В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647, опубликовано 11 мая 2016 года в Информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения:
подпункт 3) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"3) 600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий согласно приложению 3 к настоящему нормативному постановлению;";
Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению.
2. Юридическому отделу в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего нормативного постановления направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.
3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета (Абдирайымов Х.С.).
4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета |
Н. Годунова |
600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий (далее – Стандарт) содержит процедурные требования по привлечению аудиторских организаций и экспертов (далее - Эксперты) к проведению внешнего государственного аудита и финансового контроля и экспертно-аналитических мероприятий.
2. Целью Стандарта является установление единого методологического подхода для привлечения экспертов, обеспечения качественного аудиторского мероприятия и подтверждение результатов государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий заключениями независимой экспертизы по вопросам, требующим специальных знаний.
3. Задачей Стандарта является определение требований к процедуре привлечения Экспертов для проведения внешнего государственного аудита, экспертно-аналитических мероприятий и использования результатов их работы.
4. Эксперты, привлекаемые к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, имеют соответствующее разрешение (лицензию), если это предусмотрено Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях".
Экспертами являются юридические лица, имеющие специалистов необходимой квалификации с опытом работы, или физические лица с необходимой квалификацией и опытом работы.
5. Эксперты привлекаются к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий в тех случаях, когда для достижения целей государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий необходимо выполнение работ, требующих специальных знаний и опыта в подвергаемой государственному аудиту сфере, а также обеспечение качественного государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий и подтверждение результатов государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий заключениями независимой экспертизы (далее - Заключение).
6. Экспертами не могут быть лица, оказывавшие объекту государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия услуги по бухгалтерскому учету и составлению финансовой отчетности, а также лица, имеющие конфликт интересов с объектом государственного аудита и финансового контроля, экспертно-аналитической деятельности. В целях исключения конфликта интересов, эксперты представляют сведения об отсутствии аффилированности.
7. При проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия привлекаемые Эксперты руководствуются законодательством о государственном аудите и финансовом контроле, в том числе стандартами государственного аудита и финансового контроля, Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года № 17-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12257) (далее - Правила) и иными нормативными правовыми актами.
Глава 2. Основные принципы Стандарта, порядок привлечения Экспертов для проведения внешнего государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия
8. К основным принципам Стандарта относятся:
1) достоверность – подтверждение результатов экспертно-аналитического мероприятия и государственного аудита аудиторскими доказательствами;
2) независимость – недопущение вмешательства в деятельность Эксперта, а также отсутствие у него конфликта интересов с объектом государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия;
3) объективность – применение Экспертами непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений;
4) добросовестность – оказание Экспертами профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей;
5) профессиональное поведение – соблюдение приоритета общественных интересов, поддержание Экспертом высокой репутации профессии и недопущение совершения поступков, несовместимых с оказанием экспертных (аудиторских услуг), способных подорвать уважение и доверие к Экспертам или аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.
9. Необходимость привлечения Экспертов к проведению внешнего государственного аудита и экспертно-аналитического мероприятия определяется при:
1) составлении заявки на проведение аудиторского мероприятия членами Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);
2) формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год;
3) предварительном изучении объектов государственного аудита.
4) формировании Плана работы Счетного комитета на соответствующий год для привлечения экспертов к экспертно-аналитическим мероприятиям;
5) в ходе проведении аудиторского мероприятия.
10. Приобретение услуг Экспертов с заключением соответствующих договоров производится в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, с учетом сроков проведения процедур и выделенных на эти цели бюджетных средств.
На основании письма Счетного комитета в качестве Экспертов на безвозмездной основе могут быть привлечены специалисты государственных органов по их согласованию, а также работники подведомственной организации Счетного комитета, в том числе для тестирования в пилотном режиме проектов методологических документов.
11. Эксперты привлекаются к проведению государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия путем:
1) включения Экспертов в состав группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия с постановкой конкретных вопросов, планируемых для поручения им;
2) выдачи отдельного поручения и задания на проведение государственного аудита Экспертам на оказание услуг в соответствии с Программой государственного аудита;
3) включения отдельных вопросов в программу экспертно-аналитического мероприятия при его проведении.
Эксперты могут принимать участие в проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия дистанционно.
Глава 3. Осуществление деятельности Экспертами, привлеченными для проведения государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия
12. Эксперты:
1) в составе группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия ежедневно устно отчитываются руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, еженедельно в последний рабочий день по защищенным каналам связи или заказным письмом с уведомлением направляют подписанный ими еженедельный отчет о ходе исполнения Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия (задания) Экспертами по форме, согласно приложению к настоящему Стандарту и (или) по иной согласованной форме (далее – еженедельный отчет), заполненный (составленный) на отчетную дату, руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, и члену Счетного комитета (ревизионной комиссии), ответственному за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия;
2) по выданному отдельному поручению ежедневно устно отчитываются и еженедельно в последний рабочий день по защищенным каналам связи или заказным письмом с уведомлением направляют подписанный ими еженедельный отчет заполненный (составленный) на отчетную дату, руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, члену Счетного комитета (ревизионной комиссии), ответственному за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия.
13. Эксперты сохраняют конфиденциальность в отношении материалов и информации ставшей известной им при проведении ими государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия.
Глава 4. Использование результатов деятельности Экспертов
14. По результатам деятельности Экспертов готовится Заключение, документы и материалы, оформленные ими в соответствии с настоящим Стандартом, Программой государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия и договором, содержащими полную и достоверную информацию, с изложением, исключающим повторы и различные толкования, подкрепленную аудиторскими доказательствами, достаточными для подтверждения того, что цели государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия и привлечения Экспертов были достигнуты.
Заключение Экспертов составляется в четырех экземплярах (два экземпляра – отдельные Заключения либо приложения к аудиторскому отчету, один экземпляр в случае приложения к протоколу либо материалам об административном правонарушении, один экземпляр к акту выполненных работ).
15. Эксперты при подготовке Заключения и других материалов используют методы анализа, сопоставления, оценки, проверки, обследования, инспектирования, наблюдения, запросов, аналитического контроля, но не ограничиваются ими.
16. Заключение Экспертов составляется в соответствии с перечнем вопросов Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия.
Выявленные нарушения и недостатки описываются объективно и точно, с указанием необходимых ссылок на реквизиты оригиналов документов, подтверждающих достоверность записей в Заключении, а также структурных элементов правовых актов, положения которых нарушены.
Если по вопросу Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, за исключением вопросов аналитического характера, не установлено нарушений и недостатков, Экспертом:
1) в Заключении отражаются результаты проведенной работы с указанием отсутствия выявленных нарушений и недостатков;
2) к Заключению прилагается перечень подвергнутых государственному аудиту или экспертно-аналитическому мероприятию (проверке) документов с указанием их реквизитов.
17. В Заключении Экспертов каждый факт нарушения, а также выявленные недостатки и пробелы законодательства Республики Казахстан нумеруются и фиксируются отдельным пунктом в последовательном порядке с описанием характера и вида нарушения со ссылкой на структурные элементы правовых актов, положения которых нарушены. В описании нарушения, недостатка и пробела законодательства делается ссылка на документ, подтверждающий выявленные нарушения с указанием его наименования и порядкового номера, являющиеся приложением к Заключению.
18. Результаты деятельности Экспертов, включенных в состав группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, передаются не позднее дня завершения аудиторского мероприятия руководителю группы государственного аудита для включения кратких итогов в аудиторский отчет, оформляемый по итогам государственного аудита и (или) в качестве приложения к нему.
Эксперты, включенные в состав группы аудита или экспертно-аналитического мероприятия, при приложении к аудиторскому отчету своих заключений, не подписывают аудиторский отчет.
Второй экземпляр Заключения, оформленный на основании отдельного поручения, вручается не позднее дня завершения аудиторского мероприятия руководителю (должностному лицу) объекта государственного аудита и финансового контроля, с регистрацией Заключения в системе учета входящей корреспонденции объекта государственного аудита и финансового контроля либо почтой с уведомлением.
Регистрация первого экземпляра Заключения осуществляется путем проставления даты и входящего номера объекта государственного аудита с проставлением штампа или печати (при наличии) объекта государственного аудита и финансового контроля на титульной стороне первого листа.
19. Заключение подписывается и полистно парафируется Экспертами, подготовившими Заключение. Если в качестве Экспертов выступает юридическое лицо заключение парафируется и подписывается Экспертами, подписывается руководителем юридического лица с проставлением печати (при наличии). В случае участия Эксперта в проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия на последнем листе указываются должности, фамилия, имени и отчества (при его наличии) должностных лиц объекта государственного аудита и финансового контроля, с ведома которых осуществлялась деятельность Экспертов.
20. Собранные Экспертами доказательства обосновывают выявленные у объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия нарушения и недостатки и оформляются в соответствии с требованиями Правил.
21. При несогласии с результатами Заключения, руководством объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия письменные возражения к Заключению представляются в Счетный комитет (ревизионную комиссию) в срок не более десяти рабочих дней со дня вручения объекту государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия подписанного Заключения.
Письменные возражения, представленные объектом государственного аудита и финансового контроля сразу после вручения Заключения, прикладываются Экспертами к Заключению.
22. В случае поступления в срок, предусмотренный пунктом 21 настоящего Стандарта, возражений к Заключению от объектов государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия, Экспертами в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражения готовится мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения.
По возражениям к Заключению, поступившим по истечении указанного срока, ответ не направляется. Экспертами на имя курирующего данное аудиторское мероприятие члена Счетного комитета (ревизионной комиссии) готовится мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения.
23. Экспертами с учетом прохождения внутренних экспертиз, определенных Правилами, на основе собранных доказательств формулируются выводы и рекомендации к аудиторскому заключению и сводному реестру.
Эксперты обеспечивают сохранность документов, получаемых или составляемых в ходе государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений.
24. Заключение представляется в электронном и бумажном носителях, заверяется личным штампом или печатью Эксперта (при наличии) с указанием:
1) данных Экспертов (фамилия, имя, отчество (при его наличии)), для юридического лица - наименование и реквизиты организации;
2) даты составления Заключения, наименования объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия, перечня документов, используемых при проведении экспертизы;
3) объема проведенной работы Экспертов;
4) способов и методов работы Экспертов;
5) перечня неразрешенных вопросов, связанных с проведением экспертизы;
Заключение оформляется следующим образом:
1) шрифт – Times New Roman;
2) размер шрифта – 14, в табличных материалах – 12;
3) межстрочный интервал – одинарный;
4) поля страницы: левое, верхнее и нижнее – по 2,5 сантиметра, правое – 1,5 сантиметра;
5) абзацный отступ – 1,27 сантиметров;
6) без переносов слов;
7) нумерация страниц – по центру сверху, без указания номера на первой странице;
8) табличная информация представляется в формате MS Excel, допускается в качестве приложений использовать диаграммы и слайды.
25. Деятельность Экспертов считается завершенной после подписания Постановления (Предписания) органов внешнего государственного аудита. Экспертами осуществляется сопровождение по выводам и рекомендациям, основанным на их Заключении (при необходимости) до снятия их с контроля путем предоставления письменных пояснений.
Оплата услуг Экспертов осуществляется в соответствии с заключенным договором на основании акта выполненных работ.
26. Положения настоящей главы не распространяются на деятельность Экспертов, привлеченных к проведению экспертно-аналитического мероприятия в качестве самостоятельного мероприятия, за исключением пункта 19, части второй пункта 23, пункта 24, части второй пункта 25 настоящего Стандарта.
Еженедельный отчет о ходе исполнения Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия (задания) Экспертами
Аудиторское мероприятие: "___________________________________"
Срок проведения: дата начала и окончания: с ______ по _________ _______ 20___ года
Тип государственного аудита: __________________________________
Установлено на отчетную дату (накопительная – с начала проведения государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия до его завершения) | ||||
проблемные вопросы и их краткое описание | финансовые нарушения (тысяч тенге) | иные нарушения, в том числе процедурные | краткое описание вида нарушения, в том числе в разрезе сумм нарушения со ссылкой на нарушенные положения правовых актов | примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наименование объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия и его место нахождение, Ф.И.О. (при его наличии) ______ Эксперта по вопросу "________" Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия (задания) | ||||
Наименование объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия и его место нахождение, Ф.И.О. (при его наличии)______ Эксперта по вопросу "________" Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия (задания) | ||||
Фамилия и инициалы Эксперта (ов) _________
(подпись (си))