Оглавление

Об утверждении Методики расчета стоимости информационно-коммуникационных услуг для государственных органов

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 126. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13321. Утратил силу приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 1 июня 2018 года № 249 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра информации и коммуникаций РК от 01.06.2018 № 249 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 24) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику расчета стоимости информационно-коммуникационных услуг для государственных органов.

      2. Комитету по связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Қазанғап Т.Б.) обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение десяти календарных дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Министра


по инвестициям и развитию


Республики Казахстан

Ж. Касымбек


  Утверждена
приказом исполняющего
обязанности Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 28 января 2016 года № 126

Методика
расчета стоимости информационно-коммуникационных услуг
для государственных органов
1. Общие положения

      1. Настоящая Методика расчета стоимости информационно-коммуникационных услуг для государственных органов (далее – Методика), разработана в соответствии с подпунктом 24) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" (далее – Закон) и предназначена для расчета стоимости информационно-коммуникационных услуг для государственных органов.

      2. Информационно-коммуникационные услуги классифицируются по видам и потребителям данных услуг в соответствии с Каталогом информационно-коммуникационных услуг, утверждаемым в соответствии с подпунктом 29) статьи 7 Закона (далее – Каталог).

      3. В Методике используются следующие понятия и сокращения:

      1) информационно-коммуникационная услуга (далее – ИК-услуга) – услуга или совокупность услуг по имущественному найму (аренде) и (или) размещению вычислительных ресурсов, предоставлению программного обеспечения, программных продуктов, сервисных программных продуктов и технических средств в пользование, включая услуги связи, посредством которых обеспечивается функционирование данных услуг;

      2) первичные документы – документы первичного учета начисленных доходов и понесенных расходов, включающие в себя счета на оплату выставленные и полученные, накладные, акты выполненных работ, акты приема-передач, инвентарные карточки, платежные ведомости;

      3) системное программное обеспечение – совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы прикладного программного обеспечения информационной системы и сетей передачи данных информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      4) косвенные затраты – расходы оператора за отчетный период, в том числе расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с несколькими информационно-коммуникационными услугами и подлежат распределению только между такими информационно-коммуникационными услугами, а также расходы оператора, которые связаны с деятельностью по предоставлению информационно-коммуникационные услуги и не имеют прямой причинно-следственной связи с информационно-коммуникационными услугами и требуют распределения между ними (расходы по себестоимости, расходы периода, административные расходы, прочие расходы);

      5) услуга по аренде информационно-коммуникационной инфраструктуры – информационно-коммуникационная услуга в виде предоставления за плату во временное владение и пользование нанимателю информационно–коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" для размещения вычислительных ресурсов обработки, хранения, передачи информации;

      6) сервисный программный продукт – программный продукт, предназначенный для реализации информационно-коммуникационной услуги;

      7) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее –оператор) – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложено обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      8) услуга по аренде платформы – информационно-коммуникационная услуга в виде предоставления за плату во временное владение и пользование системного программного обеспечения, прикладного программного обеспечения общего назначения и стандартных решений, размещенных на информационно–коммуникационной платформе "электронного правительства";

      9) услуга по аренде программного обеспечения - информационно-коммуникационная услуга в виде предоставления за плату во временное владение и пользование программного обеспечения и сервисных программных продуктов, размещенных на информационно-коммуникационной платформе "электронного правительства";

      10) прямые затраты – расходы оператора за отчетный период, включая расходы по фиксированным активам, которые имеют прямую причинно-следственную связь с конкретной информационно-коммуникационная услугой (расходы по себестоимости, расходы на финансирование и другие расходы);

      11) IAAS (infrastructure as a service) – инфраструктура как услуга;

      12) PAAS (platform as a service) – платформа как услуга;

      13) SAAS (software as a service) – программное обеспечение как услуга;

      14) WACC (weight average cost of capital) – средневзвешенная стоимость капитала.

      4. Распределение затрат осуществляется согласно распределению затрат на прямые и косвенные в соответствии с приложением 1 к настоящей Методике.

      5. Реализация ИК-услуг, оказываемых оператором государственным органам осуществляется в соответствии с Правилами реализации сервисной модели информатизации, утверждаемыми в соответствии с подпунктом 4) статьи 7 Закона (далее – Правила).

      6. Основополагающими принципами Методики являются:

      1) определение расчета стоимости ИК-услуг с учетом необходимого уровня покрытия рисков;

      2) прозрачность при отнесении и распределении доходов и затрат на соответствующие ИК-услуги.

      7. Методика не меняет порядок и форму представления оператором финансовой, управленческой и налоговой отчетности.

      8. При расчете стоимости существуют следующие виды ИК-услуги:

      1) услуга по аренде информационно-коммуникационной инфраструктуры (IAAS/PAAS);

      2) услуга по аренде программного обеспечения (SAAS), включающая в себя стоимость инфраструктуры (IAAS/PAAS).

      9. Порядок распределения затрат (процесс отнесения затрат к определенным видам ИК-услуг), устанавливается расчетными документами участников предоставления ИК-услуг Заказчику.

2. Расчет стоимости информационно-коммуникационных услуг
для государственных органов
Параграф 1. Определение расчета стоимости услуги по аренде
информационно-коммуникационной инфраструктуры (IAAS, PAAS)

      10. Расчет стоимости ИК-услуги за период:



      где,

      IAAS/PAAS - стоимость ИК-услуги как инфраструктуры (платформа как услуга, инфраструктура как услуга);

      D – прямые затраты за период;

      I – косвенные затраты за период;

      WACC – средневзвешенная стоимость капитала;

      В – база распределения за период. В зависимости от вида предоставляемой услуги определяется в количественном либо временном измерении (одно рабочее место, абонентская плата, канал связи, объем трафика, абонентская плата за месяц, год). Показатель базы распределения может быть определен в Каталоге, в плане развития, бюджете.

      11. Распределение косвенных затрат для каждой ИК-услуги производится оператором самостоятельно по удельному весу затрат, приходящихся на каждую ИК-услугу в общей сумме затрат по всем ИК-услугам оператора за период.

      12. Показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACC) используется для определения требуемого уровня рентабельности с учетом стоимости капитала и рисков и рассчитывается согласно расчету WACC в соответствии с приложением 2 к настоящей Методике.

      13. Расчет WACC производится один раз в год в период утверждения соответствующего бюджета оператора, но не позднее 3-х месяцев до дня предоставления государственными органами бюджетной заявки по информатизации на рассмотрение.

Параграф 2. Определение проведения расчета стоимости
услуги по аренде программного обеспечения (SAAS)

      14. Расчет стоимости услуги по аренде программного обеспечения производится по следующей формуле:



      где,

      SAAS – стоимость ИК-услуги как сервис за год;

      IAAS/PAAS – годовая стоимость аренды услуги по аренде информационно-коммуникационной инфраструктуры, приведенная к затратам по обеспечению функционирования конкретного сервисного программного продукта и рассчитываемая согласно пункту 14 настоящей Методики;


– годовая стоимость аренды сервисного программного продукта.

      Сервисный программный продукт имеет следующие виды:

      1) заказной сервисный программный продукт, стоимость которого рассчитывается в соответствии с Методикой расчета и нормативы затрат;

      2) существующий сервисный программный продукт, стоимость которого рассчитывается поставщиком исходя из рыночной конъюнктуры.

      Существующий сервисный программный продукт выбирается заказчиками – потребителями в соответствии с Правилами.

  Приложение 1
к Методике расчета стоимости
информационно-коммуникационных
услуг для государственных органов

Распределение затрат на прямые и косвенные

Наименование затрат

Прямые

Косвенные

Себестоимость

+

+

Запасы

+

+

Оплата труда работников

+

+

Отчисления от оплаты труда

+

+

Амортизация нематериальных активов

+

+

Износ основных средств

+

+

Обслуживание и ремонт ос и нма

+

+

Расходы по транспортным услугам

-

+

Расходы по услугам связи

+

+

Консультационные расходы

-

+

Информационные услуги

-

+

Командировочные расходы

+

+

Представительские расходы

-

+

Затраты по охране труда и технике безопасности

+

+

Расходы по социальной программе

+

+

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет

+

+

Прочие расходы

+

+

Общие и административные расходы

-

+

Запасы

-

+

Оплата труда работников

-

+

Отчисления от оплаты труда

-

+

Амортизация нематериальных активов

-

+

Износ основных средств

-

+

Обслуживание и ремонт ос и нма

-

+

Расходы по транспортным услугам

-

+

Расходы по услугам связи

-

+

Консультационные расходы

-

+

Аудиторские расходы

-

+

Информационные услуги

-

+

Командировочные расходы

-

+

Представительские расходы

-

+

Расходы, связанные с оказанием благотворительной и спонсорской помощи

-

+

Затраты по охране труда и технике безопасности

-

+

Расходы по социальной программе

-

+

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет

-

+

Расходы на содержание Совета директоров

-

+

Прочие расходы

-

+

Расходы от выбытия активов

-

+

Расходы от обесценения активов

-

+

Расходы по курсовой разнице

-

+

Расходы на финансирование

+

+

Прочие расходы

+

+

Расходы по корпоративному подоходному налогу

+

+

  Приложение 2
к Методике расчета стоимости
информационно-коммуникационных
услуг для государственных органов

Расчет показателя средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

      WACCUSD = Rd * Wd * (1-T) + Re * We,

      где

      Rd (Cost of Debt) – стоимость привлечения заемных средств

      Wd – рыночная доля заемных средств (D/(E+D),%)

      T (Tax Rate,%) – ставка налога на прибыль

      Re (Cost of Equity) – стоимость собственного капитала

      We – рыночная доля собственных средств (Е/(E+D),%)

      Определение стоимости заемного капитала (Rd)

      Стоимость заемного капитала (Cost of Debt) принимается на уровне ставок по имеющимся кредитам оператора (при условии, что они получены на рыночных условиях). В случае отсутствия у оператора заемных средств или их нерыночных условий, при определении стоимости заемного капитала применяется средняя ставка по кредитам для нефинансовых организаций на срок более года, выданным в долларах Соединенных Штатов Америки (далее – США), на основании данных Национального Банка Республики Казахстан (Статистический бюллетень Национального Банка Республики Казахстан), либо используются среднеотраслевые значения для отрасли.

      Определение рыночной доли собственных средств (We) и рыночной доли заемных средств (Wd)

      Ставка дисконтирования не зависит от структуры капитала оператора и способа, с помощью которого оператор финансировал приобретение актива, поскольку будущие потоки денежных средств, ожидаемые от актива, не зависят от того, каким образом финансировано приобретение актива.

      Для определения доли собственных (E/(E+D)) и заемных (D/(E+D)) средств используются среднеотраслевые значения для отрасли, из данных Статистических справочников с использованием наиболее полной базы за пятилетний период.

      Важно: данные должны совпадать с аналогичными показателями, использованными для расчета вlev (коэффициент бета) (далее –

lev).

      Определение стоимости собственного капитала (Re)

      При расчете стоимости собственного капитала рекомендуется применять САРМ (Capital Asset Pricing Model) – модифицированную модель оценки капитальных активов (далее – САРМ), позволяющей наиболее точно отразить риски, связанные с деятельностью оператора. При этом, ввиду отсутствия развитого фондового рынка в Казахстане, используются данные рынка США как наиболее развитого и представительного.

      Расчет стоимости собственного капитала производится по формуле:

      Re = Rf +

lev * (Rm – Rf) + S1 + S2 + S3, где

      Re – ожидаемая ставка дохода (на собственный капитал)

      Rf – безрисковая ставка (в США)


lev – коэффициент бета

      Rm – Rf – рыночная премия за риск инвестирования в акционерный капитал (в США)

      S1 – премия за страновой риск в сравнении с США

      S2 – премия за малую капитализацию (размер компании)

      S3 – премия за специфический риск

      Определение стоимости собственного капитала (Re)

      Определение безрисковой ставки (Rf)

      В качестве безрисковой ставки используется норма доходности по долгосрочным правительственным облигациям страны с высоким инвестиционным рейтингом со сроком погашения, равным сроку жизни предприятия.

      Определение коэффициента бета (

)

      Бета с учетом целевого соотношения долга и собственного капитала

lev рассчитывается по следующей формуле:

lev =

u * [1+ (1-t) x (D/E)], где

lev – коэффициент бета с учетом финансового риска

u – коэффициент бета без учета финансового риска (медианное значение коэффициента бета по сопоставимым компаниям); используются среднеотраслевые значения данного коэффициента для отрасли, рассчитанные NewYorkUniversity'sSchoolofBusiness (Damodaranon-line) или данных справочников IbbotsonAssociates, SBBI Yearbook с использованием наиболее полной базы за пятилетний период

      t – нормативная налоговая ставка в соответствии с налоговым законодательством Казахстана

      D/E – среднеотраслевой показатель соотношения собственных и заемных средств (например, по данным финансово-аналитического агентства Bloomberg или сайта Дамодаран)

      Важно: для значений вu, D/E применяются отраслевые показатели для развивающихся рынков.

      Определение Rm

      Rm – Долгосрочная доходность рынка акций США в целом (историческая доходность рыночного портфеля не менее чем за 40 лет). Рекомендуемые источники данных: Статистические справочники Асвата Дамодарана (http://www.Damodaran.com), Статистические справочники компании IbbotsonAssociates, SBBI Yearbook.

      Определение премии за страновой риск (S1)

      Премия за страновой риск рассчитывается как текущая разница между доходностью по ценным бумагам Казахстана, выраженным в долларах, и доходностью безрискового актива (безрисковой ставки США). В связи с отсутствием государственных ценных бумаг Казахстана номинированных в иностранной валюте, необходимо использовать для расчета доходность облигаций государственных компаний Казахстана (например, БРК). Сравниваемые ценные бумаги должны быть сопоставимы по условиям выпуска и срокам обращения и не должны содержать встроенных опционов. Рекомендуемые источники данных: Информационное агентство "Cbonds.ru" (http://www.cbonds.ru); Официальный сайт Федеральной резервной системы США (http://www.federalreserve.gov).

      Определение премии за малую капитализацию (S2)

      Показатель рассчитывается как разница между средними историческими доходностями по инвестициям на фондовом рынке США и по инвестициям в бизнес компаний в зависимости от ее капитализации.

      15. Определение премии за специфический риск S3. Основными факторами, оказывающими влияние на специфический риск действующего предприятия, являются:

      1) зависимость от ключевых сотрудников;

      2) качество корпоративного управления;

      3) зависимость от ключевых потребителей услуг;

      4) зависимость от ключевых поставщиков.

      16. Для расчета премии за специфический риск используется следующий алгоритм:

      1) определение степени риска по каждому из приведенных выше факторов с присвоением условного балла согласно Таблице 1;

      2) на основе совокупного риска по всем факторам определяется значение специфического риска предприятия путем сложения всех баллов и деления полученной суммы на 4 (число факторов риска);

      3) в зависимости от полученного значения специфического риска в баллах присваивается премия за специфический риск согласно Таблице 2.

      Таблица 1

Алгоритм определения степени риска

Фактор риска

Степень риска

Низкий балл

Средний балл

Высокий балл

Зависимость от ключевых сотрудников

1

2

3

Качество корпоративного управления

1

2

3

Зависимость от ключевых потребителей услуг

1

2

3

Зависимость от ключевых поставщиков

1

2

3

      Таблица 2

Алгоритм расчета премии за специфический риск

Степень риска

Рассчитанное значение

Размер премии, %

Низкая

>1, но

1,5

0-0,5

Средняя

>1,75, но

2,25

1-1,5

Высокая

>2,75, но

3

2-3


      Для денежных потоков в тенге, должен быть произведен перевод ставки дисконтирования WACCUSD для инвестиций в тенге в соответствии с формулой:

      WACCKZT = (1+WACCUSD) * 1+ rcur /1+ rusd - 1,

      где

      WACCKZT – ставка дисконтирования для инвестиций в итоговой валюте денежных потоков (тенге);

      WACCUSD - ставка дисконтирования для инвестиций в долларах США;

      rcur – долгосрочная инфляция в Казахстане;

      rusd - долгосрочная инфляция в США.