Об утверждении Правил осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам и Требований к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи

Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 729. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 декабря 2015 года № 12605.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 3-6) статьи 4 и пунктом 7 статьи 17 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) Правила осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам согласно приложению 1;

      2) Требования к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи согласно приложению 2.

      2. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением приложения 2 к настоящему приказу, которое вводится в действие с 1 января 2017 года.

Исполняющий обязанности


Министра национальной экономики


Республики Казахстан

М.Кусаинов

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр по инвестициям

      и развитию Республики Казахстан

      ____________А. Исекешев

      "___" _________2015 года



  Приложение 1
к приказу исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 25 ноября 2015 года № 729

Правила осуществления клиринговой деятельности
по биржевым сделкам
Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Настоящие Правила осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" (далее – Закон) и определяют порядок осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам.

      Требования настоящих Правил не распространяются на клиринговую деятельность по фьючерсным и опционным сделкам, порядок осуществления которой регулируется законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:

      1) расчетная организация – банк второго уровня или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, с которой клиринговый центр товарной биржи заключил договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах;

      2) клиринг – процесс определения, проверки и передачи информации о требованиях и (или) обязательствах членов товарной биржи в результате заключения биржевых сделок, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств;

      3) клиринговый центр товарной биржи – самостоятельная клиринговая организация, с которой товарная биржа заключила договор о клиринговом обслуживании;

      4) уполномоченный орган – уполномоченный государственный орган в сфере товарных бирж.

      Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      3. Исключен приказом Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Не допускается клиринговое обслуживание товарной биржи иностранным юридическим лицом с выполнением функций ее клирингового центра.

Глава 2. Осуществление клиринговой деятельности

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Для осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам товарная биржа заключает договор о клиринговом обслуживании с клиринговой организацией.

      Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Договор товарной биржи с клиринговой организацией содержит условия о порядке взаимодействия сторон, обмене информацией, совершении процедур в процессе осуществления биржевой торговли.

      7. В целях осуществления клиринга, расчетов и учета обязательств по биржевым сделкам клиринговый центр товарной биржи заключает с расчетной организацией соответствующий договор о порядке взаимодействия при проведении биржевых торгов и (или) осуществлении расчетов по сделкам, заключенным на биржевых торгах.

      Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. В зависимости от биржевых сделок, по которым осуществляется клиринговая деятельность, клиринговые центры выполняют функции, определенные пунктом 6 статьи 17 Закона.

      9. Для выполнения своих функций клиринговый центр осуществляет сбор, обработку и хранение информации по биржевым сделкам, по которым клиринговый центр осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку при наличии расхождений.

      10. Клиринговый центр осуществляет хранение информации и документов, связанных с клиринговой деятельностью, и ежедневное резервное копирование такой информации.

      Резервные копии подлежат защите от несанкционированного доступа к информации и хранятся в резервном техническом центре клирингового центра до их замены обновленными резервными копиями.

      11. Клиринговый центр товарной биржи обеспечивает постоянную готовность резервного технического центра к немедленной активизации. Резервный технический центр соответствует следующим требованиям:

      1) содержит резервные копии информации, связанной с клиринговой деятельностью, идентичные основной информации;

      2) содержит копию программно-технического обеспечения клирингового центра товарной биржи, используемого в процессе осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам;

      3) обеспечивается коммуникациями, необходимыми для осуществления деятельности клирингового центра товарной биржи;

      4) при невозможности осуществления клиринга по месту нахождения клирингового центра товарной биржи представляет возможность осуществления клиринга не позднее, чем на следующий рабочий день после возникновения данной ситуации.

      Сноска. Пункт 11 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Раскрытие и сохранность информации клиринговым центром

      Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. Клиринговый центр товарной биржи обеспечивает раскрытие информации о своей деятельности и свободный доступ к ознакомлению с информацией, не составляющей коммерческую тайну, всем заинтересованным лицам путем публикации (размещения) на постоянной основе указанной информации в средствах массовой информации.

      Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. На интернет-ресурсе клиринговой организации или обслуживаемой ею товарной биржи обеспечивается раскрытие следующей информации:

      1) общей информации о клиринговой организации (состав органов клиринговой организации, фамилии, имена, при наличии отчества руководящих работников клиринговой организации, место нахождения клиринговой организации, контактные телефоны);

      2) учредительных документов клиринговой организации;

      3) годовой финансовой отчетности клиринговой организации, включая финансовую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией, и аудиторского отчета;

      4) наименование товарных бирж, обслуживаемых клиринговой организацией;

      5) наименование расчетной(ых) организации(ий), в которой(ых) обслуживается товарная биржа/клиринговая организация.

      14. Клиринговый центр соблюдает конфиденциальность следующей информации:

      1) о суммах денег и прочих обязательств, учитываемых на клиринговых регистрах учета члена товарной биржи;

      2) о поручениях и иных документах, поданных членом товарной биржи клиринговому центру или в расчетную организацию;

      3) об учитываемых клиринговым центром обязательствах членов товарной биржи и обязательствах клирингового центра перед членами товарной биржи;

      4) о биржевых сделках, стороной которых является член товарной биржи.

      Клиринговый центр раскрывает данную информацию государственным органам, уполномоченным в соответствии с законодательством Республики Казахстан на получение сведений, составляющих коммерческую тайну, на основании их письменных запросов.

      Примечание РЦПИ!
      Приложение 2 вводится в действие с 01.01.2017 в соответствии с п. 4.

  Приложение 2
к приказу исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 25 ноября 2015 года № 729

Требования к аппаратно–программному комплексу
клирингового центра товарной биржи
Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Настоящие Требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра товарной биржи (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" и определяют требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра товарной биржи.

      2. Настоящие Требования не распространяются на клиринговую деятельность по фьючерсным и опционным сделкам, порядок осуществления которой регулируется законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

Глава 2. Требования к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 03.09.2019 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Для осуществления клиринговой деятельности клиринговый центр имеет в пользовании аппаратно–программный комплекс, отвечающий настоящим Требованиям и обеспечивающий сохранность и защиту информации от несанкционированного доступа к данным, хранящимся в клиринговом центре.

      4. Аппаратно–программный комплекс клирингового центра состоит из рабочих станций (компьютерной базы), серверного аппаратного обеспечения, программного обеспечения и обеспечивает:

      1) надежное хранение информации, защиту от несанкционированного доступа, целостность баз данных и полную сохранность информации в электронных архивах и базах данных при:

      полном или частичном отключении электропитания на любом участке программного обеспечения в любое время;

      аварии сетей, телекоммуникаций, разрыве установленных физических и виртуальных соединений на любом этапе выполнения операции обмена данными;

      попытке несанкционированного доступа к информации программного обеспечения;

      2) многоуровневый доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам, реализованным в программном обеспечении. Программное обеспечение предусматривает не менее двух основных уровней доступа: "администратор" и "пользователь";

      3) контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операций без полного заполнения всех полей программа обеспечивает выдачу соответствующего уведомления);

      4) поиск информации по индивидуальному запросу и по любым критериям, а также сортировку информации по любым параметрам и возможность просмотра информации за предыдущие даты;

      5) обработку и хранение информации по датам без сокращений;

      6) автоматизированное формирование форм отчетов, установленных нормативными правовыми актами, а также уведомлений, справок, выписок с лицевого счета, отчетов о проведенных операциях и документов, подтверждающих осуществление информационных операций;

      7) возможность архивации (восстановление данных из архива);

      8) возможность вывода выходных документов на экран, принтер или в файл;

      9) возможность обмена электронными документами;

      10) бесперебойное и непрерывное осуществление работы в случае сбоев в программном обеспечении;

      11) автоматизированный сбор, обработку и хранение информации по сделкам, по которым данная клиринговая организация осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку;

      12) учет параметров всех заключенных сделок в торговой системе организатора торгов и (или) на товарной бирже, принятых на клиринговое обслуживание;

      13) формирование отчета по результатам клиринговой деятельности для членов товарной биржи;

      14) автоматическое проведение следующих операций:

      раздельный учет средств члена товарной биржи;

      блокирование средств члена товарной биржи по результатам сделок и снятие блокирования в результате их исполнения;

      допуск членов товарной биржи к торгам;

      15) сохранность изменяемых данных члена товарной биржи и поиск зарегистрированного лица по прежним данным;

      16) сохранность информации по всем операциям, проведенным по клиринговому регистру учета за весь период;

      17) передача информации клиентам, расчетным организациям, товарной бирже и уполномоченному органу по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи;

      18) идентифицировать факт получения документа от лица уполномоченного отдавать приказы для совершения операций по открытому им клиринговому регистру учета;

      19) проведение операций по клиринговым регистрам учета только на основании приказов уполномоченных лиц;

      20) ведение в произвольной форме журнала аудита в процессе функционирования программного обеспечения.

      5. Сохранность информации аппаратно–программного комплекса клирингового центра обеспечивается путем ежедневного автоматического сохранения резервной копии базы данных и системного журнала транзакций на дополнительном сервере.

      6. Защита информации клирингового центра обеспечивается основными уровнями доступа – "администратор" и "пользователь":

      1) уровень доступа – "администратор" включает в себя:

      определение групп пользователей, разделение их на категории по выполняемым функциям и установление им уровней доступа к информации, смена паролей;

      блокирование доступа пользователей к данным и функциям программного обеспечения;

      настройка параметров функционирования программного обеспечения;

      просмотр подключенных к базе данных программного обеспечения пользователей;

      открытие (закрытие) операционного дня;

      отключение пользователей от базы данных программного обеспечения в случае необходимости;

      смена рабочей даты;

      создание архивных и резервных копий на съемных носителях данных долговременного хранения;

      2) уровень доступа – "пользователь" включает в себя:

      периодическое обновление справочной информации в базе данных программного обеспечения;

      ввод данных в программное обеспечение;

      проведение в программном обеспечении определенных операций со средствами клиентов;

      формирование отчетных (выходных) форм;

      сохранение необходимой информации;

      печать отчетов и выходных документов.

      7. Для каждого пользователя программного обеспечения предусматривается вход по индивидуальному паролю. Для уровня доступа – "администратор" предусматривается возможность изменения паролей. Доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам обеспечивается посредством ввода соответствующего пароля, который меняется не реже одного раза в тридцать календарных дней.

      8. В программном обеспечении (независимо от уровня доступа) не допускается:

      1) содержание средств, позволяющих исполнить определенные функции и операции с нарушением установленного порядка их выполнения;

      2) иметь функции, позволяющие напрямую вносить изменения в данные сформированных выходных документов;

      3) изменение (удаление) данных о проведенных операциях и о состоянии клиринговых регистров учета, за исключением специально предназначенных для этого операций (функций).

      9. При выполнении операций программным обеспечением клирингового центра уведомляется о наступлении следующих условий:

      1) количество средств, подлежащих списанию с клирингового регистра учета, превышает количество средств на нем;

      2) нарушение сроков исполнения сделок;

      3) клиринговой регистр учета, с которого списываются средства, блокирован.

      10. Членом товарной биржи – пользователем аппаратно–программного комплекса клирингового центра выполняются следующие требования:

      1) на рабочем месте пользователя устанавливается антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемой антивирусной базой и автоматическая загрузка системных обновлений операционной системы;

      2) на персональном компьютере пользователя, используемом для проведения операций, не допускается установка программных средств, не предназначенных для решения задач по подготовке, обработке, передаче или ведению электронных документов;

      3) одному системному имени пользователя, по которому идентифицируется пользователь при входе в программную среду, соответствует одно физическое лицо.

      11. Для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования своего аппаратно–программного комплекса клиринговый центр предусматривает наличие не менее двух источников бесперебойного электрического питания, один из которых используется в качестве основного, а остальные – в качестве резервных, либо единственный источник бесперебойного электрического питания, с наличием резервного генератора, готовым к немедленной активации.

      12. Серверное аппаратное обеспечение клирингового центра имеет в своем составе резервное оборудование, готовое к немедленной активизации в случае повреждения, уничтожения или невозможности использования основного оборудования. При этом помещение с серверным оборудованием оснащается системой контроля доступа.