по возрастающей) – в очереди заявок на продажу); при этом указанное в заявке количество реализуемого (приобретаемого) товара (объем заявки) на ее приоритет (первоочередность) не влияет;

      2) встречные заявки удовлетворяются согласно их месту и цене в очереди – сначала удовлетворяются заявки, определенные в очереди первыми;

      3) при равенстве цен заявок, заявка, поданная раньше, удовлетворяется в первоочередном порядке, чем заявка, поданная позже;

      4) сделка заключается всегда по цене заявки, находящейся в очереди встречных заявок первой;

      5) если заявка при заключении сделки удовлетворяется частично, то оставшаяся (неисполненная) ее часть рассматривается в качестве отдельной заявки, которая подлежит удовлетворению в общем порядке, определенном настоящим пунктом Типовых правил;

      6) заключение биржевой сделки не требует дополнительного согласия участников, подавших удовлетворяемые заявки.

      46. В ходе торговой сессии, проводимой в режиме двойного встречного аукциона, участники биржевых торгов подают неограниченное количество заявок на покупку (продажу) товара, при достаточном размере биржевого обеспечения. При этом любую заявку, поданную участником биржевых торгов, допускается снять им до момента заключения сделки.

      47. По окончании торговой сессии, проводимой в режиме двойного встречного аукциона, все неудовлетворенные заявки на покупку (продажу) товара аннулируются торговой системой товарной биржи, либо переносятся на следующий торговый день, если последнее было предусмотрено заявкой.

      48. При возникновении конфликта интересов между заявками на покупку (продажу) биржевого товара от клиентов брокера, брокер исполняет заявку клиента, полученную им раньше по времени, чем другие клиентские заявки.

Глава 4. Порядок осуществления расчетов по заключенным на биржевых торгах сделкам с товарами

      49. Расчеты участников биржевой торговли с товарной биржей производятся в соответствии с Правилами биржи и договорами на оказание услуг по организации биржевой торговли.

      50. Оплата и поставка по сделкам, заключенным на товарной бирже, осуществляются следующими способами:

      1) оплата товара путем открытия счета в расчетной организации, с которой товарной биржей или клиринговым центром заключен договор, предусматривающий участие расчетной организации в осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах, раскрываемого в случае представления документов, подтверждающих поставку биржевого товара, предусмотренных Правилами биржи, на которой заключена соответствующая сделка;

      2) оплата товара через расчетную организацию без открытия счета на условиях "поставка против платежа" при условии депонирования в специализированной организации, определенной Правилами биржи, в которой заключена соответствующая сделка, простого или двойного складского свидетельства (складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства) или иных документов, определенных Правилами биржи, подтверждающих факт наличия или отгрузки биржевого товара;

      3) поставка товара на условиях предоплаты товара покупателем;

      4) оплата товара на условиях предпоставки товара продавцом.

      51. В Правилах биржи допускается предусматривать возможность одного или нескольких способов расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах.

      В случае если Правилами биржи предусмотрено несколько способов расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах в определенном режиме торговли, стороны выбирают только один из этих способов.

      52. Клиринговое обслуживание биржевых сделок осуществляется в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 729 "Об утверждении Правил осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам и Требований к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12605).

      53. Валютой для осуществления расчетов по заключенным на биржевых торгах сделкам с биржевыми и (или) нестандартизированными товарами является валюта Республики Казахстан – тенге по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на дату проведения торгов.

Глава 5. Порядок взаимодействия с саморегулируемыми организациями, а также обеспечение брокерами и дилерами законности биржевой сделки

      54. В целях организации взаимодействия между товарными биржами и саморегулируемыми организациями допускается заключение соглашения или меморандума.

      55. Взаимодействие товарных бирж с саморегулируемыми организациями осуществляется путем:

      1) обмена информации;

      2) взаимопомощи и защиты своих интересов;

      3) проведения курсов повышения квалификации и переподготовки брокеров и (или) дилеров;

      4) осуществления консультативной помощи;

      5) принятия совместных решений по вопросам, возникающим при осуществлении своей деятельности.

      56. Информационное взаимодействие между товарными биржами и саморегулируемыми организациями осуществляется в электронном виде.

      57. Обмен документами и (или) сведениями путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе осуществляется в случае отсутствия технической возможности обмена документами и (или) сведениями в электронном виде.

Глава 6. Условия и порядок приостановления и возобновления торгов на товарной бирже

      58. В случаях возникновения технических сбоев в торговой системе товарной биржи, делающих невозможным продолжение оказания услуг, связанных с организацией биржевой торговли, товарная биржа документально фиксирует факт и время технического сбоя в журнале технических сбоев, приостанавливает оказание услуг и незамедлительно принимает меры, направленные на:

      1) обнаружение и устранение причин, повлекших технический сбой;

      2) устранение технических последствий сбоя;

      3) обеспечение полной сохранности информации, находящейся в торговой системе товарной биржи, и восстановление информации, утраченной в результате технического сбоя.

      59. При обнаружении сбоя в торговой системе товарной биржи товарная биржа принимает решение о временном приостановлении торгов, о чем участники биржевых торгов извещаются с использованием торговой системы товарной биржи или другим доступным способом.

      После восстановления работоспособности торговой системы товарной биржи торги возобновляются.

      60. Если восстановить работоспособность торговой системы товарной биржи не представляется возможным, товарная биржа принимает решение о досрочном прекращении торгов.

      Решение доводится до сведения всех участников биржевых торгов с использованием торговой системы товарной биржи или другим доступным способом.

Глава 7. Порядок формирования и организации деятельности биржевого арбитража, а также механизмы разрешения споров, связанных с заключением биржевых сделок с биржевыми товарами

      61. Биржевой арбитраж для разрешения споров, связанных с заключением биржевых сделок, создается товарной биржей, как постоянно действующий арбитраж согласно пункту 1 статьи 8 Закона.

      Деятельность биржевого арбитража регулируется пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года "Об арбитраже".

      62. Для образования постоянно действующего биржевого арбитража товарная биржа утверждает регламент арбитража, реестр арбитров, которые будут осуществлять деятельность в данном арбитраже.

      Регламент постоянно действующего биржевого арбитража товарной биржи содержит:

      Общие положения;

      Организации арбитражного разбирательства;

      Начало арбитражного разбирательства;

      Порядок образования Состава арбитража;

      Порядок рассмотрения споров;

      Порядок вынесение арбитражного решения и прекращение разбирательства;

      Расходы, связанные с рассмотрением дел в арбитраже.

      63. В случаях, когда спорные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствуют применимые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы права, регулирующие сходные правоотношения, а при отсутствии таких норм спор разрешается исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.

      64. К ценовому манипулированию относятся следующие действия участников биржевых торгов:

      указание ложной или недостоверной информации в выставленных заявках на покупку или продажу биржевого или нестандартизированного товара;

      одновременное выставление заявок на покупку и продажу биржевых или нестандартизированных товаров по ценам, имеющим существенное отклонение от цен по аналогичным сделкам.

      65. Товарная биржа принимает следующие меры для выявления факта манипулирования ценами:

      1) устанавливает границы колебаний цен на соответствующие биржевые или нестандартизированные товары;

      2) осуществляет контроль за размещаемыми в электронной торговой системе товарной биржи заявками на покупку, продажу биржевого или нестандартизированного товара;

      3) осуществляет мониторинг цен биржевых или нестандартизированных товаров по заключенным биржевым сделкам;

      4) осуществляет анализ уровней цен на конкретный биржевой или нестандартизированный товар в рамках одного торгового дня, исходя из цен, сложившихся в результате предыдущих торгов;

      5) запрашивает документы и сведения, прямо или косвенно касающиеся биржевых торгов от участников биржевых торгов;

      6) осуществляет мониторинг превышения минимальных и максимальных пределов уровней цен на конкретный биржевой или нестандартизированный товар в рамках одного торгового дня, исходя из цен, сложившихся в результате предыдущих торгов.

      66. При выявлении факта возможного манипулирования товарная биржа приостанавливает биржевые торги, о чем участники биржевой торговли извещаются с использованием торговой системы товарной биржи или другим доступным способом.

Глава 8. Порядок принятия (утверждения) документов по биржевой торговле

      67. Товарная биржа разрабатывает и утверждает следующие внутренние документы:

      1) Правила биржи;

      2) форму и содержание заявки на продажу (покупку) биржевого и (или) нестандартизированного товара;

      3) регламент постоянно действующего биржевого арбитража и реестр арбитров;

      4) форму типового договора об оказании услуг по организации биржевой торговли;

      5) тарифы за оказываемые товарной биржей услуги;

      6) правила аккредитации брокеров и (или) дилеров в товарной бирже;

      7) спецификацию товара, допущенного к биржевым торгам в режиме двойного встречного аукциона и стандартную форму договора поставки;

      8) порядок присвоения кодов торгового инструмента биржевых и нестандартизированных товаров, допущенных к биржевым торгам в режиме двойного встречного аукциона;

      9) правила внутреннего контроля и программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      10) кодекс брокерской (дилерской) этики;

      11) документы, необходимые товарной бирже для осуществления ее деятельности;

      12) требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра товарной биржи.

      68. Товарная биржа осуществляет:

      1) организацию экспертизы качества биржевого товара, реализуемого через биржевые торги, по требованию участника биржевых торгов;

      2) оказание организационных, консультационных, информационных, методических услуг, связанных с биржевой торговлей;

      3) развитие международных биржевых торгов.

Глава 9. Порядок учета и регистрации сделок на товарной бирже

      69. По сделке, заключенной в ходе биржевых торгов, торговой системой товарной биржи автоматически генерируется отчет по биржевой сделке (далее – отчет по биржевой сделке), с присвоением уникального номера и содержит следующие сведения:

      1) наименование участника биржевых торгов и его уникальный биржевой идентификатор (индивидуальный код, присвоенный участнику биржевых торгов);

      2) дату и время заключения сделки в формате – год, месяц, день, час, минута, секунда (с точностью минимум до 0,1 секунды);

      3) наименование и (или) код биржевого или нестандартизированного товара;

      4) цену за единицу товара;

      5) количество товара;

      6) общую сумму сделки.

      70. Отчет по биржевой сделке представляется брокеру или дилеру, заключившему сделку, в системе электронного документооборота товарной биржи с обязательным подписанием электронной цифровой подписью уполномоченного работника товарной биржи сразу после окончания торговой сессии и клиринга.

      Брокер после получения отчета по биржевой сделке представляет его своему клиенту.

      71. По требованию участника торгов товарная биржа дополнительно к электронному отчету по биржевой сделке представляет участнику торгов бумажный отчет по биржевой сделке, подписанный уполномоченным работником биржи.

      72. По итогам торгового дня участнику биржевых торгов допускается представление сводного отчета по всем заключенным им в течение торговой сессии биржевым сделкам без представления отдельных отчетов по каждой биржевой сделке.

      73. По итогам биржевых торгов в торговой системе товарной биржей формируется сводный реестр биржевых сделок участников биржевых торгов, совершенных в торговый день.

      74. Брокеры обязаны вести учет совершаемых биржевых сделок отдельно по каждому клиенту и хранить сведения об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки.

      75. Товарная биржа обеспечивает сохранность сведений по всем заключенным биржевым сделкам до момента прекращения занятия деятельностью в сфере биржевой торговли.

Глава 10. Порядок представления товарной биржей отчетов уполномоченному органу, а также размещения информации о проводимых торгах на собственном интернет-ресурсе товарной биржи

      76. Товарная биржа размещает документы, изменения и дополнения к ним, указанные в пункте 67 настоящих Типовых правил, а также иную информацию о своей деятельности, в том числе о принимаемых решениях в отношении участников биржевой торговли, на собственном интернет-ресурсе в течение одного рабочего дня со дня их утверждения.

      77. Товарная биржа посредством электронных каналов связи представляет в уполномоченный орган электронный отчет по проведенным биржевым торгам согласно форме отчетности, установленной приложением к настоящим Типовым правилам, что является официальным извещением уполномоченного органа.

      Отчет представляется товарной биржей уполномоченному органу ежемесячно не позднее седьмого числа месяца, следующего за отчетным периодом.

      78. По итогам каждого торгового дня товарная биржа не позднее следующего рабочего дня размещает в специальном разделе собственного интернет-ресурса информацию о результатах биржевых торгов, включающих в себя следующие сведения:

      1) режим биржевой торговли, в котором заключена сделка;

      по биржевым товарам:

      дату проведения торгов;

      наименование или код товара;

      количество заключенных сделок;

      цена открытия и закрытия торгов;

      максимальную и минимальную и средневзвешенную цену сделок;

      условия поставки;

      общий оборот по всем сделкам за торговую сессию.

      2) по нестандартизированным товарам:

      дату проведения торгов;

      время заключения сделки и ее номер;

      биржевой идентификатор (индивидуальный код, присвоенный участнику биржевых торгов) заключивших сделку;

      наименование товара:

      количество товара;

      цену товара;

      общую стоимость сделки;

      условия и место поставки.

      79. Товарная биржа размещает актуальный перечень аккредитованных членов товарной биржи согласно форме отчетности, установленной приложением к настоящим Типовым правилам в специальном разделе собственного интернет-ресурса, что является официальным извещением уполномоченного органа.

      При изменении наименования, места нахождения, а также смене руководителя и (или) изменении состава сотрудников членов товарной биржи товарная биржа обновляет перечень в течение трех рабочих дней с момента поступления в товарную биржу информации от членов товарной биржи.

      80. Товарная биржа ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, размещает в специальном разделе собственного интернет-ресурса котировки на биржевые товары.

Глава 11. Порядок проведения государственных и иных закупок через товарную биржу

      81. Государственные закупки, закупки субъектов естественных монополий, социально-предпринимательских корпораций, а также закупки недропользователей и национальных компаний биржевых товаров через товарные биржи осуществляются в режиме двойного встречного аукциона.

      82. Закупки недропользователей и национальных компаний, субъектов естественных монополий нестандартизированных товаров через товарные биржи осуществляются в режиме стандартного или двойного встречного аукциона в порядке, установленном настоящей главой Типовых правил.

      83. Объявление в виде расписания торгов при проведении государственных закупок товарная биржа размещает на собственном интернет–ресурсе не позднее, чем за десять рабочих дней до даты проведения биржевых торгов.

      84. Услуги по осуществлению государственных закупок через товарные биржи оказываются на возмездной основе в рамках средств, предусмотренных в бюджете инициатора на соответствующий год.

      85. Закупки недропользователей и национальных компаний, субъектов естественных монополий в режиме стандартного аукциона, в случае выступления их в качестве инициаторов аукциона проводятся в виде аукциона на понижение.

      86. Для проведения аукциона на понижение инициатор аукциона самостоятельно в качестве дилера или через своего брокера подает товарной бирже заявку, в которой указываются следующие сведения и условия:

      1) наименование инициатора аукциона (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), фактический адрес заказчика полное наименование, банковские реквизиты;

      2) лот аукциона: техническая спецификация на закупаемый товар, с описанием функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик, а также перечень документов, подтверждающих соответствие товаров этим требованиям;

      3) стартовая цена лота в тенге, включая расходы на транспортировку товара, страхование, оплату таможенных пошлин, налогов (в случае если оборот по реализации товара облагается налогом на добавленную стоимость), сборов, а также иных расходов, предусмотренных условиями поставки товаров;

      4) количество приобретаемого товара;

      5) единица измерения;

      6) условия платежа;

      7) условие и место поставки товара;

      8) срок поставки товара, исчисляемый с даты заключения договора поставки;

      9) проект договора поставки с указанием его существенных условий;

      10) установление требований по местному содержанию в закупаемом товаре, выраженных в процентах (от 0 до 100);

      11) способы, с помощью которых потенциальными поставщиками допускается запрашивать разъяснения по лоту у инициатора аукциона; адрес электронной почты и номера телефонов уполномоченных лиц инициатора аукциона для обращения к ним с вопросами;

      12) номер лицензии (контракта) на недропользование, в рамках которого осуществляется закуп (при наличии);

      13) квалификационные требования, установленные инициатором аукциона, которым должен соответствовать потенциальный поставщик.

      87. В заявке не допускается установление требования о наличии опыта работы работников потенциального поставщика.

      88. В случае проведения закупок нестандартизированных товаров в режиме двойного встречного аукциона в заявке не допускаются указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иные характеристики, определяющие принадлежность приобретаемого товара.

      89. Инициатору аукциона допускается установление к потенциальным поставщикам требований о наличии опыта работы на рынке закупаемых товаров.

      90. Требования к опыту работы на рынке закупаемых товаров потенциального поставщика устанавливаются в заявке согласно следующим критериям:

      1) до двух лет, если выделенная сумма на осуществление стандартного аукциона превышает пятидесятитысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год;

      2) до пяти лет, если выделенная сумма на осуществление стандартного аукциона превышает двухсоттысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год.

      91. Не допускается внесение инициатором аукциона изменений и (или) дополнений в заявку на проведение аукциона на понижение.

      92. Товарная биржа в течение двух рабочих дней со дня получения заявки на проведение аукциона на понижение принимает решение о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона и уведомляет о принятом решении брокера или дилера, от которого поступила заявка.

      93. Объявление о проведении закупок нестандартизированных товаров размещается товарной биржей на собственном интернет–ресурсе не менее чем за восемь рабочих дней до даты проведения биржевых торгов.

      Допускается продление сроков проведения аукциона на понижение. Новая дата проведения аукциона подлежит опубликованию товарной биржей на своем интернет–ресурсе.

      94. Объявление содержит:

      1) наименование лота аукциона;

      2) полное содержание заявки на проведение аукциона;

      3) срок подачи заявки на участие в аукционе.

      95. Срок подачи заявок на участие в аукционе на понижение составляет не менее шести рабочих дней и завершается не позднее чем за два рабочих дня до даты проведения биржевых торгов.

      96. Не допускается представление заявок до опубликования объявления о проведение аукциона на понижения.

      97. Брокер, представляющий интересы инициатора аукциона, не представляет интересы потенциальных поставщиков.

      98. Потенциальные поставщики представляют свои заявки на участие в аукционе на понижение инициатору аукциона в сроки и порядке, установленными настоящей главой Типовых правил.

      99. Потенциальный поставщик не допускается к участию в аукционе на понижение по одному из следующих оснований:

      1) непредставление документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика, а также требованиям технической спецификации;

      2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, представленных потенциальным поставщиком для подтверждения его соответствия;

      3) установления факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.

      100. За два рабочих дня до даты проведения аукциона на понижение инициатор аукциона самостоятельно в качестве дилера или через своего брокера представляет товарной бирже списки потенциальных поставщиков товаров, допущенных к участию в аукционе на понижение и не допущенных к участию в аукционе на понижение потенциальных поставщиков.

      В случае если к аукциону на понижение не допущен потенциальный поставщик, инициатор аукциона самостоятельно в качестве дилера или через своего брокера представляет товарной бирже подтверждающие документы и сведения.

      101. Если к аукциону на понижение был допущен только один потенциальный поставщик, то аукцион на понижение не проводится.

      102. Товарная биржа публикует списки допущенных и не допущенных к участию в аукционе на понижение потенциальных поставщиков на своем интернет–ресурсе не позднее рабочего дня, следующего за днем получения данного списка.

      103. Участники биржевых торгов от каждого потенциального поставщика, допущенные на участие в аукционе на понижение, не позднее чем за один рабочий день до даты проведения аукциона вносят биржевое обеспечение клиринговому центру товарной биржи.

      Участники биржевых торгов от каждого потенциального поставщика, не внесший биржевое обеспечение, к аукциону на понижение не допускается.

Параграф 1. Проведение аукциона на понижение

      104. Участники аукциона делают оферты на заключение сделки на условиях, указанных в заявке инициатора аукциона на проведение аукциона, путем выставления заявок с указанием своих условий по цене лота.

      Участниками аукциона допускается выставлять неограниченное число заявок с ценой ниже стартовой цены лота.

      Заявки являются безотзывными. Цены в заявке указываются с точностью до двух знаков после запятой.

      Заявки, выставленные с нарушением данного требования, подлежат удалению товарной биржей из торговой системы.

      105. В случае если заявки поданы менее чем от двух потенциальных поставщиков, аукцион признается несостоявшимся.

      106. По истечении периода времени, отведенного товарной биржей для выставления заявок, товарная биржа формирует в торговой системе отчет о заявках, который содержит информацию обо всех лучших на момент прекращения приема заявках, выставленных участниками биржевых торгов от каждого потенциального поставщика.

      Если в течение трех минут до закрытия аукциона на понижение один их участников биржевых торгов потенциального поставщика вводит новую наименьшую цену, время закрытия аукциона на понижение автоматически продлевается на пять минут, но не более трех раз.

      107. По истечении периода времени, отведенного товарной биржей на рассмотрение отчета о заявках, инициатора аукциона акцептует оферту победителя аукциона путем выставления встречной заявки.

      108. Победителем аукциона признается потенциальный поставщик, выставивший заявку с наименьшей ценой лота согласно отчету о заявках.

      В случае если в отчете о заявках содержатся заявки с одинаковыми наименьшими ценами, то победителем аукциона признается тот потенциальный поставщик, который выставил заявку с наименьшей ценой раньше по времени.

      109. После заключения биржевой сделки товарная биржа формирует в торговой системе и отправляет инициатору аукциона и победителю аукциона на понижение протокол об итогах, который содержит информацию о заключенной биржевой сделке.

      110. В случае признания аукциона на понижение несостоявшимся, инициатор аукциона повторно подает товарной бирже заявку на проведение аукциона в общеустановленном порядке.

      111. Аукцион на понижение подлежит отмене товарной биржей в следующих случаях:

      1) по решению суда, вступившему в законную силу;

      2) в случае подачи менее двух заявок на участие в аукционе участниками торгов;

      3) в случае сокращения расходов на приобретение нестандартизированных товаров, предусмотренных утвержденными годовой и (или) среднесрочной программами закупа товаров инициатора аукциона.

      112. Информация об отмене проведения аукциона на понижение подлежит опубликованию товарной биржей на собственном интернет-ресурсе в течение торгового дня.

  Приложение
к Типовым правилам
биржевой торговли

Форма отчета по проведенным биржевым торгам

№ п/п

По видам товаров

Биржевая сделка

Товар

Участник биржевых торгов

Режим торгов

Покупатель

Продавец

Время проведения

Номер сделки

Наименование

Количество товара

Сумма лота (тенге)

Наименование покупателя и (или) дилера

Наименование брокера

Наименование продавца и (или) дилера

Наименование брокера
























Общий объем совершенных сделок, тысяч тенге


Форма отчета по актуальному перечню аккредитованных членов товарной биржи

№ п/ п

Наименование аккредитованных членов товарной биржи

Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и сотрудников аккредитованных членов товарной биржи

Контактная информация аккредитованных членов товарной биржи

Стаж работы в сфере товарных бирж