ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750, опубликован 11 декабря 2009 года в газете "Юридическая газета" № 190 (1787) следующие изменения и дополнения:
в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных указанным приказом:
заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:
"Глава 1. Общие положения";
главу 2 исключить;
заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:
"Глава 3. Типовые Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы технического и профессионального, послесреднего образования";
заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:
"Глава 4. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц системы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, интернатных организаций и дополнительного образования";
в главе 4:
в разделе "Начальное, основное среднее, общее среднее образование":
в подразделе "Директор организации образования (начального, основного среднего и общего среднего)":
часть девятую изложить в следующей редакции:
"Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет, в том числе стаж на руководящей должности не менее 1 года, наличие первой или высшей квалификационной категории и (или) наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога - эксперта, педагога - исследователя, педагога - мастера (за исключением государственных служащих, работников ВУЗов, методических служб).
Для малокомплектных школ:
высшее (или послевузовское) педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет без предъявления требований к стажу работы на руководящей должности, наличие первой или высшей квалификационной категории и (или) наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога - эксперта, педагога - исследователя, педагога - мастера (за исключением государственных служащих, работников ВУЗов, методических служб).";
дополнить подразделом "Заместитель директора по информационным технологиям" следующего содержания:
"Заместитель директора по информационным технологиям
Должностные обязанности: организует реализацию процесса информатизации организации образования, его ресурсного обеспечения, использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности, внедряет и использует информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями, устанавливает контакты с внешними организациями по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности.
Осуществляет подбор и расстановку кадров соответствующего направления работы, рекомендует их руководителю. Организует обучение педагогических и управленческих кадров по вопросам использования информационных технологий;
Организует и планирует систему методической, исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной работы в области информационных и коммуникационных технологий.
Организует работу по обеспечению, сохранности и пополнению учебно-материальной базы, обслуживанию, ремонту и его учету.
Обеспечивает соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, безопасности и охраны труда, обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законы Республики Казахстан "Об образовании", "О языках в Республике Казахстан", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О противодействии коррупции", "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту", "О специальных социальных услугах", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности".
Государственные программы развития образования, "Цифровой Казахстан", и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования, основы педагогики и психологии, государственные общеобязательные стандарты образования, достижения современной науки и практики по информационным технологиям, инновационные методы управления, основы менеджмента, финансово-хозяйственной деятельности. Правила и нормы по безопасности и охране труда, противопожарной защиты, санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет";
подраздел "Учителя всех специальностей организации образования" дополнить частью восемнадцатой следующего содержания:
"Требования к квалификации с определением профессиональных компетенций:
1) "Педагог":
высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности без предъявления требований к стажу работы, наличие профессиональных компетенций: владение знаниями о содержании учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания, умение планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствовать формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимать участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владение навыками профессионально-педагогического диалога, применения цифровых образовательных ресурсов.
2) "Педагог-модератор":
высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности, педагогический стаж не менее двух лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога, умение использовать инновационные формы, методы и средства обучения, обобщать опыт на уровне организации образования, иметь участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования;
3) "Педагог-эксперт":
высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности, педагогический стаж не менее 3 лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога-модератора, владение навыками анализа организованной учебной деятельности, осуществления наставничества и конструктивного определения приоритетов профессионального развития (собственного и коллег на уровне организации образования), обобщения опыта на уровне района/города, иметь участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города;
4) "Педагог-исследователь":
высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 4 лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога-исследователя, владение навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечение развития исследовательских навыков обучающихся, умение осуществлять наставничество и конструктивно определять стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщать опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы, Шымкента наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы и Шымкента;
5) "Педагог-мастер":
высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 5 лет, наличие профессиональных компетенций: соответствие общим требованиям к квалификации педагога-исследователя, наличие авторской программы или авторского (соавтора) права на издание учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на областном, республиканском учебно-методическом совете, обеспечение развития навыков научного проектирования, умение осуществлять наставничество и планировать развитие сети профессионального сообщества на уровне области, участие в международных и республиканских конкурсах и олимпиадах или подготовил участников международных и республиканских конкурсов и олимпиад.".
2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан после его официального опубликования;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
Е. Сагадиев |