В соответствии с подпунктом 30) пункта 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года "Об автомобильных дорогах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения.
2. Комитету автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Пшембаев М.К.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интернет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | А. Исекешев |
"СОГЛАСОВАН"
Министр обороны
Республики Казахстан
_______________И. Тасмагамбетов
23 февраля 2016 г.
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_______________Е. Досаев
18 февраля 2016 г.
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
______________ К. Касымов
15 февраля 2016 г.
Утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 1267 |
Правила
пользования автомобильными дорогами,
дорогами оборонного значения
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 21.11.2023 № 85 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Правила пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 30) пункта 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года "Об автомобильных дорогах" (далее - Закон), определяют порядок пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы;
2) автомобильная дорога – комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита;
3) Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами (далее – Национальный оператор) – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее полномочия, установленные Законом;
4) владельцы дорог – физические или юридические лица, являющиеся собственниками дорог или осуществляющие деятельность по управлению дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
5) дорожный орган – уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам, осуществляющий управление государственными автомобильными дорогами общего пользования;
6) автомобильная дорога оборонного значения – автомобильная дорога, необходимая для обеспечения обороны и оперативной переброски войск (сил) на стратегические направления Республики Казахстан, а также автомобильные дороги, соединяющие военные, государственные и специальные объекты и предназначенные для воинских перевозок, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения в условиях военного времени.
Глава 2. Порядок пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения
Сноска. Заголовок главы 2 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 21.11.2023 № 85 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Пользователи автомобильных дорог:
1) получают разъяснения от должностных лиц дорожного органа, уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям или его подразделений, а также от территориальных подразделений уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения о причинах прекращения или ограничения движения по автомобильным дорогам;
2) получают полную и достоверную информацию об условиях движения;
3) получают полную и достоверную информацию о стоимости проезда и протяженности платных автомобильных дорог (участков), о порядке пользования платной автомобильной дорогой (участком), ставках платы за проезд, порядке и способах оплаты, льготах по оплате проезда и других условиях;
4) осуществляют бесплатный проезд по платным автомобильным дорогам (участкам) в соответствии со статьей 5-2 Закона;
5) обжалуют действий (бездействия) должностных лиц дорожного органа в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
6) используют транспортные средства, обеспечивающие сохранность автомобильных дорог и дорожных сооружений и безопасный проезд по ним;
7) не осуществляют проезд без специального разрешения на транспортных средствах, по габаритам, массе и (или) осевым нагрузкам превышающих установленные приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 206 "Об утверждении Правил организации и осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11395);
8) не совершают действий, снижающих безопасность дорожного движения, способствующих возникновению перерывов в движении, снижению скорости транспортных средств, надежности автомобильных дорог и сооружений, их разрушению;
9) производят оплату за проезд по платным участкам на пункте взимания платы, при его наличии и/или списывается на арках контроля при наличии денежных средств на лицевом счету или счету государственного регистрационного номерного знака автотранспортного средства;
10) осуществляют проезд по соответствующей полосе движения транспортных средств согласно установленным информационным табло, дифференцированным по способам оплаты и (или) техническим характеристикам транспортного средства, соблюдают установленный Национальным оператором или иными управляющими автомобильными дорогами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, скоростной режим и дистанцию проезда.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта РК от 21.11.2023 № 85 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Владельцы дорог, ответственные за управление, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов, путепроводов, технических средств организации движения и других сооружений, в целях обеспечения безопасности движения транспортных средств на автомобильных дорогах:
1) ведут паспортизацию и инструментальное обследование автомобильных дорог;
2) обеспечивают достоверную информацию о состоянии дорог и сооружений на автомобильных дорогах;
3) очищают дороги и дорожные сооружения от снега в зимний период и принимать меры против скользкости покрытия в соответствии с планами зимнего содержания дорог;
4) совместно с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения и уполномоченным органом по чрезвычайным ситуациям ограничивают или закрывают движения транспортных средств в экстремальных условиях (неблагоприятные погодно-климатические условия, стихийные бедствия, пожар, потеря несущей способности автомобильных дорог) оповещая о таких условиях пользователей автомобильных дорог, а также при проведении ремонтно-строительных работ с уведомлением об этом местных исполнительных органов и пользователей автомобильными дорогами установлением соответствующих дорожных знаков и через средства массовой информации;
5) совместно с территориальными подразделениями уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения информируют дежурно-диспетчерские службы автовокзалов, организаций, а также территориальные подразделения уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения соседних областей и государственные органы по чрезвычайным ситуациям приграничных государств для принятия ими оперативных мер по предупреждению и устранению последствий и оказания содействия;
6) обеспечивают беспрепятственный проезд к месту происшествия транспортных средств дорожных, аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб;
7) ведут учет дорожно-транспортных происшествий, анализируют причины и условия, способствующие их возникновению, при взаимодействии с уполномоченном органом по обеспечению безопасности дорожного движения с целью разработки мероприятий по их ликвидации;
8) способствуют развитию сети линий связи и объектов дорожного сервиса;
9) обеспечивают возможную доврачебную медицинскую помощь и осуществляют меры по спасению участников движения в случаях аварий, автокатастроф, стихийных бедствий;
10) ведут учет состава, интенсивности и грузонапряженности транспортных потоков.
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом Министра транспорта РК от 21.11.2023 № 85 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. На автомобильных дорогах не допускается:
1) производство ремонтных и строительно-монтажных работ без соответствующего согласования с владельцами дорог, а также без уведомления органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" и в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 года № 4 "Об утверждении форм уведомлений и Правил приема уведомлений государственными органами, а также об определении государственных органов, осуществляющих прием уведомлений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10194);
2) повреждение дорог, дорожных сооружений, технических средств организации дорожного движения, зеленых насаждений и другого дорожного обустройства;
3) съезд и въезд транспортных средств, сельскохозяйственной и другой техники на дороги и проезд через них в неустановленных и не оборудованных для этого местах;
4) разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы всех видов транспорта;
5) учебная езда на дорогах;
6) проезд гусеничного транспорта, машин и механизмов, имеющих на колесах выступы, шпоры, цепи на автомобильных дорогах по автомобильным дорогам с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиям;
7) выполнение работ, связанных с вероятностью проливания горюче-смазочных материалов, ремонт и смазка транспортных средств, чистка и мойка транспорта (эти операции в случае необходимости производятся в специально оборудованных местах, а в исключительных случаях - на обочине);
8) загрязнение и загромождение проезжей части, обочин дороги, мостов, труб, канав, дренажных и водоотводных устройств и полосы отвода строительными материалами, сельхозпродуктами и другими предметами, а также провоз засоряющих дорогу и полосу отвода грузов без соответствующей упаковки, погрузка и выгрузка грузов на проезжей части;
9) устройство лагерей, палаточных и других городков отдыха, торговля в неустановленных местах в пределах полосы отвода дороги;
10) прогулки на проезжей части автомобильных дорог и мостов;
11) выжигание сухой травы в полосе отвода;
12) устройство пересечений автомобильных дорог высоковольтными линиями электропередач без предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность в случае обрыва проводов;
13) прокладка каких-либо коммуникаций (нефтепродуктопровода, водопровода, линиями связи и электропередачи, газопровода, канализации) в теле земляного полотна, а также под мостами и путепроводами без согласования владельцами дорог, согласно приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15 мая 2020 года № 292 "Об утверждении Правил оказания государственной услуги "Выдача технического условия для проектирования на пересечение автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения каналами, линиями связи и электропередачи, нефтепроводами, газопроводами, водопроводами и железными дорогами, другими инженерными сетями, коммуникациями, а также для строительства подъездных дорог и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования международного и республиканского значения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20658).
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта РК от 21.11.2023 № 85 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования, включая автомобильные дороги или их участки, переданные для реализации проекта государственного-частного партнерства, в том числе в концессию, или Национальному оператору в доверительное управление, отводятся в постоянное землепользование дорожному органу, во временное землепользование – поставщикам услуг, осуществляющим строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, в порядке, установленном Земельным Кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года.
7. Владельцы дорог, производящие строительство или реконструкцию дорог, восстанавливает участки земель, занимаемых дорогами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в соответствии с целевым назначением.
8. Содержание переездов через железнодорожные пути в одном уровне с автомобильными дорогами, а также всех видов шлагбаумов и охрана переездов осуществляются дистанциями пути железной дороги или владельцами соответствующих железнодорожных путей, а содержание путепроводов автомобильных дорог общего пользования через железную дорогу – владельцами дорог.
9. Во избежание загрязнения проезжей части основных дорог с усовершенствованием типов покрытий все съезды и выезды необходимо устраивать с твердым покрытием протяженностью не менее 50 м при супесчаных и песчаных грунтах и не менее 100 м при других видах грунтов, а на дорогах с гравийными покрытиями – не менее 25 м. Устройство твердого покрытия на выездах и съездах, пересекающихся и примыкающих к дорогам общего пользования, осуществляется предприятиями, организациями, хозяйствами, в ведении которых они находятся, и за счет их средств под техническим контролем дорожного органа.
10. В местах выезда транспортных средств на дороги с усовершенствованным покрытием ответственные за их пользование должностные или другие лица, организации, независимо от форм собственности, производящие земляные или строительные работы, обеспечивают очистку транспортных средств от грязи и не допускают попадания ее на проезжую часть.
11. При обнаружении на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях неисправности, угрожающие безопасности движения, немедленно сообщают об этом в дорожный орган или территориальным подразделениям уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.
12. В военное время автомобильные дороги общего пользования являются автомобильными дорогами оборонного значения Республики Казахстан.