В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года "О дорожном движении" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые Правила оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего совместного приказа от Министерства юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан, вице-министров здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения |
Министр по инвестициям |
Министр внутренних дел | |
Республики Казахстан | |
_________________К. Касымов |
Правила
оперативного реагирования и оказания
своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 32 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года "О дорожном движении".
2. Настоящие Правила определяют порядок оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) система экстренного вызова при авариях и катастрофах (далее – система экстренного вызова) – государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы;
2) аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, оказанию экстренной медицинской и психологической помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;
3) аварийно-спасательная служба – совокупность организационно-объединенных органов управления, аварийно-спасательных формирований и средств гражданской защиты, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;
4) аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аттестованной аварийно-спасательной службы организационно-структурная единица сил гражданской защиты, предназначенная для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
5) единая дежурно-диспетчерская служба "112" (далее – ЕДДС) – служба приема и обработки сообщений от физических и юридических лиц о предпосылках возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, пожаре, угрозе жизни и причинения вреда здоровью людей и об иных случаях, требующих принятия мер экстренной помощи с последующей координацией действий по реагированию экстренных служб в пределах своей компетенции;
6) отделение скорой медицинской помощи – подразделение районной (городской) больницы (поликлиники), основной деятельностью которой является оказание экстренной медицинской помощи, как на месте происшествия, так и в пути следования;
7) станция (отделение) скорой медицинской помощи – организация скорой медицинской помощи (далее – СМП), основной деятельностью которой является оказание экстренной медицинской помощи, как на месте происшествия, так и в пути следования;
8) ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб;
9) пострадавший – физическое лицо, которому причинен вред (ущерб) вследствие дорожно-транспортного происшествия, либо его последствий;
10) спасатель – физическое лицо, прошедшее специальную подготовку и аттестованное (переаттестованное) на проведение аварийно-спасательных работ;
11) Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Национальный координационный центр экстренной медицины" (далее – НКЦЭМ) - государственное предприятие, осуществляющее руководство и координацию деятельности медицинских организаций по оказанию населению медицинской помощи в форме санитарной авиации.
12) санитарный автотранспорт – специализированное наземное транспортное средство, предназначенное для перевозки пострадавших, а также сопровождающего медицинского персонала;
13) санитарный авиатранспорт – специализированное воздушное транспортное средство (самолет, вертолет), оборудованное для перевозки больных и пострадавших, а также сопровождающего медицинского персонала;
14) санитарная авиация – форма предоставления экстренной медицинской помощи населению при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) специалистов соответствующей квалификации в медицинской организации по месту нахождения пациента;
15) неотложные работы при ликвидации медико-санитарных и иных последствий ДТП (далее – неотложные работы) – деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей;
16) трассовый медико-спасательный пункт (далее – ТМСП) – типовое комплексное сооружение для оказания круглосуточной экстренной медицинской помощи, в том числе посредством выезда бригады экстренного реагирования ТМСП на место ДТП и ЧС, а также эвакуации пострадавших;
17) экстренные оперативные службы – службы, оказывающие экстренную помощь при дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;
18) устройство вызова экстренных оперативных служб – устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при ДТП и иной чрезвычайной ситуации, а также двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;
19) оператор системы экстренного вызова – уполномоченная организация, осуществляющая управление системой экстренного вызова;
20) служба экстренной медицинской и психологической помощи уполномоченного органа – профессиональная медицинская аварийно-спасательная служба, предназначенная для проведения неотложных работ по оказанию медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне ЧС, сохранения, восстановления и реабилитации здоровья участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным совместным приказом Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 2. Порядок оперативного реагирования по прохождению
информации о ДТП
4. Оказание своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в ДТП начинается с момента поступления информации о случае ДТП. Службами экстренного реагирования обеспечивается своевременный и оперативный прием информации о случае ДТП от пострадавших в ДТП, очевидцев ДТП, а также от оператора экстренного вызова при авариях и катастрофах.
5. При поступлении сигнала в службы 101, 102, 103, и систему экстренного вызова при авариях и катастрофах оперативные дежурные этих служб (частей) передают информацию в ЕДДС. ЕДДС передает информацию дежурному диспетчеру ТМСП, в зоне ответственности которого возникло ДТП, ближайшее подразделение организации СМП или диспетчерскую службу НКЦЭМ, ТОО "Казахавтодор" по схеме оповещения служб экстренного реагирования при ДТП (далее – Схема), согласно приложению 1 к настоящим Правилам, а также в соответствии с алгоритмом действий диспетчера согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Сноска. Пункт 5 в редакции совместного приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Служба экстренного реагирования, первой получившая информацию о ДТП, в том числе с использованием системы экстренного вызова при авариях и катастрофах, немедленно с момента ее получения осуществляет передачу информации в ЕДДС.
7. При изменении либо дополнении информации о ДТП, пострадавших лицах и иных последствиях, служба экстренного реагирования, первой получившая дополнительные сведения, незамедлительно с момента их получения осуществляет информирование ЕДДС.
8. Прохождение всей информации о ДТП отражается в журналах служб экстренного реагирования, в том числе с использованием системы экстренного вызова при авариях и катастрофах, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
9. В случаях, когда определенной службой экстренного реагирования при получении информации о необходимости профильного реагирования на совершенное ДТП оперативное проведение каких-либо мероприятий не представляется возможным, либо в проведении данных мероприятий необходимость отсутствует, тогда о принятом решении незамедлительно уведомляются все заинтересованные службы.
10. Для более эффективной организации прохождения информации, службами реагирования по территориальному признаку на основании Схемы разрабатываются совместные схемы оповещения, в которых указываются телефоны диспетчерских служб, ответственных лиц диспетчерских служб, ответственных лиц мобильных бригад служб реагирования на ДТП.
Глава 3. Порядок оказания своевременной комплексной помощи
лицам, пострадавшим в ДТП
11. Основными мероприятиями организации своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в ДТП являются:
1) обеспечение оперативного извлечения пострадавших из транспортного средства и других объектов;
2) оказание экстренной первой медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП;
3) ликвидация последствий ДТП.
12. Первоочередность выполняемых действий определяется профильными службами самостоятельно в пределах установленных компетенций, исходя из принципов сохранения жизни и здоровья граждан и предотвращения наибольшего материального ущерба. Представители служб экстренного реагирования, прибывшие на место ДТП первыми, производят предварительную оценку сложившейся ситуации и передачу первоначальных сведений лицу, ответственному по прохождению информации о ДТП. Прибытие на место ДТП фиксируется посредством передачи в дежурную службу (часть) служб экстренного реагирования информации о времени прибытия с указанием присутствия на месте ДТП других подразделений.
13. Обеспечение оперативного извлечения пострадавших из транспортного средства и других объектов проводится подразделениями уполномоченного органа в области гражданской защиты в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите".
14. Медицинская помощь пострадавшим в ДТП включает оказание:
1) доврачебной помощи на месте ДТП и в пути следования в медицинскую организацию в течение первого часа;
2) квалифицированной медицинской помощи на месте ДТП, в пути следования в медицинскую организацию и в медицинской организации;
3) специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП в профильных медицинских организациях.
Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП проводится бригадами СМП и ТМСП в соответствии с алгоритмом, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
В случаях ДТП с большим количеством пострадавших оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП проводится бригадами СМП и ТМСП с применением принципов эвакотранспортной сортировки пострадавших в соответствии с алгоритмом, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
15. Ликвидация последствий ДТП проводится в соответствии с Инструкцией по организации охраны общественного порядка при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и при других чрезвычайных ситуациях, утвержденной приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 01 июня 2015 года № 502, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11561) (далее – Инструкция).
16. Исходя из характера ДТП, количества пострадавших, тяжести последствий и иных условий, сопряженных с угрозой для жизни и здоровья людей, представитель службы первой прибывшей на место совершения ДТП принимает решение о привлечении дополнительных сил и средств. О принятом решении уведомляется лицо, ответственное за прохождение информации о ДТП, которое осуществляет информирование всех заинтересованных служб не позднее 5 минут с момента принятия решения о привлечении дополнительных сил и средств.
17. Решение о снятии или перенаправлении сил реагирования с места ДТП принимается каждой службой экстренного реагирования в согласовании с дежурными службами других служб экстренного реагирования.
18. Организация взаимодействия служб экстренного реагирования на месте ДТП осуществляется на уровне старших должностных лиц. В случае отсутствия на месте ДТП одной из профильных служб, взаимодействие с ними осуществляется посредством дежурных служб (частей) служб экстренного реагирования. В случае отсутствия на месте ДТП одной из профильных служб может привести к осложнению ситуации, возникновению вторичных поражающих факторов, то решение о проведении неотложных мероприятий принимается присутствующими на месте ДТП службами совместно с дежурной службой (частью) отсутствующего ведомства.
19. Уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения посредством подразделений ОВД обеспечивает безопасность на месте ДТП, организацию объезда места ДТП. До момента их прибытия, в случае необходимости данные функции исполняют аварийно-спасательные, медико-спасательные и дорожно-эксплуатационные службы уполномоченных органов в области здравоохранения, гражданской защиты, транспорта и коммуникаций, местных исполнительных органов в соответствии с Инструкцией.
20. Решение о целесообразности эвакуации пострадавших неспециализированным попутным транспортом принимается только медико-спасательными и медицинскими службами, присутствующими на месте ДТП.
21. В случае одновременного присутствия на месте ДТП служб медицинской и медико-спасательной помощи общее руководство по оказанию медицинской помощи на месте ДТП, госпитализации пострадавших в ДТП, привлечению дополнительных сил и средств территориальных организаций здравоохранения на место ДТП принимает на себя старшее должностное лицо бригады ТМСП.
22. В случае одновременного присутствия на месте ДТП служб аварийно-спасательной и медико-спасательной помощи, общее руководство по проведению аварийно-спасательных работ на месте ДТП принимает на себя старшее должностное лицо аварийно-спасательной бригады.
23. Преемственность в деятельности между подразделениями СМП, ТМСП, НКЦЭМ и медицинскими организациями предусматривает принципы прямой и обратной связи и осуществляется путем:
1) оказания скорой и неотложной медицинской помощи по экстренным показаниям при ДТП на всех уровнях;
2) эвакуации пострадавших для оказания медицинской помощи в медицинские организации, оказывающие высокотехнологичные медицинские услуги.
Сноска. Пункт 23 в редакции совместного приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 4. Порядок оказания помощи лицам, пострадавшим
при ДТП на наиболее опасных участках автомобильных дорог
международного и республиканского значения
24. На наиболее аварийно-опасных участках автомобильных дорогах общего пользования международного и республиканского значения медицинская помощь лицам, пострадавшим при ДТП, оказывается ТМСП в пределах зоны их ответственности. Зоной ответственности ТМСП является участок трассы радиусом 50 километров от места дислокации.
25. Бригады ТМСП комплектуются специалистами в соответствии с типовым штатным расписанием согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
26. Основной задачей бригады ТМСП является оказание экстренной медико-спасательной помощи при ДТП с дальнейшей эвакуацией пострадавших в ближайшие медицинские организации.
ТМСП осуществляет оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП в соответствии с Порядком работы бригады экстренного реагирования ТМСП, согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
27. Соответствующие службы и подразделения уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций обеспечивают содержание в функциональном состоянии подъездных путей к ТМСП, расположенных на участках автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения.
28. Вне зоны ответственности ТМСП, на участках автомобильных дорог общего пользования областного и республиканского значений, медицинская помощь пострадавшим в ДТП оказывается бригадами СМП территориальных организаций СМП (станций, подстанций и отделений), мобильными бригадами НКЦЭМ.
Сноска. Пункт 28 в редакции совместного приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).29. На наиболее аварийно-опасных участках автомобильных дорог областного и республиканского значений квалифицированная медицинская помощь пострадавшим в ДТП оказывается в межрайонных травматологических отделениях, а также общехирургических отделениях организаций здравоохранения близлежащих городов и районов вне зависимости от формы собственности, имеющих хирургические отделения с палатами интенсивной терапии.
Приложение 1 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Сноска. Приложение 1 в редакции совместного приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Схема оповещения служб экстренного реагирования при дорожно-транспортных происшествиях
Приложение 2 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Алгоритм действий
диспетчера трассового медико-спасательного пункта и (или)
скорой медицинской помощи при приеме информации
о дорожно-транспортных присшествиях
1. При поступлении сигнала в службы 112, 101, 102, 103 и систему экстренного вызова при авариях и катастрофах оперативные дежурные этих служб (частей) передают информацию дежурному диспетчеру трассового медико-спасательного пункта (далее – ТМСП), в зоне ответственности которого возникло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП), ближайшее подразделение организации скорой медицинской помощи (далее – СМП) или диспетчерскую службу Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Национальный координационный центр экстренной медицины", по Схеме оповещения служб экстренного реагирования при ДТП.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. При поступлении сигнала дежурному фельдшеру-диспетчеру ТМСП и (или) СМП о произошедшем ДТП, ему необходимо осуществить получение следующей информации о:
1) точном месте расположения ДТП, с указанием удаленности от ближайшего населенного пункта (название) или его ориентиры;
2) характере ДТП (столкновение, возгорание, опрокидывание, съезд в кювет, сбит пешеход и так далее);
3) точном или ориентировочном времени ДТП;
4) количестве пострадавших (погибших);
5) преимущественный характер поражения: травмы, ожоги и прочее;
6) наличии среди пострадавших детей;
7) источнике информации (фамилия, имя и отчество (при его наличии), контактный телефон);
8) при необходимости дать рекомендации по оказанию первой помощи до прибытия бригады ТМСП и (или) СМП.
3. Бригада экстренного реагирования ТМСП и (или) СМП незамедлительно выезжает на место ДТП самостоятельно или в сопровождении сотрудников патрульной полиции уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП проверяет достоверность информации методом обратной связи.
5. При обнаружении бригадой ТМСП и (или) СМП на месте ДТП более одного пострадавшего с тяжелыми повреждениями, сопровождающимися нарастающими опасными для жизни расстройствами основных функций организма, об этом информируется дежурный фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП, которые в свою очередь:
1) дежурный фельдшер-диспетчер ТМСП передает срочную информацию о необходимости дополнительных сил и средств руководителю территориального филиала Государственного учреждения "Центр медицины катастроф" (далее – ГУ "ЦМК" и оперативному дежурному Управления единой дежурно-диспетчерской службы (далее – УЕДДС) территориального Департамента по чрезвычайным ситуациям (далее – ДЧС);
2) дежурный фельдшер-диспетчер СМП - передает срочную информацию о необходимости дополнительных сил и средств своему руководителю и оперативному дежурному УЕДДС ДЧС, далее по распоряжению своего руководства подключает схемы оповещения сотрудников.
6. В дальнейшем дежурный фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП обеспечивает прием и передачу вышестоящему руководству оперативной информации от бригад с места ДТП (по мере поступления информации, но не реже чем каждые 15 минут).
Приложение 3 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Форма
Журнал регистрации информации о дорожно-транспортных
происшествиях (далее - ДТП)
№ п/п | Поступление информации (дата, время) | Источник поступления информации | Место ДТП (направление, километраж) | Время совершения и характер ДТП | Число пострадавших | Число погибших | ||
всего | в том числе детей | всего | в том числе детей | |||||
Количество участвующих в ДТП транспортных средств (при необходимости их технические характеристики) | Кому и когда передана информации о ДТП внутри службы | Принятые меры, отметка о времени окончания выполненных работ по ликвидации последствий ДТП | Передача информации по службам эксренного реагирования | ||
Наименование службы экстренного реагирования | Дата и время передачи информации | Данные о лице, принявшем информацию о ДТП | |||
Приложение 4 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Алгоритм действий бригад трассовых медико-спасательных пунктов
и (или) скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортных
присшествий
1. Бригада трассового медико-спасательного пункта (далее – ТМСП) и (или) скорой медицинской помощи (далее – СМП), первая прибывшая к месту дорожно-транспортного присшествия (далее – ДТП) организует проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и осуществляет:
1) меры по обеспечению личной безопасности;
2) медико-спасательные мероприятия (принимаются меры по прекращению повреждающего фактора, тушению пожара и извлечению пострадавших из автомобиля, а также организации медицинской сортировки пострадавших, оказание экстренной медицинской помощи);
3) оценку обстановки и информирование фельдшера-диспетчера ТМСП, включая дальнейшие ее изменения;
4) реализацию догоспитального комплекса, на которую затрачивает не более 10 минут, а именно: минимума догоспитального комплекса, включающего следующие конкретные требования:
быстрая, но по возможности точная оценка состояния пострадавшего и полученных им повреждений;
восстановление проходимости воздухоносных путей и дыхания;
остановка наружного кровотечения;
обезболивание;
иммобилизация костных переломов;
установка систем и начало активных инфузий растворов;
5) в случае необходимости вызов на себя дополнительных сил и средств в виде санитарной авиации и (или) бригад СМП (путем передачи информации посредством фельдшера-диспетчера ТМСП).
2. До прибытия дополнительных сил бригада ТМСП и (или) СМП обеспечивает поддержание жизненно важных функций пострадавших, имеющимися средствами в реанимобиле или в ТМСП. Находящийся в автомашине пострадавший (больной) передается прибывшей бригаде скорой медицинской помощи или мобильной бригаде санитарной авиации с соблюдением преемственности в оказании медицинской помощи.
3. Бригада ТМСП и (или) СМП предупреждает по телефону и (или) радиосвязи или через фельдшера-диспетчера ТМСП и (или) СМП дежурного врача приемного отделения медицинской организации о транспортировке пострадавших для подготовки к приему.
4. Бригада ТМСП и (или) СМП обеспечивает:
1) экстренную эвакуацию пострадавших в ближайшую медицинскую организацию, на каждого эвакуируемого заполняется первичная медицинская карта пораженного (больного) в ДТП по форме 025-6/у, утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (далее – приказ № 907);
2) прием пострадавшего (больного) от бригады ТМСП и (или) СМП ближайшей медицинской организацией удостоверяется посредством подписи дежурного врача (фельдшера, медсестры) приемного отделения в корешке первичной медицинской карты пораженного (больного) в ДТП по форме 025-6/у, утвержденной приказом № 907, с указанием даты и времени приема пострадавшего (больного);
3) время пребывания и порядок действия бригады ТМСП и (или) СМП в приемном отделении стационара регламентирован пунктами 22, 23 и 24 Правил оказания скорой медицинской помощи, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 450 "Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15473).
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. В случае нахождения пострадавшего (больного) в реанимобиле более 1 (одного) часа с момента получения вызова, бригада ТМСП докладывает фельдшеру-диспетчеру о причинах задержки.
6. Если бригада ТМСП и (или) СМП при следовании на вызов или в ходе эвакуации пострадавших встречается в пути с другим случаем ДТП, то немедленно сообщает фельдшеру-диспетчеру ТМСП и (или) СМП об этом (сообщение об "остановке в пути") и оказывает медицинскую помощь всем пострадавшим. Фельдшер-диспетчер передает информацию о новом случае ДТП в ближайшую медицинскую организацию и вызывает бригаду ТМСП и (или) СМП, и (или) информирует диспетчерскую службу Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Национальный координационный центр экстренной медицины" о необходимости использования санитарной авиации.
В зависимости от степени тяжести травм решается вопрос о передаче вызова бригады ТМСП бригаде СМП, при этом сделав отметку в карте вызова по форме 110/е, утвержденной приказом № 907, с указанием фамилии диспетчера, времени и даты, о следовании бригады ТМСП к месту вызова или о продолжении прерванной эвакуации.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. В случае возникновения неисправности реанимобиля в пути следования на вызов или при эвакуации пострадавших в ДТП, при невозможности своевременного выезда по какой-любой причине фельдшер-диспетчер ТМСП и (или) СМП немедленно передает вызов ближайшей медицинской организации.
8. В случае обнаружения оставленных пострадавшим (больным) вещей или ценностей после выполнения вызова, связанного с транспортировкой пострадавшего (больного), бригада ТМСП и (или) СМП немедленно сообщает об этом диспетчеру СМП, а имущество сдается по акту в приемное отделение медицинской организации.
Приложение 5 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Алгоритм действий бригад трассовых медико-спасательных пунктов
и (или) скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортных
происшествий с большим количеством пострадавших
1. Бригада трассового медико-спасательного пункта (далее – ТМСП) и (или) скорой медицинской помощи (далее – СМП), первая прибывшая к месту дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и обнаружившая более одного пострадавшего с тяжелыми повреждениями, сопровождающимися нарастающими опасными для жизни расстройствами основных функций организма, вызывает дополнительные силы и средства. До их прибытия проводит неотложные мероприятия по поддержанию жизнедеятельности пострадавших.
При прибытии старшего по должности докладывает о выполненных мероприятиях и поступает в его распоряжение.
Бригада ТМСП и (или) СМП:
1) обеспечивает личную безопасность;
Старший врач (фелдьшер) ТМСП и (или) СМП представляется руководителю аварийно-спасательными работами при его наличии, уточняет его фамилию, имя, отчество (при его наличии), должность, порядок взаимодействия и организации связи.
2) проводит медико-тактическую разведку:
точный адрес, причины и вид чрезвычайной ситуации, поражающие факторы, размеры очага и его границы;
время начала чрезвычайной ситуации;
количество пострадавших и погибших в чрезвычайной ситуации;
погодные условия в зоне чрезвычайной ситуации;
состояние подъездных путей, рельеф местности;
условия сбора, вывоза пострадавших из очага чрезвычайной ситуации;
пути эвакуации пострадавших;
потребность в дополнительных силах и средствах.
3) докладывает диспетчеру ТМСП и (или) СМП о результатах медицинской разведки (в дальнейшем каждые 15-30 минут или немедленно по обстановке);
4) организует сортировочную и эвакотранспортную площадки.
2. Бригада ТМСП и (или) СМП проводит оказание помощи по жизненным показаниям, предварительно проводя первичную сортировку и маркировку пострадавших по лечебному признакам:
1) нуждаются в экстренной помощи по жизненным показаниям: пострадавшие с тяжелыми повреждениями, сопровождающимися нарастающими опасными для жизни расстройствами основных функций организма (ІІ сортировочная группа);
2) не нуждаются в экстренной помощи по жизненным показаниям на данном этапе, помощь может быть отсрочена по времени или оказана на следующем этапе эвакуации:
пострадавшие с тяжелыми и средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни (ІІІ сортировочная группа);
пострадавшие с легкими повреждениями, не нуждающиеся в оказании медицинской помощи на данном этапе эвакуации (ІV сортировочная группа);
пострадавшие, нуждающиеся в симптоматическом лечении и эвакуации в последную очередь, имеющие травмы не совместимые с жизнью (І сортировочная группа).
3. Проводит вторичную сортировку и маркировку по состоянию опасности для окружающих по следующим признакам:
1) нуждаются в специальной обработке;
2) не нуждаются в специальной обработке;
3) нуждаются в изоляции, социально опасные (ситуационные реакции, расстройства поведения и речи).
4. Проводит третьичную конвейерную сортировку и маркировку, обследование пострадавших и оказание медицинской помощи:
1) определение уровня сознания ("шейк-тест");
2) оценка функции внешнего дыхания (прием "вижу- слышу- ощущаю");
3) оценка функции кровообращения (определение пульса на сонной артерии);
4) определение реакции зрачков на свет;
5) определение признаков повреждений наиболее опасных для жизни пострадавшего (клиническая смерть, коматозное состояние, асфиксия, массивное кровотечение, шок, ранение грудной клетки с пневмотораксом (открытым или напряженным), судорожный синдром).
5. Старший врач (фельдшер) ТМСП и (или) СМП активно взаимодействует с аварийными службами, контролирует ведение медицинской документации, организует проведение эвакотранспортной сортировки и эвакуацию пострадавших по эвакуационным признакам:
1) очередность эвакуации пострадавших;
2) вид транспорта;
3) эвакуационное направление;
4) положение пострадавшего при транспортировке.
6. При организации эвакотранспортной сортировки и эвакуации пострадавших рекомендуется соблюдать основные принципы эвакуации:
приближение санитарного транспорта к носилочным пострадавшим;
не разлучать родственников друг с другом;
беременным женщинам и детям отдается приоритет;
организация правильного размещения пострадавших в салоне транспорта;
фиксация пострадавших в состоянии психомоторного возбуждения лямками к носилкам, с предварительным введением седативных лекарственных средств;
легко пострадавшие (сидячие) размещаются в транспорте в последную очередь, часть их эвакуируется попутным транспортом;
загружать транспорт, следующий в стационарные медицинские организации, пострадавшими с однопрофильными по характеру и локализации повреждениями.
Приложение 6 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Типовое штатное расписание
бригады экстренного реагирования
трассовых медико-спасательных пунктов
№№ пп | Наименование должностей | Кол-во единиц | Примечание |
1. | Врач | 1,0 | |
2. | Фельдшер | 1,0 | |
3. | Фельдшер-диспетчер | 1,0 | |
4. | Водитель-спасатель - санитар | 1,0 | |
5. | Спасатель- санитар | 1,0 | |
Итого | 5,0 |
Примечание:
1. Трассовый медико-спасательный пункт работает круглосуточно в
режиме постоянной готовности.
2. Должность врача комплектуется специалистами, имеющими
соответствующий сертификат врача скорой помощи, а также с учетом
приоритета следующих специальностей: хирургия, травматология и
ортопедия, анестезиология и реаниматология. В случае невозможности,
допускается укомплектование лицами, имеющими специальность: лечебное
дело, педиатрия.
3. При отсутствии врачей допускается замена должности врача на
должность старшего фельдшера с укомплектованием соответствующим
специалистом.
4. Водитель – спасатель - санитар должен быть подготовлен по
программе оказания медицинской помощи на уровне парамедика, в
соответствии с Правилами подготовки лиц без медицинского образования
(парамедиков) по оказанию доврачебной медицинской помощи,
утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан
от 19 ноября 2009 года № 753 (зарегистрирован в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5937).
Приложение 7 к Правилам оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
Сноска. Приложение 7 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 28.06.2019 № 597, Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 28.06.2019 № 458 и Министра здравоохранения РК от 28.06.2019 № ҚР ДСМ-101 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Порядок работы бригады экстренного реагирования трассовых медико-спасательных пунктов
1. Деятельность трассовых медико-спасательных пунктов (далее – ТМСП) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2010 года № 608 "Об утверждении Правил предоставления, видов и объема медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, введения режима чрезвычайного положения", приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 450 "Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15473), иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящими Правилами оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (далее – Правила).
2. При поступлении сигнала в дежурную службу ТМСП о случае дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), фельдшер-диспетчер ТМСП осуществляет мероприятия в соответствии с алгоритмом действий диспетчера ТМСП и (или) скорой медицинской помощи при приеме информации о ДТП, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
3. Информацию о случае ДТП фельдшер-диспетчер ТМСП сообщает в дежурную часть отдела внутренних дел города, района и регистрирует случай ДТП в Журнале регистрации ДТП по форме, согласно приложению 1 к настоящему Порядку работы бригады экстренного реагирования ТМСП (далее – Порядок).
Фельдшер-диспетчер ТМСП представляет экстренное донесение о ДТП дежурному диспетчеру филиала ГУ "ЦМК" по городу Нур-Султан по форме 058-1/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (далее – приказ № 907).
4. Бригада экстренного реагирования ТМСП незамедлительно выезжает на место ДТП самостоятельно или в сопровождении сотрудников патрульной полиции уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.
5. По прибытию на место ДТП бригада ТМСП осуществляет медико-спасательные мероприятия (принимаются меры по прекращению повреждающего фактора, тушению пожара и извлечению пострадавших из автомобиля).
Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП проводится в соответствии с алгоритмом действий бригад ТМСП и (или) скорой медицинской помощи на месте ДТП, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
В случаях ДТП с большим количеством пострадавших оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП проводится в соответствии с алгоритмом действий бригад ТМСП и (или) скорой медицинской помощи на месте ДТП с большим количеством пострадавших, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Старший бригады ТМСП оценивает обстановку и информирует фельдшера-диспетчера ТМСП, включая дальнейшие ее изменения.
6. При обнаружении погибшего или умершего бригада ТМСП уведомляет территориальный орган внутренних дел по данному факту. Перевозка трупа, находящегося на месте ДТП, автотранспортом ТМСП не допускается и осуществляется сотрудником территориального органа внутренних дел.
7. В случае смерти пострадавшего в ходе реанимационных мероприятий и эвакуации в медицинскую организацию, бригада ТМСП уведомляет фельдшера-диспетчера ТМСП о данном факте, а фельдшер-диспетчер сообщает данную информацию в дежурную часть территориального подразделения Департаментов полиции областей, городов республиканского значения и столицы для проведения следственных действий.
8. Бригада ТМСП убывает с места происшествия в целях эвакуации пострадавших по согласованию с руководителем ликвидации последствий ДТП.
9. По возвращении бригады ТМСП на место дислокации, ее руководитель предоставляет срочное донесение по действиям бригады и состоянии пострадавших дежурному диспетчеру филиала ГУ "ЦМК" по городу Нур-Султан согласно формы 058-2/у, утвержденной Приказом № 907.
10. Фельдшер-диспетчер заполняет Типовую сводку о состоянии сил и средств ТМСП, участии в ликвидации медико-санитарных последствий ДТП, согласно приложению 2 к настоящему Порядку, и ежедневно направляет в дежурно-диспетчерскую службу филиала ГУ "ЦМК" по городу Нур-Султан.
11. По окончании дежурства бригады ТМСП ее руководитель заполняет Листок учета пострадавших в ДТП, чрезвычайных ситуациях и обращений в ТМСП по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и отправляет дежурному диспетчеру филиала ГУ "ЦМК" по городу Нур-Султан.