О внесении дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц"

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2017 года № 217. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июня 2017 года № 15260

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 22 января 2010 года № 10 (1806)) следующее дополнение:

      в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных указанным приказом:

      в главе "4. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц системы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, интернатных организаций и дополнительного образования" после раздела "Учителя всех специальностей организаций образования" дополнить разделом следующего содержания:

      "Педагог малокомплектной школы

      Должностные обязанности: осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования. Способствует формированию общей культуры личности обучающегося и его социализации, выявляет и содействует развитию индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников.

      Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Составляет поурочные планы ведения предмета. Обеспечивает внедрение в учебный процесс образовательных технологий, в том числе и информационных.

      Обеспечивает получение обучающимися и воспитанниками, знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, обеспечивает реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, творческих группах.

      Осуществляет научно-методическую и экспериментальную деятельность. Участвует в деятельности методических объединений и в других формах

      методической работы.

      Владеет навыками организации учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе и преподавания в совмещенных классах. Осуществляет систематическое повышение профессиональной квалификации.

      Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников, их семейные и жилищно-бытовые условия.

      В специальных (коррекционных) организациях образования осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета.

      Совместно с классными руководителями, психологом и учителями – предметниками магнитной школы разрабатывает индивидуальные рабочие учебные программы и рабочие учебные планы.

      Проводит разъяснительную работу с учащимися магнитных школ и их родителями о преимуществах обучения детей в сессионный период в общеобразовательной школе-ресурсном центре. Осуществляет контроль над работой учащихся в сессионный период на занятиях вариативного компонента учебного плана и ведением портфолио, который является объективной оценкой развития учащегося.

      Обеспечивает участие обучающихся и воспитанников в районных (городских), областных, республиканских, международных предметных олимпиадах, музыкальных конкурсах, научных и спортивных соревнованиях (очных, заочных, дистанционных формах). Разрабатывает и внедряет систему поощрения учащихся за внеурочную школьную деятельность (участие в конкурсах, проектах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах).

      Организует и координирует самостоятельную работу учащихся в сессионный период. Координирует работу учащихся над исследовательскими проектами в межсессионный период по направлениям исследовательской деятельности.

      Обеспечивает проведение индивидуальных, очных и дистанционных консультаций (по желанию учащихся).

      Совместно с директором и заместителем директора по учебной работе магнитной школы обеспечивают присутствие учащихся (выезжающих на сессию) на виртуальных уроках и дистанционных консультациях в межсессионный период.

      Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.

      Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Выполняет требования техники безопасности при эксплуатации оборудования, противопожарной защиты, правила и нормы охраны труда.

      Обеспечивает подготовку и представление необходимой отчетности о деятельности.

      Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О языках в Республике Казахстан", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О противодействии коррупции", "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности" и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования, методику преподавания предмета(ов), воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования, основы права и научной организации труда, педагогики и психологии, государственные общеобязательные стандарты образования, достижения педагогической науки и практики, основы экономики, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные правила и нормы.

      Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование по cоответствующей специальности или наличие высшего (или послевузовского) образования по смежным дисциплинам, наличие сертификата о прохождении курсов повышения квалификации, переподоготовки по смежным дисциплинам, а также наличие высшего (или послевузовского) образования по профилю для преподавателей музыки, технологии, черчения, НВП, физической культуры, информатики без предъявления требований к стажу работы.

      Специалист среднего уровня квалификации без категории, техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности или техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по смежным дисциплинам, а также наличие технического и профессионального (среднее специального, среднее профессионального) образования по профилю для преподавателей музыки, технологии, черчения, НВП, физической культуры, информатики, наличие сертификата о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовки по смежным дисциплинам без предъявления требований к стажу работы.

      Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:

      Специалист высшего уровня квалификации второй категории:

      должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю высшего уровня квалификации без категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, использовать формы и методы активного обучения, уметь организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках организации образования.

      Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению (естественно-математическое, общественно-гуманитарное) и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или наличие академической степени магистра без стажа работы.

      Специалист высшего уровня квалификации первой категории:

      должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методиками анализа учебно-методической работы по предмету, составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения, руководить работой творческих групп, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.

      Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) образование по направлению (естественно-математическое, общественно-гуманитарное) и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет.

      Специалист высшего уровня квалификации высшей категории:

      должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по реализации актуальных направлений в области образования.

      Требования к квалификации: высшее (или послевузовское) по направлению (естественно-математическое, общественно-гуманитарное) и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет.

      Специалист среднего уровня квалификации второй категории:

      должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь использовать формы и методы активного обучения, организовать диагностическую работу с обучающимися, обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках организации образования.

      Требования к квалификации: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет.

      Специалист среднего уровня квалификации первой категории:

      должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации второй категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета, проводить диагностическую работу с обучающимися, руководить работой творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, иметь публикации в педагогических изданиях по проблемам образования.

      Требования к квалификации: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.

      Специалист среднего уровня квалификации высшей категории:

      должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать авторские программы преподавания предмета, новые учебные программы и педагогические технологии, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.

      Требования к квалификации: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.".

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Махсутова З.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление копий настоящего приказа в периодические печатные издания для официального опубликования, а также в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
Министра образования и науки
Республики Казахстан
Б. Асылова

      "СОГЛАСОВАНО"
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
___________ Т. Дуйсенова
23 мая 2017 года