Об утверждении Методики построения индекса тарифов на услуги грузового транспорта

Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 3 июня 2016 года № 104. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 июля 2016 года № 13869.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и подпунктом 22) пункта 17 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427, ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 06.08.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемую Методику построения индекса тарифов на услуги грузового транспорта.

      2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) в течение пяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Управлению статистики цен Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Комитета по


статистике Министерства


национальной экономики


Республики Казахстан

Н. Айдапкелов


  Утверждена
приказом Председателя
Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан
от 3 июня 2016 года № 104

Методика построения индекса тарифов на услуги грузового
транспорта

Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Методика построения индекса тарифов на услуги грузового транспорта (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон).

      2. Настоящая Методика определяет основные аспекты и методы общегосударственного статистического наблюдения за изменением тарифов на услуги грузового транспорта, отбора обследуемых выборочных совокупностей, формирования весовых составляющих, расчета индексов тарифов и применяется Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан и его территориальными подразделениями.

      Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 06.08.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Методика разработана с учетом принципов и рекомендаций "Руководства по индексу цен производителей: теория и практика", изданного Международной организацией труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком (2004 год), адаптированных с учетом особенностей экономики Республики Казахстан и обследуемого вида экономической деятельности.

      4. В настоящей Методике используются понятия в значениях, определенных в Законе, и в законах Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан", от 8 декабря 2001 года "О железнодорожном транспорте", от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте", от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте", и следующие определения:

      1) агрегированный индекс цен – относительный показатель, характеризующий изменение цен по отдельной подгруппе, группе или изучаемому явлению в целом и формируется на основе индивидуальных индексов цен;

      2) агрегирование – объединение экономических показателей низкого уровня в более крупные совокупности на всех последующих уровнях;

      3) регистрация цен – сбор первичных статистических данных о ценах (тарифах) на товары и услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений;

      4) базовый объект – юридическое лицо, отобранное для наблюдения и регистрации в нем тарифов;

      5) индивидуальный индекс цен - изменение цен одного элемента изучаемой совокупности (конкретного товара, услуги);

      6) классификация – разделение множества объектов на группы по сходству или различию в соответствии с принятыми признаками;

      7) импутация – процесс замены пропущенных, некорректных или несостоятельных значений другими значениями;

      8) вес индекса – это величина, отражающая значимость каждого индивидуального элемента в их общей совокупности;

      9) услуга-представитель - перевозка одной тонны конкретной разновидности отобранного вида груза в определенном сообщении на определенное (фиксированное) расстояние соответствующим видом транспорта;

      10) ротация – преднамеренная замена наблюдаемого базового объекта на аналогичный со схожей специализацией совершаемых внешнеторговых сделок;

      11) взвешивание – процедура, применяемая в индексных расчетах для получения сводных показателей и обеспечивающая соизмеримость разных тарифов, непосредственно не поддающихся суммированию;

      12) схема взвешивания – совокупность весов конкретных видов грузов, определенная по всем степеням агрегации согласно стандартной классификации;

      13) статистический показатель – это качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе, отображающая сущность явления или процесса в конкретных условиях места и времени;

      14) выборка - отдельные позиции из классификаторов, номенклатур и справочников, используемые при сборе и обработке статистических данных.

      Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Отбор базовых объектов для наблюдения

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Для наблюдения за изменением тарифов на услуги грузового транспорта базовые объекты отбираются с учетом представительности их во всей совокупности и возможности регулярного получения данных по отобранным для наблюдения видам услуг. Отбор производится комбинированием сплошного и выборочного методов.

      6. В железнодорожном, трубопроводном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта количество активно действующих транспортных предприятий ограничено и используется сплошное наблюдение всех единиц.

      В железнодорожном транспорте наблюдение ведется в головном предприятии железной дороги, в трубопроводном ведется в управлениях магистральных трубопроводов. В воздушном, внутреннем водном и морском видах транспорта в перечень базовых объектов включаются все действующие в Республики Казахстан транспортные предприятия независимо от их размерности.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 06.08.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. Информационной основой для создания списка базовых объектов служат данные статистического бизнес-регистра и общегосударственного статистического наблюдения об услугах автомобильного и городского электрического транспорта по видам сообщений.

      В выборочную совокупность включаются транспортные предприятия всех форм собственности и размерности, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе и оказывающие значительный для конкретного региона объем услуг. Подключаются транспортные предприятия, обладающие значительным парком машин и имеющие устойчивые связи с основными заказчиками услуг по грузоперевозкам, обеспечивающие регулярность получения ценовой информации, сопоставимой во времени.

      Для формирования списка базовых объектов из общего списка действующих автотранспортных предприятий сначала отбираются крупные и средние предприятия по полному кругу.

      Далее подключаются малые автопредприятия с применением метода основного массива, предполагающим отбор из генеральной совокупности самых существенных ее единиц, имеющих наибольший удельный вес по определенному признаку.

      Признаком является статистический показатель "объем оказанных услуг по перевозке грузов". Отбираются транспортные предприятия, оказывающие значительные объемы грузоперевозок и наиболее подходящие под обследование в данной отрасли. В выборочную сеть подключаются транспортные предприятия с относительно небольшим объемом услуг, но специализирующиеся на перевозке определенных видов грузов.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 06.08.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Выборка базовых объектов ежегодно подвергается ротации. В конце года на основе анализа регулярности представления информации о тарифах в течение отчетного года каждым базовым объектом, и данных общегосударственных статистических наблюдений об объемах услуг, оказанных транспортными предприятиями по перевозке грузов, производится актуализация и расширение перечня базовых объектов. В выборку подключаются новые транспортные предприятия, оказывающие объемы услуг значительные для региона или осуществляющие перевозку видов грузов и ранее не подключенные к ценовому обследованию.

      Выбывшие с рынка транспортных услуг транспортные предприятия исключаются из выборки. При ликвидации наблюдаемых базовых объектов или их реорганизации осуществляется их замена. При объединении транспортных предприятий или их разукрупнении к наблюдению подключаются вновь созданные предприятия, выбывшие из наблюдения заменяются на другие, с учетом следующего:

      1) сохранение сообщения (направления) грузопотока;

      2) тарифы по наблюдаемым видам услуг существенно не отличаются от их уровня, сложившегося у выбывшего из обследования транспортного предприятия.

Глава 3. Отбор услуг-представителей для наблюдения

      Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Отбор услуг-представителей для регистрации тарифов на перевозку грузов производится в два этапа.

      На первом этапе для обеспечения единого подхода к формированию индекса тарифов на услуги грузового транспорта, формируется перечень услуг грузового транспорта на основании данных общегосударственных статистических наблюдений об услугах различных видов транспорта по видам сообщений.

      В перечень включаются все направления (сообщения) грузопотоков и наиболее важные, массовые для данного вида транспорта типы перевозимых грузов. Основными критериями отбора являются:

      1) социальная, экономическая и стратегическая значимость направления грузоперевозок, типа груза для того или иного вида транспорта;

      2) объем, массовость и регулярность выполнения услуг по перевозке в выбранном направлении (по отобранному виду груза) в общей их совокупности.

      Для выявления объема и значимости направлений грузоперевозок и видов перевозимых грузов, на основании данных общегосударственных статистических наблюдений об услугах транспорта по видам сообщений, определяется структура доходов от перевозки различных видов грузов по видам сообщений каждого вида транспорта. Отбираются виды сообщений и грузов, занимающие наибольшие объемы в грузоперевозках, для подключения к наблюдению за тарифами по конкретному виду транспорта.

      10. Для наблюдения за динамикой тарифов в железнодорожном и трубопроводном видах транспорта отбираются типы грузов, имеющие важнейшее значение для экономики Республики Казахстан: перевозка зерна, продуктов его переработки, угля, металлов, нефтепродуктов, лесоматериалов и прочих продуктов, перекачка нефти, газа.

      11. В воздушном и внутреннем водном видах транспорта определяются основные направления грузопотоков: международное и внутри Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 06.08.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. В автомобильном транспорте охватываются все возможные направления перевозок: международное, внутри республики, городское и пригородное. На основании данных о доходах автотранспортных предприятий по видам грузов, получаемых из общегосударственного статистического наблюдения, отбираются типы грузов, имеющие важнейшее значение для экономики Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 06.08.2021 № 13 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. На втором этапе на основе заданного перечня видов транспорта, сообщений (направлений) грузоперевозок и видов грузов, формируется региональный набор услуг-представителей грузового транспорта для регулярного обследования.

      Основным принципом отбора услуг-представителей для наблюдения за тарифами является их представительность для характеристики динамики цен.

      При формировании перечня услуг-представителей учитывается следующее:

      1) отобранные конкретные виды груза занимают значительный удельный вес в общем объеме грузоперевозок;

      2) отобранные виды грузов перевозятся относительно стабильно в течение календарного года;

      3) отобранные маршруты преобладают в имеющихся направлениях грузопотоков;

      4) каждый отобранный для наблюдения вид груза имеет спецификацию, отражающую расстояние (направление) их перевозки, тип (марку) используемого транспортного средства (автомобиля);

      5) данные о величине тарифов по ним сопоставимы в обоих периодах.

      14. Не охватываются ценовым наблюдением виды грузов, относящиеся к категориям:

      1) опасные грузы, которые служат причиной гибели, травмирования или заболевания людей, животных, взрыва, пожара, повреждения или уничтожения имущества, и нанести вред окружающей природной среде;

      2) скоропортящиеся грузы, имеющие ограниченный срок годности и требующие особых условий перевозки и хранения.

      15. От правильности и репрезентативности отобранных услуг-представителей зависит достоверность рассчитываемых индексов на всех уровнях агрегирования.

      Отобранные услуги-представители грузового транспорта и их спецификации остаются неизменными в течение года. Пересмотр и замена ранее отобранных услуг-представителей осуществляется в начале года, с изменением схемы взвешивания. В исключительных случаях, для соблюдения непрерывности ценового ряда (ликвидация маршрута, исчезновение данного вида груза) в течение года допускается их замена.

Глава 4. Регистрация тарифов

      Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. Тариф указывается по состоянию на 15 число месяца, в тенге без налога на добавленную стоимость. При установлении тарифов в долларах США и других твердых валютах, осуществляется их пересчет в национальную валюту по официальному (рыночному) курсу валют по данным Национального банка Республики Казахстан на дату совершения перевозки.

      17. Тарифы регистрируются на конкретные услуги-представители с определенными заранее спецификациями, позволяющими идентифицировать услугу в течение отчетного периода для обеспечения их сопоставимости.

      Величина железнодорожных грузовых тарифов зависит от расстояния перевозки, типа подвижного состава и размера отправляемого груза, воздушных - от расстояния перевозок и тарифного класса, автомобильных – от класса груза, грузоподъемности машины, дальности или длительности перевозки, на перевозки внутренним водным транспортом – от природно-климатических факторов и сроков навигации.

      Основной принцип сопоставимости зарегистрированных тарифов – это отсутствие существенных расхождений между спецификациями, определяющими величину тарифа (провозную плату или стоимости перевозки) и их составом. Сопоставимость обеспечивается путем регистрации тарифов на один и тот же ассортиментный вид груза, перевозимый в одном и том же направлении и на одних и тех же условиях перевозки.

      18. Деятельность транспортных предприятий нередко зависит от колебаний спроса потребителей на оказываемые ими услуги и сезонности работы отдельных видов грузового транспорта. В данных случаях в течение года возникает необходимость замещения временно отсутствующих тарифов на услуги грузового транспорта. Применение того или иного метода замены отсутствующего фактического тарифа зависит от результатов тщательного анализа динамики тарифов.

      Замена одних услуг-представителей на другие производится в начале года. В исключительных случаях, для соблюдения непрерывности ценового ряда в течение отчетного года, допускается введение новой услуги-представителя взамен выбывшей.

      При отсутствии замещающих тарифов для обеспечения непрерывности динамического ряда рассчитываемых индексов проводится имтупация.

Глава 5. Формирование схемы взвешивания для индексов тарифов

      Сноска. Заголовок главы 5 в редакции приказа Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 20.06.2019 № 2 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19. Одним из этапов построения индекса тарифов на услуги грузового транспорта является формирование схемы взвешивания, позволяющей осуществлять агрегирование от низшего уровня к высшему согласно применяемой классификации.

      Схемы взвешивания формируются централизованно по Республике Казахстан в целом и по каждому региону. Информационной основой для формирования схемы взвешивания, используемой для расчета индекса тарифов на перевозку грузов различными видами транспорта, служат данные общегосударственных статистических наблюдений о доходах, полученных транспортными предприятиями от оказанных ими услуг по грузоперевозкам в действующих ценах (тарифах) за определенный год, принятый за базовый.

      20. По каждому региону находятся стоимостные данные, распределенные по видам услуг транспорта. Они разбиваются по видам сообщения и грузов, в зависимости от удельного веса направления и вида грузоперевозок. Полученные стоимостные данные по услугам-представителям и видам сообщения суммируются по Республике Казахстан по видам транспорта, направлениям грузоперевозок и видам грузов.

      21. Соотношение объемов оказанных услуг по перевозке грузов между видами услуг транспорта из года в год претерпевает определенные изменения, связанные с различиями в объемах грузоперевозок. Ввиду этого сформированная для индекса тарифов на услуги грузового транспорта схема взвешивания ежегодно обновляется. При замене стоимостных данных о доходах от грузоперевозок осуществляется пересмотр и расширение видов услуг, определенных для ценового наблюдения.

      22. Для точности расчетов индексов тарифов и недопущения искажения индекса базисный период весов и базисный период тарифов приводятся к единому временному отрезку. Для этого используется процедура корректировки весов, состоящая из следующих последовательных операций:

      1) определение поправочного коэффициента;

      2) определение скорректированных весов;

      3) нормализация весов.

      Для расчета поправочного коэффициента используется ряд помесячных индексов тарифов к декабрю предыдущего года за рассматриваемый базисный период. Поправочный коэффициент представляет собой частное от деления значения индекса тарифов за декабрь и среднего значения индексов тарифов за весь базисный период:


1)

      где:

      K – поправочный коэффициент;

      It12 – индекс тарифов декабря предыдущего года к декабрю предшествовавшего ему года;

      It1,It2,...It12 месячные индексы тарифов года, по которому определяются веса, к декабрю предыдущего года;

      1, 2,..., 12 – месяцы базисного года.

      Поправочный коэффициент рассчитывается по подвидам классификации индекса тарифов на услуги грузового транспорта (шестизначный уровень) и применяется для каждой нижестоящей ступени агрегации – позиция в подвиде. Умножением определенных объемов услуг на поправочный коэффициент рассчитывается скорректированный объем по позициям в подвиде услуг.

      Скорректированный вес по всей совокупности находится путем суммирования скорректированных весов согласно существующей агрегации. Полученная сумма, вес всей совокупности, приравнивается к единице путем нормализации. Для этого полученный вес каждого вида услуг делится на сумму скорректированных весов по всей их совокупности.

Глава 6. Расчет индекса тарифов на перевозку грузов

      23. В зависимости от степени охвата элементов выборочной совокупности производится расчет индивидуальных и агрегированных индексов тарифов на грузоперевозки.

      24. Расчет индивидуальных индексов цен осуществляется на основании величин, зафиксированных в статистических формах общегосударственного статистического наблюдения и производится по формуле:


(2)

      где:

      Inj – индивидуальный индекс тарифов;

      Pnj – тариф на услугу-представитель j в отчетном периоде n;

      P(n-1)j – тариф на услугу-представитель j в предыдущем периоде n-1

      Агрегированные индексы тарифов на грузоперевозки исчисляются по группам различной степени агрегации: по видам груза или направлениям грузоперевозок; по видам грузового транспорта, по грузовому транспорту в целом.

      Расчет индексов тарифов по направлениям, видам грузов по области осуществляется с использованием индексов входящих услуг-представителей по формуле средней геометрической (индекс Джевонса):


(3)

      где:

      I – индекс тарифов по направлениям (видам груза) по области;

      I1, I2...Ik – индивидуальный индекс тарифов по услугам-представителям;

      k – число услуг-представителей.

      25. Для расчета индексов тарифов на услуги транспорта более высоких уровней агрегирования используется модифицированная формула Ласпейреса, позволяющая исчислять индексы на основе последовательных наблюдений за изменением тарифов, взвешенных через постоянную схему взвешивания:


(4)

      где:

      I – индекс тарифов на услуги грузового транспорта за отчетный период относительно базисного;


– индивидуальный индекс тарифов на вид услуги j;

– стоимость услуг грузового транспорта в ценах базисного периода, принимаемая в качестве стандартных весов для агрегирования;

– стоимость услуг грузового транспорта в отчетном периоде

      при,


(5)

      26. Формирование индексов тарифов к соответствующим периодам предыдущего года (месяц, квартал, период нарастающим итогом) осуществляется базисным методом, предусматривающим "увязку" месячных ценовых индексов между собой в последовательный динамический индексный ряд, имеющий в качестве базы фиксированную точку отсчета.

      Расчет месячных индексов тарифов отчетного года к соответствующему месяцу предыдущего года осуществляется делением месячного индекса тарифов в данном индексном ряду отчетного года на месячный индекс тарифов в этом же ряду предыдущего года:


6)

      где:

      It – индекс тарифов за месяц t отчетного года к соответствующему месяцу предыдущего года;

      Itn – индекс тарифов месяца t отчетного года n в индексном ряду;

      It(n-1) – индекс тарифов месяца t предыдущего года n-1 в индексном ряду.

      Индексы тарифов с нарастающим итогом к соответствующему периоду предыдущего года определяются делением суммы месячных индексов тарифов индексного ряда сравниваемого периода с аналогичной суммой месячных индексов тарифов предыдущего года:


(7)

      где:

      Ip – индекс тарифов за январь-декабрь текущего года к январю-декабрю предыдущего года;

      Ipn1, Ipn2...Ipn12– индекс тарифов за январь, февраль,…, декабрь отчетного года n в индексном ряду;

      Ip(n-1)1, I(p-n1)2...Ip(n-1)12 – индекс тарифов за январь, февраль,…, декабрь предыдущего года n-1 в индексном ряду.

      Индексы тарифов за квартал к предыдущему кварталу рассчитываются как отношение суммы месячных индексов тарифов в индексном ряду, входящих в наблюдаемый период к сумме месячных индексов тарифов предыдущего периода:


(8)

      где:

      Ik– индекс тарифов II квартала к I кварталу;

      In1, In2,In3– индексы тарифов за январь, февраль, март отчетного года n индексного ряда;

      In4, In5,In6– индексы тарифов за апрель, май, июнь отчетного года n индексного ряда.