О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 июля 2016 года № 332 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и об

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 ноября 2018 года № 59. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 ноября 2018 года № 17790

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 июля 2016 года № 332 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14167, опубликован 9 сентября 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменения:

      приложения 1, 2, 3 к указанному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему приказу.

      2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 ноября 2018 года № 59
  Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 июля 2016 года № 332

Критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях" (далее – Закон) и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371).

      2. В данных Критериях использованы следующие понятия:

      1) субъект контроля – индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, являющиеся субъектами естественной монополии и (или) общественно значимых рынков;

      2) незначительные нарушения – ненадлежащее размещение, доведение до сведения и уведомление потребителей и предоставление субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков информации, отчета, уведомлений, за исключением направления предварительного уведомления в соответствии со статьей 18-1 Закона, которое относится к значительным нарушениям, сведений, несоблюдение стандартов оказания услуг и не проведение ежегодного аудита;

      3) значительные нарушения – неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков обязанностей и ограничений, регламентированных законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, за исключением обязанностей и ограничений предусматривающих получение необоснованного дохода (выручка); предоставление не равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ); наличие одной подтвержденной жалобы или обращения по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и общественно значимых рынках;

      4) грубые нарушения – необоснованный доход (выручка), полученный субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков в результате нарушения законодательства Республики Казахстан; не соблюдение субъектами требования о предоставлении равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ); наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и общественно значимых рынках;

      5) риск в сфере предоставления услуг (товаров, работ), отнесенных к естественным монополиям и общественно значимых рынков – вероятность причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц;

      6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      8) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимых органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      9) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

      3. Профилактический контроль с посещением субъектов (объектов) контроля применяются в отношении субъекта контроля, отнесенного к высокой степени риска.

      Внеплановые проверки применяются в отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и не высокой степени риска.

      4. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      5. В сферах естественных монополий и на общественно значимых рынках к высокой степени риска относятся субъекты естественных монополий включенные в Государственный регистр субъектов естественных монополий, осуществляющие регулируемые услуги отнесенные к сфере естественных монополий более одного календарного года и субъекты общественно значимого рынка.

      6. В сфере естественных монополий к субъектам (объектам) контроля, не отнесенным к высокой степени риска относятся вновь созданные субъекты естественных монополий, оказывающие регулируемые услуги отнесенные к сфере естественных монополий менее одного календарного года.

Глава 3. Субъективные критерии

      7. Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом, степень тяжести (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;

      2) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля, проводимого уполномоченным органом и (или) другими государственными органами;

      3) результаты анализа официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации;

      4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъектов контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов.

      8. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.

      Субъективные критерии определены для субъектов естественных монополий согласно приложению 1 и за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка согласно приложению 2 к настоящим Критериям.

      9. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля присваивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      В случае, если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SР3 =(SP2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн ,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Субъективные критерии оценки степени риска для субъектов естественных монополий, субъективные критерии за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка приведены в приложениях 1, 2 к настоящим критериям.

      По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

      1) к высокой степени риска –при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;

      2) отнесенной к не высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      10. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля.

      11. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.

      12. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

      13. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени
риска в сферах естественных
монополий и за соблюдением
порядка ценообразования
и обязанностей субъекта
общественно значимого рынка

Субъективные критерии для субъектов естественных монополий

Субъективные критерии

Степень нарушения

По результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

1

Доведение до сведения потребителя информации об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней не позднее чем за тридцать календарных дней до введения их в действие, а субъект естественной монополии малой мощности – не позднее чем за пятнадцать календарных дней до введения их в действие

Незначительное

2

Направление уведомления об оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами), в уполномоченный орган, не менее чем за пятнадцать календарных дней до ее осуществления

Грубое

3

Соблюдение запрета по передаче принадлежащего на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг

Значительное

4

Соблюдение запрета по уступке права требования, связанного с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами)

Значительное

5

Соблюдение запрета о включении в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не связанных с их предоставлением

Грубое

6

Соблюдение запрета по допущению нецелевого использования средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах)

Грубое

7

Соблюдение запрета о признании коммерческой тайной информации: содержащейся в тарифной смете, о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг, о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах)

Значительное

8

Наличие документации о направлении на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур

Значительное

9

Соблюдение порядка осуществления закупок услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта

Грубое

10

Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности

Значительное

11

Заключение в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом, индивидуальных договоров с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ)

Значительное

12

Заключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан, договоров сотрудничества с органом управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)

Значительное

13

Снижение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат субъекта естественных монополий уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений

Значительное

14

Соблюдение обязанности об отчуждении имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства, а также передачи электрических сетей субъектами естественной монополии, оказывающими услугу по передаче электрической энергии

Значительное

15

Наличие разработанной методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий

Значительное

16

Не допущение наличия сверхнормативных потерь

Значительное

17

Снижение уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом

Значительное

18

Представление в уполномоченный орган предварительного уведомления либо ходатайства о даче согласия на:
1) совершение сделок с имуществом субъекта естественной монополии, предназначенным для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), если балансовая стоимость отчуждаемого имущества либо имущества субъекта естественной монополии, в отношении которого совершаются иные сделки, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, при условии, что они не повлекут за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (производимых товаров, работ);
2) найма субъектом естественной монополии имущества, используемого для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), балансовая стоимость которого, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, при условии, что заключение договора имущественного найма не повлечет за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
3) реорганизации и ликвидации субъекта естественной монополии

Значительное

19

Соблюдение обязанности о возврате средств от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения

Значительное

20

Соблюдение обязанности по обращению вновь созданным субъектом не позднее девяти месяцев со дня утверждения тарифов (цен, ставок) и тарифных смет на регулируемые услуги (товаров, работ) с заявкой для их пересмотра

Грубое

21

Предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, за исключением случаев предоставления регулируемых услуг по предельным уровням тарифов (цен, ставок сборов)

Грубое

22

Соблюдение запрета по взиманию за регулируемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом

Грубое

23

Соблюдение запрета по взиманию дополнительной платы или иному навязыванию дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других)

Грубое

24

Соблюдение запрета по навязыванию условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий или совершению иных действий, ведущих к дискриминации потребителей

Грубое

25

Соблюдение запрета по отказу в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ)

Значительное

26

Соблюдение запрета по требованию оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции

Значительное

27

Соблюдение требования об обеспечении всеобщего обслуживания потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ)

Значительное

28

Соблюдение требования об обеспечении приема платежей от потребителей за предоставляемые субъектом естественных монополий регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, интернет-ресурсы и (или) терминалы. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий малой мощности

Значительное

29

Соблюдение требования о предоставлении равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в порядке, утвержденном уполномоченным органом, за исключением доступа к услугам по транспортировке продукции по магистральным трубопроводам

Грубое

30

Соблюдение требования о предоставлении, в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) для всех потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора)

Грубое

31

Соблюдение требования о приобретении и установке потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)

Значительное

32

Соблюдение требования о взимании платы, за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета, в случае выхода прибора учета из строя

Значительное

33

Недопущение нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ)

Значительное

34

Соблюдение требования о предоставлении регулируемых услуг по предельным уровням тарифа (ценам, ставкам сборов).

Грубое

35

Исполнение тарифной сметы, за исключением самостоятельного распоряжения недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур, за исключением средств, направленных на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур

Грубое

36

Исполнение утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) и приоритетное направление средств, предусмотренных инвестиционной программой (проектом), на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности при условии, что они не повлекут за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, а также восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии

Грубое

По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля

37

Не предоставление в период реализации инвестиционной программы (проекта), отчета об исполнении инвестиционной программы (проекта) в срок до 1 мая года, следующего за отчетным периодом

Незначительное

38

Не предоставление ежегодного отчета об исполнении тарифной сметы до 1 мая года, следующего за отчетным периодом

Незначительное

39

Не размещение в средствах массовой информации, в том числе на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчета об исполнении инвестиционной программы (проекта) не позднее 1 июля года, следующего за отчетным периодом

Незначительное

40

Не уведомление уполномоченного органа и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) не позднее чем за десять дней до введения их в действие

Незначительное

41

Не предоставление в месячный срок со дня получения субъектом естественных монополий соответствующего требования экономически обоснованных расчетов и информации в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки сбора), при пересмотре тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа

Незначительное

По результатам анализа официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации

42

Не проведение обязательного ежегодного аудита аудиторскими организациями для субъектов естественных монополий, которые являются акционерными обществами, с размещением на интернет-ресурсе субъекта естественных монополий опубликованием его в периодических печатных изданиях

Незначительное

43

Не размещение на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчета об исполнении тарифной сметы

Незначительное

44

Не размещение на своем интернет-ресурсе, либо в случае отсутствия своего интернет-ресурса, предоставлять уполномоченному органу для размещения на его интернет-ресурсе ежеквартально обновляемую информацию о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест, пропускной способности сетей, а также схемах инженерных коммуникаций регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и иной охраняемой тайне, в соответствии с законами Республики Казахстан

Незначительное

45

Не обеспечение представления сведений об инженерных коммуникациях по запросам, в том числе на своем интернет-ресурсе

Незначительное

46

Не проведение ежегодного отчета о деятельности по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед потребителями и иными заинтересованными лицами с обоснованиями и размещением их в средствах массовой информации, в том числе на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа, не позднее пяти календарных дней с момента проведения отчета

Значительное

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъектов контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

47

Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях

Значительное

48

Наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях

Грубое

  Приложение 2
к Критериям оценки степени
риска в сферах естественных
монополий и за соблюдением
порядка ценообразования и
обязанностей субъекта
общественно значимого рынка

Субъективные критерии за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка

Субъективные критерии

Степень нарушения

По результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

1

Соблюдение требования об уведомлении уполномоченного органа в письменном виде или в форме электронного документа через систему электронного документооборота уполномоченного органа не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения

Незначительное

2

Соблюдение требования о предоставлении в уполномоченный орган документов и сведений, в рамках экспертизы цены, либо уведомления с приложением к нему обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения предельной цены

Грубое

3

Соблюдение требования о предоставлении в уполномоченный орган информации, указывающей на причины снижения или повышения, не позднее пяти рабочих дней со дня снижения или повышения цены, при самостоятельном снижении или повышении цены на товары (работы, услуги), реализуемые на общественно значимых рынка, не превышая предельной цены

Грубое

4

Осуществление раздельного учета затрат по каждому виду, товаров (работ, услуг) для формирования предельной цены, при его наличии

Значительное

5

Соблюдение требования о представлении по требованию участников публичных слушаний до проведения публичных слушаний проектов цен на товары (работы, услуги), информацию о причинах повышения цен на товары (работы, услуги) с экономически обоснованными расчетами, после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний

Значительное

6

Соблюдение требования о возврате дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, напрямую потребителям либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на общественно значимых рынков

Грубое

7

Соблюдение требования о возврате дохода, полученного в результате необоснованного превышения предельной цены, напрямую потребителям не позднее тридцати календарных дней с момента установления такого факта уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, либо путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в случае невозможности установления полного перечня потребителей

Грубое

8

Исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта), учтенные в предельных ценах на общественно значимых рынках

Грубое

По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом

9

Не своевременное предоставление в уполномоченный орган ежеквартальной финансовой отчетности

Незначительное

10

Не своевременное предоставление в уполномоченный орган информации, необходимой для проведения экспертизы цены, на бумажном и (или) электронном носителях в сроки, установленные уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, которые не могут быть менее пяти рабочих дней со дня получения субъектом общественно значимого рынка соответствующего требования

Незначительное

11

Не своевременное предоставление полугодовой информации об исполнении или неисполнении инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельной цене, по форме, утвержденной уполномоченным органом и размещение в средствах массовой информации

Значительное

12

Не соблюдение требования о предоставлении в уполномоченный орган ежемесячной информации об объемах производства (реализации), уровне доходности и отпускных ценах производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг)

Незначительное

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъектов контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов

13

Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан в области общественно значимых рынков

Незначительное

14

Наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений по несоблюдению требований законодательства Республики Казахстан в области общественно значимых рынков

Грубое

  Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 ноября 2018 года № 59
  Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 июля 2016 года № 332

                  Проверочный лист в сферах естественных монополий

      в отношении __субъектов естественных монополий___________________________
            наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________
________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
                              №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________
________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

Доведение до сведения потребителя информации об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней не позднее чем за тридцать календарных дней до введения их в действие, а субъект естественной монополии малой мощности – не позднее чем за пятнадцать календарных дней до введения их в действие





2

Направление уведомления об оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами), в уполномоченный орган, не менее чем за пятнадцать календарных дней до ее осуществления





3

Соблюдение запрета по передаче принадлежащего на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг





4

Соблюдение запрета по уступке права требования, связанного с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами)





5

Соблюдение запрета о включении в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не связанных с их предоставлением





6

Соблюдение запрета по допущению нецелевого использования средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах)





7

Соблюдение запрета о признании коммерческой тайной информации: содержащейся в тарифной смете, о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг, о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах)





8

Наличие документации о направлении на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур





9

Соблюдение порядка осуществления закупок услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта





10

Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности





11

Заключение в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом, индивидуальных договоров с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ)





12

Заключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан, договоров сотрудничества с органом управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)





13

Снижение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат субъекта естественных монополий уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений





14

Соблюдение обязанности об отчуждении имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства, а также передачи электрических сетей субъектами естественной монополии, оказывающими услугу по передаче электрической энергии





15

Наличие разработанной методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий





16

Не допущение наличия сверхнормативных потерь





17

Снижение уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом





18

Представление в уполномоченный орган предварительного уведомления либо ходатайства о даче согласия на:
1) совершение сделок с имуществом субъекта естественной монополии, предназначенным для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), если балансовая стоимость отчуждаемого имущества либо имущества субъекта естественной монополии, в отношении которого совершаются иные сделки, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, при условии, что они не повлекут за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (производимых товаров, работ);
2) найма субъектом естественной монополии имущества, используемого для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), балансовая стоимость которого, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, при условии, что заключение договора имущественного найма не повлечет за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, нарушения договоров с потребителями, нарушения неразрывно связанной технологической системы, прерывания либо существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);
3) реорганизации и ликвидации субъекта естественной монополии





19

Соблюдение обязанности о возврате средств от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения





20

Соблюдение обязанности по обращению вновь созданным субъектом не позднее девяти месяцев со дня утверждения тарифов (цен, ставок) и тарифных смет на регулируемые услуги (товаров, работ) с заявкой для их пересмотра





21

Предоставление регулируемых услуг (товаров, работ) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, за исключением случаев предоставления регулируемых услуг по предельным уровням тарифов (цен, ставок сборов)





22

Соблюдение запрета по взиманию за регулируемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом





23

Соблюдение запрета по взиманию дополнительной платы или иному навязыванию дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других)





24

Соблюдение запрета по навязыванию условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий или совершению иных действий, ведущих к дискриминации потребителей





25

Соблюдение запрета по отказу в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ)





26

Соблюдение запрета по требованию оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции





27

Соблюдение требования об обеспечении всеобщего обслуживания потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ)





28

Соблюдение требования об обеспечении приема платежей от потребителей за предоставляемые субъектом естественных монополий регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, интернет-ресурсы и (или) терминалы. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий малой мощности





29

Соблюдение требования о предоставлении равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в порядке, утвержденном уполномоченным органом, за исключением доступа к услугам по транспортировке продукции по магистральным трубопроводам





30

Соблюдение требования о предоставлении, в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) для всех потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора)





31

Соблюдение требования о приобретении и установке потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)





32

Соблюдение требования о взимании платы, за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета, в случае выхода прибора учета из строя





33

Недопущение нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ)





34

Соблюдение требования о предоставлении регулируемых услуг по предельным уровням тарифа (ценам, ставкам сборов).





35

Исполнение тарифной сметы, за исключением самостоятельного распоряжения недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур, за исключением средств, направленных на обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности, создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур





36

Исполнение утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) и приоритетное направление средств, предусмотренных инвестиционной программой (проектом), на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности при условии, что они не повлекут за собой повышения тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, а также восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии





      Должностное (ые) лицо (а) _______________________________________________________
                        должность, подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля __________________________________________________
                  должность, подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии)

  Приложение 3
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
5 ноября 2018 года № 59
  Приложение 3
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 июля 2016 года № 332

                  Проверочный лист за соблюдением порядка ценообразования и
                        обязанностей субъекта общественно значимого рынка

      в отношении __субъектов общественно значимых рынков______________________
            наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________
________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
                                    №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________
________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________
________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

Соблюдение требования об уведомлении уполномоченного органа в письменном виде или в форме электронного документа через систему электронного документооборота уполномоченного органа не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения





2

Соблюдение требования о предоставлении в уполномоченный орган документов и сведений, в рамках экспертизы цены, либо уведомления с приложением к нему обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения предельной цены





3

Соблюдение требования о предоставлении в уполномоченный орган информации, указывающей на причины снижения или повышения, не позднее пяти рабочих дней со дня снижения или повышения цены, при самостоятельном снижении или повышении цены на товары (работы, услуги), реализуемые на общественно значимых рынка, не превышая предельной цены





4

Осуществление раздельного учета затрат по каждому виду, товаров (работ, услуг) для формирования предельной цены, при его наличии





5

Соблюдение требования о представлении по требованию участников публичных слушаний до проведения публичных слушаний проектов цен на товары (работы, услуги), информацию о причинах повышения цен на товары (работы, услуги) с экономически обоснованными расчетами, после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний





6

Соблюдение требования о возврате дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, напрямую потребителям либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на общественно значимых рынков





7

Соблюдение требования о возврате дохода, полученного в результате необоснованного превышения предельной цены, напрямую потребителям не позднее тридцати календарных дней с момента установления такого факта уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, либо путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в случае невозможности установления полного перечня потребителей





8

Исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта), учтенные в предельных ценах на общественно значимых рынках





      Должностное (ые) лицо (а) ________________________________________________________
                        должность, подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ___________________________________________________
                        должность, подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии)