В соответствии с подпунктом 16-6) статьи 12 и статьями 27, 28 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан" Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 25 июня 2007 года № 90/178 "Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4778, опубликован 7 июля 2007 года в газете "Казахстанская правда") следующие изменения:
заголовок постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"Утвердить прилагаемые Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления.".
Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Отделу организационно-правового обеспечения Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
"СОГЛАСОВАН"
Министр информации и коммуникаций
Республики Казахстан
_____________ Д. Абаев
"__" _____ 2018 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр финансов
Республики Казахстан
_______________ А. Смаилов
"__" _____ 2018 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_____________ Т. Сулейменов
"__" _____ 2018 года
Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан" (далее - Конституционный закон), Законом Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О средствах массовой информации" (далее – Закон) и определяют порядок осуществления предвыборной агитации, информационного обеспечения избирательной кампании по выборам Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления.
2. В Правилах используются следующие понятия:
средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;
информационное обеспечение выборов - комплекс мер, направленных на оперативное и широкое информирование избирателей о ходе подготовки и проведения избирательной кампании, за исключением предвыборной агитации;
предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата или политической партии при выборах Президента, депутатов Парламента, маслихата, а также членов иных органов местного самоуправления;
выступление - личное обращение кандидатов, уполномоченных представителей политических партий и общественных объединений, выдвинувших соответственно партийные списки и кандидатов, а также доверенных лиц к избирателям с изложением предвыборной программы;
предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов в Президенты, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, по различным общественно значимым вопросам, в том числе касающимся их предвыборных программ.
Глава 2. Порядок осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации
3. Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии.
Предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов в Президенты, депутаты Сената Парламента (далее - Сената), партийных списков политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента (далее - Мажилиса), маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
Кандидатам в Президенты, депутаты Сената, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатам в члены иных органов местного самоуправления гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Доверенные лица могут проводить предвыборную агитацию.
4. С момента начала предвыборной агитации вся информация, пропагандирующая цели и задачи кандидата в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления, за исключением новостных и аналитических программ, должна быть оплачена из избирательного фонда кандидатов или политических партий, либо избирательного фонда кандидатов в члены иных органов местного самоуправления.
Не допускается бесплатная раздача печатных материалов, за исключением специально изготовленных для избирательной кампании.
5. Предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:
1) призывы голосовать за или против того или иного кандидата в Президенты, депутаты Сената, политическую партию, выдвинувшую партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления;
2) предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления, за которого будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления;
4) явно преобладающие сведения о каком-либо кандидате Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления позитивного либо негативного аргументирования.
6. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация не допускается.
Агитационные материалы, ранее размещенные в сети Интернет, могут сохраняться на прежних местах. Не допускается выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов.
7. В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления, является одинаковым для всех кандидатов.
8. Редакция средства массовой информации отказывает в публикации (выпуске в эфир) предвыборных программ кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления, если они провозглашают идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
9. Должностные лица редакций средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 8 настоящих Правил.
10. Редакция средства массовой информации отказывает в публикации (выходе в эфир) агитационных материалов кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления в ходе их предвыборной кампании в случае наличия в материале информации, заведомо порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов или политической партии.
Кандидаты в Президенты, депутаты Сената, политические партий, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидаты в члены иных органов местного самоуправления по требованию редакции средства массовой информации предоставляют документы, подтверждающие информацию, указанную в агитационных материалах.
Отказ в выпуске (выходе в эфир) агитационных материалов обжалуется в установленном законодательством порядке.
Не допускается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.
Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям не допускается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления достижению определенного результата на выборах.
11. Не допускается проведение предвыборной агитации, распространения любых агитационных предвыборных материалов:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
2) военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;
3) членам избирательных комиссий;
4) религиозным объединениям.
Глава 3. Порядок предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления с предвыборными программами, финансируемыми государством
12. Государство гарантирует кандидатам в Президенты, депутаты Сената, а также кандидатам в члены иных органов местного самоуправления равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации.
Глава 4. Порядок предоставления на договорной основе эфирного времени, печатной площади кандидатам в Президенты, депутаты Сената, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления
13. Редакции средств массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь кандидатам в Президенты, депутаты Сената, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатам в члены иных органов местного самоуправления.
14. Основанием для предоставления эфирного времени и печатной площади в средствах массовой информации кандидатам или политическим партиям является удостоверение кандидата, его личное или уполномоченного лица политической партии письменное заявление на имя руководителя средства массовой информации, осуществляющего выпуск (выход в эфир) или копия решения Центральной либо соответствующей территориальной избирательной комиссии о регистрации партийного списка.
15. Условия договора о предоставлении кандидатам в Президенты, депутаты Сената, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатам в члены иных органов местного самоуправления эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не могут создавать преимуществ тому или иному кандидату или политической партии.
16. Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное редакцией средства массовой информации кандидатам в Президенты, депутаты Сената, политической партий, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатам в члены иных органов местного самоуправления является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам или политическим партиям.
17. Очередность выступления кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений, либо по жребию, в случае, если обращения поступили одновременно.
Кандидаты в Президенты, депутаты Сената, политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления в письменных обращениях указывают дату, время, когда они предполагают выступить. На основании данных предложений редакции средств массовой информации устанавливают график предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов или политических партий.
18. График предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления разрабатывается редакцией средства массовой информации с учетом технических возможностей средства массовой информации. В этот же график включаются и публикации рекламных и агитационных материалов кандидатов или политических партий.
Копия графика, в котором указываются дата и время выпуска (выхода в эфир) агитационных материалов кандидатов или политических партий направляется в Центральную или соответствующую территориальную избирательную комиссию в течение трех дней со дня обращения кандидата или политической партии, за исключением внесения изменений в график, который должен быть представлен в течение суток.
19. Не допускается прерывать и комментировать выступления кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления на телевидении и по радио сразу после выступления в этот же день, а также в периодических печатных изданиях в том же номере.
20. Республиканские периодические печатные издания распространяют предвыборные материалы политических партий, выдвинувших партийные списки при выборах депутатов маслихата, с изданием дополнительных листов (страниц) в соответствующей области, городе, районе.
21. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующим средством массовой информации не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации, а также представлены в Центральную избирательную комиссию при выборах Президента и депутатов Парламента, в иные территориальные избирательные комиссии – при выборах депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления.
22. Все публикации средств массовой информации, содержащие предвыборную агитацию кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления должны содержать информацию об источниках финансирования.
Способ информирования определяется самой редакцией средства массовой информации.
23. Стоимость выпуска (выхода в эфир) агитационных материалов кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления оплачивается из средств избирательного фонда кандидатов или политической партии.
Не допускается выпуск (выход в эфир) агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда кандидата либо политической партии, средств.
24. Кандидаты в Президенты, политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, могут участвовать в предвыборных дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.
Политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты маслихатов, могут участвовать в предвыборных дебатах на телевидении, которые организовывают соответствующие территориальные избирательные комиссии.
25. Информационное обеспечение выборов осуществляется органами государственной власти, избирательными комиссиями, средствами массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. Порядок информационного обеспечения выборов
26. Средства массовой информации распространяют информацию о выдвижении всех кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления, их регистрации соответствующими избирательными комиссиями, а также проводимых предвыборных агитационных мероприятиях в поддержку кандидатов или политических партий в равном объеме печатной площади, эфирного времени.
Данные публикации, сюжеты новостных и аналитических программ не должны содержать признаков предвыборной агитации и не требуют оплаты из средств избирательных фондов кандидатов или политических партий.
27. Средства массовой информации публикуют сообщения избирательных комиссий, данные кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления в соответствии с Правилами и объемами размещения периодическими печатными изданиями сообщений избирательных комиссий, за счет средств, предусмотренных республиканским и местным бюджетами, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии.
Данные сообщения необходимо опубликовывать в одном номере периодического печатного издания, а при значительном объеме - в качестве приложения к изданию.
28. Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе избирательной кампании и сообщения, установленные Конституционным законом.
Информацию необходимо направлять в редакции периодических печатных изданий до 15 часов дня, предшествующего выпуску следующего номера печатной продукции для ее последующей публикации.
29. Средствам массовой информации необходимо осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания в том же объеме, тем же шрифтом и на том же месте, где были размещены опровергаемые сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же теле-, радиопрограмме, что и опровергаемые сообщение или материал, а в случаях закрытия указанной теле-, радиопрограммы – в иной теле-, радиопрограмме с соответствующей тематической направленностью.
Объем опровержения не может вдвое и более превышать объем опровергаемого сообщения или материала.
К обращению необходимо прилагать копию решения суда о признании распространенных материалов порочащими честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, политических партий.
Редакции средств массовой информации при освещении избирательной кампании кандидатов руководствуются принципами равенства и паритетности в освещении деятельности кандидатов, не создавая преимуществ кому-либо из них.
30. В информационных теле- и радиопередачах, публикациях, в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий необходимо давать без предпочтения либо предвзятости к какому-либо кандидату в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидату в члены иных органов местного самоуправления.
Под предпочтением или предвзятостью следует понимать сообщения как позитивного, так и негативного характера о конкретном кандидате или политической партии, преобладающее по объему в отдельном номере периодического печатного издания, преобладающее по объему и выделенное спецэффектами в отдельной телерадиопередаче, включение в текст диктора новостей оценки кандидата или политической партии призывов и обращений к ним.
31. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами в Президенты, депутаты Парламента, маслихата, а также кандидатами в члены иных органов местного самоуправления, либо их доверенные лица, не могут участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
В случае, если лицом, включенным в избирательный список кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления, либо доверенным лицом кандидата в Президенты, депутаты Парламента, маслихата, а также в члены иных органов местного самоуправления является главный редактор (редактор) средства массовой информации, на период выборов его полномочия передаются другому ответственному лицу.
32. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Опрос общественного мнения могут проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов. В уведомлении, направляемом в Центральную избирательную комиссию, указываются сведения о специалистах, принимающих участие в проведении опроса и имеющих опыт работы в этой сфере, регионах, в которых будут проводиться опросы общественного мнения, о применяемых методах анализа.
Опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в сети Интернет не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
Не допускается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования.
Глава 6. Организация контроля за соблюдением настоящих правил
33. Контроль за соблюдением кандидатами в Президенты, депутаты Сената, политическими партиями, выдвинувшими партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатами в члены иных органов местного самоуправления, их доверенными лицами, редакциями средств массовой информации и их сотрудниками положений настоящих Правил, осуществляется Центральной и соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
34. Редакция средства массовой информации ведет учет публикаций, выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии редакция средства массовой информации предоставляет ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.
35. Записи теле- и радиопрограмм (передач), содержащие предвыборную агитацию, хранятся в редакции соответствующего средства массовой информации в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона хранятся не менее шести месяцев с момента последней записи в телеканалов.
36. Споры, связанные с публикациями, передачами в средствах массовой информации, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Қазақстан Республикасының Әділет министрлігі
________ облысының/қаласының Әділет департаменті
Нормативтік құқықтық акті 04.10.2018
Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік
тіркеудің тізіліміне № 17484 болып енгізілді
Результаты согласования
Центральная избирательная комиссия РК - Заведующая отделом организационно-правового обеспечения Гульнар Каирбековна Касенова, 20.09.2018 20:03:21, положительный результат проверки ЭЦП
Министерство национальной экономики РК - Министр Тимур Муратович Сулейменов, 27.09.2018 11:29:21, положительный результат проверки ЭЦП
Министерство финансов РК - Министр финансов Алихан Асханович Смаилов, 27.09.2018 10:13:44, положительный результат проверки ЭЦП
Министерство информации и коммуникаций РК - Министр Даурен Аскербекович Абаев, 28.09.2018 17:27:27, положительный результат проверки ЭЦП
Результаты подписания
Центральная избирательная комиссия РК - заместитель Председателя Константин Викторович Петров, 28.09.2018 18:26:39, положительный результат проверки ЭЦП