О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 602. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 октября 2018 года № 17649

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750, опубликован 11 декабря 2009 года в газете "Юридическая газета" № 190 (1787) следующие изменения и дополнения:

      в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных указанным приказом:

      заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:

      "Глава 1. Общие положения";

      главу 2 исключить;

      заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

      "Глава 3. Типовые Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы технического и профессионального, послесреднего образования";

      заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:

      "Глава 4. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц системы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, интернатных организаций и дополнительного образования";

      в главе 4:

      в разделе "Начальное, основное среднее, общее среднее образование":

      в подразделе "Директор организации образования (начального, основного среднего и общего среднего)":

      часть девятую изложить в следующей редакции:

      "Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет, в том числе стаж на руководящей должности не менее 1 года, наличие первой или высшей квалификационной категории и (или) наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога - эксперта, педагога - исследователя, педагога - мастера (за исключением государственных служащих, работников ВУЗов, методических служб).

      Для малокомплектных школ:

      высшее (или послевузовское) педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет без предъявления требований к стажу работы на руководящей должности, наличие первой или высшей квалификационной категории и (или) наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога - эксперта, педагога - исследователя, педагога - мастера (за исключением государственных служащих, работников ВУЗов, методических служб).";

      дополнить подразделом "Заместитель директора по информационным технологиям" следующего содержания:

      "Заместитель директора по информационным технологиям

      Должностные обязанности: организует реализацию процесса информатизации организации образования, его ресурсного обеспечения, использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности, внедряет и использует информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями, устанавливает контакты с внешними организациями по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности.

      Осуществляет подбор и расстановку кадров соответствующего направления работы, рекомендует их руководителю. Организует обучение педагогических и управленческих кадров по вопросам использования информационных технологий;

      Организует и планирует систему методической, исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной работы в области информационных и коммуникационных технологий.

      Организует работу по обеспечению, сохранности и пополнению учебно-материальной базы, обслуживанию, ремонту и его учету.

      Обеспечивает соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, безопасности и охраны труда, обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

      Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законы Республики Казахстан "Об образовании", "О языках в Республике Казахстан", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О противодействии коррупции", "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту", "О специальных социальных услугах", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности".

      Государственные программы развития образования, "Цифровой Казахстан", и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования, основы педагогики и психологии, государственные общеобязательные стандарты образования, достижения современной науки и практики по информационным технологиям, инновационные методы управления, основы менеджмента, финансово-хозяйственной деятельности. Правила и нормы по безопасности и охране труда, противопожарной защиты, санитарные правила и нормы.

      Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет";

      подраздел "Учителя всех специальностей организации образования" дополнить частью восемнадцатой следующего содержания:

      "Требования к квалификации с определением профессиональных компетенций:

      1) "Педагог":

      высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности без предъявления требований к стажу работы, наличие профессиональных компетенций: владение знаниями о содержании учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания, умение планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствовать формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимать участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владение навыками профессионально-педагогического диалога, применения цифровых образовательных ресурсов.

      2) "Педагог-модератор":

      высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности, педагогический стаж не менее двух лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога, умение использовать инновационные формы, методы и средства обучения, обобщать опыт на уровне организации образования, иметь участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования;

      3) "Педагог-эксперт":

      высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности, педагогический стаж не менее 3 лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога-модератора, владение навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществления наставничества и конструктивного определения приоритетов профессионального развития (собственного и коллег на уровне организации образования), обобщения опыта на уровне района/города, иметь участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города;

      4) "Педагог-исследователь":

      высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 4 лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога-исследователя, владение навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечение развития исследовательских навыков обучающихся, умение осуществлять наставничество и конструктивно определять стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщать опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы, Шымкента наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента;

      5) "Педагог-мастер":

      высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 5 лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога-исследователя, наличие авторской программы или авторского (соавтора) права на издание учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на областном, республиканском учебно-методическом совете, обеспечение развития навыков научного проектирования, умение осуществлять наставничество и планировать развитие сети профессионального сообщества на уровне области, участие в международных и республиканских конкурсах и олимпиадах или подготовил участников международных и республиканских конкурсов и олимпиад.".

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан после его официального опубликования;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
Е. Сагадиев