О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 июня 2017 года № 265. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 июня 2017 года № 15233.

Действующий

      Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие см. п.4

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 5191, опубликованный в "Юридической газете" 30 мая 2008 года № 81 (1481)) следующее изменение:

      Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - Правила), утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Махсутова З.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление копий настоящего приказа в периодические печатные издания для официального опубликования, а также в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 Правил, которые вводятся в действие с 1 сентября 2017 года для 3, 4, 6, 8, 9, 10 и 11 (12) классов, пунктов 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 и 32 Правил, которые вводятся в действие с 1 сентября 2017 года для 1, 2, 5 и 7 классов, с 1 сентября 2018 года для 3, 6, 8 и 10 классов, с 1 сентября 2019 года для 4, 9 и 11 (12) классов.

      При этом пункты 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 Правил действуют до 1 сентября 2018 года для 3, 6, 8 и 10 классов и до 1 сентября 2019 года для 4, 9 и 11 (12) классов.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
Е. Сагадиев

  Приложение
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 6 июня 2017 года № 265
  Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 18 марта 2008 года № 125

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

      2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

      1) оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев;

      2) критерии оценивания – признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений обучающихся;

      3) текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая педагогом на текущих занятиях, в соответствии с общеобразовательной учебной программой;

      4) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

      5) итоговая аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (далее - ГОСО);

      6) суммативное оценивание – вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, учебный год), а также изучения разделов (сквозных тем) в соответствии с учебной программой;

      7) модерация – процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания;

      8) ожидаемые результаты обучения – совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения;

      9) формативное оценивание – вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и педагогом и позволяет совершенствовать образовательный процесс.

Глава 2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся

      3. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с первой четверти (полугодия) учебного года во 2-11 (12) классах учителями по всем учебным предметам.

      В первом полугодии 1 класса оценки за уровень усвоения учебного материала не выставляются.

      4. Годовая оценка по предметам обучающихся 1-11 (12) классов выставляется на основании четвертных (полугодовых) оценок.

      Итоговая оценка по предметам обучающихся в 5-11 (12) классов выставляется на основании четвертных, годовых и экзаменационных оценок.

      Пересмотр четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок не допускается.

      5. Для обучающихся 2-4 классов, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по одному или двум предметам, повторно организуются контрольные работы в форме устных, письменных или тестовых заданий. По итогам контрольных работ при получении оценок "3", "4", "5" обучающиеся переводятся в следующий класс.

      6. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные годовые оценки по одному или двум предметам, допускаются к промежуточной аттестации.

      Обучающиеся 2-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные годовые оценки по трем и более предметам, не допускаются к промежуточной аттестации, оставляются на повторный год обучения.

      Обучающиеся 1 классов на повторный год обучения не оставляются, за исключением обучающихся, которые оставлены по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации и по согласованию с родителями или законными представителями ребенка.

      7. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 5-8 (9), 10 (11) классах до 31 мая, после завершения учебного года. Перечень учебных предметов (не более двух), формы и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются решением педагогического совета школы (далее - педсовет).

      8. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по одному или двум предметам, подлежат повторной промежуточной аттестации по этим предметам. На период летних каникул данным обучающимся даются учебные задания по соответствующим предметам.

      9. Повторная промежуточная аттестация проводится не ранее 3-х недель после завершения учебного года. В случае получения при повторной аттестации неудовлетворительных итоговых оценок, обучающиеся оставляются на повторное обучение.

      10. Из 2-8 (9), 10 (11) классов в следующий класс переводятся обучающиеся, имеющие годовые и итоговые оценки "3", "4", "5" по всем учебным предметам.

      11. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие годовые оценки "5" по всем учебным предметам, в следующий класс переводятся без экзаменов.

Глава 3. Порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся по обновленному содержанию среднего образования

      12. Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется в форме формативного и суммативного оценивания.

      13. Формативное оценивание проводится для мониторинга достижений обучающимися конкретных целей обучения и дальнейшего выстраивания дифференцированной и индивидуальной работы с каждым обучающимся.

      14. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении четверти, изучения разделов (сквозных тем). Суммативное оценивание проводится с третьей четверти в 1 классе, с первой четверти учебного года во 2-11 (12) классах.

      15. По предметам "Самопознание", "Художественный труд", "Музыка", "Физическая культура" суммативное оценивание не проводится. В конце четверти ("Физическая культура"), полугодия ("Самопознание", "Художественный труд", "Музыка") и учебного года по указанным предметам выставляется "зачет" ("незачет").

      16. Задания суммативного оценивания выполняются обучающимися и содержат пройденный ими материал в соответствии с Типовыми учебными программами по общеобразовательным предметам, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8424).

      17. Задания формативного и суммативного оценивания составляются педагогами самостоятельно.

      18. Суммативное оценивание по языковым предметам проводится по четырем видам речевой деятельности (аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо). Оценивание навыков аудирования (слушания) и говорения проводится на уроках в течение недели, на которую запланировано проведение суммативного оценивания.

      19. Для обеспечения объективности и прозрачности оценивания результатов обучения обучающихся по учебным предметам, по которым проводится суммативное оценивание за четверть в письменной форме, педагогами проводится модерация.

      По итогам модерации суммативные работы обучающихся за четверть, баллы которых подлежат изменению, перепроверяются. Балл за суммативную работу за четверть по итогам модерации изменяется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

      20. В случае отсутствия обучающегося до двух недель по уважительной причине (по состоянию здоровья, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов (научных соревнованиях)), обучающийся проходит суммативное оценивание после прибытия в организацию среднего образования (далее – школа) в течение двух недель по индивидуальному графику, составленному школой.

      21. При отсутствии результатов суммативного оценивания за раздел (сквозную тему) и четверть обучающийся является временно не аттестованным.

      22. Суммативные работы обучающихся за текущий учебный год хранятся в школе в течение одного учебного года.

      23. Результаты суммативного оценивания обучающихся в виде баллов переводятся в четвертную и годовую оценки по шкале перевода баллов в оценки согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      24. Информация по итогам формативного и суммативного оценивания предоставляется обучающимся, родителям или законным представителям ребенка в бумажном или электронном формате.

      Результаты формативного оценивания не учитываются при выставлении оценок за четверть и учебный год.

      25. Четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативного оценивания за разделы (сквозные темы) и четверть в процентном соотношении 50% на 50%.

      26. В 1 классе годовая оценка выставляется по итогам 3 и 4 четвертей на основании результатов суммативного оценивания.

      Обучающиеся 1 класса не оставляются на повторный год обучения, за исключением обучающихся, которым рекомендован повторный год обучения на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и (или) по согласованию с родителями или законными представителями ребенка.

      27. Годовая оценка по предметам обучающихся 2-11 (12) классов выставляется на основании суммы результатов суммативного оценивания за разделы (сквозные темы) и четверти в процентном соотношении 50% на 50%.

      Итоговая оценка обучающегося по учебным предметам в 5-11 (12) классах выставляется на основании годовых и экзаменационных оценок.

      28. Для обучающихся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющих годовую оценку "2" по одному или двум предметам, организуется суммативное оценивание за учебный год, включающее содержание материала за учебный год, которое проводится согласно графику, составленному школой.

      Обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющие годовую оценку "2" по трем и более предметам, оставляются на повторный год обучения.

      При получении оценок "3", "4", "5" обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов переводятся в следующий класс.

      29. Обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов, повторно получившие оценку "2", по одному или двум учебным предметам, подлежат дополнительному суммативному оцениванию за учебный год по данным предметам.

      Дополнительное суммативное оценивание проводится до начала нового учебного года.

      В случае получения за дополнительное суммативное оценивание оценки "2" обучающиеся оставляются на повторное обучение.

      30. Пересмотр четвертных, годовых и итоговых оценок не допускается.

      31. При переводе обучающегося из одной школы в другую его результаты за суммативное оценивание (максимальные баллы суммативного оценивания за разделы (сквозные темы) и четверть) оформляются выпиской из электронного (бумажного) журнала, заверяются подписью директора, печатью школы и выдаются вместе с личным делом ученика.

      32. Освобождение обучающихся по состоянию здоровья от учебных предметов "Художественный труд", "Начальная военная и технологическая подготовка" и "Физическая культура" не влияет на их перевод в следующие классы.

Глава 4. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся

      33. Освоение общеобразовательных учебных программ основного среднего, общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся и проводится в форме:

      1) итоговых выпускных экзаменов для обучающихся 9 (10) класса;

      2) государственных выпускных экзаменов для обучающихся 11 (12) класса.

      34. Итоговая аттестация обучающихся 1-8 (9), 10 (11) классов не предусмотрена.

      35. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 (10), 11 (12) классов, освоившие типовые общеобразовательные учебные программы в соответствии с требованиями ГОСО.

      36. Обучающиеся 9 (10) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы основного среднего образования, сдают четыре экзамена, один из них по выбору.

      37. Итоговая аттестация для обучающихся 9 (10) класса проводится в следующих формах:

      1) письменного экзамена по родному языку и литературе (по языку обучения) (сочинение – для обучающихся школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, диктант – для остальных);

      2) письменного экзамена по математике (алгебре);

      3) устного экзамена по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения и устного экзамена по русскому языку в школах с казахским языком обучения;

      4) устного экзамена по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, история Казахстана, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).

      38. Обучающиеся 11 (12) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, сдают итоговую аттестацию в виде пяти экзаменов, один из них по выбору.

      39. Итоговая аттестация для обучающихся 11 (12) класса проводится в следующих формах:

      1) письменного экзамена по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;

      2) письменного экзамена по алгебре и началам анализа;

      3) устного экзамена по истории Казахстана;

      4) тестирования по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения и тестирования по русскому языку в школах с казахским языком обучения;

      5) тестирования по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).

      40. Материалы экзаменационных работ для обучающихся 9 (10) класса готовятся управлениями образования областей, городов Астана и Алматы (далее – управления образования), для обучающихся 9 (10) класса республиканских школ и для обучающихся 11 (12) класса школ – Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).

      41. Обучающиеся 9 (10) класса, имеющие годовые неудовлетворительные оценки по одному и двум предметам, до проведения итоговой аттестации проходят дополнительные контрольные работы в форме тестовых или письменных заданий.

      42. Освобождение обучающихся по состоянию здоровья от учебных предметов "Технология" (Художественный труд), "Начальная военная подготовка" ("Начальная военная и технологическая подготовка") и (или) "Физическая культура" не влияет на их перевод в следующие классы и допуск к итоговой аттестации.

      43. Выпускникам 9 (10) класса, имеющим оценки "5" по изученным предметам, подлежащим включению в приложение к аттестату об основном среднем образовании, выдается аттестат с отличием об основном среднем образовании в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39 "Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правила их выдачи" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10348) (далее – приказ № 39).

      44. Выпускникам 11 (12) классов, имеющим за время обучения в 10 (11) и 11 (12) классах годовые, итоговые оценки и оценки итоговых аттестаций "5" по изученным предметам, выдается аттестат об общем среднем образовании с отличием, утвержденный приказом № 39.

      45. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам в период учебы с 5 по 11 (12) классы и прошедшим итоговую аттестацию по завершении общего среднего образования на оценку "5", выдается аттестат об общем среднем образовании "Алтын белгі" в соответствии с формой, утвержденной приказом № 39, и знак "Алтын белгі".

      46. Выпускникам по образовательным программам автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – выпускники АОО "НИШ"), являющейся экспериментальной площадкой, а также победителям международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени) 2014, 2015, 2016 годов (далее - победители), выдаются сертификаты единого национального тестирования (далее - ЕНТ) на основании перевода баллов внешнего оценивания результатов обучения выпускников АОО "НИШ" и итоговых оценок победителей в баллы сертификата ЕНТ в соответствии со шкалой перевода баллов внешнего оценивания результатов обучения выпускников АОО "НИШ" и итоговых оценок победителей в баллы сертификата ЕНТ согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      47. По результатам итоговой аттестации:

      1) обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов при получении неудовлетворительных оценок по одному или двум предметам допускаются к прохождению в школе повторной итоговой аттестации по данным учебным предметам в форме экзамена;

      2) обучающиеся 9 (10) класса при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам остаются на повторный год обучения;

      3) обучающимся 11 (12) класса при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам выдается справка, выдаваемая лицам, не завершившим образование, в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 июня 2009 года № 289 "Об утверждении формы справки, выдаваемой лицам, не завершившим образование" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5717) (далее – приказом № 289).

      По окончании следующего учебного года обучающиеся, получившие справку, выдаваемую лицам, не завершившим образование, в соответствии с формой, утвержденной приказом № 289, проходят в школе повторную итоговую аттестацию по соответствующим учебным предметам в форме экзамена.

      48. Сроки повторных итоговых аттестации устанавливают управления образования, а также районные и городские отделы образования по согласованию с управлениями образования, для обучающихся республиканских школ – Министерство.

      49. Экзаменационные материалы повторной итоговой аттестации в виде тестирования или в письменной (эссе), устной формах разрабатываются школами самостоятельно.

      Обучающимся 9 (10) класса, сдавшим повторную итоговую аттестацию, выдается аттестат об основном среднем образовании, утвержденный приказом № 39.

      Обучающимся 11 (12) класса, сдавшим повторную итоговую аттестацию, выдается аттестат об общем среднем образовании, утвержденный приказом № 39.

      50. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов освобождаются от итоговой аттестации приказами руководителей управлений образования, обучающиеся республиканских школ – приказом Министра образования и науки Республики Казахстан (далее – Министр) в следующих случаях:

      1) по состоянию здоровья;

      2) инвалиды І-II группы, инвалиды детства, дети-инвалиды;

      3) участники летних учебно-тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международных олимпиадах (соревнованиях);

      4) смерти близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленые полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка);

      5) чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера.

      51. Приказы об освобождении обучающихся от итоговой аттестации издаются на основании следующих документов:

      1) заключения врачебно-консультационной комиссии согласно форме № 035-1/у, утвержденно приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6697), для категории обучающихся указанных в подпункте 1) и 2) пункта 30 настоящих Правил;

      2) выписки из решения педсовета и ходатайства школы, для категории обучающихся указанных в пункте 30 настоящих Правил;

      3) подлинников и копий табелей успеваемости обучающихся (далее - табель) в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 октября 2007 года № 502 "Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4991), для категории обучающихся указанных в пункте 30 настоящих Правил. Подлинники табелей после сверки с его копиями возвращаются администрации школы.

      Документы, указанные в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, заверяются подписью руководителя и печатью школы.

      52. Обучающийся 9 (10) и 11 (12) классов, заболевший в период итоговой аттестации, сдает пропущенные экзамены после выздоровления.

      53. Досрочная итоговая аттестация выпускников 9 (10) и 11 (12) классов, допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительства при предъявлении подтверждающих документов и проводится в форме итоговых выпускных экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.

      54. Выпускники 11 (12) класса, выезжавшие на учебу за рубеж по линии международного обмена, и окончившие там образовательные учреждения, итоговую аттестацию за 11 (12) класс проходят в школах Республики Казахстан.

      До начала итоговой аттестации решением школьной комиссии данные выпускники проходят аттестацию по предметам инвариантного компонента Типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 "Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170) не изучавшимся за рубежом.

      После прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании, утвержденный приказом № 39, с учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в школах Республики Казахстан.

      55. Подготовку экзаменационных материалов для выпускников 9 (10) и 11 (12) класса, выезжающих за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительства и для выпускников 11 (12) класса, выезжающих на учебу за рубеж по линии международного обмена обучающимися осуществляет школа.

      56. Обучающиеся на период их полного курса обучения по программам международного обмена, числятся в контингенте школ Республики Казахстан, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена обучающимися.

      57. Вопрос о необходимости проведения итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями и обучающихся специальных классов общеобразовательных школ решается районным, городским отделом образования или управлением образования в соответствии с медицинским диагнозом обучающихся.

      Экзаменационные материалы итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях разрабатываются управлениями образования.

      58. В 9 (10) классе на диктант отводится 2 астрономических часа, на сочинение – 4 астрономических часа, на математику (алгебру) (письменно) – 3 астрономических часа (в специализированных школах физико-математического направления – 4 часа).

      59. В 11 (12) классе на эссе отводится 3 астрономических часа, на алгебру и начала анализа – 5 астрономических часа.

      Для детей с особыми образовательными потребностями, которые проходят итоговую аттестацию, предоставляется дополнительное время при сдаче экзамена, согласно решения Экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся (далее – Комиссия) в соответствии с рекомендациями школы.

      60. Письменные экзамены проводятся в просторных классных помещениях, где обучающиеся 11 (12) класса садятся по одному, а обучающиеся 9 (10) класса – по одному или по двое.

      Для выполнения письменных работ и подготовки к устным ответам обучающимся выдается бумага со штампом школы. Обучающиеся, выполнившие работу, сдают ее Комиссии вместе с черновиками.

      Обучающиеся, не закончившие работу в отведенное для экзамена время, сдают ее незаконченной.

      61. В период проведения письменного экзамена (кроме диктанта) обучающемуся разрешается выйти на 5 минут из классного помещения. В этом случае он сдает работу Комиссии, на экзаменационной работе отмечается продолжительность отсутствия обучающегося на экзамене.

      Для детей с особыми образовательными потребностями предоставляется более продолжительное время для перерыва.

      62. По окончании письменного экзамена и тестирования члены Комиссии проверяют работы обучающихся в здании школы.

      Непроверенные работы сдаются на хранение руководителю школы. При проверке ошибки подчеркиваются. В эссе, за курс общего среднего образования, количество ошибок указывается отдельно.

      На письменные работы по математике (алгебре), оцененные на "2" и "5", Комиссией школы даются рецензии.

      Сочинение в 9 (10) классе и эссе в 11 (12) классе оценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа по математике (алгебре) за курс основного и общего среднего образования – одной.

      63. Письменные экзаменационные работы во всех классах школы начинаются в 9 часов 00 минут утра по местному времени. В исключительных случаях (при наличии в школе большого числа обучающихся) для соблюдения пунктов настоящих Правил допускается проведение экзаменов в 2-3 потока.

      Пакеты с темами эссе вскрываются за 15 минут до начала экзамена в присутствии обучающихся и членов Комиссии школы.

      Пакеты с материалами по математике в 9 и 11 классах вскрываются за 1 час до начала экзаменов в присутствии только членов Комиссии школы для проверки правильности условий предложенных заданий.

      64. На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).

      65. Тестирование проводится в пределах учебных предметов, определенных подпунктом 4) и 5) пункта 39 настоящих Правил, с помощью тестовых заданий, разработанных Республиканским государственным казенным предприятием "Национальный центр тестирования" (далее – НЦТ) в соответствии с ГОСО.

      66. В 11 (12) классе на тестирование отводится по каждому предмету 80 минут.

      67. Проверка результатов теста осуществляется в школе Комиссией, формируемой при школе тот же день на основании предоставленных им кодов правильных ответов.

      68. Количество и форма тестовых заданий, форма листа ответов для тестирования определяются спецификацией теста в разрезе каждого предмета, профиля и языка обучения. Спецификация теста разрабатывает НЦТ.

      69. После проведения устных или письменных экзаменов, тестирования по каждому предмету в 9 (10), 11 (12) классах и переводных экзаменов в 5-8, 10 классах Комиссия в тот же день выставляет обучающимся экзаменационные и итоговые оценки и вносит их в бумажный и электронный Протокол экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам (далее – Протокол). Протокол подписывается членами Комиссии школы.

      70. При выставлении итоговой оценки обучающимся, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются четвертные (полугодовые) и годовые оценки, полученные ими в школе (классе или группе) при лечебном учреждении.

      71. Оценки, полученные обучающимися на устном экзамене, объявляются им после окончания экзамена в данном классе или группе.

      На основании письменного заявления, обучающийся в присутствии председателя Комиссии школы ознакамливается с результатами проверки своей письменной работы.

      72. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов, получившие оценку "2" на очередном экзамене, допускаются к следующему экзамену.

      73. При выведении итоговых оценок по предмету надлежит руководствоваться следующим:

      1) итоговая оценка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом четвертных (полугодовых) оценок за текущий учебный год (учитывается при экзаменационной оценке "4" или "5");

      2) при неудовлетворительной экзаменационной оценке не выставляется положительная итоговая оценка;

      3) итоговая оценка выставляется не выше экзаменационной.

      74. При несогласии с оценкой, выставленной за письменную работу или результатом тестирования, обучающийся обращается до 13 часов 00 минут следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Комиссию, созданную при районных, городских отделах образования, управлениях образования, а также при Министерстве для обучающихся республиканских школ.

      75. Для проведения итоговой атестации в срок до 1 февраля текущего года создается Комиссия: при школах - приказом директора школы, при районном, городском отделе образования - приказом его руководителя, при управлении образования - приказом его руководителя, при Министерстве (для республиканских школ) - приказом Министра.

      76. В состав Комиссии при школе включаются учителя-предметники и заместители директора школы (при наличии), представители общественных организаций (при наличии) и родительских комитетов. Комиссию возглавляет директор школы или лицо, заменяющее его.

      Количество членов Комиссии при школе составляет не менее пяти человек при одном выпускном класс-комплекте основной и средней школы, и не менее семи человек при двух и более выпускных класс-комплектах основной и средней школы.

      77. В состав Комиссии при районном, городском отделе образования включаются учителя-предметники, специалисты отделов образования, представители общественных организаций и родительских комитетов, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудника отдела образования. Комиссию возглавляет руководитель отдела образования или лицо, заменяющее его.

      78. В состав Комиссии при управлении образования включаются учителя-предметники, специалисты управления образования, представители общественных организаций и родительских комитетов, средств массовой информации, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудника управления образования. Комиссию возглавляет руководитель управления образования или лицо, заменяющее его.

      79. В состав Комиссии при Министерстве включаются учителя-предметники, представители общественных организаций и родительских комитетов, сотрудники Министерства и подведомственных организаций Министерства, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудников Министерства. Комиссию возглавляет вице-министр образования и науки Республики Казахстан.

      80. Комиссией, формируемой при школе, осуществляются следующие мероприятия:

      1) проведение разъяснительных работ для обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;

      2) формирование и направление в филиал НЦТ списков обучающихся 11 (12) класса, сдающих итоговую аттестацию с указанием перечня предметов, выбранных обучающимися 11 (12) класса, в срок до 1 марта текущего года;

      3) организация работы по проведению итоговой аттестации, а так же подготовке обучающихся к итоговой аттестации;

      4) рассмотрение письменных экзаменационных работ и заслушивание устных экзаменационных ответов, проверка результатов тестирования обучающихся 9 (10) и 11 (12) классов, в том числе претендующих на получение аттестатов об общем среднем образовании с отличием и "Алтын белгі";

      5) после завершения письменных экзаменационных работ, тестирования и заслушивания устных экзаменационных ответов направляет электронный вариант Протокола в отделы или управления образования;

      6) выдача и использование результатов тестирования;

      7) перевод баллов результатов тестирования в оценки в соответствии со Шкалой перевода баллов тестирования в оценки аттестата о среднем общем образовании согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

      8) рассмотрение обоснованности предложений, поступивших на апелляцию и принятие решения.

      81. Комиссиями, формируемыми при районном, городском отделе образования, управлении образования, Министерстве, осуществляются следующие мероприятия:

      1) проведение информационно-разъяснительной работы среди обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;

      2) организация работы по проведению итоговой аттестации;

      3) рассмотрение обоснованности предложений, поступивших на апелляцию и принятие окончательного решения.

      82. Заключительное заседание Комиссии, формируемой при школе по подведению итогов работы и принятию решения об утверждении списка обучающихся, награждаемых знаком "Алтын белгі", проводится не позднее 12 июня текущего года.

      83. Списки обладателей аттестатов об основном среднем образовании с отличием, аттестатов об общем среднем образовании с отличием и об общем среднем образовании "Алтын белгі" и знака "Алтын белгі" утверждается приказом директора школы.

      84. Управления образования и республиканские школы предоставляют в Министерство итоговые данные о результатах итоговой аттестации обучающихся не позднее 1 июля текущего года.

      85. Результаты итоговой аттестации обучающися обсуждаются на педсовете при участии всех членов Комиссии, формируемой при школе, по итогам работы за учебный год в августе месяце текущего года. Педсовет принимает меры по улучшению качества учебно-воспитательной работы.

  Приложение 1
к Типовым правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся
в организациях образования,
реализующих
общеобразовательные учебные
программы начального,
основного среднего,
общего среднего образования

Шкала перевода баллов в оценки

Процентное содержание баллов
в 1 классе (%)

Процентное содержание баллов во 2-11 (12) классах (%)

Оценка

0-20

0-39

неудовлетворительно - "2"

21 - 50

40 - 64

удовлетворительно - "3"

51 - 80

65 - 84

хорошо - "4"

81 - 100

85 - 100

отлично - "5"

  Приложение 2
к Типовым правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся
в организациях образования,
реализующих
общеобразовательные учебные
программы начального,
основного среднего,
общего среднего образования

Шкала
перевода баллов внешнего оценивания результатов обучения выпускников АОО "НИШ" и итоговых оценок победителей в баллы сертификата ЕНТ

Предметы

Для победителей

Для выпускников АОО "НИШ"

3 (удовлетворительно)

4 (хорошо)

5 (отлично)

U (1)

E (2)

D (3)

C (4)

B (5)

A (6)

A* (7)

1

Казахский язык (грамотность чтения)

12

16

20

6

9

12

15

17

19

20

2

Казахский язык (профильный предмет)

24

32

40

12

18

24

30

34

38

40

3

Русский язык (грамотность чтения)

12

16

20

6

9

12

15

17

19

20

4

Русский язык (профильный предмет)

24

32

40

12

18

24

30

34

38

40

5

История Казахстана

12

16

20

6

9

12

15

17

19

20

6

Математика (математическая грамотность)

12

16

20

6

9

12

15

17

19

20

7

Математика (профильный предмет)

24

32

40

12

18

24

30

34

38

40

8

Профильные предметы

24

32

40

12

18

24

30

34

38

40

      * Наивысший результат

  Приложение 3
к Типовым правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся
в организациях образования,
реализующих
общеобразовательные учебные
программы начального,
основного среднего,
общего среднего образования
  Форма

Протокол
экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования

      по ___________________________________ в ________________________
             (наименование учебного предмета)       (наименование школы)

      ________________________________________________________________
(наименование города (села))

      ________________________________________________________________
(наименование района)

      ____________________________________ области Республики Казахстан.

      В состав экзаменационной комиссии входят:

      ________________________________________________________________
Ф. И. О. (при его наличии) председателя экзаменационной комиссии

      ________________________________________________________________
Ф. И. О. (при его наличии) экзаменатора ______________________________________________________________________
Ф. И. О. (при наличии) ассистентов

      Пакет с экзаменационными материалами, присланный из управления образования (Министерства) вскрыт в _____ час. ____ мин.

      Экзаменационный (тестовый) материал, присланный в пакете, прилагается к настоящему протоколу.

      На экзамен (тестирование) явились:

      ________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) обучающихся)

      На экзамен (тестирование) не явились:

      ________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) обучающихся)


      Экзамен (тестирование) начался в ____час. ____ мин.

      Экзамен (тестирование) закончился в ___час. ____мин.


      По результатам экзамена (тестирования) выставлены следующии оценки:

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) экзаменующегося

Тема и вариант письменной работы, № билета

Экзаменационная оценка (прописью)

Годовая оценка (прописью)

Итоговая оценка (прописью)

1






2






      Особые мнения членов экзаменационной комиссии об оценках ответов отдельных обучающихся:

      _________________________________________________________________


      Дата проведения экзамена (тестирования) "___" __________20__ г.

      Дата внесения в протокол оценок "___"__________ 20__ г.


      Председатель Комиссии       ___________________ ___________
Ф.И.О. (при его наличии) подпись

      Экзаменующий учитель ________________ __________

       Ф.И.О. (при его наличии) подпись

      Ассистенты ___________________ ___________

       Ф.И.О. (при его наличии) подпись

       ___________________ _________

       Ф.И.О. (при его наличии) подпись

      Примечание: аналогичный электронный вариант Протокола используется наравне с бумажным вариантом.

  Приложение 4
к Типовым правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся
в организациях образования,
реализующих
общеобразовательные учебные
программы начального,
основного среднего,
общего среднего образования

Шкала
перевода баллов тестирования в оценки аттестата
об общем среднем образовании

№ п/п

Предмет

2
(неудовлетворительно)

3
(удовлетворительно)

4
(хорошо)

5
(отлично)

1

Казахский язык для школ с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения

0 – 8

9 – 24

25 – 32

33 – 40

2

Русский язык для школ с казахским языком обучения

0 – 8

9 – 24

25 – 32

33 – 40

4

Геометрия

0 – 12

13– 36

37 –48

49 – 60

5

Физика

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

6

Химия

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

7

Биология

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

8

География

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

9

Всемирная история

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

10

Русская литература

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

11

Казахская литература

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

12

Английский язык

0 – 8

9 – 24

25 – 32

33 – 40

13

Французский язык

0 – 8

9 – 24

25 – 32

33 – 40

14

Немецкий язык

0 – 8

9 – 24

25 – 32

33 – 40

15

Информатика

0 – 6

7 – 13

14 – 20

21 – 27