Оглавление

О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра энергетики Республики Казахстан и Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан

Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 17 ноября 2016 года № 496. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 декабря 2016 года № 14537. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № 289

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 04.08.2021 № 289 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие см. п.4

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый перечень некоторых приказов Министра энергетики Республики Казахстан и Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения (далее - Перечень).

      2. Департаменту по изменению климата Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в течение десяти календарных дней со дня его государственной регистрации на официальное опубликование в периодические печатные издания, информационно-правовую систему "Әділет" и в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан" для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пунктов 1, 5, 7 и 9 Перечня, которые вводятся в действие с 1 января 2018 года.

Исполняющий обязанности


Министра энергетики


Республики Казахстан

М. Мирзагалиев


  Утвержден
приказом и.о. Министра энергетики
Республики Казахстан
от 17 ноября 2016 года № 496

Перечень некоторых приказов Министра энергетики Республики
Казахстан и Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения

      1. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 10.06.2021 № 193 (вводится в действие с 01.07.2021).

      2. В приказе Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 10 мая 2012 года № 148-ө "Об утверждении Правил конвертации единиц проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов в единицы квот" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7688, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 4 июля 2012 года № 211-212 (27030-27031)):

      в Правилах конвертации единиц проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов в единицы квот, утвержденных указанным приказом:

      подпункт 3) пункта 2 изложить в следующей редакции:

      "3) единицы проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов - единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированного сокращения выбросов, единицы внутреннего сокращения выбросов и единицы поглощения парниковых газов.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Конвертация единиц проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов в единицы квот осуществляется при наличии соответствующего количества единиц на соответствующем субсчете и счете в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Оператор Государственного реестра углеродных единиц принимает решение об отказе в конвертации в случае отсутствия необходимого количества единиц проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов на счету заявителя в Государственном реестре углеродных единиц.";

      пункт 15 исключить.

      3. В приказе Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 11 мая 2012 года № 150-ө "Об утверждении Правил подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7689, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 22 августа 2012 года № 280-281 (27099-27100)):

      Правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов утвержденных указанным приказом, изложить в новой редакции, согласно приложению 2 к настоящему перечню.

      4. В приказе Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 14 мая 2012 года № 156-ө "Об утверждении Правил разработки внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов и перечня отраслей и секторов экономики, в которых они могут осуществляться" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7730, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 23 августа 2012 года № 282-283 (27101-27102)):

      в Правилах разработки внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов и перечня отраслей и секторов экономики, в которых они могут осуществляться, утвержденных указанным приказом:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

      1) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов или уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого внутреннего проекта, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов;

      2) внутренний проект по сокращению выбросов (далее – внутренний проект) - деятельность или виды деятельности, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, осуществляемые на основе механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов и изменяющие условия, идентифицированные в базовом сценарии.";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Разработка внутренних проектов осуществляется заявителем проекта.";

      подпункты 4) и 5) пункта 4 изложить в следующей редакции:

      "4) разработка процедур количественной оценки и мониторинга в отношении сокращений и увеличения поглощения парниковых газов на основе национальных или международных методик;

      5) подготовка проектной документации и плана мониторинга проекта на основе национальных или международных методик.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Заявитель проекта проводит оценку базового сценария внутреннего проекта на основе:

      1) сведений о фактических выбросах парниковых газов из источников и (или) их абсорбции поглотителями;

      2) учета возможных неопределенностей в отношении условий реализации внутреннего проекта;

      3) учета стратегических планов, программ и действия регулирующих норм по соответствующим видам экономической деятельности;

      4) одной из утвержденных национальных или международных методик.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Заявитель проекта разрабатывает процедуры количественного определения сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения по отношению к базовому сценарию проекта.";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Описание разработанных или использованных заявителем проекта процедур количественного определения и мониторинга включается в план мониторинга, который составляется по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.";

      в приложении 1 к указанному приказу:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Информация о заявителе внутреннего проекта: Фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица; регистрационные данные, адрес; контактное лицо по проекту; основной вид деятельности.";

      в Перечне отраслей и секторов экономики, в которых могут осуществляться внутренние проекты, утвержденном указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Отрасли экономики:

      1) горнодобывающая и металлургическая (в части проектов утилизации шахтного метана);

      2) сельское хозяйство;

      3) жилищно-коммунальное хозяйство;

      4) озеленение лесных и степных территорий;

      5) предотвращение деградации земель;

      6) возобновляемые источники энергии;

      7) переработка коммунальных и промышленных отходов;

      8) транспорт;

      9) энергоэффективное строительство;

      10) энергосбережение и повышение энергоэффективности.".

      5. В приказе Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 14 мая 2012 года № 157-ө "Об утверждении Правил ведения мониторинга, учета и отчетности по углеродным единицам выбросов парниковых газов для целей торговли" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7729, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 18 августа 2012 года № 276-278 (27095-27097)):

      Правила ведения мониторинга, учета и отчетности по углеродным единицам выбросов парниковых газов для целей торговли, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции, согласно приложению 3 к настоящему перечню.

      6. В приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 12 февраля 2015 года № 76 "Об утверждении Правил реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10447, опубликованный от 27 марта 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      в Правилах реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, утвержденных указанным приказом:

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов или уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого внутреннего проекта, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов;

      2) проектный период – срок, в течение которого производится или может производиться выпуск проектных углеродных единиц на основе периодического подтверждения и утверждения результатов проекта;

      3) проектные углеродные единицы - единицы внутреннего сокращения выбросов, единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированного сокращения выбросов;

      4) проектный механизм - последовательный процесс разработки и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и (или) увеличение поглощений парниковых газов в соответствии с порядком и критериями, установленными Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и (или) экологическим законодательством Республики Казахстан;

      5) базовый уровень поглощения парниковых газов - выраженная в тоннах эквивалента двуокиси углерода величина поглощения парниковых газов за определенный период при существующих условиях эксплуатации без реализации проекта, направленного на увеличение поглощения парниковых газов;

      6) увеличение поглощения парниковых газов - расчетное увеличение поглощения парниковых газов по отношению к базовому сценарию;

      7) сокращение выбросов парниковых газов - расчетное снижение выбросов парниковых газов по отношению к базовому сценарию;

      8) базовый уровень выбросов парниковых газов - выраженная в тоннах эквивалента двуокиси углерода величина выбросов парниковых газов, произведенных объектом выбросов этих газов за определенный период при условии использования существующих на данном объекте технологий, оборудования и при других наиболее вероятных условиях, которые могут иметь место без реализации проекта, направленного на сокращение выбросов парниковых газов;

      9) трэк I - способ осуществления проектов по механизму совместного осуществления, который позволяет самой стране при условии соответствия требованиям, установленным Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Киотский протокол), верифицировать данные проекты и вводить в обращение соответствующее количество единиц сокращения выбросов;

      10) трэк II - способ осуществления проектов по механизму совместного осуществления, в рамках которого данные проекты проходят процедуру верификации под надзором уполномоченного международного органа;

      11) субъект администрирования - оператор установки, объем выбросов парниковых газов которой составляет от десяти до двадцати тысяч тонн эквивалента двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича.";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Решение о признании реализации проекта на условиях одного из проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов принимается уполномоченным органом при условии соответствия проекта требованиям, установленным Киотским протоколом и (или) экологическим законодательством Республики Казахстан.";

      пункты 19, 20 и 21 изложить в следующей редакции:

      "19. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами по соответствующему виду проектного механизма, проводится валидация проектной документации и плана мониторинга аккредитованным органом по валидации и верификации.

      20. Мониторинг сокращения выбросов и (или) увеличения поглощения парниковых газов относительно определенного в проектном предложении базового сценария осуществляется на основе плана мониторинга проекта.

      21. При подаче отчетности по результатам реализации проекта в уполномоченный орган заявитель проекта предоставляет информацию о любых существенных отклонениях от одобренного плана мониторинга в соответствии с требованиями настоящих Правил по соответствующему проектному механизму.";

      пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:

      "26. Заявленные в периодических отчетах результаты по сокращению выбросов парниковых газов либо увеличению их поглощения в случае проектов, реализуемых на территории Республики Казахстан, подлежат верификации.

      27. Верификация по проектам по механизмам совместного осуществления по трэку I осуществляется аккредитованными органами по валидации и верификации.".

      дополнить главой 3 следующего содержания:

      "Глава 3. Порядок участия субъектов администрирования в реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов

      36. Субъекты администрирования участвуют в проектах по механизмам совместного осуществления, чистого развития только после прохождения Республикой Казахстан международных процедур по определению установленного количества в соответствии с Рамочной Конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата, ратифицированной Указом Президента Республики Казахстан от 4 мая 1995 года № 2260, и представления соответствующих данных по стране в международный регистрационный журнал операций.

      37. Субъекты администрирования участвуют в качестве заявителя проекта, направленного на сокращение выбросов и поглощение парниковых газов.

      38. Уполномоченный орган на основе представленного субъектом администрирования отчета об инвентаризации парниковых газов определяет соответствие субъекта администрирования требованиям по квотированию выбросов парниковых газов согласно статьи 94-2 Кодекса. В случае, если объем выбросов парниковых газов превышает эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год, субъект администрирования подает документы на оформление квоты на выбросы парниковых газов на соответствующую установку (установки) в уполномоченный орган, в порядке установленным Правилами выдачи, изменения и погашения квот на выбросы парниковых газов, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 28 июня 2016 года № 292 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 14012), начиная с текущего года.

      39. Проекты внутреннего сокращения выбросов парниковых газов не осуществляются физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан в отношении установки (установок), которая подпадает под требования по квотированию выбросов парниковых газов.".

      7. В приказе Министра энергетики Республики Казахстан от

      12 февраля 2015 года № 79 "Об утверждении Правил создания и обращения частей установленного количества, единиц сокращения выбросов, единиц сертифицированного сокращения выбросов, единиц поглощения парниковых газов и других производных, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10449, опубликованный от

      23 марта 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      в заголовок и пункт 1 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      в Правилах создания и обращения частей установленного количества, единиц сокращения выбросов, единиц сертифицированного сокращения выбросов, единиц поглощения парниковых газов и других производных, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:

      в наименование и пункт 1 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Создание и обращение углеродных единиц на территории Республики Казахстан осуществляется на основе проведения операций в государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан, который формируется и ведется оператором, являющимся подведомственной организацией по регулированию выбросов парниковых газов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее - уполномоченный орган) в соответствии с Правилами ведения государственного реестра углеродных единиц, утвержденных приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 10 мая 2012 года № 147-ө (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7702).".

      8. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 10.06.2021 № 193 (вводится в действие с 01.07.2021).

      9. В приказе Министра энергетики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 221 "Об утверждении Правил мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10850, опубликованный от 15 мая 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      в Правилах мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов, утвержденных указанным приказом:

      подпункт 2) пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "2) оператор установки – физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится установка;";

      подпункт 4) пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "4) план мониторинга выбросов парниковых газов (далее – план мониторинга) – документ, разрабатываемый оператором установки на период действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденного на соответствующий период или на срок реализации проектов и программ по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов;";

      подпункт 12) пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "12) уровень заверения – степень достоверности данных, которая требуется от органа по валидации и верификации при верификации отчета об инвентаризации парниковых газов для выявления в нем существенных ошибок, упущений или ошибочных толкований и соответствия Формам отчетов об инвентаризации парниковых газов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 28 июля 2015 года № 502 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11818).";

      пункты 6, 7 и 8 изложить в следующей редакции:

      "6. Оператор установки разрабатывает и представляет в уполномоченный орган валидированный план мониторинга до первого апреля первого года действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденного на соответствующий период.

      7. Оператор установки осуществляет мониторинг парниковых газов в соответствии с планом мониторинга, валидированным аккредитованным органом по валидации и верификации. Любые отклонения от плана мониторинга, выявленные ошибки в определении объемов выбросов парниковых газов фиксируются оператором установки в его внутренней документации, которая является доступной для аккредитованного органа по валидации и верификации, осуществляющего верификацию отчета об инвентаризации парниковых газов.

      8. План мониторинга применяется оператором установки в течение всего периода действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденного на соответствующий период.";

      подпункт 2) пункта 16 изложить в следующей редакции:

      "2) данные паспорта установки;";

      подпункт 1) пункта 17 изложить в следующей редакции:

      "1) идентификационные данные по установке и ее оператору, включая название, адрес, контактное лицо по отчетности, вид деятельности, по которому квотируются выбросы парниковых газов и отчетный год;";

      пункты 18 и 19 изложить в следующей редакции:

      "18. Верификация ежегодных отчетов операторов установок об инвентаризации парниковых газов проводится аккредитованными органами по валидации и верификации. При этом не подлежат верификации отчеты об инвентаризации парниковых газов, предоставляемые субъектами администрирования.

      19. Верификация ежегодного отчета об инвентаризации парниковых газов проводится в период с 1 января до 1 апреля года, следующего за отчетным.";

      пункт 20 исключить;

      пункт 21 изложить в следующей редакции:

      "21. Контроль инвентаризации парниковых газов осуществляется путем рассмотрения уполномоченным органом ежегодного верифицированного отчета об инвентаризации парниковых газов на предмет соответствия подпункту 29) статьи 17 Кодекса, полноты представленных в нем данных и информации.";

      пункт 22 изложить в следующей редакции:

      "22. Оператор установки представляет ежегодный верифицированный отчет об инвентаризации парниковых газов или заполняют электронную форму отчета в системе Государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов до 1 апреля года, следующего за отчетным.".

  Приложение 1
к перечню некоторых приказов
Министра энергетики Республики Казахстан
и Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан, в которые
вносятся изменения и дополнения

      Сноска. Приложение 1 утратило силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 10.06.2021 № 193 (вводится в действие с 01.07.2021).

  Приложение 2
к перечню некоторых приказов
Министра энергетики Республики Казахстан
и Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан, в которые
вносятся изменения и дополнения
Утверждены
приказом Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 11 мая 2012 года № 150-ө

Правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности
и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов
парниковых газов
Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов (далее - Правила) определяют порядок подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

      1) маломасштабный проект – проект, связанный с возобновляемыми источниками энергии мощностью до 15 мегаватт либо направленный на улучшение энергоэффективности со снижением потребления энергии в объеме до 7380 тонн условного топлива в год, либо позволяющий снизить выбросы парниковых газов в пределах до 60 метрических килотонн эквивалента диоксида углерода за проектный период;

      2) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов или уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого внутреннего проекта, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов;

      3) заявитель проекта – физическое или юридическое лицо, представляющее проект на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган);

      4) тип проекта - обычный проект, маломасштабный проект, связанный проект, проект, относящийся к изменению землепользования либо к повышению лесистости;

      5) проектный период – срок, в течение которого производится выпуск проектных углеродных единиц на основе периодического подтверждения и утверждения результатов проекта;

      6) утечка - воздействие на выбросы или поглощение парниковых газов вне места реализации проекта, обусловленное деятельностью по проекту, но не включенное в его границы;

      7) уровень существенности - количественное пороговое значение, которое используется для подготовки заключения о верификации отчета о реализации внутреннего проекта по сокращению выбросов парниковых газов;

      8) мониторинг - проводимая по внутренним проектам непрерывная или периодическая оценка выбросов и поглощения парниковых газов или других сопутствующих данных по деятельности, связанных с выбросами и/или поглощением парниковых газов;

      9) внутренний проект (далее - проект) - деятельность или виды деятельности, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов, осуществляемые на основе механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов и изменяющие условия, идентифицированные в базовом сценарии.

Глава 2. Порядок подготовки рассмотрения и одобрения внутренних
проектов по сокращению выбросов парниковых газов

      3. Для принятия решения о возможности реализации проекта, заявитель проекта представляет последовательно на рассмотрение уполномоченного органа следующие документы:

      1) концепция проекта (проектная идея);

      2) проектная документация;

      3) план мониторинга.

      4. Рассмотрение и одобрение проектов проводится уполномоченным органом в одну или две стадии.

      5. При одностадийной процедуре рассмотрения от заявителя проекта не требуется представления концепции проекта (проектной идеи) для принятия решения об одобрении проекта и определения целесообразности разработки проектной документации и плана мониторинга.

      6. При двустадийной процедуре рассмотрения уполномоченный орган первоначально рассматривает концепцию проекта (проектную идею). В случае одобрения проекта заявитель проекта разрабатывает проектную документацию и план мониторинга для их последующей подачи на рассмотрение уполномоченного органа.

      7. Одностадийная процедура рассмотрения применяется к следующим маломасштабным проектам:

      1) проекты по использованию ветровой энергии;

      2) проекты по использованию солнечной энергии;

      3) восстановление и строительство малых гидроэлектростанций;

      4) проекты по использованию биогаза;

      5) перевод угольных теплоэлектростанций на газ;

      6) утилизация свалочного метана;

      7) перевод общественного автотранспорта на газ и электричество;

      8) утилизация попутного газа на нефтяных месторождениях;

      9) утилизация метана и коксового газа угольных шахт;

      10) утилизация отходящих газов производства феррохрома.

      8. Не позднее, чем за 20 календарных дней до подачи проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа заявитель проекта обеспечивает общественный доступ к проектной документации, а также к плану мониторинга с целью предоставления возможностей обсуждения проекта заинтересованными сторонами.

      9. Заявитель проекта отражает результаты обсуждения проекта в проектной документации.

      10. Проектная документация и план мониторинга до подачи в уполномоченный орган подлежат валидации аккредитованным органом по верификации и валидации (далее – аккредитованный орган).

      11. Решение по представленной на рассмотрение концепции проекта (проектной идеи) принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.

      Решение по представленным на рассмотрение проектной документации и плану мониторинга принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.

      12. Решение об одобрении проекта принимается уполномоченным органом на основании документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил.

      13. Отрицательное решение по проекту принимается уполномоченным органом в следующих случаях:

      1) представленные заявителем проекта документы содержат неполные, ненадлежащим образом подготовленные или недостоверные сведения;

      2) отсутствие возможностей для реализации проекта по месту расположения, указанному в проектной документации.

      14. Одобрение проекта уполномоченным органом является основанием для последующей реализации проекта и получения единиц внутреннего сокращения выбросов парниковых газов в установленном уполномоченным органом порядке.

Глава 3. Порядок учета внутренних проектов по сокращению
выбросов парниковых газов

      15. Уполномоченный орган осуществляет учет одобренных проектов.

      16. Информация об одобренных проектах размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа с указанием следующих сведений:

      1) наименование проекта;

      2) сведение о заявителе проекта;

      3) о месте расположения, на котором предполагается реализация проекта;

      4) заявленный по проекту объем сокращений выбросов.

Глава 4. Порядок мониторинга и отчетности внутренних проектов
по сокращению выбросов парниковых газов

      17. Для получения единиц внутреннего сокращения выбросов по одобренным проектам в течение периода их реализации проводится мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов, а также предоставляются ежегодные отчеты о реализации проекта уполномоченному органу.

      18. Заявитель проекта проводит мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения в течение всего периода выпуска углеродных единиц по проекту на основе плана мониторинга, одобренного уполномоченным органом.

      19. Процедуры мониторинга, применяемые по проектам, определяют:

      1) цель мониторинга;

      2) виды данных и информации, включая единицы измерений;

      3) источник (источники) данных;

      4) способы мониторинга (метод расчета, метод измерения);

      5) применяемые методики мониторинга;

      6) время проведения мониторинга и его периодичность;

      7) обязанности участников мониторинга;

      8) систему управления мониторинговой информацией.

      20. В рамках проведения мониторинга проводится количественная оценка по каждому из парниковых газов, на сокращение выбросов и (или) увеличение поглощения которых направлен проект, с последующим их пересчетом в эквивалент тонны двуокиси углерода.

      21. При использовании измерительного оборудования и оборудования для проведения мониторинга заявитель проекта обеспечивает калибровку данного измерительного оборудования.

      22. В случае отсутствия утвержденной методики расчета выбросов парниковых газов оператор установки вправе разработать собственную методику, которая подлежит согласованию с уполномоченным органом.

      23. Подготовка и представление в уполномоченный орган ежегодного отчета осуществляются заявителем проекта за предыдущий отчетный год.

      24. Подача отчетов о реализации проектов является добровольной. Непредоставление или несвоевременное предоставление отчета не рассматривается в качестве нарушения заявителем проекта.

      25. Отчеты о реализации проектов, предоставляемые в уполномоченный орган включают следующую информацию:

      1) данные о заявителе проекта;

      2) краткое описание проекта, включая название и тип проекта, его масштабы и границы, место проведения, продолжительность периода выпуска углеродных единиц и виды выполняемых по проекту работ;

      3) указание отчетного периода;

      4) данные о выбросах парниковых газов и/или их поглощении, по которым проводится мониторинг в рамках проекта, с указанием общего их объема за отчетный период в эквиваленте тонны двуокиси углерода;

      5) данные о достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения в результате реализации проекта за отчетный период;

      6) сведения о верификации заявленных сокращений выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения;

      7) описание базового сценария проекта;

      8) информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от одобренной проектной документации и плана мониторинга;

      9) описание критериев, процедур и документов, использованных в качестве основы для расчетов сокращения выбросов парниковых газов и/или увеличения их поглощения;

      10) подпись заявителя проекта (ФИО), печать;

      11) отчет о реализации проекта подтвержден аккредитованным органом:

      полное наименование аккредитованного органа, осуществляющего верификацию, БИН;

      номер и срок аттестата об аккредитации или дата, серия, номер свидетельства об аккредитации;

      юридический адрес аккредитованного органа;

      телефон, факс;

      электронная почта;

      ФИО, ответственного за верификацию;

      подтверждение сокращения выбросов или поглощения парниковых газов в следующем объеме:

      _____ тонн двуокиси углерода;

      _____ тонн общих выбросов парниковых газов в эквиваленте двуокиси углерода;

      подпись руководителя аккредитованного органа (ФИО), печать.

      26. До подачи в уполномоченный орган отчет о реализации проекта подлежит верификации аккредитованным органом.

      27. Уровень существенности для проведения верификации отчетов о реализации проектов составляет 5 %.

      28. Уполномоченный орган принимает решение об утверждении либо о неутверждении отчета о реализации проекта в течение тридцати календарных дней со дня его получения.

      29. Уполномоченный орган принимает решение о неутверждении отчета по следующим основаниям:

      1) представление недостоверной информации в отчете;

      2) выявление несоблюдения заявителем проекта установленных законодательством Республики Казахстан требований;

      3) отсутствие верификации.

      30. В случае утверждения отчета о реализации проекта его заявитель приобретает право на получение единиц внутреннего сокращения выбросов в количестве, заявленном в утвержденном отчете о реализации проекта.

  Приложение 3
к перечню некоторых приказов
Министра энергетики Республики Казахстан
и Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан, в которые
вносятся изменения и дополнения
Утверждены
приказом Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 14 мая 2012 года № 157-ө

Правила ведения мониторинга, учета и отчетности по углеродным
единицам выбросов парниковых газов для целей торговли
Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила ведения мониторинга, учета и отчетности по углеродным единицам выбросов парниковых газов для целей торговли (далее – Правила) определяют порядок ведения мониторинга, учета и отчетности по углеродным единицам выбросам парниковых газов для целей торговли в Республике Казахстан и операций проводимых с ними и распространяют свое действие на единицы установленного количества, единицы квоты, единицы внутреннего сокращения выбросов, единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированных сокращений выбросов и единицы поглощения.

      2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

      1) отчетный период - календарный год, по которому оператор установки, подпадающей под требования по квотированию выбросов парниковых газов в Республике Казахстан, предоставляет отчетность по инвентаризации парниковых газов;

      2) погашение квот на выбросы парниковых газов – ежегодное изъятие из обращения (списание) углеродных единиц Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденного на соответствующий период, согласно отчету об инвентаризации выбросов парниковых газов за отчетный год, осуществляемое в Государственном реестре углеродных единиц;

      3) учет углеродных единиц - учет информации об углеродных единицах, введенных в обращение Республикой Казахстан, а также операций с углеродными единицами, производимых в государственном реестре углеродных единиц;

      4) аннулированные углеродные единицы - углеродные единицы, полностью выведенные из обращения;

      5) международные углеродные единицы - единицы установленного количества, единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированного сокращения выбросов, единицы поглощения и другие производные от них углеродные единицы.

      3. Мониторинг международных углеродных единиц и операций, проводимых с ними через государственный реестр углеродных единиц, реализуется в рамках операций по их одобрению международным регистрационным журналом операций, а также процедур, проводимых в соответствии с требованиями, установленными в рамках Киотского протокола к Рамочной Конвенции Организаций Объединенных Наций об изменении климата.

Глава 2. Порядок ведения мониторинга по углеродным единицам
выбросов парниковых газов

      4. По углеродным единицам выбросов парниковых газов и проводимым с ними операциям через государственный реестр углеродных единиц осуществляются внутренний и внешний мониторинг.

      5. Внутренний мониторинг углеродных единиц выбросов парниковых газов проводится Оператором государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан посредством автоматической проверки проводимых с ними операций.

      6. Внешний мониторинг углеродных единиц выбросов парниковых газов и проводимых с ними операций организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды с привлечением к его проведению международных экспертов и аккредитованных органов по валидации и верификации.

Глава 3. Порядок учета по углеродным единицам выбросов
парниковых газов

      7. Учет по углеродным единицам выбросов парниковых газов осуществляется в Республике Казахстан через государственный реестр углеродных единиц.

      8. Оператором государственного реестра углеродных единиц каждой углеродной единице выбросов парниковых газов присваивается уникальный идентификационный номер.

      9. В целях раздельного учета вводимых и выводимых из обращения Республикой Казахстан углеродных единиц выбросов парниковых газов оператором государственного реестра углеродных единиц открываются и обслуживаются операции по следующим видам счетов:

      1) счет выпуска единиц квот;

      2) счет аннулирования углеродных единиц;

      3) счет погашения квот;

      4) счет резерва объема квот Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, включающий также следующие субсчета:

      субсчет распределения квот на выбросы парниковых газов для новых установок;

      субсчет выдачи дополнительных квот в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 94-4 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс);

      субсчет распределения квот на выбросы парниковых газов для установок субъектов администрирования, эксплуатация которых в период действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов подпадает под требования пункта 1 статьи 94-2 Кодекса;

      субсчет выдачи углеродных единиц для внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению поглощения парниковых газов;

      субсчет продажи квот на условиях аукциона;

      5) счета операторов установок;

      6) счета заявителя внутренних проектов по сокращению выбросов и (или) увеличению поглощения парниковых газов (далее - счета заявителя проектов);

      7) счет оператора государственного реестра.";

      10. Учет единиц, погашаемых на основе верифицированных отчетов, представляемых операторами установок ежегодно, проводится оператором государственного реестра.

Глава 4. Порядок отчетности по углеродным единицам
выбросов парниковых газов

      11. Оператор государственного реестра углеродных единиц предоставляет в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчеты по углеродным единицам выбросов парниковых газов и проведенным операциям с ними ежеквартально.

      12. Отчеты оператора государственного реестра углеродных единиц по углеродным единицам выбросов парниковых газов включают следующую информацию:

      1) номера счетов;

      2) наименования и контактные данные владельцев счетов в Государственном реестре углеродных единиц;

      3) количество различных типов углеродных единиц на счетах;

      4) количество единиц сокращений выбросов и единиц сертифицированных сокращений выбросов, переданных в государственный реестр углеродных единиц из реестров углеродных единиц других государств и реестра механизма чистого развития с указанием реестров и данных о держателях счетов;

      5) количество единиц сокращений выбросов, переданных в реестры углеродных единиц других государств с указанием реестров и данных о держателях счетов;

      6) количество аннулированных углеродных единиц;

      7) количество погашенных квот на выбросы парниковых газов;

      8) количество состоявшихся торгов и проданных единиц квот на товарной бирже;

      9) количество несостоявшихся торгов и единиц квот, планированных на продажу на товарной бирже.

      13. В отношении единиц квот и счетов операторов установок, получивших квоты на выбросы парниковых газов, отчет также включает следующую дополнительную информацию:

      1) уникальный идентификационный номер единиц квот;

      2) номер установки;

      3) объемы выданных единиц квот на выбросы парниковых газов;

      4) объемы подтвержденных выбросов парниковых газов по установкам (по отчетным годам);

      5) объемы погашенных квот по установкам (по отчетным годам);

      6) информация о соблюдении операторами требований, относящихся к мониторингу и отчетности по выбросам от установки.

      14. В отношении счетов операторов внутренних проектов по сокращению выбросов и (или) увеличению поглощения парниковых газов и операторов проектов совместного осуществления, реализуемых на территории Республики Казахстан, отчет включает следующую информацию:

      1) названия проектов и их мест расположения, дат введения в действие углеродных единиц по результатам реализации проектов;

      2) количество единиц, введенных в обращение единиц внутреннего сокращения выбросов и единиц сокращения выбросов.

      15. С целью обеспечения прозрачности системы торговли углеродными единицами выбросов парниковых газов оператором государственного реестра углеродных единиц публикуются на его интернет-ресурсе ежеквартально обновляемые отчеты.

  Приложение 4
к перечню некоторых приказов
Министра энергетики Республики Казахстан
и Министра охраны окружающей среды
Республики Казахстан, в которые
вносятся изменения и дополнения

      Сноска. Приложение 4 утратило силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 10.06.2021 № 193 (вводится в действие с 01.07.2021).