Об утверждении Правил организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 52. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 февраля 2016 года № 13201.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 4) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правил организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      2. Департаменту кадровой работы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Абдигалиев А.У.) обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-лейтенанта полиции Демеуова М.Г.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


генерал-полковник полиции

К. Касымов


  Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 22 января 2016 года
№ 52

Правила
организации и осуществления учебного процесса,
учебно-методической и научно-методической деятельности в
военных, специальных учебных заведениях
Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Глава 1. Основные положения

      Сноска. Заголовок главы 1 - в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 22.01.2020 № 44 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Настоящие Правила организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") и определяют порядок организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – организации образования МВД).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) академический календарь – календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников), который утверждается начальником организации образования МВД на основании решения Ученого совета Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации. Академический период (семестр, триместр, квартал) и его продолжительность организации образования МВД устанавливают самостоятельно;

      2) научно-методическая работа – многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений организаций образования МВД, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и решения инновационных проблем образовательного процесса;

      3) лекция – вид учебного занятия составляющий основу теоретической подготовки обучающихся. Лекции представляют систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывающие состояние и перспективы развития соответствующей области научного знания, концентрирующие внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулирующие их активную познавательную деятельность и способствующие к формированию творческого мышления;

      4) рабочий учебный план (далее - РУПл) – учебный документ, разрабатываемый организацией образования МВД самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов обучающихся;

      5) рабочая учебная программа (силлабус) – документ, разрабатываемый организацией образования МВД для конкретной дисциплины рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы, утверждаемый начальником организации образования МВД;

      6) лабораторная работа – вид учебного занятия связующего теорию и практику, проводимый в целях практического освоения обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладения ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привития навыков работы с лабораторными установками, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой;

      7) профессиональная практика – вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в органах внутренних дел (далее – ОВД);

      8) учебно-методический комплекс специальности (далее – УМКС) – совокупность документов, содержащих методические указания по прохождению профессиональных практик, по выполнению дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций, и по итоговой государственной аттестации обучающихся;

      9) учебно-методическая работа - это деятельность организации образования МВД по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей;

      10) учения – форма практического обучения, способствующего проверке, уточнению и закреплению теоретических знаний и привитию обучающимся навыков в выполнении оперативно-служебных задач. Учения проводятся по специально разработанному плану (сценарию), в котором определяются тема, учебные цели, участники, район (место) и время проведения, даются краткие организационно-методические указания. При проведении учений с привлечением практических работников план согласовывается с руководством практических ОВД;

      11) учебный процесс – система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования в организациях образования МВД;

      12) расписание учебных занятий – документ, связывающий в единую систему звенья и элементы учебного процесса и регламентирующий учебную работу обучающихся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание учебных занятий утверждается заместителем начальника организации образования МВД и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала учебного процесса;

      13) учебно-методический комплекс дисциплины (далее – УМКД) – совокупность единичных учебных и методических материалов, направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных дисциплин, который разрабатывается на основе рабочей учебной программы (силлабуса);

      14) практическое занятие – вид учебного занятия проводимого для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний, полученных на лекционных и семинарских занятиях до уровня их практического использования;

      15) семинар – вид учебного занятия, проводимого по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной дисциплины и имеющий целью углубленного изучения содержания учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации;

      16) транскрипт – документ, содержащий перечень освоенных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов (часов) и оценок в буквенном и цифровом выражении;

      17) типовой учебный план – учебный документ, разрабатываемый на основе Государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования (далее – ГОСО), утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17669), регламентирующий структуру и объем образовательной программы по циклам дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов практик, итоговой аттестации;

      18) типовая учебная программа (далее – ТУПр) – учебный документ, который определяет содержание, объем и порядок изучения дисциплины обязательного компонента типового учебного плана, отражает круг основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для освоения, рекомендуемую литературу.

      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Министра внутренних дел РК от 22.01.2020 № 44 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок организации учебного процесса

      Сноска. Заголовок главы 2 - в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 22.01.2020 № 44 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Организации образования МВД осуществляют подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием в соответствии с:

      1) перечнем специальностей и квалификаций по образовательным программам, реализуемым в организациях образования МВД;

      2) ГОСО;

      3) академическим календарем;

      4) типовыми и рабочими учебными планами специальностей;

      5) типовыми и рабочими учебными программами по дисциплинам.

      4. Учебный процесс в организациях образования МВД осуществляется посредством избрания содержания образования, планирования учебного процесса, выбора форм и методов проведения учебных занятий, самостоятельной работы обучающихся, форм текущего, промежуточного и итогового контроля учебных достижений обучающихся.

      5. Структура содержания образования определяется в соответствии с требованиями ГОСО, рабочим учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.

      Структура образовательных программ формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

      6. Планирование и организация учебного процесса осуществляются в соответствии с ТУП и РУП, академическим календарем, расписанием учебных занятий.

      ТУП регламентирует структуру и объем образовательной программы по циклам дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов профессиональных практик, итоговой аттестации.

      В РУПл определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и вузовского компонента в кредитах, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля.

      РУПл разрабатывается на учебный год обучения и утверждается начальником организации образования МВД на основании решения Ученого совета и согласовывается с профильной службой Министерства внутренних дел (далее – МВД). РУПл служит основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

      Форма, структура и РУПл разрабатывается организацией образования МВД самостоятельно.

      7. Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой учебной дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

      8. Допускается освоение учебной дисциплины в течение нескольких академических периодов. По завершению изучения дисциплины обучающиеся сдают итоговой контроль в форме экзамена. Если дисциплина имеет продолжительность два и более академических периодов, по завершению каждого академического периода проводится промежуточный контроль в форме экзамена. Все виды профессиональных практик, курсовых работ (проектов) курсантов и научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов, докторантов оцениваются посредством защиты.

      9. Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 4 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах при переводе из других вузов, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов обучающихся в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости (GPA).

      10. В расписании учебных занятий содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия и изучаемых тем.

      Расписание учебных занятий должно соответствовать учебному плану и программам, отвечать основным педагогическим требованиям и составляться с учетом разрабатываемых структурно-логических схем изучения дисциплин.

      Изменения в расписании учебных занятий допускаются только в исключительных случаях на основании мотивированного рапорта (в произвольной форме) и с разрешения заместителя начальника организации образования ОВД, курирующего учебную работу.

      11. Реализация образовательных программ осуществляется на основе УМКС и УМКД, рабочих учебных программ (силлабусов) дисциплин.

      Форма, структура УМКС и УМКД, рабочих учебных программ (силлабусов) дисциплин разрабатывается организацией образования МВД самостоятельно.

      УМКС включает типовой учебный план, РУПл, методические указания по прохождению всех видов профессиональных практик, по выполнению дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций, магистерских проектов, по итоговой государственной аттестации обучающихся.

      Разработчик УМКС несет ответственность за качественную подготовку учебно-методических материалов, включенных в комплекс и их соответствие установленным требованиям.

      12. УМКД включает лист внесения изменений и дополнений в УМКД, типовую учебную программу дисциплины (для дисциплин обязательного компонента), рабочую программу дисциплины (силлабус), карту учебно-методической обеспеченности дисциплины, тезисы лекций, методические рекомендации по изучению дисциплины, методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ (проектов) и лабораторных практикумов (при предусмотрении в РУПл), материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся, программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий, перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий (при их наличии) с описанием целей их использования.

      УМКД рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Разработка, внесение изменений и дополнений в УМКД устанавливается организацией образования МВД самостоятельно. Разработка УМКД предусматривается для вновь вводимых дисциплин. Изменения и дополнения вносятся в существующие УМКД.

      УМКД хранится на соответствующей кафедре. В распечатанном виде представляются протокол (выписка) заседания кафедры о утверждении УМКД, лист внесения изменений и дополнений в УМКД, рабочая программа дисциплины (силлабус). Остальные элементы УМКД хранятся в электронном виде. Исключение составляют УМКД, разрабатываемые по дисциплинам с ограничительным грифом распространения, хранение которых осуществляется в соответствии с требованиями законодательства по защите государственных секретов.

      Кафедра разрабатывает УМКД и учебно-методические материалы, включенные в комплекс на основе рабочей учебной программы (силлабуса).

      13. Содержание всех учебных дисциплин определяется типовыми и рабочими учебными программами.

      14. Рабочая учебная программа (силлабус) входит в структуру УМКД, рассматривается на заседании кафедры и на заседании учебно-методического совета организации образования МВД.

      Структура учебной программы включают в себя титульный лист, предисловие, описание изучаемой дисциплины, ее цели и задачи, пререквизиты и постреквизиты, тематический план, содержание дисциплины (краткое описание каждой темы согласно тематическому плану), список рекомендуемой литературы, планы занятий с указанием темы, вида занятия, рассматриваемых вопросов, вида и содержания заданий, рекомендуемой литературы, планы самостоятельной работы обучающихся (с указанием темы, вида и содержания заданий), график выполнения и сдачи заданий по дисциплине, политика и процедура курса, вопросы и задания к рубежному контролю, вопросы и задания (при наличии) к итоговому контролю;

      15. Специальное учебное заведение МВД разрабатывает и утверждает учебную программу курсов повышения квалификации и переподготовки сотрудников ОВД, которая определяет продолжительность, содержание обучения и согласовывается с заинтересованными службами ОВД и кадровым подразделением МВД.

      Комплектование контингента обучающихся курсов повышения квалификации и переподготовки осуществляется в соответствии с Планом-графиком, который формируется на основе заявок служб ОВД и утверждается приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 15 - в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 22.01.2020 № 44 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. В организациях образования МВД устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, учения, все виды профессиональных практик. Проводятся и другие виды учебных занятий, вводимые по решению организации образования МВД.

      17. В организации образования МВД ведется следующая основная учетная документация:

      1) журнал учета учебных занятий, успеваемости и посещаемости учебной группы, с указанием наименование предмета, дата проведения занятия, тема, вид занятия и подпись преподавателя;

      2) ведомость итогового контроля;

      3) зачетная книжка обучающегося;

      4) сводная итоговая ведомость;

      5) журнал учета взаимных посещений учебных занятий кафедры, в котором указывается должность, звание и фамилия как посетившего, так и проводившего занятие, кроме этого указывается дата и цель посещения, дисциплина и тема с указанием продолжительности занятия, места проведения и краткое описание занятия. В журнале учета взаимных посещений учебных занятий кафедры отражаются результаты по посещениям занятий, положительный опыт и мнения посетившего занятие.

      6) журнал учета бланков дипломов;

      7) транскрипт;

      8) иная документация, по решению МВД или организаций образования МВД.

      18. Организации образования МВД устанавливают нормативы трудоемкости различных видов работ, исходя из их сложности, которые включают в себя учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работы, повышение квалификации, связь с практикой, несение службы и иные виды работ. Общий объем работ не превышает 1840 часов в течение учебного года.

Глава 3. Порядок осуществления учебного процесса в специальных учебных заведениях МВД

      Сноска. Заголовок главы 3 - в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 22.01.2020 № 44 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19. В организациях образования МВД учебный процесс осуществляется по кредитной технологии обучения в соответствии с настоящими Правилами и дистанционной технологии обучения в соответствии с Законом "Об образовании".

      20. Кредитная технология обучения в организациях образования МВД осуществляется на основе планирования последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы преподавателя и обучающегося.

      21. При кредитной технологии обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах.

      22. Трудоемкость одного кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося составляет 45 часов.

      23. Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.

      24. Содержание образовательных программ устанавливается соответствующими ГОСО и реализуется через учебные планы и программы.

      25. Организация образования МВД обеспечивает учебный процесс в полном объеме информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

      26. Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии в организациях образования МВД являются:

      1) унификация объема знаний;

      2) создание условий для максимального освоения теоретических знаний и практических навык обучающихся;

      3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

      4) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

      27. Кредитная технология обучения включает:

      1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

      2) использование интерактивных методов обучения;

      3) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

      4) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;

      5) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

      6) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

      7) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.

      28. Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на аудиторных занятиях рассчитывается по контактному времени работы преподавателя с потоком, группой, подгруппой. Затраты времени на индивидуальные виды работ с каждым обучающимся (прием заданий на самостоятельной работе обучающихся (далее – СРО), курсовых работ (проектов), прием экзаменов, в том числе в составе государственной аттестационной комиссии (далее – ГАК), руководство выпускными работами) рассчитываются на основе норм времени, установленных организациями образования МВД самостоятельно.

      29. Один академический час аудиторной работы составляет не менее 40 минут. Исключение составляют лабораторные занятия, а также занятия по физической культуре, в которых время контактной работы преподавателя с обучающимся составляет не менее 80 минутам (два академических часа).

      Один академический час всех видов профессиональных практик, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся составляет не менее 40 минут. Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими, рабочими учебными планами и учебными программами

      30. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам следующих видов учебной работы:

      1) аудиторной работы обучающегося на протяжении академического периода в виде семестра, равномерно распределенной по 1 часу в неделю;

      2) работы обучающегося с преподавателем в период профессиональных практик;

      3) работы обучающегося с преподавателем в период научно-исследовательской работы;

      4) работы обучающегося по написанию и защите дипломной работы (проекта), магистерской или докторской диссертации;

      5) работы обучающегося по подготовке и сдаче комплексного государственного экзамена по специальности.

      31. Учебная нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (не менее 40 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

      Поскольку один академический час аудиторной работы равен не менее 40 и 80 минутам, то академические часы аудиторной работы обучающегося дополняются соответствующим числом часов СРО таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка обучающегося в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам.

      Занятия по физической культуре не сопровождаются дополнительными часами СРО.

      Каждый академический час практики (кроме учебной) сопровождается соответствующим числом учебных часов дополнительной работы обучающегося: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и 7 часами – для исследовательской практики.

      Каждый академический час научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы обучающегося (магистранта, докторанта), включая выполнение магистерской или докторской диссертации, сопровождается 7 часами СРО.

      Каждый академический час итоговой аттестации обучающегося представляет собой учебный час контактной работы обучающегося с преподавателем по выполнению и защите дипломной работы (проекта), магистерской или докторской диссертации или работы обучающегося с преподавателем по подготовке и сдаче государственного комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации обучающегося сопровождается 6 часами СРО.

      32. Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы обучающегося на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы обучающегося на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

      Поскольку трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по не менее 40 минутам) для учебной практики, 30 часов (по не менее 40 минутам) для педагогической практики, 75 часов (по не менее 40 минутам) для производственной практики и 120 часов (по не менее 40 минутам) для исследовательской практики, то соответственно продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет 0.5 недели для учебной практики, 1 неделя – для педагогической практики, 2.5 недели – для производственной практики и 4 недели – для исследовательской практики.

      33. Планирование итоговой аттестации обучающихся и научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов и докторантов в неделях определяется исходя из нормативного времени работы обучающихся в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРО, при 6-дневной рабочей неделе).

      34. Одному кредиту научно-исследовательской работы магистранта

      (далее – НИРМ), экспериментально-исследовательской работы магистранта (далее – ЭИРМ), научно-исследовательской работы докторанта (далее – НИРД) соответствует 120 (15 х 8) часов работы обучающегося, то есть 2,2 недели.

      Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15 х 7) часов, то есть 2 недели. Из них 15 контактных часов работы обучающегося с преподавателем и 90 часов СРО.

      На подготовку и сдачу государственного комплексного экзамена по специальности отводится 2 недели (1 кредит).

      На подготовку и сдачу государственного комплексного экзамена по двум базовым и/или профилирующим дисциплинам отводится 4 недели (2 кредита).

      На написание и защиту дипломной работы (проекта), магистерской или докторской диссертации отводится соответственно 2, 3 и 4 кредита, то есть соответственно 4, 6 и 8 недель.

      35. Учебные занятия проводятся преимущественно в активных творческих формах (кейс-стади, деловые игры, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и так далее).

      Наполняемость академического потока и группы определяется организацией образования МВД самостоятельно.

      36. При кредитной технологии обучения самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (далее – СРОП), и на ту часть, которая выполняется полностью самостоятельно (СРОС – собственно СРО).

      Весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

      37. Доля СРОП (СРОП, самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (далее – СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее – СРДП)) в общем объеме СРО определяется организацией образования самостоятельно.

      СРОП является аудиторным видом работы обучающихся, которая выполняется им в контакте с преподавателем.

      В СРОП входят консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРО.

      38. В целях повышения качества реализации образовательной программы и обеспечения объективности оценки учебных достижений обучающихся процессы обучения и итогового контроля разделяются.

      39. Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от "А" до "D", "неудовлетворительно" – "F") с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-х балльной шкале.

      40. Организация системы контроля учебных достижений обучающихся осуществляется подразделением мониторинга и контроля (оценки) качества образования.

      41. Подразделение мониторинга и контроля (оценки) качества образования ведет историю учебных достижений обучающихся в течение всего периода обучения, которая отражается в транскрипте по форме согласно приложению к настоящим Правилам.

      42. Транскрипт выдается по запросу обучающегося за любой период его обучения.

      43. Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.

      44. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля (экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости составляет 60% в итоговой оценке степени освоения обучающимся программы учебной дисциплины. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.

      45. Положительная итоговая оценка служит основанием для дополнения освоенных кредитов установленным количеством кредитов по соответствующей дисциплине и заносится в транскрипт обучающегося.

      При получении обучающимся по итоговому контролю (экзамену) оценки "неудовлетворительно", итоговая оценка по дисциплине не подсчитывается.

      46. Обучающийся, имеющий академическую задолженность по дисциплине, в следующем академическом периоде или в летнем семестре самостоятельно вновь проходит эту дисциплину, выполняет все требования текущего контроля, получает допуск и сдает итоговый контроль.

      47. По итогам учебного года с учетом результатов летнего семестра подразделение мониторинга и контроля (оценки) качества образования рассчитывает средний балл успеваемости (GPA) как средневзвешенную оценку уровня учебных достижений обучающегося.

      48. Для перевода с курса на курс организация образования МВД самостоятельно в разрезе курсов устанавливается переводной балл – величина минимального среднего балла успеваемости, допускающего перевод обучающегося на следующий курс.

      49. Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл, с целью повышения своего среднего балла успеваемости (GPA), предоставляется возможность самостоятельного изучения дисциплины и сдачи повторно экзамена по индивидуальному графику (за исключением дисциплины "Современная история Казахстана", по которой сдается государственный экзамен).

      50. При переводе и восстановлении обучающихся, выходе их из академического отпуска курс обучения определяется с учетом пререквизитов.

      51. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра является освоение обучающимся не менее 129 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практик, 2 кредита на подготовку, написание и защиту дипломной работы (проекта) или на подготовку и сдачу государственного экзамена по двум базовым и/или профилирующим дисциплинам, и 1 кредит на подготовку и сдачу государственного комплексного экзамена по специальности.

      52. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке магистров является освоение магистрантом:

      1) при научной и педагогической подготовке – не менее 59 кредитов, из них не менее 42 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики, не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы;

      2) при профильной подготовке – не менее 28 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее 48 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них соответственно не менее 18 и 36 кредитов теоретического обучения, не менее 2 и 4 кредитов практики, не менее 4 и 4 кредитов экспериментально-исследовательской работы.

      53. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке докторов философии (PhD) или доктора по профилю является освоение докторантом не менее 75 кредитов, из них не менее 15 кредитов теоретического обучения, а также не менее 5 кредитов практики и не менее 20 кредитов научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта (НИРД/ЭИРД).

      54. Обучающимся, освоившим профессиональную образовательную программу высшего и послевузовского образования и прошедшим итоговую аттестацию, присуждается соответствующая академическая степень "бакалавр", "магистр" и ученая степень доктор философии (PhD) или доктора по профилю и выдается диплом государственного образца с транскриптом.

      55. Обучающемуся по программе бакалавриата, сдавшему экзамены с оценками "А", "А-", "В+", "В", "В-" и имеющему средний балл успеваемости (GPA) за весь период обучения не ниже 3,5, а также сдавшему все государственные экзамены и защитившему дипломную работу (проект) с оценками "А", "А-", выдается диплом с отличием при отсутствия повторных сдач экзаменов в течение всего периода обучения.

Глава 4. Порядок организации и осуществления учебно-методической и научно-методической деятельности в специальных учебных заведениях МВД МВД

      Сноска. Заголовок главы 4 - в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 22.01.2020 № 44 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      56. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования МВД организуется в соответствии с Законом "Об образовании" и осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в организациях образования МВД и соответствующей инфраструктуре.

      57. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования МВД, реализующих образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного образования, а также специального первоначального обучения кандидатов на службу в ОВД включает следующие направления:

      1) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования;

      2) анализ влияния организации учебно-методической и научно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;

      3) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;

      4) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом научных и практических нужд ведомств МВД;

      5) разработка и внедрение учебно-методической и научно-методической документации по новым технологиям обучения;

      6) разработка и участие в конкурсах научных проектов, научно-методических разработок и внедрение их результатов в практическую деятельность ОВД, нормотворческий и учебный процесс;

      7) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;

      8) экспертиза учебников, учебных, учебно-методических пособий, диссертаций, монографий, научных статей, научно-методических разработок, проектов;

      9) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и научно-методическими разработками;

      10) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям;

      11) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, классификатора специальностей высшего и послевузовского образования, ГОСО;

      12) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и научно-методических, дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;

      13) разработка учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;

      14) экспертиза РУПл и силлабусов по дисциплине с учетом требований ГОСО;

      15) разработка учебников, учебно-методических и научно-методических комплексов, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов;

      16) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;

      17) организация и проведение тематических научных, научно-методических семинаров, конференций, вебинаров, совещаний по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы;

      18) организация, координация, анализ содержания и формы научно-исследовательской, научно-методической работы магистрантов, докторантов;

      19) организация и осуществление подготовки магистрантов, докторантов.

      58. Непосредственное руководство учебно-методической и научно-методической работой организации образования МВД осуществляет заместитель начальника организации образования МВД по учебной работе.

      Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений организации образования МВД осуществляют выборные представительные органы – методические советы.

      Создание, деятельность, состав и полномочия методических советов определяются организацией образования МВД.

      59. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляются во всех структурных подразделениях организаций образования МВД, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного образования, специального первоначального обучения кандидатов на службу в ОВД (методических объединениях, методических комиссиях, отделениях, отделах, кафедрах, факультетах, институтах и так далее), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы (управления), центры, кабинеты и так далее).

      60. Структурные подразделения организации образования МВД осуществляют следующую учебно-методическую и научно-методическую работу:

      1) руководство учебно-методической и научно-методической работой отделений, отделов, кафедр, факультетов, институтов;

      2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической и научно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими советами;

      3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию;

      4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической и научно-методической продукции.

      61. Формами коллективной методической работы являются методические комиссии кафедр, семинары и конференции.

      Деятельность методической предметной комиссии осуществляется на основании плана работы кафедры. Протокол заседания методической предметной комиссии является приложением к соответствующему протоколу заседания цикла, кафедры.

      62. Руководство методическими комиссиями в организациях образования МВД осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей. К работе методических предметных комиссий кафедр могут привлекаться сотрудники других подразделений.

      63. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования МВД, проходит обсуждение в методических комиссиях, кафедрах, методических советах организации образования.

  Приложение
к Правилам организации
и осуществления учебного
процесса, учебно-методической
и научно-методической
деятельности в военных,
специальных учебных заведений
Министерства внутренних дел
Республики Казахстан

      Форма

      _____________________________________________________________________

      (жоғары оку орнының атауы/ the name of High Educational Estabishment/

      _____________________________________________________________________

      наименование высшего учебного заведения)

      _____________________________________________________________________

Транскрипт /The transcript/ Транскрипт

      Серия №

      Т.А.Ә(бар болған жағдайда)./Name/Ф.И.О(при его наличии).

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Факультеті/Faculty/Факультет

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Мамандығы/Specialty/Специальность____________________________________

      Түскен жылы/Year/Год поступления_____________________________________

      Оқу тілі/Language/Язык_______________________________________________

Пәндердің аталуы/Courses/Наименование дисциплины

Кредит саны/

Credit hours/

Количество кредитов

Бaғa/Grade/Оценка

Пайызбен/

In persent/

В процентах/

Әріптік/

Аlphabetіс/

Буквенная

Балмен/

In points/

В баллах

Дәстүрлі жүйемен/

Traditional/

Традиционная

1

2

3

4

5

6

7















Кәсіптік практикадан өтті/Has passed professional
practice/Прошел профессиональные практики

Кәсіптік практикалардың түрлері/

The form of professional practice/

Виды профессиональных практик

Практикадан өту кезеңі/

The period of passage of practice/

Период прохождения практики

Кредит саны/

Credit hours/

Количество кредитов

Баға/Grade/Оценка

Пайызбен/

In persent/

В процентах

Әріптік/

Alphabetic/

Буквенная

Балмен/

In points/

В баллах

Дәстүрлі жүйемен/

Traditional/

Традиционная






















Білім алушылардың қорытынды аттестаттау/Final state
attestation/ Итоговая аттестация обучающихся

Мемлекеттік емтиханды

тапсырды/

Has passed the state examinations/

Сдал государственные экзамены

МАК-тың хаттамасының күні және нөмірі/

Date and number of the report of SAC/

Дата и номер протокола ГАК

Баға/Grade/Оценка

Пайызбен/

In persent/

В процентах

Әріптік/

Alphabetic/

Буквенная

Балмен/

In points/

В баллах

Дәстүрлі жүйемен/

Traditional/

Традиционная

Мамандық бойынша/

On a speciality/

По специальности






Пәндер бойынша/

On disciplines/

По дисциплинам












Қорытынды жұмысты орындады және қорғады/Has executed and has
defended degree work/Выполнил(а) и защитил(а) выпускную работу

Қорытынды жұмыстың тақырыбы/

Theme of degree work/

Тема выпускной работы

МАК күні және нөмірі/

Date and number of the report of SAC/

Дата и номер протокола ГАК

Кредит саны/

Credit hours/

Количество кредитов

Баға/Grade/Оценка

Пайызбен/

In persent/

В процентах

Әріптік/

Alphabetic/

Буквенная

Балмен/

In points/

в баллах

Дәстурлі жүйемен/

Traditional/

Традиционная









      Жалпы кредит саны/ Total Hours Passed/Общее число кредитов __________

      GPA__________________________________________________________________

      ЖОО бастығы /RECTOR/ Начальник ВУЗа (қолы/signature/подпись)

      Факультет бастығы /the DEAN/

      Начальник факультета (қолы/signature/подпись)

      Хатшы /SECRETARY/Секретарь (қолы/signature/подпись)

      М.О М.П. тipкeу №/registration №/регистрационный №______

      20____жылғы/year/год "___" ____________